Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Курсовая работа на тему- Лексика со значением времени в поэзии Н

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра русского языка

Заочная форма обучения

Курсовая работа на тему:

«Лексика со значением времени в поэзии Н.Н.Асеева»

Выполнила

студентка III курса

Калинина Ольга Ивановна

Научный руководитель:

доцент Беляева Н.В.

Курск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

ГЛАВА I. Описание лексико-семантического класса обозначений

                 времени в русском языке....................................................................5

ГЛАВА II. Временные лексемы с точки зрения морфологии...........................9

      1. Имена существительные............................................................................9

      2. Имена прилагательные.............................................................................14

      3. Наречия......................................................................................................16

      4. Имена числительные.................................................................................18

      5. Словосочетания..........................................................................................19

ГЛАВА III. Лексико-семантическое значение слов категории времени.........21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................29

ВВЕДЕНИЕ

   Временные лексемы в русском языке характеризуются частотностью и употребительностью. Они актуальны в любой период развития языка, не имеют жанровых или стилевых ограничений и активно используются в любом контексте, поэтому неудивительно, что в процессе его функционирования они “обрастают”  различными ассоциациями и подвергаются семантическим изменениям. В различные периоды развития языка временная лексика являлась потенциальной базой для семантических преобразований.

   Использование временной лексики в языке художественных произведений всегда глубоко индивидуально.

   Объектом данной работы стали поэтические произведения Н.Н.Асеева.

   При упоминании имени Асеева чаще других цитируются обычно слова Маяковского: «Этот может. Хватка у него моя». Сказано точно, и оценка – высокая. Да и сам Асеев не раз подчеркивал близость своей поэтической судьбы и судьбы Маяковского, по праву гордился многолетней дружбой с «Владимиром Необходимовичем».

   Путь в поэзию начинался для Асеева на курской земле, ей посвятил он позднее цикл «Курские края», «Богатырскую поэму» - стихи, проникнутые сыновней признательностью, не иссякавшей с годами любовью к местам, которые не только «в жизнь показали пути», но и «звук свой в сердце вложили».

   Личность Асеева-поэта складывалась на протяжении более чем пятидесяти лет творческого пути и, конечно, не только в лирике. Помимо огромного количества лирических стихотворений, Асеев создал более двух десятков поэм, несколько десятков стихотворных фельетонов, семь книг прозы – художественной и критической, переводил на русский с украинского, польского, чешского, азербайджанского, армянского, испанского.

   В своей работе я пыталась найти ответ на вопрос о том, какое место занимает категория времени в лирике Асеева.

   В его поэзии временная лексика представлена чрезвычайно широко, и её единицы могут принадлежать к различным лексико-семантическим группам, связанным с представлениями о времени.

   Итак, цель работы: анализ лексем со значением времени в творчестве Н.Н.Асеева.

   Данная цель обусловила ряд задач:

1) изучить теоретический материал по темам «Лексическая семантика. Лексикология», «Морфология», критическую литературу о творчестве Н.Н.Асеева;

2) собрать картотеку;

3) проанализировать фактический материал с разных точек зрения;

4) описать собранный фактический материал;

   В качестве источника послужил сборник стихов: Асеев Н.Н. Избранное/ вступ. ст. и сост. А. Карпова. –  М.: Худож. лит.,1979. –  430 с.

ГЛАВА I.

Описание лексико-семантического класса обозначений времени в русском языке

   Категория времени, несмотря на принципиальную невозможность определить её сущность, занимает важнейшее место в концептуальной картине мира. Для того чтобы служить орудием мышления и средством общения, язык должен был выработать достаточно широкий набор средств и способов для обозначения временных свойств мира. Языковые средства отражения идеи времени могут быть разделены на грамматические и лексические.

   В грамматике идея времени представлена видо-временной системой и прежде всего системой глагольных времен, т.е. грамматической категорией времени. Грамматическое время есть словоизменительная категория, обозначающая отнесение глагольного действия к определенной точке или к определенному отрезку временной шкалы.

   Однако в данной работе нас интересует прежде всего отбор и классификация обозначений времени средствами лексики, т.е. словами.

   Весь лексико-семантический класс обозначений времени достаточно четко может быть разделен на два массива времен, один из которых включает в себя обозначения  б е з о т н о с и т е л ь н о г о  времени,  а  другой –  о т н о -

с и т е л ь н о г о  времени. Первый объединяет группу понятий, указывающих на время или повторяемость во времени непосредственно, безотносительно. А понятия, представляемые вторым, всегда подразумевают некоторое противопоставление, некую точку или временной отрезок, относительно которых они только и имеют смысл.

   Имена, покрывающие первую группу понятий, допускают разбиение на обозначающие: 1) п о в т о р я е м о с т ь   во  в р е м е н и;

                          2) д л и т е л ь н о с т ь.

1) Обозначения повторяемости разбиваются на такие, которые указывают  на

р е г у л я р н у ю  повторяемость (ежедневный, ежегодный, каждогодний, ежесуточно, из года в год и т.п.) и  н е р е г у л я р н у ю  повторяемость (иногда, временами, порой, время от времени, иной раз, бывало и т.п.).

2) Имена, обозначающие длительность, могут содержать указание на ограничение или не содержать его, т.е. выделяются обозначения:

а) н е о г р а н и ч е н н о й   длительности (постоянный, непрерывный, бесконечный, всегда, навсегда, никогда и т.п.);   

б) о г р а н и ч е н н о й   длительности.  

– пределом ограниченной длительности является   в р е м е н н а я   т о ч к а (момент, мгновение, миг, и т.п.), которой противополагается

– в р е м е н н о й   о т р е з о к.   

Временной отрезок может быть:

* н е о п  р е д е л е н н о й   длительности (промежуток, период, некоторое время, одно время и т.п.);

* о п р е д е л е н н о й    длительности. Из имен отрезков определенной длительности четко вычленяется замкнутая группа таких, которые служат названиями е д и н и ц   с ч е т а   в р е м е н и (секунда, минута, час, день, сутки, неделя, месяц и т.п.) и   е д и н и ц   о т с ч е т а (полчаса, полугодие, двухлетие, трехминутный, вековой, тысячелетний и т.п.);

* из числа оставшихся имен выделяются такие, которые обозначают временные отрезки, имеющие ц и к л и ч е с к и й   х а р а к т е р (весна, лето, осень, зима, утро, день, вечер, ночь, весенний, утренний, летом, днем и т.п.);

* следующая группа имен допускает вычленение названий п р а з д н и к о в (годовщина, юбилей, Первомай, День чего-либо и т.п.);

*  имена, служащие для обозначения временных отрезков определенной длительности, участвующие в   н а у ч н ы х   т а к с о н о м и я х (эпоха, век, пора, эпоха Возрождения, античный, железный век, азойская эра и.т.п.);

* наконец, конечной группой этой ветви считают обозначения временных отрезков определенной длительности, имеющих о б и х о д н о – п р и к л а д -н о й   х а р а к т е р (урок, рабочий день, семестр, отпуск, каникулы, и т.п.).

   Большой интерес вызывает вторая ветвь разбиения, которую условились называть «относительное» время. Из совокупности имен, соотносящихся с областью относительного времени, вычленяют следующие группы:

1. О б щ и х   о б о з н а ч е н и й   в р е м е н н о г о   п о р я д к а (начало, середина, конец, сначала, потом, после и т.п.).

2. Имена, которые указывают на   в р е м я   о т н о с и т е л ь н о   н е к о т о - р о г о   м о м е н т а. Эти обозначения разбиваются на:

  1) обозначения времени относительно у с т а н о в л е н н о г о  м о м е н т а;

  2) обозначения времени относительно  н а с т о я щ е г о   м о м е н т а.

Первые, в свою очередь, распадаются на имена, обозначающие:

  а) с о в п а д е н и е  с установленным моментом (своевременность, вовремя, день в день, минута в минуту и т.п.);

  б)  н е с о в п а д е н и е  с установленным моментом, а эти последние разделяются на обозначения п о л о ж и т е л ь н о г о  н е с о в п а д е н и я (заблаговременный, заранее, загодя и т.п.)    и    о т р и ц а т е л ь н о г о    н е -

с о в п а д е н и я (несвоевременность, преждевременно, опоздание, рано, поздно и т.п.).

Из числа вторых вычленяют:

   а) имена со значением  н е о п р е д е л е н н о г о  в р е м е н и относительно настоящего момента (когда-нибудь, когда-либо и т.п.);

   б) обозначения п р о ш л о г о   в р е м е н и (прошедшее, былое, прежний, минувший, давно, прежде, раньше, некогда и т.п.);

   в) обозначения   н а с т о я щ е г о   в р е м е н и (настоящий, сегодняшний, нынешний, сегодня, сейчас, ныне, теперь и т.п.);

   г) обозначения   б у д у щ е г о   в р е м е н и (будущее, предстоящее, грядущий, завтра, скоро, впредь и т.п.).

3. Обозначения времени о д н о г о   д е й с т в и я  о т н о с и т е л ь н о  в р е -м е н и   д р у г о г о   д е й с т в и я  включают в себя обозначения:

   1) с о в п а д е н и я   п о  в р е м е н и   д в у х   д е й с т в и й  (одновременность, синхронность, разом, в то же мгновенье и т.п.);

   2) н е с о в п а д е н и я   п о   в р е м е н и   д в у х   д е й с т в и й. Эта группа состоит из указаний на:

   а) п р е д ш е с т в о в а н и е   одного действия (события) относительно другого (предшествование, канун, предрассветный, раньше, ранее, предварять и т.п.);

  б) с л е д о в а н и е   п о   в р е м е н и   одного действия (события) по отношению к другому. И, наконец, последние расщепляются на такие, которые служат для обозначения н е й т р а л ь н о г о   с л е д о в а н и я (вскоре, следование, послеобеденный, потом, после, затем, в дальнейшем и т.п.) и   б е з о т л а г а т е л ь н о г о   с л е д о в а н и я (безотлагательность, неотложность, срочность, немедленный, незамедлительно и т.п.).

ГЛАВА II.

Временные лексемы с точки зрения морфологии

    Объектом моего исследования стали около ста стихотворений Асеева. Образ времени встречается почти в каждом. Это названия различных периодов и отрезков времени, возрастов, временные прилагательные, наречия, существительные. Такая лексика присутствует и в названиях произведений («Ещё и осени не близко...», «Первомайский гимн», «Сегодня», «Стихи сегодняшнего дня», «В те дни, когда мы были молоды...», «Декабрьский туман», «Звени, молодость», «Летят недели кувырком...», «Дыханье эпохи», «Летнее письмо» и.т.д.).

   Обращение к понятию времени придает лирике Асеева философский характер. Какие же формы обретает время в творчестве Асеева? И какие из них наиболее употребительны, наиболее частотны? Рассмотрим сначала фактический материал с точки зрения морфологии. Деление слов на части речи – это самая общая морфологическая классификация слов.

1. Имена существительные

    В собранном мною фактическом материале наибольшую группу составляют имена существительные (54 % от всего числа словарных единиц).

Обратимся к этой категории.   

   И м я   с у щ е с т в и т е л ь н о е – это часть речи, выражающая общекатегориальное значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности / неодушевленности, рода, числа и падежа.

1. Апрелем  (карточка № 50) – нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;

   ед.ч., твор.п.; функция в предложении – дополнение.

2. Будущего (карточка № 91) – нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;

  ед.ч., род.п.; функция в предложении – дополнение.

3. С будущим (карточка № 59) – нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;

   ед. ч., твор.п.; функция в предложении – дополнение.

4. Ве’ка (карточка № 47) – нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;

   ед.ч., род.п.; функция в предложении – дополнение.

5. В века’ (карточка № 16) – нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;

   мн.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство.   

6. В веках (карточка № 132) – нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;

   мн.ч., пред.п.; функция в предложении – обстоятельство.

7. Веков (карточки №№ 18,73) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

   мн.ч., род.п.; функция в предложении – дополнение.   

8. Весна (карточки №№ 9,51,60,79,130,133) – нариц., неодуш., жен.р.,

   1-го скл.; ед.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

9. Вечер (карточки №№ 13,49) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

   ед. ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

10. Вечерок (карточка № 123) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     ед.ч., вин.п.; функция в предложении – дополнение.

11. Время (карточки №№ 27,71) – нариц., неодуш., ср.р., разносклоняемое;

     ед.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

12. Времени (карточки №№ 94,125) – нариц., неодуш., ср.р., разноскл.;

     ед.ч., род.п.; функция в предложении – дополнение.

13. Года’ (карточка № 98) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     мн.ч., вин.п.; функция в предложении – дополнение.

14. Годы (карточка № 83) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     мн.ч., вин.п.; функция в предложении – дополнение.

15. Декабря (карточка № 77) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     ед.ч., род.п.; функция в предложении – обстоятельство.

16. Денёк (карточка № 104) – нариц., неодуш., муж р., 2-го скл.;

     ед ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство.

17. День (карточки №№ 10,23,69) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     ед.ч., им п.; функция в предложении – подлежащее.

18. День (карточка № 63) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     ед.ч., им.п.; функция в предложении – сказуемое.

19. Дни (карточки №№ 5,93) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     мн.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство (в составе

     деепричастного оборота).

20. Дни (карточка № 101) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     мн.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

21. Дни (карточка № 103) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     мн.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство.

22. Детство (карточка № 97) – нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;

     ед.ч., вин.п., функция в предложении – определение.

23. Детстве (карточка № 108) – нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;

     ед.ч., пред.п.; функция в предложении – обстоятельство.

24. Июль (карточка № 95) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     ед.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.  

25. Лето (карточка № 6) – нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;

     ед.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство.

26. Май (карточка № 135) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     ед.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

27. Мгновенье (карточка № 129) – нариц., неодуш., ср.р, 2-го скл.;

     ед.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство (в составе

     деепричастного оборота).

28. Месяц (карточка № 128) – нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;

     ед.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство.

29. По месяцам (карточка № 102) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     мн.ч., дат.п., функция в предложении – обстоятельство.

30. Миг (карточка № 22) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     ед.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство.

31. Минуту (карточка № 124) – нариц., неодуш., жен.р., 1-го скл.;

     ед.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство (в составе

     деепричастного оборота).

32. Молодость (карточка № 118) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     ед.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

33. С новизной (карточка № 125) – нариц., неодуш., жен.р., 1-го скл.;

     ед.ч., твор.п.; функция в предложении – дополнение.

34. Недели (карточка № 30) – нариц., неодуш., жен.р., 1-го скл.;

     ед.ч., род.п.; функция в предложении – дополнение.

35. Недели (карточка № 93) – нариц., неодуш., жен.р., 1-го скл.;

     мн.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство (в составе

     деепричастного оборота).

36. Недели (карточка № 100) – нариц., неодуш., жен.р., 1-го скл.;

     мн.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

37. Недель (карточка № 74) – нариц., неодуш, жен.р., 1-го скл.;

     мн.ч., род.п.; функция в предложении – дополнение.

38. На ночь (карточка № 12) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     ед.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство.

39. Ночь (карточка № 63) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     ед.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

40. Ночи (карточка № 62) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     ед.ч., род.п.; функция в предложении – дополнение.

41. Ночи (карточка № 5) – нариц., неодуш, жен.р., 3-го скл.;

     мн.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство (в составе

     деепричастного оборота).

42. Ночами (карточка № 45) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     мн.ч., твор.п.; функция в предложении – дополнение.

43. За ночью (карточка № 48) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     ед.ч., твор.п.; функция в предложении – обстоятельство.

44. Осень (карточки №№ 24,112) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     ед.ч., им п.; функция в предложении – подлежащее.

45. Осени (карточка № 31) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     ед.ч., род.п.; функция в предложении – дополнение.

46. Осенью (карточки №№ 17,134) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     ед.ч., твор.п.; функция в предложении – обстоятельство.

47. Пора (карточка № 43) – нариц., неодуш., жен.р., 1-го скл.;

     ед.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

48. Прошедшего (карточка № 65) – нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;

     ед.ч., род.п.; функция в предложении – дополнение.

49. Прошлое (карточка № 81) – нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;

     ед.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

50. Рань (карточка № 76) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     ед.ч., вин.п.; функция в предложении – обстоятельство.

51. Рассветом (карточка № 75) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     ед.ч., твор.п.; функция в предложении – дополнение.

52. Семилетьем (карточка № 70) – нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;

     ед.ч., твор.п.; функция в предложении – дополнение.

53. Старина (карточка № 125) – нариц., неодуш., жен.р., 1-го скл.;

     ед.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

54. Старости (карточка № 38) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     ед.ч., дат.п.; функция в предложении – дополнение.

55. Столетье (карточка № 8) – нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;

     ед.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

56. Столетия (карточка № 103) – нариц., неодуш, ср.р., 2-го скл.;

     мн.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

57. Сумерки (карточка № 92) – нариц., неодуш.; имеет только форму мн.ч.

     (pluralia tantum), им.п.; функция в предложении – подлежащее.

58. Суток (карточка № 61) – нариц., неодуш., имеет форму только мн.ч.

     (pluralia tantum), род.п.; функция в предложении – дополнение.

59. Утро (карточка №115) – нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;

     ед.ч., им.п.; функция в предложении – подлежащее.

60. О утре (карточка № 7) – нариц., неодуш., ср.р., 2-госкл.;

     ед.ч., пред.п.; функция в предложении – дополнение.

61. Эпоху (карточка № 58) – нариц., неодуш., жен.р., 1-го скл.;

     ед.ч., вин.п.; функция в предложении – дополнение.

62. Юность (карточка № 52) – нариц., неодуш., жен.р., 3-го скл.;

     ед.ч., им п.; функция в предложении – подлежащее.

63. Январе (карточка № 121) – нариц., неодуш., муж.р., 2-го скл.;

     ед.ч., предл.п.; функция в предложении – обстоятельство.

2. Имена прилагательные

   Вторая по численности группа – имена прилагательные. Они составляют 18 %  всего собранного материала.

   И м я   п р и л а г а т е л ь н о е – это часть речи, выражающая общекатегориальное значение признака предмета в форме грамматической зависимости от существительного. Для прилагательных современного русского языка характерна система из шести морфологических категорий. Это категории полноты/краткости, степеней сравнения, рода, одушевленности/неодушевленности, числа и падежа. Все перечисленные категории являются словоизменительными. При этом категории полноты/краткости и степеней сравнения являются такими категориями имен прилагательных, которые не отражают каких-то грамматических признаков существительного (это «собственные» категории прилагательного), тогда как категории рода, одушевленности/неодушевленности, числа и падежа прилагательных полностью зависят от соответствующих категорий существительных.

1. Будущих времен (карточка № 33) – относит.; род.п., мн.ч.;

  функция в предложении – определение.

2. В былые брани (карточка № 20) – относит.; вин.п., мн.ч.;

   функция в предложении – определение.

3. Вот день: он прополз без тебя ведь,

   упорный, весенний  и гладкий (карточка № 11) – относит.; им.п., ед.ч.,

   муж.р.; функция в предложении – определение.

4.  Пусть ветер – вишневый и вешний (карточка № 34) – относит.; им.п.,

   ед.ч., муж.р.; функция в предложении – сказуемое.

5. Из-под вечных ярем (карточка № 3) – качеств. (полное), род.п., мн.ч.;

   функция в предложении – определение.

6. Поет грядущую былину (карточка № 21) – относит.; вин.п., ед.ч., жен.р.;

   функция в предложении – определение.

7. Ни славе грядущих коммун (карточка № 78) – относит., род.п., мн.ч.;

   функция в предложении – определение.

8. Умираем... не от давней раны пулевой (карточка № 86) – качеств.(полное);

   род.п., ед.ч., жен.р.; функция в предложении – определение.

9. Подъемля древний голос свой (карточка № 19) – качеств. (полное); вин.п.,

   ед.ч., муж.р.; функция в предложении – обстоятельство (в составе деепри-

   частного оборота).

10. И это сделала страна та,

     в которой древний разум лет

     взмела гремящая граната (карточка № 67) – качеств. (полное); вин.п.,

     ед.ч., муж.р.; функция в предложении – определение.

11. Над завтрашней парой чулок (карточка № 54) – относит.; твор.п., ед.ч.,

     жен.р.; функция в предложении – определение.

12. В завтрашнюю действительность (карточка № 90) – относит.; вин.п.,   

     ед.ч., жен.р.; функция в предложении – определение.

13. Зимнее марево глаз не льдило (карточка № 99) – относит.; им.п., ед.ч.,

     ср.р.; функция в предложении – определение.

14. В зимнем стоне (карточка № 14) – относит.; пред.п., ед.ч., муж.р.;

     функция в предложении – определение.

15. От бранчливых маевых дождей (карточка № 57) – относит.; род.п., мн.ч.;

     функция в предложении – определение.

16. Подрастает малолетний  дом (карточка № 88) – качеств. (полное); им.п.,

     ед.ч., муж.р.; функция в предложении – определение.

17. А если минутною робостью (карточка № 39) – относит.; твор.п., ед.ч.,

     жен.р.; функция в предложении – определение.

18. Какой многолетний пожар (карточка № 28) – качеств. (полное); им.п.,

     ед.ч., муж.р.; функция в предложении – определение.

19. Этот дом – уже меня моложе (карточка № 89) – качеств. (полное,

     в сравнительной степени сравнения); им.п.; функция в предложении –

     определение.

20. С песней ночною вокруг села (карточка № 68) – относит.; твор.п., ед.ч.,

     жен.р.; функция в предложении – определение.

21. Веселый союз, заключенный в семнадцатом (карточка № 85) – относит.;

    пред.п., ед.ч., муж.р.; функция в предложении – определение ( в составе

    причастного оборота).

22. Это – средневековый крестьянин (карточка № 131) – относит.; им.п.,

     ед.ч., муж.р.; функция в предложении – определение.

23. Старый мир (карточка № 40) – качеств. (полное); им.п., ед.ч., муж.р.;

     функция в предложении – определение.

3. Наречия

       Н а р е ч и е  – это часть речи, выражающая грамматическое общекатегориальное значение вторичного признака, т.е признака действия, состояния или другого признака. Это частеречное значение выражается наречиями в форме их грамматической зависимости от слов, выражающих значение процессуального или непроцессуального признака: наречие подчинено на основе синтаксической связи примыкания глаголу, прилагательному, словам категории состояния.

   При установлении лексико-грамматических разрядов наречий учитываются два признака: 1) тип лексического значения наречия; 2) семантико-синтаксическая функция наречия в формировании значения предложения. По второму признаку разграничиваются определительные и обстоятельственные наречия.

     Обстоятельственные наречия примыкают только к глаголам. Они не уточняют характер действия, а указывают на обстоятельства его протекания. Среди этой группы выделяют наречия времени. Именно эта подгруппа наречий и выявлена при анализе временной лексики в поэзии Асеева. От всего анализируемого материала наречия составили –15 %.

1. Вечно (карточка №25) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

2. Всегда (карточка № 106) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

3. Вчера (карточка № 96) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

4. Навек (карточка № 66) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

5. Навсегда (карточка № 119) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

6. Ненадолго (карточка № 114) – обстоятельственное наречие времени;

   неизм.; функция в предложении – обстоятельство.

7. Никогда (карточка № 120) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

8. Нынче (карточки №№ 15,87) – обстоятельственное наречие времени;  

   неизм.; функция в предложении – обстоятельство.

9. Однажды (карточка № 82) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

10. Позже (карточка № 127) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   сравнительная    степень      сравнения;      функция    в    предложении    –   

   обстоятельство.

11. Рано (карточка № 64) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

12. Сегодня (карточка № 46) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

13. Сейчас (карточка № 107) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

14. Теперь (карточки №№ 37,42) – обстоятельственное наречие времени;

     неизм.; функция в предложении – обстоятельство.

   Были выявлены и особые (устаревшие) формы наречий:

1. Ввечеру (карточка № 2) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

2. Вечор (карточка № 55) – обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

3. Инде (карточка № 117) –  обстоятельственное наречие времени; неизм.;

   функция в предложении – обстоятельство.

4. Имена числительные

   Нередко имена числительные в русском языке также служат для обозначения времени. В данной работе при анализе поэтических произведений Асеева обнаружено небольшое количество числительных, обозначающих время – 4%.  

   И м я   ч и с л и т е л ь н о е – это часть речи, выражающая общекатегориальное значение количества: два, оба, пять, сорок три, семеро. Частеречное значение имен числительных обнаруживается в том, что все числительные отвечают на вопрос сколько? Числительные изменяются по падежам, но не изменяются по числам. У числительных нет категории рода, одушевленности/неодушевленности. Сочетание числительного с существительным является неделимым членом предложения.

   Порядковые числительные (второй, пятый, десятый, сотый) представляют собой особую разновидность относительных прилагательных, обозначая признак предмета через его отношение к порядку перечисления однородных предметов при счете.

1. Десять   лет   –   большие   сроки   (карточка   № 110)   –  непроизводное,

   количественное; им.п.; функция в предложении – подлежащее.

2. Она  звалась  пятнадцать  лет  назад  его  Россией  (карточка  № 126)    –

   производное сложное, количественное; вин.п.; функция в предложении  –

   обстоятельство.  

3. Семь лет провело не одну морщину (карточка № 72) – непроизводное,

   количественное; им.п.; функция в предложении – подлежащее.

4. Я  никогда  не  встречу  сорок (карточка  № 32)  –  непроизводное,  коли -

   чественное; вин.п.; функция в предложении – дополнение.

5. Три года грохотали пушки (карточка № 41) – непроизводное, количест-

   венное; вин.п.; функция в предложении – обстоятельство.

6. Им хоть тысячу лет скости (карточка № 105) – непроизводное, количест-

   венное; вин.п.; функция в предложении – дополнение.

5. Словосочетания

   И, наконец, последняя группа, которая несет функцию обозначения времени в стихотворениях Н.Н. Асеева – словосочетания и фразеологизмы.

1. На веки веков (карточка № 111) – фразеологизм, означающий “навсегда”,

   “навечно”; неизм.; функция в предложении – обстоятельство.

2. За годом учебный год ( карточка № 116) – словосочетание; гл. слово –

   год – сущ. в им. п., зависимое – за годом – сущ. в твор. п. с предлогом;

   связь – управление.

3. Детских лет (карточка № 122) – словосочетание; гл. слово – лет – сущ.

   в род. п. мн.ч., зависимое – детских – прилаг.; связь – согласование.

4. Зимнею ночью (карточка № 113) – словосочетание; гл слово – ночью

   сущ. в твор. п., зависимое – зимнею – прилаг.; связь – согласование.

5. Ночь за ночью (карточка № 1) – словосочетание; гл. слово – ночь – сущ.

   в  им.  п.,  зависимое – ночью – сущ. в  твор. п.  с  предлогом;  связь  –

   управление.

6. Нынче утром (карточка № 56) – словосочетание; гл. слово – утром – сущ.

   в твор. п., зависимое – нынче – наречие; связь – примыкание.

7. Во мгновение ока (карточка № 29) – фразеологизм, означающий “очень

   быстро, моментально”; неизм.; функция в предложении – обстоятельство.

8. Праздник мая (карточка № 44) –  словосочетание; гл. слово – праздник

   сущ. в им.п., зависимое – мая – сущ. в род.п.; связь – управление.

9. Праздные дни (карточка № 35) – словосочетание; гл. слово – дни – сущ.

   в им. п. мн. ч., зависимое – праздные –  прилаг.; связь – согласование.

10. Раньше срока (карточка № 84) – словосочетание; гл. слово – раньше

     наречие, зависимое – срока – сущ. в род. п.; связь – управление.

11. Сто довоенных лет (карточка № 109) – словосочетание; гл. слово –

     сто лет -  количественное числит., зависимое – довоенных – прилаг.;

     связь – согласование.

12. Целый день (карточка № 36) – словосочетание; гл. слово – день – сущ.

     в им. п., зависимое – целый – прилаг.; связь – согласование.

ГЛАВА III.

Лексико-семантическое значение слов категории времени

   Содержание понятия «время» постоянно изменялось вместе с эволюцией сознания человека, будучи предметом различных научных дисциплин. Первоначально категория времени складывалась как категория естественная. Однако, в описании временных отношений всегда были значимыми такие признаки, как положение наблюдателя, характер и условия восприятия. [Кубрякова, 1997, с.7]

   Категория времени, оказавшись в поле зрения специалистов самых разных научных направлений, рассматривалась в самых различных ипостасях. Не обошла эта тенденция и лингвистику, где время изучалось не только в грамматическом, но и в текстообразующем аспектах.

    Я попыталась классифицировать временные формы поэзии Асеева в порядке длительности: от большего к меньшему.

    Во-первых, понятие «эпоха», которое в словаре Ожегова толкуется, как длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию. В отобранном материале это слово встречается один раз (стихотворение «Гастев», карточка № 58).

   Следующей формой времени можно назвать век, которую мы находим в десяти случаях (стихотворения «Сегодня», «Северный Кавказ», «Проклятие Москве», «Об обыкновенных», «Курские края» и другие). Понятие «век» имеет несколько толкований. В одном значении – это период времени в сто лет, т.е. столетие (карточки №№ 8, 18, 47, 73, 103). В другом – это понятие обозначает неопределенный, но долгий период времени: навек, на веки веков, в веках – вечно, навсегда, на долгие времена (карточки №№ 16, 66, 111, 132). Один пример слова «средневековый» (стихотворение «Северный Кавказ», карточка № 131), в данном случае оно употреблено в значении устаревший, отсталый в своем развитии. Словарь толкует это понятие, как относящийся к средним векам.

   Такая категория времени как год упоминается четырнадцать раз. Но в своем первом значении год – промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, двенадцати календарным месяцам – в стихотворениях Асеева мы не находим. Зато мы имеем точную дату –  семнадцатый год (карточка № 85), тысячу лет (карточка № 105), сто довоенных лет (карточка № 109), пятнадцать лет назад (карточка № 126), сорок лет (карточка № 32), десять лет (карточка № 110), семь лет (карточка № 72), три года (карточка № 41), просто неопределенные годы (карточки №№ 83, 98), череда учебных лет (карточка № 116), семилетье (карточка № 70), многолетний и малолетний период (карточки №№ 28, 88).

   Так как мы рассматриваем временные формы в порядке убывания, то следующий по длительности период будет отрезок года, т.е. время года. «Весна» встречается восемь раз в таких стихотворениях, как «Кумач», «О нем», «Счастье», «Россия издали» и других (карточки №№ 9, 11, 34, 51, 60, 79, 130, 133). «Лето» - всего один раз (карточка № 6) в стихотворении «Морской шум». «Осень» – пять раз (карточки №№ 17, 24, 31, 112, 134) в стихотворениях «Летнее письмо», «Ещё и осени не близко», «Дом» и других. Понятие «зимний» мы находим в трех случаях (карточки № 14, 99, 113).

    Месяц – единица исчисления времени, равная одной двенадцатой части года [Ожегов, 1989, с.281]. У Асеева мы находим не только данный промежуток времени, имеющий общее название, но и обращение к конкретным месяцам, за названием которых мы видим опять же определенное время года. Например, начало стихотворения «Город Курск» погружает нас в зимнюю стужу благодаря упоминанию о январе. А апрель в «Стихах сегодняшнего дня» ассоциируется у поэта с будущим, светлым временем. Май не только календарный месяц весны, но и время наступления другого мира, т.е. время выступает в значении «другая жизнь» (стихотворения «Первомайский гимн», «Россия издали», «Гастев»). Июль и декабрь представлены поэтом в своем первоначальном значении: июль – жарким и ярким временем года («Послание критику»), а декабрь – морозным и туманным («Декабрьский туман»).

    Временной отрезок определенной длительности, а именно семь дней –    неделя. Данная форма времени также присутствует в стихотворениях, причем встречается не редко (стихотворения «Летят недели кувырком», «Приглашение к пляске» и др.; карточки №№ 30, 74, 93, 100).

    Следующей формой времени по длительности будет день. Слово «день» может обозначать не только светлую часть дня, но и сутки, т.е. время от одного восхода солнца до другого восхода, в отличие от слова «ночь», обозначающую только темную часть суток. Так вот, в анализируемом материале день как сутки (а также и само слово «сутки» (карточка № 61)) употреблено 6 раз (карточки №№ 5, 35, 93, 101, 104). А сочетания слов «целый день», «дни и ночи», «праздные дни» ещё более убеждают нас, что автор употребляет это слово в значении «сутки». Причем слово «праздные» указывает на то, что это дни ничем не занятые, проведенные без полезных занятий. Скорее всего, данная фраза – «праздные дни» – употреблено здесь в более широком значении «праздная жизнь». Встречается существительное «день» и в уменьшительной форме – денёк (карточка № 104). День как светлое время суток мы находим 4 раза (карточки №№ 10, 23, 36, 69). В одном случае у Асеева  слово «день» выступает в переносном значении, обозначая состояние души человека:

                 И хоть ночь, и на отдых пора б, -

                 ему – день.

«Ночь» здесь употреблено в своем прямом значении (карточка № 63). С понятием «ночь» мы встречаемся ещё 8 раз (карточки №№ 1, 5, 12, 45, 48, 62, 68, 113). Существуют и другие части суток, которые также имеют место в поэзии Асеева:  утро – начало дня (карточки №№ 7,  115), есть конкретизация утра: не когда-то, а именно нынче утром (карточка № 56); вечер – часть суток перед наступлением ночи (карточки №№ 13, 49). Для обозначения вечернего времени Асеев использует и устаревшие формы – вечор (карточка № 55), ввечеру (карточка № 2) и уменьшительную форму – вечерок (карточка № 123). Более того, мы находим время начала утра: рассвет (карточка №75) и рань, рано (карточки № 76, 64) и начало вечера: сумерки (карточка № 92).

   Самые минимальные отрезки времени – минута (карточки №№ 39, 124), миг (карточка № 22), мгновенье (карточки №№ 29, 129). Буквально слово «мгновение» означает время мигания, смыкания век [Универс. словарь рус. яз., 2009, с.765]. Видимо, поэтому мы и имеем в русском языке фразеологизм «в мгновение ока».

    Возрастное состояние человека также в языке обозначают лексемами времени. И в данной работе мы встречаем: ранняя пора жизни – детство (карточки №№ 97, 108, 122), возраст от детства до зрелых лет – молодость, юность (карточки 3 52, 118) и преклонный возраст – старость (карточка № 38).

    Мы рассмотрели большой пласт временных лексем  от «века» до «мига» и от «детства» до «старости», встречающихся в поэтических произведениях Н.Н.Асеева.

   А теперь обратимся к обозначениям времени относительно настоящего момента и будем двигаться от прошлого к настоящему и будущему. И хотелось бы начать, как бы, с эпиграфа: строчками из стихотворения Асеева «Город Курск» (карточка № 125)

                        Старина в нем сошлась с новизной, –

                        обе полы времени свиты.

Такое ощущение времени было у поэта в Курске.

    Итак, обозначения прошлого времени облачены в следующие слова: былые (карточка № 20), древний (карточки №№ 19, 67),  давний (карточка

№ 86), старый (карточка № 40),  прошлое, прошедшее (карточки №№ 81, 65),  вчера –  совсем недавнее прошлое (карточка № 96). И встречается интересная форма наречия инде (карточка № 117), употребленная в тексте в значении прошлого времени:   

                                  Вот таков же и город Льгов,

                                  инде звавшийся Ольгов-градом.

К прошлому у поэта негативное отношение, поэтому читаем в стихотворении «Первомайский гимн»: была пора глухая, была пора немая. Здесь слово время заменено синонимом пора.

     А настоящее у Асеева, наоборот, хоть и суровое, но любимое время (карточка № 71). Лексемы настоящего времени представлены в основном наречиями: нынче – разговорная форма (карточки №№ 15, 87), теперь (карточки №№ 37, 42), сегодня (карточка № 46), сейчас (карточка № 107) и словосочетанием «свежего времени» (карточка № 94), употребленного в значении новизна.

    Будущее время также широко и разнообразно представлено поэтом. От обыденного «позже» (карточка № 127) и «завтрашний» (карточки №№ 54, 90) до возвышенных «будущих» (карточки №№ 33, 59, 91) и «грядущих» времен (карточки №№21, 78).  

     И, наконец, выявлена лексико-семантическая группа слов, обозначающая временной период неограниченной длительности: вечно (карточки №№ 3, 25), никогда (карточка № 120), всегда (карточка № 106), навсегда (карточка № 119) и неопределенной длительности: однажды (карточка №82), ненадолго (карточка № 114), раньше срока (карточка № 84).

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Итак, каковы же наши выводы?

     Морфологический и лексико-семантический анализ лексем показал, что    почти все формы времени имеют место быть в поэзии Асеева. А это значит, что временная лексика является одним из важнейших стилистических средств, создающих язык художественного произведения.

     Несмотря на пафос и заданность многих стихов Асеева 20-х годов, в лучших произведениях поэта этого времени талантливо воплотилось то отношение к миру, которое отметил В.Брюсов: «... у него есть здоровое мировосприятие человека, близкого к природе». [Брюсов, 1922, с.58]. А Маяковский отводит Асееву роль лирического выразителя романтического «лёта» в будущее. Мотив молодости, в свою очередь, как по электрической цепи, вызывает целый ряд сходных или близких по значению мотивов, понятий, образов, связанных с многократно используемой Асеевым категорией времени.

   Один из характерных для Асеева образов времени возникает в стихотворении «Экспромты на песке». Импрессионистическими средствами поэт стремится уловить «таинственное» состояние природы в момент вечернего захода солнца. Пейзаж создает впечатление полного растворения лирического субъекта в природе. В состоянии лирической погруженности в естество природы герой стихотворения дает клятву. Обращает на себя внимание обобщающий романтический смысл, который приобретает при этом категория времени:

                        Я поклялся над закатом

                        Кровью солнечной руки:

                        Никогда не стану с катом

                        Ни товарищем, ни братом,

                        Чтоб не выйти в старики.

                        Вяжу вековечными узами

                        Себя с голубыми медузами,

                        Сверяюсь с далекими предками,

                        С молчащими жадно креветками,

                        И домик, влекомый отшельником-раком,

                        Мне будет судьбы замирающим знаком,

                        И в скобки морских расплескавшихся блох

                        Я вставлю мечты оборвавшийся слог.

                                                                                       (1919)

   Здесь все идет от романтического противопоставления вольного воздуха природы душной атмосфере обыденщины – противопоставления, очень характерного для всей поэзии Асеева.

   Когда мы говорим о существенной роли образа времени в лирике поэта, это не означает, что явление или факт непременно очерчиваются у него рамками определенного времени. Как раз этого чаще всего нет. Время, особенно в пореволюционные годы, выполняет у Асеева отвлеченную от какого-либо конкретного факта функцию, одинаково проявляющую себя в разных обстоятельствах и по разным мотивам. Постоянство функции времени у Асеева сказывается в поляризации двух временных пластов – прошлого и будущего. Прошлое и будущее у поэта символизируют собой два мира – старый и новый. Разделяет их Октябрь 1917 года. Отсюда свой истинный смысл обретают лишь в социальном контексте и такие понятия, так или иначе связанные с категорией времени, как молодость, старость, юноша,  старик,  прошедшее,  прежнее,  наступившее, век, весна, осень, зима. Зная смысл подобного словоупотребления, легко расшифровать образность стихотворений «Интервенция веков» и «Машина времени». В первом речь идет о прошлых веках, следы и приметы которых в настоящем ранят поэта: «Витрина Мясницкой приколота к синему, застыла, затлела – три века назад...» В пределах стихотворения нет и следа тех настроений, которые позже явятся следствием кризиса романтической отвлеченности и отразятся в значительнейшем произведении Асеева – «Лирическом отступлении»:

            

             И ветер весны поднимаем мы заново,

             И жить нам светло и бороться легко,

             И мы не преклоним зрачка партизаньего

             Перед интервенцией прошлых веков!

     Источник глубоких переживаний талантливого поэта таится в том, что плавное течение времени или его скачок от прошлого к будущему он слышит в своей крови так же, как иные – ежедневное присутствие быта. Для него бег времени не умозрительное понятие, а постоянное творческое испытание на прочность собственного бытия. Поэтому разговор со своими современниками для Асеева – это то же, что разговор с вечностью, с будущим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асеев Н.Н. Избранное/ вступ.ст. и сост. А.Карпова. – М.: Худож. лит.,   1979 – 430 с.

2. Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики: (анализ слов   со значением времени в русском языке) / под ред. Л.А.Новикова. –  М.: Изд-во Московского университета, 1977. – 166 с.

3. Краткая русская грамматика / под ред. Н.Ю.Шведова, В.В.Лопатина. –  М.: Изд-во института русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2002. – 653 с.

4. Русский язык: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, Л.П.Крысин и др./ под ред. Л.Л.Касаткина.

Изд-е 3-е, стереотипное. –  М.: Издательский центр «Академия», 2005. –

768 с.

5. Кубрякова Е.С. Категоризация мира: пространство и время (вступительное слово) // Категоризация мира: пространство и время. Материалы научной конференции. –  М.: 1997. – С. 3 – 14

6. Смола О.П. Лирика Асеева. –  М.: Худож. лит., 1980. – 158 с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под. Ред. Н.Ю.Шведовой. Изд. 20-е, стереотипное. –  М.: «Русский язык», 1989. – 750 с.

8. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь: современная версия. –  М.: ЭКСМО, 2007. – 959 с.

9. Универсальный словарь русского языка. –  СПб.: Издательская группа «Весь», 2009. – 827 с.




1. I Сохранение здоровья воспитанников Проведение оздоровительных
2. Свобода от государства.html
3. Исследование и внедрение современных технологий управления персоналом в туристической организации
4. ДОСЛІДНИЙ ІНСТИТУТ ПРИВАТНОГО ПРАВА І ПІДПРИЄМНИЦТВА АКАДЕМІЇ ПРАВОВИХ НАУК УКРАЇНИ Міхно Ольга Іва
5. Пеппи длинный чулок Книга подготовлена сообществом Книжный клуб https---vk.
6. а Лазаренко Дмитрий Альфа~ 1 место Семин Никита ДФК ПГУПС ~ 2 место Комаров Роман ДФК ПГУПС ~ 3 место
7. і За допомогою EXCEL складають та супроводжують різноманітні списки каталоги та таблиці; виконують розрахунки
8. Акушерка порушила правила протипожежної безпеки що призвело до спалахування обладнання
9. Тема проекта- Если хочешь победить весь мир победи самого себя
10. западным оформляются новые ~ Южный угольно ~ металлургический и Бакинский нефтяной
11. права полного хозяйственного ведения
12. Мониторинг состояния атмосферы
13. Ю. Основные направления методической работы МО учителей начальных классов на 2013 ~ 2014 учебный год.html
14. Оргэнергострой совместно с Управлением пожарной безопасности и военизированной охраны Минэнерго СССР
15. Технологии основанные на принципах логистики
16. Комерційний аналіз інвестиційного проекту
17. Дипломная работа- Развитие творческой активности младших школьников через применение коррекционных программ
18. тема 12 Культура эпохи Просвещения БУАЛО НИКОЛА Поэтическое искусство Источник- Фрагменты из поэм
19. Московские страницы в лирике А Ахматовой и ОМандельштама
20. На тему- Отчет об оценке квартиры общей площадью 1945 кв.html