Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

На тему- ЭТИКА МОРАЛЬ НРАВСТВЕННОСТЬ Подготовил- студент ка курса группа

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«____________________________»

Институт________________

Реферат

На тему:

«ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ»

Подготовил:

студент (ка) __ курса

группа

_____________________

Проверил:

_____________________

г.____________


2014 г.Содержание

1.Введение.

2.Определение морали и этики

а) Обоснование морали

б) Этика долга, этика добродетелей

4.Заключение. Нормативные программы этики и моральный выбор.

5.Библиография

Введение

Понятие морали есть философская абстракция, подразумевающая и охватывающая все богатое содержание реальной нравственности, выявляющая идеально - всеобщее в действительных и многообразных нравственных отношениях. Различные философские школы и направления привнесли свое в понимание нравственности, дополнили представление об этом многогранном явлении.

Нравственность можно трактовать и как человеческую благодетель, и как область духа, сознания, и в качестве резидента трансцендентных сущностей, как некоторое усилие особым образом направленной воли, и как область общественно значимого и необходимого поведения, и как совокупность норм и требований, и как область универсальных суждений, и как феномен, ответственный за целеполагание в истории и в отдельно взятой человеческой жизни, а также как идеологию или мировоззрение либо особенную мотивацию поступков, как способ существования человечности (гуманности), как применение языка.

В понятие морали включается область объективно всеобщего (нравы) и область всеобщей субъективности (система ценностей, связанные с нею переживания).

Последнее слово о понятии морали еще не сказано. Понятие морали- это не проблема дефиниции (определений), а проблема содержательной философской теории морали.

Осмотрим некоторые вопросы теории морали. Это метафизическая традиция истолкования морали как духовности, имеющей опору в трансцендентной сфере, в абсолютных ценностях, традиция, которая имеет очень глубокие корни и встречается с критикой в свой адрес. Это различные способы обоснования морали, характеризующие методологию этических теорий, призванные противодействовать эгоистической ревизии моральных требований, скептицизму и отчуждению от морали, прохладному имморализму. Проблема обоснования морали встает в связи с трудным и зачастую опасным вопросом «Почему я должен быть моральным?», которым задаются индивиды в посттрадиционном обществе. Далее, рассматривается гуманистический потенциал морали, связанный с понятием достоинства личности, ее развития, социальной ответственности, свободной и деятельной жизни. Кроме того, мораль раскрывается как система норм и предписаний, составляющих единство и противоречие, обладающих специфическими особенностями. Отдельная глава посвящена моральным мотивам как очень важному критерию оценки поступка. Наконец, своеобразной манифестацией морали является моральный язык (лектон), или «речи», в которых опредмечены те или иные нравственные и социальные отношения. Даже тогда, когда мысль старается их скрыть, язык их выдает.

Понятие этики и морали

Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова "этос" (ἦθος, ethos), означавшего местопребывание - человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Оно имело также другой смысл, ставший со временем превалирующим - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. Эмпедокл говорит об этосе первоэлементов, Гераклит - об этосе человека, имея в виду его "образ жизни", "характер": "Характер человека есть его демон". Понятие этоса содержит нормативный оттенок, обозначая такую устойчивую природу явления, которая вместе с тем выступает в качестве образца.

Аристотель, отталкиваясь от слова "этос" в значении характера, внутренней природы, нрава, образовал прилагательное "этический" или "этосный" (ἦθικος, ethicos) - относящийся к этосу. Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к характеру человека, описывающих его совершенное состояние - этические добродетели. При терминологическом обозначении и содержательном описании этических добродетелей Аристотель ссылается также на термин "привычка" (έθος, ethos), который от термина ἦθος в значении "характер" отличается только одной буквой (эпсилон, пятая буква греческого алфавита, вместо эты - седьмой буквы).

Этические добродетели (мужество, умеренность, щедрость и др.) отличаются как от природных свойств человека, аффектов, так и от качеств его ума (дианоэтических добродетелей). Уже от прилагательного "этический", субстантивировав его, Аристотель образовал существительное "этика" (ἦθικά), являющееся, с одной стороны, обобщением соответствующего класса добродетелей, а с другой - обозначением той области знаний, которая изучает человеческие добродетели (произведения Аристотеля "Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика" - первые сочинения, предметная область которых обозначена словом "этика" и в которых впервые встречается этот термин).

Этика-1. Учение о морали, нравственности и ее классовой сущности. 2.Совокупность норм поведения, мораль какой - нибуть общественной группы, профессии.

Термин "мораль" и по содержанию и по истории возникновения представляет собой латинский аналог термина "этика". В латинском языке есть слово mos (мн. ч. mores), соответствующее древнегреческому этосу и обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. Из него Цицерон, желая обогатить латинский язык и ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное "моральный" (moralis) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV в., появляется слово "мораль" (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Множественное число от него - moralia - употреблялось как обозначение и моральной философии и ее предмета.

Мораль- 1.Нравственное учение, правила нравственности, а также сама нравственность. 2.Нравственный вывод из чего - нибудь. 3. Нравоучение.

В русском языке есть самобытный термин "нравственность", являющийся в целом эквивалентом греческого слова "этика" и латинского слова "мораль". Насколько можно судить, он повторяет их историю. В русском словаре 1704 г. (словарь Поликарпова) есть слово "прав", но нет еще слов "нравственный" и "нравственность". В словаре 1780 г. (словарь Нордстета) появляется слово "нравственный", но нет слова "нравственность". И только в словаре 1793 г. (академический словарь) в добавление к двум вышеназванным появляется слово "нравственность".

Многие европейские языки (английский, итальянский, французский и др.) для описания интересующего нас предмета обходятся двумя словами: "этика" и "мораль". В немецком языке, как и в русском, существует еще и третье слово: "нравственность". Интересно, что немецкий термин Sittlichkeit также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов. Согласно толковому словарю братьев Гримм, в XIII в. существовало слово "нрав" (Sitte), в XIV в. появляется слово "нравственный" (sittlich) и только в XVI в. возникает существительное "нравственность" (Sitllichkeit), обобщающее определенную реальность внутренней жизни человека и его отношений с другими людьми.

Таким образом, термины "этика", "мораль", "нравственность" приблизительно однотипны но своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки, самым существенным из которых является разделение этики и морали (нравственности). Под этикой понимается наука (область систематизированного знания), а под моралью (нравственностью) - то, что она изучает, ее предмет (или объект). Попытка эта, хотя она имеет многовековую историю, в целом не удалась. И язык, и духовный опыт сопротивляются тому, чтобы закрепить за этикой исключительно или хотя бы даже преимущественно значение науки, а мораль лишить какого-либо теоретического статуса.

В современном - и живом и литературном - русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми. Сказать "этические нормы", "моральные нормы", "нравственные нормы" - значит сказать одно и то же. Складывается, конечно, определенная традиция привычного словоупотребления, но она не является жесткой. К примеру, говоря об идеалах, чаще используют термин "нравственный" - нравственные идеалы. Ничто, однако, не препятствует сказать "этические идеалы" или "моральные идеалы". Злоупотребления моральной проповедью мы, как правило, именуем морализаторством (морализированием); это же действие можно назвать и нравоучительством, этизированием.

Обоснование морали.

Обоснование морали - теоретическая процедура, благодаря которой в этике пытаются доказать необходимость исполнения моральных требований (часто каких-то определенных) каждым человеком. В отличие от познания нравственных явлений, от описания нравов, процедура обоснования предполагает объяснение того, почему каждый отдельный индивид заинтересован в том, чтобы быть нравственным, что дает ему мораль для улучшения качества его жизни. Таким образом, процедура обоснования морали претендует на то, чтобы доказать, что человек должен быть нравственным (скажем, потому, что в противном случае он будет осужден общественным мнением, будет испытывать угрызения совести), на то, чтобы убедить его в том, что он хочет быть нравственным.

Так как философия в целом пытается построить знание о всеобщем и бесконечном по типу доказательного естественно- научного знания, которое, однако, имеет дело с ограниченными областями реальности, философские выводы относительно практических вопросов жизни имеют вероятностный характер. Завершить обоснование морали поэтому собственно говоря, нельзя. Тем не менее человеку очень хочется получить убедительные ответы относительно фундаментальных вопросов своего бытия, найти веские основания для тех или иных предпочтений в жизни (например, ответить на вопрос о том, что приведет к большему счастью- гедонизм или аскетизм). В силу этого этические теории очень часто претендовали на абсолютность своих выводов, пытались дать убедительное знание о морали с помощью конструирования некоторых метафизических миров, устраняющих относительность в решении жизненно важных вопросов. В тоже время другие теории исходили из разумного скептицизма, например, просто предлагали ограничить желания, что бы не давать предпочтения удовлетворению одного из них (ведь неизвестно, что именно оно является наилучшим). Сложнее всего обосновать мораль тогда, когда речь идет о жертвенном поведении, о необходимости отдать свою жизнь ради жизни другого человека или ради родины. Те теории, которые пытались обосновать мораль исходя из идеи достижения максимального счастья, всегда демонстрировали несостоятельность в ответах на вопросы, касающиеся объяснения ситуации, в которых долг повелевает ставить интересы выживания рода выше счастья отдельного индивида. Другие теории исходили из безусловного приоритета долга и тем самым показывали необходимость жертвенного поведения. Однако в них возникали трудности при ответе на вопрос о том, почему же человек должен выполнять этот долг.  Наверное, самое общее деление различных этических теорий в подходе к обоснованию морали может быть определено как разделение на теологические и деонтологические. В теологических теориях долг играет подчиненное значение по отношению к высшему благу. Выполнение долга рассматривается как средство достижения блага. В этике Аристотеля, например, требование быть добродетельным подчинено задаче достижения высшего блага. В деонтологических теориях долг имеет приоритетное значение. Но это наиболее общее деление, конечно, может заключать в себе множество оттенков. Например, долг можно понимать как наполненное определенным содержанием требование, которое данный индивид, в данных обстоятельствах воспринимает в качестве своего предназначения, опираясь на некоторые моральные интуиции, на историческую традицию. А можно понимать в кантовском смысле, как требование автономной воли, следующее из самого разума на основе мысленной процедуры универсализации своего поведения (определения в результате этого пределов поведения, за которыми любое конкретное действие превращается в эгоизм по отношению к другим).

Этика долга, этика добродетелей.

Какая же традиция лежит за столь разными подходами к морали и как она сказывается на ее обосновании? Для ответа на данный вопрос, с нашей точки зрения, следует провести различие между этикой долга и этикой добродетелей.

Этика долга предполагает одинаковое отношение к разным людям безотносительно их достижений в практической жизни. Это этика строгих ограничений и универсальной любви. Одним из способов ее обоснования является универсализм. В христианской этике для обоснования принципа равноодинакового отношения друг к другу используются также другие приемы. В частности, прием изображения ничтожества греховного человека перед лицом Бога, обесценивая всех целей земной жизни как временных. Отсюда любой человек, даже последний нищий, возможно, сам виновный в своем положении, оказывается равным человеку, достигшему в практическом смысле самых больших высот, например герою, выдающемуся политическому деятелю, знаменитому ученому и т.д.

Другой тип этики представляет этика добродетелей. В ней допускается различное нравственное отношение к разным людям, потому что их достоинство зависит в этом типе этики от конкретных черт характера людей и их достижений в практической жизни. Моральные качества соотносятся здесь с различными социальными способностями и выступают как очень дифференцированные.

Сравнивая различные принципы описания человеческого бытия, П.Рикер предлагает «в дополнение к теологическому этическому измерению ввести также измерение деонтологическое. Если первое открывает дорогу этике добродетелей, то второе - этике долга».

Заключение.

Нормативные программы этики и моральный выбор личности.

В соответствии с постановленной целью - систематизировать объективное, общезначимое содержание этики, рассмотрены ее исторические вехи, общие понятия, сквозные проблемы, важнейшие темы. За скобкой остался обзор различных доктринальных толкований рассмотренных вопросов. Между тем следует помнить, что доктрины по этому вопросу очень важны. Не существует толкования этики и морали вообще, есть рассуждения о них Анаксагора, Платона, Боэция, Декарта, Канта, Маркса, Гуссерля, Флоренского и многих- многих других.

Индивидуализированность философии имеет особое значение в этике, которая является ее практической частью и формулирует нормативные программы поведения. Принято считать, что философия учит мыслить. Не только. Она еще претендует на то, чтобы учить достойно жить. Поэтому, между прочим, философия немыслима без этики. Предполагаемые философией моральные программы отличаются таким же многообразием, как и ее теоретические конструкции. Отсюда возникает ряд специфических и исключительно трудных вопросов: что означает это многообразие этических программ? Как индивид относится к ним? Не оказывает ли сам факт их многообразия дезориентирующее воздействие на практику морального поведения? Прежде чем попытаться ответить на них, назовем нормативные программы правильной, достойной жизни, которые предполагает философская этика.

Сократ считает добродетель знанием, он заворожен разумом и не видит иных оснований для моральных убеждений, кроме принудительной силы логики. Его ученик Аристипп видит правильный путь к жизни в наслаждении. Другой его ученик Антисфен, напротив, полагает, что лучше сойти с ума, чем наслаждаться. Платон выставляет в качестве идеала духовное совершенствование, любовь к мудрости, жизнь философов. Аристотель понимает высшее благо как счастье, а само счастье связывает, прежде всего, с добродетелями души и добрыми нравами общества. Эпикур призывает к безмятежности, которая трактуется им как отсутствие душевных тревог и телесных страданий. Зенон и его школа обосновывают этическую автаркию, идею внутренней стойкости, которая не может быть поколеблена никакими превратностями судьбы. Христианская этика требует небесного совершенства и видит его в любви, милосердии. Джордано Бруно рисует перспективу единения индивида и рода в порыве героического энтузиазма. Спиноза усматривает истинный путь жизни в созерцательном блаженстве, интеллектуальной любви к Богу. Кант формирует нравственный закон долга. Маркс провозглашает этику революционной борьбы. Благополучный Бентам связывает решение жизненных проблем человека с правильным пониманием пользы.

Это далеко не все предлагавшиеся в рамках философии нормативные программы. А если учесть, что каждая из них имеет еще свои вариации и ответвления, то легко представить, с каким обескураживающее противоречивым многообразием этических рекомендаций мы имеем дело.

Возникает законное сомнение: можно ли доверять интеллектуальному потенциалу области знания, которая в одном случае направляет людей по пути наслаждения, в другом - по пути аскетизма, в третьем - по пути созерцания, в четвертом - по пути выгоды и т.д?. В русских сказках богатырь оказывается на развилке трех дорог, каждая из которых предвещает разные события. Развилка дорог философской этики охватывает десятки, а если приглядеться пристальней, то и сотни направлений, на каждом из которых словно прибита стрелка с одной и той же надписью, говорящей о том, что именно это направление является путем к праведной и счастливой жизни. Если все предлагаемые пути ведут к одной и той же цели, гарантируют исцеление, то, наверное, не имеет значения, по какому из них пойти. Тогда зачем нужны сложные философско-этические конструкции? Далее, если все они ведут к одной цели, то почему они направлены в разные стороны? Можно было бы подумать, что разные пути предназначены для разных людей. Как в таком случае найти свой путь? И как быть с тем, что каждый из философов говорит от имени истины, считает свой путь единственно верным и универсальным?

Обилие наставлений, которые дает этика, считая каждое из них самым важным и непререкаемым, порождают сомнение в ее праве быть учителем жизни. Такое сомнение может даже считаться вполне естественной позицией современного человека, который многократным историческим и личным опытом приучен не верить тем, кто много обещает.

Этико-нормативные программы имеют нравственно - обязывающее значение только для тех, кто их принимает. Принять или не принять - суверенное право каждой личности. И вовсе не обязательно, чтобы вырабатывал то или иное сознательное отношение к этим программам. Моральные программы, формируемые в рамках философских учений, никак не освобождают индивида ни от конкретных решений, ни от общей ответственности за свою жизнь, не отменяют и не заменяют тяжелый труд его души. Как, когда, при каких обстоятельствах живые реальные индивиды обнаруживают потребность или оказываются вынужденными обратиться к философствующим учителям морали- это особый вопрос (кстати заметить, плохо исследований, как, впрочем, и вопрос о том, каким образом моральные программы философии приобретают действенность, проникают в культуру, становятся достоянием отдельных индивидов). Однако, несомненно: человек морально автономен, в том числе и по отношению к нормативным программам философской этики.

Таким образом, сам факт многообразия философски санкционированных моральных программ может быть косвенным аргументом в пользу ответственного отношения человека к нравственному смыслу собственной жизни. Конечно, принимая моральные решения, задавая ценностную направленность своей жизни, индивид может учитывать накопленный другими практический и интеллектуальный опыт, в том числе и обобщенные версии этого опыта, предлагаемые философской этикой, но тем не менее последнее слово остается за ним самим и на нем же лежит вся ответственность за риск морального выбора.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Гусейнов А.А., Дубко Е.Л. «Этика», Москва 1999г.
  2.  Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. «Этика»,  Минск 1998г.
  3.  Ожегов С.И. «Словарь русского языка», Москва 1953г.




1. Снід
2. I. Red the texts nd put the verbs in brckets into the pst simple
3. 1 Основные этапы проектирования упаковки 1
4. Системы учета стандарт-кост и нормативного метода - основа организации управленческого учета
5. механик Выполняемая работа и должность- слесарьмеханик Дата поступления- 30 марта 1996 года 5
6. тема АИС АХК Медицинское программное обеспечение для информатизации здравоохранения Автоматизированн
7. вариант 1.аэндометрит бмедиастенит вмезоаортит гринит 2
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата географічних наук
9. модуль 4 Укладено старшим викладачем кафедри ТСП Іосіфовим Ю
10. Реферат на тему Філософськоправові позиції Іммануїла Канта Виконав студент гру
11. Производные и международные ценные бумаги 3 1
12. Понятие стратегии международного маркетинга и её принципы в международном бизнесе
13. Russin Idioms От составителя Думаю любому человеку сталкивавшемуся с необходимостью ос
14. Сайт - иное СМИ- коллизии права
15. ТЕМА- Загальні питання теорії історії та методики кримінології Мета заняття- освітня- формування у
16. Геология как наука
17. Головная боль и сон
18. Вступил в силу 0608
19. Варіант 1 Крок Педіатрія 1 Від чого залежить схильність нервової тканини новонародженого до частого
20. Проблемы обучения информатики в школе