Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий требующих специальных знаний в области лепны

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Глава 3 ТЕАТРАЛЬНАЯ БУТАФОРИЯ

Изготовление бутафории представляет собой обширную отрасль театральной технологии,

включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими

материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее

разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области

лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу,

изготовления ювелирных изделий и многих других. Из всей массы существующих приемов и

методов можно выделить главнейшие технологические процессы, которые лежат в основе

данного производства. К ним относятся: работы с папье-маше, металлом, пластмассами,

синтетическими материалами, мастиками и пастами. Каждый из этих процессов может быть

применен самостоятельно или в комбинации с другими в любом виде изделий. Так, например,

бутафорский кувшин может быть изготовлен из папье-маше, отформован из синтетических

пленок или склеен из оргстекла. Выбор технологии во многом зависит от творческой фантазии

мастера-исполнителя.

Способ папье-маше

Выклейка изделий из бумаги по отлитой форме является одним из самых

распространенных методов изготовления театральной бутафории. Процесс работы с папье-

маше делится на четыре основных этапа. Первый этап — лепка модели из глины. Второй —

формовка модели гипсовой массой. Третий — оттиск изделия бумагой по гипсовой форме. И,

наконец, четвертый — монтировка и роспись оттисков.

Для лепных работ применяется серая скульптурная глина, без примесей, не липнущая к

рукам и легко поддающаяся лепке. Сухая глина разбивается на куски и замачивается в воде.

Изготовление модели производится на столе или куске фанеры при помощи стеков или

специальных шаблонов. Круговые и перекидные шаблоны применяются только в случае

изготовления симметричных предметов, главным образом бутафорской бумажной посуды.

Процесс работы перекидным шаблоном, на примере кувшина, показан на рис. 108 а. В

куске фанеры вырезается контур изделия по его центральной оси. Петлями, сделанными из

жести, шаблон прикрепляется к доске, на которую помещается подготовленная глина. При

повороте шаблона вокруг оси его фигурный контур копирует изделие в глине. Процесс лепки

считается законченным тогда, когда глина примет точную форму изделия и шаблон перестанет

снимать лишние куски.

Круглые плоские предметы лепятся круговым шаблоном. Этот шаблон отличается от

перекидного только тем, что он укрепляется не на горизонтальной оси, а на вертикальной (рис.

108 б). Карнизы, багеты и другие подобные изделия моделируются скользящим шаблоном (рис.

108 в). Сложные, несимметричные предметы лепятся руками. Крупные модели нуждаются в

специальных, поддерживающих основные массы каркасах. Каркасы выполняются из угловой

стали, проволоки-катанки, деревянных брусков и других жестких материалов. Деревянные

крестики, прикрепляемые к основному каркасу мягкой проволокой, способствуют лучшему

удержанию глины.Рис. 108. Изготовление глиняной модели шаблоном: а — перекидной шаблон; б — круговой шаблон;

в — скользящий шаблон;

1 — постамент; 2 — шаблон с контуром кувшина; 3 — шаблон с контуром тарелки; 4 — глина;

5 — шаблон с контуром карниза; 6 — готовая часть модели; 7 — направляющий брусок

Готовая модель тщательно зачищается и слегка смачивается водой. Для того чтобы при

формовке гипс не растекался по столу вокруг модели, устраивается деревянный бортик.

Для заливки модели употребляется мелкий, хорошо просеянный и просушенный

формочный гипс. Заливочная масса приготавливается путем постепенной насыпки гипса в

холодную (лучше кипяченую) воду. Качество отливки зависит от консистенции раствора: густо

разведенный гипс твердеет слишком быстро и плохо заполняет форму, жидкий — твердеет

медленно и чрезмерно растекается по модели. Первый слой заливки производится более

жидким раствором, а последующие более густыми. Для первого слоя рекомендуется следующее

соотношение воды и гипса: на 1 л воды от 0,5 до 1 кг гипса, а для остальных — на 3 л воды 4 кг

гипса.

Большие модели сложной формы отливаются по частям. Для этого в глину модели

вставляются перегородки из полосок жести. Разделение формы на отдельные участки упрощает

процесс снятия формы и последующей выклейки бумагой, а также облегчает вес самой формы.

В случае необходимости изготовления большого количества копий с одной модели отливается

несколько форм, что убыстряет процесс производства. Хорошо просушенная и вычищенная

изнутри щетинной кистью форма готова к следующей операции — оттиску.

Для заливки глиняной модели применяется и другой материал — формопласт.

Температура плавления формопласта довольно высока — около 135°, поэтому для

приготовления заливочной массы его разогревают в алюминиевой посуде, помещенной в песок.

Отлитые из этого материала формы отличаются высоким качеством и позволяют производить

многократное повторение оттисков.

Процесс оттиска состоит из выклейки изделия кусочками бумаги, пропитанными мучным

клейстером. Каждый оттиск состоит из нескольких слоев бумаги. Первые слои выклеиваются

тонкой, рыхлой бумагой, последующие более плотной. Для большей прочности оттиска

выклейка завершается одним-двумя слоями упаковочного картона под названием «толевый

срыв» или введением в средние слои тарной ткани. Количество слоев зависит от изделия: для

крупнообъемной бутафории рекомендуется от 6 до 8 слоев, для остальной количество слоев

уменьшается до 4—5.

Подготовленная к оттиску форма покрывается специальной смазкой, состоящей из смеси

керосина с парафином, которая не дает бумаге приклеиваться к гипсу. Кусочки бумаги,

предназначенные для первого слое, смазываются клейстером только с одной стороны и

выкладываются по форме, так, чтобы клей не попал между гипсом и бумагой. Выклейка

производится не только по внутренней части формы, но и по толщине гипса. Бумажный контур,

окаймляющий оттиск, облегчает процесс окончательной сушки и препятствует возникающим

при этом деформациям.

Клейстер приготавливается из муки-сметки, разведенной в холодной воде и залитой затем

крутым кипятком (на 1 кг муки берется 1 л холодной и 2 л горячей воды). Потемневшая и

начинающая приобретать прозрачность масса готова к употреблению.

Бумажные оттиски можно производить и непосредственно по моделям или готовым

оригиналам, предварительно смазанным вазелином. Выклейка бумагой — машировка —

производится обычным порядком. Для снятия готового оттиска с оригинала, обладающего

сложными формами, по первому слою бумаги прокладывается тонкий шпагат с приклеенной к нему бумажной лентой. Свободный конец шпагата выпускается наружу. После сушки, при

помощи этого шпагата и ножа, оттиск разрезается по частям и легко снимается с модели.

Выклейка оттиска по модели обобщает ее формы, и поэтому может быть применена в тех

случаях, в которых точное воспроизведение деталей не является существенным.

Подсушенный бумажный оттиск вынимается из формы или снимается с готовой модели и

прибивается к ровной поверхности гвоздями, вбитыми в боковые кромки (рис. 109). После

полного высыхания кромки срезаются острым ножом, а контуры соединяемых частей плотно

подгоняются друг к другу.

Рис. 109. Оттиск и монтировка изделий из папье-маше:

а —гипсовая форма с оттиском; б —сушка оттиска; в — монтировка оттисков; г — монтировка балясины

Монтировка оттисков производится путем скрепления отдельных частей клеем, нитками,

проволокой, деревянными шпильками и другими способами. Стыковочные швы заклеиваются

полосками бумаги или тонкой ткани и сверху покрываются бумагой большей ширины. Для

придания изделию прочности и жесткости внутрь вводится деревянный каркас- Полуобъемные

изделия монтируются на фанеру, вырезанную по их контуру. Фанера вставляется в плоскую

часть контура и приклеивается к нему столярным или иным клеем. В объемные предметы

вводятся пространственные каркасы из брусков и лекал, поддерживающие основные формы.

Смонтированное изделие зачищается наждачной бумагой, шпаклюется, шкурится, затем

покрывается левкасом, снова зачищается шкуркой и только после этого окрашивается.

Шпаклевка приготавливается из разведенного столярного клея, мела и олифы. На 500 г

разваренного клея берется 800 г мела и 2 столовые ложки олифы. Для получения левкаса эти же

компоненты замешиваются на горячей воде в следующих пропорциях: 30 частей воды, 50

частей мела и 5 частей столярного клея. Полученная масса при непрерывном помешивании

доводится до кипения. Подготовленная к окраске поверхность покрывается различными

лаками, клеевыми, масляными и эмалевыми красками, бронзовым и алюминиевым порошком,

рельефными пастами и т. д.

Лакировка изделия осуществляется по окрашенной клеевой краской поверхности. В

некоторых случаях лак может быть заменен столярным клеем или эмульсией ПВА. При окраске

масляными красителями левкас покрывается олифой. Имитации под металл осуществляются

бронзовыми и алюминиевыми порошками, графитом, поталью (тончайшими листочками

бронзы).

Бронзировка осуществляется по масляному покрытию. Масляная краска разводится на

масляном лаке с добавлением скипидара или пинена и после неполного высыхания

присыпается бронзовым порошком. Нужные оттенки бронзы достигаются прокаливанием

порошка на медленном огне. Сплошное бронзирование производится порошком, разведенным

на масляном лаке, эмульсии ПВА. Для нанесения рельефного орнамента бронзовый порошок

разводится на глифталевом, асфальтовом лаке с добавлением масляного лака в количестве

одной трети от общей массы.

Для имитации черных металлов на клеящий состав присыпается порошок графита. После высыхания поверхность полируется суконкой.

Поталь приклеивается к поверхности изделия при помощи масляного и дамарного лака,

эмульсии ПВА и других клеящих составов. Листочки потали накладываются на липкое

покрытие, не оставляющее отпечатков пальцев, и осторожно притираются мягким тампоном-

Наклеенная поталь тонируется красками или частично покрывается темными лаками.

Помимо указанных способов лепная бумажная бутафория обрабатывается различными

фактурами — глянцевой бумагой «под мрамор», шелком, бархатом, синтетическими

материалами и т. д.

Некоторые скульптурные изделия лепят из бумаги следующим образом. Связанный по

форме скульптуры проволочный каркас обтягивают марлей, поверх которой наклеивается

бумага или куски мягкого картона. Детали скульптуры лепятся кусками бумаги, обильно

смоченной клейстером. Крупные полуобъемные изделия могут лепиться из бумажной массы

прямо на доске или фанере без проволочного каркаса. Готовая скульптура сушится,

шпаклюется, покрывается левкасом и окрашивается так же, как обычные оттиски по форме.

Картонажные работы

Как самостоятельный поделочный материал в театральном производстве картон занимает

довольно скромное место. Из него главным образом изготавливаются предметы, не требующие

особой прочности и очень легкие по весу. К ним относятся декоративные, шляпные и

сюрпризные коробки, некоторые виды головных уборов, книжные корешки. Картонные

заготовки, раскроенные согласно геометрической развертке предмета, склеиваются различными

видами клея. Снаружи картонные изделия покрываются тканями, фольгой и другими

материалами, окрашиваются анилиновыми, клеевыми или масляными красками.

Бутафорские картонные книги выполняются отдельными томами и сборными блоками-

секциями. Раскрой ведется в соответствии с формой и размерами обложек. Между обложками

вставляются деревянные бруски, имитирующие толщину книги. Для большей

правдоподобности на внешние стороны брусков наклеиваются параллельными рядами толстые

нитки. Для блоков-секций делается рамка, верхний и нижний бруски которой выпиливаются по

форме книжных корешков. По этим закруглениям приклеивается и прибивается картон (рис.

110). Он оклеивается бязью, коленкором и прочими материалами, грунтуется и окрашивается.

Для имитации книг в пестрых суперобложках ткань заменяется страницами иллюстрированных

журналов, предпочтительно на глянцевой мелованной бумаге. Наклейка производится

хаотично. Бутафорские обложки часто заменяются настоящими, взятыми в типографии.

Рис. 110. Бутафорские книги

Работы из металла

В процессе изготовления театральной бутафории используются многие приемы обработки

различных металлов — вязка проволочных каркасов, штамповка, металлопла-стика, чеканка,

выколотка, литье. Основными материалами, применяемыми в бутафорском производстве,

являются: кровельное железо, листовая латунь и медь, жесть, отожженная вязальная и

сталистая проволока, олово, алюминий, металлическая фольга. Проволочные каркасы

применяются при изготовлении скульптур и крупной бутафории, кустов, деревьев, абажуров и

пр.

Каркасы для крупной объемной бутафории вяжутся из мягкой проволоки с введением для

усиления конструкции в наиболее ответственные места более жестких контуров. Соединение

проволок между собой производится скручиванием, обмоткой тонкой вязальной проволокой и, реже, пайкой. Стволы кустов собираются из пучка толстой сталистой проволоки, закрепленной

на деревянном основании (рис. 111). Верх пучка разбирается на отдельные ветки. Они

перевязываются мягкой проволокой в поперечном направлении. В ветки, идущие от ствола,

вплетаются концы более тонкой проволоки, из расчета на каждые две толстые проволоки —

одна более тонкая, и так дальше, пока ветка не сойдет на нет. Связанный и закрепленный на

основании каркас обматывается тонкими полосками холста, бязи или марли, пропитанными в

клейстере.

Рис. 111. Бутафорский куст:

1 — постамент; 2 — проволока; 3 — холст или марля

Плоские кроны деревьев выполняются с применением тонкостенных стальных трубок

малого диаметра (от 8 до 15 мм), которые выгибаются по внешнему контуру кроны.

Раскрепление трубчатого контура производится комбинацией толстой и тонкой проволоки,

проложенной по рисунку сучков и веток. Весь каркас обматывается тканью на клею и

затягивается тюлем или гардинной сеткой с нашитыми на них аппликациями.

Технология изготовления проволочных каркасов для абажуров ничем не отличается от

общепринятой.

Металлопластика применяется для изготовления украшений, нагрудных знаков, оправы

для камней в ювелирных изделиях, отделки мебели, реквизита и бутафории. Принцип

металлопластики заключается в неглубоком тиснении тонкого листового металла: меди и

латуни толщиной в 0,2 мм, олова примерно такой же толщины и жести.

Ровную пластинку металла с нанесенным на нее рисунком укладывают на толстую

подкладку и, пользуясь специальными стеками, производят тиснение. В качестве подкладки

используются мраморные и стальные плиты, резина, линолеум, войлок. В наборе инструментов

должны быть стеки с полукруглыми головками, в форме шпателей, пуансоны, пробойники,

молотки.

Разновидностью металлопластики является тиснение по готовым металлическим моделям.

Установленная на деревянной подкладке модель сначала закрывается листом тонкого металла,

а потом свинцовой накладкой. При несильных ударах молотка по свинцу металл облегает

форму модели.

В ювелирных изделиях «камни» закрепляются заусенцами металла, так называемой

«кастой», получаемой после пробивки отверстия гвоздем или пробойником. Монтировка

украшений и деталей отделки на жестких поверхностях производится мелкими гвоздиками, а на

мягкую основу — проволокой и нашивкой.

Чеканка бутафорских изделий по тонкому металлу также применяется главным образом

при изготовлении отделочных деталей, костюмного реквизита. В отличие от художественной

чеканки, театральная не требует точного воспроизведения деталей и создает лишь обобщенную

имитацию.

К чеканным работам относится и изготовление из белой жести «хрустальных» подвесок

для люстр. Вырезанные по форме хрусталиков кусочки жести выгибают на полутвердой подкладке — деревянном торце — при помощи зубила и молотка. У хрусталиков, имеющих

ромбовидную форму, по одной из коротких осей ромба делается надрез, облегчающий выгиб

металла. В концах каждого хрусталика пробиваются отверстия, в которые вставляются

соединительные кольца из проволоки.

Литье металла в условиях театра ограничивается отливкой малоразмерных костюмных

украшений, нагрудных знаков, орденов и небольших отделочных деталей для предметов

бутафории. Исходным материалом служат легкоплавкие металлы: олово, свинец, алюминий.

Олово и свинец расплавляются на любом имеющемся источнике тепла, а плавка алюминия

производится в лабораторных электропечах. Расплавленный металл отливается в гипсовых

формах.

Декоративная обработка металлов заключается в покрытии их лаками, красками,

полировании, бронзировке и травлении кислотами. Так, например, пламя паяльной лампы

придает кровельному железу вид вороненого металла, ржавчина вызывается соляной кислотой,

а раствор сернистого калия придает металлу разные оттенки.

Пластмассы и синтетические материалы

Легкость, пластичность, необычность фактуры, простота технологической обработки

синтетических материалов и некоторых видов пластмасс обеспечили им широкое внедрение в

театральное производство. К их числу относятся пенопласт и винипласты, упаковочные

полихлорвиниловые пленки, вспенивающиеся полистиролы, клеи типа БФ и эпоксидные

смолы, эмульсии ПВА и латексы. Не все материалы химического производства могут быть

использованы на сцене в силу их горючести и токсичности. Но промышленность все больше и

больше осваивает разнообразные виды пленок и пластиков, которые не подвержены горению и

безвредны как в процессе производства, так и эксплуатации.

Пенопласты разделяются на жесткие и мягкие. Жесткие пе-нопласты хорошо

выпиливаются, режутся, шлифуются и окрашиваются. Из них вырезаются мелкие предметы,

скульптуры, капители, украшения для мебели. Тонкие листы негорючего пенопласта ПХВ

употребляются для фактурной обработки декораций.

Эластичный пенопласт, так называемый поролон, имеет более широкий диапазон

применения. Из него делают цветы, фрукты, пирожные, булки и другие виды съестных

продуктов, детали декораций, костюмов, костюмные толщинки и т. д. и т. п. Обработка

эластичного пенопласта ведется ножами, ножницами, терками, шкуркой. В тех случаях, когда

эластичность пенопласта затрудняет процесс обработки, его пропитывают столярным клеем,

отчего он приобретает надлежащую жесткость. После резки или обтачивания на токарном

станке изделие погружают в горячую воду и затем отжимают остатки клея. Поролон, сохраняя

приданную при обработке форму, вновь становится эластичным.

Жесткие и мягкие пенопласты склеиваются между собой различными синтетическими

клеями. Наилучшее качество склейки и эластичный шов дает резиновый клей АК-88 и клей БФ-

2. Эмульсия ПВА тоже склеивает пенопласт, но, во-первых, при склейке необходимо плотно

прижать детали друг к другу, закрепив их булавками, а во-вторых, шов получается весьма

жестким.

Окраска пенопласта производится любыми красителями, за исключением лаков и красок

на нитрооснове. Нитрокраски разъедают верхние слои пенопласта, и поэтому могут быть

применены только в случае имитации пористых фактур. Пропитка огнезащитным составом

производится тем же раствором, что и для тканей, только более сильной концентрации. Однако

пропитка пенопласта не дает гарантии абсолютной невоспламеняемости. Поэтому при

употреблении большого количества этого материала рекомендуется изделия оклеивать

огнестойкими, пропитанными тканями.

Вспененный полистирол является разновидностью пенопласта. Его гранулы, помещенные

в форму, хорошо вспениваются в кипящей воде, заполняя замкнутый объем. Наилучшим

материалом для изготовления форм является металл. Он обладает высокой теплопроводностью,

и процесс вспенивания протекает быстро и равномерно. Металлические формы заполняют

гранулами не менее чем на 40%. Гипсовые формы засыпают исходным материалом в размере от

60 до 80% объема. Для получения нужной температуры, при которой протекает реакция, гипсовая форма должна иметь плоский срез, закрываемый куском жести. В гипсовых формах

глубиной более 7 см качество отливки значительно снижается.

Металлические и гипсовые формы, заполненные гранулами, плотно закрываются и

погружаются в кипящую воду. Время формовки зависит от теплопроводности формы и ее

объема. Процесс вспенивания в гипсовой форме размером примерно 30x15 см и глубиной до 6

см длится около 30 минут, а в шарообразной форме из латуни, имеющей диаметр 12 см, — от

12 до 14 минут.

Термопластические пленки используются для изготовления легких и относительно

прочных изделий самого разнообразного характера: предметов бутафории, облицовки

филенчатых дверей и других объемных декораций, отделочных деталей, костюмных

украшений, касок, шлемов и многих других. Помимо чрезвычайной легкости, изделия из

термопластов обладают поверхностью идеальной чистоты, не нуждающуюся в левкасе,

шлифовке и других подобных видах обработки.

В театре наиболее употребимы негорючие винипластовые пленки двух наименований —

винипласта и винипроза. Винипласт — это просвечивающая пленка красно-коричневого или

охристого цвета. Винипроз прозрачен и может иметь чуть желтоватый оттенок. Обе пленки

имеют толщину от 0,3 до 0,9 мм, обладают значительной жесткостью и в то же время гибки.

Для мелких изделий применяется пленка толщиной 0,4—0,5 мм, для крупных оттисков — 0,7—

0,9 мм.

Тиснение по моделям осуществляется в специальном аппарате (рис. 112), состоящем из

формовочного ящика, прижимной рамы, нагревательной плиты, сепаратора, трубопровода,

крана, вакуумного резервуара и вакуумного насоса. Жесткая модель устанавливается при

помощи подставок на сепараторе, так, чтобы ее поверхность была как можно ближе к пленке,

закрывающей поверхность формовочного ящика. Плотное облегание пленки бортов ящика с

целью герметизации внутренней полости осуществляется прижимной стальной рамкой- Поверх

закрепленной пленки накатывается нагревательная плита, которая в течение 20—30 секунд

разогревает пленку до 100—130°С. (Нагревание термопластов выше указанной температуры

приводит к разложению их основы.) После размягчения пленки открывается вакуумный кран, и

под воздействием атмосферного давления термопласт плотно облегает форму модели.

Рис. 112. Вакуум-аппарат для формовки термопластов:

1 — вакуумный резервуар; 2 — прижимная рама; 3 —формовочный ящик; 4 — сепаратор; 5 —

нагревательная плита

При вытягивании винипластовой пленки происходит изменение ее толщины.

Равномерность вытягивания зависит от высоты рельефа. Чем больше обтягиваемый рельеф, тем

больше перепад толщины пленки на различных участках, тем больше вероятность разрыва

пленочного слоя. Поэтому тиснение пленок дает наилучшие результаты при высоте модели, не

превышающей 60—70 мм. Глубокое тиснение нуждается в особых аппаратах с вертикальным

перемещением модели и прочими специальными устройствами.

Качество оттиска целиком зависит от состояния модели, так как пленка в точности

повторяет все особенности обтягиваемой фактуры. Для получения гладких и чистых

поверхностей модель должна быть обработана с наибольшей тщательностью- Повышенные

расходы на изготовление моделей оправдываются легкостью изделий, быстротой получения

неограниченного количества оттисков и, в конечном итоге, высоким художественным

качеством декораций. Материалами для изготовления моделей служат гипс, дерево, фанера, металл. Широкое применение находят подлинные предметы и фактуры: резные детали мебели,

части старинных дверей, стальные каски, натуральные кирпичи, выложенные по форме

каменной кладки, и т. д. и т. п. Для получения более точной формы и облегчения процесса

монтировки модель должна по всему периметру выходить за пределы подставки.

Величина оттиска регламентируется шириной выпускаемой промышленностью пленки и

длиной стола. Обычно ширина ящика делается равной 80 см, а длина сообразуется с размерами

изделий. Для мелких работ длина ящика составляет около 50—70 см, для крупных доходит до

1,5 м и более.

Мягкие полихлорвиниловые и полиэтиленовые термопластические пленки применяются

для тиснения рельефов высотой не более 3 мм. В качестве моделей используются рельефные

ткани, картон, фанера. Тиснение производится на обычных установках, только жесткий

листовой сепаратор заменяется проволочной сеткой. Полиэтиленовая и некоторые виды

полихлорвиниловой пленки горючи, поэтому их применение возможно только в самых малых

количествах.

Склеивание пленок между собой, оклейка их тканями производится перхлорвиниловыми

лаками и клеями. Для получения клея перхлорвиниловая смола растворяется в дихлорэтане, ме-

тиленхлориде или ацетоне (20% смолы и 80% растворителя).

Изделия из термопластов окрашиваются нитролаками, масляными красками,

разведенными на олифе или масляном лаке, бронзовыми и алюминиевыми порошками на

нитролаках, анилиновыми красителями на поливинилацетатной эмульсии. Окраска клеевыми и

гуашевыми красками производится по масляному покрытию либо по тканям. На

неподготовленной поверхности клеевые краски не держатся.

К термопластам относится и органическое стекло. Оргстекло используется не только для

различных имитаций стекла — в окнах, фонарях, люстрах и пр.,— но и для изготовления

объемных прозрачных изделий — посуды, некоторых видов скульптуры путем тиснения,

гнутья и штамповки. Прозрачное искусственное стекло хорошо пилится, шлифуется,

обтачивается и сверлится.

Для ручного тиснения необходимы матрица и пуансон, изготовленные по форме изделия.

Матрицы и пуансоны вытачиваются из дерева или отливаются из гипса. Разогретое до 110—

130° оргстекло накладывается на матрицу и запрессовывается в нее пуансоном (рис. 113).

После охлаждения стекло сохраняет жесткость формы и присущую ему прозрачность. Для

склейки применяется клей, изготовленный из опилок оргстекла, растворенных в дихлорэтане,

или клей БФ-2. Изделия окрашивают окунанием в подогретый спиртовой раствор анилинового

красителя или масляными красками.

Рис. 113. Матрица и пуансон для ручного тиснения:

1— матрица; 2 — оргстекло; 3 — пуансон

Цветная стеклянная посуда выдавливается по матрице и иногда составляется из двух

оттисков — внутреннего и внешнего. Каждый оттиск рассчитывается так, чтобы один плотно

входил в другой. Сделанный на внутреннем слое рисунок хорошо просвечивает через внешний

слой, создавая впечатление гладкой расписной посуды. В изготовленные таким образом чашки

можно наливать холодную питьевую воду.

«Драгоценные камни» вытачиваются из кусков оргстекла толщиной 10—12 мм. Игру

«камням» придает металлическая фольга, подложенная под стекло. При изготовлении зеркал

обратную сторону листа продувают порошком алюминия, разведенным на нитролаке, или раму

зеркала сначала затягивают черным бархатом.

Технология стеклопластики в принципе схожа с технологией папье-маше. Роль бумаги в данном случае выполняет стеклоткань, а клейстером служат полиэфирные или эпоксидные

смолы, клей БФ-2.

Гипсовая форма покрывается парафиновой смазкой или выстилается целлофаном. Куски

стеклоткани выкладываются по форме в два, максимум три слоя. Смазка ткани клеем

производится кистью. Готовые изделия обладают жесткостью и полупрозрачностью. Крупные

рельефы можно лепить непосредственно из ткани, выкладывая ее по рисунку.

Для литья в формах применяются различные пластические массы. Наиболее легкие и

эластичные отливки дают игелит и латекс. Пластичность игелита (поливинилхлорида) зависит

от количества добавляемого наполнителя — муки, гипса, мела и пр. Порошок игелита

разводится дибутилфтолатом. Игелитовая масса, залитая в формы, подвергается нагреванию

при температуре 160—180°.

Латексами называют сок каучуконосных растений и водные дисперсии синтетических

каучуков. Изготовление пластичной рельефной бутафории производится двумя

технологическими приемами: по модели и по форме.

Первый прием заключается в том, что модель сначала покрывают специальным

фиксатором, усиливающим процесс осаждения латекса. В качестве фиксатора может быть

применен хлористый кальций, растворенный в воде и смешанный затем с каолином (800 г

хлористого кальция, 400 г воды и 300 г каолина). Подготовленная таким образом модель

опускается в сосуд, наполненный латексом типа «ревультекс». По истечении 40—50 минут

модель вынимают, споласкивают холодной водой и сушат при температуре 80° около 3 часов.

Подсушенное изделие снимают с модели и сушат еще такое же время. В результате жидкий

латекс превращается в тонкую резину, хорошо сохраняющую форму модели.

Второй способ — литье по форме. В гипсовую форму заливают латексное молоко,

которое постепенно загустевает тонким слоем. После образования в нижнем слое пленки

толщиной 1— 2 мм излишки латекса сливаются обратно. Такую же отливку можно получить

путем постепенного покрытия формы слоями латекса, наносимого при помощи кисти. Для

укрепления изделия иногда отливка армируется слоем ткани.

Для окраски годны сухие и анилиновые красители, порошок бронзы, разведенные на

бесцветном хлорсульфированном полиэтилене.

Из латексов изготавливают маски, лепные рамы картин, барельефы и многое другое.

Большинство латексов горючи, поэтому одновременное использование больших по площади и

массе резиновых изделий на сцене запрещено.

Для изготовления мелкой бутафории применяются твердеющие при комнатной

температуре полимеризационные массы — стиракрил, зубопротезные материалы — этакрил

(АКР-15), фторакс. Эти, материалы используются для изготовления орденов, мелких

украшений, резных рельефов. Гипсовая форма предварительно покрывается обычной

парафиновой смазкой. После заполнения формы верхняя ее часть закрывается целлофаном и

прижимается небольшим грузом. Спустя час изделие вынимают из формы и сушат при

комнатной температуре. Обработка ведется столярным и слесарным инструментом. Нужные

изгибы изделию придают до полного высыхания пластической массы. Поверхностная окраска

осуществляется любыми красителями.

Мастики

Мастиками называются пластические массы, приготавливаемые из клея, муки, гипса,

мела, бумаги. В процессе изготовления бутафории и фактурной обработки декораций мастики

заменяют папье-маше, рельефную пасту и другие отделочные и пластические материалы. Из

мастики лепят и оттискивают изделия для отделки мебели, оружия, посуды; изготавливают

бутафорские торты; производят рельефную обработку древесных стволов и т. д. Состав мастики

зависит от характера изделия, требуемого рельефа и физических свойств покрываемой основы.

Для оттиска мелких изделий по гипсовым формам применяется мастика из отжатой

бумажной массы. Рыхлые сорта бумаги развариваются в кипящей воде. Полученная масса

заливается столярным клеем, замешивается просеянным мелом и небольшим количеством

муки. В массу вводится также немного мучного клейстера и олифы.

Эта же мастика, обогащенная размельченной ватой или паклей, применяется для крупнорельефной обработки декораций, покрытых металлической сеткой. Вата забивает ячейки

сетки и не дает мастике проваливаться сквозь них. Более жидкая мастика, составленная на

основе разваренной газетной бумаги, пригодна для нанесения орнаментов при помощи

фунтиков. Мастика выдавливается из клеенчатых кульков-фунтиков на рисунок, обведенный

столярным клеем.

Для получения мучнисто-клеевой массы 1 кг муки замешивается на 0,3 кг разваренного

столярного клея и двух столовых ложках олифы. Форма выстилается марлей, концы которой

выходят за пределы внутренних полостей гипса. После плотной утрамбовки массы1

оттиск

вынимается за марлевые концы, приклеивается к основе столярным клеем, а затем прибивается

гвоздями.

Наиболее четкий оттиск мелкорельефных изделий — орденов, имитации резьбы по

металлу и дереву — получается на мастике, составленной из мелкопросеянного мела или

зубного порошка и эмульсии ПВА. Густое мастичное тесто оттискивается в смазанной

гипсовой форме. Окраска производится анилиновыми красителями в массе или путем

поверхностной росписи гуаше-выми красками. На дерево, пенопласт, ткань и другие материалы

мастичные изделия приклеиваются эмульсией ПВА.

Осветительная бутафория

В большинстве случаев все части осветитительной арматуры и их обработка производятся

силами художников-бутафоров. Только изготовление крупных металлических каркасов и

электрическая зарядка бутафории поручаются другим специалистам.

В производстве осветительной бутафории применяются лепные, токарные, сварочные,

чеканные работы, металлопластика, обработка мастикой, папье-маше, поталировка,

бронзировка, патинирование и множество других приемов художественной обработки. Широк

перечень используемых материалов: металлы, пластмассы, синтетика, ткани, мастики, краски,

клеи. Одни и те же предметы, как и прочие элементы декорационного оформления, могут быть

исполнены самыми различными приемами. Исходные материалы, приемы обработки,

конструкции определяются не только размерами осветительной арматуры, но и ее стилевыми

особенностями, художественными задачами, которые ставит художник.

Каркасная арматура выполняется из стальной проволоки и тонкостенных стальных труб.

Как было сказано выше, каркасы абажуров собираются обычным путем — из верхнего и

нижнего колец и продольных проволочных тяг. Готовый каркас обматывается марлей. Обтяжка

производится шелком, бумагой, синтетическими пленками и специально обработанными

тканями.

Бумажные абажуры выклеиваются из парафинированной или промасленной чертежной

бумаги. Окрашенная анилином с одной стороны, бумага раскраивается по нужной форме, и на

раскроенные части кистью наносится рисунок. Приготовленные таким образом заготовки

пропитываются растительным маслом, посыпаются размельченным парафином и

проглаживаются горячим утюгом. Сборка выкроек производится путем сшивания вручную или

на машине. Поверх бумаги иногда наклеивают цветную ткань, обогащая ее дополнительной

росписью или аппликацией. В этом случае бумага не окрашивается. Из числа синтетических

материалов чаще всего применяется оргстекло, винипроз и винипласт. Оргстекло и винипроз

имитируют стекло, а винипласт под воздействием источника света светлеет и становится

полупрозрачным.

Шарообразные абажуры из матового стекла чаще всего имитируются прессованным

молочным оргстеклом и тонкими тканями—марлей, тюлем, батистом, газом, обработанными

эмульсией ПВА или желатином. Смоченная в пищевом желатине марля выклеивается

несколькими слоями по готовой модели или гипсовой форме. Марлевый оттиск абажуров,

имеющих половину объема, монтируется на фанерный диск, к которому прикреплен

электропатрон. Для облегчения замены лампы в фанере прорезается отверстие. Оно

закрывается откидной крышкой или куском плотной ткани.

Имитация матового стекла для абажуров может быть осуществлена из тюля, тонкого

батиста, обработанных эмульсией ПВА. Тюль или ткань накладывается на чистый лист

оргстекла и покрывается эмульсией, немного разбавленной водой, начиная от центра к краям. Введение цвета и роспись возможны только при нанесении второго слоя эмульсии. Первый

слой должен быть чистым. Последующее наслоение эмульсии делается по сухой поверхности.

Люстры разных типов для сцены делаются в полном или частичном объеме, а иногда и

совершенно плоскостными (рис. 114). Каркас объемных люстр сваривается из стальных

тонкостенных труб и проволоки. Плоские металлические части и украшения выгибаются из

латуни, жести и других листовых материалов. На ободы наносятся декоративные рельефы из

металлопластика, мастики и пр. Основной стержень декорируется лепкой из папье-маше или

деревянной точеной балясиной. Хрустальные подвески вырезаются из жести или оргстекла.

Заряженные люстры, как и все осветительные приборы, запрещается подвешивать за питающий

электрокабель. Поэтому к верхнему концу центрального стержня приваривается дужка или

кольцо, за которое закрепляется стальной трос. Кабель пропускается внутри полого стержня и

выводится на все кронштейны со свечами. Розетки выдавливаются из оргстекла.

Рис. 114. Люстра:

а — объемная люстра; б — плоская люстра; в — хрусталики из жести

Люстры полного объема занимают много места при хранении, поэтому там, где это

возможно, их делают овальными или совсем плоскими. Сокращение объема практикуется при

расположении люстр на дальних планах, за тюлевыми занавесами и т. д. Плоские люстры

изготавливаются как с фоном, так и без него. В качестве фона, оттеняющего металлические и

хрустальные части и подчеркивающего объем, используется черный бархат. Такие люстры

находят применение главным образом в темных сценах или на фоне темных декораций.

К центральной трубе плоской люстры привариваются ответвления, повторяющие рисунок

колец-ободов и свечных кронштейнов. Кольца вырезаются из листового металла. К ним

прикрепляются либо кронштейны, либо свечи.

Каркас для натяжки фона сваривается из тонкостенных труб. На эту плоскую раму,

облицованную черным бархатом, накладываются гирлянды хрусталиков, металлические

чеканные ободы и прочие детали и украшения люстры. В обоих случаях свечи делаются

полуобъемными или круглыми с пальчиковыми электролампами. Для того чтобы плоские

люстры небольших размеров не вращались вокруг своей оси, с обеих сторон к ним

прикрепляются капроновые нити-растяжки, идущие к штанкету подъема.

Свечи, факелы, светильники относятся к приборам открытого пламени. Свечи

выклеиваются из белой бумаги по деревянной болванке. Склейка бумаги производится только в

первом и последнем слое. Верхний слой бумажного цилиндра стачивается шкуркой, для того

чтобы он был более прозрачным и слегка светился при включении лампочки. Свеча

пропитывается парафином или окрашивается масляной краской. Потеки воска имитируются

масляной или эмульсионной мастикой. Для имитации свечей лучше всего использовать обрезки

белых полиэтиленовых трубок подходящего диаметра.

Лампочка свечи окрашивается в светло-желтый цвет и оклеивается тонким слоем ваты

или лигнина по форме пламени. Колеблющееся пламя изображается тонким оргстеклом, вини-

прозом и другим прозрачным материалом. Окрашенное «пламя» закрепляется на тонкой

пружинке, за счет чего происходит его вибрирование. Батареи питания помещаются либо в подсвечнике, либо в самой свече. Специальные электролампы, имитирующие колеблющееся

пламя, имеют красный оттенок огня, и поэтому не всегда применимы на сцене. В тонких

свечках применяются сверхминиатюрные лампочки, используемые в медицине. Мерцание

«пламени» достигается введением в схему электрического мультивибратора.

Имитация пламени в крупных светильниках и факелах осуществляется главным образом

колебаниями узких полосок легчайшей ткани, преимущественно искусственного шелка —

эксельсиора. Вырезанные по форме пламени кусочки шелка прикрепляются к проволочной

сетке, помещенной внутри светильника. Под сеткой помещаются электролампочки и маленький

вентилятор (например, сделанный на основе микромоторов, применяемых в движущихся

моделях). Вентилятор и лампочки могут быть присоединены к осветительной сети или

получать энергию от батареек. Для получения более естественной окраски пламени шелк

должен быть чисто белого цвета, и только концы его слегка прописываются серым анилином.

Таким же образом имитируется пламя костров и каминов. В этом случае шелк

рекомендуется не резать на отдельные языки, а брать цельным полотнищем. Отдельные языки

шелка создают довольно монотонное и невыразительное колебание «пламени», а цельный

кусок хорошо передает неповторимую игру огня. Большую роль в выполнении этого эффекта

играет правильная расстановка ламп и подбор светофильтров. Поддуваемый вентилятором

шелк освещается с двух сторон. С одной стороны находятся лампы с красно-оранжевыми

светофильтрами, а с другой с желто-оранжевыми. Боковое освещение бросает на шелк

динамичные тени, оживляющие картину огня. Как и в устройстве факелов, здесь необходима

аэродинамическая решетка, без которой образованная вентилятором струя воздуха будет

закручивать шелк спиралью (рис. 115).

Рис. 115. Имитация колеблющегося пламени:

1 — вентилятор; 2 — электролампа; 3 — аэродинамическая решетка; 4 — шелк

Бутафорские поленья изготавливаются на каркасах, облицованных картоном или

выполненных способом папье-маше. Обугленные поленья апплицируются черным бархатом

или кусками мятой блестящей фольги, обращенной вогнутой стороной к зрительному залу.

Горящие угли хорошо получаются при подсветке кусков толстого стекла, местами покрытого

черным лаком. Куски стекла (обычно это битые прожекторные линзы) обматываются тонкой

вязальной проволокой и привязываются к раме затянутой сеткой. Под рамку подводится

прибор, дающий красный свет- Тлеющие поленья или бревна можно получить внутренним

освещением изделий из стеклопластика.

Театральные фактуры и имитации

Фактурная обработка декораций занимает одно из ведущих мест в производстве

оформления для сцены. Художественное качество исполняемых декораций находится в прямой

зависимости от правильно выбранного способа обработки, технологии изготовления фактур.

Под театральной фактурой понимается искусственное создание внешних структурных

особенностей какого-либо материала или предмета. Во многих случаях имитация заменяется

подлинными фактурами: деревом, металлом, пластиками. Однако далеко не всегда театр ставит

перед собой такую задачу и далеко не все фактуры могут быть представлены на сцене в

подлинном виде.

Оклейка холстом является самым простым видом фактурной обработки. Холст или любая

другая ткань не только изменяет фактуру предмета, но и скрывает места стыков обшивки, щели

и другие погрешности. А главное, придает изделию большую прочность.Оклейка производится отдельными, не сшитыми полосами ткани, кромки которых

накладываются друг на друга. При оклейке сшитым холстом швы резко выделяются на гладкой

поверхности. В качестве клеящего состава применяют мучной клейстер с добавлением

столярного клея и эмульсии ПВА. Клеем промазывается оклеиваемая поверхность и одна

сторона ткани. Наложенный после этого холст протирают тряпкой, начиная от середины к

краям. Оставленные кромки подворачиваются на обратную сторону изделия и прибиваются

мелкими гвоздями.

Оклейка декораций тонкими тканями светлого тона, а также химически окрашенными

производится при помощи эмульсии ПВА или столярного клея. Для того чтобы клей не

проступил на поверхность ткани, им покрывается только изделие и подвергается

непродолжительной сушке «на отлип».

В зависимости от характера декорации оклейка производится хлопчатобумажными,

льняными и шелковыми тканями: холстом, тиком, бязью, марлей, бархатом и многими другими.

Поверхности с шероховатой структурой получают при помощи присыпок по клеевому

составу. Фактурными присыпками служат опилки, стружки, размельченный пенопласт,

нарубленные концы распущенного бумажного и сизальского каната и т. п.

Имитация кирпичных и каменных кладок достигается различными способами:

фактурными присыпками, выкладкой масс из мастики, оттисками папье-маше,

отформованными листами винипласта, жеванкой и прокладкой плетеных шнуров.

Технология нанесения присыпок довольно проста. На смазанную клеем поверхность густо

насыпается подготовленная фактура, и затем, пока клей не высох, палочкой прорезаются

бороздки, имитирующие швы между плитами. После полного высыхания излишки присыпки

удаляются встряхиванием.

Более точная фактура получается при нанесении на холст бумажно-гипсовой мастики.

Гипс замешивается на клеевой воде, содержащей не менее 5% клея, и в полученный раствор

вводится бумажная масса (15 частей гипсового раствора и 5 частей бумажной массы). Мастика

выкладывается по форме камней или кирпичей на смазанную клеящим составом поверхность.

Куски обвалившейся штукатурки также имитируются мастикой, которая у кирпичей кладется

толстым валиком, а затем постепенно сводится на нет. Этим создается впечатление толщины

штукатурного слоя без излишнего утяжеления декорации. Остальные участки штукатурного

покрытия расписываются клеевыми красками.

Оттиски кирпичей и камней из папье-маше производятся по моделям, изготовленным из

фанерных прямоугольников, набитых на сплошные щиты в виде кладки. Гладкая кладка

воспроизводится наклейкой кирпичей, вырезанных из картона и оклеенных для прочности

холстом. Другой способ заключается в том, что на расписанную под кирпич стенку

натягиваются белые хлопчатобумажные шнуры по линиям строительного раствора.

Штукатуренные, бетонные стены, помимо указанных способов, фактурятся кусками

марли и тарной ткани, собранными в легкую складку. Складки закладываются только в

середине фактурных пятен, а края плотно приклеиваются к холсту. Более грубые фактуры

составляются из листов папье-маше, оттиснутых по глиняным моделям. Просушенные листы

приклеиваются к каркасу стенки. Стыки заделываются бумажной массой и заклеиваются

полосками ткани.

Имитация мрамора производится на бумаге и ткани. Нанесение на основу «мраморного»

рисунка осуществляется при помощи масляных красок и керосина. В ванну или глубокий

противень наливается холодная вода, по поверхности которой разбрызгивается масляная

краска, жидко разведенная на керосине. Поскольку керосин легче воды, краска, растекаясь

мраморными разводами, некоторое время плавает по поверхности. На плавающую краску

накладывают лист бумаги (лучше меловых сортов) и сразу же отрывают от воды. Масляная

краска отпечатывается на бумаге причудливыми разводами, имитируя, в зависимости от

разведенного цвета, рисунок мрамора или малахита. В случае неудовлетворительного отпечатка

операцию можно повторить.

Таким же образом «мраморный» рисунок отпечатывается и на ткани. Для этого лучше

всего брать плотные, мелкозернистые ткани, типа отбельной бязи, шифона, мадаполама. Чтобы

получить четкий рисунок, ткань погружают под плавающую краску.

Глянцевание «мраморной» поверхности осуществляется по готовому изделию прозрачными нитролаками, а по заготовкам — способом накатки. Технология глянцевания

заключается в накатке материала, покрытого раствором, содержащим эмульсию ПВА, на

гладкую нейтральную поверхность. После высыхания материала на его внутренней

поверхности образуется глянцевая пленка. Этот процесс весьма сходен с глянцеванием

фотоотпечатков.

Раствор приготавливается из следующих компонентов: 2 части эмульсии ПВА, 1 часть

растворенного желатина и 1 часть воды. В полученную смесь для сохранения эластичности и

действия огнезащитной пропитки вводятся на каждый литр раствора 2 г сернокислых квасцов и

3 г глицерина. Все составные части перемешиваются на медленном огне до получения

однородной массы. Подкладкой служит листовое оргстекло, жесть, линолеум, слоистый

пластик, толстый винипласт. Перед накаткой подкладка очищается от грязи и покрывается

тонким слоем парафина.

Высохшие заготовки смазывают с лицевой стороны раствором и накладывают этой

стороной на подкладку. Затем сверху материал этим же раствором покрывается еще раз и

тщательно притирается к поверхности, так, чтобы между материалом и подкладкой не

оставалось воздушных пузырьков, а эмульсия легла ровным слоем. Раствор подкрашивается

основным тоном, присущим данной имитации. После пяти-шестичасовой сушки материал легко

снимается и готов к дальнейшей работе. Оклейка «мраморной» бумагой или тканью

производится мучным клейстером со столярным клеем. Применение в данном случае эмульсии

ПВА нежелательно, так как она может растворить накатанную пленку.

Указанный способ довольно точно воспроизводит рисунок мрамора в естественном виде.

Процесс растекания краски случаен, его трудно регулировать. Поэтому для получения

укрупненного, подчеркнутого рисунка пользуются чисто живописным приемом, расписывая

подкладку эмульсионными растворами анилина. Перед началом живописных работ подкладка

грунтуется разбавленной водой эмульсией. Нужный рисунок наносится кистью на высохший

грунт, и затем вторым слоем разбрызгивается разведенная на эмульсии гуашь, а для получения

ярких, контрастных пятен — тушь. Ткань накладывается на высохший рисунок и протирается

обычным порядком, покрашенным в основной тон раствором. Накатка производится влажной

тканью, которую предварительно обильно смачивают водой и подсушивают без выжимания.

Стекло на сцене имитируется многими способами. Застекление окон, дверей, мебели

производится тюлем, оргстеклом, металлической сеткой. Каждый из этих материалов применим

только в определенных условиях и должен быть выбран в соответствии с художественно-

технологическими приемами исполнения всей декорации. Так, например, тюлевая имитация в

окружении декораций, выполненных из натуральных фактур, в белом освещении будет

выглядеть так же нелепо, как и оргстекло в чисто живописном павильоне.

Оргстекло представляет собой самую натуральную имитацию. Остекленные им окна или

дверцы буфетов и книжных шкафов ничем не отличаются от бытовых. Применение оргстекла

влечет за собой определенные неудобства и имеет свои ограничения. Во-первых, оно горюче и

в больших массах его на сцене применять нельзя. Во-вторых, оргстекло имеет значительный

удельный вес и относительно высокую стоимость. В-третьих, размеры выпускаемых

промышленностью листов не позволяют перекрывать большие неразделенные пространства. И,

наконец, застекленные им окна затрудняют установку света, так как выносные приборы

отражаются в стекле. Ощущение остекленной поверхности можно получить компромиссным

способом — окантовывая рамы узкими полосками органического стекла. Поблескивая под

лучами прожекторов, они создают вполне убедительную иллюзию.

Самым распространенным способом имитации стекла является затяжка проемов

театральным тюлем. В одних случаях тюль тонируют в нужный цвет, в других оставляют

некрашенным. Для того чтобы передать игру света и тени, сделать «стекло» более живописным,

тюль прописывается анилиновыми красками. В двойных оконных рамах тюлем затягивается

только передняя рама, обращенная к зрительному залу. Трещины имитируются ниткой или

тонкой проволокой.

Многослойная аппликация тюля кусочками марли, лигнина и тюля создает впечатление

замерзшего стекла. Ближе к середине окна наклеивается один слой тюля, а по краям рамы

несколько слоев, вырезанных по неровному контуру. На эту аппликацию сверху накладываются

кусочки жатой марли, лигнина, целлофана, крошки пенопласта. Свободные от аппликации участки основного толя прописываются голубовато-серым анилином. Наклейка аппликаций

производится прозрачными, не дающими темных пятен клеящими составами: эмульсией ПВА,

желатином, крахмалом.

Тюль, имитирующий стекло, как правило, набивается на заднюю часть рамы мелкими

гвоздями через фанерные или картонные полоски. В больших не открывающихся окнах тюль

лучше всего делать съемным. Для этого он раскраивается по размерам окна, с учетом натяжки.

Верхняя и нижняя кромки набиваются на рейки, а к боковым пришиваются вязки. При помощи

крючков или иным способом рейки крепятся к верхнему и нижнему обрезу рамы или коробки,

боковые стороны привязываются к кольцам, привинченным к декорации. Снятый тюль

хранится намотанным на рейки.

Иногда тюль заменяют мелкой стальной сеткой. Однако сетка в процессе эксплуатации

вытягивается и покрывается ржавчиной. Кроме того, такое «стекло» придает фону известную

черноту. Окраска еще больше уменьшает прозрачность сетки.

Витражи и цветные стекла изготавливаются на основе тонких тканей (тюля, шелка,

полотняной кальки) и синтетических материалов — негорючего перфоля, целлофановой и

ацетатной пленки.

Тюлевая основа подготавливается следующим образом. На натянутый на раму тюль

накладывают целлофан и приклеивают его столярным клеем к рамочным брускам. Затем

целлофан смачивается водой и ставится на просушку. После этого со стороны тюля наносится

ровный слой прозрачного нитролака, который, заполняя тюлевые ячейки, одновременно

приклеивает целлофан.

Технология росписи целлофана, перфолевой и ацетатной пленок заключается в обводке

контура свинцовых перемычек масляными красками и проработке цветного рисунка

анилинами, разведенными на спирте, а затем на нитролаке (цапонлаке). Для обводки перемычек

масляные краски коричневых и синих тонов (их сочетание дает наиболее точную имитацию

свинца) смешиваются с порошком алюминия и разводятся на масляном лаке с добавлением

скипидара. Краска наносится толстым, рельефно выделяющимся слоем и после

непродолжительной сушки продувается алюминиевым порошком, смешанным с небольшим

количеством бронзы. Поскольку нитролак растворяет масло, рисунок перемычек делается с

обратной стороны. При росписи применяют наплывы, лессировки и другие приемы, наилучшим

образом выявляющие особенности цветного стекла.

Блестящая полупрозрачная основа для витражей может быть получена при накате тонких

тканей с помощью поливинилацетатной эмульсии. Накатка производится на подкладке из

оргстекла, линолеума и других материалов, покрытых предварительно парафиновой смазкой.

Положенная на подкладку ткань покрывается разведенной в воде эмульсией (примерно 1 часть

эмульсии на 3 части воды, в зависимости от густоты неразбавленной эмульсии), которая

приклеивает ткань и при росписи не дает ей собираться в складки. Роспись ведется

анилиновыми красителями, разведенными на желатиново-эмульсионном растворе (см. стр.

166). Контуры отдельных частей витража сначала обводятся гуашью на эмульсии, а затем, по

окончании работ, усиливаются масляной краской.

Готовые витражные стекла на пленках и ткани набиваются по секциям на рамки и

укрепляются деревянными рейками или фанерными полосками. Синтетические пленки плохо

переносят резкие перепады температур и требуют бережного обращения. Порванные места

заклеиваются клейкими лентами.

Фактура соломенных, черепичных и драночных крыш закрепляется на декорационных

рамах, затянутых холстом. Для того чтобы холст выдержал тяжесть фактуры, под него

подводится проволока, натянутая вдоль и поперек рамы в виде крупной сетки. В некоторых

случаях рамы обтягиваются тонкой металлической сеткой .

Для получения «соломы» на холст нашиваются пучки мочала, просяные веники,

распущенные пряди сизальского каната.

Черепицы оттискивают из папье-маше по гипсовым формам или собирают из картонных

выклеек, армированных по внешнему краю хлопчатобумажным шнуром. Черепичное покрытие

может быть выполнено из отформованных листов винипласта.

Старая дранка имитируется прямоугольными кусочками картона, оклеенного серым

тюлем.




1. колодцем глубины несказанной просто бездонным погружаясь в который снова и снова не достигаешь дна
2. Кинджальний біль
3. Мифы о ГУЛАГе
4. История и историки
5. Роль композиции в художественном произведении (И С Шмелев «Лето господне»)
6. Лекция 8 Конкуренция в предпринимательстве
7. тема 2 разд V Рецензенты- доктор психологических наук профессор В
8. Шадринский государственный педагогический институт Специальность Юриспруденция ~ уголовное право
9. Контрольная работа- Рабочие характеристики асинхронного двигателя
10. тема практических работ по географии в 6~10 классах Учебный план
11. тематике в группе компенсирующей направленности ОНР для детей 6 7 лет
12. Задание- Составить таблицу направления имена
13.  Кортикоспинальный пирамидный путь НЕ проходит через передняя центральная извилина внутренняя ка
14. Тема 7 1. а б г д.
15. Право собственности на субъекты частной собственности Римское право
16. а Сонце; б Юпітер; в Сатурн; г Земля; д Венера
17. а Классификация зданий и сооружений по степени огнестойкости Потенциальная пожарная опасность зданий и
18. НП ГОРБАЧЕВА НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
19. а Военновоздушные силы вид Вооруженных Сил предназначенный для нанесения ударов по авиационным сухопу
20. Тема- Аллергия- стадии аллергических реакций и их патогенез Дисциплина- Патологическая физи