Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематический курс философии- Квинтессенция- Учебное пособие

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Литература.

1. Канке В.А. Философия. М.: Издательско-книготорговый дом «Логос» М., 2002.

2. Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2001.

3. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. проф. В.П. Кохановского. 2-е изд. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

4. Солодухо Н.М. Систематический курс философии: Квинтессенция: Учебное пособие. Казань: Изд. Каз. гос. тех. ун-та, 2002.

5. Стрельник О.Н. Философия: Учебное пособие. – М: Юрайт-Издат, 2008 – 335с.

Тема 1. Возникновение и специфика философского знания.

1. Понятие мировоззрения и его основные виды.

В переводе с греческого слово «философия» означает «любовь к мудрости» (от philio – люблю; sophia – мудрость). Считается, что первым кто назвал себя философом, был Пифагор.

Человечество всегда пыталось решить такие важнейшие проблемы, как – описание, объяснение, понимание мира и свое отношение к этому миру, в связи с этим, человек рассуждает, размышляет о мире в целом и о самом себе. Размышлять и рассуждать о мире можно посредством знаний, благодаря чему и устанавливается уровень сознания и особая форма мировоззрения.

Мировоззрение – это общее представление, убеждение о мире в целом и о месте человека в этом мире.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

1) Мифологическое мировоззрение. Мифы давали первое представление о мире, о зарождении Вселенной, Земли и человека, объяснение природных явлений, жизни, смерти, судьбы человека и т.д. На основе фантазии и воображения человека строилась мифологическая картина мира. На заре цивилизации, ввиду отсутствия достаточных языковых средств и абстрактных размышлений, первобытным людям приходилось выражать общее через отдельное, т.е. мышление оперировало не понятиями, а образами. Отличительной чертой мифологии стал антропоморфизм – это наделение природным явлениям человеческих качеств, а потом обожествление и почитание их. Отсюда, одним из свойств мифов стал политеизм (многобожие).

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы потустороннего мира, влияющие на жизнь и судьбу человека. Отличием религиозного мировоззрения от мифологического является то, что в религии Бог стоит над природой и вне ее, которую он создал, а в мифе боги существуют параллельно земному миру. Бытие Бога в религии осознается человеком как откровение, а возможность проникнуть в божественный мир может позволить  только душа человека после смерти. В мифе же, человек может посетить богов и вернуться обратно в свой земной мир.

Религия дает более сложную, чем мифология, мировоззренческую систему. Развитая форма абстрактного мышления древних во многих религиях приводит к монотеизму, т.е. единобожию.

3) Философское мировоззрение имеет следующую по сложности форму абстрагирования. Философия выходит из мифологии и религии и противостоит им. Если в мифе и в религии необходимо все принимать на веру, то в философии необходим принцип доказательности. В целом, философское мировоззрение строится на понятиях и категориях, которые выводятся рациональным мышлением и, с помощью которых описывается картина мира. И если даже философская картина мира иррациональна, то ее все равно необходимо рационально обосновать. Основными чертами философского мировоззрения является: логичность, рациональность, теоретичность, научность, рефлексивность, т.е. направленность мысли на саму себя.

2. Специфика философского познания мира.

Если учесть, что особенностью для философии является рациональность, теоретичность, критичность, понятийность (категориальность), то это роднит ее с наукой. Но философия не является наукой в чистом виде, т.к. наука изучает отдельные области и уровни действительности, в связи с этим  выявляются законы физики, химии, биологии и т.д. А философия пытается понять мир в целом и выявить общие универсальные свойства и законы.

Помимо исследования и изучения мира, посредством рационального познания, в человеке есть и другая сторона – это эмоционально-ценностное отношение к миру. С этой стороны человек переживает и оценивает свою жизнь и пытается ответить на другие вопросы: ради чего живет человек, в чем смысл жизни, почему существует мир и т.д. Философские истины мало понять разумом, их надо пережить сердцем. Такая сторона в философии роднит ее с религией и искусством. Поэтому, специфичность философии в том, что она объединяет научно-теоретический и духовно-практический, ценностный опыт, т.е. занимает нейтральное положение между наукой и религией.

В связи с этим можно сказать, что философия – это рационально-теоретическая и ценностно-практическая форма мировоззрения.

3. Возникновение и отличие западной и восточной философии.

Философия, как определенная форма мировоззрения, зарождается в VI-V в д.н.э. одновременно в трех культурах: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Причиной возникновения философии является переход общества от родо-племенного строя к классовому обществу, а также отделение умственного труда от физического. Одновременно создается новое знание и новый тип культуры, которые основываются на критическом осмыслении жизни, при этом сохраняя преемственность со старой традицией и моралью. Так, например, в древней Индии религия брахманизма разделяла общество на касты (сословия). В др. Китае учение Конфуцианства строго разграничивало общество на ролевые функции. А в древней Греции рабовладельческая демократия не только разделяла общество на свободных и невольных, но и позволила вывести философию на особую форму мышления, в отличие от восточной. Возможность говорить публично и отстаивать свои права в суде давало почву для свободомыслия и философствования.

Особенностью  древневосточной философии является традиционализм и, поэтому, чем древнее учение, тем оно считается истиннее. Принципом познания является не чувственное созерцание мира как на западе, а сверхчувственное созерцание, которое достигается практикой медитации. Главной особенностью и конечной целью восточного учения становится способность выхода человека за пределы сознания, путем угасания желаний, тем самым достигается духовное единение с миром. Упор делается не на разум (как на западе), а на интуицию.

Если на востоке трудно отделить философию от религии, а иногда эти области рассматривается как единое целое, то на западе философия роднится с наукой. И на первых этапах ее развития наука и философия были неразличимы. Знания философа о мире выражались в знаниях астрономии, математики, географии и т.д. Постижение истины осуществлялось через рациональное осмысление мира. Для др. греков Логос – это всеобщий закон и порядок, он понимался как космический разум. Человек, который стремился к Логосу,  тем самым уподоблялся Мировой разумности.

Общее что объединяет в древности восточную и западную философию является космоцентризм – это мировоззрение, основанное на понимании всесильности и всепричинности космоса. Древние греки говорили: не боги создали космос, а космос создал богов. Главной особенностью древних было то, что и на востоке и на западе человек, через познание окружающего мира и самого себя, пытался жить гармонично.

4. Предмет, структура и функции философии.

Объектом исследования для философии является мир и человек во всей их полноте. Предметом исследования является система взаимоотношений человек-мир. Учитывая систему взаимоотношений человек-мир, определяется следующая область проблем:

1. Проблема происхождения, сущности и существования мира, взаимосвязь бытия и небытия.

2. Проблема выявления общих и универсальных законов бытия.

3. Проблема границ и методов познания действительности.

4. Проблема происхождения человека, его сущность и смысл существования.

5. Проблема сознательного и бессознательного, соотно-шение материальных и духовных явлений.

6. Проблема сущности общества и закономерностей его развития.

На основе предмета философии строится структура философского знания:

Онтология – учение о бытии вообще его формах и атрибутах.

Гносеология – учение о познании действительности.

Логика – учение о формах и законах человеческого мышления.

Философская антропология – учение о происхождении человека, его сущность и смысл существования.

Социальная философия – учение о человеческом обществе в целом.

Аксиология – учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.

Этика – учение о нравственности.

Эстетика – учение о прекрасном.

Экологическая философия – учение о взаимоотношении общества и природы, человека и космоса.

Учитывая предмет и структуру философии, выявляются функции философского учения:

  1.  Мировоззренческая
  2.  Гносеологическая
  3.  Логическая
  4.  Методологическая
  5.  Прогностическая
  6.  Воспитательно-образовательная

Тема 2: История философии (смотри мое пособие.)

Тема 3: Основные философские направления.

1. Отношение бытия и небытия как исходная философская проблема.

Одна из основных философских проблем – это проблема бытия и небытия. Бытие это все то, что есть. Небытие это все то, чего нет. Говорить о бытии, значит иметь наличие или существовать. Очевидность существования тех или иных предметов и явлений иногда не вызывает сомнения, но предстают ли они нам в реальном виде, такими какими они есть на самом деле? Ведь многое нам только кажется, в отличие от самой реальности, как таковой. В связи с этим можно говорить об объективной и субъективной реальности

 Объективная реальность – это все процессы, явления, ситуации, вещи, состояния, существующие независимо от воли и желания, сознания и мышления человека. Субъективная реальность включает в себя ощущения, представления, мысли человека, т.е. его сознательные и бессознательные процессы. Так, например, раньше считалось, что Солнце это раскаленный диск, который вращается вокруг плоской Земли, но с развитием науки представление о мире меняется. Или карандаш, опущенный в стакан с водой, имеет искаженную форму. Таких примеров можно привести много. Поэтому, говоря о реальности, мы исходим из общих знаний о мире, после чего строим различные теории, описывающие реальность.

Реальность бытия и небытия в философии представляется в следующем виде. В философии бытие понимается не просто как существование чего-либо, а всеобщность отношений всего существующего.

Основными формами бытия являются:

Материальное бытие, идеальное бытие, бытие человека, социальное бытие, ноуменальное бытие (вещь сама по себе), феноменальное бытие (явление, данное в опыте).

В качестве примеров небытия можно назвать неродившихся людей, животных, растений или еще не появившиеся различные вещи или явления. Так же, в качестве небытия можно назвать все то, что раньше было, но потом ушло, как говорят в небытие. Это смерть или исчезновение чего-либо.

В качестве форм небытия можно назвать определенные ничто формы. Ничто формы – это все неявленные вещи, процессы, ситуации, т.е. это все нечто, которое не обрело свою бытийственость.

Проблема бытия и небытия в философии обретает два направления

1) Философия бытия исходит из концепции абсолютизации бытия. Так, древнегреческий философ Парменид утверждал, что есть только бытие, небытия нет. В средневековой  катафатической (положительной) теологии говорится о вечном абсолютном бытии – Боге. Марксизм за абсолютное бытие брал материю, которая вечна и бесконечна.

2) Философия небытия рассматривает бытие как производное из небытия. Так, др.гр. фил. Горгий говорил, что «Все существующее не существует». Индийский философ Нагарджуна (II в.) основатель надхьямики (фил. школа махаяны в буддизме) утверждал «Весь мир есть пустота (“шунья”)». Средневековая апофатическая (отрицательная) теология отождествляла Божество и Ничто.

Об относительности бытия и небытия говорится в даосизме, где бытие и небытие порождают друг друга. В атомистической теории Демокрита говорится об атомах – составляющих бытие, которые перемещаются в пустоте – небытии.

2. Основной вопрос философии или основные философские направления.

Еще в древности люди заметили, что мир можно разделить на две противоположные сущности. Это материальные и духовные (идеальные) явления. Проблема соотношения материальных и духовных явлений получила название основного вопроса философии (ОВФ).

ОВФ – это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным. (Ф.Энгельс).

ОВФ разделяется на два подвопроса:

  1.  Что является первичным: материя или сознание?
  2.  Способно ли сознание верно отразить материальный мир, т.е. способен ли человек до конца познать мир?

При ответе на первый вопрос философы разделились на два больших направления: материалисты и идеалисты.

Материалисты – это философы, которые считают, что первична материя по отношению к сознанию, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (сущностью мира) является материя. Представители: др.гр. фил. Демокрит, англ. фил. Ф.Бекон, нем. фил-ы Л.Фейербах, Марксисты и др.

Идеалисты – это философы, которые считают, что первично выступает сознание по отношению к материи, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (иначе сущностью мира) является сознание.

Идеалисты, в свою очередь, разделяются на субъективных и объективных идеалистов.

Субъективные идеалисты – это философы, которые в качестве предельного основания бытия  берут сознание человека (субъекта). Представители: англ. фил. Беркли, нем. фил. Фихте, австрийский физик Мах и др.

Объективные идеалисты – это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут мировое сознание, надприродное духовное начало. Представители: др.гр. фил. Платон, итал. фил. Ф.Аквинский, нем. фил. Гегель и др.

При ответе на второй вопрос философы разделились на гносеологических оптимистов, агностиков и скептиков.

Гносеологические оптимисты – философы, признающие познаваемость мира. В основном, это все материалисты.

Агностики – философы, которые отрицают познаваемость мира. (англ. фил. Юм, нем. фил Кант и др.).

Скептики – философы, которые выражают сомнение в познаваемости мира. (фрац. фил и матем. Декарт).

Тема 4. Философское понимание материи и ее атрибуты.

1. Философский подход к пониманию понятия материя.

Понятие материя (от лат. materia – вещь, вещество) появилось из необходимости определить некоторое общее, что может объединять все сущее.

В древней Греции за основу всего сущего многие понимали природную стихию: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит). Для Анаксимандра – это апейрон (бесконечное, беспредельное), для Демокрита – атомы.

В Новое время с развитием механики материи приписывались некоторые свойства – это протяженность, наличие массы, возможность перемещаться в пространстве.

Субъективный идеализм отрицал наличие материи как таковой, т.к. все сводил к органам чувств, за пределами которых невозможно было что-либо определить. Ими материя понималась как то, что ощущается  органами чувств и возникает в сознании в качестве субъективной реальности.

Диалектический материализм исходил из того, что в конце XIX в. был сделан ряд научных открытий, в частности: открытие эл.маг. поля, радиоактивности, делимость атома и др., вследствие этого, привычное понимание материи как вещества рушилось. Создавалось впечатление, что исчезает сама материя. Все это потребовало нового, более широкого определения материи, и оно было дано В.И.Лениным: «Материя – это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. В этом определении Ленин диалектически сочетает две противоположности – это объективную и субъективную реальность.

Следующим шагом в конкретизации понятия материи дает современная наука. На данный момент выделяют три основных вида материи:

1) вещество (жидкое, твердое, газообразное, плазменное);

2) поле (электромагнитное, гравитационное, ядерное и др.);

3) физический вакуум (совокупность виртуальных частиц). Материя обладает, так же, следующими атрибутами (неотъемлемыми свойствами):

1) системно упорядочена (микро, макро, мега уровни).

2) активна (движение, изменение, развитие)

3) имеет пространственно-временную форму

4) способна к самоорганизации (теория синергетики)

5) обладает информативностью

6) способна к отражению

2. Проблема движения в философии

Движение – это всякое изменение вообще. Движение выступает в качестве атрибута материи, т.к. не существует материи без движения и движения без материи. Учитывая, что материя это абстрактное понятие и ее, как таковой, не существует, а существуют лишь материальные объекты, которые движутся, то и движения, как такового, тоже не существует. Материя и движение – это чистая абстракция. В реалии же нам видится только материальный мир, который постоянно меняется, а изменчивость, это и есть движение.

Но чтобы определить изменчивость объекта необходимо зафиксировать его, как устойчивость, т.к. одно состояние подразумевает наличие другого, противоположного первому, поэтому движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного и т.д.

Если учесть, что материя иерархична, и высшие более сложные формы материи существуют на базе низших более простых форм, то и движение имеет определенную зависимость. В XIX в. Ф.Энгельс дал первую научную классификацию форм движения материи. Он выделил пять форм движения материи:

1) механическая

2) физическая

3) химическая

4) биологическая

5) социальная.

Современная философия отмечает так же квантово-механическую, кибернетическую,  геологическую и др. формы движения.

3. Пространство и время как философские категории.

В истории философии сложилось два подхода в понимании пространства и времени.

1) Субстанциальная концепция

2) Реляционная концепция

Сторонники субстанциальной концепции считают, что пространство и время – это две независимые друг от друга, особого рода субстанции, которые существуют сами по себе. Так, например Демокрит считал, что пространство – это пустота, в которой атомы перемещаются, а время – это прерывистый (дискретный) переход объекта из одного положения в другое. Позже И.Ньютон пространство выразил как абсолютно пустое вместилище материальных объектов, а время как чистая математическая длительность.

Сторонники реляционной (от лат. relatio – отношение) концепции считают, что пространство и время взаимосвязаны между собой. Представители: Аристотель, Лейбниц, Гегель, Марксисты и др. Реляционность пространства и времени хорошо демонстрирует теория относительности Эйнштейна. Согласно специальной теории относительности (СТО) в объекте, который движется со скоростью света, пространство сжимается, а время замедляется. Согласно общей теории относительности (ОТО) пространство и время зависят от плотности материальных объектов, и чем больше плотность тем медленнее течет время.

Поэтому, пространство во Вселенной искривлено, а временные интервалы (процессы) различны.

Диалектический материализм принимает реляционную концепцию и исходит из того, что пространство и время являются формой существования материи.

Время – это философская категория, выражающая длительность существования и последовательность изменений процессов и явлений.

Пространство – это философская категория,  выражающая порядок расположения и протяженность одновременно сосуществующих объектов.

Пространство трехмерно (высота, ширина, длина), а время однонаправлено (необратимо) от прошлого через настоящее в будущее.

Тема 5: Сознание

1. Философские подходы к пониманию проблемы сознания.

В философии складывается материалистический и идеалистический подход в понимании проблемы сознания. Как правило, это исходит из первичности или вторичности сознания по отношению к материи.

Для объективных идеалистов сознание первично и выступает в качестве надприродной мировой субстанцией, а человеческое сознание является лишь его частью.

Для субъективных идеалистов сознание – это субстанциональная основа субъекта (человека).

Для материалистов сознание вторично и оно выступает как определенное свойство материи. Так, например, др. гр. фил. Демокрит понимал сознание как особые сорта атомов, состоящие из огня и воздуха.

Материалисты XVII-XVIII вв.  сознание понимали гилозоистически. Согласно гилозоизму (с греч. живое вещество) даже неживая материя обладает сознанием или способностью к ощущению. Так, например, Спиноза говорил, что «камень мыслит», а Дидро утверждал, что «камень ощущает».

В XIX в. получает распространение физикализм – вульгарный материализм. С позиции вульгарного материализма сознание материально, и оно лишь следствие физиологических процессов организма. Так, физикалисты Д.Армстронг и Дж.Смарт отождествляли духовные процессы с кровообращением, дыханием и т.д. А Фогт говорил, что «мозг вырабатывает мысль, также как печень желчь».

Диалектический материализм рассматривает проблему сознания через теорию отражения. Отражение – это такое всеобщее свойство материи, которое характеризуется как изменение объектов в результате их взаимодействия между собой. В зависимости от сложности материи возникают следующие формы отражения.

В неживой природе возникает мех., физ., хим. отражение.

В живой природе возникает:

1) раздражимость (реакция растений на холод, тепло, свет, и т.д.)

2) чувствительность (чувство холода, света, боли и т.д.)

3) психическое отражение составляют ощущение, восприятие и представление (способность реагировать на различные ситуации).

4) Сознание – это высшее свойство отражения высоко организованной материи, и оно выступает как функция головного мозга человека. Сознанию свойственно оперировать понятиями, суждениями и выводить умозаключения.

О происхождении сознания диалектический материализм опирается на теорию Дарвина, оно возникло в результате долгого эволюционного процесса, которому способствовали труд, речь и общество. В.И.Ленин определяет сознание как субъективный образ объективного мира.

2. Основные особенности человеческого сознания.

Термин сознание состоит из двух составляющих: со-знание, т.е. соотнесенность знания. Соотнесенность первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе.

Главными условиями для возникновения сознания являются:

1) наличие развитого мозга, готового воспринимать, накапливать и хранить информацию. Имеется ввиду сложный орган, которому соответствует человеческий мозг.

2) наличие общества, т.к. вне общества сознание не существует. (История про Маугли, это сказка.)

3) наличие языка, т.к. за словом стоит мысль. Мысль без языка это пустота.

Чтобы дать определение сознанию, необходимо подчеркнуть его качества. Сознанию свойственны следующие качества:

1) Идеальность, т.е. сознание не обладает качеством материальности (цвет, запах, вкус и т.п.). По-другому, сознание – есть идеальный заменитель материального.

2) Интенциональность – направленность на предмет, т.е. сознание не может быть беспредметным. Предметами сознания выступают окружающий материальный мир во всем его многообразии, а так же все стороны духовного мира.

3) Идеаторность – способность творить, конструировать и воспроизводить идеи, а не просто отражать объекты.

4) Рефлексивность – направленность мысли на саму себя (мысль о мысли).

Учитывая основные особенности сознания, определение может быть следующим. Сознание - это духовная реальность бытия, которая включает в себя идеальность, интенциональность, идеаторность и рефлексивность.

3. Сознательное и бессознательное в человеке.

Сознательное и бессознательное – это два уровня, составляющих психику человека. Их соотношение динамично и зависит от деятельности человека. Если деятельность контролируется, то в человеке функционирует сознание, если не контролируется, то функционирует бессознательное.

В процессе обучения человек проходить несколько уровней. Так, психолог Н.А.Бернштейн выделяет четыре уровня психики. Например, на освоение определенного навыка человек на начальном этапе контролирует свои действия и, как правило, затрачивает большее количество физической и психической энергии. На последнем этапе может происходить автоматизация действий, и включается полусознательная или бессознательная функция. На этом уровне происходит наименьшая затрата энергии. Поэтому, человек гораздо быстрее устает тогда, когда занимается сложной, сознательной умственной работой, чем простым физическим трудом, не требующим полностью сознательной его регуляции.

Сферу бессознательного в человеке глубоко рассматривал австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он разделил человеческую психику на три уровня:

  1.  «Ид» (Оно) – бессознательное
  2.  «Эго» (Я) – сознание человека
  3.  «Супер-Эго» (Сверх-Я) – общественная цензура

Ядром бессознательной сферы является либидо – сексуальная энергия (влечение). «Ид» (либидо) давит на «Эго» и пытается себя реализовать, но, проходя через общественную цензуру – «Супер-Эго», оно возвращается (вытесняется) обратно в сферу бессознательного или выходит наружу (сублимируется), в приемлемой для общества форме. Примером сублимации может быть любая творческая деятельность человека. Таким образом, сознание - «Я» находится в зажатом состоянии с двух сторон. Снизу давит животное начало, сексуальный инстинкт – Оно. Сверху давят законы, мораль, культурные традиции и т.д. – Сверх-Я. В результате этого постоянного антагонизма в человеке могут происходить психические срывы, расстройства, депрессии и т.д. Таким образом, психическая деятельность человека – есть процесс превращения его сексуального инстинкта. В дальнейшем, Фрейд к сексуальному инстинкту добавляет инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые тоже являются мотивом к действию.

Учение Фрейда продолжил Карл Густав Юнг (1875-1961). Он утверждал, что «личное бессознательное» опирается на  «коллективное бессознательное», выступая в виде архетипов. Архетипы – это врожденные психические структуры человека, суммарный опыт многих поколений, проявляемые в виде образов общечеловеческой символики: сновидения, мифы, сказки, фантазии, в том числе художественные.

 

Тема 6: Диалектика.

1. Становление диалектики как философского учения.

Термин диалектика происходит от греч.  dialektike – искусство вести беседу, спор. По словам Сократа именно в споре рождалась истина, путем столкновения двух противоположных мыслей. Однако диалектика не ограничивается только ведением споров, т.е. логикой, она находит свое отражение и в объективных природных процессах. Поэтому суть диалектики заключается в единстве противоположных начал, которые выступают в качестве источника движения, а отсюда, и источником развития и всеобщей взаимосвязи мира. Следовательно, диалектика – это  учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и человека.

В истории философии условно отмечают три этапа развития диалектики.

1) Античный период, который был наивный и стихийный, т.к. опирался на житейский опыт и наблюдения. Например, Гераклит говорил: «Все течет, все изменяется»; «Все переходит в свою противоположность, мокрое высыхает, сухое увлажняется»; «Борьба – отец всего». Для Платона  диалектика – это процесс познания, т.е. постепенный переход от единичных понятий к общим и к миру идеальных сущностей. Также диалектика видна в философии Зенона,  Аристотеля, Плотина и др.

2) В немецко-классический период диалектика развивается Кантом, Фихте, Шеллингом, но систематизировал диалектику Гегель, он создал идеалистическую диалектику, которая заключалась в развитии мирового духа.

3) Материалистическая диалектика разработана  Марксом и Энгельсом и развита Лениным и другими философами. Суть ее в том, что развитие мира заложено не в мировом духе, а в самой материи, т.к. материя, по мнению этих философов, является основой мира.

2. Основные законы диалектики.

1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Этот закон характеризуется следующими категориями: качество, количество, мера, скачок.

Качество – это философская категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, в которой предмет остается самим собой, а не другим. Под качеством понимается, также, граница существования предмета, совокупность свойств предмета, «лицо» предмета. Гегель качество определяет, как тождественная с наличным бытием определенность предмета.

Количество – это философская категория, выражающая внешнюю определенность предмета: его величину, число, объем, степень развития свойств и т.д. Гегель определяет количество, как безразличное к наличному бытию определенность предмета.

Мера – есть единство количества и качества. Это интервал или границы, в которых не происходит существенных изменений предмета, где не меняется свойство и определенность предмета.

Скачок – это коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета. Скачки бывают быстрые и медленные, революционные и эволюционные.

Пример перехода количества в качество.

         Скачок         Скачок

              ↔                 ↔

качество    качество     качество

    Лед         Вода              Пар

    

     мера         мера             мера

 

             0º С              100º С

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон характеризуется следующими категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие.

Тождество – это отношение вещи к себе самой и к другим вещам, характеризующееся совпадением сторон и свойств.

Различают абсолютное и конкретное тождество.

Абсолютное тождество – это полное совпадение всех сторон и свойств. Конкретное тождество содержит в себе элементы различия.

Различие – это отношение вещи к себе самой и к другим вещам, имеющее несовпадение всех сторон и свойств. Существенные различия переходят в противоположности.

Противоположность – это различия, доведенные до крайности. Диалектические противоположности не существуют друг без друга, взаимоисключают, предполагают друг друга, находятся в постоянной борьбе. Например: мужское и женское начало, холодное – теплое, правое – левое, плюс – минус и т.д.

Противоречие есть единство противоположностей. Любой объект включает в себя пары таких противоположностей. Например: земной шар содержит в себе южный и северный полюс, головной мозг – правое и левое полушарие, человечество делится на мужской и женский пол и т.д.

Внутренняя противоречивость выступает в качестве источника движущей силы, причиной саморазвития объектов. В процессе развития объекты находятся в постоянном противоречии, они снимаются лишь на время, когда объект переходит на следующий, качественно новый уровень развития. Но, на этом новом уровне снова возникает противоречие, которое разрешается (снимается) на новейшем уровне, и так продолжается пока объект развивается.

3. Закон отрицания отрицания.

Этот закон включает в себя категории: «диалектическое отрицание» и «отрицание отрицания».

Диалектическое отрицание есть процесс перехода объекта из одного качественного состояния в другое, путем не простого отвержения или отбрасывания существующих качеств, а сохраняя и вбирая в себя его существенные моменты. Например, теория относительности Эйнштейна полностью не отрицает физику Ньютона, как заблуждение, а лишь рассматривает ее, как частный случай.

Отрицание отрицания  есть законченный цикл развития объекта. Это возврат объекта, как бы, в исходное положение, но на более высоком уровне. В результате образуется спиралевидный характер развития, в котором один цикл включает в себя  три фазы:

1) начальное состояние;

2)отрицание начального состояния, переход на новое качество;

3) отрицание нового качества, переход в новейшее качество.

Закон отрицание отрицания можно отследить на примере развития биологических видов растений и животных. Например: семя – растение – новое семя, потомство – стадо – новое потомство. В науке это: теория – практика – новая теория и т.д.

3. Основные диалектические категории.

Как было отмечено ранее, принцип диалектического развития заложен в противоположных началах, в дальнейшем отраженных в парных категориях. Рассмотрим некоторые из них. 1) Единичное и общее.

Единичное – это индивидуальные неповторимые черты и свойства, принадлежащие одному предмету.

Общее – это черты и свойства, принадлежащие нескольким предметам. Общее выражается в родовых понятиях по отношению к единичным, например: стол, машина, школьник и т.д.

2) Явление и сущность.

Явление – это внешняя, сравнительно изменчивая сторона предметов и процессов.

Сущность – это внутренняя, сравнительно устойчивая, определяющая сторона предметов и процессов.

Например: под явлением можно рассматривать поведение человека, его действия, а под сущностью его характер или его определенный психотип. В диалектике сущность глубже, явление богаче.

3) Часть и целое.

Часть – это отдельные элементы (предметы), которые в своей совокупности образуют целое.

Целое – это объединение отдельных элементов (предметов), образующих новое свойство, отличное от отдельных предметов.

Например, в механике отдельные детали образуют агрегат или машину, тем самым, машина может выполнять то, что не может выполнить отдельная деталь. В биологии молекулы образуют клетки, клетки – органы, органы – тело.

Соотношение части и целого нашло свое отражение в системном подходе, в котором имеются следующие категории:

Элемент – это часть системы, которая предполагается в данных условиях далее не делимой.

Система – это целостная совокупность взаимосвязанных элементов.

Структура – это устойчивая взаимосвязь между элементами системы.

Иерархия – это взаимосвязь систем различных уровней. Каждая система состоит из подсистем, и сама как подсистема входит в состав большей системы.

4) Содержание и форма.

Содержание – это вся совокупность частей целого, то из чего состоит целое.

Форма – это способ существования и выражения  содержания.

Например, внутреннее и внешнее строение тела человека есть форма, а содержание – это его клеточная, физиологическая, психологическая и т.д. структура.

Следующие пары категорий рассматриваются в разделе детерминизма.

Детерминизм – это философское направление, признающее объективный и всеобщий характер причинности и закономерности процессов и явлений. Этому направлению противостоит индетерминизм, который отвергает причинность и закономерность.

В детерминизме рассматриваются следующие категории.

5) Причина и следствие

Основания, которые вызывают изменение чего-либо, называют причиной, а вызываемые ими изменения – следствием. Причину следует отличать от повода.

6) Необходимость и случайность.

Необходимость – это связь, вытекающая из внутренней природы вещей, внутренняя причинно-следственная связь.

Случайность – это связь, вытекающая из внешних условий, внешних причинно-следственных связей. Случайность есть пересечение необходимых связей. Например, если рассмотреть столкновение двух объектов (допустим ДТП), то необходимостью будет их отдельная возможность перемещаться в пространстве, а случайность – это и есть столкновение. Хотя, если рассмотреть систему шире, и включить эти два объекта в более общую систему, то случайность может превратиться в необходимость. Так, некоторые материалисты (Демокрит, Спиноза, Гольбах, Марксисты и др.) считали, что случайность – это непознанная необходимость.

Разное понимание соотношения необходимости и случайности привело в философии к двум направлениям: фатализму и волюнтаризму.

Фатализм абсолютизирует необходимость и понимает ее как неизбежность, рок, судьба.

Волюнтаризм абсолютизирует случайность, все явления сводит к случайным действиям субъектов.

7) Возможность и действительность.

Возможность – это потенциальная действительность, предпосылки возникновения нового.

Действительность – это реализованная возможность, объективно все существующее. Не всякая возможность становится действительностью. Так, например, не всякий желудь станет дубом,  но во всяком желуде потенциальный дуб.

Тема 7: Гносеология

1. Основные подходы в познании.

Раздел гносеологии напрямую зависит от онтологии, и в зависимости от принимаемой онтологической картины мира, устанавливаются метод и способы познания мира. Независимо от философского направления в гносеологии выделяются две основные позиции:

1) Объект познания – это то, что познается

2) Субъект познания – это то, кто познает

Между этими элементами складываются определенные познавательные отношения.

В гносеологии существует три направления 1) гносеологический оптимизм – направление, признающее познаваемость мира, 2) агностицизм – направление, отрицающее познаваемость мира, 3) скептицизм близок к агностицизму. Скептики сомневаются в способности человека познать мир.

Эти три гносеологические позиции находят свое отражение в материализме и идеализме.

Материализм, в основном, признает познаваемость мира, т.к. за основу мира берет материальную субстанцию, которая созерцается органами ощущений и отражается в сознании человека в виде знаний. А накопленные знания могут передаваться от поколения к поколению, до полного раскрытия всех законов мира.

В материализме можно выделить два этапа:

1. Классическая гносеология, в которой отражаются следующие принципы:

а) Принцип пассивного отражения – знание, выступающее точной копией предмета познания, которое достигается через чувственную созерцательную деятельность. Так, Дж. Локк представлял сознание человека как чистую доску (лат. tabula rasa), на которой природа пишет свои письмена.

б) Принцип индивидуальной гносеологии, согласно которому субъектом познания является индивид, способный изолированно от общества познать мир.

в)  Метафизический принцип – идеализация научного знания (например, попытка свести все явления мира к законам механики).

2. Диалектический (марксовский) материализм выделяет следующие принципы:

а) принцип активного отражения, т.е. человек, познавая действительность, практически изменяет ее.

б) принцип общественной гносеологии, согласно которой субъект имеет социальную сущность.

в) принцип практики, т.е. практика, является критерием истины.

г) принцип диалектики выражается в постепенном переходе от неполного и неточного знания к все более полному и точному знанию, от субъективного знания к объективному.

Идеализм, в своем большинстве, отрицает познаваемость мира, либо сомневается в способности познания, т.к. с их точки зрения  органы ощущений не могут полностью отразить мир или вовсе его искажают. Так, для субъективного идеализма, мир есть лишь комплекс ощущений (Дж. Беркли). А И.Кант делит мир на познаваемый («вещь для нас») и непознаваемый («вещь в себе»).

Для объективного идеализма в основе мира лежит мировая духовная субстанция, которую можно постичь лишь особым разумом или интуицией. В качестве исключения следует отметить, что некоторые идеалисты являются гносеологическими оптимистами, например Платон, Гегель и др. Для них познание мира – есть процесс особой духовной практики.

Для скептиков мир непонятен, какой он есть на самом деле, и потому они сдержанны в утверждении о познаваемости мира (др. гр. фил. Пирон, франц. фил. Декарт и др.).

2. Эмпиризм и рационализм о природе познания.

В классической гносеологии выделяются два противоборствующих направления – это эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Согласно эмпиризму главным источником знания является чувственный опыт. Основная позиция эмпириков: «Нет ничего в интеллекте (разуме), что вначале не было бы в чувстве» (Дж.Локк). Эмпиризм разделяется на идеалистическое (Юм, Беркли, Мах, Авенариус и др.) и материалистическое (Бэкон, Локк, Гоббс, Фейербах и др.) направление. Разновидность эмпиризма – сенсуализм, в котором главным источником знания являются ощущения (Гоббс, Локк и др.).

Аргументы сенсуалистов следующие:

- Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию;

- Мышление только лишь обрабатывает чувственный материал;

- Разум не связан непосредственно с внешним миром. Без органов чувств он глух и слеп.

Согласно рационализму главным источником знания является мышление, разум. К основной позиции эмпириков «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве», рационалисты добавляют «кроме самого интеллекта» (Лейбниц). Представители рационализма Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.

Аргументы рационалистов:

- Только разум способен обобщать информацию, полученную от органов чувств;

- чувства, нередко, вводят в заблуждение, так, например, видно, что Солнце вращается вокруг Земли, хотя в действительности наоборот;

- Только разум обладает творческим потенциалом, способный конструировать и абстрактно мыслить;

- Разум является тем инструментом, который упорядочивает чувственные впечатления.

Первым кто попытался объединить эти два направления, был И.Кант, который выделил уровни познания: чувственный уровень, рассудок и разум. В дальнейшем марксисты диалектически объединили эти два направления, где чувственный уровень позволяет установить явления, а рациональный определяет сущность вещи.

3. Уровни познания действительности.

Современная гносеология и наука, в основном, стоят на позициях материализма и признают познаваемость мира. Современные приборы выступают в роли усилителей органов ощущений, а разум лишь синтезирует полученные данные приборов (органов чувств) и обобщает картину мира. В связи с этим, выделяются два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание проявляется в 3-х формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это отражение отдельных, чувственно воспринимаемых свойств предметов (звук, запах, вкус и т.д.). Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. Так например, человек, воспринимая яблоко, может одновременно сочетать в себе элементы ощущения: цвет, форму, запах, вкус. Представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета.

Рациональный уровень выступает в роли абстрактного мышления, где тоже выделяются три формы, это понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это форма мысли, в которой выражаются общие, существенные и отличительные признаки предмета. Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается. Умозаключение – это форма мысли, в которой из одного или более суждений выводится новое суждение.

4. Проблема истины в философии

Традиционно истина понимается как соответствие мысли реальности. Данная концепция истины называется классической, она берет свое начало с Платона и Аристотеля. Так Платон утверждал: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, кто говорит о них иначе, – лжет».

Для того, чтобы определить истину необходимо изначально установить общие концепты мира, которые, в свою очередь, опираются на теорию. Судить о реальности вне теории, в принципе, невозможно. С учетом этого обстоятельства, следует исходить из теоретического обоснования мира, где каждая теория должна иметь свои критерии истинности.

В философии выделяются следующие теории  со своими критериями истинности:

1. Для сенсуалистов чувственный опыт является главным критерием истинности (Гольбах, Локк и др.)

2. Рационалистам свойственна аналитическая истина, где критерием являются логические и математические законы. Как правило, аналитическая истина характерна для неэкспериментальных наук (Декарт, Спиноза и др.).

3. Сторонники прагматической истины главным критерием считают пользу и выгоду. Истинное знание – это знание, которое успешно «работает», с помощью которой можно добиться успехов в делах (американцы И.Пирс, У.Джеймс и др.).

4. Представители когерентной истины в качестве критерия определяют согласованность в рассуждениях. Например, 2х2=4 истинно, не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний (О.Нейрат, К.Гемпель и др.).

5. В семантической истине главным условием является следование строгим правилам формализованного языка (быть формально непротиворечивым). Например, «Снег бел» истинно тогда и только тогда, когда снег бел (А.Тарский).

6. В конвенциональной истине критерием выступает всеобщее согласие ученых (конвенция). (А.Пуанкаре, М.Полани и др.)

7. В марксизме критерием истины выступает практика. Только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение признается истиной.

8. Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что 1) истина всегда объективна (не зависит от воли и желания человека), 2) конкретна (т.е. истина имеет свои границы применимости), 3) процессуальна (находится в процессе постоянного развития) и проходит этапы от относительной к абсолютной истине.

Относительная истина – это неполное знание, которое требует дальнейшего уточнения. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание, которое не требует дальнейшего дополнения. В случае, когда в познании доминирует абсолютная истина – это называется догматизмом, когда доминирует относительная истина – релятивизмом.

9. Известны, так же, альтернативные трактовки истины. Так в религиозной философии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Тема 8. Философская антропология

1. Общее понятие о человеке в истории философии

На каждом историческом этапе образ человека характеризовался в зависимости от накопленных знаний, опыта и культурных предпочтений.

Так, в древней Греции человек выступал органической частью Космоса. Космос понимался в роли образца гармонии и порядка, и человек должен был строить свою жизнь в соответствии с ним. Чтобы познать сущность человека Сократ предлагает познать самого себя.

В Средневековье человек и природа сотворены Богом. Цель человека приблизиться к Богу, что является залогом спасения его души и вечной жизни. Сущность человека раскрывается только в божественном откровении.

В эпоху Возрождения провозглашается самоценность человека и вера в безграничные его силы. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе, а становится творцом самого себя.

В Новое время идея, провозглашенная Декартом: «Мыслю, следовательно, существую», в целом характеризует эпоху, т.е. человек является носителем разума. Благодаря разуму он способен познать законы природы и самого себя. Именно с этого времени сущность человека, в дальнейшем, стали понимать в его разумности. В частности, шведскому ученому Карлу Линнейю (1707-78), составлявшему научную классификацию растений и животных, пришлось дать название виду, к которому принадлежит человек. Он определил человека как sapiens – разумный.

Наряду с рациональным обоснованием человека в ХIХ в. большую популярность получает иррационализм, усматривающий сущность человека в воле, интуиции, бессознательном, экзистенции и т.д. Так, Артур Шопенгауэр сущность человека  видит в бессознательной «воле к жизни». Для Фридриха Ницше  человек есть лишь высший носитель «воли к власти». А Макс Шелер определяет человека – как генетически больное животное.

2. Происхождение человека. Проблема антропосоциогенеза.

Проблема происхождения человека в современной науке является одной из самых спорных. Сегодня существуют несколько гипотез.

1. Теория креационизма. Человек и все живое возникло в результате божественного творческого акта от более простых форм к более сложным. Представители: теологи христианства, К.Линней, Ж.Кювье и др.

2. Эманационная теория. Человек возник в результате божественной эманации (от греч. истечение). Возникновение шло от более сложных форм к более простым. Представители: Плотин, Эриугена, Шеллинг, неоплатоники и др.

3. Теория панспермизма предполагает занесение жизни на поверхность Земли из космоса в виде спор микроорганизмов, а отсюда и возможность появления человека, либо путем намеренного заселения планеты разумными пришельцами из других миров. Представители: немец Г.Рихтер, швед Сванте Аррениус и др.

4. Эволюционная теория предполагает возникновение человека и всего живого из неживой природы, в результате особых благоприятных физических и химических условий на Земле. Представители: Жан Батист Ламарк, Чарльз Дарвин, Марксисты и др.

Так, Дарвин выделяет четыре основных принципа эвол-ма: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор.

5. Теологический эволюционизм утверждает, что человек и все живое возникло в результате эволюционного процесса, но под действием божественной силы. (Тейяр де Шарден).

6. Современная наука о происхождении человека придерживается теории эволюционизма, где процесс становление человека и человеческого общества называется антропосоциогенезом. К основным факторам антропосоцио-генеза относится следующее:

1) Биологические факторы: прямохождение, развитость руки, большой мозг, способность к членораздельной речи.

2) Формы деятельности: коллективная деятельность, труд, мышление, язык и общение, нравственность.

3. Биологическое и социальное в человеке (панбиологизм и пансоциологизм).

Человек есть единство биологического и социального  начала. К биологическим особенностям человека относятся:

1) морфофизиология (морфология – строение тела, физиология – функционирование).

2) темперамент – скорость протекания нервных процессов.

3) задатки в процессе воспитания могут превратиться в способности.

4) наследственность (болезнь, здоровье и т.д.)

5) инстинкты (самосохранение, половой и др.)

Биологическая сторона играет немаловажную роль в жизни человека, но, характеризуя человека, нельзя ограничиваться лишь этой стороной. Так, например, с позиции биологии невозможно объяснить такие особенности как нравственность, совесть, ответственность и т.д., а вопрос о смысле жизни нередко делает человеческую жизнь трагичной. Все это говорит об активной роли социальной сферы в формировании человека.

Социальный аспект в человеке основательно рассматривался в марксизме. Маркс, определяя сущность человека, утверждал, что «человек есть ансамбль всех общественных отношений». Именно общество, как внешняя среда, способствует формированию облика человека.

Согласно марксизму, в предельно широком понимании, человек – есть родовое понятие мыслящего существа. Индивид – это единственный представитель человеческого рода. Индивидуальность – неповторимая совокупность особых свойств, отличающих одного человека от другого. Личность – есть конкретный человек, с присущими ему социальными и индивидуальными чертами. По Марксу, каково общество – такова и личность. Под личностью понимается не только сфера выполнения человеком социальных ролей, но и все богатство его духовного мира. Его мировоззрение, самосознание, ответственность, понимание своего места в этом мире.

4. Экзистенциализм о существовании и сущности человека.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – это направление в философии, где главным предметом изучения является человек, его проблемы, трудности и трагичность существования в окружающем мире.

Расцвет экзистенциализма приходится на периоды двух мировых войн, когда происходят экономические, политические кризисы, массовые убийства, агрессии, жестокость и т.д.

Основателем экзистенциализма считается датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855). Он выделил два понятия:

1) Неподлинное существование – жизнь без осознания своего «Я», подчиненность человека обществу, «жизнь как у всех и со всеми».

2) Подлинное существование – осознание себя как уникальной личности, независимость от общества, понимание себя как хозяина своей судьбы, сознательность выбора.

Кьеркегор утверждает, что подлинное существование – это и есть экзистенция, обрести которую можно пройдя 3 стадии:

1) эстетическую – человек плывет по течению и стремится к удовольствию;

2) этическую  – человек движим чувством долга;

3) религиозную – человек осознает свое призвание и может переносить все тяготы жизни.

Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) рассматривает проявление экзистенции в особых пограничных ситуациях – перед лицом смерти, страдания, борьбы, в периоды, когда меняется судьба человека. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью – высшим бытием. Трансценденция выражается в шифрах бытия (свобода, смерть, согласие с собой, эротика).

Другой немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976) экзистенцию понимает как бытие человека в окружающем мире, то есть «бытие в мире», которое состоит из «бытия с другим» и «бытия самого себя», дающего отличие «Я» от других. Обрести свободу и сохранить свою идентичность возможно, если противопоставишь «Я» «другим». Бытие человека есть его «бытие к смерти», своим бытием он выдвинут в Ничто. Только перед лицом ужасающего Ничто раскрывается смысл человеческого существования.

Французский философ Жан-Поль Сартр (1905-1980) рассматривает экзистенцию через проблему выбора. Он утверждает, что человек обречен на свободу и, сделав экзистенциальный выбор, он определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходя из одного бытия в другое.

Другой французский философ Альбер Камю (1913-1960) экзистенциальную философию видит в проблеме смысла жизни. Человеческая жизнь, со всеми ее стремлениями и желаниями, рано или поздно заканчивается смертью, и в этом ее абсурдность. В итоге смысл жизни не во внешнем мире (в успехе, карьере и т.д.), а в самом существовании человека.

Тема 9. Социальная философия

1. Основные философские теории понимания общества.

В широком смысле общество – это система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

В философии общество рассматривается с материалистической и идеалистической стороны. Сторонники  материалистической концепции  считают, что решающими факторами в развитии общества являются материальные факторы: природа, экономика, техника и т.д.

Так, представители географического детерминизма полагают, что климат, ландшафт, ресурсы земли и т.д. являются определяющими в развитии общества. Например, французский просветитель, правовед, философ Шарль Луи Монтескье (1689-1755) подчеркивал, что в холодном климате люди более нравственны, чем в умеренном климате, а жаркий климат, расслабляя организм людей, мог стать причиной рабства. Немецкий географ Карл Риттер (1779-1859) говорил, что «Местное влияние ландшафта влияет на характерные черты жителей, включая внешний вид, телосложение, форму черепа, темперамент, язык и духовное развитие».

Русский географ Лев Ильич Мечников (1838-1888) выводит «океаническую концепцию», в которой он утверждает, что цивилизации, сменяя друг друга, проходили три века, в зависимости от освоения водных территорий. Первый речной период, охватывающий четыре великие культуры: Египет, Месопотамия, Индия, Китай, расположенные в местностях, «орошаемых великими реками». Второй средиземноморский период, характеризующийся «олигархическими государствами», такими как Финикия, Карфаген, Греция и Рим. Люди, перемещаясь по морским пространствам, обживали континенты. Третий океанический период, характеризующийся превосходством государств Западной Европы. Последняя культура началась с периодом освоения Атлантического океана и открытия Америки.

Сторонники биологического детерминизма Т.Гоббс, Г.Спенсер, и др., общественную деятельность отождествляли с биологическими процессами. Например, Т.Гоббс отождествлял государство с искусственным человеком, Г.Спенсер считал, что «кровяные частицы уподобляются деньгам», а Альберт Эберхард Шеффле говорил, что обмен веществ в организме аналогичен экономической жизни общества.

Сторонники космического детерминизма: Э.К.Циолковский В.И.Вернадский A.T.Чижевский считают, что космические процессы формируют земную жизнь. Например, все войны и эпидемии приходятся на пик солнечной активности. Солнечная активность приводит к возмущению электромагнитного фона, электрического поля, геомагнитного поля, метеорологического давления, температуры и других явлений.

Существует также демографический детерминизм (благосостояние общества) Томас Роберт Мальтус (1766-1834); расовый детерминизм (ведущие цивилизации) Ж.Гобино, Г.Лебон; экономический детерминизм (производство) Маркс.

С идеалистической стороны философы, в качестве главных факторов в развитии общества, рассматривают религию, политику, науку, нравственность и т.д.

Так, немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) полагал, что протестантизм с его бережливостью, трудолюбием, расчетливостью и т.д., как стиль жизни, предопределил капитал-кое общество. Фейербах считал, что определяющим в жизни общества, являются нравственные отношения (любовь, дружба, товарищество и т.д.). Философ, так же, различал эпохи человеческой истории, по сменяющим друг друга религиям.

Начиная с Нового времени большинство ученых придерживалось концепции, что наука с её открытиями может облегчить жизнь человеку и может стать гарантом успешного развития общества. К середине XIX в. оформляется такое течение как сциентизм, в которой абсолютизируется  роль научного знания в социальном развитии. Яркий представитель этого направления является франц. философ и социолог Огюст Конт (1798-1857).

Современные ученые, исследуя историю, приходят к выводу, что нет необходимости выделять какой-то один фактор, который влияет на жизнь общества. Исследователи считают, что в разных эпохах и ситуациях играют разные факторы.  Такой подход в социологии называется многофакторным.

2. Философия истории.

В своих взглядах на историю, философы разделились на две группы:

1) те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики и направленности движения (как правило, это иррационалисты).

2) те, кто видит в истории закономерное направленное движение (к ним относится большинство философов).

Если рассматривать общество как закономерно- направленную развивающуюся систему, то необходимо установить критерии, по которым происходит развитие. В качестве критерия выступает либо духовная сфера (дух свободы, степень нравственности,  возможность развития личности и т.д.), либо материальная сфера (производство, техника и т.д.), либо смешанное (духовная и материальная сфера).

В зависимости от общей схемы развития в социальной философии выделяется два подхода:

1) концепция локальных культур и цивилизаций

2) теория единства Всемирной истории

Согласно первой концепции общество рассматривается как отдельные культуры или цивилизации, каждая из которых проходит свое рождение, детство, возмужание, зрелость, старость и смерть.  Так, Освальд Шпенглер (1880-1936) в своем знаменитом труде «Закат Европы» выделяет 8 таких культур. Это Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, Античная, Арабская, Западноевропейская, Культура Майя и возможность появления 9 – ой Русско-сибирской культуры.

Если для Шпенглера цивилизация – это последний этап развития культуры, то для англ. историка Арнольда Тойнби (1889-1975) это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Мыслитель выделял основные и локальные культуры. К основным относятся те цивилизации, которые могут косвенно влиять (особенно религиозно) на другие цивилизации. Это шумерская, вавилонская минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Тойнби насчитывал 21 такую цивилизацию, потом сократил их до 13.

Идеи локальных культур, так же, рассматривались русскими мыслителями Н.Данилевским, П.Сорокиным, Н.Гумилевым.

Согласно второй теории, общество рассматривается как единая история. Так, Гегель усматривал смысл мировой истории в постепенном восхождении к свободе мирового духа. Философ  выделяет 3 этапа: 1) восточную эру, где свободен только один человек – это  правитель, 2) античная эра, в которой свободна часть людей – это правители, аристократия, 3)германская эра – эпоха, когда свободны все.

Маркс рассматривал общество с экономической позиции. Он выделяет 5 общественно-экономических формаций (ОЭФ) – ступень исторического развития общества.

  1.  первобытнообщинный строй
  2.  рабовладельческий
  3.  феодальный
  4.  капиталистический
  5.  коммунистический

Смена каждой ОЭФ происходит за счет конфликта между производительными силами (техника, люди) и производственными отношениями (способ  функционирования элементов производства).

Основными элементами ОЭФ являются: 1) базис – это экономика общества, совокупность производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил,  2) надстройка – это система идей государства (политика, право, нравственность, философия и т.д.)

В результате, изменение материального базиса влечет за собой изменение духовной надстройки: государственные учреждения, институты и т.д. Эти изменения, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на экономический базис, на структуру и содержание производственных отношений.

Тема 10. Аксиология

1. Формирование теории ценностей в философии.

Изначально, в философии термин ценность (Ц.) не употреблялся, но под этим понимали какой-то идеал, значение, смысл бытия,  или по Сократу «Что есть благо?»

В др. гр. отождествляли бытие и ценности. Считали, что Ц. присущи предметам внешнего мира – природе.  Так, Демокрит утверждал, что природа сама диктует требование жить по определенным законам. То, что приносит удовольствие, есть благо, а страдание чуждо природе. Но не всякое удовольствие, а то, которое прекрасно и полезно. Для Платона высшие ценности (истина, благо, красота) находятся в мире идеальных сущностей. Для софистов ценности субъективны.

В средневековье высшее благо отождествляли с Богом.

В эпоху Возрождения ценности видели в свободе человека, его творчестве, гуманизме.

Философы Нового времени и фрац. просветители ценность рассматривают не во внешней природе, а в природе самого человека. Поняв разумом потребности человека, в соответствии с общественными нормами, можно придти к благу.

Если до этого философы рассматривали ценность со стороны содержания (мораль, религия, красота и т.д.), то первым, кто подошел к этому с позиции самой сущности  ценности, был И.Кант. Критикуя просветителей за то, что само стремление, к счастью, еще не делает человека нравственным, философ провозглашает долг всеобщим идеалом, находящимся за пределами человеческого мира, мира трансцендентального. Ценность не выводится эмпирической действительностью, она вытекает из априорных (доопытных) законов морали. В связи с этим Кант выводит свой знаменитый категорический императив (закон): «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом». Этим он противопоставил нравственность (в виде свободы) природе (в форме необходимости), а долженствование –бытию.

Работы Канта оказали большое влияние на становление и развитие аксиологии. С этого момента бытие и ценность стали разделять. Нем. фил. Рудольф Герман Лотце (1817-81) разрабатывает учение аксиологии и вводит понятие ценность, понимая под этим значимость чего-либо. Его ученик неокантианец В.Виндельбанд ценность рассматривает не как реальность, а как идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный субъект. Другой неокантианец Г.Риккерт ценности рассматривает как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

2. Понятие ценности

Мир человеческий, культурный, в отличие от природного, - это мир значений и смыслов, он всегда имеет ценностную сторону. Ценности являются не свойством какой-либо вещи, они принадлежат миру наших представлений, миру идеального. Но это не говорит, что они сугубо субъективны, т.к. понятия о добре, прекрасном, благородном и т.д. в разные эпохи имели безусловный характер. Именно абсолютность и всеобщность ценностей придает им объективность, которая в данном случае не должна пониматься онтологически (отождествляться с реальностью).

Мир ценностей находится на стыке объективного и субъективного в сфере их взаимодействия и является как побуждение к действию. Указывая нам на должное, они не констатируют то, что есть, а выражают наше отношение к действительности.

3. Ценности духовной культуры.

Учитывая, что ценность является побуждением  к действию, то можно выделить следующие сферы общественной деятельности.

1. Политика. С помощью политики люди выражают интересы государства, нации, классов, отдельной группы и т.д. Политическая идеология формирует и выражает политический государственный режим: демократию, диктатуру, парламентскую республику и др.

2. Право. Право теснейшим образом связано с политикой. Право – есть возведенная в закон воля господствующего класса или воля большинства населения.

3. Мораль. Мораль выступает регулятором поведения людей в обществе, нравственным законом, который заставляет сочетать личные интересы с общественными.

Моральное воззрение на мир – это восприятие его с точки зрения понятий добра и зла, благородства и низости, честности и лживости и т.д. Своеобразие морали достаточно полно выражено в «золотом правиле» нравственности, которое было дано Конфуцием, оно написано в Библии, так же говорилось в античной и индийской культурах: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

Этика – это нравственная идеология, теоретическое выражение нравственных интересов социальных групп, классов.

4. Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) – это особое отношение человека к миру, выраженное в области художественной деятельности людей. Эстетическое восприятие мира позволяет оценить мир с позиции прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного и т.п.

Эстетика тесно связана с искусством. Искусство – это особая форма отражения действительности посредством художественных образов.

5. Религия – это удвоение мира: естественного человеческого и сверхъестественного духовного, к которому человек также причастен. С позиции верующего ценности религиозной веры придают истинный смысл человеческой жизни и позволяют ему преодолеть все невзгоды и тяготы жизни.

6. Наука – это социальный институт, задача которой является познание объективных законов природы и общества в определенных формах и с помощью специфических средств, и с применением полученных знаний на практике.

7. Философия – это интегрированная форма духовной деятельности человека. Она объединяет и обобщает разнокачественные знания (научное, политическое, нравственное и др.)

22




1. маркетингменеджмент включает Ответ- разработку структуры службы маркетинга контроллинг 4 Маркетинг.html
2. всех форм собственности независимо от форм собственности исключены в соответствии с Законом РК от 07
3.  20 г. товарный скл
4. Жалпыданжекеге принципі бойынша к~рсетілген ~атынастарды~ иерархиялы~ субординациясын ескере отырып т~.
5. 1 ldquo;Hello Worldrdquo; із Hibernte 6 1
6. Учет кассовых операций 1
7. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук Київ 1998
8. тема учета и отчетности
9. Новая Экономическая Система Украины
10. Тема код по кодиф
11. Усольская усадьба Орловых-Давыдовых
12. Умная оборона НАТО новые вызовы и угрозы 06
13. сута5 однажды в почтительном смирении пришел в лес Наймиша 6 к великим риши непреклонным в обетах
14. ПРИЗНАЧЕННЯ РЛС, СКЛАД І РОЗМІЩЕННЯ НА ПОЗИЦІЇ
15. Ассортимент мужской верхней одежды
16. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата ветеринарних наук Харків ~ 2002
17. 23 Иванова Сергея Александровича Цель работы- Ознакомление с помощью осциллографа с видом траектори
18. Финансовый менеджмент билеты.html
19. Карфаген в 95 веках до нашей эры
20. Методы определения абсолютного возраста горных пород