Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

нормандская теория

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Cимонин Дмитрий. 1 курс биотехнологического факультета 2 группа

  1.  Восточные славяне, расселение, занятие, религия.
  2.  Нормандская и анти-нормандская теория.
  3.  Образование древнерусского государства.
  4.  Причины: характеристики правления – Олега, Игорь, Ольга, Ярослав, Святослава, Владимира Красно-Солнышко, Владимира Мономаха.
  5.  Феодальная раздробленность на Руси, причины и последствия, характеристика Владимира Суздальского.
  6.  Особенности развития древнерусской культуры.

Вопрос 1

Восточные славяне, расселение, занятие, религия.

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.

Расселение.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы).  Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине — кривичи, по берегам Припяти — древляне, По Днестру Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря — уличи и тиверцы, по Оке — вятичи, в западных областях современной Украины — волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины — дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне — северяне, по реке Сож, притоку Днепра, — радимичи, вокруг озера Ильмень — ильменские славяне. Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. По данным летописца, земля полян также носила название "Русь".

Термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Занятие.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая (вырубали леса, и поджигали, тем самым захватывая территории).

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог (сселяли на нескольких участках, а на следующий год уже на других).

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Религия.

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях.

При переходе к оседлому способу жизни, центров религия стала централизованной и приобрела огромное значение для славянских племен. Роль жрецов исполняли так называемые волхвы, которые приносили жертвы,  брали непосредственное участие в гаданиях и прочих культовых событиях. Пока еще неизвестно, кто именно был главой храма, но существуют догадки, что им был именно князь, так как при раскопках княжеских могил там было обнаружено множество ритуальных предметов: нож для жертвоприношений, гадальные кости и т.д.

Да, религия восточных славян включала в себя обряды жертвоприношения. В качестве даров богам приносили продукты питания, забивали животных, а иногда жертва была и человеческой.

Что же касается идолов, то они, как правило, изготавливались из дерева. Такая статуя имела вид деревянного столба с головой божества. Идолов размещали в центре храма, чтобы ему можно было поклоняться.

Перун был тем божеством, которое вызывало страх, так как сила его была безграничной.

Представительницей рожениц является Лада, которую считали защитницей домашнего очага.

Род- помогал человеческому роду, и вести домашнее хозяйство (рожениц).

Ярило считался божеством солнца, в то время как Стрибог повелевал силами ветра (сыновья Сварога).

Вопрос 2

Нормандская и анти-нормандская теория.

Норманнская теория (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя Русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

одна из версий происхождения русского государства, когда славяне приглашали якобы не славян (норманнов) ими править и управлять, ибо сами не умели.

Анти-нормандская теория.

Антинормани́зм — направление в историографии, сторонники которого отвергают и опровергают норманистические концепции происхождения первой правящей династии Руси и создания русского государства. Не отрицая участия скандинавов в политических процессах на Руси, антинорманизм критикует преувеличенное, в рамках норманской теории, значение такого участия. Одним из недавних трудов сторонников антинорманизма стала монография В. В. Фомина. Начиная с В. Н. Татищева и М. В. Ломоносова, сторонники антинорманизма подчеркивали и подчеркивают проявление отечественной государственности в Скифии и Сарматии, Готии и Гуннии, Боспорском царстве и Приазовской Болгарии, Тюркском каганате и Хазарии, «северных архонтствах» раннесредневековой Византии.

Вопрос 3

Образование древнерусского государства.

Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.

Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Не состоятельность этой теории может быть доказана следующим фактором: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.

Во-первых, у славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.Во-вторых, славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.

В-третьих, экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины). Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа.

Вопрос 4

Причины: характеристики правления – Олега, Святослава, Владимира Красно-Солнышко, Владимира Мономаха.

Олег.

После смерти Рюрика страной правил Олег.  войском двинулся на юг, завладел Смоленском и поплыл к Днепру.

в 882 году столицей русского государства стал Киев, и Русь стала Киевской.

В дальнейшем Олег покорил древлян, северян, радимичей. Ему удалось объединить все города в близи Киева (освободил их от зависимости хазарского ига), таким образом он укреплял Русь, он укреплял страну крепостями, строил города на границе со степью.  В последствии для получения более большой прибыли совершил поход на Византию, Константинополь.

Словом, он был создателем русско – славянской независимости и силы.

Игорь

877 года рождения. На фоне этой яркой личности его воспитанник, а по достижении совершеннолетия, и соправитель выглядел тускло и бледно. Долгие годы молодой князь находился, хотя и рядом, но в тени Олега, трудами которого было продолжено дело Рюрика — создание на бескрайних просторах восточнославянского мира Русского государства. В 903 году он женился на изборской княжне Ольге, внучке Гостомысла, девичьим именем которой было Прекраса. Но о сколько-нибудь самостоятельной политической роли достигшего совершеннолетнего возраста князя можно говорить лишь с 911 году, когда, отправляясь войной на Византию, Олег оставил Игоря править Киевом и Русью.

После смерти в 912 (по другим сведения в 922) году Олега его племянник стал полноправным правителем обширного, но еще очень непрочного в политическом отношении княжества. Не случайно первым самостоятельным шагом Игоря стало усмирение в 914 году восставших против киевской власти древлян. Подавив этот бунт, князь наложил на побежденных древлян еще более тяжелую дань. Тогда же к Киевскому государству были присоединены земли обитавших на самых южных окраинах восточнославянского мира уличей.

Еще одной заботой Игоря стала борьба с набегами степняков. Именно в правление Игоря возобновились набеги печенегов, когда-то, еще при Аскольде и Дире попытавшихся разграбить земли полян. Теперь они прочно осели в причерноморских степях. И если в 915 году, в первый спустя 50 лет приход печенегов на Русь, князю удалось избежать столкновения с ними, заключив с печенежскими ханами мир, то спустя пять лет на всем протяжении границы со степью уже бушевала настоящая война, изредка сменяющаяся коротким настороженным затишьем.

Подобно Олегу воспитанный Игорь думал о походе на славящуюся своими богатствами Византийскую империю. Однако осуществлению этого предприятия предшествовал период достаточно мирных отношений с великой средиземноморской державой. В 935 году ладьи и полки Игоря ходили даже с греками на Италию. В 941 году князь Игорь решил поднять свой меч на Византию. Следующий поход на Византию киевский князь тщательно готовил на протяжении почти 4 лет. Он собрал еще более многочисленное войско, призвал из Заморья варяжские дружины и нанял печенежское конное войско, предусматрительно взяв у них заложников. В 944 году Игорь вновь двинул свои полки на юг, на этот раз не только "в ладьях", но и "на конях". Предположительно под его стягом собралось до 80 тысяч воинов. Узнав готовящемся походе, жители Херсонеса поспешили сообщить в Константинополь о надвигающемся нашествии "северных скифов". Роман I Лакапин решил не искушать судьбу и поспешил направить навстречу Игорю.

 посольство с просьбой о мире и обещанием богатых даров. Греческие послы нашли русское войско уже на Дунае. Здесь и произошли переговоры. По обычаю Игорь обратился за советом к дружине. И услышал в ответ: "Чего нам еще нужно, — не бившись взять золото и серебро и паволоки? Разве знает кто, кому одолеть: нам или им? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть". Князь, последовал совету и, взяв с греков богатые дары на всех своих воинов, согласился прекратить поход и возвратился в Киев.

Замирившись с греками, Игорь решил упрочить свою власть над подвластными Киеву славянскими племенами. Начал он с древлян, продолжавших сохранять известную автономию и своих собственных древлянских князей. Осенью 945 года Игорь со своей дружиной отправился в полюдье, но, прибыв в Древлянскую землю, не ограничился данью, положенной ему по праву, а, отослав ее в Киев, потребовал новой дани. Летопись сохранила единодушное слово, сказанное о требовании Игоря древлянских старцев, собравшихся на думный совет со своим князем Малом: "Если повадится волк ходить за овцами, то унесет все стадо. Так и сей, если не убъем его, то всех нас погубит". Противостоять, собравшемуся со всей восставшей древлянской земли народному войску малая дружина Игоря не смогла, и полегла в злой сече под мечами древлян у стен Искоростеня. Погиб и сам князь. Когда остатки дружины Игоря были оттеснены в болото немногие уцелевшие попали в плен, вместе с ними оказался и князь. По сообщению византийского хрониста Льва Диакона он был предан злой казни — разорван на части согнутыми деревьями (березами), к верхушкам которых его привязали . Похоронен он был около Искоростеня под высоким курганом.

Святая Ольга Великая княгиня киевская (правление 945— 957г.)

Когда князь Игорь покидал Киев, уводя дружину в очередной поход, именно Ольга занималась всеми политическими делами, принимала послов, говорила с наместниками. Основываясь на этом, можно сказать, что фактически правление Ольги, которая при Игоре занималась проблемами внутренней жизни страны, началось до такого известного исторического эпизода, как гибель Игоря.

После смерти Игоря, древляне отправили послов к Ольге с целью стать женой их князя МАЛА..

Заслуживает внимания и внешняя политика княгини Ольги, которая осуществлялась посредством дипломатии. Княгиня смогла укрепить связи с Византийской Империей и Германией.

Святослав (942-972г)

Государственные дела и внутренняя политика князя Святослава практически не интересовали, решение этих вопросов князь полностью предоставил своей мудрой матери. Святослав никогда не нападал неожиданно. Предупреждая врага о нападении, князь побеждал в честной битве.

В 964 г. начался поход Святослава в Хазарию. После того как он заставил их платить себе даль, он двинулся к Волге. Там жили Болгары, им пришлось не легко, Святослав разорил и угробил множество сел/поселений. К 965г состоялся полный разгром хазар.

Киевскому князю Святославу так понравились болгарские земли, соседствующие с Византией, что он захотел перенести свою столицу из Киева в Переяславец.

Территории разгромленного Святославом Хазарского каганата, до того закрывавшие путь кочевникам из Азии теперь были наводнены печенегами, подкупленными императором Византии. Кочевники в 968 г. окружили Киев в отсутствие князя. Ольга призвала на помощь воеводу Петича. Печенеги отступили, возможно, решив, что возвращается воинственный князь.

В 969 г умерла княгиня Ольга и лишившиеся ее покровительства христиане подверглись гонениям. В том же году, оставив сыновей Ярополка, Олега и Владимира править, Святослав отправился во второй поход на болгар. К тому времени Никифор 2 Фока был убит и трон занимал Иоанн Цимисхий.

Одержанная в Болгарии Святославом победа была не выгодна Византии. Цимисхий, не желавший укрепления Святослава в болгарских землях, направил к князю послов с богатыми дарами и требованием покинуть завоеванные территории. Ответом Святослава стало предложение выкупить захваченные болгарские города. Началась изнурительная война с греками. Была ожесточенная война, продолжалась 3 месяца, войска терпели голод/болезни.В итоге был заключен договор, по которому князь обязался уйти из Болгарии, выдав всех пленных греков и препятствовать нападению на территорию Византии других племен.

Пока князь вел борьбу с греками на киевские земли вновь пришли печенеги и едва не захватили стольный град. По мнению историков, император Византии что киевский князь погиб вместе с войском.

Владимир Красно-Солнышко (980–1015г)

В 977 г. Ярополк Святославич развязал междоусобную войну против братьев. Он убил Олега и отправил войско на Новгород. Опасаясь разделить участь брата, Владимир бежал в Норвегию к Хокону II, но вскоре вернулся с наемной дружиной и двинулся на Киев. По Узнав о приближении брата, Ярополк бежал из Киева и укрылся в Родне. Владимир предложил ему встретиться для обсуждения мира. Но как только Ярополк явился в ставку брата, спрятавшиеся в засаде варяги убили его.

Захватив власть, Владимир отказался платить наемникам-варягам и отпустил их в Византию, одновременно предупредив греков, чтобы те ни за что не отпускали варягов обратно на Русь. Затем Владимир начал активно расширять свои владения. В 981 г. он отвоевал у Польши червенские города, в 981-984 гг. обложил данью вятичей, ятвягов и радимичей. В 985 г. Владимир заключил договор с волжскими булгарами и обложил данью хазар. Позже был захвачен Таманский полуостров, совершены успешные походы против поляков, белых хорватов и снова волжских булгар.

К началу 990-х годов Владимир столкнулся с новой напастью – набегами кочевников-печенегов. Для защиты от них была построена линия оборонительных сооружений по левобережью Днепра.

Несмотря на принятие христианства, Владимир не утратил традиционной славянской веселости. Он все так же любил пиры и празднества, только теперь они стали устраиваться в дни больших христианских праздников. В такие дни пировали не только бояре. Князь созывал людей отовсюду и кормил и поил их, а для тех, кто не мог явиться на княжий двор, еду и питье развозили по городу.

При Владимире начала складываться стройная система государственного управления. Все решения князь принимал по согласованию с советом, в который кроме дружины входили старейшины от всех городов. Именно бояре и старейшины уговорили князя заменить смертную казнь вирой вопреки мнению византийского духовенства.

Считается, что при Владимире на Руси впервые начали чеканить монеты по византийскому образцу. Именно на монетах сохранились прижизненные символические изображения Владимира – человека с небольшой бородой и длинными усами.

К концу правления Владимира Русь стала по-настоящему единым государством. Во всех крупных городах правили сыновья князя. Были основаны новые города, в том числе названный в его честь Владимир-на-Клязьме. На южных оборонительных рубежах стояли войска. Киев, Переяславль, Чернигов и Новгород процветали за счет торговли. Повсеместно распространялась новая религия. Русь прочно закрепилась в Приазовье. Согласно договору с Византией русские войска воевали против дунайских болгар. Но дальнейшие события показали, что политически Древнерусское государство было еще очень нестабильным.

Ярослав

Ярослав в 1017 году занял город Киев. Время правления Ярослав Мудрого – это расцвет Руси. Активно развивается каменное строительство, привлекаются ученые монахи для перевода и переписи церковных книг. Международный престиж Руси высок. Русь смогла сделать такой огромный шаг к процветанию ещё и потому, что во время правления Ярослава не было необходимости бороться с кочевниками. Появляется первый общерусский свод законов – «Русская Правда». Но не сразу удалось восстановить Ярославу единство русский земель Руси. Его брат Мстислав владелец Тмутараканского княжества в 1024 году нанес ему поражение неподалеку от Чернигова. После чего Русь была поделена по левому берегу Днепра. Но в 1036 году Мстислав умирает и его часть земель переходит Ярославу. В крупных городах и землях Руси правили сыновья Ярослава. Ярослав продолжал внешнюю политику своего отца и деда.

Русь заключила мирный договор с Византией.

Избавил Русь от набегов печенегов.

Ярослав Мудрый, поделив Киевскую Русь на 5 частей, завещает править этими землями своим сыновьям, но между братьями происходят ссоры, которые положили начало дроблению Руси на княжества. Единственный кто на время это остановил бы - был Владимир Мономах.

Владимир Мономах (1113-1125)

Владимир пользовался народной любовью и снискал себе славу миротворца и победителя половцев.  С другими князьями старался поддерживать мир.  Не желая устраивать сражение,  в 1094 году ушел из Чернигова в Переславль, где княжил, а позже передал Переславль брату Ростиславу, а сам княжил в  Смоленске.

После смерти Святополка, в Киеве не было князи. Им должен выл стать Владимир. Но он не хотел и ссылался на двоюродного брата Святославовича. Но жители Киева желали видеть его. Спустя время он дал согласие.

Ни половцы, ни другие племена не беспокоили Русь в это время. В 1116 году Владимир сам послал своего сына Ярополка  на Дон, где тот  завоевал у половцев три. Мстислав, вместе с новгородцами побил чудь на балтийском побережье.  В 1120 году Юрий, князь Ростовский, еще один из десяти сыновей  его, разгромил болгар на Волге.  

Вопрос 5

Феодальная раздробленность на Руси, причины и последствия, характеристика Владимира Суздальского.

Причины.

Первой, и наверное самой очевидной причиной является увеличение потомков Рюрика. Каждое поколение было все больше и больше предыдущего, и каждый хотел ухватить «свой кусок пирога».

Вторая причина, которую в принципе можно соединить с первой, – это отсутствие сильного харизматичного  князя. До раздробленности же удавалось сохранять единство государства. А все потому, что среди Рюриковичей был авторитет, которого все уважали.

Третья причина – независимость экономики отдельных княжеств от центра и между собой. Каждое княжество производило все, что ему было нужно для существования. Поэтому оно могло стать отдельным государством.

Четвертая причина – заинтересованность бояр в своем князе, который бы защищал их права на местах. Поэтому бояре помогали князю установить власть в каждой земле. Однако потом в княжествах возникала борьба за власть между боярством и князем. На каждой земле вопрос власти решился по-разному.

Пятая причина – ослабление Киева, центра Руси. На город часто нападали кочевники, что способствовало оттоку населения в более спокойные места. Миграция жителей повела за собой отставание в экономике Киева от других княжеств.

6. отсутствие в середине XII века серьезного внешнего врага

7. усиление военной мощи князей на местах

Последствия.

  1.   междоусобные войны;
  2.   обострение борьбы князей и бояр;
  3.    возрастающее дробление княжеских владений и появление к концу XIV века микро-государств, лишенных перспективы исторического развития из-за самоизоляции и сепаратизма;
  4.   ослабление общегосударственного военного потенциала.

Характеристика Владимира Суздальского

1. Началось активное хозяйственное освоение северо - восточных земель.

2. Северо- Восточная Русь имела большие площади земли, пригодной для земледелия.

3. Северо- Восточная Русь была хорошо защищена с юга. Она имела огромные массивы густых лесов; широкие полноводные реки.

Владимиро-Суздальская Русь стала со временем центром, вокруг которого объединялись русские земли, складывалось Русское централизованное государство.* На территории Владимиро-Суздальского княжества образовалась Москва, ставшая со временем столицей великого государства.

Вопрос 6

Особенности развития древнерусской культуры.

Характерные черты Древнерусской культуры:

1. Выделяются две культуры: элитарная и народная.

2. Начинает развиваться зодчество, ремесло, появляется единый архитектурный стиль, развивается устное народное творчество, летописание, возникает ювелирное и художественное искусство.

3. Возникает религиозная (церковная) культура.

Особенности:

1. Храм стал основой политической и культурной жизни, кроме того он служил укрытием при внешней опасности. Поэтому на первый план выходит зодчество. Мозаика, фрески, формируется иконостас.

2. Влияние византийской культуры.

3. Народ является и заказчиком и исполнителем.

4. Уже появились черты церковной культуры, но она еще не стала религиозной.

5. Прослеживается связь человека с природой.

Значение древнерусской культуры:

1. Возникают памятники искусства, которые возвеличивают народ, рассказывают о его истории.

2. Оформляется единый архитектурный стиль: четырехстолбный, трехнефный, однокупольный храм.




1. Тема 5 Учение об административном действии
2. Расследование хищений предметов, имеющих особую ценность
3. ПОДОЛЬСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФУТБОЛА 142116 Московская область г
4. тема налогов и сборов- понятие структура
5. комплекс организационных экономических и производительных мероприятий по формированию и изменению цен на
6. тема налогового права 5
7. 2013 Задачи для тренировки1- Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воз
8. Литература - фтизиатрия (организация противотуберкулезной работы
9. Божественна комедія Головний герой поеми поет Данте починає свою подорож із темного страшного лісу
10. тематичних наук Київ ~ Дисертацією є рукопис
11. Контрольная работа Вариант 77 По дисциплине Вычислительная техника и информационные технолог
12. Углубленные экзаменационные билеты по физике и ответы (11 класс)
13. Межгосударственный уровень устойчивого развития
14. Контрольная работа- Системный анализ по жилищной проблеме приобретения собственного жилья
15. на тему- Организация финансового планирования Исполнитель- Голосова Оксана Владимировна
16. Реферат- Страхування транспортних засобів та вантажів
17. Антикризисное управление1
18. фотография переводится как светопись что отражает основополагающую роль света в процессе фотографиров
19. Я дико извиняюсь но Индекс КК - 443028 УК находится в 33 доме это с обратной стороны напротив 32 дома
20. Специфика волонтерского движения как субъекта социальной работы в условиях средней общеобразовательной школы