Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЖАН-ПОЛЬ САРТР
(Jean-Paul Sartre)
ЖАН ПОЛЬ САРТР: ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА.
Сартр, Жан Поль (Sartre, Jean-Paul) (1905-1980), французский философ, писатель, драматург и эссеист. Родился в Париже 21 июня 1905. Окончил Высшую нормальную школу в 1929 и последующие десять лет посвятил преподаванию философии в различных лицеях Франции, а также путешествиям и учебе в Европе. Его ранние работы - это собственно философские исследования. В 1938 он опубликовал свой первый роман Тошнота (La Nausée), а в следующем году выпустил книгу небольших рассказов под названием Стена (Le Mur). Во время Второй мировой войны Сартр провел девять месяцев в лагере для военнопленных. Стал активным участником Сопротивления, писал для подпольных изданий. Во время оккупации опубликовал свой главный философский труд - Бытие и ничто (L'Être et le néant, 1943). Успехом пользовались его пьесыМухи (Les Mouches, 1943), развитие темы Ореста, и За запертой дверью (Huis clos, 1944), действие которой происходит в аду.
Признанный лидер экзистенциалистского движения, Сартр стал наиболее заметным и обсуждаемым автором в послевоенной Франции. Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал "Новые времена" ("Les Temps modernes"). Начиная с 1947 Сартр регулярно публиковал отдельные тома своих публицистических и литературно-критических очерков под названием Ситуации (Situations). Среди его литературных произведений наиболее известны - Дороги свободы (Les chemins de la liberté, 3 vols, 1945-1949); пьесы Мертвые без погребения (Morts sans sépulture, 1946), Почтительная потаскушка (La Putain respectueuse, 1946) и Грязные руки (Le Mains sales, 1948).
В 1950-е годы Сартр сотрудничал с Французской коммунистической партией. Сартр выступил с осуждением советского вторжения в Венгрию в 1956 и Чехословакию в 1968. В начале 1970-х годов последовательный радикализм Сартра проявился в том, что он стал редактором запрещенной во Франции маоистской газеты, а также принял участие в нескольких маоистских уличных демонстрациях.
К числу поздних работ Сартра относятся Затворники Альтоны (Les Séquestrés d'Altona, 1960); философский труд Критика диалектического разума (Critique de la raison dialectique, 1960); Слова (Les Mots, 1964), первый том его автобиографии; Троянки (Les Troyannes, 1968), по мотивам трагедии Еврипида; критика сталинизма -Призрак Сталина (Le fantôme de Staline, 1965) и В семье не без урода. Густав Флобер (1821-1857) (L'Idiot de la famille, Gustave Flaubert (1821-1857), 3 vols, 1971-1972) - биография и критика Флобера на основании как марксистского, так и психологического подхода. В 1964 Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе, заявив, что не хотел бы ставить под сомнение свою независимость.
БИОГРАФИЯ.
Французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. В 1964 году Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе. Жан-Поль Сартр родился он 21 июня 1905 года в Париже. Отец его, морской офицер, умер, когда мальчику было немногим более года, и Жан-Поля воспитывала мать.
"Когда мне было семь или восемь лет, я жил с овдовевшей матерью у бабушки с дедушкой. Бабушка была католичка, а дедушка - протестант. За столом каждый из них подсмеивался над религией другого. Все было беззлобно: семейная традиция. Но ребенок судит простодушно: из этого я сделал вывод, что оба вероисповедания ничего не стоят".
Окончив Нормальную школу, Сартр вскоре начал преподавать философию в одном из лицеев Гавра.
В 1929 году он познакомился с Симоной Бовуар. Бовуар решила для себя, что удел женщины - скука, тогда как ей хотелось испытать на свете все: и секс, и независимость, и профессиональную радость. Отбросив все условности, она взяла на себя роль крестной матери современного феминизма.
Он был небольшого роста, с брюшком, слепой на один глаз. Она отличалась элегантностью, одевалась либо в яркие шелка, либо во все черное. Впрочем, Бовуар пришла в восторг от щедрости и юмора, с которыми Сартр делился своими знаниями, и высоко оценила его интеллект.
В 1933-1934 годы Сартр был стипендиатом Французского института в Берлине, где погрузился в мир феноменологии Гуссерля, познакомился с публикациями Хайдеггера. С тех пор Сартр стал приверженцем феноменологии, благодаря которой он строил свое здание философии.
В последние предвоенные годы вышли в свет его книги "Воображение" (1936), "Воображаемое" (1939), "Эскиз теории эмоций" (1940). К нему приходит литературная известность. Наконец-то был напечатан его роман "Тошнота" (1938), первоначально отвергнутый издательством "Галлимар", и книга рассказов "Стена" (1939).
В мае 1940 года ударом танковой армады французский фронт был прорван, и через полтора месяца Третья Республика прекратила существование, а Сартр вместе с миллионом соотечественников оказался в лагере для военнопленных. В 1941 году Сартр был освобожден из заключения по состоянию здоровья и оказался в Париже. Здесь он организовал подпольную группу под девизом "Социализм и свобода". Название в высшей степени знаменательное: это политическое кредо Сартра, считавшего, что социализму (как он существовал в то время) не хватает свободы. Идея свободного социализма руководила действиями и мыслями Сартра почти четыре десятилетия его жизни. Если помнить об этом, то можно объяснить многие, на первый взгляд странные его поступки.
Ничего практически существенного группе Сартра сделать не удалось, зато он завершил онтологический трактат и поставил на профессиональной сцене первую пьесу "Мухи". И большой трактат (семьсот с лишним страниц), и короткая пьеса трактуют об одном и том же, хотя, разумеется, с разной степенью полноты, - о "свободе в ситуации", что, собственно, и является, по Сартру, определением человеческого существования (экзистенции). Отсюда и система его воззрений получила название "экзистенциализм".
Сартр поясняет, что его исследование направлено на то, чтобы описать человеческое существование. Его первоначальный интерес состоит не в том, чтобы сказать, на что должны быть похожи люди и на что они похожи в действительности. Таким образом, Сартр утверждает, что каждый должен делать свой собственный выбор своего мира. Однако здесь возникает проблема: ведь каждый должен делать то же самое. Выбор индивидуален, даже если один выбирает за всех людей.
В защиту своих идей от обвинения в пессимизме Сартр говорил, что неправильно рассматривать в таком духе его философию, "ибо ни одна доктрина не является более оптимистичной, так как у нее судьба человека помещается в него самого" ("экзистенциализм - это гуманизм").
Десять лет прошло, прежде чем Сартр уяснил себе, что никакой особой системы морали экзистенциализм не подразумевает, да и сама эта философская позиция - скорее "идеология", нежели философское постижение в собственном смысле слова. И этот акт индивидуального самопознания - итог целой серии "интеллектуальных экспериментов": прозаической трилогии "Дороги свободы" (1945-1949), теоретических эссе вроде "Что такое литература" (1947), и в первую очередь пьес, из которых особенный резонанс вызвали "Грязные руки" (1948) и "Дьявол и Господь Бог" (1951). Политическая деятельность Сартра принесла ему глубокое разочарование и привела к попытке радикально реконструировать свою мысль. Он задумал работу "Критика диалектического разума" в двух томах: первый - как теоретическое и абстрактное исследование, второй - как трактовку истории. Однако "Критика" так и не была завершена. Сартр отказался от второго тома после написания лишь нескольких глав. Первый том был опубликован в 1960 году и оценен как "монстр нечитабельности". Сартр ошеломил публику признанием, что в настоящее время один лишь марксизм становится "почвой всякой индивидуальной мысли и горизонтом всей культуры".
1960-е годы - апогей популярности Сартра, в 1964 году Шведская академия присуждает ему Нобелевскую премию по литературе. И снова Сартр изумил аудиторию: он отказался эту премию принять, чем вызвал самые разноречивые отклики. А он объяснил просто: не принял, потому что это имеет политический смысл и вполне определенный - включение в буржуазную элиту человека. В сентябре - октябре 1965 года Сартр выступал в Токио и Киото с циклом лекций "В защиту интеллектуалов", в которых противопоставил их "техникам практического знания". Подлинный же интеллектуал - "хранитель фундаментальных целей (эмансипация, универсализация, гуманизация человека...). С возрастом Сартр становился все непримиримей. Во второй половине 1960-х годов разгорелась война во Вьетнаме при самом активном участии США. Сартр становится председателем "общественного трибунала Рассела", целью которого было расследование фактов геноцида во Вьетнаме. "В 1945 году в Нюрнберге впервые возникло понятие политического преступления. Наш трибунал не предлагает ничего иного, как применить к капиталистическому империализму его же собственные законы. Юридический арсенал не ограничивается только нюрнбергскими законами, есть еще пакт Бриана-Келлога, Женевская конвенция и другие международные отношения".
Наступил 1968 год, который наложил определяюший отпечаток на всю оставшуюся жизнь Сартра. В мае разразились серьезные студенческие волнения в Париже, и 63-летний философ решил, что настал час свержения "диктатуры буржуазии". Особенно вдохновлял лозунг бунтующих студентов - "воображение к власти!", ведь воображение, по Сартру, - самая характерная и самая драгоценная особенность человеческой реальности. Он начал свою философскую работу с феноменологии воображения, набросок которой был опубликован еще в 1936 году, и ею же кончил, исследуя мир воображения Флобера. Но звонкие лозунги делу не помогли, правительство де Голля довольно быстро восстановило порядок, а Сартр окончательно махнул рукой на коммунистов, обвинив их в том, что они "боятся революции".
Весной 1970 года Сартр становится главным редактором маоистской газеты "Народное дело" с целью, как он сам рассказывал, в какой-то мере обезопасить своим авторитетом это издание от полицейских преследований, а для таких преследований основания были. Об этом можно судить даже по интервью, которое Сартр дал в 1972 году, - интервью, многозначительно озаглавленное "Я верю в нелегальность".
В 1979 году Сартр принял участие в последней политической акции своей жизни. Это было требование к правительству принять беженцев из Вьетнама, когда десятки тысяч человек на утлых суденышках вышли в открытое море, чтобы найти пристанище на чужой стороне; и немалое число их погибло... В последний раз старый философ продемонстрировал, что жизнь и свобода отдельного человека для него дороже идеологических догм. Печальным оптимизмом веет от его последней беседы со своим секретарем. "Видишь ли, мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел... Я думаю... будущее опровергнет много моих утверждений; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но во всяком случае История не спеша движется к осознанию человека человеком... Вот что дает тому, что мы сделали и сделаем, некоторого рода бессмертие. Иначе говоря, надо верить в прогресс. И это, может быть, одна из моих последних наивностей".
Официальных похорон не было. Жан-Поль Сартр, умерший в 1980 году, перед смертью сам просил об этом. Известный французский писатель, активный участник левого движения и крупнейший философ своего времени, превыше всего ценил искренность. Однако по мере того как похоронная процессия продвигалась по левобережному Парижу, мимо любимых писателем мест, к ней стихийно присоединились 50 тысяч человек.
ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Сартр (Sartre) Жан Поль (1905-1980) - французский философ, писатель, литературный критик, политический публицист. Пик мировой известности Сартра приходится на 1940-1950-е гг., когда он становится признанным лидером не только французских, но и всех европейских "прогрессивно мыслящих" интеллектуалов. Эта известность была обусловлена не столько содержанием высказываемых им идей, сколько яркостью и многообразием его присутствия в духовной атмосфере послевоенной Европы. "Тотальный интеллектуализм" Сартра позволяет рассматривать его не как философа, который также писал и художественные произведения, но скорее как автора, высказывавшего свои мысли "в разных регистрах" (М. Конта), активно вторгавшегося в новые пространства выражения, обусловленные прогрессом массмедиа. Философские произведения Сартра составляют семь томов его обширного наследия. Главные в этом плане работы: "Воображаемое" (1940); "Бытие и ничто" (1943); "Критика диалектического разума" (Т. 1 - 1960, Т. 2 - 1985). Но философским содержанием проникнуты и его многочисленные пьесы, биографии, автобиографии, романы, новеллы, статьи, заметки, выступления по радио и на политических митингах.
Сартр превращает в основной материал для философии свою собственную жизнь. Он вырос без отца, в католическо-протестантском окружении, в литературно-преподавательской среде. Отсутствие отца, пережитое как "отсутствие Бога", ранняя страсть к литературному творчеству определили философскую ориентации всей его дальнейшей жизни: "богоборчество", обусловленное отказом зависеть от внешнего "творца", от сущностной заданности человеческого бытия вообще; признание неукорененности человека в мире, выражающейся в фундаментальной случайности человеческого существования, противопоставленной необходимости бытия "по праву" как неподлинного, ложного образа человека.
Сартр с самого начала своего философского пути отверг альтернативы материализма и идеализма, в равной мере принимая их за виды редукционизма, сводящего личность либо к различным телесным комбинациям, либо к Идее, Духу, имеющим надындивидуальный характер. В любом случае, согласно Сартру, утрачивается автономность человека, делается невозможной его свобода и, следовательно, устраняется этический горизонт бытия. Не меньшую неприязнь вызывал у философа и вошедший в 1920-е гг. в моду психоанализ. Материя, Дух или Бессознательное одинаково "конструируют" человека. А что же остается на его долю? Понимание свободы у Сартра, которое он окончательно сформулировал в работе "Святой Жене", выглядит так: "человек есть то, что он делает из того, что из него сделали".
У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведенная в статье «Экзистенциализм это гуманизм» цитата: «Человек это будущее человека».
«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.
Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
Сартр являлся одним из виднейших французских феноменологов. С этим философским направлением он познакомился во время своей стажировки в Германии в 1933-1934. Первой его феноменологической, а также и собственно философской работой стала "Трансцендентальность Эго" (1934).
В дальнейших довоенных работах Сартр исследовал тему свободы сознания на примерах анализа эмоций, которые описываются в качестве вариантов магического поведения, "неантизирующего", т.е. отрицающего, "трудную" действительность ("Эскиз теории эмоций"), и работы воображения ("Воображаемое").
Все эти произведения можно рассматривать как предваряющие основной философский текст Сартра - трактат "Бытие и ничто". Пытаясь создать онтологию, основанную на феноменологическом методе, Сартр фиксирует наличие двух несводимых друг к другу способов бытия: бытия-в-себе и бытия-для-себя. Онтологический смысл первого способа - это простая данность, позитивность, самотождественность, неспособность быть инаковым. Такого рода бытие "есть то, что оно есть". Оно опознается как предметный мир, как природа, как сумма внешних сознанию обстоятельств, а также и как прошлое самого человека, как всякое "ставшее", которое нельзя сделать "не бывшим". Второй способ - это бытие, которое мы опознаем по специфически человеческой деятельности: вопрошанию, отрицанию, сожалению и т.д. Этот способ обнаруживает недостаточность, нетождественность себе его носителя. Такого рода бытие "есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть". Тем самым основным содержанием такого бытия является отрицание, которое возможно, если его онтологическим смыслом служит ничто, пустота, отсутствие. Существуя "из ничего", оно не определяется ни др. бытием, ни самим собой и потому тотально свободно, обнаруживается как непрестанный выбор себя, превосхождение и трансцендирование себя. Бытие-для-себя не выбирает свою фактичность, мир в котором оно есть, т.е. свою историко-социальную определенность, географические, политические, физические условия реализации свободы. Но оно ответственно за тот смысл, который придает этой сумме фактов, претворяя ее в некое значимое (и значит - общезначимое) место жизни, в конкретную ситуацию.
В послевоенный период академическая направленность интересов Сартра существенно трансформируется. Социальная и политическая ангажированность, близость к левым политическим движениям и интерес к проблеме судьбы индивидуальной свободы во внешнем мире с его насилием, отчуждением, эксплуатацией, в конфликтном поле исторической интерсубъективности обусловили обращение Сартра к философии Маркса. Сартр согласен с К. Марксом в том, что человек делает историю, основываясь на практике предыдущих поколений. Однако акцент делается Сартром на свободной проективности исторической активности, лишь частично детерминированной материальными условиями. Эта активность, направленная против "сериальности", инертности и разобщенности, представляет собой свободное соединение индивидуальных практик, где Я аккумулируют свою субъективность в Мы - подлинном творце истории. Высоко оценивая социальную философию Маркса, его подход к анализу конкретных исторических событий, Сартр объявляет марксизм "непревзойденной философией эпохи", ибо она рассматривает "человека в его целостности, т.е. исходя из материальности его положения", является "единственно возможной формой действительно конкретного знания" и "самой решительной попыткой осветить исторический процесс в его тотальности". Поскольку же "человеческое существование и понимание человеческого неразделимы", необходимо, по Сартру, дать экзистенциальное обоснование марксизма, соединить его с экзистенциализмом. Введение экзистенции, экзистенциального проекта в сердцевину знания в качестве основания означает для Сартра введение в универсальное знание об истории неустранимого своеобразия человеческой авантюры. Это, по Сартру, возвратит историческому событию его характер "переживаемого события", его неоднозначность и множественность измерений.
С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного способности творить свою историю.
Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
Отчужденный человек, по Сартру, не превращается в "вещь": через труд и действие он превосходит материальные условия, борется с отчуждением и, "несмотря ни на что, отвоевывает территории". Чтобы стать реальными условиями практики, материальные условия должны переживаться как "частные ситуации".
После смерти Сартра опубликованы его незавершенные философские работы "Тетради о морали" (1983), "Истина и экзистенция" (1989). Усилие Сартра заново определить и обосновать в пространстве современной философской мысли свободу человека и связанный с этим моральный пафос его философии определили мощное влияние его творчества на духовный климат Европы середине 20 в., вызвали горячий интерес и громкие споры.
Социальная философия Сартра его концепция истории способствовали значительному смещению интересов в сторону социальной проблематики во Франции и за ее пределами. В последние годы все большее внимание к себе привлекают этические и социально-политические взгляды Сартра, его биографический метод.
Воздействие Сартра на духовный климат эпохи было весьма разнообразным. Он способствовал радикальному повороту философии к сфере повседневности. Его послевоенные работы привлекали внимание к социальной проблематике, возвращая ее в сферу интеллектуальных приоритетов. Он был одним из немногих философов, кто в 20 в. внес радикальный вклад в преобразование марксистской исторической модели. Его экзистенциальный психоанализ, разрабатывавшийся на уровне биографий, и прежде всего многотомной биографии Г. Флобера, при всем неприятии им психоанализа "традиционного", также является важным элементом гуманитарных новаций 20 столетия.
Н. А. БЕРДЯЕВ И Ж.-П. САРТР: ДВА ПОЛЮСА
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Николай Бердяев и Жан - Поль Сартр два столь непохожих в своем творчестве философа, стали выразителями одного философского направления экзистенциализма. Оба философа пережили увлечение марксизмом: Бердяев в юности, а Сартр в зрелом возрасте. И Бердяев, Сартр почерпнули немало идей у такого направления, как гностицизм.
Сартр был одним из самых критикуемых Бердяевым авторов, причем, дело было не только в атеизме первого. Бердяев достаточно веротерпим и лоялен к мировоззрениям других философов, даже больше, он стремился «найти Бога» и у отъявленных атеистов, например, у Макса Штирнера (Бердяев, 2006a: 179). Да и Сартр утверждал, что суть дела не в том, существует ли Бог. Человек должен убедиться, что ничто не сможет его спасти от себя самого, даже самое достоверное существование Бога, «экзистенциализм не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бог существовал, это ничего бы не изменило» (Сартр, 1989: 344).
Сартр и Бердяев коренным образом расходились в вопросах онтологии. Бердяев утверждал, что данность бытия субъекту недоказуема, ни из чего не выводима, ее можно только принять. Но с другой стороны субъект не может рассуждать об эмпирическом мире, отделив его от себя, от своего «Я», представив его внешним, отчужденным. Мир объектов не существует сам по себе, он обретает существование, становясь природным миром человека. Бытие не отражается в сознании, а самораскрывается. «То, что называют бытием, определяется не мыслью, не познанием не идеей, а целостным субъектом, т. е. и чувством, и волей, и всей направленностью» (Бердяев, 2006a: 342).
В отличие от Бердяева, Сартр отделяет «бытие-само-по-себе» от вещественного материального начала окружающего мира. Есть бытие, как протяженная реальность и бытие-в-себе, которое существует, но, оно согласно воззрениям Сартра, ни есть ни реальность, ни потенция реальности, ни возможность, ни невозможность, оно просто Наличествует и превосходит всякое понимание, для разума оно непроницаемо, а значит бессмысленно. Сартр отрицал природу вещей (в существовании которой не сомневался Бердяев) «нет и той истинной природы, как сокровенной реальности вещи, существование которой можно предчувствовать или предполагать, но до которой никогда не добраться» (Сартр, 2002: 20). Видимость, согласно Сартру, отсылает нас не к скрытой реальности, а всего лишь к ряду своих проявлений: «явления, которые обнаруживают сущее, ни внутренние и не внешние. Все они стоят друг друга, все они отсылают к другим явлениям… ни одно из них не указывает на чтолибо позади себя; оно обозначает само себя (Сартр, 2002: 20).
Бердяев не принимал рассуждений Сартра и писал «Сартр… в сущности есть раб объектности, мира вещей, мира феноменов, который не имеет реальности в себе… Сартр хочет думать, что за являющимся не ничего, нет тайны» (Бердяев, 2006a: 345).
Как и Сартр, Бердяев замечал, что свобода не легкая, а трудная вещь, это долг человека и человек не может позволить себе такой легкости, как отказ от свободы. У Бердяева свобода выступала как сила, стихия; хаос, не выводимый из бытия. Русский экзистенциалист абсолютизировал свободу, дистанцируя ее как от Бога, так и от человека. Свобода Сартра, не имеет ничего общего с «бездонностью», Ungrund, «меоном». Свобода важнейшая характеристика человека, безусловный принцип существования. Свобода Сартра ситуационна. Она проявляется в конкретной ситуации, когда человек должен самостоятельно принять решение и возложить на себя ответственность за него. Так свобода превращается в бремя, человек обречен на свободу, и, это значит, бремя свободы несжимаемо.
Фактором осознания свободы выступает страх. Страх, по Сартру, это не синоним боязни. Боязнь всегда направлена на что-то отличное от человеческой сущности, так, человек, идущий по тропе над пропастью, может бояться камнепада. Но если он опасается, что оступится и упадет или, даже, сам бросится в пропасть это страх, а не боязнь. Человек, испытывающий страх, инстинктивно чувствует, как между прошлым и будущим вторгается ничто или свобода. В нерефлективных актах человек не сознает это «ничто», отделяющее «сущность от выбора» и поэтому не испытывает страха. Сартр в этом примере сравнивает страх с головокружением, которое охватывает человека на краю пропасти. Человек может попытаться «спрятать» от себя свою свободу, попробовать переложить свою ответственность на общество, на других индивидов, наконец, на божественное предопределение, но это будет самообман. Индивид не может избежать полной ответственности за выбор, она все равно, останется на его плечах. Все, что один человек может сделать для другого осветить возможные действия и значение свободы для обеспечения подлинного выбора.
Так как в концепции Сартра не находится места Богу, человек выступает и действует в абсолютном одиночестве, «мы одиноки и нам нет извинений» (Сартр, 1989: 327). У Бердяева, как и у других религиозных экзистенциалистов, проблема одиночества остро не стоит, Бердяев даже утверждал, что, именно, через момент одиночества рождается личность. Как заметил наш современник Сергий архиепископ Самарский и Сызранский (и Бердяев вполне мог подписаться под этими словами): «Одиночество существует для того, кто замкнут на себе… сама жизнь с Богом в душе это уже не одиночество» (Сергий, архиепископ Самарский и Сызранский, 2007: 253).
В работе «Экзистенциализм это гуманизм» Сартр цитирует столь уважаемого Бердяевым Достоевского, но делает из цитаты «если бога нет, то все дозволено» прямо противоположный вывод: «все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего, у него нет оправданий» (Сартр, 1989: 327). Выдвинув принцип «существование предшествует сущности», Сартр имел в виду, что человек рождается, «индивидом», а в жизненном процессе, под воздействием различных факторов становится личностью. Человеческая сущность возникает в экзистенциальных ситуациях. Человек становится человеком в опыте жизни и в перипетиях судьбы.
То, что Бердяев в своей концепции называл творчеством, Сартр определял, как «деятельность». Оба философа были уверены, что предметы эмпирического мира предстают перед человеком не для того, чтобы их пассивно созерцать, а чтобы ими активно пользоваться. Да, человек заброшен в мир, прикован к нему, но он не является заложником или рабом природы, ведь своими свободными творческими актами, он изменяет, «перекраивает» бытие под себя. «Действовать это значит изменять облик мира, иметь в распоряжении средство для достижения цели, создавать организационный и инструментальный комплекс» (Сартр, 2002: 445).
Человеческие желания Сартр толковал в том же ключе, что и Шопенгауэр. Пока человек живет, реализация одного его желания, влечет за собой появление новых желаний. Если все желания человека осуществлены, то он «метафизически умер», и это ничем не лучше реальной «физической» смерти. Человек в своих желаниях стремится ни ко всякому иному, а лишь к такому, которое может им усваиваться. Но Иное, как предмет желания человека всегда понимается, как Чуждое ему. Возникает парадокс, Иное как предмет желания, одновременно, и чуждо человеку, поскольку находится вовне его, и близко ему, так как должно быть обращено человеком в его собственную реальность.
Для Сартра ценности не существуют вне человека и не признаются им, а субъект сам определяет свои собственные ценности. Есть только одно бытие, посредством которого определяются ценности это человек, никакого «набора абсолютных и универсальных ценностей» не существует. Для Бердяева «всякая ценность есть лишь культурное выражение божественного в исторической действительности» (Бердяев, 2006b: 64). Но мир ценностей не есть неподвижное, идеальное бытие, возвышающееся над человеком, это мир, доступный человеку, усвояемый и изменяемый последним. Ценность не может быть только психологическим переживанием человека, она имеет под собой «глубинные основания».
Для Бердяева любовь интуиция личности, интуитивное проникновение в единственный и неповторимый лик другого человека. Любовь человека к человеку «одухотворена», проникнута высшим началом, но не исключительно духовна, она духовно - телесна. При этом любовь, согласно воззрениям философа, не имеет ничего общего с инстинктом продолжения рода.
Сартр противостоит взглядам Бердяева и в экзистенциальном анализе феномена любви. Когда два человека любят друг друга, каждый желает обладать свободой другого, обладать другим не просто как объектом, а как бытием-для-себя, так как именно свобода другого отделяет его или ее от любимого. Однако в конце оказывается, что все, чем обладают, это тело другого, другой как объект. А физическое обладание другим как объектом вовсе не равнозначно обладанию другим как свободой, как субъективностью, то есть цель, которая остается вне досягаемости. Процесс, которым любящий стремился достичь своей цели, по сути, ничего ему не дает. Поэтому любовь предстает, как противоречивое усилие преодолеть внешнее отрицание, сохраняя отрицание внутреннее.
Этика Сартра парадоксальна, но Сартр никогда не был проповедником аморализма. Для французского экзистенциалиста мораль всегда связана с выбором. Человек творит себя, выбирая мораль, а давление обстоятельств таково, что он не может не выбрать себе какой-нибудь определенной морали. В работе «Экзистенциализм это гуманизм», Сартр смягчает свои воззрения. Если в «Бытии и ничто» он провозглашал, что абсолютной истины не существует, у каждого своя истина и она глубоко субъективна, то позднее, признавал, «чтобы получить какую либо истину о себе, я должен пройти через другого. Другой необходим для моего существования, так же, впрочем, как и для моего самопознания» (Сартр, 1989: 336).
По мнению Бердяева, Сартр «очень низменно думает о человеке, считает его за ничто…» (Бердяев, 2003: 230). Стоит заметить, что согласно Сартру бытие и ничто две неразрывно связанные между собой стороны человеческой реальности. Французский философ использует понятие «ничто», не для определения пустоты, а для того, чтобы охарактеризовать, наличествующее, но неопределенное бытие. В таком же значении определение «ничто» присутствует и у Бердяева (Бердяев, 2006b: 20). Но лучше обоих мыслителей о данной проблеме высказался Макс Штирнер: «я ничто не в смысле пустоты, но творческое ничто, из которого я сам, как творец, творю все» (Штирнер, 2001: 29).
Сходны взгляды Бердяева и Сартра на социализацию. Социализация оказывается символом объективации, «овещвления», отчуждения человеческой реальности. У Бердяева социализация не созидает, а напротив, ограничивает личность. Социализация всегда частична, поверхностна, она никогда не распространяется на глубину личности. Социальное по Сартру сфера, где угасает субъективность, а свободная проективность разворачивается в тисках внешней обусловленности, т. е. лишь, по-видимости остается свободной проективностью, а, по сути, оказывается механической деятельностью в заданном режиме.
Мечта Бердяева объединение людей в свободном общении, «коммюнотарном» персонализме. У Сартра объединение людей, в принципе неосуществимо, во-первых, оттого что, конфликт составляет исходный смысл «бытия-для-другого», а во-вторых, объединение предполагает высший синтез «для-себя-бытия» и «бытия-для-другого», что невозможно, т. к. равносильно тождеству субъекта и объекта (в качестве «для-себя-бытия» я субъект, а как «бытие-для-другого» объект, разъяснял Сартр).
Резюмируя воззрения Сартра и Бердяева можно сказать, что для них, человек, существующий в мире, не такой, каким себя представляет, но такой, каким хочет стать. Человек не завершен и не совершенен, он творит себя в повседневном опыте, в жизненном испытаниях. А самым главным сходством в их воззрениях является то, что оба философа утверждают «гуманизм и творчество, как единственный выход из тошнотворности бытия» (Бердяев, 2003: 230).
Используемые сайты:
Используемая литература: