У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Особеноости- Крайняя вовлеченность в общемировые процессы развитии Внедрение достижений НТП аэро

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

7:

Культура. Особеноости:

  1.  Крайняя вовлеченность в общемировые процессы развитии
  2.  Внедрение достижений НТП (аэростаты, автомобили, летатльные аппараты, рентгенографии, синематограф, создание противогаза, йогурта и т.д.)
  3.  Восприятие таких художественных стилей, как: футуризм, акмеизм и символизм в литературе; импрессионизм и пост импрессионизм в живописи; модерн в архитектуре;
  4.  Стае обычным делом участие русских ученых в исследовательской деятельности университетов различных стран (Тимирязев), их вовлеченность в общемировую педагогическую работу,  выступление русских певцов и танцоров в прославленных театрах Италии, Франции, САСШ, Германии и других стран. С большим успехом проходили Русские художественные выставки.
  5.  Демократизация культуры. Походы культуры в народ (издание большого количества журналов, газет и книг для народа, создавалась сеть воскресных школ, просветительских домов и народных театров)
  6.  Интенсивное развитие национальных культур
  7.  Отход от старых культурных традиций, взглядов на жизнь ради поиска новых.

Развитие науки и техники:

В Российской империи происходил значительный прогресс производительных сил, что вызвало потребность развития науки во всех ее отраслях.

В социологии такие земельные ученые, как Михайловский, Ковалевский, Южаков, Лавров вывели принципы действия человеческого общества на примере истории (концепции об инстинкте, как первоисточнике действия; концепция прогресса: "Прогресс есть постепенное приближение к целостности,  неделимости. Безнравственно, несправедливо,  вредно,  неразумно  все,  что  задерживает   это   движение.  Нравственно,   справедливо,   разумно   и   полезно   все,   что   уменьшает разнородность общества,  усиливая  тем  самым  разнородность  его  отдельных членов";
   По мнению Южакова,   существуют  три вида деятельности личности,  самостоятельная  деятельность,  но  не согласованная   с   интересами   общества    (деятельность    преступников), принудительная  деятельностьнасильственно   согласованная   с   обществом (подневольный труд раба, заключенных  или  крепостного)  и  самостоятельная,

свободная деятельность, согласуемая с интересами личности и  общества  (труд изобретателя, ученого, артиста). Идеал справедливого  общества  предполагает максимальное расширение последней сферы.

В это время определились новые направления в НТ изысканиях:

  1.  Профессор Жуковский («Отец русской авиации) положил основание современной аэродинамике, создав труды по теории авиации его проекту была создана первая в Европе аэродинамическая труба, в 1904г. институт пр. поселке Кучина (под Москвой), в котором была создана воздухоплавательная секция. Он занимался также исследованиями в области теоретической и прикладной механики,  механикой твердого тела, гидромеханикой и гидравликой, математикой и астрономией.
  2.  Циолковский  получил мировой имя, как ученый и изобретатель в области аэродинамики, теории самолета и дирижабля, заложил основу теории движения ракет.
  3.  Вернадский создал учение о биосфере, предсказал фантастическую возможность расщепленного атома к «лучистости». Впервые им была предложена концепция о переходе т биосферы к ноосфере (сфера разума). Вернадский стал изучать приеду в непосредственной взаимосвязи ее с разумом и социально) экономическими процессами.

Нобелевские премии:

1904г - Павлов (за исследование в области физиологии пищеварения).

1908г.- Мечникову за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Многие исследования Павлова были посвящены нервной высшей системе. Учение Павлова послужило основой для исследования функций мозга животных и человека.

В начале 20 века в России было образовано более 700 научных обществ. Проводились различные съезды и конференции. Русские, ученные регулярно выезжали для участия в оных за рубеж.

Бурные события общественно политической жизни вызвали интерес к гуманитарным наукам. Эти науки из «кабинетных» превращались в публицистические.

Наиболее известными историками стали:

  1.  Ключевский («Курс русской истории»)
  2.  Платонов
  3.  Рожков
  4.  Павлов-Сильванский
  5.  Семевский
  6.   Готье

Разрабатывались новые направлении истории: крестьянская, декабристская .

Исследователи общемировой истории:

  1.  Виппер
  2.  Жебелев
  3.  Тураев
  4.  Бартольд.

В филологии значительных успехов добился А.А.Шахматов, который заложил основы изучения русского литературного языка. Ему принадлежит исследование русской летописи и древнерусской литературы, а также написание капитального труда «Словарь русского языка».

Выдающийся лингвист профессор казанского университета Бодуэн де Куртине внес большой вклад в развитие общемирового языкознания. Под его редакцией были выпущены третье и четвертое издание словаря Даля.

Просвещение и печать:

В 90-х годах 19 века был поставлен вопрос о введении всеобщего образования. В 1905- 1907 гг. состоялось три учительских съезда, на которые подчеркивалась важность учителя, как распространителя знаний в народе, необходимость признания школьной автономии, широкая просветительская деятельности и правильно организованная и всем доступная школа, которая возможна лишь в демократическом государстве.

С конца 90-х годов численность обучающихся возросла с 3,5 млн. до 9,2 млн. человек. Однако, несмотря на этот показатель, уровень неграмотности снизился лишь на 10% (с 79 до 69%).

В 1906 году  Госдуму был внесен законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», но он был заблокирован правыми.

Значительных успехов в развитии достигло высшее и среднеспециальное образование. В России действовало 11 высших (Московский, ПЕТЕРБУРГСКИЙ, Саратовский, Пермский, Харьковский, Киевский, Казанский,  Юрьевский, Томский, Одесский), 16 высших технический и 10 сельскохозяйственных институтов, 3 лицея, 30 высших женских курсов, 47 педагогических институтов и 170 учительских гимназий, не считая военных и духовных училищ. Число студентов высших учебных заведений и приравненных к ним составило 35 тыс. человек. Университетских студентов было 25,6 тыс. человек ( все на 1916г.).

В 1906г. по инициативе передовой профессуры возникли, народны университеты. Первым из них стал университет Шанявского в Москве ( Арбат и Миусская площадь), который делился на 2 части: подготовительную (знания в объеме средней школы) и высшую (общ-юрид, ист-филос, естеств- историч.

Печать:

  1.  Число наименований печатных органов возросло со 125 до 1130 (за 1900-1913гг.)
  2.  В 1905 году была отменена 3 ноября предварительная цензура.
  3.  В годы революции было выпущено 400 сатирических и юмористических газет и журналов

Наиб. Популярные журналы:

  1.  Былое
  2.  Русская мысль
  3.  Русское богатство
  4.  Мир Божий
  5.  Минувшие годы
  6.  Годы минувшего
  7.  Весы
  8.  Мир искусства

С конца 19 века по 1917г. число типографий увеличилось с 1000 до 2500, а ежегодный тираж выпускаемых печатных изданий составлял 107 000 экземпляров.

Наиб изв. Органы печати:

  1.  Сытина
  2.  А.Ф.Маркса
  3.  Вольфа
  4.  Суворина
  5.  Братьев Сабашниковых

Ьстро развивалось библиотченое дело: число библиотек выросло с 15 000 до 76 000.

Литература и искусство:

Писатели :

  1.  Чехов
  2.  Горький
  3.  Мамн_сибиряк
  4.  Вересаев идр.
  5.  Куприн (Олеся, В лесной глуши)
  6.  Бунин (стихи, Деревня)-Ноболевская премия.

Получили особо развитие такие напроавления, как акмеизм, символиз, фтуризм.

Акмеизм- очищение поэзии от символизма, возвращение ее к точному значению слова.ОСНОВНЫМИ ДЕЯТЕЛЯИ БЫЛИ: Городецкий, Мандельштамм, Ахматова, Гумилев. Их поэзию отличает лиризм и псиологизм.

Символизм- художественное выражение мысли посредством символа, метафоры, иносказания, желание перейти от видимой реальности к скрытой, требоване чистого и свободного искусства. Осн. Деятели: Блок,Бальмонт, Иванов, Белый, Гиппиус, Сологуб. Поэзия для символистов- музыка.

Футуризм-отрицание традиционной культуры, ее нравственный и художественные ценности. Принципы футуризма были изложены в «Пощечине мировому искусству» (1912 год).Основные деятели:

Хлебников, Северянин, Маяковский, Пастернак, Бурлюк и др.

Писателей «серебрянного века» отличала яркая индивидуальность и творческое своеобразие (Анненский, Есенин, Волошин тому примеры).

На рубеже веков возникают формальные объединения в литературе и искусстве. В 1896г. был создан Союз русских писателей ( сибирался в 1905 и 1910гг.). В 1898г. в Петербурге было основано книгоиздательское товарищесвто «Знание», которое возглавил Горький, где он соьрал группу демократических писателей.

Культура «Серебряного века»


     
      Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.
     «Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.
     Однако иногда говорят, что «Серебряный век» – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. «Серебряный век» находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.
     Иными словами, в конце XIX – начале XX веков произошла переоценка ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете. Поистине, это была самая творческая эпоха в российской истории, полотно величия и надвигающихся бед святой России.
     
     
     
     Духовные поиски
     
     В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом, в мистицизме Александровской эпохи. Как и на сто лет раньше стали популярны учения масонства, скопчества, русского раскола и иных мистиков. Многие творческие люди того времени принимали участие в мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание. Магическими экспериментами увлекались В. Брюсов, Андрей Белый, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Бердяев и многие другие.
     Особое место среди распространившихся в начале ХХ века мистических обрядов занимала теургия. Теургия мыслилась «как единомоментный мистический акт, который должен быть подготовлен духовными усилиями одиночек, но, свершившись, необратимо меняет человеческую природу как таковую» (А. Эткинд). Предметом мечты было реальное преображение каждого человека и всего общества в целом. В узком смысле задачи теургии понимали почти, так же как и задачи терапии. Идею о необходимости создания «нового человека» мы на находим и таких революционных деятелей как Луначарский и Бухарин. Пародия на теургию представлена в произведениях Булгакова.
     «Серебряный век» – время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом». К победе над смертью должна была, в конце концов, привести и теургия.
     Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», – считал Соловьев. Понимание любви и смерти сближают русскую культуру «Серебряного века» и психоанализ. Фрейд признает основными внутренними силами, воздействующими на человека – либидо и танатос, соответственно сексуальность и стремление к смерти.
     Бердяев, рассматривая проблему пола и творчества, считает, что должен наступить новый природный порядок, в котором творчество победит – «пол рождающий преобразится в пол творящий».
     Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей «Серебряного века» трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.
     
     
     Театр и музыка
     
     Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда -родоначальника метафорического театра.
     В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество Е.Б. Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра А.Я. Таиров стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.
     Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П. Павлова. Русское искусство получило мировое признание.

    продолжение  Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). Он, будучи профессором петербургской консерватории по классу композиции, воспитал целую плеяду талантливых учеников: А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и другие.
     В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы.
     
     
     Архитектура
     
     Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн!
     В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. В декоративной отделке особняка использовано такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания составляют единое целое с общим замыслом сооружения – превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.
     С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма – стиля, который оформится в 20-е годы.
     В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева В неорусском стиле работали А.В. Щусев, В.М. Васнецов и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм.
     По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.
     
     
     Скульптура
     
     Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.
     Самым первым последовательным представителем этого направления П.П. Трубецкой, отказывается от импрессионистической моделировки поверхности, и усиливает общее впечатление давящей грубой силы.
     По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве скульптора Н.А. Андреева, тонко передающий трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе. Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья с налетом меланхолической угрюмости.
     Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной, которая переработала принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа. Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями.
     
     
     Живопись
     
     На рубеже веков взамен реалистичного метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.
     Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины, проза отупляющего труда и революционные события 1905 г. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. А.П. Рябушкина интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья, подчеркнутая декоративность. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада, характеров и психологии людей допетровской Руси отмечены лучшие полотна художника. Историческая живопись Рябушкина – это страна идеала, где художник находил отдохновение от «свинцовых мерзостей» современной жизни. Поэтому исторический быт на его полотнах предстает не драматической, а эстетической стороной.
     В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала. Творчество М.В. Нестерова представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев.
     И.И. Левитан, блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, подошел к импрессионизму и явился создателем «концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости до философских размышлений о бренности всего земного.
     К.А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма, первый, среди русских художников, сознательно опиравшийся на французских импрессионистов, все более отходил от традиций московской школы живописи с ее психологизмом и даже драматизмом, пытаясь передать то или иное душевное состояние музыкой цвета. Он создал серию пейзажей, не осложненных ни внешними сюжетно-повествовательными, ни психологическими мотивами. В 1910-е годы под воздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах. Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить «прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры. Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».
     Центральная фигура искусства рубежа веков – В.А. Серов. Его зрелые работы, с импрессионистической светоносностью и динамикой свободного мазка ознаменовали поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому» (Д.В. Сарабьянов). Художник работал в разных жанрах, но особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обостренным чувством красоты и способностью к трезвому анализу. Поиски законов художественной трансформации действительности, стремление к символическим обобщениям привели к изменению художественного языка: от импрессионистической достоверности полотен 80-90-х годов к условности модерна в исторических композициях.
     Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир – М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов. Центральный образ творчества Врубеля – Демон, воплотивший мятежный порыв, который художник испытывал сам и чувствовал в лучших своих современниках. Для искусства художника характерно стремление к постановке философских проблем. Его размышления об истине и красоте, о высоком предназначении искусства остро и драматично, в присущей ему символической форме. Тяготея к символико-философской обобщенности образов, Врубель выработал свои живописный язык – широкий мазок «кристаллической» формы и цвет, понятый как окрашенный свет. Краски, сверкающие подобно самоцветам, усиливают ощущение особой духовности, присущей произведениям художника.
     Искусство лирика и мечтателя Борисова-Мусатова – это реальность, превращенная в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами, которые испытывали многие люди того времени, «когда общество жаждало обновления, и очень многие не знали, где его искать». Его стилистика развивалась от импрессионистических световоздушных эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма. В русской художественной культуре рубежа XIX-XX вв. творчество Борисова-Мусатова – одно из самых ярких и масштабных явлений.
     Далекая от современности тематика, «мечтательный ретроспективизм» является основной объединения петербургских художников «Мир искусства». Отвергая академически-салонное искусство и тенденциозность передвижников, опираясь на поэтику символизма, «мирискусники» занимались поиском художественного образа в минувшем. За столь откровенное неприятие современной действительности «мирискусников» критиковали со всех сторон, обвиняя в бегстве в прошлое – пассеизме, в декадансе, в антидемократизме. Однако появление такого художественного движения не было случайностью. «Мир искусства» явился своеобразным ответом российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры на рубеже XIX-XX вв. и чрезмерную публицистичность изобразительного искусства.
     Творчество Н.К. Рериха обращено к языческой славянской и скандинавской древности. Основой его живописи всегда был пейзаж, часто непосредственно натурный. Особенности пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн – использование элементов параллельной перспективы, чтобы соединить в одной композиции различные объекты, понимаемые как изобразительно равноценные, так и с увлечением культурой древней Индии – противопоставление земли и неба, понимаемого художником как источник спиритуалистического начала.
     Ко второму поколению «мирискусников» принадлежали Б.М. Кустодиев, одареннейший автор ироничной стилизации народного лубка, З.Е. Серебрякова, исповедовавшая эстетику неоклассицизма.
     Заслугой «Мира искусства» было создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность.
     Московские участники выставок, противопоставив западничеству «Мира искусства» национальную тематику, а графическому стилизму – обращение к пленэру, учредили выставочное объединение «Союз русских художников». В недрах «Союза» развился русский вариант импрессионизма и оригинальный синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем.
     Художники объединения «Бубновый валет» (1910—1916), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место. Овеществленное, «натюрмортное» начало вносилось и в традиционно психологический жанр – портрет.
     «Лирический кубизм» Р.Р. Фалька отличался своеобразным психологизмом, тонкой цвето-пластической гармонией. Школа мастерства, пройденная в училище у таких выдающихся художников и педагогов, как В.А. Серов и К.А. Коровин, в сочетании с живописно-пластическими экспериментами лидеров «Бубнового валета» И. И. Машкова, М.Ф. Ларионова, А.В. Лентулова определили истоки оригинальной художнической манеры Фалька, ярким воплощением которой является знаменитая «Красная мебель».
     С середины 10-х годов важным компонентом изобразительного стиля «Бубнового валета» стал футуризм, одним из приемов которого был «монтаж» предметов или их частей, взятых из разных точек и в разное время.
     Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки, проявилась в творчестве М.Ф. Ларионова, одного из организаторов «Бубнового валета. Как народному наивному искусству, так и западному экспрессионизму близки фантастически-иррациональные полотна М.З. Шагала. Сочетание фантастических полетов и чудесных знамений с будничными подробностями провинциального быта на полотнах Шагала сродни гоголевским сюжетам. С примитивистской линией соприкасалось уникальное творчество П.Н. Филонова.
     К 10-м годам прошлого столетия относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, подлинными теоретиками и практиками стали В. В. Кандинский и К.С. Малевич. В то же время творчество К.С. Петрова-Водкина, декларировавшего преемственную связь с древнерусской иконописью, свидетельствовало о жизненности традиции. Необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.
     Заключение
     
     «Серебряный век» стал именно той вехой, которая предрекла грядущие изменения в государстве и отошла в прошлое с приходом кроваво-красного 1917 года, неузнаваемо изменившего людские души. И как сегодня ни хотели нас уверить в обратном, но все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого «Серебряного века» после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция (расцвет имажинизма), ибо такая широкая и могучая волна, каким был русский «Серебряный век», не могла двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Если живы были большинство поэтов, писатели, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан «Серебряный век», но сама эпоха закончилась. Каждый ее активный участник осознавал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности – каждый в отдельно замкнутой келье своего творчества.
     Попытка «модернизации» культуры, связанная с реформой П. А. Столыпина, оказалась неудачной. Её результаты были меньшими, чем ожидалось, и породили новые противоречия. Нарастание напряжённости в обществе происходило быстрее, чем находились ответы на возникающие коллизии. Обострялись противоречия между аграрной и индустриальной культурами, что выражалось и в противоречиях экономических форм, интересов и мотивов творчества людей, в политической жизни общества.
     Требовались глубокие социальные преобразования для того, чтобы предоставить простор для культурного творчества народа, значительные вложения в развитие духовной сферы общества, технической его базы, на что у правительства не хватало средств. Не спасало и меценатство, частная поддержка и финансирование значительных общественных, культурных мероприятий. Ничто не могло кардинальным образом преобразовать культурный облик страны. Страна попала в полосу нестабильного развития и не нашла иного выхода, кроме социальной революции.
     Полотно «Серебряного века» получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. Оно отразило существующую действительность. И хотя мы зовем это время «серебряным», а не «золотым веком», может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.
     
     
     




1. Банки и банковская система Украины
2. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора біологічних наук Ялта ~.html
3. динамічна зміна параметрів
4. Применение информационных технологий в экономических кластерах
5. Московский государственный технический университет радиотехники электроники и автоматики
6. а представляющая часть тканевого комплекса называемогоперидермой
7. тематическому овладению учащимися знаниями их целью было обучить учеников ис пользовать приобре
8. выживание в англоязычной среде проверьте умения общаться по телефону в ресторане на вокзале в аэропорту и
9. ТЕМАТИКИ І ФІЗИКИ 13.html
10. Классификация инновационных организаций
11. Гроза Бесприданница драмы Федор Иванович Тютчев стихотворения- Осенний вечер Полдень Тени си
12. матері вуйко патріарха Мстислава
13. хронический и хронический рецидивирующий.
14. Пояснительная записка к курсовому проекту Промышленные здания
15. Лекція- 5.7. Підпрограми функції та процедури у мові Pscl BC
16. Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка
17. Облік витрат на оплату праці
18. Новосибирский государственный педагогический университет г
19. Лесков Николай Семенович
20. Бердчанка это предприятие швейной отрасли которое было создано в 1991 году с целью производить одежду для