Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ 1998 • № 3
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО А.Н. КУЛИК
Способно ли политическое образование в России "открыть" закрытое общество? Политическое сознание переходного общества. Образование как предпосылка демократизации. 19 стр.
В конце 80-х - начале 90-х годов многие политики демократической ориентации верили, что стоит разрушиться тоталитарному государству, как в России возникнет открытое общество, под которым принято понимать правовое государство, рыночную экономику, независимые СМ И и гражданское самосознание. Как оказалось, для того чтобы после более чем 70 лет господства тоталитарного режима в стране сформировалось открытое общество, требуется нечто большее, чем учреждение формального набора демократических институтов власти.
Российское общество, порвав с политическими институтами тоталитарного прошлого, остается заложником его политической культуры. Поэтому после крушения прежнего режима в стране возникли не гражданское общество и правовое государство, как мыслилось реформаторами, а появился режим, который многие аналитики сегодня характеризуют как государственный монополистический капитализм, где "приватизированное" государство обслуживает интересы конкурирующих финансово-промышленных кланов в ущерб интересам большинства населения. В мировой практике десятикратная разница в доходах самых богатых и самых бедных является критической для социально-политической стабильности общества. В России, даже по официальным данным, 10% наиболее обеспеченных имеют доходы, в 15 раз превышающие доходы 10% наименее обеспеченных слоев населения [1].
Общероссийский опрос, проведенный в конце 1994 года, после того как была принята новая Конституция и сформирована новая система власти, показал, что 73% населения испытывают по отношению к ней чувство недоверия и страха и только 2% верят в то, что власть в стране принадлежит народу [2].
Политическая самоидентификация общества определяется дискредитацией идеологии либерализма, под лозунгами которого пришедший к власти режим мобилизовал массы на борьбу против КПСС. Неприятие проводимой режимом политики переносится массовым сознанием на неприятие демократии, которая ассоциируется с разрушительными последствиями реформ, с приписываемой демократам ответственностью за распад СССР, с коррупцией власти и отчуждением ее от народа, криминальным беспределом. Отвечая на вопрос: "Что сейчас нужно России: порядок или демократия?", около 77% респондентов устойчиво на протяжении уже нескольких лет
Кулик Анатолий Никифорович - кандидат технических наук. старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН.
выбирают "порядок" и только около 9% - "демократию" [3]. Характерно также само противопоставление порядка демократии.
По наблюдению Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), только очень небольшая часть общества сегодня понимает, что представляют собой демократия и рыночная экономика. Политическое сознание аморфно и противоречиво. Одни и те же люди могут считать себя сторонниками рынка и одновременно выступать за государственное регулирование цен, голосовать за "Яблоко" и при этом считать лучшей политическую систему, существовавшую до 1991 года. По данным Института социологии парламентаризма, до 40% взрослого населения вообще не имеют никаких политических убеждений, а каждый пятый безразличен к последствиям политического развития в стране [2].
Помимо чисто экономических трудностей крушение господствовавшего более 70 лет порядка вызывает психологическую негативную реакцию на разрушение всей системы социокультурных символов, дающей ощущение стабильности. По оценкам на февраль 1997 года, 41% населения считают, что раньше, когда страной правили коммунисты, все было гораздо лучше и хорошо было бы, чтобы все стало по-старому [4].
Ностальгическое желание освободиться от индивидуальной ответственности, которой требует жизнь в открытом обществе, является, очевидно, психологическим фактором поддержки КПРФ, ассоциирующейся у более пожилой и, естественно, менее адаптированной части общества с "застойным" социализмом скудного, но гарантированного достатка. Тот же фактор стоит и за поддержкой националистических партий, которые апеллируют к психологии обездоленных масс, не разбирающихся глубоко в причинах происходящего. Национал-патриотическая демагогия эксплуатирует идею национального унижения русских и реанимирует образ внутреннего и внешнего врага как виновника всех бед. На ее волне набирают силу крайне националистические организации. Так, созданное в 1990 году Российское национальное единство (РНЕ), стремящееся к установлению "русского порядка" сначала в России, а затем и в мире, в настоящее время имеет свои организации в 350 городах, свыше 20 тыс. зарегистрированных активистов и, по заявлению ее лидера А. Баркашова, значительно большее число сторонников, в том числе и в силовых структурах. Активная пропаганда РНЕ направлена прежде всего на молодежь.
В целом политические настроения общества по результатам парламентских выборов 1995 года и президентских 1996 года распределились следующим образом: 32,2% избирателей поддержали идею коммунистической реставрации, 14,1% высказались за национал-патриотическую идею, 32,1% поддержали реформы по модели, навязанной "партией власти", и 13,8% - ценности либеральной демократии.
Чтобы переломить тенденцию ослабления демократического потенциала общества, недостаточно принять "хорошие" законы или издать "хорошие" указы. Для этого необходимы:
- демократизация массового политического сознания (сознание обладает деятель-ностным потенциалом: меняясь само, оно способно реально влиять на ход событий);
- формирование нового поколения политической элиты, обладающего соответствующим уровнем знаний и разделяющего ценности открытого общества;
- освоение "социальной инженерии" - технологии разработки политических решений, способствующих минимизации цены реформ для общества.
Человеческое сознание с возрастом становится менее гибким, уже после 35 лет люди с большим трудом меняют свои установки и отказываются от сложившихся стереотипов. Очевидно, перспективы становления открытого общества в России связаны с политической социализацией молодежи - избирателей и молодых политиков, идущих на смену сегодняшней элите. Значительная роль в формировании их самосознания принадлежит образованию.
Зависимость самого выживания общества от способностей и качеств составляющих его индивидов, их образования стала очевидной. Развитые страны вкладывают в сферу образования 5-8% валового национального продукта. Потребность общества в
специалистах с политологическим образованием даже в странах со стабильными демократическими режимами сопоставима только с потребностью в юристах и экономистах. Для переходного общества объективно она должна быть выше.
Правящая элита востребовала только одну функцию политологии инструментальную. В борьбе за власть, после того как КПСС утратила на нее монополию, различные политические группировки вынуждены апеллировать к общественному мнению. Как отмечают специалисты, при нынешнем состоянии массовой политической культуры 30-40% избирателей сегодня можно "настроить" на голосование за что угодно при наличии ресурсов и профессиональных имиджмейкеров. Выборы в Государственную Думу в 1993-1995 годах, Президента РФ в 1996 году и последующие выборы ключевых фигур представительной власти в регионах стимулировали бурное развитие рынка политического консалтинга и избирательных технологий. В государственном бюджете и у финансово-промышленных структур, стоящих за теми или иными претендентами на власть, достаточно средств на дорогостоящие избирательные технологии, которые используются, скорее, как инструмент манипулирования общественным мнением. В то же время ассигнований на политическое образование хронически не хватает. Какое политическое образование нужно
переходному обществу?
Среди многочисленных социальных функций политического образования можно выделить: 1) формирование гражданственности, или гражданственную "политическую социализацию": 2) образование для профессионального занятия политической деятельностью; 3) подготовку исследователей и преподавателей политологии.
Первая наиболее важная. Воспитание гражданского самосознания даже в странах со стабильными демократическими режимами рассматривается как одна из главных целей общеобразовательного процесса, включающего все возрастные категории, начиная с подростков, и как гарантия сохранения открытого общества. В США - стране с сильными демократическими традициями - в сфере образования больше всего внимания уделяется повышению уровня политического знания поколения, вступающего в общественную жизнь. К такому выводу пришли, в частности, эксперты, занимавшиеся анализом преподавания политологии [5].
В России в соответствии с Госстандартом политология сегодня является обязательной дисциплиной для средних специальных и высших учебных заведений. Объем и содержание курсов различаются в зависимости от профиля учебного заведения (негуманитарные вузы, гуманитарные вузы и вузы, готовящие политологов), а также от уровня обучения (бакалавр, магистр, аспирант, докторант).
Однако в любом курсе учебный материал осмысливается и обучающим и обучаемым, которые придерживаются определенных исходных (совсем не обязательно совпадающих) установок и систем ценностей. Когда в обществе не сложился консенсус относительно направления и целей его развития, попытки навязать обучающимся ценности демократии, как им в свое время навязывались догматы марксизма-ленинизма, может дать обратные результаты, даже если они совершаются с благими намерениями. Но и деидеологизация мира политики невозможна в принципе, ибо ответственное политическое участие в любой форме предполагает обладание определенным ценностным видением мира. Для переходного общества проблема формирования гражданской политической культуры в образовательном процессе состоит в демифо-логизации обыденного, унаследованного от тоталитарной социализации представления о мире политики через адекватное концептуальное и фактологическое знание, которое способно сделать политический процесс более прозрачным для понимания'. Степень ее
' Как отмечал А. Зиновьев в своем анализе советского общества, "понимание общества не есть его разоблачение. Разоблачение действует на эмоции, понимание предназначено для разума. Разоблачение имеет своим врагом апологетику, понимание же - заблуждение. Разоблачение может стать врагом понимания не в меньшей степени, чем апологетика" [6].
решения определяется тем, насколько теоретико-концептуальные построения политологии удается раскрыть в контексте национальной политической традиции России, ее культурно-исторического опыта и современной реальности, т.е. от решения проблемы концептуальной эквивалентности.
Важное условие демифологизации политического знания - приобщение учащихся к научной понятийно-терминологической системе как языку общения, очищенному от пропагандистских и публицистических наслоений, без которого невозможен диалог между различными позициями.
Одно из назначений политической науки - поиск оптимальных форм организации общества, способов и средств достижения социального консенсуса. Эта цель стимулировала формирование сравнительной политологии, предмет которой - сравнительный анализ политических институтов и культуры различных обществ. Бе появление стало возможным в рамках общей закономерности развития науки на рубеже XXI века - интеграции и интернационализации научного знания. В переходном обществе, которое еще не сделало окончательный выбор, сравнительный аспект знания о мире политики имеет особое значение.
В политике представлены группы интересов, охватывающих все сферы жизнедеятельности общества: экономику, государственное устройство и право, социальную сферу, этнонациональные и религиозно-общинные отношения, традиционные социальные структуры. На нее воздействуют национально-исторические и социо-культурные традиции общества, психологический генотип нации, природные условия ее существования. Благодаря отчетливо выраженному системному характеру политическая наука оказалась на перекрестке междисциплинарного движения, охватившего все общественные науки на исходе XX века. Она все больше опирается на данные культурной антропологии и политической географии, социологии, политической экономии, истории, права, психологии, социолингвистики, других общественных и гуманитарных наук. Однако наряду с интегративной тенденцией по мере увеличения объема знания возникла тенденция его дифференциации, которая привела к представлению о политологии как о совокупности достаточно фрагментированных и гетерогенных политических наук. Противоречие между дифференциацией политического знания и необходимостью его целостного (холистского) представления создает серьезную проблему для учебных программ, которая пока не получила адекватного решения. По-видимому, снять это противоречие может синергетический подход, завоевывающий все большее признание в философии образования.
Политическое образование несводимо к передаче определенной совокупности знаний и техник от обучающего к обучаемому. Такой подход способствует формированию репродуктивного монологического характера мышления, тогда как открытая политическая культура предполагает восприятие собственных политических взглядов и интересов как рядоположенных с интересами и взглядами представителей других позиций. Она требует полилогической организации мышления, для становления которой необходимо развитие способности индивида к абстрактному логическому мышлению и рефлексии. Рефлексия помогает и политику воспринимать не только как "борьбу за власть" (что традиционно для постсоветского сознания), но прежде всего как "искусство жить вместе, искусство разрешения конфликтов".
В конечном счете выбор демократических ценностей это выбор рефлектирующей личности, построенный на знании мира политики и умении самостоятельно критически оценивать его наблюдаемые проявления.
Открытое общество - это не только открытая политическая система, но и открытая экономика: без экономической свободы не существует свободы политической, и выбор экономической системы прежде всего политический выбор. Поэтому качество политического образования в вузах, готовящих специалистов для экономической сферы, не может быть ниже, чем в гуманитарных.
Конечная цель преподавания политологии заключается в максимальном совершенствовании способности студентов самостоятельно анализировать и интерпре-
тировать на основе полученного знания смысл и динамику событий политической жизни, с тем чтобы они в будущем могли не только ориентироваться в происходящих процессах, но и целенаправленно воздействовать на них в соответствии со своим положением в обществе - просто "ответственных и сознательных" избирателей, работников СМИ, сотрудников аппарата государственного управления и власти, представителей бизнеса, академической науки и высшей школы и т.д. Эта цель предполагает формирование деятельностного отношения к объекту познания.
Для студентов, которые видят свое будущее в занятии политической практикой, образование - залог карьеры. Профессиональное занятие политикой требует владения инструментарием прикладного анализа, включая моделирование, мониторинг и прогнозирование, методы квантификации социально-политической информации и ее математического анализа, системы социальных индикаторов, экспертные оценки и контент-анализ. Обладание этим знанием позволяет "практикующему" политологу выступать квалифицированным экспертом-посредником между наукой, обслуживающей потребности практики, и лицами, непосредственно принимающими политические решения на высших уровнях власти, для которых знание в таком объеме часто недоступно.
Направление политического процесса в нестабильном обществе России в значительной степени зависит от наличия исследователей, способных ответить на вызовы времени. Существует тесная взаимосвязь между результативностью исследований и качеством подготовки политологов. Как свидетельствует мировой опыт, оптимальный вариант - совмещение в университетах преподавания политологии с исследовательской деятельностью. Традиция такого совмещения существовала в России до 1917 года. но затем была уничтожена в результате ведомственного разделения высшей школы и академической науки.
Вовлечение студентов старших курсов и аспирантов в исследовательские проекты позволяет им приобщиться к проблемам политической науки, актуализированным общественной потребностью: на практике ознакомиться с элементами планирования исследований. Участие в проектах предоставляет уникальную возможность практически освоить новейшие информационные технологии (НИТ) и современные методы исследований, которую не способен обеспечить традиционный учебный процесс.
Благодаря возможностям НИТ политическая наука из идеологически-нормативной и историко-описательной превращается в науку, синтезирующую теоретическое и эмпирическое знание [10]. НИТ меняют не только образ науки, но и склад мышления политологов, способствуя очищению его от идеологических стереотипов. Особенно сильное влияние НИТ оказывают на научное обеспечение принятия политических решений. Используемый в них математический аппарат обработки данных придает результатам исследований качественно новый уровень доказательности и надежности.
Сегодня в России имеется уникальный аналитический инструментарий на базе НИТ, как, например, системы "Политическая Россия" с электронным атласом и набором сценариев для прогнозирования расстановки политических сил по регионам (Институт современной политики) или "ИНДЕМ-Статистика" (Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ) по депутатам и голосованиям в Государственной Думе со встроенным аппаратом многомерного шкалирования. В Институте научной информации по общественным наукам РАН разрабатывается гипермедийная система по политическим партиям (Проект РГНФ № 96-03-04069). Их использование в учебном процессе способно существенно повысить уровень подготовки политологов.
Качественные изменения образа политической науки и значительное увеличение объема знаний и навыков, которые должны быть усвоены студентами за относительно короткий период обучения, требуют радикальной интенсификации учебного процесса на основе новых методологий и внедрения обучающих компьютерных технологий.
Долгосрочные перспективы политического образования связаны с глобальными тенденциями развития высшей школы. В XXI веке. по прогнозам футурологов, каждому работающему потребуется иметь высшее образование. Решение проблемы
лежит на пути развития системы непрерывного дистанционного интерактивного образования на базе телекоммуникационных технологий, которые снимают пространственно-временные и национальные ограничения. Гибкое и адаптивное, оно позволяет учащемуся самому выбирать преподавателя, программу и университет, диплом которого он стремится получить. В России есть первый опыт в этой области. Так, в Уральском государственном университете на базе телекоммуникационной сети созданы курсы дистанционного обучения. Они позволяют учиться по программе, подготовленной, например, в университете штата Колорадо. Наряду с восприятием программы с монитора компьютера учащиеся общаются с преподавателями, сдают зачеты и экзамены, чтобы в итоге получить диплом данного университета. Для России с ее обширной территорией, на которой центры, где можно получить хорошее политологическое образование, размещены на значительном расстоянии друг от друга, потенциал дистанционного образования имеет огромное значение.
Проблемы реформирования системы политического образования
В России, lie свидетельству журнала "Полис", в университеты и вузы сегодня приходят выпускники средних учебных заведений, не обладающие даже минимальными представлениями о гражданственности и правах человека. Но и оканчивая вузы, они остаются столь же неграмотными [8]. Несмотря на то что в высшей школе существует около 280 кафедр политологии, на которых занято порядка 3 тыс. преподавателей, и политология стала обязательной учебной дисциплиной, качество преподавания и итоговые знания студентов, по оценке журнала, весьма далеки от необходимого уровня, за немногими исключениями [9].
Большинство кафедр политологии укомплектованы преподавателями бывших кафедр научного коммунизма и истории КПСС, которым срочно пришлось переквалифицироваться в "политологов". Таким образом, новая власть фактически отдала прерогативу политической социализации входящих в жизнь поколений граждан прежним официальным апологетам тоталитарной идеологии. Значительная их часть осталась на прежних позициях. В целом соотношение адептов национал-коммунистической идеи и людей, разделяющих ценности либеральной демократии, среди преподавателей политологии, особенно на кафедрах технических вузов и университетов, представляется гораздо большим, чем в самом обществе. Существующий в обществе идеологический раскол гипертрофированно воспроизводится в сфере преподавания политической науки. При этом недостаток профессионализма, как правило, компенсируется избытком идеологической ангажированности, ксенофобии и политической агрессивности.
Как показало недавнее исследование, выполненное под руководством Е. Шестопал, идеологическая ангажированность и отсутствие толерантности характерны не только для менталитета преподавателей научного коммунизма: они имеют более глубокую национальную традицию [9]. Среди преподавателей, которые придерживаются либеральных взглядов, многие убеждены, что политическая наука в первую очередь является политологией-идеологией. Они стремятся непременно заявить о своей поддержке власти, что вряд ли может способствовать формированию гражданского самосознания у обучаемых.
Проблемы системы политического образования далеко не исчерпываются идеологической ангажированностью преподавателей, а носят более глубокий характер. Существующая практика порождена в значительной мере прошлой образовательной политикой в сфере "идеологических" дисциплин, когда все курсы читались по единой обязательной программе и единой методологии, что исключало не только возможность любых творческих инноваций со стороны преподавателя, который становился винтиком учебной машины, но и необходимость высокого профессионализма. Догмати-зация преподаваемого знания, которое рассматривалось как сумма истин, подлежащих усвоению, определяла и формальную вопросно-ответную постановку обучения, и его
жесткую регламентацию, и авторитарный стиль отношений между преподавателем и обучаемым. Общение между ними сводилось к тому, что учитель сообщал некоторую информацию, ученик ее повторял, а оценка зависела прежде всего от полноты и точности воспроизведения.
Нормативный характер системы политического образования был обусловлен не только закрытостью тоталитарного общества, подавлением и отчуждением личности ради высших интересов государства, но и образовательной традицией классической науки. Традиционная система образования сложилась в Европе около 300 лет назад под влиянием механистического видения мира с такими его принципами, как детерминизм, сводимость сложного к простому и предопределенность развития.
Во второй половине XX века завершился переход большинства фундаментальных научных дисциплин к изучению своих объектов как самоорганизующихся и саморазвивающихся систем. Результаты исследований сложных систем привели к радикальной трансформации механистических взглядов на природу и общество, обогащению их такими понятиями, как "нелинейные системы", "диссипативные структуры", "флуктуация". "бифуркация", "коэволюция". Изменились представления о роли необратимых процессов, случайности и хаоса в самоорганизации открытых систем, к которым относится и общество. Эти понятия ключевые для познания динамики политических процессов. Однако новое знание еще очень слабо отражается в преподавании политической науки, которое в целом опирается на сохраняющиеся на уровне обыденного сознания традиционные механистические представления.
Современная политическая наука не существует в виде какого-то унифицированного кодекса систематизированных и формализованных знаний, а является, скорее, некой констелляцией несводимых в единую и единственную систему теорий и концепций, которые непрерывно подвергаются критической переоценке и проверке на соответствие новым историческим реальностям и получают новые смыслы по мере развития общества. Основные характеристики политического знания - его постоянная незавершенность, отсутствие претендующих на окончательность оценок и обобщений, принципиальный отказ от моноцентрического представления в пользу признания сосуществования различных, не поддающихся сведению в единое целое научных идей, стилей мышления, между которыми возможен продуктивный диалог.
Изменение представления о политическом знании требует отказа от нормативной модели образования, унифицирующей человеческую индивидуальность как обучающего, так и обучаемого и не оставляющей места для познавательной инициативы, в пользу открытой модели. Открытая система предполагает, что процесс обучения несводим к простой передаче знания от преподавателя ученику. Превращение передаваемой информации в знание происходит через творческое осмысление информации реципиентом: соотнесение с фоновым знанием, личным опытом и переживанием, нормами, диктуемыми социальным окружением. Осмысление - индивидуальный творческий акт обучающегося, который никто не в состоянии совершить вместо него. Соответственно открытая модель строится на отношении к человеку как к центральному субъекту, инициирующему процесс своего образования^.
Многообразие задач, возникающих перед обществом, требует индивидуальной инициативы, следовательно, и индивидуального разнообразия. Человеческая индивидуальность становится основой системы общественных связей в открытом обществе, а ее свободное развитие - необходимым условием развития общества. Императивом системы образования для открытого общества является развитие интеллектуальных способностей, необходимых для активного творческого участия в жизнедеятельности общества, включая любознательность, способность к критическому анализу и, наконец, эстетическое восприятие.
- С этих почини» компьютерные технологии способны повысить эффективность обучения, когда они не ограинчннакп-ся информаниопно-коптролирующнми функциями тренажеров и могут инициировать не только репродуктивные действия и формально-логические операции, но и творческие элементы мышления обучаемого.
Открытая модель политического образования переносит центр тяжести с репродуктивных форм обучения на продуктивные, соответственно радикальным образом меняются отношения между обучающим и обучаемым в учебном процессе от авторитарного управления и подчинения к сотрудничеству и сотворчеству.
Развитие интеллекта происходит прежде всего через организацию индивидуальной работы студентов при подготовке к семинарским занятиям и коллективного творчества на этих занятиях. Самостоятельная работа способствует выработке навыков формирования собственных суждений в процессе анализа материалов и подготовки письменных отчетов и устных сообщений. На семинарских занятиях при сопоставлении различных позиций и установок вырабатывается способность к полилогическому мышлению. Известны только два способа решения конфликтов: конструктивные переговоры с оппонентами и совместный поиск консенсуса - в открытом обществе; принуждение, крайней формой которого является насилие, - в тоталитарном. Развитие коммуникативности - умения четко и доступно излагать и защищать собственную позицию, выслушивать мнение оппонентов и дискутировать - способствует формированию открытой политической культуры.
Ее существенной частью являются также этические нормы представления результатов исследований. Любые, в том числе самые "объективированные" компьютерными технологиями результаты входят в научный оборот и общественную практику в интерпретации исследователя. Он вправе давать любые оценки, но при условии четкого разделения исходных эмпирических данных, методов и полученных результатов, с одной стороны, и своей личной ценностной позиции - с другой.
Существенный элемент образовательного процесса в открытой модели - создание благоприятных условий для активного осмысления информации. Это привлечение обучаемых к исследовательским проектам, их участие в публичных дискуссиях по различным проблемам (например, "ГТопперовские чтения" Института "Открытое общество", "Летние чтения" в Московской высшей школе социальных и экономических наук).
Формирование деятельностного отношения познающего субъекта к действительности достигается личным участием в различных формах живого политического процесса вне учебного заведения - в избирательных кампаниях, в неправительственных организациях, стажировках в административных структурах и структурах представительной власти. Задачей кафедры политологии является поддержание разнообразных контактов с политическим окружением, обеспечивающих возможность приобретения студентами такого опыта.
Возможности международного сотрудничества
Политическая наука дореволюционной России внесла достойный вклад в исследование проблем становления демократии. Например, работа "Демократия и организация политических партий" (1901 г.) неоднократно переиздавалась в разных странах вплоть до нашего времени, а имя ее автора М. Острогорского в мировой науке заняло место в одном ряду с именами М. Вебера и Р. Михельса.
Развитие отечественной политологии было прервано в начале 20-х годов, когда из России академическая элита была изгнана на "философском пароходе", и затем почти три четверти века тщательно культивировалось политическое невежество масс, отчужденных от сознательного и ответственного участия в политическом процессе. Сегодня политология в России находится в стадии становления [9].
Наука и образование, включая политическое, могут успешно развиваться только в общем мировом контексте, где явственно проступает стремление к интеграции. Осуществляются международные образовательные проекты - через ЮНЕСКО и множество правительственных и неправительственных организаций. Европейское сообщество стремится в ближайшие годы довести число студентов, обучающихся за пределами своей страны, до 10% [10].
Международное сотрудничество становится одним из факторов, способных изменить ситуацию в области политологического образования в России, вывести его на уровень, отвечающий потребности переходного общества.
Цель Программы Европейского сообщества TEMPUS - помочь странам Центральной и Восточной Европы, включая Россию, повысить уровень образования путем сотрудничества с европейскими университетами, обмена студентами и преподавателями, перевода и подготовки учебных пособий, создания новых учебных курсов и их материальной базы.
Программа "Высшее образование" Института "Открытое общество" стремится способствовать распространению и утверждению знаний, норм и ценностей открытого общества и направлена на обновление преподавания гуманитарных и социальных наук. В ее рамках издается и распространяется оригинальная и переводная учебная литература нового поколения; предоставляются стипендии аспирантам и молодым преподавателям: поддерживаются семинары молодых ученых и преподавателей вузов, командировки ведущих специалистов в провинциальные университетские центры, оригинальные учебные программы и т.д.
Программа "Центрально-Европейский университет" объединяет международные проекты, поддерживающие постдипломное обучение на факультете политологии по учебным программам, аккредитованным университетами США и Западной Европы, направление преподавателей западных университетов для чтения курсов в вузах России, создание новых учебных программ в специальном центре (Curriculum Resource Center).
Особая роль принадлежит телекоммуникационным проектам, направленным на расширение доступа университетов России к информационным ресурсам мирового академического сообщества через Internet, соединяющий сегодня как минимум 40 млн пользователей, 30% которых ученые и преподаватели. Internet включает сеть Национального научного фонда США (NSFNet), поддерживающего университетское образование и исследования. "Всемирная паутина" World-Wide Web (WWW), позволяющая работать с мультимедийными документами (текстами, иллюстрированными графическими, видео- и аудиофрагментами), аккумулирует значительную часть наиболее ценной информации в области политических исследований и образования - от монографий и статей до программных средств обучения.
По программе Международного научного фонда в Москве создана оптоволоконная опорная сеть, обеспечивающая выход в Internet университетов и учреждений науки и культуры. В рамках реализации программы Дж. Сороса для России ожидается подключение к Internet 32 региональных университетов.
Значительную роль играют российско-американские академические обмены, позволяющие, в частности, ознакомиться на практике с постановкой политологического образования в США. В процессе обменов также устанавливаются межличностные связи как постоянный элемент сотрудничества^. В наши цели не входит подробное описание американской системы политического образования. Тем не менее полезно отметить ее некоторые характерные черты.
Акцент в образовании делается на развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для самостоятельной работы. Вводные курсы призваны прежде всего "охватить" проблемы политики и государства в целом. После первого или второго года обучения студентам предоставляется право по собственному выбору комплектовать "набор курсов" из числа дисциплин помимо тех, которые входили во вводный курс. К ним относятся базисные общественные науки - экономика, история, социология и антропология, а также философия и право.
• Участники российско-американских академических обменов создали в 1997 году свою ассоциацию "Профессионалы за сотрудничество". Одна из ее основных целей - способствовать прогрессу науки и иОра^оининя в России. Первая научная конференция ассоциации прошла под девизом "Профессионалиам, 1>брачов.11!не, нранственность и будущее России".
Один из основных принципов организации учебного процесса - "обучение через участие" (Learning by Doing). Типичная исследовательская группа в университете включает профессора и пять-шесть аспирантов и студентов старших курсов. Чтобы студенты могли полноценно участвовать в исследованиях, обучение на кафедре политологии начинается с освоения инструментария, например пакета программ социологической статистики SPSS. Важное значение придается продолжению обучения за границей.
Большое внимание уделяется технологическому обеспечению образовательного процесса. НИТ для обучения включают прежде всего мультимедийные учебные пособия. Например, учебник по политической системе США "Демократический вызов" представляет собой гипертекст с аудио- и видеофрагментами выступлений политических лидеров и хроники событий. В качестве приложений включены Конституция США и другие документы. Встроенный инструментарий позволяет студентам проводить многофакторный анализ результатов выборов Конгресса, а тест-программа - идентифицировать свою политическую установку в поле "свобода-равенство-порядок" и сравнить ее с результатами предшествовавших тестов. В учебнике не скрываются конфликты в американском обществе, а также противоречия, присущие самому пониманию демократии. В нем подчеркивается, что ценностный выбор каждый обучающийся должен сделать самостоятельно. Учебник переиздается ежегодно, с тем чтобы новое издание отражало изменения в политической жизни за истекшее время.
Другой класс НИТ составляют моделирующие программы. Типичный пример -программа, помогающая студентам получить навыки организации избирательной кампании на материале реального избирательного округа. С помощью другой программы студенты, сформировав "правительство", учатся принимать решения по внутриполитическому процессу, а также конфликтам и сотрудничеству в системе международных отношений.
Еще один класс составляют программы, дающие навыки работы с исследовательским инструментарием. Специально для студентов создана версия пакета SPSS.
Программы, поддерживающие основные учебные курсы, собраны в открытом мультимедийном центре. В начале каждого семестра для студентов организуются компьютерные курсы. Компьютерные лаборатории имеются в университетской библиотеке и на кафедрах. Компьютер с устройством, проецирующим "изображение" с монитора на большой экран, - обязательный атрибут учебного процесса.
С помощью НИТ преподаватели ежедневно общаются с коллегами, обмениваются идеями и информацией. Американская ассоциация политической науки APSA поддерживает почтовый список PSRT-L, в котором участвуют исследователи и преподаватели из университетов США. Канады, европейских стран. В нем обсуждаются новые идеи и методы преподавания политической науки, учебные курсы и пособия, приводится информация о предстоящих конференциях, планируемых изданиях, о программах научных фондов, а также о вакансиях в университетах.
Один из типичных вопросов, обращенный к участникам PSRT-L: «Этой весной я начинаю читать курс "Политическая интеграция". Буду благодарен за советы относительно литературы и организации». Как правило, на такие вопросы ответы поступают мгновенно.
APSA насчитывает около 12 индивидуальных членов из 70 стран, объединенных по профессиональным интересам в более чем 30 секций. Членство в ней позволяет постоянно быть в курсе последних достижений политического образования, регулярно получать основные национальные журналы по политической науке и другую необходимую информацию, например о том, как и какие учебные материалы и программы можно получить из Internet.
Так способно ли политическое образование "открыть" закрытое общество в России?
Переход от закрытого общества к открытому, в котором человек есть мера всех вещей, представляет, как считал К. Поппер, одну из глубочайших революций в истории человеческой цивилизации. Эта революция, по его оценке, все еще находится в своей наччльной стадии. Тем не менее если в 1900 году лишь шесть стран (США, Канаду, Францию, Швейцарию, Бельгию и Новую Зеландию) можно было отнести к открытым обществам, то к началу 80-х годов к ним уже принадлежало около трети стран мира.
После распада тоталитарного режима Россия получила шанс создать открытое общество. О том, что этот путь для нее возможен в принципе, свидетельствует послевоенный опыт стран Европы, Дальнего Востока, Латинской Америки, а также более актуальный для России опыт переходных обществ в странах бывшего "социалистического лагеря". Несмотря на всю "неоднозначность" происходящих в России социально-политических процессов, в общественном сознании появляются первые признаки укоренения основных ценностей открытого общества. Так, по результатам опроса, проведенного Российским независимым институтом национальных и социальных проблем в июле 1996 года, значительная часть граждан осознала прямую зависимость между политической и экономической свободой, с одной стороны, и улучшением своего личного благополучия - с другой. Многие убеждены, что без свободы жизнь теряет всякий смысл.
Эксперты Института социологического анализа пришли к выводу: большинство населения России приемлет целый ряд идей, входящих в систему ценностей открытого общества. Это идеи самоценности человеческой жизни, личного достоинства, свободы, равенства всех граждан перед законом, священности и неприкосновенности собственности {1 ]].
В этой связи интересны результаты компьютерного тестирования студентов МГУ, специализирующихся в политологии, которое проводилось в рамках экспериментального спецкурса, построенного на методологических принципах открытого обра^ зования. Их взгляды на отношения между индивидом, обществом и государством, на полномочия государства в обществе оказались весьма близки взглядам "среднего" американца, "вычисленным" по результатам национальных опросов общественного мнения в США.
Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заглавие статьи, можно констатировать: не существует непреодолимой культурно и исторически обусловленной нерасположенности России к ценностям открытого общества, равно как и предопределенности ее трансформации в этом направлении. Говоря словами К. Поппера, "будущее еще не существует, и именно это обстоятельство налагает на нас огромную ответственность, так как мы можем влиять на будущее, можем приложить все силы, чтобы сделать его лучше" [12]. Одним из мощных факторов, формирующих будущее России, является политическое образование, которое может либо способствовать, либо противодействовать становлению открытого общества.
Традиционная нормативная система образования не в состоянии эффективно ответить на вызовы, с которыми сталкивается трансформирующееся общество. Для этого она сама должна перестроиться по открытой модели, в которой процесс обучения обретает творческий характер. Отражение в нем современных (постнеклас-сических) представлений о мире и обществе снимает необходимость голого декларирования ценностных принципов политического самосознания открытого общества, которые во многом связаны с синергетическими представлениями о коэволюции человека, природы и общества. В открытой модели образования, которая наряду с передачей знания и навыков включает формирование отношения индивида к миру, развитие его способности к самостоятельному мышлению, политическое обучение и воспитание предстают как единое целое.
Проблемы политологического образования можно свести к четырем категориям: методология, учебные программы и пособия, информационные технологии для обучения, квалификация преподавателей.
По данным Госкомвуза, преподаватели политологии в возрасте моложе 35 лет составляют менее ]6%. Пользоваться компьютером могут 4,7% (очевидно, по этой причине большинство кафедр политологии не располагает информационными технологиями для коммуникации, обучения и исследований). Иностранными языками владеют 2%, что практически закрывает для них возможность участия в международном сотрудничестве для совершенствования образовательного процесса.
Как свидетельствуют результаты исследований, трудности, испытываемые большинством преподавателей при переходе к открытой модели образования, связаны прежде всего с изменением их отношений с обучающимися - от авторитарного управления к совместной деятельности и сотрудничеству и от репродуктивных учебных заданий к продуктивной и творческой мыслительной деятельности [13]. Для преподавателей, личность которых сложилась на идеологических кафедрах, трудности перестройки на порядок выше. Чтобы их преодолеть, нужна еще и внутренняя потребность. Поэтому переход от нормативного политического образования в России к открытому ставит на первый план проблему готовности преподавателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Осипов Г. В. Что происходит с социологией? // Вестник РГНФ. 1997. № 1.
2. Бетанели Н. Власть и народ // Российская Федерация. 1994. № 18. С. 9-11.
3. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996.
№5. С..51.
4. Последний год России // НГ-сценарий. 1997. 10 апреля. С. 4, 5.
5. Упльке Дж. Гуманитарное воспитание и специализация в области политических наук //
Полис, 1996. №4. С. 141-156.
6. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. М., 1994. С. 11.
7. Кулик А. Политическая наука в России: кризис или переход на новую модель
развития?//ВестникМГУ.Сер. 12.1997.№ 1.С.93-112.
8. Полис. 1997. №2. С. 172.
9. Шестопал Е.Б., Климов И.А., Нестерова С.В. Некоторые проблемы политологического образования в России // Полис. 1997. № 1. С. 167. 10. Девяткова С.В.. Купцов В.И. XX столетие - век образования // Философия
образования. М., 1996. С. 97-103. 1 1. Кутковец Т.И., Клямкан И.М. Русские идеи//Полис. 1997. № 2. С. 137.
12. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. М., 1992. С. 486.
13. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные
науки и современность. 1997. № 1.
© А. Кулик, ]99Я