Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
8. психологическая идея произведений «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли русской»
Герои в «Слове о полку Игореве» деятельны. Автора интересуют не их переживания и душевные состояния, а действия. Не случайно характеристика их дается в основном глаголами. «Слово о полку Игореве» первое древнерусское произведение, в котором мы находим черты психологизма. Так, например, тревожной ситуации во время похода, опасности, которая угрожает Игореву войску, соответствует напряженность и тревожность, с которой автор «Слова...» изображает силы природы.
Таким образом, автор говорит о неблагоприятных знамениях, которые сопутствуют походу Игоря («кровавые зори»), но в то же время и сближает явления природы с судьбами людей. Не случайно в описаниях природы в «Слове...» часто встречается такой прием, как олицетворение. Обращения к силам природы характерны для таких жанров русского фольклора, как лирическая песня и причитание. В плаче Ярославны активно используются черты этих фольклорных жанров. Это наиболее лирическое место в «Слове...», давшее материал многочисленным поэтическим переложениям.
Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» заключается в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде. Чтобы князья прекратили свои междоусобицы и занялись важными делами в государстве.
В «Слова о полку Игореве» образом Русской земли является Ярославна, она как мать оплакивает погибших воинов. Плач Ярославны как бы растекается по всей Русской земле, и вместе с ней плачет Русская земля, которая вырастила этих воинов. В этом эпизоде Ярославна выглядит идеальной русской женщиной (символизм).
Любовь к родине одним из важнейших проявлений своих имеет любовь к природе родной страны. Не случайно поэтому "Слово о погибели Русской земли" начинается с описания русской природы. Древнерусская литература выражает иное отношение к природе: либо природа изображается в движении как участница событий человеческой жизни, либо превозносится как проявление божественной мудрости. При этом она никогда не является самодовлеющим центром описания. В первом случае говорится только о тех ее действиях, которые оказывают прямое или косвенное (как приметы, предзнаменования) воздействие на судьбу человека, о засухе, о грозе, о землетрясении, о появлении комет и "знамений" на солнце, о падении звезд и пр. Во втором случае это философические размышления о мудрости божественного мироустройства. Возникло «Слово» вскоре после монголо-татарского нашествия. Это плач по утраченному величию Русской земли, по жанру близкий к ряду фрагментов «Слова о полку Игореве».
19. Діяльність і праці Юрія Котермака (Дрогобича), Лукаша з Нового Міста, Станіслава Оріховського Роксолана
Юрий Дрогобич первый доктор наук. Учился в Краковском и болонском универах. Там же преподавал мат-ку и астрономию, потом стал ректором Болон-го универа. Первый, кто имел напечатанные публикации. Труды: «Рукопсиь про солнечное затмение», «Трактат о солнечных и лунных затмениях».
Гуманистический характер творчества:
- высоко ценил чел-ий разум
- верил в способности постичь тайны мира
- использование на благо ресурсов мира
- человек в своих знаниях может уподобиться Богу
- верил в древние сверхъестественные силы.
Неоплатон-ие идеи соотношение земного и небесного миров = всеобъемлющая космическая любовь.
Лукаш из Нового Места был философом, хотя никто не видел его трактатов 0_о пропагандировал гуманистические идеи, тоже учился в Крак-ом универе, там же преподавал. Учебник по «Эпистолографии» - способности писать письма. Критиковал следования авторитетам.
Станислав Ориховсктй-Роксолан. Писал трактаты на латыни с публицистическим уклоном. «О целебате» - заявлял о противоречивости природе, за что и был отлучен от церкви.
30. Вчення Прокоповича про творчу особистість та її діяння. Теория вчину Калиновського.
Прокопович отстаивал необходимость «секуляризации общественной мысли», освобождения ее от «богословского плена», являлся теоретиком системы философского деизма и принципов «естественного права», обоснователем новейших для его времени принципов риторики, логики и теории истины, эстетических понятий и канонов. Прокопович писал: «Великий светоч ума человеческого - философия - либо рождена, либо вскормлена поэзией».
Таким образом, Ф. Прокопович рассматривает как синонимы понятию «философия» словосочетания «обожествленная поэзия», «божественное искусство», «божественная красота» и т. п. Аргументы от «природного разума» побуждали Ф. Прокоповича обращаться к человеку как субъекту истории и «главной стати» общества. Прокопович считал, что в первичном состоянии общества без государства были и война, и мир: ненависть и любовь чередовались, зло сменялось добром. Объяснял он это состояние свободой воли человека, свободой выбора - добродетель как дар природы торжествует в силу того, что на своем опыте человек убеждается, что нельзя делать другому то, что он себе не желает. При этом неким образом сохраняется суверенность прав индивидуумов, которые «свободно», т. е. по воле субъекта, могут быть переданы, по мнению Прокоповича, - народу, который взаимодействует с «мудрым монархом». ставился вопрос о человеческой личности, просвещение и совершенствование которой должно составлять задачу государственного аппарата («людей государевых») и церковных служителей («пастырей божьих»). В этом контексте заявления о самоценности и суверенности личности выявляли антропоцентрическую и общую просветительскую ориентацию воззрений автора «Рассуждения о безбожии...». Человек, образованная и обученная личность, подготовленный для важного дела мастер способны творить чудеса. Гуманистическое, глубоко философское и в высшей степени многозначное по своему выражению и предметному интересу учение Прокоповича делало его заметным явлением ХVIII в.
Общефилософская позиція Стефана Калиновского была близка к платонізму ( и к Прокоповичу): учение о божественном разуме использующем вечные идеи как парадигмы предметов тварного мира. Этика трактовалась им как учение о смысле человеческого существования, о возможности свободы нравственного выбора, о благе как цели нравственных действий. Подлинно свободная воля, по Калиновскому, не может предпочесть зло и последовательно выбирает благо, которое в своем человеческом измерении равнозначно счастью, вечному блаженству и заключается в созерцании Божественной сущности и восприятии Божественной любви.
41. Деятельность Психоневрологического института и Всеукраинской психоневрологической академии в харькове (Лурия, Леонтьев, Запорожень, Гальперин, Зинченко).
В 1922 году в Харькове был открыт Украинский научно-исследовательский психоневрологический институт, директором которого стал известный невропатолог А. И. Гейманович, а в 1926 году на базе психиатрической клиники - Украинский институт клинической психиатрии и социальной психогигиены (директор В. П. Протопопов). В 1932 году было принято решение об укрупнении этих учреждений, и их объединили в одну организацию - Всеукраинскую психоневрологическую академию. Она была уникальной полифункциональным учреждением, в состав которой входил и сектор психологии. Он состоял из отделов общей и генетической психологии и клинической психологии. В связи с этим возникла потребность найти и пригласить психологов-специалистов для работы в этих отделах. Из Москвы были приглашены А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, М. С. Лебединский. Вместе с ним из Москвы в Харьков переехали А. В. Запорожец и Л. И. Божович. Л. И. Божович практически сразу уехала в Полтаву и постоянно приезжала в Харьков для встреч со всей группой. В том отделе, который возглавлял А. Н. Леонтьев, работал и П. Я. Гальперин. работы группы психологов во главе с А.Н. Леонтьевым, которые работали в Харькове в начале 30-40-х годов, имели свою специфику, которая их и объединяла. Ими был заложен теоретический и экспериментальный фундамент теории деятельности. В таком составе харьковская группа существовала 10 лет. Хотя в 1934 году А. Н. Леонтьев вернулся в Москву, он постоянно бывал в Харькове и руководил работой своей группы. П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко оставались в Харькове до начала Великой Отечественной войны. После войны ни П. Я. Гальперин, ни А. В. Запорожец в Харьков уже не вернулись.
Однако еще в 1936 году, когда столица Украины переместилась в Киев, разнообразные психологические исследования, которые проводились на базе Всеукраинской психоневрологической академии, начали сворачиваться, а постановление 1936 года о педологических извращениях в системе Наркомпроса, этот процесс завершила. Так психоневрологическая академия перестала быть главной базой экспериментальных исследований Харьковской школы. После войны сферы научных интересов этих исследователей несколько разделились, практически каждый из них стал заниматься собственной проблематикой и стал основателем своего направления в психологии: А. Н. Леонтьев - теории деятельности, А. В. Запорожец - теории восприятия, П. И. Зинченко -- теории памяти, П. Я. Гальперин - теории поэтапного формирования умственных действий, Л. И. Божович - теории личности. Однако все эти направления имели общий фундамент - теорию деятельности, которая разрабатывалась совместными усилиями. Как отмечал А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев был, "без сомнения, лидером харьковской группы, однако ее концепция создавалась коллективным разумом". К этому следует добавить и еще одно: все они, как бы мы сейчас не оценивали их взгляды, считали себя учениками Л. С. Выготского.
52. Этнопсихологические идеи Максимовича и Костомарова
Этот вопрос мой, но пошёл по рукам в святи с обменами вопросами.
63. Экзистенциальная психология Л.Шестова
Российский религиозный экзистенциализм в лице Н.А.Бердяева и Л.Шестова по времени возникает даже раньше европейского, серьезная школа историко-философского анализа экзистенциализма продолжает свое существование даже в период расцвета СССР.
Проблемы, сквозные для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм. В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)».
Бердяев: «Философия его принадлежала к типу философии экзистенциальной, т. е. не объективировала процесса познания, не отрывала его от субъекта познания, связывала его с целостной судьбой человека. Для Льва Шестова человеческая трагедия, ужасы и страдания человеческой жизни, переживание безнадежности были источником философии. Л. Шестов целиком захватывается той мыслью, что грехопадение связано с познанием, с познанием добра и зла. Человек перестал питаться от древа жизни и начал питаться от древа познания. И Л. Шестов борется против власти познания, подчиняющего человека закону, во имя освобождения жизни. Это есть страстный порыв раю, к вольной райской жизни. Но рай достигается через обострение конфликта, через дисгармонию и безнадежность. Л. Шестов в сущности совсем не против научного познания, не против разума в обыденной жизни. Не в этом была его проблема. Он против претензий науки и разума решать вопрос о Боге, об освобождении человека от трагического ужаса человеческой судьбы, когда разум и разумное познание хотят ограничить возможности. Бог есть прежде всего неограниченные возможности, это основное определение Бога. Бог не связан никакими необходимыми истинами. Человеческая личность есть жертва необходимых истин, закона разума и морали, жертва универсального и общеобязательного».
74. Учение о личности Зеньковского
Центральное место «личности» в системе В. В. Зеньковского делает понятным и его интерес к педагогике, понимаемой как воспитание личности, и его интерес к русской литературе, особенно к творчеству Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова, В. В. Розанова и др., и к русской философии. Но прежде всего и главным образом Зеньковский христианский православный философ. «Если человек зависит от природы, от социальной среды, то все же бесспорным является в нем факт свободы. Но акты свободы, коренясь в метафизической глубине человека, получают свою творческую силу лишь при сочетании с благодатной помощью "свыше" без этого они бессильны и почти всегда отдают человека во власть зла. Только используя богословское понятие "первородного греха" мы можем понять одновременно наличие свободы в человеке и ограниченность ее. Раз будучи принятым, понятие первородного греха неизбежно привело меня к пересмотру основных начал метафизики, а затем гносеологии. Без понятия первородного греха нельзя понять раздвоение познавательной силы в человеке (раздвоение разума и сердца). Учение отцов Церкви о необходимости восстановления утраченного единства человеческого духа через Церковь привело меня к пересмотру всех философских построений в свете христианства, и я могу дать лишь одно наименование моим взглядам: "опыт христианской философии". Все педагогические усилия, какие вообще осуществимы, должны быть направлены на то, чтобы юное существо могло "найти себя" и творчески преображать свой состав, какой оно в себе находит, как взаимодействие наследственности, социальных и духовных влияний» . С проблемой личности (ключ к которой дает то или иное решение психофизической проблемы) тесно связана проблема воспитания личности. Без преувеличения можно сказать, что В. В. Зеньковский один из немногих русских мыслителей, которые в XX в. разработали целостную философско-педагогическую систему.
60.2 Психологические взгляды Сухомлинского
В.А. Сухомлинский фактически обогатил детскую и педагогическую психологию рядом важных положений, имеющих как практическое, так и теоретическое значение. У В.А. Сухомлинского мы находим необычайно яркие, самобытные характеристики психологических особенностей детей разных возрастных групп. Характеристики эти в большей мере дополняют традиционные представления, которые существовали в этой области.
Отличительная черта упомянутых психологических характеристик их большая эмоциональная насыщенность. Ни один психолог не писал научных трудов о детях с такой горячей, страстной любовью к ним, с таким беспокойным и неукротимым стремлением проникнуть в их внутренний мир, уловить тончайшие особенности их душевной жизни с тем, чтобы защитить, оградить их от грубых, прямолинейных воздействий некоторых горе-воспитателей. Дети, напоминает нам В.А. Сухомлинский, живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени. Большое место в трудах В.А. Сухомлинского занимает психологическая характеристика младшего школьного возраста. Раскрытие незаменимой роли чувственного познания вот первое, что хотелось бы отметить в этой связи. концепция о необходимости развивать у детей не только образное, но и абстрактное (теоретическое) мышление. «Прежде всего надо помнить, что наглядность это всеобщий принцип умственного труда маленьких школьников. Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью; с каждым представлением и понятием, отложившимся в памяти, связывается не только мысль, но и чувство, переживание. Без формирования развитой, богатой эмоциональной памяти не может быть и речи о полноценном умственном развитиив детстве». В.А. Сухомлинский внес существенный вклад в типологию младших школьников. Особенно много внимания уделял он слаборазвитым, педагогически запущенным детям, обращается к вопросу об индивидуальном подходе к таким детям со стороны учителя. «Эти дети не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике человечества». Следует указать на перспективные шаги В.А. Сухомлинского в отношении к психологической науке. Павлышская школа была первым учебным заведением в нашей стране, где функционировала психологическая служба. Называлась она психологической комиссией. В.А. Сухомлинского чрезвычайно заботил вопрос о самосознании учащихся со слаборазвитыми способностями. Во-первых, говорит В.А. Сухомлинский, мы должны всячески развивать, тренировать умственные способности слаборазвитых детей, а во-вторых, покуда на этом пути будут достигнуты первые значительные успехи, нужно внушать всем детям (и слаборазвитым, и тем, кто имеет достаточно высокий уровень развития), что «каждый человек, какими бы заурядными задатками и способностями он ни обладал, в нашем обществе может стать самобытной творческой личностью... И необъятное поле для проявления такой самобытности это гражданская честь, достоинство, доблесть в труде на благо народа» (м-да, последнее предложение явно говорил по наставлению вышестоящих…) Педагог с ярко выраженной гуманистической направленностью, В.А. Сухомлинский стремился сделать психологию средством, помогающим каждому ребенку открыть в себе «ту золотую жилку, ту живинку, расцвет которой принесет ему радость творчества».
71. розвиток психологічної історіографії (Раєвський, Роменець и, конечно же, МАНОХА)
У дійсному ході історичного становлення психології ідеологічне підґрунтя по суті досліджувалося, але без самої згадки цього поняття. Раєвський виходить із того, що розкрити дійсну сутність людської свідомості можна лише, якщо правильно з'ясувати суспільну обумовленість її відношення до суспільного буття, до суспільної свідомості, до ідеології (снова попахивает ущемленной Украиной…)
Правильне розв'язання всіх цих питань є суттєвим для визначення предмета психології, специфіки її законів, специфіки психології як науки. Ідеологічне у свідомості проймає всі сфери психічного життя особистості пізнавальну, емоційну, вольову.
Раєвський поєднує ідеологічне і психологічне через цілісність особистісного життя, через смисловий бік мотивації діяльності, від чого залежить її продуктивність. Раєвський зауважує, що величезне значення моральних, суспільно-політичних норм поведінки у психічному житті особистості особливо яскраво виявляється в суспільне важливих учинках (ага, я даже догадываюсь, у кого учился Роменець…) Ідеологічне являє собою необхідний компонент кожної конкретної свідомості і є невід'ємним складовим моментом її психологічної характеристики. У цьому розумінні ідеологічне є психологічне (ничем другим!) Таким чином, у Раєвського ідеологічне стає внутрішньою суттю вчинкової активності людини. Ідеологія визначає вчинок осередок психічного життя людини, стає рушійною силою здійснення вчинку, входить в його осередкову структуру як її визначальний момент. Через учинок ідеологія психологізується, а психологія за допомогою ідеології набуває свого найістотнішого сенсу.
Виходячи з цього Раєвський формулює одне з найважливіших завдань психології. Вона має вивчати те, як формується ідеологічне у психіці людини під впливом конкретно-історичних умов, як із суспільного, що спочатку постає як зовнішнє, ідеологія перетворюється в дійове переживання, проймає всі сторони психічного життя особистості та спрямовує її дії, вчинки та відношення до інших людей і самої себе.
Кожна людина обирає для себе життєве кредо і підпорядковує йому своє існування, свій життєвий і творчий шлях. Центральним поняттям, довкола якого Володимир Андрійович вибудовував свій внутрішній і зовнішній світ, було поняття «вчинок». У вчинку він бачив сутнісне ядро людського буття, із спроможністю до вчинку пов'язував можливість високого злету людської душі і людського духу. Він був глибоко переконаний, можливо під впливом Гегеля, що психологія має вивчати насамперед сутнісні особливості людини, а серед них - те найвидатніше, на що вона в принципі може бути здатною. Саме тому категоріальний лад системи психологічних поглядів академіка В.А.Роменця разом із поняттям «вчинок» очолювали такі як: «творчість», «свобода», «самопожертва», «святість».
А дальше можно все эти понятия пораскрывать, периодически добавляя туда фамилию Манохи =)
85. Психологические идеи украинских философов.
Ждите после консультации