У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

творчество свойственно и неживой природе и живой до возникновения человека и человеку и обществу

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.2.2025

Б. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

ГЛАВА IX ТВОРЧЕСТВО И ПОЗНАНИЕ

На основе познавательных способностей человека развертывается его творческая деятельность, раскрывается его созидательная сущность.

ГТонятие творчества ассоциируется с возникновением нового. Поскольку же новое имеется во всех сферах действительности, на этом основании некоторые исследователи соотносят творчество с природой. Существует точка зрения, согласно которой «творчество свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм» '. Считается, что выражение «творчество природы» не лишено смысла. Рассмотрение творчества в общей форме как механизма продуктивного развития позволяет, как пишет ее сторонник Я. А. Пономарев, включить проблему творчества в уже исследованную область знания в диалектику развития. В основу исходного определения творчества должно быть положено его самое широкое понимание. В узком же смысле творчество только человеческое (кстати, в своих психологических трудах Я. А. Пономарев опирается на второе значение термина «творчество»). Он выдвигает гипотезу, согласно которой «творчество в самом широком смысле выступает как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию» ".

С другой стороны, обращение к специфичности человеческой деятельности, к социальной природе, социальным условиям и социальным результатам его практики заставляет или, лучше сказать, дает повод трактовать творчество сугубо социологически и праксеологи-чески. Г. А. Давыдова, например, считает, что «для творческого отношения главным, определяющим моментом является воздействие человека на мир изменение материальной действительности в соответствии с исторически складывающимися потребностями общечеловеческого развития»^. Получается (если принять соответствующее определение), что если человек создает духовные ценности или изменяет материальные системы, но не в направлении «потребностей общечеловеческого развития», то ему отказывают в праве на творчество. Даже научное познание (создание научной политэкономии капитализма, хромосомной теории наследственности и т. п.), поскольку оно есть нечто, находящееся в субъекте, а не непосредственное «изменение материальной действительности», не может характеризоваться как творчество. Если так подходить к творчеству, то можно прийти к представлению, что лишь производственно-экономическая деятельность и социальная революция являются творчеством.

Вторая точка зрения, по нашему мнению, столь же ограничена, как и первая; они крайние полюса действительно многосложной

' Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 16. См. также: его же. Психологическое моделирование научного творчества // Научное творчество. М.. 1969. " Там же. С, 17. з Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М., 1976. С. 117.

проблемы проблемы определения понятия «творчество». В каждой из них есть приемлемые, интересные моменты, которые, к сожалению, подавляются в целом аберративным общим подходом к проблеме.

Не приходится спорить, что природа «творит» в смысле «производит», «созидает», но «творчество природы» метафора, не более. Не случайно в первой концепции ставится знак равенства между «творчеством» и «взаимодействием, ведущим к развитию». Если кому-то импонирует замена термина «взаимодействие» термином «творчество», то он может это делать. Но будет ли такое словоупотребление строгим, да и принято ли оно, скажем, в теории элементарных частиц или в какой-либо иной сфере физики или химии?

Под творчеством в естественных науках не разумеют «творчество» атомов, молекул и иных материальных систем, а если кто-либо и употребляет это понятие, то, видимо, это связано с привнесением в понимание природы религиозных или объективно-идеалистических представлений. Сторонники религиозного воззрения на мир полагают, что Господь является подлинным Творцом всего и неба, Tl земли, и физических тел, и психических состояний. Наделяя Бога творческой силой, они порой не прочь говорить о «творчестве природы», имея в виду действие божественной силы через природу. Одно из значений термина «творчество» действительно связано с представлением о Творце, стоящем над природой и порождающем природу.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля творчество разъясняется как «творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство; творческий, ко творцу и ко творчеству относящийся» '.

Научно-философский взгляд на мир не оставляет в нем места для какой-либо надприродной духовной силы ни для Бога, ни для «животворного дыхания бессознательного», ни для Абсолютного Духа. Понятие деятельности с этих позиций применимо только к человеку; с ним и только с ним соотносится понятие творчества. Предпосылкой человеческого творчества является активность материи, взятой на всех ее уровнях, и такое атрибутивное свойство материи, как отражение.

Отражение это не просто взаимодействие, а результат взаимодействия, да и в получаемом результате не все относится к собственно отражению, но только то, что остается от суммарного эффекта в результате элиминации из него всего связанного с природой отражающего объекта. Собственно отражение и отражаемый предмет соотносятся гомоморфно или изоморфно. Развитие свойства отражения связано с увеличением степени адекватности отражения и, с другой стороны, степени активности отражения (на основе его

' Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. IV. С. 365.

относительной самостоятельности) и степени его воздействия на отражаемый объект.

В неорганической природе обратное воздействие отражающего, как и собственно отраженного, на отражаемый объект не дает ничего принципиально Нового по сравнению с тем, что было в исходных элементах или в их системе (суммарном эффекте взаимодействия); схема механизма их взаимодействий стандартна, как стандартен и результат этого взаимодействия. Лишь человеческое сознание обретает способность, отражая предмет, создавать новое, не имеющее места в самой природе. В идеальном (и этот вопрос мы уже разбирали) концентрируется и отражение, и будущая конструкция предмета, отношений, ситуаций и действий. Лишь на базе идеального возможно созидание нового, того, чего не в силах создать сама природа, хотя, повторяем, это новое невозможно без опоры на объективные закономерности. Идеальное как новое это не отражение (или не просто отражение); тот объект, который будет создан на базе идеального, сам будет отражением идеального. В творчестве имеет место движение не от объекта к субъекту, а от субъекта к объекту.

В этом плане отражение и творчество разные явления. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

Понятие (= человек) как субъективное ...есть стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя» '. «...Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» ". В творчестве человек выходит за рамки данного природой и на основе данного природой создает новое, сообразное своим целям.

Отмечая различный характер отражения и творчества, мы в то же время должны видеть их связь; и не только в том смысле, что творчество без отражения невозможно. Творческие компоненты имеются у человека и в составе чувственных представлений, и в системе понятийных образов, как в живом созерцании, так и в эмпирическом и теоретическом. В сознании человека функционируют многие понятия типа идеального, нацеленные на будущее. Но имеются и чувственные представления, являющиеся продуктом абстрактного мышления, которые содержат образ будущего, выступают как представления-цели "', они тоже идеальное, т. е. представ-ления-идеальное. На них замыкаются многие представления только отражательного типа; иначе говоря, чувственное отражение в немалой степени определяется практикой, будущим, теми новыми творческими представлениями, в которых воплощается будущее.

' Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 194. 2 Там же. С. 195.

^ См.: Коршунов А. М. Место чувственного отражения в научном познании. С. 56—61.

Мы разделяем мнение о том, что в познании нет двух параллельных, не зависящих друг от друга механизмов, один из которых обслуживает отражение, а другой творчество; выделить подобные «механизмы» оказывается невозможным, поскольку творчество пронизывает весь познавательный процесс. Нельзя назвать ни одной формы познания, которая была бы «чистым отражением», копированием объекта. «Разумеется, соотношение отражения и творчества на разных ступенях, в разных формах познания весьма различно. Наиболее ярко творческая активность субъекта выражается на ступени рационального мышления, на уровне теоретического познания. Однако и чувственная ступень далеко не лишена творческой стороны. Правомерно считать, что отражение включает в себя творчество как внутренний момент, как свою противоположность, диалектическое отрицание. Будучи противоположностями, отражение и творчество не существуют друг без друга, взаимно дополняют и проникают друг в друга» '.

Итак, творчество и отражение разные, но взаимосвязанные феномены.

Распространенным является понимание творчества как деятельности человека, преобразующей природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности.

По-видимому, последнее («на основе объективных законов действительности») будет необязательным признаком; во-первых, он содержится в указании на преобразование природы, и, во-вторых, его включение оставляет за бортом творчества то, что имеет место в религиозных, мифологических конструкциях, в ряде областей искусства, на обыденном уровне сознания.

Иногда считают, что творчество это создание такого нового, которое имеет положительную общественную значимость, способствует прогрессивному развитию человечества. По поводу такого определения справедливо выдвигается возражение: общественной значимости не имеет ни творчество детей, ни решение взрослым человеком головоломки; в истории известно немало случаев, когда блестящие достижения творческой мысли людей долгое время не обретали общественной значимости. К этому нужно добавить, что если различается общественная и индивидуальная значимость, то нет сколько-нибудь веской причины (кроме желания обезличить картину творчества, безостаточно растворив индивида в «общественном») для игнорирования индивидуальных интересов и индивидуального творчества. И еще одно соображение: «привязывание» творчества только к прогрессу, как в приведенном выше определении, даже при научно-объективном понимании прогресса (а прогресс до сих пор трактуется неоднозначно и даже произвольно) да-

' Коршунов А. М., Шаповалов В. Ф. Творчество и отражение в историческом познании. М., 1984. С. 31.

ет повод для очерчивания излишне узкого круга явлений, относимых к творчеству. Даже тех деятелей науки и культуры, которые создавали новое в интересах реакционных социальных групп, вряд ли следует считать нетворческими личностями. Точнее будет избрать угол зрения на творчество, который мог бы охватить многообразные его проявления и прогрессивное, и реакционное, консервативное, и нейтральное по отношению к прогрессу. Это скорее виды или типы творчества, нежели само его существо*. Конечно, социально значимое творчество, да к тому же прогрессивное, являющееся основой человеческого прогресса, нужно квалифицировать как высшую форму творческой деятельности.

Высказанные соображения заставляют нас вновь обратиться к духовному явлению, называемому идеальным, и к предметам, выступающим его объективацией. По своему существу идеальное является новым, причем новым, непосредственно связанным с деятельностью человека как индивида, так и социальной группы, класса, общества. Правда, не всякое идеальное будет таким, какое заслуживает отнесения к творчеству. «Идеальное» всегда есть «новое», но «новым» может быть малосущественное; решение ежечасно возникающих в повседневной хозяйственно-бытовой деятельности малосущественных (с точки зрения всей жизни индивида) вопросов вряд ли стоит зачислять в разряд творческих решений. Да и мало ли такого, малосущественного, но нового, имеется в деятельности социальных групп, классов, самого общества? Причем заметим, что существенное на одном структурном уровне «человека» может быть несущественным для другого уровня и наоборот.

Мы оставляем для самостоятельного рассмотрения студентами вопрос о критериях, отделяющих «существенно новое» от «несущественно нового», как и более широкий вопрос о критериальных признаках творческой деятельности вообще, о формулировании (в разных вариантах) исходного определения понятия «творчество».

Пока же мы примем в качестве рабочего, требующего, как мы полагаем, коррективов, следующее определение, встречающееся б философской литературе: творчество. это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество изучается многими науками: философией, психологией, науковедением, кибернетикой, теорией информации, педагогикой и др. В последние десятилетия встал вопрос о создании особой науки, которая исследовала бы творческую деятельность человека, эвристики^. Круг ее проблем широкий: здесь и вопрос о специфических чертах творческой деятельности, и о структуре, этапах

' Подлинное творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов «в масштабах их исторической значимости» // Введение в философию. Ч. 2. С. 346.

^ Считается, что термин «эвристика» происходит от «эврика!»«я нашел!», восклицания, приписываемого Архимеду при неожиданном открытии

творческого процесса, типах творческой деятельности, о соотношении научного и художественного творчества, о роли догадок и случая, о таланте и гениальности, стимулирующих и репрессирующих факторах творческого процесса, о роли мотивационных и личностных факторов в творческой деятельности, влиянии социальных условий на проявление творческих способностей и на творческий процесс, о творческой продуктивности и возрасте, роли научных методов в продуктивном мышлении, стиле мышления в науке и творчестве, диалоге и дискуссиях как средствах и формах научного творчества и т. п. Философия изучает мировоззренческую сторону творческой деятельности человека, проблемы гносеологического и общеметодологического характера. В ее компетенции такие проблемы, как творчество и сущность человека, отражение и творчество, отчуждение и творческие способности, гносеологическая специфичность творческого процесса, творчество и практика, соотношение интуитивного и дискурсивного, социокультурная детерминация творческой деятельности, соотношение индивидуально-гносеологического и социологического уровней творчества, этика ученых и творческая деятельность, гносеологический и этический аспекты научных дискуссий и др.

В разработке проблем творчества философы опираются на результаты других наук, на обобщение их результатов. В то же время специалисты-психологи (как и специалисты иного профиля) в своих исследованиях ориентируются на результаты исследования мировоззренческого и гносеологического аспектов творческой деятельности. Здесь взаимодействие, аналогичное взаимоотношению философии и частных наук вообще.

Учитывая тот факт, что ряд вопросов творчества уже освещался в предыдущих разделах (о сущности идеального, о чувственно-сенситивном и абстрактно-мысленном, об интуиции и соотношении интуитивного и дискурсивного и т. п.), мы затронем здесь лишь несколько моментов, касающихся феномена «творчество».

Творчество неоднородно'; многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. Отметим лишь, что существуют разные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое и т. п.; иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности, хотя, конечно, выделение видов творчества этим не ограничивается.

Особого внимания в этой связи заслуживает противопоставление творчества труду. «Труд, говорилось, например, на страницах журнала «Praxis», есть отрицание творчества, так же как

им основного закона гидростатики; «эврика» слово, выражающее радость при решении какой-либо проблемы, при появлении удачной мысли, идеи, при «озарении».

и творчество есть отрицание труда... Труд есть не творческая деятельность, а преимущественно такая, в которой рутинно повторяются некоторые операции» '. Факт связи духовного творчества с трудом очевиден, однако, по-видимому, в данном рассуждении речь идет о физическом труде. Такой труд на заводах, на земле, в быту тоже не является антиподом творчеству. Он включает в себя познавательный компонент; сознание же субъекта, занятого физическим трудом, обладает способностью выходить за рамки схематизма многократных повторений привычных операций и формировать представления о более совершенных средствах и продуктах трудовой деятельности. Можно утверждать как принцип неразрывную ^вязь трудовой деятельности и творчества. Иное дело условия жизни индивида, его образовательный уровень, материальная заинтересованность в улучшении производства, моральная атмосфера, степень демократизма на предприятии и т.п.; в зависимости от множества факторов, в основном, социального характера эта возможность может не реализоваться, а может и реализоваться, причем в разных условиях в разной степени.

Труд в сфере материального производства обеспечивает одно из необходимых условий творчества в духовной сфере общества. Вопрос о творческой стороне труда в сфере материального производства, .о специфике исторического творчества масс" не менее важен, чем, скажем, .вопрос о специфике научного или/художественного творчества.   :

Структура творческого процесса тоже требует дальнейшего исследования и выработки на этой основе общезначимой трактовки. Все еще встречается представление, ограничивающее научное творчество нахождением решения проблемы. Но в этом случае не учтено само начало творческого процесса, начало его развертывания. Осознание потребности, постановка и формулирование проблемыэто начальные рубежи процесса поиска решения проблемы. Фиксируя конкретную проблемную ситуацию и цель исследования, проблема направляет весь творческий процесс в его сложном движении к результату. Идеальное, как центральное звено творческого "процесса, рождается под непосредственным воздействием проблем-ности и для удовлетворения соответствующей потребности субъекта.

Техническое творчество, например, имеет следующие звенья: раскрытие технического противоречия, формулировка технической задачи, выработка технической идеи, создание идеальной модели, материализация идеального образа, отработка и внедрение работоспособного технического объекта, его дальнейшее совершенствование ^ рСЯя характеристики этапов (или фаз) научного творчества приведем несколько близких друк к другу трактовок. Д. Маккин-

^ Praxis. Beograd, 1967. № 5—6. C. 630.

^ См., например: Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М 1976. * См.: Белозерцев В. И. Проблемы технического творчества как вида духовного производства. Ульяновск, 1970. С. 35.

нон^ выделяет пять этапов: 1) накопление знаний, навыков и умений для четкого формулирования проблемы; 2) этап «сосредоточения усилий», который иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость и разочарование; 3) уход от проблемы, переключение на другие занятия; этот этап называют периодом инкубации; 4) озарение, или «инсайт»;5) верификация. А.М. Селезнев^ выделяет в творческом процессе следующие фазы: 1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формулирование цели и задач исследования; 2) сбор информации и выбор методологии исследования; 3) поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи; 4) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления; 5) оформление полученных научных данных в логически стройную систему. По мнению И. Тейлора (Канада) ^ творческий процесс имеет этапы: 1) формулирования проблемы; 2) трансформации, когда проблема трансформируется с помощью метафоры, аналогии, «реверсирования» и т. д.; 3) внедрения и использования творческого продукта, т. е. преобразования какой-то части окружающей среды.

Приведенные трактовки структуры творческого процесса фиксируют проблему как исходную фазу (или этап) творчестваЛЭтим подкрепляется и наше представление о творчестве. Наряду с" данным общим моментом приведенные трактовки творчества различаются в нескольких отношениях. С одной стороны, это показатель дискуссионности вопроса, с другой сложности самого явления. Мы предлагаем читателям самим взвесить степень обоснованности каждой из приведенных точек зрения и либо принять одну из них как наиболее обоснованную, либо сформировать другое представление о структуре творческого процесса в науке.

Среди разработок по вопросам творчества большой интерес в плане их использования учеными в своей деятельности представляют исследования, посвященные стимулированию процесса йаучно-го творчества. Эти работы могут привлечь внимание специалистов-философов, стать предметом гносеологического анализа. Но они любопытны и сами по себе, как методы или способы, приемы активизации творческих способностей в любой отрасли научного познания. Коснемся некоторых из них.

В литературе по творчеству нередки обращения к «синектике Гордона»^. Сам У. Гордон определяет теорию синектикикакопера-

' Проблемы научного творчества. ИНИОН АН СССР. М 1980. С. 209. "• См.: Селезнев А. М. Место творчества в системе «Наука техника производство» ,// Диалектика и теория творчества. М„ 1987. С. 100. ' См.: Проблемы научного творчества. С. 225. * См.: Gordon W. J. J. Synectics. The development of creative capacity. N.-Y.

1961. (Процесс научного творчества. ИНИОН ан сссР. М., 1977. С. 149—150.)

7 зак. 509

193

ционную теорию, предназначенную для сознательного использования подсознательных психологических механизмов, действующих в процессе творчества. Группа ученых, которой предлагают решить задачи, пользуется, по наблюдениям Гордона, аналогиями четырех видов прямой аналогией, когда, например, технический объект сравнивают с биологическим; символической, когда для предложенной проблемы удается дать общее определение, которое вызывает некоторые необходимые ассоциации; фантастической, когда мысленно создается идеальная ситуация, пусть даже противоречащая законам природы, в которой задача легко решается; наконец, личной аналогией, когда члены группы воображают себя элементами предложенной ситуации.

Последний момент, по-видимому, представляет собой то, что Жак Моно называет «субъективным уподоблением» '. Когда ученый заинтересовался каким-либо феноменом или проблемной ситуацией, пишет Ж. Моно, он пытается, не всегда осознавая это, субъективно промоделировать ситуацию, чтобы достичь внутренней репрезентации самого феномена, а затем и других составляющих данной ситуации. Недаром многие физики рассказывают, что, размышляя над своими проблемами, они воображают себя электроном или другой элементарной частицей и задают вопрос: как бы ri вел себя, будь я этой частицей.

А. Осборн предложил для стимулирования научного творчества «брейнсторминг» «мозговой штурм», или «мозговую атаку» ^ Суть его в особой форме воздействия группы на индивида, решающего проблему. А. Осборн приводит примеры, когда проблемы, не поддававшиеся индивидуальным усилиям, были успешно решены во время сессии «брейнсторминга». Стимулирование творческой активности достигается, по его мнению, благодаря соблюдению четырех принципов: 1) исключается критика, можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой; 2) поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более дикой покажется идея, тем лучше; 3) количество предлагаемых идей должно быть как можно большим; 4) высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать. В основе этой методики лежит уверенность в том, что творческое мышление требует свободы, раскрепощенности, устранения всяких внешних торможений. У каждого человека есть способность генерировать идеи

^ cm.: Mono J. The analysis of scientific method and logik of scientific dis-covery//The creative process in science and medicine. Amsterdam, N.-Y., 1975. (Проблемы научного творчества. ИНИОН АН СССР. С. 177).

г См,. Научное творчество. ИНИОН АН СССР. Вып. 4. М., 1979. С. 39. (Анализ данного метода, а также «синектики» У. Гордона и изложение еще одного метода «алгоритма изобретения» Г. С. Альтшуллера см. в кн. Альт-шуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М„ 1973.)

и критически оценивать их. Критическая оценка тормозит генерирование идей, сковывает мысль. Поэтому желательно, по А. Осбор-ну, чтобы в момент «рождения» идеи способность к критической оценке была отключена. Критическое рассмотрение и оценка идей должны быть отсрочены, перенесены на будущее; это следующий этап работы. Таким образом, две стадии творческого процессавыдвижение идей и их оценка искусственно отделяются друг от друга.

Метод «мозгового штурма» применялся еще задолго до того, как он был проанализирован в литературе; как мы уже упоминали, он представляет собой обобщение опыта ученых по стимулированию творческого процесса. Вот один из конкретных фактов.

В первой половине 20-х годов в Москве, в Институте экспериментальной биологии (при лаборатории генетики) был организован «Генетический Coop» специфическая форма научных обсуждений; в него входили С. С. Четвериков, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, В. В. Сахаров и др. всего 15—16 человек. Программа «Генетического Соора» выходила за рамки того, что впоследствии было названо «брейнсторминг»: здесь обсуждали также и новейшие зарубежные работы по генетике (Т. Моргана, Г. Мёллера и др.). Но главным было обсуждение проблем, ставившихся самими участниками группы. Руководитель этих своеобразных дискуссий, выдающийся советский генетик С. С. Четвериков писал об их организации следующее. «Во-первых, необходимо, чтобы заранее была намечена тематика предстоящей беседы, чтобы эта тематика не носила совершенно случайного характера, во-вторых, нужно, чтобы обсуждение было живым и творческим, а не бездушно-казенным, чтобы оно проходило в обстановке домашнего уюта и домашней непринужденности, не носило характер благочинного доклада, а выливалось бы в форму свободного собеседования, где каждый может выступать в любой момент, как только ему в голову придет та или иная мысль, подлежащая обсуждению. Таким образом, вместо доклада получается как бы свободное собеседование, где люди перебивают друг друга, вставляют свои замечания и начинают горячо спорить, та'к что дело доходит по временам до настоящего ора (вот отсюда-то, от совместного ора (орания) и получилось наименование «Coop»). Третье и, пожалуй, главное это то, чтобы на эти Сооры собирались люди, тесно связанные между собой по тематике своей работы, и чтобы посторонние Соору лица не мешали горячему обсуждению» '. При приеме новых членов в Coop соблюдалось условие: каждый кандидат подвергался тайной баллотировке, причем достаточно было одного голоса против, чтобы считать кандидата не принятым. Важным было «не создавать в Сооре неприязненных отношений между его членами и обособленных группировок. Все члены Соора,пишет С. С. Четвериков, были вполне дружны между собой, и я не помню ни одного случая хотя бы самой незначительной ссоры. С этой же целью на Сооре были запрещены всякие споры на политические темы... Основным, существеннейшим правилом Соора было право любого члена останавливать и перебивать докладчика своими замечаниями, вопросами или возражениями» ". Следует особо подчеркнуть, что крупные достижения в генетике, связанные с именами С. С. Четверикова и других участников Соора и ставшие достоянием человечества во второй половине 20-х первой половине 30-х годов, в немалой степени были обязаны своему вызреванию в сооровских встречах генетиков.

Проблем?/ стимулирования творческого процесса имеет «выход» в широкий сЛектр социальных факторов. Даже приведенный исто-

' Четвериков С. С. Проблемы общей биологии и генетики (воспоминания, статьи, лекции). Новосибирск, 1983. С. 73. " Там же. С. 74.

рический пример свидетельствует не только о важности сопоставления и столкновения разных идей и установок, но и о внутренней потребности науки в демократизме и свободе обсуждений, толерантном отношении к оппонентам, что неотрывно от демократизма и человечности всей общественной жизни.

Одно из направлений социальной детерминации научного познания изменение соотношения видов творческой деятельности. Динамика их такова, что в число ведущих все более выходит социальное творчество.

При классово-антагонистических общественных формациях социальное творчество основной, трудовой части населения не получало сколько-нибудь заметного развития. Хотяи это отмечалось вышекрупные сдвиги в производственно-экономической и политической сферах, находившие выражение в классовых выступлениях и революциях угнетенных слоев населения, служили показателями творчества трудящихся масс. Тем не менее это было преимущественно эффектом «массового» творчества, развертывавшегося в движениях экплуатируемого большинства вплоть до вызревания научно-социалистического идеала стихийным образом, и на основе его общих результатов возводились и совершенствовались социальные структуры, создаваемые представителями правящего класса. В условиях социальных антагонизмов имеет место разрыв между индивидуумом и обществом, между возможностями индивидов к творчеству и частичной их реализацией в обществе. Социалистическая революция кладет начало сознательному социальному творчеству трудовых масс. В. И. Ленин выдвигал как задачу «предоставить полную свободу творчества народным массам» '. Однако условия культа личности и его остаточные проявления, в частности «культ кресла», а также социальный застой и свернутость демократии препятствуют реализации творческих потенций значительной части строителей нового общества.

Социально-экономические и политические условия, таким образом, определяют соотношение видов творчества, детерминируя выход в число ведущих социального творчества, творчества самих тружеников и трудовых коллективов.

Этот вопрос имеет и более широкий контекст формирование подлинно гуманистической цивилизации, превращение человека из частичного существа в целостную, творческую личность.

Веками и даже тысячелетиями человек пребывал в отчужденном состоянии: в отчуждении от природы, от других людей, от результатов своей деятельности, да и (в известном смысле) от своей творческой сущности. Тому причинами были низкий уровень развития производительных сил и все углубляющееся разделение труда, в своих негативных сторонах закрепляемое частной собственностью и общественными антагонизмами. Социалистическая революция и

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 35. С. 27. 196

утверждение общественной собственности на средства производства подрывают социальные основы отчуждения, но само отчуждение еще долго сохраняется (в наше время в виде бюрократизма, культа вещей и т. п.).

Проблема отчуждения, вернее, его преодоления это общечеловеческая проблема. Ее научная разработка связана с именем К. Маркса. Им были выявлены новые формы отчуждения, вскрыты их корни, освещен стратегический путь преодоления отчуждения. Изначальной сущностью человека Маркс считал труд и творчество, или, что то же, творчество в труде. Труд должен быть не самоотчуждением, а самоутверждением человеческой личности. Слишком часто и почти для ieeex в истории труд был средством для поддержания элементарного существования, а не проявлением творческих способностей человека. Труд должен быть не средством к жизни, но ее сущностью, процессом, в котором человек полностью и всесторонне развивает свои склонности и задатки. Стимулом к труду должно быть не внешнее принуждение, в том числе стремление к заработку, а глубокая внутренняя потребность в творчестве. Если для какого-то отрезка исторического становления цивилизации характерно отношение к труду как к проклятию, участие в трудовой деятельности с отвращением, если от труда бегут, как от чумы, то при разумной организации общества он может и должен стать первой потребностью личности, источником полнокровной жизни и счастья. Если бы труд был свободным проявлением жизни, человек наслаждался бы жизнью. Творчество становится активным фактором труда и всей человеческой жизни. В обществе будущего мерилом производимого богатства будет степень творчества, степень развития и применения человеческих способностей, знаний, науки. Формы собственности, с этой точ,ки зрения, есть лишь средство; самоцелью общества становится человек, разностороннее развитие его способностей, свободный труд и творчество, т. е. самоутверждение человеческой личности, счастье человека.

Как видим, творчество является отнюдь не рядовой проблемой гносеологии, а неразрывно связано с судьбами цивилизации, со смыслом человеческой истории, это одна из центральных проблем мировоззрения. Она должна рассматриваться в широком контексте общечеловеческой культуры, в единстве всех видов творческой деятельности и в органичном синтезе праксеологической, гносеологической и аксиологической сторон.

Вернемся, однако, к научному творчеству, к его социальной детерминированности.

Фокусируя внимание на способах получения новых идей, представлений и понятий, мы убеждались в их индивидуальном, неповторимом характере, в их случайности и непредсказуемости. Мы видели также, что иррациональные скачки в научном познании после заполнения «логического вакуума» дискурсивными компонентами «снимались», благодаря чему процесс познания обретал вид логичности, закономерности и непрерывности. Но в еще большей мере закономерность научного познания выступает, когда с индивидуального уровня субъекта познания приходится переключаться на уровень общества, на социокультурный фон развития науки.

Спрашивается: так ли уж индивидуальны и неповторимы открытия Г. Менделя и А. Эйнштейна, что без этих личностей не было бы и соответствующих открытий? Настолько ли велика роль индивидуальной интуиции, чтобы всецело направлять движение научного прогресса?

Вопрос не из простых, если вспомнить многочисленные факты «озарений» и случайных догадок.

Но сопоставим эти факты со столь же многочисленными случаями открытий одного и того же явления разными учеными примерно в одно и то же время. Мы говорим о Г. Менделе, но должны вспоминать также о «переоткрытии» его законов в разных местах Чермаком, Корренсом и де Фризом в 1900 г. Мы знаем открытие А. Эйнштейна, но вместе с тем знаем и аналогичные результаты А. Пуанкаре (1905). А совпадение открытий Ч. Дарвина и Уолле-са? Анализируя эти и им подобные случаи, В. И. Купцов справедливо отмечает, что фундаментальные открытия «всегда исторически подготовлены. Подготовленной оказывается не только сама проблема, но и компоненты ее решения» '. Этой подготовленностью и объясняются те факты, которые квалифицируются как «переоткрытия». В данной связи небезосновательно положение, высказанное психологом из Калифорнии Гоуэном: «То, что гениям открывалось в одной вспышке озарения, может прийти к менее ярким людям в результате длительных и напряженных усилий» ". Вместе с тем был все-таки и Г. Мендель, опередивший свою эпоху на несколько десятилетий. Для его открытия еще «не пришло время», хотя ряд предпосылок уже был. В целом оно не было случайным, и закономерность и логичность истории познания не настолько абсолютна, чтобы умалять заслуги отдельных личностей, творцов открытий. «Это не должно создавать иллюзию, будто авторы открытий не являются авторами. Все дело в том, что именно они устанавливают проблему, понимают ее суть, находят ее решение, воспринимая лучше других людей потребности культуры»^.

Итак, рассмотрение научного творчества показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей; в то же время творчество не является таинственным явлением*. Приближается разгадка механизма интуиции и

' Купцов В. И. Природа научного открытия // Природа научного открытия. Философско-методологический анализ. М., 1986. С. 22.

^ Проблемы научного творчества. Сборник аналитических обзоров. ИНИОН АН СССР. С. 183.

" Купцов В. И. Прярода научного открытия. С. 22. * О творчестве см. подробней: Коршунов А. М. Творчество в научном позна-

роли случайных факторов. Процесс научного познания на уровне индивидов интуитивен и дискурсивен, в нем сливается необходимость со случайностью, случайность оказывается доминирующей для «запуска» механизма интуиции, вероятностный результат дополняется последующей дискурсивностью. На уровне общества и культуры в целом доминирующей оказывается необходимость, подчиняющая себе случайность. Деятельностная и социальная природа познания обеспечивает его рациональный в целом характер и закономерное развитие в соответствии с логикой объективного мира. Такая трактовка научного познания и научного творчества несовместима с иррационализмом, логицизмом и агностицизмом, не учитывающими сложный, диалектический процесс научного творчества и недооценивающими в общей системе факторов научного познания роль практической деятельности человека.

Человечество никогда не довольствовались случайностями и стихийностью в познании мира. Всегда, на всем протяжении развития науки шел поиск средств направленного и эффективного воздействия на научное творчество. Как показывает опыт развития науки, научным творчеством в известных пределах можно управлять. Это касается как условий проявления индивидуальных способностей исследователя, в частности, интуиции, условий, благоприятствующих встрече со «счастливой» случайностью, повышающих степень вероятности решения проблемы, так и, с другой стороны, условий социокультурного характера, социально-экономических, политических и общекультурных предпосылок, тоже поддающихся (особенно при исключении социальных антагонизмов) определенному регулированию. Нисколько не умаляя роли интуиции и случайности в научном творчестве, ученые ориентируются прежде всего на рациональные способы исследования, действующие относительно автономно от той же интуиции, способные давать крупные научные результаты в этой своей автономии ив то же время подводящие процесс познания к интуитивным скачкам.




1. Тема; Комментарий- Комментарий СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ Раздел- 01
2. Subject in its own right Criminologicl theory is no exception; it lso tends to be complex
3. лекция всегда уникальна и ее живое посещение обязательно обогащает слушателя.
4. криминологические проблемы совершенствования законодательства о борьбе с преступностью
5. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систе
6. р Маних X альДжохани Генеральный секретарь Всемирной Ассамблеи Исламской Молодежи КТО ЯВЛЯЕТСЯ АВТ
7. УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по образовательной деятельности
8. Организация оказания медицинской помощи при авариях на радиационно- и химически опасных объектах, в очагах промышленных пожаров, при обрушении конструкций зданий, при транспортных авариях и катастрофах
9. Десятичные дроби.html
10. 12 УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ - изучить комплекты ЗИП назначение отдельных элементов изучить смазки применя.