Реферат на тему- Личность как социокультурная реальность 1Соотношение понятий
Работа добавлена на сайт samzan.net:
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Реферат на тему:
Личность как социокультурная реальность
1)Соотношение понятий "индивид", "индивидуальность", "личность"
В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью.
У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д. Этим младенец отличается от детеныша животного, то есть по сумме своих возможностей является человеком. Все это определяет принадлежность младенца к человеческому роду, что отражается в понятии индивид. То есть в понятии индивид человек воплощен как единичное природное существо, представитель вида Homo. Sapiens. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) к индивидным свойствам относил физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность и природные задатки
Наиболее полно общая схема индивидных свойств описана Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907-1972), который разделял их на два больших класса:
- индивидуально-типические свойства
- возрастно-половые свойства.
- Индивидуально-типические свойства, в свою очередь, делятся на три группы:
- особенности индивида, связанные с функциональной асимметрией больших полушарий (левое полушарие - преобладание рациональности, правое - эмоциональности, соответственно мыслители и художники, по Ивану Петровичу Павлову (1849-1936);
- конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида);
- нейродинамические свойства человека.
- Два указанных выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Интегрируясь, индивидные свойства в конечном итоге воплощаются в темпераменте и задатках.
Первичные индивидуально-типические свойства называют иногда нейродинамическими индивидными свойствами. Вторичные свойства, а также темперамент и задатки относятся к психодинамическим свойствам человека. В более узком смысле понятием "психодинамические свойства" обозначают только темперамент.
Рождаясь индивидом, ребенок постепенно осваивает (переводит из внешнего плана во внутренний, или интериоризирует) то, что ему предлагает общество, те отношения и связи, в которые вступают взрослые люди во время их общения и деятельности. Даже развиваясь в обществе, он, так или иначе, овладевает какой-то частью этих отношений, совокупность и переплетение которых образуют его личность.
А.Н.Леонтьев, разводя понятие личности и индивида, писал: "Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается: сущность личности в "эфире" (Маркс) этих отношений... личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами".
Исходя из этого, личностью в психологии называют социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и воплощающее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Это социальное качество приобретается не сразу. Взрослые, вовлекая ребенка в свои взаимоотношения, первоначально делают его объектом своей активности. Однако далее, постепенно овладевая составом деятельности, предложенной ребенку в качестве ведущей для его развития, он становится субъектом этих взаимоотношений.
2)Человек как субъект, его психическая организация
Субъект - это:
- человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т.д.;
- творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути;
- тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной и т. д.
- В самом полном и широком смысле слова субъект - это все человечество в целом, представляющее собой противоречивое единство субъектов иного уровня и масштаба:
- этносов;
- различных общностей;
- классов и групп;
- индивидов, взаимодействующих друг с другом.
- Субъект взаимодействует с другими людьми прежде всего как с субъектами, а с вещами и предметами - как с объектами. Объект выделяется внутри бытия только субъектом в ходе деятельности и общения и потому существует лишь для него, т. е. нет объекта без субъекта. Субъект и его психика - это не две системы, а одна. Субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные психические свойства и вообще формы активности, а сам человек - деятельный, общающийся и т. д. Целостность субъекта есть основание для системности всех его психических качеств - часто весьма противоречивых, не всегда гармоничных и т. д. Субъект - качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными (цели, притязания, задачи) условиями деятельности, общения и т. д. Таким образом, субъект - важнейшее из бесконечно многообразных противоречивых качеств человека.
Таким образом, основное отличие свойств личности заключается в том, что они характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности.
Однако любое психическое свойство является необходимым для того, чтобы быть субъектом деятельности. Активность человека обусловлена не только свойствами личности, но и особенностями психических процессов - сенсорной чувствительностью, наблюдательностью, скоростью запечатления, сохранения и воспроизведения, сообразительностью и т.д.
Психическая деятельность, как известно, по своей биологической роли есть активная приспособительная деятельность. Поэтому не существует такого психического свойства, которое не характеризовало бы человека как субъекта деятельности.
- Под психическими же свойствами личности понимаются не все эти свойства, а те из них, которые не только необходимы, но и достаточны для характеристи человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. Необходимыми свойствами считаются те, без которых невозможно быть субъектом деятельности или же которые существенно влияют на характер активной деятельности. Например, наблюдательность, сообразительность, возбудимость хотя и влияют на характер общественно-трудовой деятельности, но сами по себе недостаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности. В противовес им другие психические свойства, такие, как направленность личности, ее характер и способности, не только необходимы, но и достаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности.
- Так как свойства личности характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, они проявляются лишь в таких действиях и поступках, которые имеют общественное значение. В этом их отличие от всех других психических свойств, как, например, качественных особенностей психических процессов или мотивов и психических состояний, которые могут проявляться в любых действиях или даже движениях. Отсюда следует, что экспериментальное исследование личности возможно только тогда, когда в экспериментальных условиях мы можем вызвать такие действия, которые осознаются испытуемым как общественно значимые.
Человек осуществляет общественно-трудовую деятельность в объективных условиях. Это определяет типичность ее характера для данной исторической эпохи, общественного строя, общественного класса, профессии и т.п.
Точно так же и психические свойства личности, характеризующие человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, отличаются социальной типичностью. Яркость и отчетливость социальной типичности свойств личности возрастает с ее уровнем. Так, выдающаяся личность воплощает в себе определенный идеал социального типа.
Кроме социальной типичности, свойства личности обладают еще и своеобразием, индивидуальными особенностями, отличающими одного человека от другого. "Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.".
3)Структура личности
В структуру личности входит в первую очередь внутрииндивидная, или интроиндивидная, подсистема, образованная особенностями строения темперамента, характера, способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.
Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Ее можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.
Таким образом, одна из подструктур личности как бы расположена в межиндивидном пространстве, за рамками органического тела индивида, образуя интериндивидную подсистему личности.
Интроиндивидная и интериндивидная подсистемы не исчерпывают все личностные проявления. Кроме них необходимо выделить еще одну составляющую структуры личности - метаиндивидную (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих "здесь и теперь" связей с другими индивидами. Фокус внимания психолога в данном случае направлен на "вклады" в других людей, которые субъекты вольно или невольно осуществляют посредством своей деятельности. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом не только в сам момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок актуального непосредственного сиюминутного взаимодействия. Процесс и результат отражения субъекта в других людях, его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов получил название персонализации.
Явление персонализации дает возможность внести определенную ясность в проблему личного бессмертия, всегда волновавшую человечество. Так как личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность "полностью" не умирает. Об этом говорят слова А.С.Пушкина: "Нет, весь я не умру, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит". Слова "он живет в нас после смерти" не несут ни мистический, ни метафорический смысл. Они лишь констатируют факт разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.
Вероятно, если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности. Индивид может достигнуть уровня исторической личности в определенной социально-исторической ситуации лишь в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получив оценку не только современников, но и истории, которая обладает возможностью более точно взвесить эти личностные вклады, которые в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику.
Метод отраженной субъектности позволяет экспериментально подтвердить факт персонализации, что и было показано в большом количестве исследований.
Артур Владимирович Петровский (1924) предлагает пример одного из них. Школьников просили оценить нравственные, волевые, умственные и другие качества незнакомого сверстника по фотографии. Так как изображенного на фотографии ученика испытуемые не знали, а черты лица не дают достаточной информации для выводов, то полученные оценки оказались аморфными и неопределенными. Его не считали умным, однако и не утверждали, что он глуп, и т.д. Во второй серии опыта одновременно с предъявлением фото уже другого школьника включалась фонограмма, на которой записан голос педагога. Содержание того, что он говорил, во-первых, не улавливалось испытуемым, во-вторых, не имело никакого отношения к задаче оценки портрета. Между тем голос одного педагога приводит к резкой поляризации оценок - незнакомец оценивается как глупый, злой, хитрый и т.п. или, напротив, как умный, добрый, простодушный и т.п., а голос другого - оставляет оценки столь же аморфными, какими они были в первой экспериментальной серии. Из эксперимента видно, что первый педагог в большей степени личностно представлен, персонализирован в своих учениках.
Таким образом, в структуру личности входят три подсистемы:
- индивидуальность личности;
- ее представленность в системе межличностных отношений;
- запечатление личности в других людях, ее "вклад" в них
- Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.
Итак, чтобы понять личность, необходимо рассматривать ее в системе действительных отношений с окружающими людьми, а не как образованную жестким сочетанием атомов индивидуальных качеств изолированную молекулу. Необходимо изучить и группы, в которые входит данный человек, в которых он действует и общается, производит и принимает "вклады", осуществляя преобразование интеллектуальной и эмоциональной сферы других людей и, в свою очередь, претерпевая изменения, приняв "вклады" от них. В центре внимания психолога должны находиться активность личности и характер ее социальнозначимой направленности.
Выполнил:Петроян Виктор