Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Объект и предмет социологии как науки

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

1.Объект и предмет социологии как науки. Место социологии среди других гуманитарных наук

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает особое место Это объясняется тем, что: 1) она является наукой об обществе, его явления и процессы, 2) она включает в себя теорию общества или в общую социологическую теорию, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук; 3) все общественные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и людей, всегда содержат в себе социальный аспект, то есть законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через деятельность людей; 4) техника и методика в ивчення человека и его деятельности, методы социального измерения, разработанные социологией, необходимы и используются всеми другими общественными науками, 5) сложилась целая система исследований, проводят ься на стыке социологии и других наук.

2.Структура социологии

Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.

Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.

В структуре социологии принято выделять три уровня:

верхний уровень - уровень общесоциологических знаний и теорий.

средний уровень социологии - уровень, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).

нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований.

3.Функции социологии, ее роль в обществе.

К основным функциям социологии принято относить:

• познавательную;

• прогностическую;

• социального проектирования;

• организационно-технологическую;

• управленческую;

• инструментальную.

Познавательная функция присуща любой науке. Для социологии это – познание социального. В самом широком смысле социальное можно определить как имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) качество, отражающее процесс и результат человеческого взаимодействия. Теоретический и эмпирический анализ социальных фактов является познавательной функцией социологии. Она может выступать в дескриптивной (описательной) и диагностической формах.

Следующая функция – прогностическая – также тесно связана с познавательной функцией, дающей материал о состоянии и тенденциях изменения социальной реальности.

Социальное проектирование – это научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния объекта существующего.

Организационно-технологическая функция тесно связана с предыдущей и обеспечивает практические средства и действия, необходимые для реализации социальных проектов. Ее продуктом являются социальные технологии.

Под управленческой функцией социологии следует понимать использование социологических знаний, методик и способов анализа ситуации в управлении.

Роль социологии в общесте.

При условии выполнения социологией этих функций она способна занять важное место в жизни общества и каждого человека. Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий. Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых специалистов, являясь составной частью их общего и профессионального образования. Которым является общество, в котором мы живем, каковы перспективы его развития, сможем ли мы участвовать и влиять на общественные процессы, овладеть наукой разумного управления и регулирования этими процессами в современной жизни - на все эти вопросы поможет найти ответ социология.

4.Предпосылки возникновения социологии:

1) влияние промышленной революции, материально-экономического положения людей на социальные отношения, которые объясняются в контексте идеи "естественного" социального порядка (обладая собственной рациональностью он не может быть подчинен "государству" как политически институциональному порядку, а противостоит ему и считается отдельным от него);

2) альтернативность конструирования социальной практики в контексте коллективизма (авторитаризма) и индивидуализма (либерализма) в рамках развития рыночной экономики, носителем которой является не государство, а "гражданское общество";

3) культивирование идей историзма как основы интереса к смыслу и направленности общественно-исторического процесса, то есть к антропо-социокультурогенезу (возникновению, функционированию и развитию человека, общества и культуры);

4) формирование научного сознания под воздействием немецкой классической философии, английской политической экономии, французского обществоведения, что обусловило разработку современной концепции науки и научного прогресса.

5.Социологические концепции О. Конта и Г. Спенсера

Французский ученый Огюст Конт считается родоначальником социологии. СОЦИОЛОГИЯ, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во. взаимосвязи:

для рассмотрения общества ввел термины "порядок" (уравновешенность групп и членов, общества, объединенных общими идеями и целями) и "прогресс" (использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);

в социологии выделил два основополагающих раздела: "статику" (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и "динамику" (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);

принимал общество как живой организм, обладающий собственНОЙ структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

2. Герберт Спенсер (1820—1903) был одним из самых ярких прёдставителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии».

Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы:

эволюционизм и органицизм.

Эволюция — это интеграция материи.

Спенсер выделяет. неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной); органическую (биологическую и психологическую); надорганическую (социальную, морально-этическую).

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера лежат три фактора:

возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, так как люди в основе своей неравны с точки зрения

приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются.

существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации, постепенно расширяются.

общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому возвращение к гомогенности становится невозможным.

7. Формальная школа в социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и Ф. Паретто.

Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858–1918 гг.). Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение понятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержание», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять.

Их можно выделить три:

1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство;

2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний;

3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.

Таким образом, нетрудно заметить, что зиммелевская «чистая форма» тесно связана с веберовским идеальным типом – и то и другое выступают инструментом познания общества и методом социологии.

Другая связь между теориями Зиммеля и Вебера – это приоритет в них человеческого фактора, однако они используют для этого различные методы.Так, использование Зиммелем понятия «чистой формы» позволяет социологу исключить из процесса исследования человеческих поступков иррациональные факторы: чувства, эмоции и желания.Если исключить эти психологические акты из предметной области социологии, появляется возможность исследовать исключительно сферу ценностей – область идеального (или идеосоциального по определению самого Зиммеля). Причем социолог должен изучать не содержание идеального, а изолированные ценности. Это позволяет получить «строительный материал» для создания геометрии социального мира.Формально-геометрический метод Зиммеля позволил выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.

мобильность.

8. Современные концепции в западной социологии.

Крупные события в социально-политической жизни общества (телекоммуникативная революция, переход от тоталитарных систем к неоконсерватизму 1970-1980 гг.) привели к тому, что старый социологический научный аппарат был уже не способен описать происходящие социальные сдвиги. Поэтому возникла необходимость выработки новой парадигмы социального мышления, т. е. создания новой фундаментальной картины социальной реальности: жизнедеятельности общества, отдельных социальных общностей и личности, характера их взаимодействия.

Насущная потребность реализовалась в концепциях постиндустриального, информационного общества.

Все эти концепции, различаясь по аспектам анализа общества, едины в том, что рассматривают современное общество как совершенно новый этапсоциально-экономического развития,которое отличают следующие черты:

информациoнное общество приходит на смену трудовому и является его отрицанием;

не физический труд, а информация выступает системообразующим фактором нового общества, новой социальной реальности;

система производства утрачивает характер определяющего фактора общественного устройства;

человек в рамках нового общественного устройства перестает быть исключительно человеком экономическим, деятельность которого определяется выгодой, пользой, интересом. Речь идет о появлении нового типа рациональности, новых мотивационных механизмов, новых ценностей, которые уже не вытекают из системы производства и утилитаристской этики.

Современная западная социология активно ищет принципы социальной организации и социального порядка, которые нельзя свести к системе производства, биологической организации индивида. Отчетливо проявляется тенденция к интеграции наук и появлению междисциплинарных исследований типа экономической и политической социологии, социальной географии, социобиологии и др.

Школы современной западной социологии

Несмотря на множество концепций и школ, направлений в западной социологии, все они тяготеют к двум полюсам - позитивизму и неопозитивизму, с одной стороны и понимающей социологии — с другой. В рамках этих полюсов можно выделить концепции и школы современной западной социологии.

Структурный функционализм, основывающийся на том, что общество представляет собой единую многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем. Автором ее является Т. Парсонс (1902-1979).Одна из центральных категорий учения Т. Парсонса-социальное действие, основными составляющими которого являются деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию и на других индивидов.

Т. Парсонс исходил из посылки, что любое общество-это система, состоящая из многих социальных подсистем,каждая из которых обладает набором из четырех основных функций:

адаптивность - любая система приспосабливается к среде;

целедостижение - определяет и реализует поставленные цели;

интеграция - связывает все элементы и их функции воедино;

удержание образца — создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям.

Системный подход к социальным явлениям, концепция стабильности социальных систем — одно из ценных приобретений современной социологической мысли.

Общества, считал Т. Парсонс, бывают следующих типов: примитивные, промежуточные, современные. Их развитие носит эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциация и интеграция.

9. Социологическая мысль в России IX века: ее специфика и основные направления.

Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в суждениях общественных деятелей) и профессиональном ( в теориях специалистов-исследователей - философов, историков). Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным движением и революционной традицией России, вторые - непосредственно с наукой. Отечественная мысль вобрала в себя множество социальных утопий, близких прогнозу суждений о будущем общества и человека. До Х1Х столетия социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в Х1Х - начале ХХ вв. с утопиями выступили как представители демократической тенденции в революционной традиции России (А.Радищев, А.Герцен, Н.Чернышевский, М.Бакунин, Г.Плеханов, В.Ульянов-Ленин и др.), так и носители автократической тенденции (П.Пестель, С.Нечаев, И.Сталин).

Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшейся в противоборстве ориентаций на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию.

Российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.

10.  Судьба социологии в СССР: от запрета до возрождения.

В первые годы Советской власти социологи немарксистской ориентации издали ряд монографий и учебных пособий. Интенсивный процесс развития немарксистской социологии был остановлен прямыми репрессиями. В 1922 году многие ведущие ученые были высланы из страны, закрылись все кафедры социологии, перестали издаваться журналы.

С марксистской социологии 20-х годов были различные варианты биологизации и психофизиологизации общественных процессов, попытки соединить дарвинизм с марксизмом, фрейдизм с марксизмом. Многие марксистские работы были заполнены механистическими концепциями. Исторический материализм стал претендовать на общую социологическую теорию. В 30-е годы КПСС объявила социологию враждебной марксизму лженаукой. Период между 30-ми и 60-ми годами характеризуется как разрыв в эволюции социологической мысли в советском обществе.

Возрождение социологии происходило в период (60-е годы), когда информация о реальном положении советского общества была практически засекречена. Социология еще была в статусе лженауки. Исторический материализм был объявлен собственно социологией, а социология была определена как эмпирическая наука, занимающаяся прикладными исследованиями. Возрождение социологии было очень сложным. Главная задача – доказать, что социология не находится в противоречии с марксистской философией. Возрождение шло в русле эмпирических исследований, которые были необходимы для решения ряда важных вопросов: трудовые отношения, массовая коммуникация, семья, градостроительство. С 1974 года начинает издаваться первый журнал по социологии “Социологические исследования”. Ведущими социологами страны были: В.Я. Ядов, А.Т. Здравомыслов, Г. М. Андреева, Г. В. Осипов, Б. А. Грушин и др. Складывались свои социологические школы, направления, открывались многочисленные социологические службы и лаборатории.

12. Общество как социальная система

Общество с точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Таким образом, существует иерархия социальных систем.Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, — как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у ее элементов, взятых в отдельности.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с большой проблемой — как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп могут привести к гибели общества, если не будет такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, проверенные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

13.понятие социального факта в социологии.

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ

- по Э. Дюркгейму - собственная предметная область социологической науки. Концепция С.Ф. разрабатывалась Дюркгеймом в контексте онтологического и методологического аспекта его социологической теории.

Согласно Дюркгейму (онтологический аспект): 1) Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива и реальна, как и все другие виды реальности, поэтому развивается по определенным законам. 2) Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природной, с одной стороны, и по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах, с другой. 3) Вследствие этого общество и индивид выступают в форме нескольких дихотомических пар, воплощающих разнородность этих реальностей, к каковым относятся: "индивидуальные факты" - "С.Ф.", "индивидуальные представления" - "коллективные представления", "индивидуальное сознание" - "коллективное сознание" . 4) Человек - двойственная реальность, homo duplex, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная. 5) Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество - из индивидов.

14. Социологический подход к изучению личности.

Личность является объектом изучения многих наук. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социологический же подходвыделяет в личности социально-типическое. Основные проблемы социологической теории личности связаны с процессом формирования личности и ее развития в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Специфику социологического подхода необходимо видеть также в том, что именно социология попыталась поставить исследование личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта, а не умозрительных предположений о человеке, его призвании, смысле бытия и т.д.“Личность” является емким, многомерным, трудноулавливаемым понятием. Чтобы с ним определиться, необходимо провести прежде всего разграничение категорий “человек”, “индивид”, “личность”.

Понятие “человек” употребляется тогда, когда можно выделить принадлежность лица к человеческому роду, обладание им всеобщими для всех людей чертами.

Когда же надо подчеркнуть, что речь идет не обо всем человечестве, не обо всех людях, а о конкретном человеке, тогда используется понятие “индивид". Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Личность — это также единичный человек, но здесь речь идет о системе устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальной жизни. Поскольку социологию человек интересует прежде всего как продукт общества, а не как продукт природы, то для нее более важное значение имеет категория личность.

15. Основные социологические теории личности.

1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.

2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые  индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.

4. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.Таким образом, можно сказать, что человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.

16. Статусно-ролевая концепция личности.

Ролевая  теория  личности  описывает  её  социальное  поведение  2-мя  основными  понятиями: “ социальный  статус “ и  “ социальная  роль “ .

Каждый человек  в  социальной  системе  занимает несколько  позиций . Каждая  из  этих  позиций  , предполагающая  определённые  права  и  обязанности , называется  статусом. Человек  может  иметь  несколько статусов. Но  чаще  всего  только  один  определяет  его  положение  в  обществе .

Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.).

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека он чаще всего является основой социального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное, управленческое положение (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.).

Социальная  роль- это  совокупность  действий, которые  должен  выполнить  человек, занимающий  данный  статус  в  социальной  системе. Каждый  статус  обычно включает  ряд  ролей.

В  нормальной  структуре  социальной  роли  обычно  выделяются 4  элемента:

1.    описание  типа  поведения, соответствующего данной  роли

2.    предписание  (требования), связанные  с данным поведением

3.    оценка  выполнения  предписанной  роли

4.    санкции - социальны  последствия  того  или  иного  действия в  рамках требований социальной  системы. Социальные  санкции  по  своему  характеру  могут  быть  моральными, реализуемыми  непосредственно  социальной  группой  через  её  поведение (презрение), или  юридическими , политическими, экологическими.

17. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации.

Социализация личности

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей.

личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации..

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Механизмы социализации. Можно предложить следующие социально-педагогические механизмы социализации:

Традиционный (стихийный). Представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, социальных стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (А.В. Мудрик).

Институциональный. Действует в процессе взаимодействия человека с образовательными учреждениями, общественными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации

Информационный (печать, телевидение, кино, радио, Интернет). Влияет на социализацию человека путем трансляции информации и демонстрации определенных образцов поведения героев кино, книг и т. д. как непосредственно (образовательно-воспитательные программы, кинофильмы), так и опосредованно (все многообразие средств массовой коммуникации (СМК)).

18.Типология социальных конфликтов и причины их возникновения.В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя) , межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками) ; между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу) , по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель" , следующими тремя группами причин, обусловленными:· трудовым процессом;· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтовхарактерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);

разлад между ожиданиями и поступками людей;

недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

недостаток и некачественность информации;

несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Вопрос 19

В каждом обществе появляются люди — выдающиеся и «простые», — которые нарушают существующие в нем нормы — моральные, правовые, эстетические. Девиантное (отклоняющееся) поведение — это общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов. Иначе говоря, у девиантного поведения — девиантная мотивация. Примерами подобного поведения служат отсутствие приветствия при встрече, хулиганство, инновационные или революционные действия и т. п. Девиантными субъектами являются молодые аскеты, гедонисты, революционеры, психически больные, святые, гении и т. п.

Действия человека включены в социальные взаимосвязи и системы (семья, улица, коллектив, работа и т. и.) с обшей нормативной регуляцией. Поэтому девиантным является поведение, нарушающее стабильность процессов социального взаимодействия. Равновесие (стабильность) социального взаимодействия предполагает интеграцию действий многих, которая нарушается девиантным поведением одного или нескольких людей. В ситуации девиантного поведения человек, как правило, ориентируется на ситуацию, включающую в себя (1) других людей и (2) общие нормы и ожидания. Девиантное поведение вызывается как недовольством другим, так и нормами взаимоотношений.

.

Вопрос 20

Поведение людей, которое не соответствует существующим в обществе правилам и нормам, называется девиантным или отклоняющимся поведением.

Существует многообразные формы такого поведения. Некоторые из них положительно оцениваются обществом—художественное или научное творчество. Но в социологии традиционно уделяется повышенное внимание исследованиям негативных форм девиантного поведения: преступность, проституция, алкоголизм, наркомания. Существуют различные подходы к объяснениям причин девиантного поведения.

В социологии одним из первых к исследованиям отклоняющегося поведения обратился Эмиль Дюркгейм, который предложил свою классификацию типов самоубийства. Кроме того, он ввел такое понятие, как аномия. Оно означало такое состояние общества линии гранулирования . при котором отсутствовалие какие-либо общепризнанные нормы. Понятно, что в чистом виде состояние аномии почти никогда не наблюдалось, но в условиях быстрых изменений в общественной жизни могла возникнуть тенденция к развитию аномии, и по мнению Дюркгейма именно в условиях аномии получали распространение различные виды девиантного поведения.

Еще одну известную социологическую концепцию девиантного поведения предложил в середине 19 века американский социолог Роберт Мертон. Он рассмотрел несколько типов поведения с точки зрения соответствия или несоответствия целей поведения и средств их достижения к существующим в данном обществе нормам. Первый тип, который выделил Мертон, конформизм —такое поведение, когда и цели и средства достижения целей одобряются обществом. Такое поведение не является девиантным.

Следующий тип—инновация. Здесь принятые в обществе цели достигаются путем использования каких-либо нелегальных, незаконных средств. К этой категории относятся различные экономические преступления.

Третий тип—ритуализм. В ритуализме средства вполне допустимые, но при этом забывают о цели какой-либо деятельности.

Вопрос 21

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных и аморальных действий, обеспечивает психологический комфорт за участие в подобных действиях, уменьшает эффективность способов социального контроля.

К основным факторам социального контроля можно отнести следующие.

1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению..

2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия.

3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.

4. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни — важный фактор девиантного поведения).

Вопрос 22

Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, — к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей..

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

• устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

• относительно высокой степенью единства и сплоченности;

• четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

• возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Вопрос 23

Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.

При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы.

Отличительные признаки малой группы:

Пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов.

Наличие постоянной цели совместной деятельности.

Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы.

Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

Классификация малых социальных групп

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные.

Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей.

Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутри групповая иерархия.

Референтная (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная, группа — группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позицию своей преступной группы.

Вопрос 24

Социа́льная о́бщность (англ. community — общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность) — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.

Cоциальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию «общество». Под обществом (в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе исторического развития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности — социальные общности.

Социальная структура - это достаточно постоянная взаимосвязь социальных элементов, например, социально классовая структура общества. Социальная структура общества – это относительно постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, например, социальная структура современного российского общества.

Понятие социальной структуры общества является сложным и в социологии не существует его единого определения. Определение понятия социальной структуры во многом зависит от того, к какой теоретической школе принадлежит исследователь, давший это определение.

Карл Маркс по другому видел понятие социальной структуры общества. Он выделял два главных элемента социальной структуры общества – это базис (инфраструктура) и надстройка.

Определений социальной структуры общества много и не всегда они схожи друг с другом. Единственное, что известно достоверно, это то, что социальная структура существует в любом обществе. В этом смысле под социальной структурой общества понимается вся существующая в обществе совокупность социальных классов, общностей, групп, социальных институтов - это все элементы социальной структуры общества.   Основным элементом социальной структуры общества является класс.

25 Понятие и типология этноса в социологии. Этнические общности и группы.

Этнос (от греч. – «общество», «группа», «племя», «народ») – устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической, жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов.

Этнос - основополагающая категория этносоциологии, в буквальном переводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос можно определить как основную единицу классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназваниемЕдинство территории и производная от него общность экономической  жизни являются материальными факторами образования этноса, которые в процессе дальнейшего развития этноса могут быть утрачены. А основные признаки этноса, его системные свойства, могущие исчезнуть только с ним самим, - это этническое самосознание, психологический склад и этническая культура..

Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение

Отечественная этносоциология выделяет исторически значимые типы этноса. В науке существует два подхода к его типологии: первый выделяет в качестве основных типов этноса род, племя, народность, нацию; второй рассматривает три типа - род, племя, народ.

Первый подход дает эволюцию этноса в исторической последовательности: сначала - род и племя как кровно-родственный производственный коллектив с территориальной неустойчивостью, с устным языком, родоплеменной культурой и психологией кровных связей; затем - народность как патриархальная мелкотоварная общность государственного типа с таможенными границами, с письменным (но не всегда) языком, с мелкобуржуазной идеологией и культурой; наконец - нация как экономическая общность промышленного типа, не разделенная таможенными границами, с литературным языком, культурой, связанной с распространенными идеологиями.

Второй подход заменяет «народность» и «нацию» как типы этноса единым типом под названием «народ», постепенно складывающимся на базе объединения племен. Этот тип в науке определяется по-разному: как культурный союз одинаково говорящих людей; как совокупность людей с общностью судьбы, характера и психологии; как общность людей, связанных происхождением и самосознанием и др.

28 Виды социальных институтов и их роль в обществе.

социальные институты классифицируются по общественным сферам:

1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным сила.. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

26 Группа и толпа. Социальный феномен толпы.

Особенности поведения людей в толпе.

в социологии выделяются группы, которые появляются непреднамеренно и носят случайный характер. Такие спонтанные неустойчивые группы называются квазигруппами. Квазигруппа – это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида.

Одним из самых ярких примеров квазигруппы является толпа. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов.

Социальная структура толпы, как правило, проста – лидеры и все остальные участники.

Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта.

В зависимости от характера поведения и формирования толпы можно разделить на несколько видов.

Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако при определенном изменении условий такая толпа может быстро сплотиться и приобрести общую структурированность.

Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Например, толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.

Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личного удовольствия ее членов при активности людей, которая уже сама по себе является целью и результатом. Например, собрание людей на проведении рок-фестиваля.

Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Одной из важнейших форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища, как правило, имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех членов.

1) внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства;

2) анонимность. Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, ее индивидуальные члены не воспринимаются и не выделяются как индивиды;

3) спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанному поведению, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своим поведением и их действия диктуются исключительно эмоциями, царящими в толпе;

4) неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Например, при осуществлении акта вандализма футбольными болельщиками каждый из участников действия снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как единое целое.

В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в «обычных» условиях социальные нормы и табу. Толпа понуждает отдельных людей одинаково действовать и буйствовать, сминает всякую попытку сопротивления или сомнения.

27 Социальный институт: понятие, становление, функции.

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:

1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;

2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;

3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;

4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.

Например, когда мы говорим, что школа – это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе.

Функции социальных институтов

Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:

1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;

3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

28 Виды социальных институтов и их роль в обществе.

социальные институты классифицируются по общественным сферам:

1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным сила.. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

29 Семья как основной социальный институт в обществе.

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1. вступление в брак - образование семьи;

2. начало деторождения - рождение первого ребенка;

3. окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4. "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5. прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

30 Функции семьи в современном обществе.

2. Репродуктивная функция..

3. Функция социализации.

4. Функция эмоционального удовлетворения.

. Доказано; что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

5. Статусная функция.

Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.

6. Защитная функция.

Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

7. Экономическая функция.

Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

31 Проблемы современной семьи и перспективы ее развития

Для современного мира типично:

• неполная семья или с 1 ребенком,

• семья не регистрирующая брак,

• одиночки отказывающиеся от любой формы семьи,

• пробный брак,

• нетипичные типы,

• параллельное проживание 2 или более семей.

Итак, немодальные или нетрадиционные типы семей к концу 20в занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:

• изменение экон. ситуации в мире, которое привело во-первых к экон. состоятельности женщин, во-вторых к обеспеченной старости, в- третьих к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;

• всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщина самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющим регулировать рождаемость.

32 Социальная структура и социальная стратификация в обществе.

Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных полей..

Термин стратификация происходит от слова страты — означающего слой. Под термином стратификация понимается следующее: в обществе имеют место социальное неравенство людей, т.е. неравенство в их общественном положении относительно друг друга. Западная концепция социальной стратификации 20в основывается на принципах универсального социального расслоения и неравенства, имеющих:

• естественную (биологическую, физическую и психическую) особенность людей;

• социальную (разделение труда, доход, власть, собственность, уклад жизни, статусно-ролевые позиции) природу.

А социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность:

• они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);

• они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;

• они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.

В советской социология вместо термина стратификация использовался термин классовая структура общества, где применительно к советскому обществу выделялись класс рабочих, крестьян и слой интеллигенции. Считалось, что интеллигенция не имеет своего особенного отличного от других отношения к собственности. Она работает либо на госпредприятиях как рабочие, либо в колхозах как крестьяне. Третьего класса не было.

33 Социальная структура и ее исторические типы.

Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных полей.

Выделяют четыре основных исторических типа социальной стратификаций государственно организованного общества; рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый; Рабовладельческая стратификационная система основана на прямом насилии. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Это положение чаще всего передается по наследству и, таким образом, закрепляется в поколениях. 

В основе кастовой стратификационной системы лежат наследственно предписанные социально профессиональные различия, закреплённые религиозным порядком. Каждая каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии: существует четкий перечень занятий для членов определённой касты, и изменить своё положение в кастовой системе на протяжении жизни человек не может. Классическим примером общества с господством кастовой системы являлась Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950 г.). 

Третий тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются наследуемыми юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. При сословной системе допускается ограниченный переход из одного сословия в другое. Развитыми сословными системами являлись феодальные западноевропейские общества или феодальная Россия. 

Исторически последний тип — классовая структура. (При этом под классами понимают большие группы людей, объединённых по своему социально-экономическому статусу, который включает обычно три переменные — престиж профессии, уровень образования и уровень дохода). Классы представляют собой социальные группы свободных в правовом отношении людей, обладающих равными основными (конституционными) правами. В отличие от предыдущих типов, принадлежность к классам не регламентируется государством, не установлена законом и не передается по наследству. 

34 Понятие среднего класса в социологии.

«Средний класс» - одно из наиболее распространенных понятий в социологической литературе и публицистике последнего десятилетия. Вокруг него идет постоянная дискуссия, в ходе которой выделено немало проблем.

Сложности с определением среднего класса вполне объяснимы: во-первых, само понятие среднего класса стало сравнительно недавно употребляться в отечественной социологии. Во-вторых, состав среднего класса на протяжении последнего десятилетия не оставался неизменным он еще не представляет собою законченной сформировавшейся группы. Динамичность и изменчивость этой группы вызывает дополнительные сложности в ее изучении. Кроме того, и это очень важное обстоятельство, среди самих исследователей, изучающих формирование среднего класса в России, отсутствует консенсус по поводу того, какие показатели являются наиболее важными для определения принадлежности к среднему классу и как эти показатели должны фиксироваться в ходе массовых социологических опросов или в исследованиях иного типа.

Современных российских исследователей, изучающих эту проблему, можно отнести к двум категориям. Первые утверждают, что среднего класса в России нет. Вторые признают его существование, но в то же время единодушно отмечают незавершенность его формирования или начальный этап становления. В силу этого они часто употребляют понятие «средний слой», имея в виду достаточно аморфную и не вполне устойчивую еще общность, занимающую срединное положение.

Первая группа отнюдь не едина. Различные ее представители используют разные аргументы в обосновании своей точки зрения. Рассматривая их, обратим внимание, по меньшей мере, на три основных подхода. Первая позиция может быть охарактеризована как последовательный конструктивизм. Согласно этой позиции, среднего класса нет как объективной реальности, есть лишь понятие среднего класса, с помощью которого создается эта реальность.

Второй способ аргументации в пользу отрицания среднего класса в России связан с трактовкой его как чисто западного явления и понятия.

35 Социальная мобильность: понятие и виды.

Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса.Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида... от одной социальной позиции к другой», Существует два основных вида социальной мобильности - межпоколенная ивнутрипоколенная, а также два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают наиболее высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую позицию, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).Повышение в должности — пример восходящей мобильности, разжалование — нисходящей.Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно.Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

36 Социальная организация – понятие и виды

Социальная организация общества (от позднелат. organizio — формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum — орудие, инструмент) — установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.

Под организацией часто понимается 1) свойство общества в целом или какого-либо социального объекта иметь упорядоченную структуру, а также 2) деятельность, связанная с четким распределением функций и делегированием полномочий, регулированием и координацией действий, управлением.

В первом случае термин "организация" означает установленный социальный порядок в системе в целом или отдельных ее подсистемах. Например, организация государственной власти по административно-территориальному принципу, или организация траты на предприятии через систему норм выработки и квалификации работ.

Во втором случае – термин "организация" характеризует момент деятельности, связанный с управлением. Например, руководитель организует производственный процесс – это значит, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась его непрерывность и бесперебойность.

Таким образом, под организацией понимается некий нормативный порядок, который обеспечивается всей совокупностью регулятивных механизмов и предпринимаемых действий по его поддержанию и приведению к нему

Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная и общественная организация.

I. Трудовая организация — это: организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организа­ция значительно шире производственной и охватывает работни­ков производственных, научных, учебных, медицинских, куль­турно-просветительских, административных и других организа­ций.

II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ.

б) организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).

III.Общественные организации — неправительственные/негосударственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделяются экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные, культурные и др.

По степени сплоченности среди социальные организаций выделяются следующие: организация-ассоциация, организация-кооперация, организация-коллектив, организация-корпорация..




1. История Акушерства
2. небольшой экскурс в историю портала
3. Статья- Первый русский автомобиль
4. РОЗРОБКА ПРОГРАМНОЇ РЕАЛІЗАЦІЇ
5.  Загальні положення 1
6. тематике для 1 класса Задача 1 1.
7. Лабораторная работа 3
8. 1. Возрастная психология как отрасль психологии
9. РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Инженерно ~ экономический факультет
10. Основатель эволюционной теории 9 класс 1
11. Уральская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения РФ
12. Курсовая работа по теме- Организация товароснабжения магазина и пути ее совершенствования СОДЕРЖАНИЕ В
13. Тема- Международная правовая защита жертв вооружённых конфликтов международное гуманитарное право.html
14. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
15. чуванской картвельской абхазоадыгской нахскодагестанской синотибетской семитской эскимосскоалеутск
16. Нормирование точности детали вал-шестерня, редуктора заднего моста
17. 1 Краткая геолога ~ промысловая характеристикаЕрсубайкинского месторождения Ерсубайкинское местор
18. 012.32-378.1339.13.17 ФОРМУВАННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ БАЗИ УПРАВЛІННЯ ОРГАНІЗАЦІЯМИ ВИЩОЇ ОСВІТИ НА
19. Контрольная работа По дисциплине- Отечественная история На т
20. Журнал медицинской этики