Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
9. Сознание и бессознательное. Стру-ктура сознания: познавательная, эмоциональная и мотивационно-во-левая сферы. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире.Познавательная сфера, основой к-рой является мышление процесс отражения действит-ти, в ходе к-той чел-к, формируя образы и оперируя ими, выдвигает цели, разрабатывает планы и в конечном счете решает те или иные задачи. Человек способен отражать общие, существенные связи самой действит-ти. Эта способность связана с деят-тью чел-а. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Также элементом сознания является - память, способность сознания накапливать инфор-цию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. Эмоции это отображение объекта в форме психического переживания, душевного волнение, непосредственного переживания жизненного смысла обусловленного отношением их объективных сво-в к потребностям субъекта.К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. Также следует добавить и существенный компонент сознания- волю, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.Мотивации потребности субъекта в единстве со спос-тью достижения цели. Воля решимость совершить те или иные действия. Важнейшей составляющей сознания, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт,оно формируется лишь вое, преходящее). Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) это полное, исчерпывающее знание о действительности, к-рое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, к-рый не может быть достигнут, хотя познание и приб-лижается к нему,это элемент знаний, к-рый не может быть опровергнут в будущем: "люди сме-ртны" и т.д.- это вечные истины. Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин. Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное,приблизительное, незавершённое знание о действительности, к-рое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания. Заблуждение, - это такое соде-ржание сознания, к-рое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем. Заблуждение это «знание», не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение как теоретико-познавательный феномен следует отличать от лжи преднамеренного искажения истины в корыстных интересах и связанной с этим передчи заведомо ложного знания дезинформации. Таким образом, заблуждения характеризуются свойством непреднамеренности. Они играют неоднозначную роль, т. е., с одной сторо-ны, препятствуют достижению истины, но, с другой, являются частью гносеологического процесса: выдвижением гипотез субъект накладывает на область неизвестного сеть своих предварительных представлений, базирующихся на уже известном, что иногда приводит к заблуждениям. Заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций. Ложным человеческое знание становится не потому, что оно не имеет отношения к действительности, а потому, что границы его действительности указаны неве-рно. Неспособность человека вообще увидеть проблемность ситуации или суждения есть глупость. От ошибки и заблуждения глупость отли-чает уверенность. Глупость всегда уверена в чем-либо, так как не видит и не знает проблемы. Отсюда родство глупости и самодовольства, неотвязной спутницей к-рого становится театрально-сть, в дальнейшем злобность и безумие… |
10.Проблема познаваемости мира. Гносе-ологический оптимизм и агностицизм. В решении данного вопроса в истории философской мысли традиционно выделяют следующие основные позиции: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм. В вопросе о познаваемости мира выбор следующий: - либо гносеологический оптимизм, дающий положительный ответ: да, мир познаваем, - либо агностицизм, отрицающий или принципиально ограничивающий возможности познания, - либо скептицизм, ставящий под сомнение определенность любого ответа, что, конечно, ближе к отрицательному выводу. Гносеологический оптимизм направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и спо-со-бности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т.е. временного хар-ра, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет. Вариантов оптимистической гносеологии достаточно много, различаются и их онтологические основания. В учении Платона возможность безусловного познания сущности вещей базируется на постулировании единой природы души и идеальных су-щностей в некоем месте обитания занебесной области, в к-рой души созерцают идеальный мир. После вселения в человеческие тела души забывают то, что они видели в иной действительности. Суть же теории познания Платона заключается в тезисе «Знание- это припоминание», т. е. души припоминают то, что видели прежде, но забыли в земном существовании. Способствуют процессу «припоминания» наводящие вопросы, вещи, ситуации. В учениях Г.Гегеля и К.Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективно-идеалистическому, а второе к материалистическому направлениям, онтологиической основой гносеологического оптимизма является представление о рациональности (т.е. логичности, закономерности) мира. Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, т.е. разумом. Агностицизм (от греч. а - не; gnosis знание) - это учение, отрицающее возможность познания или принципиально ограничивающее его возможности. Агностики (то есть сторонники агностицизма) не утверждают, будто мы ничего не знаем. Это было бы явным абсурдом. Агностицизм не заклюючается также и в признании того, что всегда есть и будет что-то непознанное. С этим легко соглашается большинство и философов, и обычных людей, к-рые при этом допускают, что когда-то границы нашего сегодняшнего незнания смогут быть отодвинуты и что область наших знаний сможет расширяться неограниченно долго. Агностицизм сложнее - агностики полагают, что разах и в отсутствие самого объекта, по памяти.. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не т.к. он соединен в действит-сти. Представление это образ памяти. Воображение это образ памяти + фантазия + свойства отвлечения и элементы обобщения (влияние мышления). Иными словами, воображение это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация к-рых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Чувственное познание ограничено: -не выделяет общее, не дает знания по сущности, не дает объяснения и понимания. Ощущения, восприятия и представления ведут к накоплению информации, жизненного опыта и обеспечивают возможность чувственно-об-разного познания мира. Но в органах чувств не могут непосредственно отражаться многие объективные предметы и явления (например, атомы и элементарные частицы), более того, одному лишь чувственному познанию недоступно изу-чение предметов и явлений на сущностном уровне. Ограниченность чувст-венного познания разрешается на уровне абстрактно-мысленного отражения (лат. отвлечение). Абстрактное мышление это рациональное, логическое познание, позволяющее перейти от рассмотрения внешних сторон явлений к изучению их сущности посредством оперирования понятиями и построения научных теорий. Основными формами абстрактно-мысленного отражения выступают понятия, суждения и умозаключения. Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида и, более того, со всем совокупным опытом и знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного субъекта. В результате синтеза наиболее существенных признаков предметов и явлений, абстрагирования формируется понятие, фиксируемое в языке обобщающее слово. Понятие исходная и ведущая форма абстрактно-мысленного отражения объектов. «Понятие как форма (вид) мысли, или как мысленное образование есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для пред-метов этого класса признаков» Понятия закрепляются в дефинициях. Наряду с понятиями, абстрактно-мысленная способность человека включает в себя и такие формы рационального освоения действительности как суждения и умозаключения. Суждение -есть форма мысли, в к-рой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Высказывая суждения, мы уже пользуемся понятиями. Последние же являются элементами сужде-ний. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе к-рых логически выводится новое суждение (заключение или вывод). |
11. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Ограничен-ность сенсуализма и рационализма. Сенсуализм (ощущение, чувство) направление в гносеологии, к-рое основным источником знания считает данные органов чувств. Рационализм (разумный) направление в гносеологии, к-рое основным источником знания считает разум (мышление), как достаточно автономную человеческую способность видения всеобщего в единичных явлениях. Познание это взаимодействие субъекта и объекта, дающее в результате некое знание (познавательный образ). Но это знание возникает не сразу. Оно образуется в процессе взаимодействия субъекта познания с объектом, при активной роли самого субъекта. Субъект познания это тот, кто познает (активно-деятельное, творческое начало). Субъектом познания может быть отдельный человек в его общественной сущности, социальная группа, общество в целом. Объект познания это то, что познается. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: - познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); - познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры) Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание( живое созерцание) 2- логическое(рациональное) познание. (Абстрактное мышление) Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстанет многообразием, в к-ром нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональ-ный хар-р. Чувственное познание активное познание явлений, включенное в практическую деятельность. Способность человека к чувственному отражению действительности это способно-сть получать информацию об объектах в форме индивидуальных конкретно-чувственных образов, к-рые возникают в сознании человека в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы. Чувственное отражение осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение -это психический процесс отражения отдельных сторон объекта познания и внутренних состояний, связанных с воспроизведением образа этих сторон. Восприятие - это чувственное отражение целостности предмета, действующего непосредственно на органы чувств человека. Представление это пси-хологический процесс отражения объекта, вос-производимого в сознании в чувственных об кроме непознанного существует и нечто непозна-ваемое, т.е. принципиально недоступное нашему знанию. И совсем необязательно, чтобы это непознаваемое находилось где-то очень далеко во времени и пространстве. Оно может буквально соседствовать с нами. Принято говорить о двух формах (разновидностях) агностицизма: юмовс-кого и кантовского. Д. Юм утверждал, что наши ощущения, восприятия имеют неизвестную природу. На вопрос о том, чем они вызываются, по мнению Д. Юма, можно дать разные ответы, к-рые в равной степени могут быть обоснованы. Так, с позиций материализма источник наших ощущений -тела, вещи, объекты материального мира. С позиций идеализма- мировой дух или сознание субъекта. Как можно проверить истинность этих утверждений? Для этого надо стать вне своих ощущений и посмотреть на себя как бы со стороны. Но этого ни один человек сделать не может, т.к. это равносильно тому, чтобы, стоя у окна, увидеть себя идущим по улице. Следовательно, не надо и ставить вопроса об источнике ощущений. Надо лишь довольствоваться самими ощущениями и восприятиями. Современный позитивизм в той или иной степени продолжает эту же линию Д. Юма. Так, Рассел почти дословно повторяет Д. Юма: «Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, к-рые они производят во мне». Кант, родоначальник немецкой классической философии, утверждал, что вещи, тела, объекты существуют независимо от сознания человека, т.е. объективно. Но человек не способен постичь сущность этих вещей. Они остаются «вещами в себе» и никогда не смогут стать «вещами для нас», т.е. раскрыться нам. Человек может поз-нать лишь мир «явлений», т.е. ощущений, к-рые эти вещи в нас производят, а не мир сущностей. Ощущения, восприятия не адекватны вещам и человеческое сознание не может совершить «тра-нсцензус» (переход) из одной области в другую, т.е. от мира явлений к миру сущностей, из области посюстороннего в область потустороннего. Такой переход возможен только для веры. Агностицизм вызывал критику уже современников. Например, Гегель высмеивал Канта за его агностицизм. Но, будучи представителем объективного идеализма, Гегель не мог дать достаточно обоснованной и последовательной критики агностицизма.Аргументация агностиков и скептиков очень сильна, и все же большинство философов придерживается гносеологического (т.е познавательного) оптимизма. Они считают мир в принципе познаваемым. Это, конечно, не означает, что мы все знаем, но мы можем неограниченно углублять и расширять наши знания, уточняя и дополняя их, изгоняя из них ошибки, неточности, заблуждения. |
12. Истина и заблуждение. Субъективное и объективное в истине. Истина - есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания. Имеются разные понимания истины. Например, «истина это соответствие знаний действительности» (или знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним); «истина это опытная подтверждаемость»; «истина это свойство самосогласованности знаний»; «истина это соглашение». Первое положение является классическим. Его разделяли Платон, Аристо-тель, Фома Аквинский, Гольбах, Фейербах, Маркс и др. Из этого положения следует, что вопрос о соответствии утверждения (суждения) де-йствительному положению вещей это вопрос о его истинности. Поскольку человек не располагает абсолютным знанием и истиной, но стреми-тся к ним, то главная для него проблема критерий истинности (критерий соответствия) его тео-рий, убеждений и суждений. Истина - это цель, к к-рой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отде-льных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Согласно Аристотелю: истина - это соответствие знания объекту, действительности (принцип корреспонденции) Р. Декарт: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики: 1) Объективность, она - в обусловленности реальной действител-ти в к-рую входит -объективная реальность, субъективная реальность она в связи с предметно-чувствен-ной деятельностью человека, с практикой. она - в независимости содержания истины от отдельных людей 2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, все-мирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону) 3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углу-бляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчи на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, к-рая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формахБессознательное-это столь же специфически человеческое психическое проявление,как и сознание,оно детерминировано общественными условиями существования человека,высту-пая как неконтролируемые,полностью или ча-стично неосознаваемые действия. Бессознате-льное образует низший уровень психики.Бес-сознательное это совокупность психических процессов,актов и состояний, обусловленных воздействиями,во влиянии к-рых человек не дает себе отчета.Являясь психическим, бессо-знательное представляет собой такую форму отражения действительности, при к-рой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия,нарушается речевое регулирование поведения.В бессознательном,в отличие от сознания,невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. Бессознательное - это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности,во многом определяющей жизнь и поступки людей. Пре-дставление о многослойности психики челове-ка существовало уже в древневосточной философии.Концепция бессознания впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология»),трактовавшим бессознание как низ-шую форму ушевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвы-шающихся,подобно островкам,над океаном тёмных перцепций(восприятий).В европейс-кой традиции об этом также писал Кант,свою концепцию бессознательного создали Э.Гарт-ман и Герберт.В теории Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррационалной силы,определяющей поведение человека. В современной глубинной психологии это понятие широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека-это совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. |