У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематик механик физик литератор и философ

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Содержание:

1. Блез Паскаль ............................................................................................................3

2. Мысли.......................................................................................................................4

3.Заключение................................................................................................................9

4. Список интернет-ресурсов....................................................................................10

5.Приложение.............................................................................................................11

Блез Паскаль

(19.06.1623 - 19.08.1662 )

  Блез Паскаль французский  математикмеханик,  физиклитератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей  математического анализатеории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.

Парадокс Паскаля состоит в том, что он был философом вне философии. «Смеяться над философией - значит истинно философствовать». Эта фраза полностью отражает иронический склад ума Паскаля и не пренебрежительное, а критическое отношение к традиционной европейской философии. Он сам считал себя только ученым и не претендовал на роль философа.  Паскаль учил, что Бог непознаваем, а само человеческое познание ограничено. Человек находится в противоречивом положении, т. к. не способен ни к полному незнанию, ни к всеобъемлющему знанию. Для человека истина всегда частична, относительна. Человеку нужна не идея Бога, а живой, личностный Бог.

Мысли

Еще около 1652 года Паскаль начинает задумываться над тем, что бы создать фундаментальный труд - "Апологию христианской религии". Одной из главных целей этого труда была критика атеизма и защита веры.  Он постоянно размышлял над проблемами религии, его замысел менялся с течением времени, но приступить к работе над трудом, который задумывался им как основной труд жизни, мешали различные обстоятельства. Начиная с середины 1657 года Паскаль делает фрагментарные записи для «Апологии…» на отдельных листах, классифицируя их по темам. Своими планами он поделился с отшельниками Пор-Рояля осенью 1658 года, на создание книги Паскаль отводил себе десять лет. Болезнь помешала ему: с начала 1659 года он делал только отрывочные записи, врачи запретили ему любые умственные нагрузки, но больной умудрялся записывать всё, что приходило ему в голову, буквально на любом подручном материале.  Он записывал свои мысли мимоходом на клочках разорванных бумаг, салфетках и даже кусочках ткани, которые в большом количестве, перевязанные бечевкой, были найдены его друзьями после его смерти и изданы книгой под названием «Мысли».

Как любого мыслящего человека Паскаля интересовали вопросы о мире и месте человека в нем, о возможностях познания и его трудностях, об истине и заблуждениях, добре и зле, жизни и смерти и многом другом. Все их затронул Паскаль в своих «Мыслях» и дал им свое решение.

В "Мыслях" Паскаля развернута в фрагментарной форме цельная религиозно-этическая система, которая основана на принципах агностицизма. Сочинение Паскаля делится на две части. 1-я часть называется "Человек, не познавший Бога", 2-я часть — "Человек, обретший Бога".

"Я не знаю, ни по чьей воле я в этом мире, ни что такое мир; ни что такое я сам; обо всем этом я в ужасающем неведении; я не знаю, что такое мое тело, мои чувства, моя душа и даже та часть меня, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о себе самой и знает себя не лучше, чем все остальное.
Я вижу пугающие пространства Вселенной, которые меня окружают, я понимаю, что нахожусь в каком-то уголке этих просторов, но не знаю, ни почему я оказался именно здесь, а не в другом месте, ни почему краткий срок, отпущенный мне для жизни, назначен именно в этой, а не в другой точке целой вечности, которая была до меня и будет после. Повсюду я вижу только бесконечность, объемлющую меня как атом, как тень, которая существует лишь на один безвозвратный миг. Я знаю лишь то, что должен умереть; но самое для меня неведомое - это смерть, избежать которой мне не удастся.
Я не знаю, ни откуда пришел, ни куда иду..."(мысли)

Человек, познающий природу, неизбежно приходит к идее бесконечности, к ощущению собственной затерянности в бесконечных мирах. Человек во Вселенной обречен жить между двумя безднами — бездной бесконечности и бездной небытия. Как будто возражая Декарту, Паскаль предлагал отказаться от поисков достоверных знаний, т.е. научной истины. Знания ограничены, время человеческой жизни недолговечно, случайно само появление человека на свет — для Паскаля все это является причиной задуматься о высшем предназначении человека перед "вечным безмолвием бесконечных пространств".

Если человек есть только "вместилище заблуждений", а знание для него бесполезно, то нужно искать критерий, истинный принцип человеческого существования. Паскаль в какой-то мере следует логике Декарта, от отрицания смутного и иллюзорного к достоверному. Но, если для Декарта достоверна мысль о существовании, то для Паскаля истина — вне человека. Поиск Бога — это то, что дает смысл человеческой жизни.

В поиске Бога Паскаль, прежде всего, критикует тех философов, которые не замечают двойственного положения человека. Высочайшего величия, считал Паскаль, можно достичь не в самоослеплении собственными знаниями, а через дар Божественной благодати. Человек делает выбор — если выбирает Бога, то обретает уверенность, а если выбирает мир и познание, то обретает сомнения в истинности познанного. Для Паскаля этот выбор решался однозначно — в пользу Бога.

Познав свое ничтожество, человек познает Бога. Людям, очистившим свои сердца, становится доступно Священное Писание, а через него величие христианского учения. Через сердце, а не через разум находит человек путь к Богу. По мнению Паскаля, христианство составляют две истины:

  1.  что существует Бог, Которому люди способны причаститься;
  2.  что опороченные первородным грехом, они этого недостойны

 Человековидение Паскаля неоднозначно и глубоко противоречиво - и ничтожно, и величественно одновременно. В соответствии с его метафизически образной формулой :

"Человек самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Не нужно вооружаться всей вселенной, чтобы раздавить ее. Для ее умерщвления достаточно небольшого испарения, одной капли воды. " (Мысли). Вместе с тем «тростник» этот «мыслящий», и это в корне меняет дело, выделяя человека в мире как феномен уникальный, исключительный: " пусть вселенная раздавит его, человек станет еще выше и благороднее своего убийцы, потому что он сознает свою смерть; вселенная же не ведает своего превосходства над человеком." (Мысли) "Я могу хорошо представить себе человека без рук, ног, головы, но я не могу представить человека без мысли: это был бы камень или животное" (Мысли), - говорит Паскаль. И человеку, согласно Паскалю, следует искать свое достоинство не в пространстве и времени, которые он не может наполнить, а в мысли, ведь все достоинство человека заключено в его мысли: «Через пространство Вселенная меня обнимает и поглощает, как точку; через мысль я ее обнимаю и понимаю». (Мысли)

Однако вскоре хвала мысли исчезает, и автор неожиданно восклицает: «Но что такое мысль? Не глупость ли?» Оказывается, мысль - вещь удивительная и несравненная по природе своей, но глупа по целям, которые ставит перед собой, по идеалам, которые стремится осуществить - «как велика она по природе своей, как низка по своим порокам».
«Будем же хорошо мыслить: вот принцип морали» (Мысли), — заявляет Паскаль и видит высшее достоинство человека в правильном регулировании и «воле!» - направленности мысли. А вот является ли мышление абсолютным благом - вопрос сложный, ответ на него не однозначен. Ведь хорошо мыслить, по Паскалю, не безопасно: «Крайнюю степень ума обвиняют в безумии точно так же, как полное отсутствие ума. Хороша только посредственность».

Согласно воззрениям философа, в человеке сочетаются «две природы», одна из которых приближает его к Богу, а другая, наоборот, отдаляет. Поэтому человек - существо непостоянное и неопределенное, «не ангел» и «не животное». Некоторые люди тщетно пытаются погасить в себе страсти, чтобы приблизиться к ангелам. Другие же хотят отказаться от разума и на этом пути уподобляются тупым животным, - совсем уж позорная жизнь. Но человек не должен довольствоваться животным бытием, как и не считать себя ангелом. Поэтому того, кто возносится, нужно спустить с небес, а того, кто себя недооценивает, - приободрить. Или цитируя самого Паскаля: «Если человек восхваляет себя, я его уничижаю, если уничижает - восхваляю, и противоречу ему до тех пор, пока он не поймет, какое он непостижимое чудовище».
Между тем, говорит Паскаль, при всей неизбежной двойственности человеческой природы необходимо развивать в себе естественную потребность в мышлении, ибо только так можно преодолеть человеческое ничтожество и усилить величие человека, данное ему в мысли, которая поднимает человека над всеми другими творениями.
Немало имеется нареканий философа и по поводу суетности этого мира. Так, с самого момента пробуждения нас обступают заботы и волнения, и если наступает момент передышки, мы тут же готовы развлекаться. Живем, играя, из-за страха остаться наедине с собой, осознать свою ничтожность. Если проанализировать странные людские возбуждения в опасностях, в которые люди себя ввергают при дворе, в войнах, ссорах, то вывод неизбежен: все это лишь из страха тишины и сосредоточенного уединения, боязни мысли и бесстрашного самоотчета. Сумятица, шум, грохот, страсти - вот что отвлекает, наркотизирует. Потому тюрьма - самое чудовищное наказание, а наслаждение уединением - чувство мало кому знакомое.
И как вывод: человеческое родовое несчастье заключено в нашей природе, слабой и конечной - ничто не утешит нас. Стало быть, человек достоин сожаления, ибо не знает, куда прислониться. Он сбит с истинного пути, искать его безнадежно. Человеческое ничтожество и суетность мира очевидны всем, но как мы изобретательны в том, чтобы их не замечать. Это и есть «трагический реализм» Паскаля.

Согласно учению Паскаля, только христианский Бог может помочь человеку спастись от безнадежной затерянности в безднах природы. Но Бог скрыт, и человек должен искать Его везде и всеми средствами.
Вопросу о том, в чем заключается христианское учение, Паскаль в своих размышлениях отводит очень много места, знакомя неверующих с доказательствами бытия Бога, библейской историей и Священным Писанием, при этом возвращая их к исходной точке своей философии - признанию одиночества и ничтожности человека.

«Кем же все-таки является человек в состоянии падшей природы посреди этих двух неизмеримостей?» - вопрошает Паскаль. И отвечает: «Ничто в сравнении с бесконечностью, все в сравнении с ничем - середина между ничем и всем. Он бесконечно удален от понимания крайних пределов, конец и начало вещей неодолимо скрыты от него в непроницаемой тайне: он одинаково не способен видеть ни то ничто, из которого извлечен, ни ту бесконечность, которой он поглощается». Отсюда вывод Паскаля о познавательном бессилии человека: "Наше познание не может идти выше определенного уровня, потому что часть не может познать целого и даже соразмерных с ней частей, так как все части взаимосвязаны и в то же время обусловлены целым: нельзя знать частей, не зная целого; нельзя знать целого, не зная частей"(Мысли). К тому же, мы состоим из двух противоположных природ - души и тела - и накладываем на все изучаемое нами отпечаток своего составного бытия, материализуя духовное и одушевляя материальное. Но мы не можем постичь, что такое тело, еще меньше понимаем, что такое дух, их же соединение вообще представляет для нас непроницаемую тайну, между тем как в этом-то соединении и состоит весь человек.
Исходя из вышеизложенного, получается: мы навеки лишены способности знать все достоверно или не знать ничего абсолютно, и плаваем в неизвестности между двумя крайними точками бесконечности, ибо «ничто не может укрепить конечное между двумя бесконечностями, которые заключают его в себе и бегут от него». И потому наш удел - середина, постоянно удаленная от крайностей, и большее или меньшее знание в этой середине абсолютно ничего не значит, подобно тому, как лишние десять или двадцать лет жизни ничуть не приближают нас к вечности. И все же заключает Паскаль: «Нет для человека ничего важнее его участи; нет для него ничего важнее вечности!»(Мысли)
Так в чем же суть Божьего умысла? В чем замысел мира? И кто такие в этом мире мы? Мы, малые и великие, ничтожные и значительные, беззащитные и могущественные... «Мыслящие тростники», обращенные внутрь себя и смотрящиеся в бесконечную пропасть «темницы»-Вселенной...

Заключение

В заключение можно сказать, что философия Паскаля состояла в том, что думать нужно не разумом, а сердцем, а так же по мнению Блеза Паскаля человек  - это "тростинка" во Вселенной.

Христианство, а не науку выбрал Паскаль, считая, что все разумное, вместе взятое, не стоит малейшего порыва христианского милосердия. Однако, Паскалю, конечно, не удалось повернуть вспять "колесо истории". Рациональное направление в философии и науке стало преобладающим. 

Список интернет-ресурсов:

  1.  http://zoroastrian.ru/node/975 - биографические данные
  2.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%91%D0%BB%D0%B5%D0%B7#.C2.AB.D0.9C.D1.8B.D1.81.D0.BB.D0.B8.C2.BB - биографические данные и данные о трудах
  3.  http://vzms.org/pascal.htm - "Мысли" Блез Паскаля

Приложение Цитаты Блеза Паскаля из труда "Мысли"

  1.  Человек самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Не нужно вооружаться всей вселенной, чтобы раздавить ее. Для ее умерщвления достаточно небольшого испарения, одной капли воды. Но пусть вселенная раздавит его, человек станет еще выше и благороднее своего убийцы, потому что он сознает свою смерть; вселенная же не ведает своего превосходства над человеком.Таким образом, все наше достоинство заключается в мысли. Вот чем должны мы возвышаться, а не пространством и продолжительностью, которых нам не наполнить. Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности.
  2.  Я легко могу представить себе человека без рук, без ног, без головы, так как только опыт научает нас, что голова нужнее ног; но я не могу вообразить себе человека без мысли: это был бы камень или животное.
  3.  Я не знаю, ни по чьей воле я в этом мире, ни что такое мир; ни что такое я сам; обо всем этом я в ужасающем неведении; я не знаю, что такое мое тело, мои чувства, моя душа и даже та часть меня, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о себе самой и знает себя не лучше, чем все остальное.
    Я вижу пугающие пространства Вселенной, которые меня окружают, я понимаю, что нахожусь в каком-то уголке этих просторов, но не знаю, ни почему я оказался именно здесь, а не в другом месте, ни почему краткий срок, отпущенный мне для жизни, назначен именно в этой, а не в другой точке целой вечности, которая была до меня и будет после. Повсюду я вижу только бесконечность, объемлющую меня как атом, как тень, которая существует лишь на один безвозвратный миг. Я знаю лишь то, что должен умереть; но самое для меня неведомое - это смерть, избежать которой мне не удастся.
    Я не знаю, ни откуда пришел, ни куда иду...
  4.  «Ничто в сравнении с бесконечностью, все в сравнении с ничем - середина между ничем и всем. Он бесконечно удален от понимания крайних пределов, конец и начало вещей неодолимо скрыты от него в непроницаемой тайне: он одинаково не способен видеть ни то ничто, из которого извлечен, ни ту бесконечность, которой он поглощается». 
  5.  Крайнюю степень ума обвиняют в безумии точно так же, как полное отсутствие ума. Хороша только посредственность
  6.  Через пространство Вселенная меня обнимает и поглощает, как точку; через мысль я ее обнимаю и понимаю
  7.  Наше познание не может идти выше определенного уровня, потому что часть не может познать целого и даже соразмерных с ней частей, так как все части взаимосвязаны и в то же время обусловлены целым: нельзя знать частей, не зная целого; нельзя знать целого, не зная частей
  8.  Нет для человека ничего важнее его участи; нет для него ничего важнее вечности!
  9.  Я сознаю, что мог бы совсем и не быть, ибо мое Я заключается в моей мысли; стало быть, я, который мыслю, не существовал бы, если б мою мать убили прежде, чем я получил душу; следовательно, я существо не необходимое. Равно, я ни вечен, ни бесконечен; но я ясно вижу, что есть в природе Существо необходимое, вечное и бесконечное.
  10.  Очевидно, человек создан для мышления; в этом все его достоинство, вся его заслуга, и весь долг его мыслить, как следует, а порядок мысли — начинать с себя, со своего Создателя и своего назначения.    А о чем думает свет? Он никогда об этом не думает: он помышляет о танцах, музыке, пении, стихах, играх и т. д., думает как бы подраться, сделаться царем, не задумываясь при этом, что значит быть царем и что значит быть человеком.
  11.  Человек велик, сознавая свое жалкое состояние. Дерево не сознает себя жалким. Следовательно, бедствовать значит сознавать свое бедственное положение: но это сознание признак величия. Вся бедственность, все эти несчастия человека доказывают его величие. Это несчастия вельможи, царя, лишенного короны.
  12.  Опасно слишком много указывать человеку на его сходство с животными, не показывая ему его величия. Опасно также слишком часто обращать его внимание на его величие, не напоминая о его ничтожестве. Опаснее всего оставлять его в неведении того и другого. Напротив, весьма полезно представлять ему то и другое. Не следует человеку думать, на что он равняется животным, ни что он равен ангелам, и нельзя допускать, чтобы он не ведал ни того, ни другого; следует ему знать и то и другое одновременно.




1. за многочисленных вопросов и пожеланий студентов по оформлению заявки; Для Вашего же удобства при заполн
2. сколотских времен название Джи кХай практикуемая в прошлом всеми слоями славянского языческого жречества
3. Модуль 3 Змістовий модуль 1 Тема заняття
4. Облік матеріальних запасів
5. Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА Все явственнее просматриваются контуры XXI века
6. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук1
7. Орлы и ангелы был удостоен Немецкой книжной премии 2001 года за лучший дебют и получил не меньше десятка друг
8.  Особенности федеративного устройства государства
9. мотивированные слова метафоры становятся экспонентами культурных знаков.html
10. Тема- Расчет НДФЛ Вариант 1 Гражданин Зиновьев А
11. Финансовое планирование и прогнозирование
12. Финансовые операции в рыночной экономике
13. Уровни организации живой материи
14. Основы цифровой схемотехники Мурманск 2003
15. Принципи розробки та оцінки державної політики України
16. статья- Революция 1905 1907 годов в России
17. КупиКупон Алматинский завод lm Phrmtech Туристическая фирма Алия Стар Сеть фастфуда Гиппо Ro
18. мы ГП ГП ~ одна из основных важнейших частей всякой развитой правовой системы
19. Ненасилие как убеждение и поступок
20. Лабораторная работа 322 Исследование газового счётчика Выполнил- Гройзман П