У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

самореклама Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни что прив

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.2.2025

Введение

Актуальность курсовой работы включает в себя интерес психологов, маркетологов, социологов к такому феномену как «самореклама».

Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.

Цель данного исследования – это выявление психологических аспектов саморекламы.

Объект исследования - феномен саморекламы.

Предмет исследования – особенности психологии саморекламы

Задачи курсовой работы:

  1.  Изучить психологические особенности саморекламы.
  2.  Обозначить типы саморекламы
  3.  Выделить психологические аспекты саморекламы

Теоретико-методологической базой являлись труды Лебедева-Любимова  А. Н., Аронсона Э., Пратканиса Э., Обломцева А.В., Почепцова Г.Г. и других. В процессе написания курсовой работы применялись следующие методы: теоретический анализ, фокус – группа (анкетирование) и непосредственно изучение литературы.

Практическая значимость состоит в выявлении и представлении психологических особенностей саморекламы. Структура исследования включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение (презентация) и глоссарий.

   

Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена саморекламы

1.1 Цели и задачи саморекламы

Самореклама является одним из наиболее распространенных и наиболее древних видов рекламной деятельности. [3,С.53]

Самореклама — это рекламирование, восхваление самого себя, собственных заслуг и достоинств. Иными словами — самопрославление, самовосхваление, саморекламирование, хвастовство, хвастанье. [11]

Так же, как и традиционная коммерческая реклама, она решает три задачи. Занимаясь саморекламой, человек стремится:

  1.  в условиях конкуренции выделиться среди тех людей, которых он оценивает как равных себе;
  2.  представить себя как человека, равного по статусу тем, кто достиг какого-либо значимого успеха и, возможно, даже является законодателем некой моды (социальной нормы поведения);
  3.  продемонстрировать себя в наиболее выгодном свете, создать достойный образ, понравиться окружающим.

В первом случае человек демонстрирует нестандартное поведение; 

Во втором — полное соответствие сложившимся эталонам поведения, нормам, при условии, что они являются значимыми для него; 

В третьем — он старается работать над собственным имиджем, независимо от наличия конкуренции.

В любом случае в основе поступков человека лежат одни и те же психологические механизмы и, по сути дела, одна и та же мотивация.

Именно эта многоаспектность саморекламы часто вскрывает системные противоречия при изучении данного феномена. [3,С.55]

Следует отметить, что, ни какие-либо теории не объясняют источников индивидуальности человека, оригинальности его мышления и поведения, непохожести на других людей. Все они основаны на представлении о том, что человек воспроизводит теми или иными способами уже сформированные до него, социально заданные образцы поведения и мышления.

При этом нужно отметить, что источник оригинальности или заурядности человека строго не локализован. Обнаруживаются факторы, которые принадлежат социуму, но есть также основания полагать, что причиной может быть поведение самого человека. В любом случае социум обладает способностью задавать как стереотипные, стандартные нормы поведения, так и нестандартные. [1,С.98]

Эти нормы саморекламы закрепляются в культуре. Как правило, любая культура содержит и те и другие нормы. Однако в ряде случаев, например, в различные исторические периоды или в зависимости от социально-экономических, политических и других факторов в конкретной культуре могут преобладать либо консервативные нормы мышления и поведения, либо авангардные. В первом случае культура оказывается в длительном застое, во втором — она развивается стремительными темпами и обновляется с невероятной скоростью, противопоставляя традиции быстро меняющейся моде. Культура Востока основана на традициях, передаваемых из поколения в поколение и изменяющихся крайне медленно.

Мотивация самовыражения и саморекламы, по мнению ряда авторов, обостряется в подростковом и юношеском возрасте. Здесь проявление такой мотивации наиболее очевидно и часто проявляется в открытой вызывающей форме, например, в виде каких-либо социальных движений, микрокультур (хиппи, панки, рокеры, реперы, рейверы и пр.), тенденций демонстративного поведения (тату, пирсинг, скарификация (или шрамирование) и пр.). Это связано с целым рядом факторов. Прежде всего молодые, но постепенно взрослеющие люди таким образом «решают» психологическую проблему повышения своего социального статуса. Им крайне необходимо привлекать к себе внимание и публично демонстрировать свои успехи, неповторимость, индивидуальность и независимость, так как взросление и личностное продвижение предполагает преодоление сильнейшего фактора — психологического давления взрослых, невольно унижающих достоинство молодых людей и сдерживающих их амбиции и инициативу. [3,С.57]

Взрослые люди, накопившие жизненный опыт, с подсознательной тревогой утратить завоеванные социальные позиции, осознанно или неосознанно рассматривают молодых людей как потенциальных конкурентов. При этом они хотят, чтобы молодые люди были похожи на старшее поколение. В этом случае легче соревноваться в социальных достижениях, ограничивать молодых людей, не желающих «стоять в очереди за социальным успехом». Таким образом, самореклама может выступать источником противоречий и предметом психологических конфликтов не только между отдельными людьми, но и между большими группами. Следует отметить также характерную особенность самовыражения большинства молодых людей: огромную зависимость от лидеров и понимание своей индивидуальности и уникальности как строгое следование внутригрупповым нормам, воспроизведение созданных другими людьми стереотипов.

Юношеский возраст, кроме того, связан с резким обострением фактора полового влечения, а это обязательно приводит к активизации мотивации самовыражения (саморекламы), желания выделиться, привлечь к себе внимание лиц противоположного пола и пр. Здесь самовыражение (самореклама) очень часто проявляется в чрезмерно агрессивной форме и при этом не всегда совпадает с «содержанием».

Постепенно, по мере взросления большинство людей приобретают способность скрывать свое честолюбие, желание нравиться, выделяться. Они научаются объяснять окружающим причины своих поступков иными мотивами. При этом во многом происходит реальное замещение откровенно честолюбивых мотивов иными — чувством долга, ответственности и пр. Особенно резко это проявляется после создания семьи, рождения детей, получения образования и достижения успехов в области карьеры. [2,С.234]

Следует различать понятия тщеславия и честолюбия при анализе естественного желания каждого социально активного человека отличаться от других людей, привлекая внимание к своей персоне. Сущность данных понятий до сих пор не раскрыта средствами психологии, считается, что это понятия этики. Так, честолюбие в определенных оптимальных объемах необходимо каждому человеку, занимающему активную социально ориентированную позицию в жизни. При этом честолюбие у хорошо воспитанных людей внешне может быть абсолютно незаметным. Внешне такой человек может выглядеть скромным и даже застенчивым. Честолюбие выявляется лишь при психологическом анализе его действий и поступков.

Тщеславие, наоборот, использует яркие, бросающиеся в глаза внешние атрибуты, подчеркивающие желание человека слышать в свой адрес приятные слова, хвалебные отзывы. Оно проявляется в демонстрации своего превосходства, высокого социального статуса, причем очень часто в этом случае используются необоснованные преувеличения и т. д.

По сути дела и честолюбие, и тщеславие являются лишь различными внешними проявлениями одной и той же социальной мотивации. Разные люди, стремясь вступить в контакт и завоевать авторитет, выбирают различные формы саморекламы. Очень часто такой выбор определяется представлениями людей о том, чего ждут от них партнеры по общению и что может привлечь внимание последних, вызвать их интерес и уважение, выделив субъекта саморекламы из числа других людей наличием высоко оцениваемых в той или иной социальной общности психологических и других характеристик и свойств.[9,С.29]

Некоторые люди, желая выделиться и обладая развитым честолюбием или тщеславием, сами абсолютно не чувствительны к каким бы то ни было объективным доказательствам огромной роли саморекламы в их жизни. Хотя примеры и доказательства этого встречаются повсюду, они чаще всего не способны убедить такого человека в том, что в основе его поступков нередко лежит честолюбивое желание привлечь внимание окружающих, получить социальное одобрение; что это желание легко переносится извне в глубины его внутреннего мира.

Самореклама – способ самоутверждения и проявления своих качеств и достоинств. Мотивация саморекламы различна, как например, у подростков феномен  саморекламы выражается в форме различных субкультур, в то время как мотивом саморекламы у взрослых людей является поддержание авторитета и сохранение своих социальных статусов. Мотивация этого феномена может быть различна, но суть остается одной – рекламирование самого себя

1.2 История развития саморекламы

Самореклама у древних людей

Для психологии саморекламы крайне важным является так же понимание того, как происходит преодоление сложившихся норм, особенно интересен процесс зарождения и развития творчества у первобытных людей. До сих пор способность предков современного человека создавать нечто новое, менять сложившиеся к определенному историческому моменту способы выполнения тех или иных операций и изготовления вещей остается неясной. Ведь, по мнению многих исследователей, творчество — это сознательное изменение исторически сложившегося опыта. Причем этот оправдавший себя на практике опыт закреплялся в социальных нормах коллективного поведения, которые требовали серьезных оснований для преодоления традиций.

Когда говорят о том, что люди начали производить деревянные или каменные орудия, использовать огонь, создали лук и стрелы, то чаще всего мало обращают внимание на то, что у конкретного изобретения или открытия всегда есть автор, то есть человек, которому какая-то мысль первому пришла в голову и которому удалось, преодолевая многочисленные препятствия, реализовать ее на практике. По мнению ряда ученых, в первобытных условиях также должны были действовать факторы психологической компенсации, то есть пользовался определенными привилегиями необязательно физически самый сильный. Можно предположить, что в первобытном обществе должны были появиться люди, которые стремились привлечь внимание к вещам, первоначально не представлявшим очевидной ценности для соплеменников. Однако в силу психологических механизмов подражания, внушения, моды или других каких-то факторов эти предметы постепенно начинали вызывать интерес и приобретали значение ценности.

Первобытная самореклама, возможно, способствовала индивидуализации человека, позволяла ему компенсировать недостатки грубой физической силы. Так формировались условия для развития индивидуальности, а затем и личности. В этом случае понятие индивидуальности предполагает наличие признаков, отличающих человека от остальных людей, а понятие личности — постепенное осознание человеком таких отличий и своей уникальности, своего «Я».

Практически во всех социальных общностях существует некая норма «быть не хуже других людей» и «быть лучше других людей», то есть стремление подражать лучшим и превзойти их. В противном случае развитие общности замедляется, и она уступает тем, которые с ней конкурируют. Недостижимость другими уже достигнутого конкретным человеком, символическое закрепление достижений дают последнему дополнительную возможность для сохранения лидерства и преодоления, крайне необходимых для жизни в обществе, многочисленных трудностей. [3,С.68]

Здесь следует обратить внимание на два очень важных момента. Во-первых, у разных народов возникают совершенно разные формы демонстрации своей индивидуальности, например разные способы украшения (одни протыкают нос, другие ухо, третьи язык и пр.). Во-вторых, это делается обязательно в расчете на одобрение, уважение или даже зависть и определяется желанием выделиться или, по крайней мере, быть «не хуже» определенного уровня. А это полностью соответствует психологическим характеристикам саморекламы.

Культурологи полагают, что одним из важных признаков, отличающих человека от животных, признаков, необходимых для возникновения и развития культуры, является широкая вариативность его способностей. [5,С.4]

Самореклама в «примитивных культурах»

Одним из философов-обществоведов, имя которого необходимо упомянуть в связи с вопросом истории возникновения саморекламы, был Г. В. Плеханов. Его работы по анализу исторических закономерностей происхождения культуры убедительно свидетельствуют о важности социальных отношений и социальной мотивации в этом процессе. [3,С.64]

Именно Г. В. Плеханов раньше других подошел к проблеме индивидуальности и самовыражения человека как явлений социальной жизни первобытного общества. При этом на работы Г. В. Плеханова серьезное влияние оказали его философские, экономические и политические взгляды как марксиста, что требует особого отношения к анализу некоторых теоретических положений, представленных в публикациях ученого.

Формально Г. В. Плеханов пытался доказать первичность труда (по марксистской терминологии производительных сил) по отношению к любым проявлениям человеческого мышления и поведения. Но на деле его исследования имеют более глубокое психологическое содержание.

Главная гипотеза его концепции состояла в том, что эстетические чувства по отношению к определенным объектам возникают у людей после того, как эти объекты выступают в качестве средств удовлетворения каких-либо утилитарных потребностей. «Труд старше искусства, — пишет автор, — и вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только в последствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения». [7,С. 44, 88]

Современные мировые религии, в частности христианство, мусульманство, иудаизм, формально запрещают какие-либо магические действия и ритуалы Интересно, что честолюбие и тщеславие получают резкое осуждение в рамках этих религий, они считаются одними из наиболее страшных (смертных) грехов. [8,С.128]

Эстетические чувства очень часто иллюстрируются у Г. В. Плеханова стремлением человека украсить себя, понравиться другим людям, выделиться, получить определенное психологическое преимущество в условиях конкуренции, то есть по сути дела они тождественны саморекламе.

«Известно, что женщины многих африканских племен носят на руках и на ногах железные кольца, — пишет Г. В. Плеханов. — Жены богатых людей носят на себе иногда чуть ли не целый пуд таких украшений (см. рис. 1).

Это, конечно, очень неудобно, но неудобство не мешает им с удовольствием носить эти "цепи рабства". Почему же негритянке приятно таскать на себе подобные цепи? Потому, что благодаря им она кажется себе и другим красивой. А почему же она кажется красивой? Это происходит в силу довольно сложной ассоциации идей. Страсть к таким украшениям развивается именно у тех племен, у которых железо является драгоценным металлом. Драгоценное кажется красивым, потому что с ним ассоциируется идея богатства.

Древние художники, способные оружейники, удачливые охотники, шаманы, «наделенные высшим даром разговаривать с духами» или лечить травами, составляли особую категорию авторитетных членов племени. Они осознавали свою исключительность, и это было также одним из мотивов, побуждавших этих людей постоянно совершенствовать свое мастерство, которое закреплялось и передавалось новым поколениям.[5,С.4]

Самореклама в средние века

Средние века продемонстрировали огромное количество примеров того, что рекламная деятельность в форме саморекламы, вызванная к жизни мотивами честолюбия, тщеславия, престижа, подражания выступает одним из самых сильных психологических механизмов социальной регуляции поведения людей. Однако эта тенденция в определенные периоды времени встречала сильные ограничения со стороны общества, разделенного на классы. [3,С.72]

О. А. Феофонов пишет: «Следует отметить, что вещи всегда в той или иной степени выражали социальное положение владельца. Так, на протяжении веков самым ярким выражением социального положения была одежда В прошлом форма одежды для разных социальных групп была столь прочно закреплена, что нарушение установленных норм каралось законом. В средние века в Германии, например, женщине, надевшей платье, не соответствующее ее социальному положению, в наказание надевали на шею запирающийся на замок воротник из грубой шерсти. Известно, что в прошлом одежда богачей подчеркивала праздность, непричастность к труду» [12,С.39]. Таким образом, психологические факторы саморекламы сложным образом переплетались с социальными и социально-экономическими.

Сегодня в научной и прикладной литературе иногда высказывается мнение, что основной причиной рекламной деятельности являются только рыночные процессы, порождающие конкурентную борьбу производителей, в условиях которой потребителю предлагаются многочисленные товары и услуги. Поэтому многие полагают, что реклама — сугубо экономическое явление, которое появилось в лучшем случае несколько тысячелетий назад, и рассматриваться оно должно лишь как явление рыночной экономики. Подразумевается, что до определенного периода истории человечества говорить о рекламной деятельности в каком-либо виде, например в виде психологического механизма регуляции социальных отношений людей, не имеет смысла.

Самореклама в наши дни отличается от саморекламы прошлого лишь по содержанию, по форме она остается тем же самым явлением, что и сотни тысяч лет назад. Просто сегодня ценными, модными, социально значимыми и социально желательными являются какие-то иные вещи, действия, ритуалы, украшения, одежда, косметика, привычки, поступки, образ жизни и пр. Хотя, по сути, социально-психологические отношения между людьми, их мотивация практически не меняется.

Кроме того, если в древние века люди сами изготовляли то, что являлось предметом их саморекламы, в средние века — этим занимались талантливые достигшие высокого мастерства ремесленники, то сегодня предметы достижения, престижа, предметы, используемые для саморекламы, часто создаются поточным конвейерным методом, с применением сложных промышленных технологий, роботов и микропроцессорной техники. В наше время в определенных случаях используются формы самовыражения, которые были известны еще нашим предкам, например, татуировки, пирсинг, скарификация и пр. А также долго остаются в моде золото, красивые женщины, смелые поступки и победы на всевозможных соревнованиях.

Примеры из области истории — это показная роскошь аристократии, лишенная всякого рационального смысла и сопутствующая ей «классовая» зависть; другой — многочисленные войны и подвиги ради славы, увенчанные триумфальными арками и тысячами коленопреклоненных, униженных врагов; третий — самоубийства на публике или для привлечения ее внимания и т. д. «На миру и смерть красна» — утверждает известная древняя русская пословица. [ 10,С.52]

История развития саморекламы насчитывает сотни тысяч лет. Изначально она привлекала внимание к вещам не представляющим ценности, а затем стала атрибутом имиджа. Во все времена существовал механизм подражания «быть не хуже других людей», которым так ярко пользуется самореклама. В наши дни этот феномен отличается лишь содержанием, его понятие же остается неизменным.

Глава 2. Практические аспекты исследования саморекламы

2.1 Особенности саморекламы в рекламной практике

Для того, чтобы изучать саморекламу, необходимо определить её мотивации.

В 1991 году на аукционе Кристи была уплачена самая высокая цена за часы «Картье» под названием «Египетское возрождение». Часы 1927 года выпуска были проданы за 905 882 фунта стерлингов. В 1994 году коллекционер французской старины и искусства, иранец по происхождению, Джанхангир Райяхи за ковер эпохи Людовика XV заплатил рекордную для аукционов сумму - более одного миллиона фунтов стерлингов. Некий коллекционер оружия, пожелавший остаться неизвестным, приобрел однозарядный револьвер «Кольт» 45-го калибра за 242 тысячи долларов. «Ценность» данного «Кольта» состояла в том, что он был выпущен за номером один. Так же неизвестным покупателем за 34848 долларов была приобретена механическая цепная пила, применявшаяся в хирургии сто лет назад.[3,С.109]

В 1994 году некто Иошихиро Синигучи уплатил на аукционе за плюшевого игрушечного медведя известной фирмы 110 тысяч фунтов стерлингов, что в 18 раз превысило его первоначальную цену. В1991 году в Лондоне за одного игрушечного солдатика была назначена очень высокая цена. Фигурку соратника Гитлера, Рудольфа Гесса в военной форме, купили за 3375 фунтов стерлингов.

В1985 году американец Кристофер Форбс приобрел бутылку кларета 1787 года за 105 тысяч фунтов стерлингов. На цену повлияло то, что на бутылке стояли инициалы третьего президента США Томаса Джефферсона.

С точки зрения современной психологии в основе всех рассматриваемых нами действий человека по самовыражению и саморекламе так же, как и в глубокой древности, лежит все та же социальная мотивация, ориентированность на социальные оценки, желание быть не хуже или лучше других людей, честолюбие, тщеславие и зависть, которую в социально-психологической науке принято называть «социальным сравнением». Людям нравится, чтобы на них обращали внимание, и поэтому они стремятся к этому. [3,С.112]

Самореклама также популярна среди рекламных агентств. Это несомненно увеличивает интерес потребителей к товару, повышая тем самым имидж компании. Среди рекламы агентств нередко встречаются, мягко говоря, совпадения. Агентства попросту воруют друг у друга идеи.

Так, самореклама The Martin Agency показала как это происходит на самом деле.

Агентство The Martin Agency (США) обратилось к одному из агентств для создания серии постеров на базе"Коллекции совпадений".

В печатной серии для целей саморекламы агентства, показаны рекламные совпадения. Идею подчеркивает слоган кампании: "Рекламные агентства неплохо научились перерабатывать идеи. Давай работать над чем-то другим".[9,С.29]

Агентство называет такие совпадения вторичными идеями, которые надо пускать в переработку, а не использовать для бизнеса.

Самореклама агентства «Athens» демонстрирует свою зависимость от рекламы . «У кого-то идеи в голове не помещаются, а кому-то приходится запускать идеи себе по венам.» Агентство не может жить без креатива, не в состоянии прожить без карандаша и идей.

Также самореклама может оказаться провальной. Например, человек продает книги собственного сочинения и рядом вешает табличку: “Сам издал, сам продаю, вам автограф подарю”. Ясно, что такая самореклама принесет обратный результат просто потому, что впечатление от рекламного текста повлечёт за собой сильные подозрения в качестве самого продукта. [10,С.56]

Но вспомним способы саморекламы. Одним из наиболее «щадящих» способов саморекламы является доверчивое убеждение в том, что достаточная самореклама — это то, что ты уже сделал (“меня знают, меня помнят”). Так в небольших фирмах, скупящихся на рекламу, можно услышать: ”Лучшая реклама для нас — это рекомендации наших клиентов”.

Такая практика хороша в деревне, где, скажем, имеется два кузнеца, и об одном идет молва, что он лучше другого. Но в условиях большого города, точнее большой страны (потому что компания рассчитывает на заказы из регионов), молва о кузнеце быстро стихнет. На рынок выходят новые рекламные агентства, у агентств меняются руководители, — а реклама, как известно, анонимна. И если утрачена нить личного контакта, то вспоминают уже не о вас.  

Самореклама является своего рода самообманом. [1,С.110]

Существует выражение: «Архитектура - это ожившая музыка", в таком случае, настоящая реклама - это всего-навсего живая мечта. Всегда неожиданная, чтобы поразить насквозь человека, как чертик, вдруг выскочивший из коробки.

"Тайд" - осуществленная фикс-идея о "стерильной чистоте". Можно завязывать грязную вещь в узел, смешивать майонез с машинным маслом - все равно пятна не избежать.

Например, "Пепси" и "Спрайт" - вожделенные жидкости, утоляющие гипертрофированную жажду молодых. Некоторые уже пьют по три литра в день до колик в желудке. Апофеоз изобретательности и креативного помешательства.

В стране бизнеса популярны темы труда и денег: "Единственная вещь, которую нельзя купить за деньги, - бедность". Но это не значит, что все в восторге от трудового процесса: "Что хорошего может быть в дне, который начинается с того, что надо выбираться из постели". Особенно - если "Вся неделя состоит из понедельников". Выход из этого страшного положения нашел человек в майке с надписью: "Труд завораживает меня. Я могу наблюдать за ним часами" . Настоящая реклама - это отнюдь не "орбит" в вечной борьбе с кариесом. Это вполне высокое искусство, настоящая реклама себя.

Также самореклама иногда выражается посредством эпатажа. Эпатаж – это умышленная скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другими нормам, обычно рассматриваемое большинством в данном обществе, как предосудительное, недостойное или недопустимое с целью привлечения к себе внимания.[4,С.14]

Так Поп-певец ШУРА в костюме, назначение которого определить достаточно сложно, костюм никак не связан с содержанием исполняемых песен. Цель – самореклама, эпатаж и привлечение внимания аудитории, стремление выделиться и удивить.

Самореклама как феномен рекламной практики преследовала лишь одну цель – подражание, ведь это поистине великая мотивация. Многие рекламные агентства вырабатывают свой имидж путем мнимой саморекламы, дабы увеличить свою прибыль. В любом случае, этот феномен в правильной интерпретации всегда будет работать на улучшение.

2.2 Исследование психологических аспектов саморекламы

Демонстративность и патология личности. Одним из проявлений саморекламы является подчеркнуто демонстративное поведение человека. Такие формы поведения могут осуществляться вследствие сознательно поставленной цели и в результате некоторых форм психической патологии, вызванной рядом заболеваний.

По мнению ученых, демонстративность поведения характерна также для лиц, склонных к некоторым формам асоциального и девиантного поведения. Такие явления, как терроризм, убийства и самоубийства на публике могут быть выражением честолюбия и тщеславия, желания произвести эффект, привлечь внимание к своей персоне, прославиться, выделиться. Именно поэтому, учитывая серьезность поступков, совершаемых людьми ради саморекламы, мы не можем относиться к данной проблеме как незначительной, напротив, мы должны подробно изучать ее в рамках глубокого психологического исследования. [3,С.116]

Анализируя такое заболевание, как истерическая психопатия, российский психиатр В. Ф. Матвеев отмечает, что больные с данной формой психического заболевания характеризуются преувеличенной демонстрацией своих чувств и переживаний, которая направлена прежде всего на то, чтобы на них обратили внимание. Чтобы привлечь к себе внимание, они часто прибегают к патологической лжи, рассказывая о себе истории, в которых выглядят в наилучшем свете. С этой же целью они совершают иногда симуляцию попыток к самоубийству, стремятся вызвать к себе сострадание, разыгрывая униженных и оскорбленных. Они всегда стараются быть в центре внимания общества и не переносят равнодушия к себе. Если попытка обратить на себя внимание окружающих оказывается неудачной, у психопатов-истериков может возникнуть нестойкий дисморфофобический синдром в результате резкой переоценки физического недостатка своего лица или другой части тела.

В современной социальной психологии сформировалось представление о том, что лидерство в группе складывается под воздействием как внутренних, так и внешних факторов — то есть специфических психологических качеств, с одной стороны, и объективной потребности группы в реализации этих качеств на практике, с другой. При этом человек может быть лидером лишь в какой-то определенной области, уступая другие области своим более способным соплеменникам. Так возникала дифференциация лидерства. Чем больше было таких областей, тем лучшие создавались условия для развития культуры в целом.

«Социальное поощрение становится могучим стимулятором самосознания и мощнейшей основой мотивации поведения. Социальные мотивы могут преодолевать биологические: вопреки голоду и жажде, даже инстинкту сохранения, индивид может действовать в интересах группы, если получает высокую оценку с ее стороны. Весомый личный вклад в жизнь общины оборачивается высокой социальной компетенцией индивида», — считает Ф. Клике. [6,С.128]

Для того, что бы уметь правильно использовать навыки саморекламы, необходимо являться очень эрудированным человеком, а также обладать некими психологическими навыками, которые помогут вам в реализации саморекламы как некого сложноструктурированного феномена.

Существуют 5 правил удачной саморекламы, которые могут стать важным подспорьем в борьбе с выбором тактики процесса саморекламирования:

Первое правило:

Определите чёткие вещи в жизни, которые Вы не должны делать. Тут всё просто и сложно одновременно. Каждый знает, что он должен делать в жизни. Кто-то должен стоять за станком, кто-то должен мыть посуду, кто-то должен делать деньги. Тем не менее, многие вещи, которые мы делаем, мы не должны делать в принципе.  А это в свою очередь мешает сосредоточиться на том, что мы хотим делать. Например, мы не должны одалживать деньги, не должны помогать соседке выгулять пса, не должны оставаться после работы, потому что начальник попросил. Тем не менее, многие так делают.

Скажем, Вы хотите построить дом. Для этого Вы должны раздобыть денег. Ну, так займитесь этим. Это же не значит, что Вы должны ходить на работу. Хотя для большинства деньги - работа.

Это даст помимо свободного времени, ещё один отличный эффект. Вы не будете выглядеть "размазанно". Люди сразу и чётко будут понимать, чем Вы занимаетесь. В итоге Вы сможете больше времени уделять работе и границы вашей деятельности предстанут ясными во всех смыслах..

Например, все знают, что Лебедев делает дизайн и сайты. Но если бы он делал ещё параллельно заодно булочки и пиво, то сразу бы размылся образ. Поэтому Лебедев знает, что его задача не делать булочки и пиво.

Правило второе:

Фокусируйтесь на решении проблем. Многие люди имеют просто сотни тысяч проблем. Скажем журналисту сегодня непаханное поле деятельности. Можно сфокусироваться на отдельных видах деятельности, можно на определённых клиентах, можно на какой-то территории. Мой друг за 7 месяцев работы журналистом купил новенькую Audi TT. Просто он взял нишу знакомств и пишет для людей на сайтах знакомств тексты анкет, а также  занимается их дальнейшей обработкой.

Правило третье:

Тщательно выверяйте каждый свой шаг. В сфере построения имиджа – скорость очень опасна. Не будьте безумны. Не поддавайтесь эмоциям. Очень важно прменять стратегию кошки, а не зайца.

Зайцы сначала убегают от опасности, а потом думают, что же произошло. Они поддаются эмоциям и действуют неразумно. Кошки же всегда готовятся прежде чем напасть на жертву. Они выжидают в засаде самого удобного момента и стремительно ловят жертву.

Правило четвертое:

Не обращайте внимание на доброжелателей. Как только Вы чуть-чуть приподнимитесь над другими, то вы смело можете ожидать нож в спину.
Бороться с этим бесполезно.. Тем более равнодушие во много раз хуже негатива. Тем не менее, общественное мнение  надо учитывать. Если критика по делу, то не надо её игнорировать.

Правило пятое:

Познай себя! Это больше философский пункт. Тем не менее он очень важен. Ваши клиенты или слушатели всегда должны чувствовать некий внутренний стержень, присущий исключительно Вам. Наличие такой уверенности даст читателям и клиентам веру в Вас. А вера - это очень мощный мотиватор. Поэтому прежде чем заниматься саморекламой, Вы должны чётко знать и понимать свою позицию в этой жизни.[13]

Для всех мировым примером этого может служить Опра Уинфри. Именно такой вот стержень в самопознании сделал её миллиардершей.

Для того, чтобы заниматься саморекламой, человеку необходим социум, вернее социальная оценка. Ведь все его старания в этой направленной деятельности не имеют смысла без утверждения своих мыслей и принципов перед другими.[4,С.14]

В наше время молодёжь очень ярко самовыражается и зачастую наличие этой социальной оценки может стать решающим фактором в становлении личности или в любом дальнейшем роде деятельности.

Для выявления психологических аспектов и мотивов саморекламы среди молодежи была проведена фокус – группа. В опросе были задействованы 30 респондентов, возраст которых варировался от 18 до 26 лет. Женщины (1ая группа)18-22 лет – 8 человек, (2ая группа)23-26 лет – 7 человек. Мужчины (3ая группа)18-22 лет – 8 человек, (4ая группа)23-26 лет – 7 человек. Гендерное деление фокус – группы было проведено корректно (путем разделения опрашиваемых на мужскую и женскую аудитории), во избежание ложных результатов.

Участникам была предоставлена анкета, состоящая из трёх вопросов, которые в дальнейшем были вынесены на подробное обсуждение:

  1.  Знаете ли Вы что такое самореклама? Что вы вкладываете в это понятие?
  2.  Вы когда-нибудь прибегали к саморекламе? Что сподвигнуло Вас на это?
  3.  Часто ли Вы занимаетесь саморекламой?

Проведя фокус – группу, были выявлены результаты:

  1.  1ая группа, отвечая на первый вопрос, утверждала, что самореклама – это демонстрирование своей эрудиции и значимости среди других людей.(75%) , 25% - способ привлечения противоположного пола. Отвечая же на второй вопрос, они признались, что основная мотивация саморекламы – привлечение внимания противоположного пола.(62,5%). 37.5% - завоевания авторитета.
  2.  2ая группа, отвечая на первый вопрос, сказали, что самореклама – это лишь способ преувеличения своих внешних данных.(57%). 43% - демонстрация умственных способностей. Ответив на второй вопрос, 87.5% считают основным мотивом – признание коллектива и лишь 12.5% хотят привлечь внимание противоположного пола
  3.  3ая группа отвечала на вопросы четко и лаконично. В первом вопросе не было разногласий и все как один ответили, что «самореклама – это рекламирование самого себя». Во втором вопросе разделение шло на 83.3%, которые утверждали, что мотив – привлечение внимание и лишь 16.6% - реализация собственных достоинств для дальнейшего успеха.
  4.  4ая группа первый вопрос разделили почти поровну: 55.5% - это восхваление своих качеств перед другими, 45.5% - это момент самоутверждения. Отвечая на второй вопрос, 77.7% мужчин утверждали что основной идеей саморекламы видят в продвижении по карьерной лестнице за счет сложения положительного мнения коллег. В то время как 22.3% основным мотивом видят привлечение внимания женщин к своей персоне.

Таким образом, можно выявить абсолютную схожесть и взаимозаменяемость в ответах опрошенных респондентов. Понятие саморекламы предстает перед ними в виде рекламирования своих отдельных качеств для успешного впечатления о себе. А основным мотивом считается либо привлечение внимание противоположного пола, либо уважение и авторитет.

Заключение

Итак, самореклама является одним из наиболее распространенных и наиболее древних видов рекламной деятельности. Она решает три задачи. Занимаясь ею, человек стремится: в условиях конкуренции выделиться среди тех людей, которых он оценивает как равных себе; представить себя как человека равного по статусу тем, кто достиг какого-либо успеха и является законодателем некоей моды; продемонстрировать себя в наиболее выгодном свете, создать достойный образ, понравиться окружающим, иногда несколько преувеличивая свои возможности.

Некоторые люди, желая выделиться и обладая развитым честолюбием или тщеславием, сами абсолютно не чувствительны к каким бы то ни было объективным доказательствам огромной роли саморекламы в их жизни. Психологически защищаясь, люди чаще всего апеллирует к духовным субстанциям, объясняя свои поступки и поступки других людей либо бескорыстным стремлением к знаниям, либо этикой или неким «высшим смыслом», например, служением идеалам, соблюдением божественных заповедей, рассматривающих честолюбие и тщеславие как один из самых страшных смертных грехов, за который человек никогда не сможет получить прощения.

Нельзя отрицать многообразия причин тех или иных поступков человека, обусловленных стремлением к знаниям, любовью, совестью, чувством справедливости и пр. Но поступки под воздействием честолюбивых мотивов, как правило, объясняются и самими людьми, и учеными-психологами более «достойными» причинами, поэтому на них чаще всего не обращают внимания. В науке ситуация осложняется еще и тем, что эмпирически (например, экспериментально) исследовать подобные формы мотивации и поведения в психологии крайне непросто.

Социальная мотивация рекламной деятельности возникает раньше экономической мотивации, и что труд (некоторые виды практической деятельности человека) следует рассматривать не только как способ удовлетворения биологических потребностей древних людей, но и как способ удовлетворения их социальных честолюбивых мотивов, реализуемых в общении с соплеменниками.

Список литературы

1. Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения. – СПБ.: Прайм-еврознак, 2001 с. 98

2. Джек Траут, Эл Райс. Маркетинговые войны №1, 2000. с. 234

3. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2003 с. 53-

4. Непряхин Н.,Убеждай и побеждай. – Спб.: Альпина Паблишер, 2012 с.14

5. Обломцев А.В. История развития саморекламы 2002 с. 4

6. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». 2002. с. 123

7. Плеханов Г.В.Избранные философские произведения. – ИСЭЛ,1956.с.44,88

8. Рошель Б. Блэш, Руководство по саморекламе, Мск . 2006 . с.128

9. Романов К.М. Мотив. – М.Интра,2013 с.29

10. Самореклама в современном обществе. М.:«Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000. с. 52

11.Толковый словарь Ефремовой Т. Ф.

12. Феофанов О.А.Реклама и общество. – Мысль,1974.с.39

13. http://psylive.ru/  Жуков С., 2013г.//5 правил удачной саморекламы

Глоссарий

Аспект – определенная сторона явления, понятия.

Самореклама – рекламирование, восхваление самого себя, собственных заслуг и достоинств.

Реклама -  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека.

Социальный – относящийся к общественности, связанный с жизнью и отношением людей .

Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию.

Тщеславие - стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть.

Честолюбие – любовь к почестям, стремление к ним.




1. Охорона праці 1
2. экономическими процессами а также к анализу и синтезу содержания деятельности и структуры систем управлен
3. Тема 8 Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций ~ 6 ч
4. ВАРИАНТ- 1451 KONTROL1 1
5. клинический узкий таз 2
6. Критерии выбора средств респираторной защиты
7. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук.2
8. 3 Базисные коммуникативные умения Сфера общения пожилых людей широка и подвержена влиянию многих факто
9. Реферат Испытания РЭСИ на воздействие повышенной влаги и на воздействие инея с последующим его оттаиванием
10. Виды трудового стажа в российском законодательстве