У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Статья посвящена изменению эталона женской красоты в истории

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 4.2.2025

 Аналитический еженедельник "Коммерсантъ-Власть" №42(595) от 25.10.2004г.

АРХИВПОИСКДОКУМЕНТЫ 

ВЛАСТЬ / ТОЛЬКО НА САЙТЕ 

Красота как средство политической проституции 

Пытаясь ухватиться за соломинку, ранее излишне либерально настроенный историк Евгений Понасенков в срочном порядке решил сменить свою профессиональную ориентацию с политики на культурологию. Статья посвящена изменению эталона женской красоты в истории.

       Классик надеялся, что красота спасет мир, однако то, что в представлении сегодняшнего обывателя усохло до 90/60/90, во все эпохи было скорее предметом раздора за право обладания, чем никак не способствовало к сохранению мира. Из-за этого начинались войны, совершались дуэли и самоубийства. Как изменялись представления человека о красоте и как за ней следили ее счастливые обладательницы?
       В древних варварских обществах, не познавших еще прелести цивилизации, идеал женской красоты был запечатлен в достаточно однотипных фигурках богини плодородия: ультрарубенсовские формы при символически увеличенных грудях и невнятных контурах лица.
       Согласно греческому мифу Зевс велел Парису выбрать себе одну из трех богинь Олимпа. Соперничая между собой, каждая давала предвыборные обещания: Афина обещала Парису мудрость, Гера -- власть, а Афродита -- любовь. Ее-то пастух и выбрал. Таким образом, легенда свидетельствует, что представления об идеальной красоте были неразрывны с эротическим фактором, с желанием. Однако изобретатели канонов, эллины, отказались от варварской бабы (специальный археологический термин) и явили миру новую форму: отныне фигура богини красоты была приближена к мужским параметрам. Более того, большинство современных ученых приходят к выводу, что и ордерные колонны появились под влиянием этого нового эталона.
       Важнейшим критерием красоты была кожа. Еще египетские жрецы третьего тысячелетия до нашей эры сделали соответствующие процедуры ритуальными и лечебными: к примеру, сурьма и карандаш для бровей защищали от обжигающего солнца и песка. Существовала и очистка кожи, начинавшаяся с натирания кожи нильским илом и составом шуабу (тягучая паста из смеси золы и сукновальной глины) при массаже благовонными маслами. Тогда же закрепилась традиция: работающий вне дома мужчина -- смугл, а находящаяся во внутренних покоях женщина -- светлая. Обязательным атрибутом женского макияжа были длинные черные накладные ресницы, нарумяненные скулы, накрашенные красным раствором губы и длинный черный парик.
       Аналогами египетских процедур в Греции были омовения отварами амброзии и массаж благовониями. Отличием была традиция занятия разнообразной гимнастикой. Но возникающие то и дело женоненавистнические кампании нарушали распорядок жизни. Так, в Спарте Ликург запретил употребление косметики из-за ухудшения женских нравов. В эллинистический период всеми овладела мания на свинцовые белила. В сочетании с масками из размоченного гипса и киноварью уход за кожей стал целой наукой. В итоге в римскую эпоху дело дошло до того, что под многослойными масками красок лицо было еле различимо. А по поводу фигуры Теренций писал так: "Для стройности затянут всю, а чуть полней -- питанье сокращают ей, и как ни будь здорова, а в тростинку обратят ее!"
       Средние века ознаменовались всевластием церкви с ее тотальным женоненавистничеством: женщина повинна в изгнании из рая, кроме того, все помнили о проклятии пророка Исайи в адрес дочерей Сиона. Так что с принятием христианства аскетичность и стыдливость стали новыми мерилами женственности. "Никакой поликолорной косметики -- это пособничество Дьяволу. Только одна краска дарует щекам милость Божию -- стыдливость",-- поучал Григорий Назианзин. Из-за этого еще больше возрос спрос на свинцовые белила, от которых трескалась кожа.
       Нечистоплотность возведена в ранг добродетели. Св. Радегунда из аббатства Святого Креста заменила водные процедуры прикреплением мешочков с травами под мышками монахинь "дабы отбить запах пота". Зато большое внимание уделялось формам лица и фигуры: подбородок круглый с обязательной ямочкой посередине, а брови обязательно черные, изогнутые дугой и очень тонкие, засим следовал высокий и выбритый лоб. Тонкая талия, непременно узкие бедра и круглый живот -- вот новые каноны красоты.
       С наступлением эпохи Возрождения и открытием многих античных рецептов ситуация резко изменилась: среди аристократов теперь стало модным румянить по примеру куртизанок не только лицо, но и все тело, золотить волосы (носить шляпы без донышек под палящим солнцем) и прикрывать прыщи мушками. Началось сумасшествие пропорциональности: "Красота проистекает из идеального сочетания пропорций",-- писал Аньоло Фиренцуола. Поэты воспевают "крепкие, упругие груди" (Тассо), а Макиавелли "изящные руки с проступающими голубыми прожилками". Считалось, что три вещи должны быть белоснежными (кожа, зубы, руки), три красными (губы, щеки, ногти), три черными (глаза, брови, ресницы). Косметикой стали пользоваться и мужчины. Так, Генрих III разгуливал по улицам Парижа "раскрашенный, как старая кокетка". Его лицо покрывал слой белил, щеки и губы подкрашивались шафраном, а волосы посыпались пудрой с запахом фиалки. Примерно так же выглядел несколько позднее и кардинал Мазарини.
       XVII век принес эпидемию мазей, которые считались панацеей от морщин, а веком позже румяна обретают новый смысл: они уже не должны выглядеть естественными, но обязательно "обещать любые безумства" (Казанова). "Непристойными" обязаны были выглядеть мушки и прически.

       В XIX веке к прежним запросам к пропорциям добавилась еще и некая литературно-философская нотка: по-настоящему сексуальными считались лишь девушки, добивающееся явной бледности лица так, что бы окружающим казалось, что прелестница вот-вот упадет в обморок. Это, кстати, пошло бы и мужчине, непременно "глубокомысленный и роковой взгляд" которого должен был соответствовать губам "искривленным от пренебрежения ко всему роду человеческому" (Рене Шатобриан). В моду вступает гигиена: обеспеченным гражданам медики рекомендовали "ноги мыть каждую неделю, голову через два месяца", а зубы чистить "не реже раза в неделю". Косметика переживает кризис: не дозволяется применять ничего, кроме легких румян. Доктор Обер в "Гигиене нервических женщин" (1841) писал: "Появляться в свете с интересной бледностью на челе, с землянисто-серым цветом лица и впалыми щеками", ибо все это "вводит в ранг избранных". Ради похудания женщины регулярно пьют уксус и читают за полночь, чтобы появились темные круги под глазами. Белладонна и атропин придают глазам неестественный, загробный блеск. Альфред де Мюссе признавался, что такие лица доводят его до экстаза, а Теофиль Готье всюду показывал свою неестественно желтую любовницу, которую, ко всему прочему, он обязывал купаться в ванне с синими чернилами, которые придавали ей "эротический вид покойницы". Однако так жили только аристократы, в буржуазной среде восторжествовала победа плоти и присущих ей здоровых оттенков кожи. Тем не менее в последние десятилетия века все слои общества охватила мания танцев, а с ними иная мода одеваться и страстное желание ярко краситься и выглядеть готовой вынести долгий танцевальный марафон. Набирающая обороты субкультура варьете породила такие непременные атрибуты женской привлекательности, как описанные Золя и Гюисманом черные как уголь глаза, карминно-красный рот, спутанные пышные волосы и заросшие потные подмышки.
       Революционной переменой XX века были культ здоровья, отказ от корсетов, многочисленных подъюбок, а затем и вовсе унисексированная мода на мужские костюмы, которые облачают поджарые дамские фигуры. Индустриализированная косметика также стала рассматриваться и как оздоровительное средство.
       Приятно заметить, что в целом, не считая узкой диаспоры слепленных по западному шаблону столичных модных домов, в российском менталитете все еще господствует "необрезанный", исконный вариант представлений о красоте, основной постулат ухода за которой сформулирован неизвестным заведующим столовой общепита: "Кушай репу, морковку и хрен -- будешь, как Софи Лорен!" Есть даже вероятность того, что и на Западе суровая необходимость демографической борьбы с засильем мигрантов заставит общество осознать свою оплошность и вернуться на верную дорогу, ведь еще в XVIII веке венецианские власти были вынуждены издать специальный закон, предписывающий барышням питаться обильнее из-за повального падения интереса к ним мужской части населения

Версия для печати

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ: 

О ЖУРНАЛЕ  /  ПОДПИСКА  /  РЕКЛАМА  /  ФОТОАГЕНТСТВО  /  АРХИВ ГОЛОСОВАНИЙ 

Copyright © 1990-2002 ИД "Коммерсантъ". Все права защищены
Эти материалы находятся в свободном доступе
Эти материалы доступны только для подписчиков. (
Условия подписки)
Редакция еженедельника "Власть":
vlast@kommersant.ru
Редакция сайта:
ivlast@kommersant.ru   Правовая информация.

РЕКЛАМА НА САЙТЕ 




1. Синестрол в амп
2. аузы толы б аз м~лшерде шырыштыірі~ді ~ш ~абатты в аз м~лшерде жабыс~а~ тот басандай г к~п м~лшерд
3. тематичних наук Харків ~ Дисертацією є рукопис
4. варианта исходных данных приведенных в Приложении 1 следует определить основные показатели характеризующ
5. Доклад- Ледники Южных Альп в Австралии
6. Дисциплина труда служащих
7. Столица гостиницы Альфа
8. тема налогообложения УСН
9. ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФГБОУ ВПО ОмГПУ РАБОЧА
10. Прямая линия с президентом