У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

КУЛАЧЕСТВА В истории нашего Отечества вряд ли сыщется другой такой многострадальный класс как кр

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

                                  АНАТОМИЯ «КУЛАЧЕСТВА»

      В истории нашего Отечества вряд ли сыщется другой такой многострадальный класс, как крестьянство. В эпоху крепостничества, по образному описанию Пушкина, «барство дикое», без чувства, без Закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца». После  отмены крепостного права наиболее деятельные и трудолюбивые мужики не успели ещё по сути стать на ноги, как получили обидную кличку «кулаков». О том, что случилось с этими мужиками в годы коллективизации, хорошо известно: с корнем были вырваны из родных гнёзд и высланы в тайгу, в Сибирь, на  верную гибель. Тех же, кого не высылали, загнали в колхоз, в новое «крепостное право»                       

Слово о мужике

        Если мужику не везло в жизни, то крупно повезло в художественной литературе. Трудная и горькая судьба крестьянина не могла не поразить писательского воображения. Не только Пушкин, но и Некрасов, Тургенев, Толстой, множество других художников слова отдали свою длань «крестьянской теме». О том, как относился к мужику, например, Лев Толстой, оставил любопытное свидетельство писатель Скиталец: «И Толстой стал говорить мне о мужиках. Странно говорил он о них. Говорил с такой любовью, как будто бы они были муравьями и ползали у него на ладони, а он рассматривал их, следил за их работой, беготней, как они двигают головками, шевелят усиками, думают, строят что-то, радовался и как бы приговаривал: «Я их очень люблю! Посмотрите, какие они умные, какие хорошие, как правильна их жизнь! Вот так и нужно жить, как они!».
     Мужика он неизменно представлял себе пашущим землю. О том же, что мужики давно хотят быть не только мужиками, но ещё и людьми, что им надоело быть трудолюбивыми муравьями, божьими пчелками, то есть работать на кого-то неработающего, и тысячу лет попусту хлопать в рукавицы; что там, в многомиллионном их улье, происходит какое-то необыкновенное движение, которое скоро – это и тогда чувствовалось – может разрешиться величайшим потрясением, об этом Толстой, как будто не то что не знал, он был твердо убежден, что ничему этому быть не следует.
     Когда в маленькой реплике у меня сорвалось выражение «о близости революции», то Толстой с болью на лице и в голосе прервал меня словами: «Не надо желать революции», и тотчас же встал развивать свои дальнейшие мысли».
     Не будем вдаваться в специальный разговор о том, были ли правы или неправы в их суждениях о мужике Толстой и Скиталец. Отметим лишь то, что ко времени их встречи жил уже человек в России, не только страстно желавший революции, но и развернувший во имя её свершения кипучую деятельность. Имя этого человека – В.И. Ульянов (Ленин).
Крестьянству Ленин уделил внимания едва ли не больше, чем все писатели вместе взятые. Но не найдем мы у него и в помине интеллигентного сюсюканья по поводу мужика. Вопрос ставился им, что называется ребром, главным образом в одной практической плоскости: может ли стать крестьянство союзником пролетариата в буржуазно-демократической и, особенно, в социалистической революции? Да что крестьянство – все явления и факты российской действительности стали рассматриваться этим величайшим из всех революционеров сквозь вполне определенную призму. Например, тот же Толстой, по своим морально-этическим воззрениям не поддерживал взгляды Ленина, прежде всего – «зеркало русской революции».

                                                 «Расфасованный» класс

     Взглянув на крестьянство с позиций «Развития капитализма в России», Ленин сам ужаснулся настолько, что слово «крестьянство» стал брать в кавычки. Ибо крестьянство как бы уже раскрестьянилось. С одной стороны, оно как бы ещё продолжало существовать а с другой стороны, его уже вроде и не было. Дословно этот образец ленинской «диалектики» звучал так: «Крестьянство при капитализме не является уже единым классом, распадаясь на сельский пролетариат и сельскую буржуазию (крупную, среднюю, мелкую и мельчайшую): поскольку сохраняются ещё крепостные отношения, - постольку «крестьянство» продолжает ещё быть классом, т.е. повторяем, классом не буржуазного, а крепостного общества».
     Лениным была сконструирована следующая социальная структура современной ему деревни, которую он считал вполне «буржуазной» и в которой крестьянству как классу уже не отводилось собственного места: а) кулак – мелкий капиталист, живущий по преимуществу эксплуатацией наемного труда; б) середняк – мелкий буржуа, живущий по преимуществу своим трудом; в) бедняк – полупролетарий,  продолжало ещё употребляться Лениным, то уже не в «классовом», а в общелитературном смысле, обозначающем род занятий(сельское хозяйство). Напомним, что по ленинскому определению классов род занятий вообще не относится к числу классообразующих  признаков.
     В результате такого подхода крестьянство было «расфасовано» Лениным по классам буржуазного общества. Бедняки были причислены к классу пролетариата, кулаки – к классу буржуазии. Середняки (вместе с городскими ремесленниками и мелкими торговцами) составили наиболее многочисленный буржуазный класс. Но такого членения Ленину, очевидно, показалось мало.
В

     Саму душу мелкого крестьянина он как бы расчленил надвое. Одна её половина оказалась душой собственника, другая – труженика. Естественно, о первой он отзывался крайне неодобрительно, считая, что она тянет крестьянина к капитализму. Слов нет, при соответствующем уровне развития капитализма в сельском хозяйстве классовая структура российской деревни могла быть именно такой, какой её обозначил Ленин. Но всё дело в том, что одержимый идеей социалистической революции, он намного преувеличил степень развития капитализма в сельском хозяйстве, хотя и подчеркивал сохранение в нем крепостнических пережитков. Нетрудно понять, для чего это делалось: по марксистской доктрине переход к социализму возможен лишь тогда, когда более или менее достаточной мере «созрел» капитализм. Это преувеличение капитализации деревни выразилось, в частности, в произвольном зачислении части крестьянства в «самый многочисленный эксплуататорский класс – кулачество». Главным признаком кулацкого (мелкокапиталистического) хозяйства Ленин считал применение наемного труда. Капиталистические предприниматели, в земледелии хозяйничающие по общему правилу с несколькими наемными рабочими, связанные с «крестьянством» лишь невысоким культурным уровнем, обиходом в жизни, личной физической работой в своем хозяйстве. Известно, что в итоге своих исследований к кулакам Ленин приобщил примерно 20% крестьянских хозяйств.             

Как было в жизни

     Есть все основания усомниться в этой цифре. Безусловно, кулацким могло считаться только такое хозяйство, у которого, наряду с другими признаками, число наемных работников превышало число работающих членов семьи. Как по этому показателю обстояло дело в действительности? У самого Ленина мы не находим на сей счет каких-либо сведений, видимо, в силу того, что в российской статистике сопоставление крестьянских хозяйств по составу рабочей силы вообще встречается крайне редко. Тем не менее мы имеем возможность привести некоторые фактические данные. Так, в крае самого свободного развития аграрного капитализма – Сибири – видим следующее. По выборному обследованию 10 волостей Томской губернии из 8288 учтенных хозяйств 66 были крупными, засевавшими от 25 до 50 г. Но и они в дополнение к имевшимся своих 356 работникам, пятью и более лошадьми насчитывалось 2398, но и у них наемная рабочая сила составляла всего лишь 3,4%.

         По Европейской части страны можно привести итоги бюджетного обследования 1913г. в Пензенской губернии. Из 261 учтенного хозяйства в 31 наемный труд составлял заметную величину – 30,9%, но преобладал над семейным только в четырех хозяйствах, причем в двух из них – для работы не промышленных предприятиях. В

        По выборочной переписи земледельческих хозяйств в этой же губернии было учтено 5335 хозяйств, в их числе рациональными (свыше 14 десятин посева) являлись 1003, или 18,8%. Из последних каждое четвертое хозяйство прибегало к найму работников. Но по расценке труда собственной рабочей силы употреблено на 119,5 тыс. руб., а наемной – на 8,2 тыс. Таким образом, наемный труд составил лишь 6,9%. В в в в
     Зажиточная группа (с посевом свыше 10 десятин) в Новосильевском уезде Тульской губернии в 1910 г. составила 2369 хозяйств, или 10,3% всех дворов уезда. В этих хозяйствах имелось своих трудоспособных мужчин и женщин 2504 человек, начато же иначе( с переходом поденщиков на сороковые) 525 годовых и сроковых работников, что составило 18,9% общей рабочей силы хозяйств. Этот процент пришлось бы сильно снизить, если отдельно оказались бы учтены годовые и сроковые работники, поскольку последние нанимались только на время полевых работ.
     На основе приведенных данных видно, что кулаки  (капиталистические сельские предприниматели) не только не представляли собой какого-то особого класса, но и сколько-нибудь заметного социального слоя. Они были скорее отдельными островками капитализма в море мелкотоварных, полунатуральных и патриархальных крестьянских хозяйств.

         В свое время российские марксисты пустили в ход легенду о том, что столыпинская аграрная реформа (начатая в конце 1906 г.), предусматривавшая выход крестьян из общины, была направлена на создание социальной опоры царизма – кулачества. Более точную оценку реформе, на наш взгляд дал в свое время сам П.А. Столыпин: «До сих пор у нашего стомиллионного крестьянства, зависимого всегда от других, была одна лишь карьера – карьера мужика-кулака. Теперь перед ним открываются иные, более светлые горизонты. Становясь личным собственником, единоличным кузнецом своего счастья, наш крестьянин получает широкую возможность проявлять свою личную волю и свой личный почин в разумной устроении своей жизни, своего хозяйства».
     Война, а затем Октябрьская революция помешали успешному завершению аграрной реформы.
В
     По коммунистической доктрине как «кулак», так и в равной мере «хозяйственный мужик», составляли одинаково враждебную силу, которая должна была быть уничтоженной в ходе пролетарской революции. Как носитель этой доктрины, Ленин с нетерпением ждал момента, когда исчезнет или сократится до минимума слой крестьян-середняков, а деревня расколется на массу пролетариев и ____ открытой классовой борьбе победить должен был, конечно, пролетариат. Эта доктринерская ошибка имела, на наш взгляд, долговременные и чрезвычайно дорого обошедшиеся стране последствия. Она способствовала формированию антикрестьянских настроений в партии большевиков, а после их прихода к власти – присвоению сначала антикрестьянской политики «военного коммунизма» и жестокому подавлению крестьянских вступлений, а затем – сталинскому «великому перелому».
в
     Широко распространенное во времена В. Даля, В. Короленко и других писателей конца XX века слово «кулак» (в смысле – «перекупщик», «переторговец», «маклак»), безусловно, имело под собой реальное содержание. Однако Ленин вкладывал в это слово свой смысл, понимая под ним по преимуществу «капиталистического предпринимателя в земледелии», «мелкого капиталиста». В действительности таких «мелких капиталистов» в земледелии России и до революции насчитывались единицы, а после неё их стало ещё меньше. Слово «кулак» превратилось в идеологическое клише, в миф, призванный обосновать сталинскую теорию «ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации». На деле кулачества особого эксплуататорского класса в нашей стране попросту не существовало. Ярлык «кулака», «буржуя» был наклеен на зажиточного, крепкого, трудолюбивого, пусть и «прижимистого» крестьянина способного при определенных условиях накормить не только себя, но и всю страну.
     Приведем выдержку из открытого письма крестьянина Смердова (с. Даровское Вятской губернии), опубликованного ещё в 1924 г.: «За последнее время в глушь деревни проникло слово «буржуй». На деревенском языке оно стало словом бранным и для многих прямо позорным. Оно употребляется везде, к месту и просто для насмешки, и бьет по всему, что попадает под язык, а именно: построил себе крестьянин новую избу, приобрел  вторую корову, сани и прочее, ему всюду сыплют в глаза: «Эй, буржуй, разжился на Советах-то. По тебе, небось, власть-то. Раньше, небось, и коровы не было, да и из землянки не вылезал, а нынче ишь как разжился».
     В наше время нет никакого резона пользоваться словом «кулак» применительно к российскому зажиточному крестьянину. Нет обоснований и бояться появления в будущем такого крестьянина. Наоборот, как говорится, дай Бог, чтобы появился.

                                                                                               Михаил ВЫЛЦАН,

                                                                                        Доктор исторических наук.




1. I МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОДРЯДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МИ
2. реферату- Макроекономіка як наука.1
3. тематикалы~ ~ылым саласы
4. Технология принятия управленческих решений в условиях неопределённости
5.  Генезис философского знания
6. Ультразвуковая терапия
7. Бинарное(двоичние) дерево
8. Статья- Человеческий капитал- как измерить и увеличить его стоимость
9. Что лучше истина или сострадание
10. архаическое обозначение психики внутреннего мира человека понимаемого как особая независимая от тела суб
11. Китай- Ченде
12. Все что было создано в западных районах страны в годы первых пятилеток оказалось разрушенным
13. Статья- Ранняя диагностика рака яичников
14. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине Финансовое право для студ
15. About Ukrainian
16. Кругом тут является герой Пространства ее сессии на что так на намекают слова гармония пространства
17. Китай Ченде
18. Марк Блок
19. Система управления охраной труда, его классификация по показателям вредности и опасности производственного окружения
20. Пенсійне право як складова права соціального забезпечення