Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Исторический путь и характерные черты древнеегипетской цивилизации

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Культуры Древнего Египта

Периодизация культуры Древнего Египта. Исторический путь и характерные черты древнеегипетской цивилизации.

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Она подарила человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Историю культуры Древнего Египта принято делить на следующие периоды:

  1. додинастический период (IV тыс., 33–30 вв. до н. э.);
  2. древнее царство (XXX–XXIII вв. до н. э.);
  3. среднее царство (XXI–XVIII вв. до н. э.);
  4. новое царство (XVI–XI вв. до н. э.);
  5. позднее время (XI—332 г. до н. э.).

Долгое время культура Египта развивалась изолированно. В традиционном мире восточных царств практически не происходило изменений. Сложившиеся еще в глубокой древности правила и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивались раз и навсегда установленными приемами. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Однако и в рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения.

Древнее Царство было эпохой создания единой египетской державы, подвластной божественным фараонам, и утверждения этой державы в окружающем мире. Период между Древним и Средним царствами был для Египта временем распада на отдельные номы (административные округа).

 Эпоху Среднего царства называют классической – это был второй период расцвета Древнего Египта. Между средним и Новым царствами , страна находилась около ста лет под владычеством гиксосов.

В период Нового царства Египет достиг своего наивысшего расцвета, занимая ведущее положение на севере Африки и Ближнего Востока.

Эпоха Позднего царства – это эпоха заката древнеегипетской цивилизации. Постоянные кризисы, поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами ослабили Древний Египет. В 332 г. до н.э. Египет был покорен войсками Александра Македонского, после смерти которого страна оказалась под властью династии Птолемеев.

 Основные черты древнеегипетской цивилизации.

Сакрализация власти. Сакрализация – это процесс наделения царской власти священными, божественными свойствами. Сильная централизованная власть покоилась на идее божественной сущности фараона. В руках фараона сосредотачивалась вся власть. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, была ее незыблемость и непостижимость

Всем известно, что первые в истории человечества государства возникли на основе власти царей и власть эта была практически безграничной. Но царь, каким бы он ни был могущественный, был один на сотни тысяч, а то и миллионы поданных, как это было в Древнем Египте. По традиционной древнеегипетской формуле, фараон - сын верховного солнечного бога Ра и одновременно, всех остальных девяти главных богов. Фараон – это концентрированность божественного в одном лице. Фараон в какой-то мере больше бог, чем все остальные боги в отдельности. Фараон не просто посредник, а продолжение мира богов в мире людей. Фараон в своей обращенности к богам только начинает с почтительного признания своей служебности и подчиненности. И уж конечно вся официальная жизнь Египта была жизнью фараона.

В Древнем Египте фигура и образ божественного царя получил наиболее полное и законченное выражение. Но и здесь культ царя-бога был только тенденцией, на основе которой продолжали сохраняться первобытные представления. Где-нибудь в глубинке люди продолжали верить своим местным богам, и были связаны с культом фараона чисто формально. Как свидетельствуют древнеегипетские тексты, фараон не всегда представлял в полноте своей божественности. Культ божественного царя далеко не всегда был последовательным и бескомпромиссным. И все же фараон был здесь обожествлен настолько, насколько вообще люди могут обожествлять другого присутствующего среди них человека.

2. Символичность культуры и мировоззрения древних египтян. Основные символы египетской культуры – сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, анкх (египетский крест с петлей, «ключ Нила»).

Сфинкс был олицетворением тайной премудрости, универсальным символом египетской культуры Сфинкс выступал посредником между царством живых бога Ра и царством мертвых Осириса. Кроме того, сфинкс олицетворял собой божественную сущность фараона. Священным атрибутом богов, знаком их мудрости и власти – анкх. Он символизировал жизнь как связующее звено между двумя мирами: божественным и земным.

3. Особенностями мировоззрения египтян были: мифологичность, устойчивость, традиционность, неподвижность. Мифологичность древнеегипетского человека заключалась в том, что космический порядок и его отражение на земле давно установлены богами. Точное и педантичное следование традиции, ритуалу, канону и вообще любому правилу пронизывали все сферы жизни древнего египтянина.

4. Страстное желание побороть и остановить смерть. Смерть представлялась египтянину злом и ненормальностью, нарушением естественного течения событий. Надежда на заупокойную вечную жизнь породила специфический заупокойный культ. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела (отсюда появление традиции бальзамирования). Если собрать воедино все аспекты жизни древнего египтянина, связанные со смертью и загробным существованием, то окажется, что древнеегипетская культура обслуживала смерть не меньше, чем жизнь.

5. Древнеегипетское государство было жестким централизованным государством, ирригационного типа.

5. Наука была привилегией незначительного меньшинства (чаще всего жреческого сословия).

6. Искусство отличалось монументальностью, грандиозностью, огромными размерами и строгому следованию художественным канонам.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

Начали формироваться в VI-IV тыс. до н. э., когда Древний Египет еще был разделен на отдельные номы (области), в которых жили остатки древних племен, заселявших долину Нила.  В номах складывался свой пантеон богов и присутствовали собственные культы, да и сам ном персонифицировался в образе какого-либо божества.  Со временем местные божества консолидировались в триады. Во главе определялся бог-демиург, который покровительствовал ному и которому посвящались циклы мифических сказаний.  К примеру, покровитель фиванского нома — бог Солнца Амон, его жена — богиня неба Мут, а их сын Хонсу — бог Луны.

При этом культы номовых божеств соединялись, по мере объединения Египта, с поклонением общеегипетским божествам. Сохранялись и следы тотемизма, но в целом нарастал процесс антропоморфизации священных животных. И хотя египетские боги изображались с головами животных (Тот — с головой ибиса, Анубис — с головой собаки, Бастет — с головой кошки, Гор — с головой сокола), все же боги приобретали человеческие черты, характеры, чувства.  Но в целом культ животных достаточно закрепился в Древнем Египте и сохранился (изменяясь, конечно, с развитием самого Египта и религиозной ситуации) на протяжении всего времени существования египетской цивилизации. К числу наиболее почитаемых животных, в которые виделись образы и воплощения богов, относятся: бык (Апис, Мневис, Бата), корова (Хатор, Исида), баран (Амон, Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Бает), лев (Тефнут, Семхет, Хатор и т.д.), шакал (Анубис), ибис (Тот) и др.

Номы соперничали между собой, создавались и распадались союзы, главенство одного нома переходило к другому, менялись столицы и династии правителей.  Победы и поражения номов и их правителей находили отражение в мифологии и пантеоне богов.  Победители стремились подчеркнуть свое превосходство введением в общеегипетский пантеон бога своего нома. Сделав его главным, они тем самым укрепляли свою значимость, ведь, как правило, династия правителя связывалась своим происхождением с кем-либо из богов, а сам правитель выступал от имени бога.

Так правители из Иераконнополя и Эдфу, присоединяя к своему ному другие номы во времена первой и второй династий, сделали номового бога-сокола Гора общеегипетским богом Солнца. А когда столица царства была перенесена в Мемфис (время третьей династии), бог Птах занимает первое место.  В эпоху Среднего царства, а особенно во время XVIII династии Нового царства, фиванский бог Солнца — Амон приобретает верховенство над другими богами. Со временем и иные египетские боги и божества включались в общеегипетский божественный круг, сменяя и соперничая друг с другом. Так, со временем Осирис сменяет Анубиса и Хентиаменти в управлении царством мертвых. Гермопольский бог Тот становится покровителем писцов и ученых, снутский Анубис — богом загробного царства, лотапольская Сохмет — богиней войны и т.д.

Важными для Древнего Египта были культы и боги, связанные с разливами Нила (реки, от которой зависела жизнь древних египтян) и влияющими на земледелие природными силами.  Сам Нил олицетворялся в образе бога Хапи. В реке жили добрые и злые божества и духи, которые являлись в образах животных: крокодилов, гиппопотамов, скорпионов, лягушек. За плодородие отвечала богиня Рененутет, которая в образе змеи появлялась во время жатвы.

Достаточно разнообразными были мифы о создании мира, которые так и не закрепились в общеегипетских космологических представлениях, а долгое время сохранялись как номовые.  В Гелиополе рассказывали, что мир создал солнечный бог Ра, порожденный первобытным хаосом — Нуном.  Ра создал других богов, людей и животных, проглотив собственное семя. Так появись: бог Шу (воздуха), Тефнут (его женское дополнение), а от них уже родилась Геб (земля), Нут (небо) и другие боги. Солнце и Луну Ра создал из своих глаз, а людей — из своих слез.  В мемфисских мифах богом-демиургом выступал бог Птах, в фиванских — бог Амон.

После создания, обустройства мира и появления людей контроль за существованием мира и его благополучием, согласно египетской мифологии, был передан фараону (царю).  Бог-царь стал связующей нитью между небом и землей, а его власть была основой и стабильности общества и существующего природного порядка.  Со временем деятельность фараона стала связываться с деятельностью всех главных богов Египта.

В период Древнего Царства бог Ра нес бессмертие всему государству через фараона, который был признан сыном бога Ра.

Солнце у древних египтян связывалось с бессмертием, ведь оно «умирало» вечером, томилось под землей, но «возрождалось» утром и было основой жизни для всех. Фараон становился гарантом солнечного света, плодородия земли, благополучия, порядка, могущества и процветания для всего Египта.  Боги действовали на небе, а их дела на Земле и среди людей продолжал фараон.  Развитие данных представлений неизбежно приводило к необходимости обеспечения для фараона пути, схожего с дорогой его отца — солнечного Ра.  Фараон приобрел статус бессмертного.  Древние египтяне стали верить, что после смерти фараон вернется в свой настоящий дом — к богам, а в случае крушения мира сможет возродиться сам и наладить мировой порядок.

В древнеегипетской религии всё то, что связано с заупокойным культом, погребальным обрядом и памятью об ушедшем из жизни, стало принимать весьма важное значение.  Наряду с представлениями о необходимости передачи в мир мертвых различных материальных предметов развивались сугубо спиритуалистические представления.

Египтяне осознавали себя в семи сущностях:

  1. Сах — тело,
  2. Иб — сердце,
  3. Шу — тень,
  4. Рен — имя,
  5. Ах — блаженное загробное воплощение человека,
  6. Ба — жизненная сила,
  7. Ка — второе «Я» человека, его судьба.

Вера египтян в то, что у человека есть духовная и телесная составляющие, привели к необходимости заботы после его смерти не только о благополучии души, но и о сохранности тела.  А это означало, что возможность возрождения, прежде всего фараона, зависит от сохранности его тела.  А после воскрешения у фараона должны быть в наличии все необходимые ему вещи и предметы.  Отсюда и возникла традиция мумифицировать тела, оставлять в погребении разнообразную утварь, драгоценности и оружие, строить сложные усыпальницы — пирамиды, гробницы, города мертвых. Изначально тела сохранялись благодаря сухому климату пустыни, но постепенно стала развиваться технология обеспечения сложной консервации тела — полное мумифицирование тела и органов.  Тело проходило сложную и длительную операцию обезвоживания, а внутренние органы сохранялись в четырех кувшинах, которые охраняли сыновья Гора. Сердце не вынималось, подобно другим органам, ведь оно было носителем духовного начала; его клали на чашу весов в зале Суда — для вынесения справедливого приговора умершему и определения его судьбы в царстве мертвых.

Приблизительно с 1500 г. до н. э. полная мумификация стала доступной для верхушки жречества и придворных фараона, но не для низших слоев населения — ведь тогда идея царской власти была бы подорвана.  Кроме того, жрецы как исполнители ритуалов, хранители сакральных знаний и ответственные за поддержание мирового порядка стремились усиливать как собственную значимость, так и важность атрибутики культа мертвых. А сохранившиеся до нашего времени пирамиды, сокровища в гробнице фараона Тутанхамона, Египетская книга мертвых, росписи в гробницах, многочисленные легенды и мифы удивительным образом привлекают и создают ореол таинственности и мистицизма вокруг забытых обрядов и ритуалов древних египтян.

Значимость жрецов отразилась и на роли храмов Древнего Египта. Храмы были не только местом для выполнения религиозных культовых действий, но и являлись центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни.В храмах совершались ежедневные церемонии, проводились праздники, посвященные различным божествам, иногда исполнялись пьесы, описывающие отдельные события из жизни божества, проводились астрономические вычисления, в хранилищах береглись древние свитки сакрального содержания, здесь же обучались знаниям новые жрецы. Именно жрецы активно противостояли попытке реформации религии при фараоне Эхнатон — Аменхотепе IV, который в середине II тыс. до н. э. совершил попытку ввести единобожие.

Религиозные верования древних египтян сыграли важную роль в последующих религиозных построениях.  Так, мифы об Осирисе, который являлся одновременно богом мертвых и богом, стали началом для верований об умирающем и возрождающемся боге, который дает верующим надежду на то, что с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели.  К этим же традициям относятся идеи суда над душами в зависимости от добрых и злых дел, совершенных при жизни; обеспечение существования души после смерти.

Религия древних египтян в контакте с другими религиозными системами претерпевала определенные изменения, иногда уживаясь с новыми богами, а иногда и передавая своих богов и идеи в другие религии.  От древней религии осталось то, что сейчас называют «египетской мудростью»: символы и мифологические образы, воспринятые неофициальными мистическими направлениями в иудаизме и христианстве, в ордене тамплиеров, у розенкрейцеров; в масонских обрядах, в мистическом учении каббалы.

Роль заупокойного культа

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, по и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сох

Культура Древнего Египта

—тело человека, Шунт — его тень, Рен — его имя, Ах — его привидение, Ба — проявление сущности. Ведущую роль играла Ка — душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.

Путешествие в потусторонний мир

Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.

Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «.Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.

Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую — страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов — а их было более 40 — задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными. «Я не причинил людям зла», — должен был сказать праведный египтянин, — «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист».

Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит — Пожирательницы — существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса. Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга — их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной — следствием ее становилось полное небытие человека.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Пантеон египетских богов

Осирис – основополагающее божество древнеегипетской религии. Осирис олицетворял природу и загробный мир. С Осирисом связано огромное количество легенд и мифов Древнего Египта. Египтяне считали, что именно этот бог обучил людей ремеслу и земледелию. Осирис имел семейство в лице сыновей Геба и Нута, брата Сета и жён Исиды и Нефтиды.После своей смерти посредством убийства и воскресения, Осирис передаёт свои «полномочия» Гору, оставшись только царём мёртвых.

Гор – самый почитаемый бог древних египтян после Осириса. В письменах его изображали в виде сокола или человека с соколиной головой. Именно Гору, совместно с Исидой, было суждено воскресить отца богов Осириса после его гибели.Гор получил власть над миром от Осириса после его воскресения, став символом силы и мудрости природы и плодородности земли. Именно Гора считали покровителем фараонов, а его имя входит в титул фараона.

Исида приходилась сестрой и одновременно женой Осириса (такое в Египте было в порядке вещей, а фараоны часто вступали родственные браки), и дочерью Геба и Нута. Кроме того, Исида являлась матерью Гора, второго по значимости бога Египта.Сферой влияния и покровительства Исиды были вода и ветер.

Тот – разум, мудрость и судья Египетских богов. Тот являлся покровителем писцов и учёных. Именно Тот дал людям письмо и грамоту. Применительно к природе, Тот «курировал» Луну.Изображался Тот в виде человека с головой Ибиса. В царстве мёртвых, Тот являлся не последним человеком. Именно он определял, кто и когда должен умереть, вел учет умерших, доставлял их Осирису и выполнял все необходимые «формальности». Понятно, что у египтян Тот вызывал благоговейный трепет.Ж еной Тот была богиня порядка Маат.

Маат – богиня порядка, истины и закона. Изображалась в египетских письменах в виде сидящей женщины, голову которой украшает страусиное перо. Считается, что Маат приходится дочерью бога солнца Ра.

Амон – бог-творец. Этот бог является покровителем Фив. И когда столица Египта была перенесена в Фивы, его почитали даже больше,чем Осириса. Несколько позже Амона стали отождествлять с Ра, и его имя произносилось как Амон-Ра. Амон-Ра считался отцом правящего фараона. В целом, Амон-Ра был самым известным богом, соответственно и почитали его очень многие.

Анубис почитался египтянами как покровитель ушедших в загробный мир и бог-защитник. Анубиса считали сыном Осириса и Нефтиды. Кстати, именно Анубиса считают первым бальзамировщиком и богом этого ремесла, ведь именно он бальзамировал тело умершего Осириса.В письменах Анубис представлял собой человека с головой шакала.

Атум – бог покровитель города Гелиополя; старший бог Гелиополианского пантеона. Известен также как бог-творец. Изображался писцами в виде человека с двойной короной на голове, символизирующей земли Древнего Египта.

Хнум – бог плодородия, покровитель земледельцев, бог-создатель, создавший землю из глины. Кроме того,считалось, что именно Хнум сотворил людей и богов. Изображался Хнум в виде человека с головой барана. Культ Хнума, не смотря на его «заслуги», не был широко распространен.

Нут – богиня неба. Приходится дочерью богу воздуха Ши. Имеет сестру-близнеца, богиню земли Гебу. С богинями Нут и Геба связано большое количество красивых легенд и мифов, объясняющих их появление и обретения ими могущества.

Ра – пожалуй, самый почитаемый бог после Гора, Тота и Осириса. Ра считается богом солнца. В более поздние периоды Ра почитался только в комплексе с другими богами: Амоном и Гором.Ра изображался в виде сокола или человека с соколиной головой. Обязательно присутствовало изображение солнечного диска. Ра рекордсмен по количеству мифов и легенд, слагаемых египтянами о его деятельности.

Шу – бог воздуха, отец Геба и Нут. Очагом его почитания был город Гелиополь. Своего культа Шу не имел.

Сет – злой бог, повелитель пустыни, сын Геба и Нут. Сет был убит Гором, в отместку за коварное убийство Осириса. Изображался в виде человека с головой осла.

Религиозная реформа Эхнатона

краткое изложение сути религиозной реформы Эхнатона.

1. Атон – суть Атум (Гелиопольский), творец мира.

2. Амон (Фиванский) – одно из пониманий Атона, не вполне точно отражающее его суть, но простительное для людей неграмотных.

3. Прочие боги остаются на своих местах, однако все они так или иначе выполняют подчиненную функцию по отношению к Атону (причем, как правило, узкоспециальную) и в некотором смысле тоже являются Атоном (и одновременно его слугами и детьми).

Умерший Фараон становится Осирисом в момент погребения, но, являясь сыном Атона, становится Атоном в Вечности.

Правящий Фараон является Гором и при этом сыном Атона.

Анубис – слуга Атона, который охраняет погребения.

4. Храмы Амона должны быть либо переданы жрецам Атона, либо преданы забвению (поклонение Атону в образе Амона не является преступлением, но приличные люди этим не занимаются).

5. Утверждение, что Амон и Атон – различные боги, наказуемо как хула на Фараона и государственная измена.

6. Вообще чрезмерно активное упоминание какого-либо бога без связи с Атоном может вызвать неприятие и даже привести к преследованиям (как правило, в виде удаления от двора), особенно в случаях, когда специально акцентируется независимость какого-либо бога от Атона.

7. Утверждение о том, что есть только один бог – Атон, а все остальные – только его аспекты, не является обязательной частью учения, но подобные мысли считаются признаком большой мудрости и святости.

Искусство Древнего Египта

Древнее и среднее царства.

Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было ни много, ни мало дарить бессмертие, быть прямым продолжателем жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-либо произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представляло нечто само собой сущее, жизненным началом. Поэтому и труд художника считался священнодействием. Ведущие художники, зодчие, скульпторы, живописцы – были высокопоставленными лицами, часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом.

Древнеегипетское искусство выработало язык, отвечающей идее постоянства – язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображается самое простое, самое обыденное, чего древнеегипетское искусство не чуралось , - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленного на века. В Древнем Царстве сложились устойчивые типы статуй, с необычайным стремлением к портретному сходству. Эти типы статуй повторялись потом и в Среднем и в Новом царствах, и в поздний Саисский период египетской истории. В рельефах Древнего царства также были установлены определенные каноны. Этот принцип рисунка сохранялся всегда.

В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-политический и культурный подъем. Искусство Древнего царства – это египетская классика: оно монументально, спокойно, торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость, которая так характерна для египетского искусства вообще.

В Древнем Царстве начинается строительство пирамид, т.е в начале истории Древнего Египта. Как известно древние греки относили пирамиды к одному из чудес света. Пирамиды поражали греков своим величием и совершенством. Ничего подобного по масштабам ни античный мир, ни Средневековье не создавали, да и не стремились создать. Между тем, строители пирамид использовали только два приспособления – наклонную плоскость и рычаг. Нам очень трудно представить, что в эту эпоху не существовало ни ворота, ни винта, ни колеса. Всего того, что впоследствии использовалось при строительстве и менее грандиозных сооружений. Наклонной плоскости и рычага оказалось достаточным, чтобы соорудить скажем пирамиду Хеопса (Хуфу), чье основание занимает около 5 гектаров, высота достигает 146,5 метра. Сложена она и 2300000 гранитных камней, из которых каждый весит около 2500 тонны. Но не менее размеров в пирамиде поражает та филигранность с которой подогнан каждый камень. По поводу пирамид один современный специалист замечает: «Даже если не учитывать примитивный характер орудий 3 тысячелетия до нашей эры, можно сказать, что ни одно сооружение нашего времени не превосходит ее в технической виртуозности и смелости. И, однако, это предприятие было осуществлено культурой, только что выходящей из каменного века и долго еще пользовавшейся каменными орудиями, хотя долота и пилы … уже изготовлялись из бронзы»

Получается, что относительно еще скромные и неразвитые производительные силы Древнего Египта не просто позволили создать нечто, имеющее даже самого отдаленного подобия в первобытной культуре. Они были использованы принципиально иначе. До сих пор не виданный монументализм скорее задействовал производительные силы, чем стал их следствием. Ведь никакой так называемой целесообразности в строительстве пирамид не было. Выражаясь современным языком, их строительство было затратным, и тяжелым бременем ложилась на египетскую экономику. Ничьей жизни эти стройки не улучшали. И все-таки пирамиды упорно сооружались. В течение нескольких столетий их размеры были очень велики, затем они уменьшаются. Но ни в одном, ни во втором случае невозможно представить себе одного - , что строители работали под принуждением и насилием. Уже одна точность и тщательность, с которой возводили эти пирамиды говорит о некоей заинтересованности самих строителей. За их строительством не могла не стоять какая-то внутренняя необходимость, стремление выразить нечто, касающееся всех, и для тех, кому сооружались усыпальницы, и для тех, кто их строил. Это «нечто» и было тем новым, чего не знала первобытность, что было чуждо мировоззрению первобытного человека.

Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходили в художественной культуре Нового царства – эпохи третьего и последнего подъема Египта. Пирамиды перестали строить, они стали прятаться.

В этот период были возведены, либо достраивались знаменитые храмовые комплексы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида была похожа на гору, то эти храмы напоминали дремучий лес (в одном гипостильном зале Карнака было 144 колонн).

О связи египетского искусства с письменностью надо сказать отдельно. Нигде больше, даже в Китае, живопись и надписи не образуют такого прочного декоративного синтеза. Пиктография или картинное письмо, было общей первоначальной основой и письменности и искусства Египта. Изображение для египтянина – это знак.

Но знак не в нашем понимании как знак-символ, нечто условное и подсобное, а священный знак-образ, обладающий жизненной силой. Создать изобразительный знак предмета, значило сберечь жизненную силу предмета. Но и надписи – тоже знак. Письменность как и живопись было дело религии, делом жрецов.

Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте

Египетская письменность – одна из древнейших в мире и проделывала свою обычную эволюцию – от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Изобразительные знаки при этом упрощались, схематизировались, и, в конце концов, теряли сходство с предметом. В Египте рано возникло алфавитно-слоговое письмо. Когда ученые в 19 веке взялись за его расшифровку, их сбило с толку то обстоятельство, что среди схематических букв часто встречались изображения несхематические – людей, животных, птиц, различных предметов. Думали поначалу, что египетские иероглифы – это символические письмена-рисунки. Но оказалось, что изображения лишь присоединены к слоговому письму в качестве детерминированных знаков. Таким образом, сохраняя знак-образ, письменность сохраняла родство с искусством, искусство в свою очередь сохраняло связь с пиктограммой – и внешнюю и внутреннюю. Египет оставил богатое письменное наследие. Это заклинания и жизнеописания, «Книга мертвых» религиозный текст о погребальном культе. Существовала светская литература: любовные стихи, повести, восхваления, поучения (Поучения жреца Птахопета»), письма, рассказы («Рассказ Синухета»). Элементы философствования наблюдаются в таких произведениях как «Песнь арфиста» о конечность человеческой жизни, «Разговор разочарованного со своей душой».

Научные достижения Египта

Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религигиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают.

Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов глубины и уровней уступов на пирамидной кладке).

Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. По сути дела, они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня.

Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день. Грандиозное древних египтян было сделано в области физики - для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пирамид).

В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии – изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений. Периоду Среднего царства принадлежат первые математические и медицинские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понимании этого слова).

Особенно развита в Древнем Египте была математика – и это несмотря на громоздкую и неудобную числовую систему. Египтяне знали сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной; они уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения.

Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах). Появляются догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе находится Солнце.

Физика - изобретены водяные часы (карманные, нашейные египетские часики, инструкции – «наставления» о пользовании солнечными часами).

Медицина - лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа. Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и т. д. Египетские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свойства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполняли магией и колдовством, которые тоже нередко оказывались полезными (по крайней мере, психологически). Некоторые средства и способы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине.

География - до нас дошли куски подробных чертежей карт горных промыслов пустыни.

Наследие Древнего Египта

Культура Древнего Египта берет свое начало с III тысячелетия до н.э. Египтяне имели чувство красоты, они предоставляли красоты всем предметам. Египет стал родиной веры и эстетики. Для египтян, Солнце было наивысшим благом. Египтяне верили в вечную жизнь, они очень ценили счастье и земные радости. Однако культура все равно развивалась медленно.

Примерно 6 тыс. лет развивалось искусство. До наших времен дошли удивительные памятники архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства.

Литература, созданная египетским народом, имела широкое влияние на литературу античную и арабскую. В Древнем Египте, также изучали  географию, медицину, астрономию, математику и  Историю.

Художественная культура может служить для историков источником о социальном жизни Египта. Чрезвычайно важное место, занимала архитектура. Первое что бросается в глаза, это монументальность форм. Кроме того, все постройки характеризовались строгой геометрии. Прекрасным примером египетской архитектуры являются пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Строительство таких крупных сооружений имело негативные последствия. Поскольку для постройки пирамид нужно очень много рабочей силы, то людей вырывали от земли, тем самым вызывая недовольство народных масс и знати.

В Древнем Египте верили что природа имеет сверхъестественные силы. Например приток Нила, считался воскресением бога растительного мира Осириса.

Для стенописи, мастера использовали минеральные красители. Стенописи были разных «сюжетов», они изображали битвы, прославляли царя, охота, захват рабов, рыбалку и т.д.

В конце Древнего царства Египет распался на номы, в результате постоянных изнурительных войн. В период Среднего царства, продолжается строительство пирамид. Начинаются интенсивно рисоваться портреты фараонов и другой знати. Укрепление власти фараона, снова вернуло большое значение архитектуре, поскольку активно начинают строиться гробницы и храмы. В результате ослабления власти фараона возмущению «низов» общества, состоялась революция.

Гражданской войной в Египте, воспользовались Гиксосы, захватившие Египет и владевшие нем почти сто лет. А это в свою очередь должно пагубное влияние на культуру Египта. Искусство Древнего Египта имело чрезвычайно большое значение для истории мировой культуры. Его влияние прослеживается в будущем, в культурах других народов. А замечательные памятники египетского искусства и сегодня волнуют наше воображение своим высоким мастерством, величественным размахом, реалистичной достоверностью.

Место истории Древнего Египта в мировой истории




1. Теперь PR можно просчитать точнее
2. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора медичних наук Киї.
3. Лекция 15 Внутрибольничная инфекция ВБИ ВБИ ~ это любое клинически распознаваемое заболевание микробн
4. ТЕМА 2 ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ 2
5. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АИС 1
6. Делегирование в системе управленческих действий
7. Расследование преступлений несовершеннолетних
8. кишечного тракта и желчновыводящих путей ОГЛАВЛЕНИЕ Заболевания желудочнокишечного тракта и желчно
9. Славянские земли ~ княжения
10. Тема- Мислення План 1
11. Реферат- Экономическое развитие германских городов Берлина и Бранденбурга
12. Реферат Испытания РЭСИ на воздействие повышенной влаги и на воздействие инея с последующим его оттаиванием
13. ОСНОВИ МЕХАНІЗАЦІЇ І АВТОМАТИЗАЦІЇ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКОГО ВИРОБНИЦТВА
14. Биосоциальное совершенствование человека будущего
15. Фразеологизмы в романе м.А.Шолохов
16. Реферат- Организация управленческого труда
17. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Д
18. половое влечение
19. Реферат- Судебная медицина - заключение эксперта
20. Радуга идей Общие положения Окружная командообразующая игра Радуга идей проводится с целью р