Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Понятие воспитание употребляется в 2 смыслах, в широком и узком:
Опр. ( широкий) общественное явление, воздействия общества на личность.
Опр. (узкий) специально организованная деятельность педагога и воспитанников по реализации целей образования в педагогическом процессе.
Ванной категорией теории воспитания должна стать воспитанность. Воспитанность результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет совокупность социальных отношений человека. Самовоспитание результат процесса воспитания, в результате которого личность принимает самостоятельные решения, относительно своей жизни в рамках принятых в обществе норм. Дальнейший процесс воспитания и формирования новых качеств осуществляется самостоятельно.
Виды воспитания в зависимости от деятельности воспитанника:
а) умственное;
б) нравственное;
в) трудовое;
г) физическое.
В зависимости от направлений воспитательной работы в образовательном учреждении:
а) гражданское (любовь к родине);
б) политическое;
в) интернациональное;
г) нравственное;
д) эстетическое;
е) трудовое;
ж) физическое;
з) правовое;
и) экологическое;
к) экономическое.
По институциональному признаку:
а) семейное;
б) школьное;
в) вне школьное;
г) профессиональное;
д) религиозное (необязательно);
е) по месту жительства;
ж) в детских и юношеских организациях;
з)в специальных образовательных учреждениях.
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками:
а) авторитетный;
б) демократический;
в) либеральный;
г) свободное воспитание.
По философской концепции:
а) прагматическое;
б) аксиологическое;
в)коллективное;
г) индивидуальное.
Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения .В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:
1) обучение - целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей;
2) воспитание - целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе.
Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах.
1. Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, ПТУ, вуз, учреждение дополнительного образования и др.), осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели - подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.
2. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность.
3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект (недаром в рамках любой формы обучения планируется воспитательная цель), реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Обучение и воспитание - это самостоятельные процессы, каждый из которых в целостной структуре образовательного процесса имеет свою специфику Целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т. е. формирование интеллектуальной культуры личности; цель воспитательного процесса - освоение норм поведения, т. е. формирование поведенческой культуры личности. Процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет четкие временные границы (учебный год, четверть, учебный день, урок), осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты замеряются на основе четкой нормы оценок; процесс воспитания не имеет четкой регламентации, во многом хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и количественных показателей. Хотя процессы обучения и воспитания оперируют общим понятийным аппаратом (цели, содержание, принципы, методы, формы, средства), конкретное содержание этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.
Главная задача - формирования гармонично развитой личности.
Главная цель сформировать у ребенка общечеловеческие ценности.
Специальные цели:
Вырастить новое поколение инициативными людьми, творческими, реагирующими на изменения, происходящие в обществе, честолюбива стремящимися к достижению успехов.
Специальные задачи:
Формирование нравственности;
Формирование всесторонне и гармонично развитой нравственной личности (главное качество интилегентность);
Формирование художественно-ценностного мира личности;
Формирование жизненной позиции личности;
Развитие социальных потребностей и интересов личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;
Формирование психологических качеств в контексте гармонично развитой личности (интеллект, воля, характер);
Формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности.
Являются противоречия:
Между усложняющимися социальными процессами и функционирующими системами воспитания;
Между притязаниями воспитанника и реальными возможностями образовательного учреждения;
Между возможностями воспитанника и требованиями педагога.
Средства способы организации воздействия педагогами на воспитанников.
Примеры: личный пример воспитателя; образцы поведения, демонстрирующие нравственные ценности; произведения искусства и культуры, задействованные в воспитательном процессе.
Средства воспитания по характеру воздействия на человека бывают прямые и косвенные. По включенности сознания воспитуемого и воспитателя средства делятся на осознанные и неосознанные. Средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
Методы (каким образом) способы воспитывающего воздействовать на воспитуемого.
Факторы влияющие на выбор методов:
1. особенности личности педагога;
2. профессионализм педагога;
3. цели;
4. средства воспитания;
5. условия;
6. формы организации воспитательного процесса;
7. индивидуальные особенности ребенка.
Классификация методов:
Методы содержания воспитания;
Методы воспитания деятельности и поведения;
Методы стимулирования.
Закономерности систематически повторяющиеся, не зависящие от человеческого фактора.
Воспитание ребенка осуществляется только в ходе его активной деятельности;
Содержание деятельности детей определяется их актуальными потребностями;
Развитие ребенка должно протекать в совместно разделенной с педагогом деятельности;
Отношение к жизни у детей должно быть ценностным;
Ребенок обязательно должен испытывать состояние успеха;
Воспитание имеет «скрытый» характер;
Целостный подход.
Ориентация на ценностные отношения;
Принцип субъективности;
Принцип принятие ребенка как данности.
Формы воспитания. Выделяют ряд функций: а) организаторская; б) регулирующая (важная роль педагога); в) информативная.
Классификация форм воспитания.
по количеству детей:
а) индивидуальные;
б) групповые;
в) коллективные;
г) массовые.
2. по преимуществу используемого средства:
а) игровые;
б) трудовые;
в) разные формы общения.
3. в зависимости от используемых методов:
а) словесные;
б) наглядные;
в) практические.
4. в зависимости от времени проведения:
а) кратковременные;
б) продолжительные;
в) традиционные.
5. в зависимости от времени подготовки:
а) экспромтные;
б) предусматривающие предварительную подготовку.
6. в зависимости от способа влияния педагога:
а) непосредственные;
б) опосредованные.
7. в зависимости от субъекта организации;
8. в зависимости от результата:
а) направленные на информационный обмен;
б) направленные на выработку общего решения;
в) направленные на создание общественно значимого продукта.
Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.
В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др.
Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия.
Учитывая мощный потенциал народной педагогики в воспитании личности, современная педагогическая практика возрождает национальную культуру регионов России. Проблемы изучения национального своеобразия воспитания и использования его в качестве средства воспитания подрастающего поколения исследуются в рамках этнопедагогики отрасли педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания. Для этого необходимы:
• приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;
• замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;
• обязательный учет национальных, интеллектуальных, художественных, этнических и иных традиций в оформлении школьных помещений, территории школы и микрорайона;
• восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;
• система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;
• прекращение толкования фольклора лишь как предыстории литературы, введение его как самостоятельной дисциплины с 1-го по 11-й класс, включающей изучение всех известных жанров в процессе параллельного обзорного ознакомления с народными духовными, нравственными, музыкальными, художественными, трудовыми, спортивными традициями, этикетом; поощрение специального факультативного и кружкового изучения песен, сказок, пословиц, загадок как самостоятельных учебных дисциплин;
• расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;
• максимально возможное воспроизведение в системе воспитания образа жизни народа, расширение числа национальных общеобразовательных школ повышенного уровня (гимназий, лицеев, колледжей, реальных училищ);
• укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;
• гарантии защищенности малых народов во имя национального согласия, межнациональной гармонии, отказ от традиционных формул насильственного приобщения их к более высоким культурам;
• аргументированное осуждение человеконенавистнических, шовинистических, великодержавных, имперских теорий в любой форме;
• расширение научных исследований в области проблем, связанных с этнопедагогизацией содержания и процесса образования; начало вузовской подготовки этнопедагогов, вплоть до университетской и аспирантской специализации.
Все государства мира полеэтничны, но в последние годы в разных странах мира происходит огромное количество межнациональных конфликтов.
Причины конфликтов:
Естественное стремление нации к сохранению независимости в условиях деформации межнациональных отношений;
Ущемление в ряде стран интересов национальных меньшинств;
Усиление националистических проявлений перерастающих в шовинизм (ненависть);
Боязнь растворения этноса в более в многочисленном и экономически стабильном;
Насильственное присоединение народа к другой государственности;
Некорректно установленные национально-территориальные границы;
Депортация народов, связанная с изменениями социально-политической ситуации;
Культурные и конфессиональныные различия народов страны.
О межнациональной терпимости говорили ещё в древности ( Демокрит, Сократ, Платон). Утверждали родственность красоты одного тела по отношению к другому. В средние века пропагандировались смирение и терпимость. В 16 веке программу «Пампедия» разработал Каменский. В этой программе говорилось о равном и обязательном воспитании всего человеческого рода. Каптеров уделял особое внимание взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. Педагогика межнационального общения опирается на труды Выготского. Согласно Выготскому, причины поведения лежат в исторически развивающейся культуре. В настоящее время мировая педагогическая мысль формируется правовыми документами разработанными ООН, ЮНЕСКА, конституциями и законодательными актами различных государств.
Цели:
Воспитать человеческое достоинство и чувство долга;
Формирование межнациональных отношений в духе толерантности;
Адаптировать знания к национальным и межнациональным аспектам;
Способствовать формированию глобального миропонимания.
Функции культуры межнационального общения:
1. Философско-культурологическая;
2. Образовательно-правовая;
3. Воспитательно-формирующая;
4. Психолого-развивающая;
5. Коррекционная.
Интеркультурное образование направленное на формирование уважающего другого человека, его права, для достижения взаимопонимания и принятия взаимоприемлемых решений.
Принцип интеркультурности лежит в полекультурном образовании.
Задачи:
Овладение культурой своего народа;
Формирование представлений о многообразии культур в мире и России;
Продуктивное взаимодействие с носителями разных культур;
Воспитание детей в духе мирного сотрудничества и толерантности;
Создание условий для решений этих задач.
В диалоге важен своевременный выбор роли, говорящего или слушающего.
8) Общечеловеческие ценности в воспитании;
Общечеловеческого ценности являются основой воспитания и обучения. Ценности рассматривают и разделяют не только относительно тому или иному времени, но и в качестве данного природой отдельно взятому человеку. Еще великие древне - греческие философы говорили о присущих человеческой сущности нравственных качеств для описания идеального человека. Говорят об общечеловеческих ценностях и религиозные книги (Библия, Коран и другие), представляя их в виде положительных норм поведения. И в практике советского образования обязательно принимались за основу общечеловеческие ценности. По Н.Д. Никандрову современные трудности образования и воспитания связаны, прежде всего, с тем, что на рубеже 1980-х - 1990-х годов была практически и сознательно разрушена система советского воспитания без адекватной ее альтернативы, хотя работа внешкольных организаций этого периода имели недостатки (показуха, политизация, авторитарный стиль работы). Подрастающее поколение было предоставлено само себе. Также Никандров видит вторую причину трудностей образования и воспитания, которая вытекает из первой, и имеет более широкую социальную обусловленность: «стало неясным, что же воспитывать, каким мы хотим видеть россиянина в наших специфических условиях переходного периода и в ближайшей перспективе. И это прямо подводит нас, к проблеме ценностей человека, общества и государства: ведь в интересах этих трех субъектов, как отмечается в Законе «Об образовании», должны осуществляется образование как процесс воспитания и обучения». Наше общество, действительно находиться в периоде экономической и социальной нестабильности, которое заставляет каждого из нас самоопределиться в жизни. И именно в такой период необходимо пропагандировать значимость общечеловеческих ценностей в первую очередь, для подрастающего поколения. Стабильное развитие ценностей формируют мотивацию поведения, гармонизируют отношения между людьми, определяют мировоззрение людей. Необходимо отметить, что процесс ориентации личности на те или иные ценности не проходит гладко. С одной стороны, каждый человек изначально, с момента своего рождения, находиться в мире культуры и имеет возможности для взаимодействия с ней. С первых лет своей жизни он усваивает язык, знакомиться с произведениями музыкального и изобразительного искусства приобщается к определенным правилам поведения, к существующим в обществе традициям и нравам. В своей деятельности, а также в своих поступках, мыслях и переживаниях школьник имеет возможности опираться на общечеловеческие духовные и нравственные ценности, на накопленный опыт общения и мировосприятие. Культура способна задать каждому из нас систему ценностных представлений, послужить базой для постановки и реализации познавательности, практических и личностных задач.
В то же время одно лишь присутствие человека внутри культурного пространства не гарантирует ему присвоения культурного опыта и ценностей культуры. Система ценностей у личности не возникает сама. Например, наличие книг в доме далеко не всегда приобщает детей и взрослых к чтению. Аналогично само по себе нахождение ученика на уроке не всегда способствует тому, чтобы он познал законы природы или исторические факты.
Ученик не может просто «взять» и «перелить в себя» существующие знания или иные культурные ценности. Он непременно должен переоткрыть их для себя, т.е. пропустить через свое сознание, пережить своими эмоциями, утвердить для себя. Должна состояться личная встреча ученика с культурной ценностью. «Культурные ценности, - отмечает М.М. Бахтин, - суть самоценности, и живому сознанию должно приспособиться к ним, утвердить их для себя… Этим путем живое сознание становиться культурным, а культурное- воплощение в живом…Всякая общезначимая ценность становиться действительно значимой только в индивидуальном контексте».
Процесс принятия и присвоения ценностей, называемый интериоризацией,
включает ряд условных этапов: познание ценности; перевод информации о ней на собственный индивидуальный язык; активную деятельность субъекта, в результате которой познанная ценность принимается или отвергается; включение познанной ценности в личностно признанную систему ценностей; изменение личностей, вытекающее из принятия или отрицания ценности.
Если личная встреча школьника с культурной ценностью не состоится, то она (культурная ценность) останется вне ученика и будет для него непонятной и ненужной. В результате за «бортом» сознания ученика не могут остаться и элементарные законы природы, и исторические события, и произведения литературы и искусства, и правовые нормы, и нравственные ценности общества. В таком случае могут утвердиться псевдоценности, когда круговая порука подменяет дружбу, бандитская разборка является единственно верным способом выяснения отношений, а сексуальные отношения трактуются как любовь.
Таким образом, человечество за многие века своего развития накопило достаточно много ценностей, которые могут служить ориентирами как в воспитательной работе учителя, так как и в процесс самовоспитания школьников. Речь идет об общечеловеческих ценностях, которые вырабатывались и отбирались на протяжении развития человеческих цивилизаций, выдержав испытание временем.
9) Базовые теории воспитания и развития личности.
Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого.
Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день.
По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием.
Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков.
Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание.
В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе(А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.).
Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности.
Современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.
Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.) которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом). Основные положения прагматической теории воспитания:
воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни;
опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности;
практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе;
содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка.
Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.
В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.
Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта.
Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):
отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;
гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;
создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.
На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.
Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться.
Неотомизм религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей».
Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.
Бихевиоризм (от англ. behavior поведение) психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке.
Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление».
Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной техники для обработки диагностических
данных.
10) Гуманизация воспитательного процесса.
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип - гуманизации. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:
"Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.