Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 4
- Фалес из Милета (ок. 625-547 до н.э.; VI в. до н.э.);
- Анаксимандр (ок. 610 - после 540 до н.э.; VI в. до н.э.);
- Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.; VI в. до н.э.);
- Пифагор (VI в. до н.э.);
- Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.; V в. до н.э);
- Ксенофан из Колофона (ок. 565-473 до н.э.; VI - V в. до н.э.);
- Парменид (конец VII-VI в. до н.э.). Поэма "О природе", где образно представлен путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину;
- Зенон Элейский (ок. 490-430 до н.э.; V в. до н.э.). "Акме", Апории, "Ахиллес" и "Стрела";
- Эмпедокл (ок. 490 - ок. 430 до н.э.; V в. до н.э.);
- Анаксагор (ок. 500-428 до н.э.; V в. до н.э.);
- Левкипп (V в. до н.э.);
- Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э.; V в. до н.э.);
- Протагор (ок. 480 - ок. 410 до н.э.; V в. до н.э.). Написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей;
- Горгий (ок. 483-375 до н.э. IV в. до н.э.). Труд «О природе»;
- Продик (род. между 470 и 460 до н.э.; V в. до н.э.);
- Сократ (469-399 до н.э.; V - IV в. до н.э.);
- Платон (427-347 до н.э.; IV в. до н.э.). «Учение о познании», «Диалектика единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя», Диалоги "Горгий", "Теэтет", "Федон", "Республика";
- Аристотель (384-322 до н.э.; IV в. до н.э.) Разработал проблемы диалога, оригинальное социально-философское учение, учение об "уме-перводвигателе";
- Антисфен (ок. 450 - ок. 360 до н.э.; V - IV в. до н.э.);
- Диоген (ок. 400 - ок. 325 до н.э. IV в. до н.э.);
- Пиррон (360-270 до н.э.; IV III в. до н.э.). Основатель скептицизма, прежде всего идеи безмятежности (атараксии). Не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно;
- Эпикур (341-270 до н.э.; IV III в. до н.э.);
- Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.; I в. до н.э.). Поэма "О природе вещей";
- Марк Аврелий (121-180; римский император с 161 г. н.э.; II в.). Труд "Наедине с собой";
- Сенека (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.);
- Плотин (ок. 205 - ок. 270; III в.). Учение о первой ипостаси - Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному экстазу;
- Прокл (ок. 410- 485; V в.).
- Августин (354-430; IV V вв.). "Против академиков", "О жизни блаженной", "О порядке", "Монологи", "О количестве души", "Об учителе", "О музыке", "О бессмертии души", "Об истинной религии", "О свободной воле", "Исповедь", "О граде (или государстве) Божйем";
- Авиценна. Под этим именем был известен в Европе Ибн Сина (ок. 980-1037; ХI в.). "Медицинский канон", "Книга исцеления";
- Аверроэс - арабский философ Ибн Рушд (1126-1198; ХII в.), Трактат "Опровержение опровержения";
- Абеляр (1079-1142; ХI ХII в.). Сочинения "Познай самого себя" и "История моих бедствий".
- Фома Аквинский (1225 или 1226-1274; ХIII в.). "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" (иногда именуется "Сумма философии"), трактат "О правлении князей";
- Роджер Бэкон (1214-1292; ХIII в.);
- Уильям Оккам (ок. 1300-1349; ХIV в.). "Бритва Оккама", или "Принцип бережливости".
- Джованни Боккаччо (1313-1375; ХIV в.). "Декамерон";
- Леонардо да Винчи (1452-1519; ХV ХVI в.);
- Николо Макиавелли (1469-1527; ХV ХVI в.);
- Мишель Монтень (1533-1592; ХVI в.). "Опыты";
- Пико делла Мирандола (1463- 1494; ХV в.). "Речи о достоинстве человека";
- Николай Кузанский (1401 -1464; XV в.);
- Джордано Бруно (1548-1600; ХVI в.). Создал философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым.
- Исаак Ньютон (1643-1727; ХVII ХVIII вв.). "Математические начала натуральной философии», "Оптика", "Начала";
- Фрэнсис Бэкон (1561-1626; ХVI ХVII вв.). В трактате "Новый органон" Бэкон развил новое понимание задач науки.
- Томас Гоббс (1588-1679; ХVII ХVII вв.). "Левиафан";
- Ренэ Декарт (1596-1650; ХVI ХVII вв.);
- Блез Паскаль (1623-1662; ХVII в.). Паскаль - один из основателей теории вероятностей ", "Мысли";
- Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677; ХVII в.). Учение "О Боге" ( учения о бытии);
- Джон Локк (1632-1704; ХVII- ХVIII вв.);
- Дэвид Юм (1711 -1776; ХVIII в.).
- Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778; XVIII в.). "Эдип" и шесть песен "Генриады", "Философские (или "Английские") письма", "Элементы философии Ньютона", "Философский словарь"; художественная проза Вольтера - это философские повести, философские романы Вольтера "Задиг", "Микромегас", "Кандид", исторические работы "История Петра Великого", "История Карла XII" и "Век Людовика XIV";
- Жан Жак Руссо (1712-1778; XVIII в.). Трактат "Об общественном договоре";
-Дени Дидро (1713-1784; XVIII в.). Труды "О человеке", "Об уме", "Мысли об объяснении природы", "Физиологические очерки", "Письма о слепых в назидание зрячим". Дидро написал огромное число работ по философии для своего детища - знаменитой "Энциклопедии".
- Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789; XVIII в.). Главное его сочинение "Система природы".
- Христиан Вольф (1679-1754; ХII - XVIII вв.) Систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры;
- Иммануил Кант (1724-1804; XVIII в.). «Учение о праве», «Учение о государстве», "Антропология с прагматической точки зрения";
- Иоганн Готлибк Фихте (1762-1814; XVIII - ХIХв.);
- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854; XVIII ХIХ в.). Труд "Система трансцендентального идеализма";
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831; XVIII ХIХ в.). Основные сочинения "Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук" ("Философия природы", "Философия духа" и др.), "Философия права", "Философия религии";
- Людвиг Фейербах (1804-1872; ХIХ в.). Труд "Сущность христианства".
- Артур Шопенгауэр (1788-1860; XVIII ХIХ в.). Труд "Мир как воля и представление";
- Серен Кьеркегор (1813-1855; ХIХ в.). Книга "Страх и трепет";
- Фридрих Ницше (1844-1900; ХIХ в.). Труд "Рождение трагедии из духа музыки", литературные произведения в виде броских афоризмов, парадоксальных выражений, памфлетов и притч.
- Анри Бергсона (1859-1941; ХIХ - ХХ в.);
- Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914; ХIХ - ХХ в.). Статьи Пирса: "Как сделать наши идеи ясными", "Определение веры";
- Эдмунд Гуссерль (1859-1938; ХIХ - ХХ в.). "Логические исследования";
- Вильгельм Дильтей (1833-1911; ХIХ - ХХ в.);
- Макс Шелер (1874-1928; ХIХ - ХХ в.). Труды "Сущность и формы симпатии", "Формы знания и общество", "Место человека в Космосе";
- Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955; ХIХ - ХХ в.). Книга "Феномен человека";
- Мартин Хайдеггер (1880-1976; ХIХ - ХХ в.). Труд "Бытие и время".
- Жан Поль Сартр (1905-1980; ХХ в.). Работы "Воображение", "Воображаемое";
- Огюст Конт (1798- 1857; ХVIII ХIХ в.);
- Бертран Рассел (1872-1970; ХIХ ХХ в.). Труд "Основания математики";
- Людвиг Витгенштейн (1889-1951; ХХв.). "Логико-философский трактат", "Философские исследования";
- Карл Поппер (1902-1994; ХХ в.).
- Михаил Васильевич Ломоносов (1711 -1765; ХVIII в.);
- Александр Николаевич Радищев (1749-1802; ХVIII в.). "Путешествие из Петербурга в Москву", трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии";
- Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856; ХVIII ХIХ в.);
- Алексей Степанович Хомяков (1804-1860; ХIХ в.);
- Иван Васильевич Киреевский (1806-1856; ХIХ в.);
- В.Г. Белинский (1811 - 1848; ХIХ в.);
- Н.Г. Чернышевский (1828-1889; ХIХ в.). Труд "Об эстетическом отношении к действительности";
- Н.А. Добролюбов (1836-1864; ХIХ в.);
- Д.И. Писарев (1840-1868; ХIХ в.);
- А.И. Герцен (1812-1870; ХIХ в.). "С того берега";
- Лев Николаевич Толстой (1828-1910; ХIХ- ХХ в.);
- Федор Михайлович Достоевский (1821 -1881; ХIХ в.). "О Великом Инквизиторе", "Бесы", "Идиот";
- Н.Ф. Федоров (1828-1903; ХIХ в.). Труд "Философия общего дела";
- Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900; ХIХ в.). Труды: "Оправдание Добра", "Кризис западной философии (против позитивизма)", "Философские начала цельного знания", "Критика отвлеченного начала", "Чтение о Богочеловечестве"
- НЛ. Бердяев (1874-1948; ХIХ- ХХ в.). "О назначении человека", "О смысле творчества", "О рабстве и свободе человека";
- П.А. Флоренский (1882-1937; ХIХ- ХХ в.). "Столп и утверждение истины (Опыт православной теодицеи в 12 письмах)";
- С.Н. Булгаков (1871 -1944; ХIХ- ХХ в.). "Свете Невечернем"; «Мастер и Маргарита»;
- И.Л. Ильин (1882-1954; ХIХ- ХХ в.). Произведение "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека".
- Геродот (ок. 485-ок. 425 до н.э.; V в. до н.э.);
- Фукидит (ок. 460-400 до н.э.; V в. до н.э.);
- Вико Джанбаттиста (1668-1744; ХVII ХVIII в.);
- Монтескье Шарль Луи (1689-1755; ХVII ХVIII в.). Труд "Дух законов";
- Кондорсе Жан Антуан (1743-1794; ХVIII в.). Труд "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума";
- Кинэ Эдгар (1803-1875; ХIХ в.). Труд по истории Французской революции;
- Тюрго Анн Робер (1727-1781; ХVIII в.);
- Тюрго А. «Рассуждение о всеобщей истории»;
- Гизо Франсуа Пьер Гильон (1787-1874; ХVIII ХIХ в.); -
- Тъерри Огюстен (1795-1856; ХVIII ХIХ в.);
- Минье Франсуа Огюст Мари (1796-1884; ХVIII ХIХ в.). Лучшая работа "История Французской революции";
- Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803; ХVIII ХIХ в.). Фундаментальный труд "Идеи философии истории человечества";
- Руссо Жан Жак (1712-1778; ХVIII в.); Социально-философское сочинение "О влиянии наук на нравы",О причинах неравенства, "Об общественном договоре";
- Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760-1825; ХVIII ХIХ в.);
- Маркс Карл (1818-1883; ХIХ в.). "Капитал";
- Энгельс Фридрих (1820-1895; ХIХ в.). "Диалектика природы";
- Конт Огюст (1798-1857; ХIХ в.);
- Спенсер Герберт (1820-1903; ХIХ ХХ в.);
- Дюркгейм Эмиль (1858-1917; ХIХ ХХ в.);
- Шпенглер Освальд (1880-1936; ХIХ ХХ в.). Трактат "Пруссачество и социализм", "Человек и техника". "Годы решения";
- Вебер Макс (1864-1920; ХIХ ХХ в.).
Фалес из Милета произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем.
«Старше всех вещей - Бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего - Космос, ибо он творение Бога.
Больше всего - пространство, ибо оно вмещает все.
Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает все.
Быстрее всего - мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего - необходимость, ибо она одолевает всех».
Анаксимандр первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек.
Анаксимен полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.
Пифагор первый назвавший философию этим именем, организовал школу. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ.
Гераклит из Эфеса. Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом.
"Все течет!", "В одну и ту же реку нельзя войти дважды".
Кратил признавал всеобщую изменчивость вещей и высказывался о природе имени. Но если, по Платону, он заявлял что всякое имя обладает правильностью, обусловленной природой именуемой им вещи, то, по Аристотелю, ссылаясь на изменчивость, вообще отрицал какую-либо возможность правильно назвать вещь.
"В одну и ту же реку нельзя вступить не только дважды, но и единожды"
Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону - на устойчивость, сохранение вещей. Парменид утверждал - ничто не изменяется.
"Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто".
Ксенофан из Колофона. Высказал ряд оригинальных для своего времени мыслей, например о происхождении Земли, полагая, что она появилась из моря.. Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения "знания по мнению" и " знания по истине.
«Ничего нельзя знать достоверно!»; "Ясно никто не постиг ничего и никто не постигнет!"
Парменид. Философию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум. Центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия. Ценна такая идея Парменида: только бытие есть, небытия нет.
«В чувствах же точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами, не слушайте ушами, в которых раздается только шум, и не болтайте праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства».
Зенон Элейский развивал логику как диалектику.
"Если вы согласитесь остаться рабами из боязни мучений, которым, вы видите, что я подвергаюсь, то я могу только удивляться вашей трусости".
Эмпедокл. Существенны его заслуги в медицине: с него в европейской культуре начинается ее история. В своей трактовке бытия Эмпедокл берет исходным пунктом тезис, что в собственном смысле не может быть ни возникновения, ни гибели. Стремясь объяснить факт кажущегося возникновения и исчезновения, находит объяснение в смешении первоначальных элементов - "корней" всего сущего - и распадении этой смеси. Эмпедокл развил идею элемента. Эмпедокл выдвинул такой, ставший знаменитым, принцип истинного познания: "Подобное познается подобным".
«Так из смешения стихий бесконечные сонмы созданий
В образах многоразличных и дивных на вид происходят».
Анаксагор так излагал свои воззрения: ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Таким образом все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. Впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала.
«Все есть многое"; но масса стихий сама по себе хаотическая».
Левкипп развил гипотезу атомизма. Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия.
Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала. Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности.
"Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством!"
Протагору принадлежит знаменитое положение: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Он говорил об относительности всякого знания. Написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.
Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо.
Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов, очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях.
Сократ. Заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, поставил в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души, возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: "Познай самого себя!"
"Худшее - это большинство!"
Платон. Согласно Платону, управлять государством должна аристократия. Тирания - наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Идея - центральная категория в философии Платона. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности.
"Мир - это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое - с человеческим".
Аристотель сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия ("не противоречь сам себе") и закон исключенного третьего ("А или не-А истинно, третьего не дано"). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве.
Антисфен проповедовал опрощение жизни: не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака.
Диоген упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания.
Пиррон - основатель скептицизма - прежде всего идеи безмятежности (атараксии).
Эпикур считал, что атомам присуща "свобода воли", которая и определяет "непременное отклонение". Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности.
"Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет". "Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом".
Марк Аврелий был убежден, что Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. Для него Вселенная - тесно связанное целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой.
"Люби человечество. Следуй Богу... И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем".
Сенека. Свобода - это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод.
Плотин. развивал идею действия "мировой души" по всему Космосу. Его идея: восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному - экстазу.
Прокл считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь (эрос), связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет нас с благостью богов.
Августин. Все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Вывод: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.
"Умственным взором я отделяю от вечного всякую изменчивость и в самой вечности не различаю никаких промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов".
Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога. В трактовке универсалий он исходит из того, что общие идеи существуют трояко: до вещи в божественном разуме, в вещи как сущность единичного и после вещи в человеческом разуме, который абстрагирует общее из вещей.
Аверроэс исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Под "двойственной истиной" имеется в виду учение, согласно которому существует одна истина для науки, а другая - для религии.
Абеляр. Реальны отдельные предметы, но общие идеи - не пустой звук: они соответствуют тому понятию (концепту), которое образует наша духовная реальность.
"Понимаю, чтобы верить".
Фома Аквинский. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики. Разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются "истины разума", а второй - "истины откровения". Придерживался идеи бессмертия души. Завершил построение здания католической теологии.
Роджер Бэкон. Исходные принципы его философии состоят в том, чтобы прежде всего преодолеть преграды в сознании людей. По Р. Бэкону, существуют четыре величайших препятствия к постижению истины: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью.
Уильям Оккам утверждал, что предмет всякого познания - только единичное, индивидуальное, различая при этом познания интуитивное и абстрактное. Он внес существенный вклад в разработку логики.
"Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего".
Николо Макиавелли возвысил роль политической реальности, человеческой активности вообще, в частности политических страстей, интересов, утверждая, что от политических способностей и доблести зависят судьбы государства и народов: политика есть нечто основополагающее в жизни общества.
Мишель Монтень доказывает, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Монтень провозглашал идею естественного равенства людей.
Пико делла Мирандола основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения.
"Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала… ".
Николай Кузанский произвел революцию в астрономии, утвердив систему гелиоцентризма, развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе.
"Человек есть его ум".
Джордано Бруно. Философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей.
"Меня мало интересует то обстоятельство, что мои идеи могут противоречить взгляду многих лиц, раз они согласуются с разумом и опытом".
Исаак Ньютон в его воззрениях механическая причинность получила глубокое математическое обоснование. Вместе с тем, имея в виду мировоззренческий аспект трудов Ньютона, нельзя не отметить, что этот величайший ученый несомненно рассматривал свою научную работу в религиозном аспекте.
Ньютон пишет: "Рассуждение о Боге на основании совершающихся явлений, конечно, относится к предмету натуральной философии"
Фрэнсис Бэкон был блестящим оратором. Речь его всегда отличалась дельностью содержания и благородством изящного выражения. Он обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а "господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам".
"Знание - сила".
Томас Гоббс. Его общефилософские взгляды базируются на чисто механистическом принципе, согласно которому реальны только тела, а их атрибуты - величина, движение и свойства - субъективны. Все рассуждения людей уподобляются в конце концов только счету. Отрицал свободу воли, придерживаясь жесткого фатализма и отождествляя волю с природной силой.
Государство - это, согласно Гоббсу, "механическое чудовище".
Ренэ Декарт поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма. Одним из первых вплотную подошел к идее о единстве. Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Декарта является субстанция. Он установил два принципа для научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Анализируя природу души выявил рефлекторную основу психики.
"Я мыслю, следовательно, существую".
Блез Паскаль - один из основателей теории вероятностей. Утверждал идею трагичности и хрупкости человека и одновременно говорил о его достоинстве, которое состоит в акте мышления: человек - "мыслящий тростник", "в пространстве.
Доводы сердца", отличные от "доводов разума", превыше последнего.
Бенедикт (Барух) Спиноза решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов единой субстанции, - единственный принцип мирового порядка. Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.
"Свобода есть осознанная необходимость".
Джон Локк был противником подчинения знания откровению. Полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знани. Выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид - интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
"Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам врожденных идей о себе, …однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство... ".
Дэвид Юм. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: "Не знаю". Ведь человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя. Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ). Раньше других остро почувствовал надвигающуюся революцию, содействовал идеологической подготовке социального взрыва. Он возлагал надежды на мудрость и благость правителя, короля-философа. Он и философ, и популяризатор передовых естественно-научных идей, и поэт, и драматург, и романист, и историк.
"Осмельтесь мыслить самостоятельно!"
Жан Жак Руссо. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он способствовал приближению революции во Франции. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала.
"Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!"
Дени Дидро. Характерная черта его политического мировоззрения - остро выраженный демократизм. Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума.
" Я не могу отделить даже в абстракции пространства и времени от существования. Значит оба эти свойства существенно характерны для него".
Поль Генрих Дитрих Гольбах. Сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она - своя собственная причина.
Дал "классическое" определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.
Христиан Вольф. Впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.
Иммануил Кант. Разработал им гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас. Противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. В философии Канта нравственное слиянно с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей.
"Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими"
Иоганн Готлибк Фихте. Для Фихте подлинная реальность - единство субъекта и объекта; мир - это "субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект". Предлагает отличить и противопоставить реальное событие воображаемому, существующему лишь в сознании. Отсюда определение действительности: то, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни.
"У меня столь безудержное воображение, что оно позволяет всему моему духу непостижимо возвыситься над всеми вещами. Я принял более благородную мораль и вместо того, чтобы заниматься вещами, вне меня сущими, стал заниматься больше самим собой"
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Предпринял попытку философского обобщения достижений естествознания своего времени в самых различных областях. Он считал, что если в человеке духовное начало осознает себя, то в природе оно бессознательно. Движение от бессознательной духовности природно-сущего к сознанию проходит ряд прогрессирующих ступеней.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.
"Я говорю всегда - стремитесь к солнцу, друзья, чтобы скоро поспело счастье человеческого рода".
Людвиг Фейербах. Отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней.
"Не Бог создал человека, а человек создал Бога".
Артур Шопенгауэр уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизированно понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.
Серен Кьеркегор. Он отрицал единое идеальное начало мира, - будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Выдвинул идею "экзистенциального мышления": мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями.
Фридрих Ницше. Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как "волю к власти", волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как "разлагающие цельность человеческой природы". Ницше развивает элитарную концепцию абсолютного господства "высшей касты" - тех "немногих", которые "имеют право" воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть "общественной пользой".
"Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом? - ...Из-за власти!"
Анри Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена "вверх", а материя - "вниз". Материя, отождествляемая с прерывностью, пространством и миром "твердых тел", оказывает сопротивление жизни и становлению.
Чарлз Сандерс Пирс отрицал врожденные идеи и интуитивное познание, утверждал, что исходным пунктом познания выступает "видимость". Отводил большую роль "творчеству случайного" в движении и развитии сущего. Истина в трактовке Пирса - ясное, отчетливое, непротиворечивое на данной стадии развития знания.
Эдмунд Гуссерль. По Э. Гуссерлю, феноменология - это "строго научная философия" о феноменах сознания как о чистых "сущностях, образующих мир идеального бытия", о "самоочевидных логических принципах", дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода "феноменологической редукции".
Вильгельм Дильтей. Основоположник понимающей психологии и школы истории духа (истории идеи). Центральным для Дильтея является понятие "жизнь", культурно-исторические реалии. Человек, по Дильтею, не имеет истории, он сам - история. Дильтей выдвинул метод "понимания" как непосредственного постижения некоторой духовной целостности - в смысле целостного переживания.
Макс Шелер. Один из основоположников философской антропологии как, самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии - учения о ценностях. По Шелеру, формирование преимущественно экономических форм контроля в современном обществе ведет к господству научно-технических форм познания, враждебных реализации иерархически более высоких ценностей.
"В известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и Бога".
Пьер Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как едино-цельной системы. Он призывал к единению всех народов, единению науки и религии, а также мистики в качестве защиты от всех бедствий в современном мире.
Мартин Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался "забытым" традиционной философией. Хайдеггер стремился раскрыть этот смысл путем анализа проблемы бытия человека в мире.. Впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия.
Жан Поль Сартр. Основные проблемы его философских размышлений - суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как "принципиальной неполноты" и самосознательности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и "событийности истории" и мира.
Огюст Конт. Положительная философия, согласно О. Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями. Именно умственное безначалие является основанием великого политического и нравственного кризиса современных обществ.
Бертран Рассел - один из родоначальников логического атомизма и неопозитивизма. Логика составляет, по Расселу, сущность философии. Характерной чертой его теории познания явилась концепция "знания - знакомства", т.е. идея непосредственного познания в опыте чувственных данных и универсалий; все это выполняет роль "строительных блоков", из которых строится здание естественно-научного знания.
Людвиг Витгенштейн. Он полагал возможным и желательным сведение всего научного знания к логике и математике. Философия, по его мнению, должна описывать практику использования логических знаков.
Карл Поппер развивал идеи критического рационализма - теорию роста научного знания. Поппер выдвинул принцип фаллибилизма - признания принципиальной гипотетичности любого научного знания. Поппер выдвинул принцип, согласно которому одной из основных задач философии является демаркация - отделение научного знания от ненаучного.
Михаил Васильевич Ломоносов гениальный ученый-энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественно-научные проблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности, в филологию, к тому же незаурядный поэт. Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц - атомов, образующих более сложные формы - корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе "полной системы природы". Метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории.
"У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя".
Александр Николаевич Радищев рассматривал "картину человека" под углом вписанности его в систему природных связей, подчеркивая способность человека видеть во всем, в том числе и в самом себе, присутствие Бога.
"Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".
Петр Яковлевич Чаадаев. Согласно его концепции, физический мир построен из атомов и молекул, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое трактовалось Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Однако механицизм Чаадаева ограничивался миром физических явлений. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механистическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения.
"По-видимому, есть несколько способов любить свое отечество и служить ему... Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, - только ее не обманывать".
Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе.
Николай Гаврилович Чернышевский уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и, что очень важно, экономическими аспектами: для человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики Чернышевский проповедовал знаменитую идею "разумного эгоизма".
"Прекрасное - это жизнь".
Александр Иванович Герцен выдвигая общедемократические требования - освобождение крестьян с землей, общинное землевладение и уничтожение цензуры. Общефилософские проблемы, занимавшие интересы Герцена, - это единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски метода, в котором гармонично сочетались бы эмпирический и рациональные приемы человеческого ума.
"Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри".
Лев Николаевич Толстой. Подвергая критике общественно-политическое устройство России, уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Создал "истинную религию". Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений . Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.
"Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему"
Федор Михайлович Достоевский исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины.
"Красота спасет мир"
Н.Ф. Федоров в основу всей своей системы поставил идею "всеобщего спасения". Своеобразие мысли Федорова заключается в его непримиримом отношении к смерти, необходимости ее активного преодоления.
Владимир Сергеевич Соловьев первым в России создал свою особую философскую систему. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Три начала - благо, истина и красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма.
"Что же делала философия?" - "Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества... Она делает человека вполне человеком".
НЛ. Бердяев - философ и публицист. В начале своего творчества примыкал к "легальному марксизму", а позже, став активным противником учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества.
П.А. Флоренский. Космология у Флоренского развертывается в систему философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия.
С.Н. Булгаков был философом-богословом. В молодости испытал влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг. Углубив темы космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской философии.
И.Л. Ильин. Разработал собственную оригинальную онтологическую и теоретико-познавательную концепцию. Ильин рассматривал познание в контексте культуры, считая, что основной порок современной ему культуры и современного человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства.
По Аристотелю, бытие - это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности вещи); во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной формы); в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение (принцип причинности); в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели).
Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования: "Я мыслю, следовательно, существую". Это означает: бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания.
Г. Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека.
Свое крайнее выражение эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и утверждавшего: "быть - значит быть в восприятии".
По И. Канту, "бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении"
Для И. Фихте подлинное бытие - деятельность Я, а материальное бытие - ее продукт.
Г. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия - с чистого бытия. Чистое бытие настолько бедно и пусто, что оно неотличимо от Ничто. В зародыше, в потенции объединены и бытие, и небытие. Это двуликое тождество ничто и нечто - единство противоположностей, испытывающее "беспокойство", напряженность. Внутри него совершается скрытая "работа", ведущая к становлению, переходу ничто в нечто. Проходя шаги конкретизации, бытие и мышление могут различаться, совпадая не полностью, чтобы слиться при завершении системы.
"Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие"
Фейербах писал:"Человек под бытием, если он в этом отдает себе полный отчет, разумеет наличность, для-себя-бытие, реальность, существование, действительность, объективность"
Бертран Рассел пытался снять противопоставление объективного и субъективного существования в понятии "существование вообще".
М. Планк. Предмет метафизики, в ее первичном смысле, - рассуждения об абсолютном мировом целом, недоступном никакому чувству, а также о свободе воли, Боге, бессмертии, вечности и бесконечности и т.п.
"Точная наука никогда не может обойтись без реального в метафизическом смысле".
М.А. Булгаков: "Что такое официальное лицо или неофициальное? Все это зависит от того, с какой точки зрения смотреть на предмет. Все это... зыбко и условно. Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А бывает и наоборот, и еще как бывает!"
Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств.
Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. Какими бы абстрактными, естественнонаучными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком - с его внутренней сущностью или его потребностями.
Сократ: "Познай самого себя".
"Сложен всякий человек и глубок, как море, особенно современный, нервный человек" Достоевский Ф.М.
Фихте считал, например, что понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношения с другими людьми, т.е. вне общества.
"...Где-то в глубоком подполье, в подземных пластах человеческой мысли, мало-помалу накапливаются наблюдения огромной важности и созревают первоначальные порывы грандиозных обобщений будущего. И если кто-то, стоя на поверхности этого оживающего океана, зло и остро смеется над потугами связать мир астрономических и мир биологических явлений, то в глубине человеческого сознания уже много тысячелетий зреет вера, что эти два мира, несомненно, связаны один с другим. И эта вера, постепенно обогащаясь наблюдениями, переходит в знание. Нас перестают уже удивлять самые поразительные открытия". Чижевский А.Л.
Человек есть личность не по естеству, т.е. не по своей телесности, и не просто по духу, а по высокому уровню совершенства своего духа. Сравнительно с эмпирической личностью чистое Я представляет, по словам У. Джемса, гораздо более сложный предмет для исследования.
"Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность" Гегелъ Г.В.Ф.
Н.В. Гоголь, "...человек такое дивное существо, что никогда не можно исчислить вдруг всех его достоинств, и чем более в него всматриваешься, тем более является новых особенностей, и описание их было бы бесконечно".
По словам Н.А. Бердяева, "...личность человеческая более таинственна, чем мир", ее тайна "никому не известна до конца".
Аристотель: "Признавая познание прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно - знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ"
Быть может, "человеческая душа - это самая дивная на свете сказка? Какой прекрасный мир заключен в нашей груди! Никакая вселенная его не ограничивает, сокровища его превосходят неизведанные богатства всего зримого мира! До чего мертвой, нищенской, слепой, вак у крота, была бы наша жизнь, не надели мировой дух нас, наемников природы, неистощимой алмазной россыпью души, из которой нам светит в сиянии и блеске удивительное царство, ставшее нашим достоянием. Высоко одарены те, кто осознает в себе это богатство! Еще более одаренными и счастливыми должно почитать тех, кто не только умеет разглядеть в себе эту залежь драгоценных камней, но извлечь их наружу и огранить, чтобы они заиграли дивным огнем!" Гофман Э.ТА.
Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной.
Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе. Считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности.
Августин анализировал бессознательное в "Исповеди", где он сравнивал сферу воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением. То, что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной деятельности, составляет неосознанное.
Иное освещение вопрос о бессознательном приобрел в концепции Р. Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за пределами сознания протекают лишь чисто физиологические, а не психические процессы.
Б. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют. Само существование бессознательных мотиваций составляет человеческое бремя. Достижение же свободы основано на осознании человеком реальности внутри и вне себя.
Рассудок, говорил Б. Спиноза, абстрактен и действует по установленным, твердым правилам интеллекта, выводя на основе общих понятий заключения о явлениях мира.
В истории философской и психологической мысли впервые лишь Г. Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления - малые перцепции.
И. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией.
На огромной карте нашего духа "освещены только немногие пункты, - это обстоятельство может возбуждать у нас удивление перед нашим собственным существом; ведь если бы некая высшая сила сказала: да будет свет!, то без малейшего содействия с нашей стороны перед нашими глазами открылось бы как бы полмира (если, например, мы возьмем писателя со всем тем, что он имеет в своей памяти)".
Критическое отношение к рассудку отличало И. Канта, который считал, что мышление развивается от рассудка к разуму. Кант определял рассудок как познавательную способность, дающую возможность постижения общего в предметах. Для разума характерна не только критичность, но и самокритичность.
"Возражения против уверенности и самомнения нашего... спекулятивного разума даны самой природой этого разума...".
А. Шопенгауэр выдвинул иррационалистическую концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание.
Э. Гартман придерживался панпсихизма, признавая основой всего сущего бессознательное духовное начало, образующее абсолютное единство воли и идеи. Гартман положил в основу своей философии биологизированное понятие бессознательного, трактуемое им как "жизненная сила", проявляющаяся в инстинкте, в рефлекторных движениях как целительное начало природы. Бессознательное незаметно управляет человеческим разумом.
На необходимость самого скрупулезного исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании различного рода душевных отклонений и заболеваний, больше всех настаивал и, пожалуй, больше всех в истории науки сделал 3. Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному анализу.
Гераклит уловил разнотипность характера мышления. Разум состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи.
Сократ понимал под рассудком средний, характерный для многих уровень мышления, способность согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью.
Как утверждал Николай Кузанский. Существо рассудка - абстрактность. Разум мыслит и разрешает противоречия; он мыслит мир как процесс.
П. Гольбах, определял рассудок как вырабатываемое опытом и размышлением умение отличать полезное от вредного.
И.Г. Фихте, критикуя рассудок за индивидуализм, трактует разум как высшее развитие человеческого, общественного начала в человеке.
Разумная жизнь состоит в том, чтобы "личная жизнь посвящалась жизни рода, или в том, чтобы личность забывала себя в других".
По Г. Гегелю, суть работы рассудка состоит в разложении целостных объектов на составные части. Рассудок в отличие от разума рассматривает сначала общее, а только потом различие. Он зачастую соединяет одно с другим чисто внешним образом.
Рассудочное мышление говорит: "Разлука бережет любовь", но он же утверждает: "С глаз долой - из сердца вон".
«Из всех воров дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас и время, и настроение» . И.В. Гете.
Паскаль Б. «Мудрость - это не такое уж частое явление в суммарном бытии людей. К тому же жизнь показывает, что каким бы мудрым ты ни родился, жизнь нет-нет, да и поставит тебя в самое дурацкое положение».
Лосский Н.О. "Знание есть мысленное воспроизведение действительности"
Гегель строит свою систему одновременно как онтологию и как теорию познания: познание осуществляет у него идея, которая, развиваясь, познает самое себя.
"Дерзновение искания истины, вера в могущество разума есть первое условие философских знаний. Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего. Какого высокого мнения мы ни были бы о величии и могуществе духа, оно все же будет недостаточно высоким. Скрытая сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими". Гегель Г.В.Ф.
Кант констатировал, что мир познается всегда только в формах его данности человеку.
Кант проводит такое разграничение между открытием и изобретением: открывают то, что существует само по себе, оставаясь неизвестным, например Колумб открыл Америку. Изобретение есть создание ранее не существовавшего, например порох был изобретен.
Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Кант отождествлял мораль с религией - "нравственный закон внутри нас".
Как говорил А. Эйнштейн, "самое непостижимое в этом мире то, что он постижим".
По словам Ф. Ларошфуко, люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их кругозора. Однако в разумной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это - шаг к истине. Сомнение - червь, подтачивающий и разрушающий устаревшие догмы, необходимый компонент развивающейся науки. Нет познания без проблемы, но и нет проблемы без сомнения. Невежество утверждает и отрицает; знание - сомневается.
Настоящий ученый слишком много знает, чтобы разделять непомерный оптимизм, он смотрит на "сверхоптимистов" с тем оттенком грусти, с которым взрослые смотрят на игры детей. Мы достоверно знаем лишь сравнительно простые вещи. С полным сознанием скромности, подобающей глубоким умам, хорошо сказал И. Ньютон:
Познание умножает скорбь, говорит Екклесиаст.
Разум человека, по словам Рабиндраната Тагора, подобен лампе: чем ярче свет, тем гуще тень сомнений.
. Ф. Шлегель сказал так: "Чем больше знают, тем больше имеют еще для изучения".
По М. Шелеру, человеческое познание в значительной мере обосновывается опытом любовного отношения к миру; стало быть, без любви нет и познания.
А.С. Хомяков писал: знание истины дается лишь взаимной любовью . Опыт любви призван быть подкрепленным и откорректированным силой разума: вне усилий разума не дано постижение ценности значимого другого.
И.В. Гете: "Человек рожденный и развившийся для так называемых точных наук, с высоты своего рассудка-разума нелегко поймет, что может существовать также точная чувственная фантазия, без которой собственно немыслимо никакое искусство. Вокруг того же пункта ведут спор последователи религии чувства и религии разума; если вторые не хотят признать, что религия начинается с чувства, то первые не допускают, что она должна развиться до разумности"
Гете. "Тот, кто поставит себе за правило проверять дело мыслью, а мысль делом... тот не может ошибаться, а если он и ошибется, то скоро снова нападет на правильный путь"
Стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность.
Н Л.Н. Толстой: «Надо любить истину так, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной».
Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Декарт утверждал, что все вещи, познаваемые нами ясно и отчетливо, и на самом деле таковы, как мы их познаем.
Сократ говорил, что точное логическое определение понятий - главнейшее условие истинного знания.
Д.И. Писарев писал: "Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать... если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни"
Бройль Л: "Нельзя недооценивать необходимой роли воображения и интуиции в научном исследовании. Разрывая с помощью иррациональных скачков... жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение, индукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществить великие завоевания мысли; она лежит в основе всех истинных достижений науки... ".
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения. Аналогичные отношения существуют между философией истории и историей как конкретной областью знания: философия истории (историософия) образует особую грань социальной философии.
А. Сен-Симон так характеризовал основную, практически ориентированную задачу социальной философии: эта задача "заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих понять ее, чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области"
Геродот древнейший из историков, стремившийся описать не просто деяния людей, но и выявить их причины, чтобы найти истину и сохранить эти деяния в памяти потомков.
Фукидит ставил своей задачей отыскать истину в истории, выдвинул идею повторяемости исторических явлений, обусловленной неизменностью "человеческой природы
По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей.
Аристотель выдвинул положение, что человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врожденное неравенство способностей - исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций и места людей в обществе.
Лукреций считал, что причиной выхода человека из животного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня.
Свобода в поведении человека, по образному выражению Б. Спинозы, равносильна свободе камня, приведенного в движение по законам механики и воображающего, что он движется по собственному желанию.
Вико Джанбаттиста. Создал философско-историческую концепцию, предвосхитившую последующее развитие историософской мысли. Он отвергал идею фатализма в истории и не соглашался с тем, что история есть цепь случайностей или продукт хитрости и коварства пап и государей. Вико искал в истории объективный критерий, пытался вскрыть внутреннюю логику общественного развития, связь социальных событий. Вико выдвинул идею, что каждый народ в своей истории проходит определенные циклы развития: эпоху богов - детство человечества, эпоху героев - юность человечества и эпоху людей - зрелость человечества.
Монтескье Шарль Луи. Достоинство английской конституции он объясняет тем, что ее целью является политическая свобода, которая для гражданина есть спокойствие духа, проистекающее из уверенности в своей безопасности.
Кондорсе Жан Антуан проанализировал закономерности развития истории. Полагал, что в основе истории лежит безграничное совершенствование знаний. Он указывал на важное значение материальных и политических факторов в развитии общества.
"Момент, когда солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума; когда тираны и рабы, священники и их глупые или лицемерные орудия будут существовать только в истории и на театральных сценах...".
Кинэ Эдгар. В своем труде по истории Французской революции размышляет о том, почему революция не принесла французам политической свободы. Причину этого Кинэ видит в том, что французы недостаточно уважают индивидуальную свободу,
Тюрго Анн Робер прогресс истории он связывал с непрерывным совершенствованием человеческого разума, развитием искусства, науки.
"Не нужно думать, что люди когда-либо добровольно поставили над собой господина, но они часто соглашались подчиняться начальнику".
Гизо Франсуа Пьер Гильон рассматривал историю человечества как историю борьбы и победы буржуазии. Он утверждал, что должно быть установлено равноправное сотрудничество дворянства и буржуазии, а объединяющее начало этого союза он видел в монархии;
Тъерри Огюстен один из основоположников теории классовой борьбы. Он полагал, что нет перемен в общественном строе без перемен в собственности.
Минье Франсуа Огюст Мари одним из первых обратил внимание на роль борьбы классов в истории человечества, однако он сводил ее к борьбе сословий - аристократии и буржуазии.
Гердер Иоганн Готфрид стремился найти единство природы и истории человечества
Руссо Жан Жак. Главенствующая гуманистическая идея Руссо - проблема социального неравенства и его преодоления. Он искал пути перехода к разумно и справедливо устроенной общественной жизни, сформулировал и обосновал мысль о том, что частная собственность является причиной общественного неравенства, антагонизмов и возникновения государства.
"У нас есть физики, геометры, химики, астрономы, поэты, музыканты, художники, но у нас нет граждан...".
Сен-Симон Клод Анри де Рувруа. Его воззрения несут совершенно чуждую рационализму идею закономерности исторического процесса, идею, порожденную опытом революционных событий и освещенную достижениями естествознания. Идея закономерности - основной стержень всей его социально-философской системы. В своем понимании общественной жизни Сен-Симон сочетал религиозные воззрения с принципом историзма, социальной справедливости и глубокого гуманизма.
"Золотой век, который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас"
Маркс Карл и Энгельс Фридрих . Они сформулировали и развили основные принципы материализма, увязав эти принципы с революционным движением и программными принципами свержения капитализма и построения нового общества - социалистического и коммунистического. Особое место в марксизме занимала теория классов и классовой борьбы, с позиций которой рассматривалась вся история человечества.
Конт Огюст. Ввел в научный оборот термин "социология". Социологию Конт разделял на социальную статику, которая имеет дело с устойчивыми ("естественными") условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, которая призвана изучить динамику исторического развития человечества. На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса.
Спенсер Герберт. Трактуя общество как организм по аналогии с биологическим организмом, он истолковывал классовое строение общества, наличие в нем различных институтов также по аналогии с различными органами организма, выполняющими свои особые функции (например, голова уподоблялась правительству, сосудистая система - транспорту и т.д.). Основным законом социальной эволюции Спенсер считал выживание наиболее приспособленного общества, каковым, с его точки зрения, выступало общество, разделенное на классы.
Дюркгейм Эмиль. Социология у Дюркгейма обретает статус науки, имеющей свой специфический объект исследования и свои научные методы. Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Осознавая и глубоко чувствуя кризисное положение западного общества, Дюркгейм связывал идею преодоления этого кризиса с совершенствованием морали.
"Социальные факты нужно рассматривать как вещи".
Шпенглер Освальд считал, что прогресс, цель и человечество существуют лишь в головах поклоняющихся прогрессу обывателей. Культуры - это своего рода живые организмы, живущие под знаком подъема и упадка, роста и увядания, юности и старости.
Вебер Макс. В молодости его научные интересы были связаны с экономической историей. Желание реконструировать на основе современного состояния общества социальные и экономические явления исторического прошлого побудило Вебера разработать понятие идеального типа. Введение этого понятия является одной из первых попыток разработки научно-методологических приемов теоретического исследования в социологии.
По Веберу, глубинной основой человеческой мотивации в конечном счете оказывается смысл жизни, а важнейшей составляющей философии истории является философия мировоззрений. Вебер рассматривал человеческие действия с позиции их типичности как составляющие образа жизни, объединяющего образ действия и образ мысли в нечто единое, как оно есть на самом деле.