Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 12
1.Мировоззр и его структура. Типы мир-ния: мифол, религ, филос.
Мир-ние сист знаний о мире и месте чела в мире. Это знание отображ реальн в системе реальных образов. Это знание связано с регулир поведения. Мир-ние стрем. к научному знанию. Не всякий набор представлений о реальности играет роль мир-ния, а только наиб общие из них. Компоненты мир-ния хар-ся высокой степенью общности. Мир-ние постоянно меняется.Уровни мир-ния научный и эмоц-чувств. Подсистемы мир-ния познавательная(законы развития действительности), ценностная(значимости явлений для чела), деятельно-поведенческая(правила и нормы поведения и деят-ти). Типы мир-ния- мифологич(предст о мире, осн на фантазии и вере в сверхест силы, их сходство с челом); религиозное(-\- и существовании 2 миров: земного и совершенного); научно-филос(система рацион обоснованных представл о мире; основ на разуме).
2.Возникн филос. Круг проблем, изучаемых филос, осн области фил знания.
Философия наука о наиболее общих з-нах развития природы, об-ва, мышления и познания.
Ф. возникла в 7-6вдонэ в средиземн регионе Греции.
Процессы, оказ. влияние: 1 уст демокр строя 2 расшир культ и хоз-эк контактов 3 сомнение в достаточности и состоятельности мифол представлений
Проблемы: чела, отношений, окр мира.
Обл фил знания: онтология(учение о бытии); гносеология(познании); аксиология(ценности); праксиология(практике); социология(об-ве); антропология(челе); методология(принципах, формах, методах познания)
Ф-ции Ф: мировоззренческая(объединяет данные наук, искусств, практики, обосновывает идеал отношения к миру); методологическая(обосновывает пути и средства достижения этого идеала)
Осн направления фил: материализм(материя первична по отнош к сознанию): идеализм(сознание первично)
3. Древнекитайская фил: конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство. Кун Цзы. Задача не в том, чтобы открывать что-то новое, а в том, чтобы сохранить то что завещано предками. Этика главное в учении к. Не делай другим то, что не желаешь себе. Преданность правителю, уваж к старшим, верность долгу. Добродетель следование указаниям природы. (мудрость, гуманность, верность, почит старших, мужество). Цель к совершенствование морали. Управл гос-вом надо строить на основе морали. Все люди добры, справедливы от рождения. Проблема воспитания.
Даосизм. Лао-Цзы. Мир постоянно движется и изменяется. Мир познаваем. Дао вечно, всеобъемлюще, закон мироздания. Чел обязан следовать принципу недеяния.
Школы ортодоксальные(признают авторитет вед): ведизм, йога; неортодокс:джайнизм, буддизм.
Сансара беспрерывное перерождение. Карма влияние совершённых поступков на вид нового рождения.
Ведизм. Основан на упанишадах филос части Вед. Первооснова мира Брахман мировой дух. В каждой чел душе есть неизменная сущность Атман. Благодаря осознанию тождества между Бр и Атм душа чела освоб из-под влияния кармы и чел добивается мокши(высвобождение из круга перерождений)
Джайнизм. 6вдонэ.В мире сущ огромное неизменное кол-во душ. По своей природе душа совершенна, а ее возм-ти безграничны. В мире сущ 2 субстанции: душа и материя. Осн признак души сознание. Душа склонна отожд себя с телом, его страстями. Осн причина, подчиняющая душу страстям незнание. Освоб души от страстей возможно при аскетизме и строгом следовании знаниям мудрецов, правильное понимание мира. Чел может освободиться только сам.
Буддизм. 6-5вдонэ. Ничего не перерождается, а происх беск трансформация. Нирвана состояние свободы духа, покоя, блаж, состояние отсутствия желания. 4благородн истины: 1 существ страдание 2 у страданий есть причина 3 страд м.б. прекращено 4 путь к прекр страд нирвана.
Милетская шк.:Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Элеаты: Парменид, Зенон.
Фалес. Первоначало вода. Природа обладает внутренним принципом движения и изменения. Все предметы одушевл. Предск. полн. солн. затмение. Установил продолжительность года.
Анаксимандр. Ученик Фалеса. Субстанция апейрон, изобрёл солнечные часы
Анаксимен. Первоначало воздух. Душа есть воздух. Признаёт вечное движение. Воздух- живое подвижное творческое начало.
Гераклит. г.Эфес. Огонь. т.к.самый подвижный из всех прир в-в. Всё изменяется. Душа есть огонь. Изменение борьба противоположностей. Миром правит Логос(з-н порядка в мире).
Парменид. Ввёл понятие бытие(неподв едино неделимо цельно). Мир- вещественный шар без пустот. След-но движение невозм. Истина- р-т только мышение, может противоречить органам ч-в. Простр-во заполнено эфиром. Ничего не возникает и не уничтожается.
Зенон. Теории апорий. Попытка осмысления движения и изменч как абстр понятия невозм и ошибочна
Сократ. гАфины. Скульптор. Вводит проблемы нрав-ти, воспитания. Фил- учение о том как следует жить. Главн задача познать самого себя. Для того, чтобы жить необх знания, но знать чел может только то что в его власти(душа). Невысоко оценивал познават значение органов ч-в. Обрашал основное внимание на познание сути добродетели(сдержанность, мужество и справедл). Мораль=знание. Истинное знание познание души. Не оставил работ.
Школа Киников. Антисфен. Отрицал реальность общего. Сущ только единичн вещи. Понятие слово, которое обьясняет вещь. Челу доступен только мир единичн вещей. Постичь общее невозм. Но чел может познать гуаго(спокойствие, отречение от земного, аскетизм).
Киренская школа. Аристипп. Орудие познания ощущение. С их пом чел постигает не св-ва вещей , а своё состояние. Цель жизни наслаждение настоящим. Отказ от удовольствий грозящим страданиям.
Микарская школа. Предмет знания общее, достигаемое при помощи понятий. Это общее неизменно и совпадает с единым благом. Чувственный мир, движение, изменение невозможны.
Элитоэретрийская школа. Фитон. Благо=доблесть. + микарская школа.
Софисты.Протагор. Создали науку о слове. Софистов подразделяют на старших(Горгий и Протагор) и младших(Алкидам). Отстаивал сенсуализм. Чел есть мера всех вещей. Все люди равны от природы. Против софистов выступал Сократ.
Платон ученик Сократа. Всё имеет свою идею. Идеи первичны, вечны, = бытию, не возникают и не уничтожаются. Материя ничего не порождает, она лишь воспринимает излучение от идей. Идет пребывают в вечности. Мир вещей изменяется. Самая высшая идея блага=бога(красота, истина, соразмерность). Источник истины воспоминание бессмерт души о мире идей до вселения в тело чела. Сущ 2 мира: мир идей и мир вещей. В основе идеального гос-ва разделение труда.
Демокрит. Атомизм. Атомы и пустота. Возможно движение. Атомы: форма, порядок, положение +величина и тяжесть. Душа состоит из атомов. Чел умирает т.к. умирает его душа. Мир познаваем. Исходное познание ощущение. Прогресс об-ва разделение труда. В познании придавал большое значение чувствам, но понять сущность предмета можно лишь путём рационального познания. В основе воспитания лежит сп-ть к стыду.
8. Философская система Аристотеля.
Ядро фил онтология. Мир имеет 2 начала: веществ и матер. Материя пассивна, форма активна. Формирует систему категорий философии(10: сущность, кол-во, кач-во, отн-ия, место, время, положения, обладания, действование, страдание). Ощущение отражение внешн мира, первичн ист нашего знания. В основе вещей лежат 4 элемента: огонь, воздух, земля и вода. Действительное бытие представляет единство материи и формы.. Выделяет 6 видов движения: возникн и гибель, увелич и уменш, перемена, изменение места. Душа присуща всем обьектам живой природы. 3 уровня души: вегетативный(растения), чувственный(животные), разумный(чел). Чел общественное сущ-во. Различал 3 хорошие(монархия, аристократия, полития) и 3 дурные(тирания, олигархия, демократия) формы гос-ва. Во всём должна быть умеренность.
9. Раннехрист фил. Проблема отнош веры и разума в апологетике, патристике, схоластике. Идеи Августина Блаженного.
Главные темы: Бог, чел, мир, отношения между ними. Условия: 1) падение общей образ-ти, 2) уст натур хоз-ва, 3) формир системы вассальной зав-ти, 4) диктатура церкви. Очагами сохранения науки и ис-ва ст-ся монастыри.
Отнош знания и веры: 1) знание и вера антиподы(вера не нуждается в знании). 2) знание и вера могут сосущ т.к. имеют разные источники. Знание опир на разум, вера на откровение. 3) Знание и вера должны обьед-ся и обосн богословские концепции: а) «верую чтобы понимать» А.Б., б) «понимаю чтобы верить.» в) «нет веры, без знания и знания без веры.»
В период борьбы христ с политеизмом возникают сочинения апологетов защитников христ. Эти соч носят пропаганд дискус хар-р, очерчивают круг проблем, к-е становятся главн в средневек Стремились док-ть, что христ выдвигает ?? кот ставила антич фил, но даёт на них более соверш ответ.
Системное решение этих проблем берёт на себя патристика- соч, в кот решаются проблемы(1. Бога и док-ва его бытия, 2. бытия чела и целях его бытия, 3. соотнош веры и разума, 4. проблема универсалей).
Схоластика- наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в.
Августин Блаженный.- 1й отец церкви, кот занимался фил??. Бог есть высшее бытие, в Боге нах-ся вечн неизм идеи, кот обуславливают мировой порядок. Бог творит мир по своей доброй воле. Мир разнообр. Лестница сущ-в. Особое место заним чел(наделён душой и телесн прир). Душа нематер, бессмерт и свободна(атриб Бога). Церковь посредник м/у небом и грешным земным миром. Она есть отражение небесного мира, но т.к. она сущ на земле, где зло и насилие, она не свободна от земных грехов.
10. Схоластика, её метод и проблематика. Споры об универсалиях(реализм, номинализм, концептуализм) . Фома Аквинский и его идеи.
Схоластика- наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в. Стремилась рац обосновать и системат христ вероучение. Для этого широко исп идеи античной фил-и. В развитии выделяют 3 подпериода: а) ранняя 9-12в, б) расцвет 13в, в) закат 14-15в. Проблематика: соотнош знания и веры, сущности и существования, природа универсалей. Споры об универсалиях: реализм(универсалии сущ реально), номинализм(реально сущ един вещи,
10-14
общее- в сознании чела- имена вещей), концептуализм(общее сущ после един вещей как умственное обобщение признаков).
Фома Аквинский. Фил и религия отлич по методу достиж истины. Но в итоге истина принципиалньно одинаковая(источник Бог). Бог перво- двигатель, -причина, -необходимость, -руководитель, абсолютное совершенство. Индивидуальность чела единство души и тела. Душа нематериальна и бессмертна. Душа разная. Единство души тела. Чел общ-ое существо.
Дал классификацию законов: 1.вечные обеспеч миропорядок, 2. естествен, 3. человеческие, 4. божественные- смысл жизни. Познание начинается с чувственного опыта.
11. Фил эпохи Возр: специфика и круг проблем. Гуманизм и проблема человеч индивидуальности. Натурфилософия и пантеизм.
Специфика:1. Антропоцентризм(чел центр и высшая цель мироздания), 2. Гуманизм(учение, признающее самоценность личности в мире. Право чела на свободное развитие и проявление своей способн). 3. Пантеизм(учение обожествляющее мир). 4.Чел творческая личность.
Круг проблем: Эстетический аспект.
Период В характ : преодоление натур способа ведения хоз-ва, расширение культ и эк связей м/у регионами Европы, развивается книгопечатание, ВГО.
1) ломалась дух диктатура церкви, 2) церковь уходит на второй план(светская жизнь). 3) Внутри христ формир реформ движения оппозиционные Ватикану. 4) Формир интеллигенция(слой не связан с церковью). 5). Гуманизм светская нецерковная образованность. 6) Об-во обращается к античности. Фил преобр антисхоластический хар-р. Теория двойственной истины(религии и науки). Появ-ся натурфилософия и пантеизм(Бог растворён в природе).
Николай Кузанский, Джордано Бруно. Противоположности совпадают в Боге. Мир познаваем. Три ступени познания: ощущение, рассудок и разум.
Макиавелли. Цель оправдывает средства. В основе д-ти чела лежат его эгоистич и материальн интересы. Нужно отделить церковь от гос-ва. При этом мораль выводится из политики.
Леонардо да Винчи. Считал что наука должна приносить пользу для чела. Доказывает что ис-вом познаётся мир. Для этого используется образ.
Галилео Галилей. Атомизм. Вселенная бесконечна. Чел имеет двоякую природу(смертен и бессмертен).
12.Фил Нового времени: основн формы, направления, проблемы. Дилемма эмпиризма и рационализма и её развитие в фил Нового времени
Новое время к16-к18 веков. Бурж выд-ся из 3 сословия и стан господств классом. Период бурж рев. Религия оконч теряет господств полож, но сохр в обыденном сознании. Учеличение власти закл в получении новых знаний.
Особенности фил Н.Вр.: 1) тесная связь с естествознанием. 2) возникает противостояние материализма(созерцательность и механицизм) и идеализма. 3) Знание сила. Фил и наука должны обеспечить господст чела на земле. 4) На передний план выходит гносеология: процесс познания и оптимальн пути нахожд истины. В обьяснении процесса познания возникло противопост. м/у рационализмом и эмпиризмом.
Рационализм(Декарт, Спиноза).- Фил направл абсолютизирующее возможности разума и недооценив возможность чувств познания мира.
Эмпиризм(Бэкон,Гоббс,Локк).-фил направл абсолютизир возможности чувственного опытного знания и недооценивающее возможности теоретического познания.
13.Разработка научного метода в философии Нового времени: Френсис Бэкон, Рене Декарт.
Бэкон.Эмпиризм(чувственный опыт). Высшая задача познания- завоевание природы и усоверш чел жизни. «Знание сила.» Оптимальный метод познания индукция(от частного к общему). Выделяет 4 идола: Идолы рода(мышление по аналогии). Идолы пещеры(Следствие материальн интересов. Судят по тому что видно из пещеры). Идолы площади(Заблуждение в рез-те общения при помощи слов.) Идолы театра(заблужд возникающ вследств авиторитетов). Систематизатор идей Бэкона Томас Гоббс. Мышление неотделимо от материи. Естеств сост чела война против всех(Гоббс). Естеств сост чела безмятежность гармония(Локк).
Декарт. Рационализм(разум). Цель познания усоверш чел природы. Два первоначала: дух и матер субстанция. В кач-ве истинной субстанции Бог. Единственным источником истинных
знаний яв-ся разум. «Мыслю следовательно существ». В основу истнного метода положил истину и дедукцию(от общего к частному).
14. Особенности немецкой классической фил. Фил Иммануила Канта.
Нем класс фил к18-1п19в.
Особенности нем класс фил. 1) обращение к диалект традиции. 2) Фил в центре культуры. 3) Обращение к истории как к объекту фил анализа. 4) Обращение к проблемам права и гражданского об-ва. Понятия: прогресс, свобода, труд. 5) Антропологичность(в центре фил активный субъект познания- чел)
Кант. Выделяют докритический и критический период. Докритический период: естественнонаучн направл и материализм. Гипотеза о происхождении солн сист из газопылевой туманности. Идея о замедлении вращения Земли вследствие притяжения Луны. Идея естественного происх человеч рас. Критический: в познании принимают участи чувство и разум.
Гегель. Исходное понятие абсолютная идея чистая мысль, абстракция содержащая в себе в неразвёрнутом виде все знания о мире. Мировое развитие развитие духа, абсолютной идеи. 3 этапа развития: 1) логика. 2) фил природы. 3) фил духа: а) субъективный дух знание субъекта не выходящее за границу индивидуального опыта, б) объективный дух чел-й родовой разум. Получивший выражение в организации общ-й жизни, в) абсолютный дух дух свободы, стремящийся познать себя. Диалектика фил учение о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.
Фейербах. По началу последователь Гегеля. Становится на принцип материализма. Вместо абстрактной идеи надо брать чела. Материальное сводится к физическому. Чел исходная точка и конечная цель фил. Практическая д-ть сводится к матер-физиолог д-ти. Чел в об-ве взаимосвязан с др людьми. У Фейербаха всё сводится к половой активности.
16. Неклассическ. Фил 19 в.: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше.
Кьеркегор. Мышление никогда не может постигнуть дейс-ть. Мышление абстрактно, существование конкретно. Фил должна изучать внутренний духовный мир личности. 3 стадии развития личности: 1) эстетическая, 2) этическая, 3) религиозная.
Шопенгауэр. Различал вещь в себе и явление. Вещь в себе познаваемая и яв-ся волей. Воля первооснова и первопричина мира. С появление человека мир становится объектом познания людей. Волевое начало мира толкает на борьбу. Сущность личности образует «воля». Борьба всех против всех. Совершенное познание интуитивно. Наука обращается к интеллекту, кот подчинён воле, а истинное знание не доступно науке. Истинное знание доступно только науке.
Счастье сводится к освобождению от страданий. Чел располагает 3 благами: здоровье, молодость, свобода.
Ницше. Философия жизни. Основа жизни это воля к власти основа и движущая сила мирового процесса. Воля к власти это инстинктивное иррациональное начало человека. Жизнь борьба всех против всех. Побеждает сильнейший. Мир непознаваем. Интеллект д.б. подчинён воле и работать как орудие власти. Аппарат познания чела не предназначено для познания а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти. Все научные понятия иллюзии, ложь. Существует природное неравенство людей: раса господ, раса рабов. Отвергал принцип демократии и исторического процесса, не приемлет христ религию и традиц мораль, т.к. традиц мораль размягчает и расслабляет волю к власти. Отрицает ценности: совесть, доброта, сострадание. Проповедует образ сверхчеловека.
17. Исторические условия возникновения марксизма. Диалектика и материализм. Теория общественного развития марксистской фил.
Условия возникн:1)Становление буржуазии и пролетар, 2) обострение противоречий м/у классами, появл соц, 3) безработица, 4) открытия, фиксир историчность природы( клеточное строение, ЗСЭ, биолог эволюция),5) прообраз профсоюзов(черкизм).
Диалект материализм: Материя первична, сознание вторично. Атрибуты материи: бескон, вечн, неуничтожимость, движение, структ многообразие, сущ в пр-ве и времени. Движение имеет абсолютный характер. Формы сущ материи: простр и время. Сознание отражение объект реальности, имеет соц прир. Идеальное продукт сознания. Материя познаваема, на каждом ист этапе её познаваемость ограничена. Основа познания практ д-ть. 2 этапа познания: чувств и рацион. Истина соответствие знания явлениям и отношениям объективного мира. Развитие универсально. Источник развития противоречие. Принципы диалектики: 1) развития, 2) материальн единства мира, 3) всеобщей связи и взаимозав-ти, 4) ед-ва истор и логич-ого, 5) восхождения от абстр к конктретному, 6) всесторонность и объективн исследования. Маркс фил применяет з-ны и принц диалектики на материалист основе.
Теория обществ развития. Движущая сила развития об-ва взаимод-ие производительный сил(люди+средства пр-ва) и производств отн-й(отнош собств-ти). Об-во система обществ отношений. Обществ отнош д-ть чела. Д-ть сод-ие процесса. Отношение форма, в кот протекает процесс. Д-ть и отношения делятся на матер(эк отн-ия) и идеолог(полит, правовые, нравств, религ, эстетич). Общ-экон формации(по способу произв-ва):1) первобытнообщинн, 2) рабовладельч, 3) феод, 4) кап, 5) коммун(1й этап социализм).
18. Сущность и исторические формы позитивистской фил(классич позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм). Постпозитивизм.
Позитивизм. 19в Основатель Огюст Конт. Наука должна отвечать на вопрос: «как?». Принципы: описательный и экономии(описание д.б. предельно простым). Проблематика: фил анализ, научн знания, наука и фил. Характерны: 1) всё подлинное знание, р-т отдельных спец. наук. 2) Стремление свести научн знания к чув восприятию.
Классичекий позитивизм. 1830-40гг Конт, Спенсер. Фил должна обобщить и систематиз научные знания, формир наиболее общие законы.
Эмпириокритицизм. к19-н20в. Истины нет. Фил теория познания. Наука=описанию.
Неопозитивизм(1. логич позитивизм 2. фил анализа). 1920е. Фил должна изгнать из науки рассуждения, построить идеальные логические модели рассуждения. Принципы: 1) верификация, 2) фальсификация. Главн задача в анализе предметного языка. Из языка устранить филос моменты.
Постпозитивизм. 1950г. Снижение интереса, проблема формальной логики. Интересует не научн знание, а его развитие. Поппер: выдвинуть множ-во гипотез, опровергать их пока не останется 1 ст-ся рабочей.
Экзистенциализм. с1920г. В Германии, Фр, ЗЕ. Различают религиозный(Ясперс) и светский(Хайдеггер, Сартр). Центр полож чел с крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Защищает гуманизм. Проблема места и роли чела. Э фил утешения. Э может научить людей сохранить свободу, находясь в одиночестве и страхе. Индивид чела нельзя опис наукой. Суть чела раскрыв при выборе. Страх м приоткрыть сущность чела. Экзюпери.
Психоанализ. Фрейд метод ассоциаций. Ассоц исключение сознания. Чел склонен к агрессии. Содержание бессознания переносится на сознание. Сод-е сознания переходит в др формы, допустимые об-вом. 3 уровня психики: бессозн(оно), сознат(я), коллект созн(сверх-я). Сублимация-переключ энергии на высшие цели. Фромм -гуманист модель психоанализа, основ на любви. В основе всякой любви лежит карыстный момент. Самая чистая любовь отцовская.
20. Религиозная философия 20в. Персонализм. Неотомизм.
Кажд. религ. течению соотв. своя фил система.
Фил теч связ с христ. Для них хар-но: 1.Фил. онтология: - раздваивает бытие на низш. и высшее, - признаёт духовную сущн. первичной по отнош к материальной, -в доказ. бытия Бога исп. рац. и иррац. методы. 2.В гносеологии рел. ф-ия: -разгранич. объект позн. на ест и сферхест. сферу, -поэтому предмет, задачи, цели удваиваются, -главным в гнос. остаётся познание божественного в его разл проявлениях, -основапознания откровение. 3.В соц. фил. системы общ. отношений рассм. через призму божеств-й целессообразности. Вся чел. история рассм. как процесс направленный волей бога. В отличие от идеализма, принципы выводяться из осн. постулатов веры.
Задачи: усилить связь религии, совр. науки и др. форм идеализма.
Внутри католической фил.: 1.Неотомизм 2.Персонализм 3.Экзитенциализм.
Наиб. расп. неотомизм- обновлённое учение Фомы Аквинского. Возн. в 19 нач. 20вв, как реакция на возн марксизма и позитивизма. Осн. проблема вера и разум.
Осн. формы постижения истины: 1)наука (низшая, фиксир. явления и уст причинно сл связи); 2)фил (более выс.) учение о бытии сущности вещи; 3)религия вершина рац. знания и иррац. Гл. задача постижение Бога, как первопричины. В осн. познания всегда лежит откровение.
21. Фил в конце 20в. Постмодернизм.
Представ.: Ж. Лакан, Ж.Деррида, Барт, Рорти.
Единство предметных полей. Требование соединить науку, фил, ис-во, религию… Нет субъекта философствования. Не претендует на создание всеоблемлеющей фил теории. Ис-во отражение Я художника, а не реальности. Творчество бесконечное цитирование. Стирание пространств и временных границ. Ф-фы отказ. От понимания бытия как ч-то абсолютного и неземного, рассм. бытие как становление изменения. Мысль должна быть выр-на с пом особого языка непризнающ традиц граммат норм и правил. Не призн. Значимость гносеол. Проблематики, не сущ-ет никакой истины, гос-тво в к-ре принципа: “все возможно”.
22. Основные проблемы и этапы развития русской фил . П.Я.Чаадаев и фил идеи западников и славянофилов.
Идея «святой Руси». Историческая роль центра православной религии принадл гос-ву. В 17в ЗЕсхоластика. 18в- материализм(Ломоносов, Радищев). 19в- Чаадаев(Критика самодержавнокрепостн строя России). 1917-91- фил советского периода. 1980-90- марксизм. с1991 фил постсоветского периода. Особенности русской фил:1) свободная форма философствования; 2) Особая роль нравств и эстетич мотивов; 3) идея миссионизма, утопизма. Миссия, спасение чел-ва России. 4) Слабый интерес к проблемам гнесеологии. 5) Антииндувидуализм. Славянофилы (философия тотальности, Киреевский, хомяков). Православие фундамент мировоззр и познания. Монархия идеальная форма социума. Крестьянская община идеальн нравств мир. Покорность русского народа, отсутствие в его истории классового расслоения и борьбы. Осуждает крепостничество. Разрушение крестьянской общины означало крушение начал русской культуры. Критика европоцентризма. Западники(1940е, философия индивидуальности, Герцен, Белинский). Ориентация на ЗЕцивилизацию, критика православия, материализм и аскетизм. К к1940-х выд-ся 2 тенденции у западников: а) революционеры-демократы, материалисты, социалисты(Герцен, Белинский), б) либералисты, идеалисты, против революции.
23. Философия всеединства В Соловьёва. Философские взляды Бердяеав.
Соловьёв. Из идеи всеединства вытекает принцип свободы. Ему чужды славянофильство, западничество. Всеединство - идеальный строй мира, предпол примирённость, воссоединение, гармонию всех конфликтных элементов бытия. Осуществление «живого всеединства» сверш-сь в лице Христа. Считал, что хрис-во искажено церковью. Божественно всеединство человека. Бесконечность чел души. Синтез науки, философии и религии. «Цельная жизнь»=«цельное знание»+ «цельное тв-во». Реальной силой просветляющей чел-й мир яв-ся ис-во. Механизм, приводящий мир к всеединству магия любви и эстетического тв-во. Всеединство истина, благо, красота.
Бердяев. Тема конфликта личности с об-вом. Наука даёт только относительные знания. Безысходное стремление чела к истине и свободе. Жизнь это бессмыслица. Чел микрокосмос, целый мир. Проблема свободы собственное созидание добра и зла. Свобода не обусловлена Богом, она сущ до него. Нет рая, ада. Чел творит себя и мир. Механизм тв-ва свобода. Источник страдания отчуждение от мира и от самого себя. Движущая сила развитии об-ва противоречие м/у личностью и об-вом.
24. Зарождение и развитие философской мысли на Беларуси. Взгляды мыслителей эпохи возрождения и Рефрмации (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий).
Философия возникает на Б со временем принятия христ. В 10-11в на бел землях появ-ся лит памятники, содержащие фрагменты трудов античных философов. 9-11в формир бел народности. Фил эпохи В. философ и социологические учения, развивается в Европе в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного об-ва. Гуманизм воззрение, признающее самоценность личности, права чела на свободное развитие и проявление своих способностей.
Отличительные черты гуманизма Б в эпоху Возр:1) идея индивид свободы больше ограничена, чем в ЗЕгуманизме, идеей всеобщего блага. 2) все культурные ценности дб доступны всем. 3) синтез светских и христ гуманист ценностей. 4) Тесная связь гуманизма с реформацией. Почти все гуманисты были близки к реформации, либо являлись реформаторами.
Ф.Скарына. Утверждал самоценность человеческой личности, реабилитировал земное бытие. Идея авктивной любви к Родине. Патриотизм, первый добродетель. Доступ простого народа к дух и культур ценностям. Преимущество духовных ценностей над метериальными. Человек сущ-во разумное, нравственное, общественное. Идея совершенной земной жизни. Все взгляды распространял на белорусском языке, тем самым сод-л развит бел нац культ. Полит идеал гуманная и сильная монархия.
С.Будны. Отрицал учение о троице. Бог Бог-отец. Святой Дух его творческая сила. Христос высокоморальный чел. Отрицал бессмертие души и существование загробного мира. Приоритет разума над верой. Осуждал смертную казнь. Чел личность должна быть свободна и неприкосновенна. Полит идеал монархия во главе с образованным правителем.
С.Полоцкий. Мир сотворён Богом. В нем сущ два начала: матер и дух. Из их сочетания образовался чел. Душа бессмертна. Бог непознаваем, природа познаваема.чел отличается от др тем, что мыслит. Чел не имеет врождённых идей. Фил явл средством, без кот чел не может жить. За сильное гос-во во главе с образованным монархом.
25. Идеи Просвещения и социально-философская мысль на Беларуси 18-19 в.. Философия и развитие белорусского самосознания в XX веке.
В н.XVIII в. В Европе зародил. Просвещние (общест-полит течение, пред-ли кот. Стремил устранить недост-ки сущ-го об-ва, изменить нравы, политику,быт путем распростр идей добра справедливости знаний. Ф-фы прос-я объявили прос-е народа реш. факт-ом об-го прогресса. Особенность бел. Про-я смещение хронолог-их рамок прос-я. Если запад-му П-ю предшест рационализм нового вр., то бел. П-е начиналось в направл-ии преодоления схоластики. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали свободу мысли обязательным условием развития науки.
Кастусь Калиновский (18381864). Печатное и рукописное наследие Калиновского семь номеров газеты "Мужыцкая прауда", революц. инструкции, призывы, приказы, известные "Пiсьмы з-пад шыбенщы". К. последовательно раскрывал сущность крепостнической эксплуатации во всех ее формах, резко критиковал враждебную народу гос. машину абсолютизма, решительно выступал за отмену в будущем об-ве всех классовых, национальных, религ. привилегий и ограничений. Значит. место отводил обоснованию демократ. форм правления, считая наилучшей из них демократ. Респ-ку. Пока бел. народ не станет свободным, в об-ве не может быть справедливости, богатства и знания. К. был приверженцем всеобщего образования и воспитания, которыми должно заниматься непосредственно гос-во, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на родном, белорусском, языке.
26. Проблема познания бытия в философии. Основные формы бытия. Материя и её атрибуты.
Метафизика.- учение о предельно общих принципах и начала бытия; вещи неизменное, независимое др от др, отрицание внутренних противор как источн развития. В раннегреч фил проблема субстанции и субстратов. Средневековье: высшая форма познания бытия. Н Вр: метафизика=естествознание. Согласно Канту: метафизика знание выводимое из чистого разума, <> естествозн. Гегель: мет противоп диалектике. Со 2п19в размывание проблем метаф по областям фил и научн знаний. Онтология.-учение о бытии. Рассм наиболее общие законы бытия. Закон необходимые устойчивые повторяющееся существ-е связи и отношения вещей. Развитие опр-ся либо внешними причинами, либо в онтологии вводится понятие цели движения. Способы разрешения противоречий: 1) преобразование сторон, 2) уничтожение. Без понятий категорий и невозможно мышление и познание. Категории фил понятие ориен-ое на закон-ти развития бытия, а не на св-ва. Исходные категорией явл-ся категорией бытия. Бытие сов-ть матер образований, их противопоставления идеальным явлениям: сов-ть всего сущ-его сдесь и теперь; способ сущ-ия матер и дух об-ий. Формы бытия: бытие вещей, чела, идеального(духовного), соц-ого.
27. Движение как способ существования материи. Пространство и время.
Этапы понимания материи: 1) М реально сущ-ее вещ-ое обр-ие или природная стихия. 2) М=атом. 3) М объективная реальность, противост сознанию. 4) М субстанция сущего. Материя и сознание взаимосвязаны и едины. Субстрация ТО что сущ благодаря самому себе и в самом себе. Сво-во материи движение, вечность, недостижимость, несотворимость, сущ во времени и пр-ве, многообразие. Стр-ра материи Сп-б её организации. Виды материи: в-во и поле, антив-во и антиполе. Уровни неживой материи: атомы, молекулы, вакуум, макротела, галактики, вселенная. Уровни организации живой материи: доклеточный, клеточн, органо-тканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценозный, биогеоценозный, биосферный. Уровни соц материи: чел, семья, соц группы, этнические обр-ия. Движение Сп-б сущ материи. Виды движения: 1) изменяющее св-во, 2) изменяющее кач-во(развитие). Формы движения материи: мех, физ, хим, биолог, соц. Движение противоречиво и абсолютно, не сущ без пр-ва и времени.
28. Диалектика как философское учение о развитии. Принципы, законы и категории диалектики.
Наука о наиб общих з-нах развития природы, об-ва, мышления. Всё рассм в многообр связей и взаимодействии противопол. Виды: объективная- сов-ть закономерностей, не завис от чела; субъективная. Принципы диалектики: 1) развития, 2) материальн единства мира, 3) всеобщей связи и взаимозав-ти, 4) ед-ва истор и логич-ого, 5) восхождения от абстр к конктретному, 6) всесторонность и объективн исследования. Законы диалектки: 1) з-н единства и борьбы против-ей, 2) з-н взаимного перехода качеств и колич-х изменений, 3) з-н отрицания отрицания. Категория диалектики-фил-ие понятия, в кот универс связи бытия осмысливаются в их противоречивой динамике.
29. Понятие природы.. Живая и неживая природа, их различие и взаимосвязь. Биосфера и ноосфера
Природа весь мир в многообразии его форм и проявлений. Природа и материя близки по значению. Природа материя+психические яв-ия мира животных. Отличия живого от неживого: 1) живое способно не только выделять и рассеивать тепло но и запасать в-ва, энергию, информ, может содержать сложные связи. 2) живая система сохраняется, постоянно разрушаясь, 3) живое тесно связано с природой, но не смешано с ней. 4) живое обладает опережающей реакцией. 5) саморегуляция.
Биосфера оболочка земли, состав, стр-ра, и энергетика кот опред-ся совокупной д-тью живых организмов. Биосфера часть литосферы, гидросфера и атмосфера до озонового слоя. М/у живым вещ-вом идёт непрерывн веществ и энергетический обмен. В стр-ре биосферы преобладает неживое в-во. Живые организмы взаимодействуют пищевыми цепями. Чел включается в связи биосферы на основе трудовой д-ти. Организация пр-ва привела к выделении чела из природы. Д-ть чела должна перевести биосферу в новое состояние ноосферу область господства разума.Человек и биосфера должны совместно и согласованно развиваться.
30. Происхождение и сущность сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и мозг.
Сознание высшая присущая лишь людям фу-я мозга, связ с речью и заключ-ся в целенапр-ом отражении дейст-ти, в разумном регул-ии поведения и самооценки чел-а. Гипотезы сущности: 1) С. противопол-сть материи: а)врожденное св-во души; б)С.-особый вид бытия. 2)С. Материально это ве-во продукт мозга. 3)С.- не противоп-сть материи, а регулятив ее саморазвития в лице чел-а. 4)С.-св-во высокоорганиз-ой материи, кот. Дает идеальное отраж-е внеш. мира. С. вторично по отнош-ю к материи. Г-зы происхождения: 1)С. творение Бога, 2)С.-имеет космич-е происхожд-е, 3)С.-рез-ат длит. эволюции вселенной, продукт соц.-ист. развития чел-а, в рез-те изменения людьми действительности.С. развил. из св-ва отражения. Отражение всеобщее св-во бытия соответствующим образом реагир-ть в момент взаимо-вия явлений, вещей др. с др.
С.-особый вид биолог. Формы отражения. Под возд-ем труда и языка психика животного трансфор-лась в психику и с. чел-а. Хаар-ки С.: 1)универсальность, 2)обеспеч-ет адыкват. отражение бытия в мире, 3)С.-основа твор-ва, 4)опосредованно языком, 5)индивидуальность.
Т.к. С. контрол-ет часть психики и нецелесооб-но связывать психику и С. Две структуры С.: 1)Онтологическая, 2)функциональная. В функ-ой ст-ре выд: 1.Когнитивную сферу знание и ответ на вопр: Что есть что? 2)Мотивационную сферу опред-е ценностных ориентиров и ответа на воп Во имя чего?Каких целей? 3)Нормативная с-ра проектирование отнош-я к миру. Ответ на воп. Как?Каким образом? В онтолог. ст-ре уровни: 1) «Осознание»-инф-ция ощущений восприятия и представления превращается в понятие суждения и умозакл-я. 2)Надсознание- создаются новые идеи, гипотезы,теории 3)Самосознание: 4 уровня: 1. Надсознание внутренне усвоен-е индии-ом соцю нормы и запреты, 2. Сознательное часть псих-ой деят-ти ч-ка, открытая для него и контролируемая им. 3. Подсознательное часть псих.деят. кот в опред. момент не может появиться в поле сознания ч-ка, но может произв-но всплывать в сознании. 4.Бессознательное пласт психики, кот. никогда не появится в поле созн-я.
Сознание и мозг: 1. С. развивается независимо от м-га. 2.С. вещ-во м-га. 3.С. высшее св-нное лишь ч-ку, связ. с речью фун-я м-га, заключ-яся в обобще-ом и целенапр-ом отражении дейст-ти. С. возникло и развивалось с раз-ем м-га. Стр-ра и св-ва С. зависят от стр-ры м-га. Но мозг лишь возможность С-я. Цель и содерж-е деят-ти соз-я задаются не мозгом, а соц. Образом в жизни ч-ка.
31. Сознание и психика. Основные формы психической деятельности: воля, память, эмоции и чувства. Понятие мышления.
Психика способность жив. существ создавать чувственные и обобщен. образы внешней действит. и реагировать на них в соответствии с потребностями. Психика охватывает сознат., подсозн. и бессознат. Компоненты психики: 1)Эмоционально-чувственная 2)Память 3)Воля. Чувства псих. сост-я, выраж. отношение ч-ка к другим, к себе, к жизни. Ч-а основание психики, определяют поведение и цели ч-ка, оценку инф-ции. Группы чувств: 1.Стенические повышают жизнедеят-ть, силу и энергию. 2.Астенические понижают. Воля Психич. Деят-ть, проявляющ-ся в сознат-ых действиях, направ-ых на достижение целей, осуществл-е кот. связ. с преодолением трудностей. Память способность сохранять и воспроизвод. Опыт своей деят-ти. Прошлое воспроиз-ся в настоящем. В завис. от объекта запоминания есть виды П.: 1)двигательная 2)Эмоциональная 3)образная 4)словесно-логическая. В завис. от цели и способов: произвольная и непроизвольная.
Мышление высшая форма активного отражения реальности, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом сознании новых идей, событий. Формы в кот. осуществл. мы-е: 1)Понятия 2)Суждения 3)Умозаключения. Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстракции, обобщение. Мы-е и язык неразрывно связаны, но мысль есть отражение объективной реальности, а слово способ выражения м-ли
Мы-е возможно лишь когда оно обликается в языковую форму. Язык ср-во оформления мысли. Язык и мысль форма и содержание.
32. Общественное сознание. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое, идеология и социальная психология. Формы общественного сознания
Сознание имеет обществ-ю при-ду. Индивидуальное С. С. личности. Общественное С. совокупность идей, теорий, взглядов, соц. чувств, привычек и нравов, возникающих в опред. истор. период у соц. групп. Индивидуальное и общественное сознание постоянно взаимодействуют. Общественное С. имеет сложную стр-ру. В завис. что и как отражает сознание в обществ. бытии выдел.: 1. Обыденный уровень 2.Теоретический. В завис. от степени учета и способа выражения интересов отдельных классов выдел.: 1. Общественную психологию 2.Идеологию. Формы общественного сознания: каноническая, политическая, правовая, религиозная, научная, нравственная, эстетическая, философская.
33. Основные подходы к пониманию происхожденя и сущности человека.Биологическое и социальное в человеке.
Ф-я антропол-я влиятельное течение соврем. фил. мысли, в центре внимания кот. проблема ч-ка, а гл. идея создание интегрирующей концепции ч-ка. (Шелер, Гелен, Плеснер) Центр. вопросы: 1. человек 2.место ч-ка в мире, бытии 3.Отношение к Богу. Ф-я антроп-я в центр мироздания ставит ч-ка не как объекта науч. поз-ния, а как субъекта самопознания. Метод ФА самопознание. Для ФА характрно: стремление решить все фил-е проблемы через изучение особенностей ч-ка. ФА исследует душевно-духовную жизнь ч-ка эмоции, инстинкты, влечения. Обществ. жизнь сводится к межличностным отношениям, основанных на естественных симпатиях людей. Представители ФА откузались рассматривать сущность ч-ка. Для них ч-к и его сущ-вание нечто незавершенное, не оддающ. строгому определ-ю. ФА стремится синтезировать науч. данные о происх. ч-ка, биолог-ий материал с док-вом ориентации ч-ка на сверхземное бытие, на абсолютное знание и вечные ценности. Отсюда связь философии и религии.
Ч-к развивался на ряду с об-вом ( антропогенез + социогенез = антропосоциогенез). Гипотезы происхожд-я: 1)Теистическая, 2)Инопланетная, 3)Эволюционные гипотезы: а)Эволюционно-трудовая, б)Ги-ы абсолютиз-е роль дух-го фактора в появл. ч-ка, в)Мутационные г-зы, г)Интегративная г-а. Сущность ч-ка: 1.В древневост. ку-ре ч-к выступал как предельно-малая частица соц.-косм-го целого, не имеющ. дост. ценности. 2.В антич. ф-ии тоже частица, но уже сущ-во самодеятельное. Рассм. как микрокосмос. Состоял из тела и души. 3)В средное вв. сущность ч-ка в Богоподобности. 4)В эп.Возрождения сущность в свободе, достоинстве, творческом развитии. 5)В Новое вр. С-ть в разуме, в мышлении, в рациональности. Ч-к сознательное сущ-во, кот. в любое вр. может выяснить источник, мотивы своих решений и действий. 6)Франц. Материалисты XVIIIв. сущность природочувственные отношения. 7)Фил-я XIX-н.XXв. свела сущность ч-ка в одних случаях к рациональному началу, в др. к иррациональному. 8)Маркс сущность в совокупности всех общественных отношений. 9)Экзистенциализм ч-к сам создает свою сущность и творит себя.
34. Проблема смысла жизни в философии. Принцип гуманизма и его эволюция.
Выделяют след. подходы в определении смысла жизни: 1)СЖ изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях, поэт. ч-к обязан прожить жизнь достоино. 2)СЖ наход-ся за пределами ж-ни в совершенстве и могуществе будущего человечества. 3)СЖ созидается самим чел-ом, т.к. в самой жи-ни нет никакого раз и навсегда заданного определенного смысла.
35. Понятие личности. Структура личности. Процесс формирования личности, его особенности.
Две концепции личности: 1)Личность как ролевая картина ч-ка. Опирается на понятие социал. роли. Л-ть набор соц.ролей. Кол-во и кач-во ролей харак-ют значимость л-ти, но не раскрывают внутр.мир ч-ка, фиксирует лищь его поведение, кот. не всегда выр-ет действ. сущность. 2)Личность как сущностная хар-ка ч-ка. Л-сть ч-к в совокуп. его соц. качеств формир в проц-се деят-ти и об-ных отношений. В понятии Л-ть отраж-ся соц.-психол. особенности, мировоз-ия , хар-р, самооценка, чу-во собст. достоинства, ценностные ориент-ии, принципы, образ жизни. Личность обладающий самосознанием и мировоззрением ч-к, достигший понимания своих соцю фу-ий, места в мире. Структура л-ти: Уровни: 1)Физическая л-ть (тело), 2)Социальная л-ть (си-ма соц. ролей) 3)Духовная л-ть(внутр. дух. сост. отраж. стремление к дух. ценностям,идеалам). Становление л-ти в 2 этапа: 1) Социализация пр-сс усвоения инд-ом с-мы общ-х ролей и ценностей, позвол. ему дей-ать как полноправ. члену об-ва. Важные факторы: обычаи, традиции, правовые нормы. Самореализация процесс использования свойств, сложившихся в ходе формирования личности.
36. Понятие свободы. Свобода и необходимость. Свобода воли и свобода выбора.
В шир. Смысле свобода отсутствие давления и ограничений. Юридич. Св. представленность самому себе. Полит. Св. права. Фил. Св. возможность лич-ти мыслить и поступать в соответствие со своими представлениями и желаниями. Суть св-ды в возможности выбора. Св-да бывает эконом. полит. моральн. духовн. разумн. негативн. позитивн.
Св. и необх. 3 подхода: 1)Детерминизм абсолютизирует всевластие необх-ти и отрицает св-у ч-ка. Любой поступок причинно обусловлен. 2)Индетерминизм абсолютиз-ет автономию. Ч-к абсолютно свободное сущ-во, все действия зависят от его воли. 3)Кон-ция единства и сложной взаимообусловленности св-ы и необ-ти: Св-да хар-ка действия, соверш.: а)Сознанием с учетом ограничений. б)По собственной воле, непринужден. в)В условиях выбора. Св-а воли возможность бесприпятст-го внутр. самоопределения ч-ка, выполнения целей и задач лич-ти. Реализуется в свободе выбора. 2 кон-ции на роль св-ды воли: 1)Волюнтаризм признание господства воли над др. проявл. дух. ж-ни ч-ка. 2)Фатализм в нем не остается места для свободного выбора.
37. Понятие ценности. Классификация ценностей. Понятие ценностной ориентации..
Аксиол-я ф-ое учение о ценностях. Возникла в XXв. Типы ценностных теорий: 1)Натуралистич-ий психологизм- ценность рассм как объективн факторы реальности,кот наблюдаемы и их источник псих.потреб-ти ч-ка. 2)Аксиологич.трансцендентолизм рассм ценности как идеальное бытие независ от ч-их потребностей. Ценность- не реальность, а идеал. 3)Персоналистич. онтологизм утвержд. Что ценности образ-ют онтологич основу личности. 4)Социологич.кон-ция утвержд. Что ценность-наука кот имеет опред значимость для соц субъекта. В общем ценность понятие, указ-ее на ку-ное, общ-ое или личное значение явлений и фа-ор действит. Термин ценность употр для обознач состояний соз-ия, на основе кот произв ценное, для обозн значимых явл-ий. Классификация: 1)ценности-цели(мир, жизнь, ч-к). 2)Ценности-средства(техника, рын экон). Различают: 1)Духовные и материал-ые ц-и. 2)Положит и отрицат. Взавис-ти от соц групп есть ц-ти:общечеловеч-ие,соц классовые, групповые, индивид-ые. Высшая и абсолют цен-ть сам ч-к,его жизнь. Общечел-ие ценности добро, любовь, справедливость, красота, истина. Без этого нет личности.
38, 39. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание, их различия и взаимосвязь. Проблема познаваемости мира. Категория истины в философии. Критерии истины.
Познание совокупность пр-сов, направ на воспроизв объектов реальности в форме знаний. Суть п-я адыкватное восприятие отрожения действит-ти. П-е пр-сс целенапрв отражения действит в сознании ч-ка с целью ее дальнейш преобразования. По-е возник одновременно с развитием навыков к труду и общения. Этапы форм-ния: 1)Несознательное п-е, 2)Стихийное п-е, 3)Сознательное п-е. Формы познав деят-ти: 1)Мифологическая 2)Религиозная 3)философская 4)Научная 5)Художественно-образная 6)Обыденно-практическая 7)Игровая. Вопрос о познав-ти мира: 1)Оптимизм для субъекта не сущ-ет барьеров на пути познания объекта. Границы сущ-ют лишь между познанным и непознанным 2)Огностицизм уч-е о непознаваемости матер-ого мира в его объектив-х не зависящих от ч-го облика харак-ах. Объект познания преломляется сквозь призму чувств, по сему инф-ия дается в том виде, в каком ч-к видит ее. 3)Скептицизм учение о признании в той или иной степ относит-сти нашего знания, сомнение в возможности получения абсолютного достоверного знания.
1)Субъект по-ия носитель ч-ой творч активности, направл на адыкват воспроизве-е природной, соц и дух реальности в ф-ме знаний (индивид, соц группа, ч-ое об-во, человеч-во). 2)Объект п-я то в сфере дух, природ, соц реальности, на что направлена познават деят-ть субъекта, что противостоит как неознанное. 3)Познават отношение отношение между субъ-ом и реаль-ю, ориентирующие активность субъ-а на ее адыкват восроизв-е в ф-ме знания. 4)Познават деят-ть творч активн-ть ч-ка, напр на адыкв воспроизв-е природ, соц, дух реаль-и. 5)Знание проверенный общ-о-истор практикой и логикой рез-ат познав деят-ти выраж св-ва и связи объекта прир, соц, и дух реальности. Субъект и объект взаимодействуют. 1)чувственное познание познав пр-сс, кот осущ-ся посред-ом орг чувств. Включ 4 формы:ощущение, восприятие,представление,воображение. 2)Рациональное п-е познав пр-сс, кот осуществл поср-ом форм мысли-ой деят-ти. 3 формы: понятие,суждение,умозаключение. Соотношение уровней поз-я: 1)Сенсуализм-абсолют роль чувств 2)Рационализм-абсолют роль мышления. В иррациональном аспекте опред роль играет интуиция. Инт-ия способность субъекта прямо и непосредств-но постигать истину.
Истина это содержание знаний ч-ка, представл собой адыкватное воспроизвед-е реаль-ти, т.е. такой, какой она сущ-ет сама по себе, независимо от ч-ка. Ис-на исторична, конкретна. Виды истины: 1)Объективная содерж. ч-го знания, кот не завис ни от ч-ка, ни от чел-ва. 2)Относительная знание, кот при всем своем объективном содерж не обладает завершенностью и явл неполным. 3)Абсолютная знание, кот не может быть опровергнуто ни при каких обстоятельствах. Заблуждение содержан-е знания субъекта не соответствующее реаль-ти объекта но принимаемое за истину. Имеет соц, психолог, гносеолог корни. Критерии истины: 1)Выгода, полезность, удобство(прогматизм) 2)Общепризнанность 3)Формально-логический критерий(утверждение истино если получено по логич правилам из истиных сведений) 4)Истина знания дело условных соглашений 5)Истино то что соотв данным чувственного восприятия 6)Точность, очевидность, ясность, простота 7)Главный практика.
40. Научное знание и его специфика.Эмпирический,теор. И метатеоретический уровни научного познания. Наука - сфера чел-кой деятельности, направленной на произв. и теоретич системетизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности.
Наука может выступать как :
Специфика познават деятельности : 1)направленность в идеале на произв знаний. Нередко вне конкретных представлений о возможных сферах его применения за исключением внутринаучного использов. 2)четкая выделенность предмета познавт действий(предметность) 3)прогностичность направленнсть на предсказание будущих событий, состояний и св-в исследуемых предметов 4)использование специализир инструментария 5)Регламентированность определ совокупности методов и других видов нормативного знания
Специфика Научн знания: а) воспроизводимость, б) контролируемость путей получения
в) обоснованность и доказательность, г)системность, д) объективность, е) логическая оргументация и фиксирование понятий в категориях и законах, ж) выработка и использование спец языка
структура исследования:
выдел объект, предмет ис-ния, цель ис-ния, проблема, задача, средство, метод, условия, результ.
Знание - проверенный практикой и логикой результат познават деят-ти, выраж в знаковой форме свойства и связи об-тов природной, социальной и духовной реальности.
В научн познании выдел: эмпирический,теор. И метатеоретический уровни научного познания
Критерии отличия эмпирич и теоритич ур-ней исследования:
На эмпирич ур-не преобладает чувств познание, рациональные моменты его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.На этом ур-не исследование ориент познание описания явлений, на теор ур-не на выяснение сущности исследуемого объекта. Предмет научн. исследов(эмпир) наблюдаемые явления , на теоретич ур-не системы абстрактных моделей, замещающих реальный объект.
На теоретич ур-не преоблад рациональное познание.
Метотеоретич метод ис-ния предпосылочный метод ис-ния. К нему относятся следующие формы научного познания:
метотеоретич ур-нь исследования выполняет мировоззренческую и концептуальную ф-ию.
Области научн знания:
В зависимости от особенности объекта ис-ния:
1) естеств знание 2) гуманитарное 3) техническое
В зависимости от реш практич задач:
1) фундамент 2) прикладная
В зависимости от ур-ня ис-ния:
1) эмпирич 2) теоретич 3) мировоззренческое
В зависимости от степени общности:
1) всеобщее знание 2) частнонаучное 3) знание интегративного хар-ра
41. Понятие метода и методологии. Эмпирический и теоретич методы научного познания. Формы научного познания.
Методология учение о постоении и практическом применении методов.
Метод - система предписаний, регламентирующих познавательные действия, операции и процедуры исследования.
Методы эмпирич ис-ния: наблюдение, описание, эксперимент, опыт.
Методы теоретич ис-ния: двойств эксперимент, идеализация, метотипологизация, аксиотический, метод конкретизации, метод единства историч и логич
Формы научного познания: эмперич факт, проблема , гипотеза, теория.
Эмпир факт основн форма эмпир знания, выраж в особого рода предложениях, истина с которых опред результатами наблюд и эксперимента
Факт достовер знание об одиночном
Гипотеза научн предполож, вероятность которого обоснов фактич данными
Теория высшая организация научн знания, которая даёт целостное представление о закономерностях некоторой облати действит , и представляет собой знаковую модель этой действит.
Формы метотеоретич знания:
42. Общество как объект фил-го анализа. Осн. процессыв жизни общества: матер.,соц-полит.,дух.
Первоначально общ-во рассматрив как гос-во (политикоцентрич версия общества)
В фил-их интерприт общества Платон использовал концепцию Идей, а Аристотель форм. Платон рассматрив общ-во как воплощение идеи справедливости. В ср века понимание об-ва основывалось на фил-ии абсолютной личности Бога.
В Новое время возникает концепц равноправных членов об-ва и концепция договора.
В 19 в завершилось определение соц фил-ии. Гегель превратил соц фил-ию в важную часть ф-ии культуры.
Маркс окончательно завершил разрыв с политикоцентрической тенденцией. Законы об-ва М. определял как объективные, а само развитие, как естеств историч пр-с.
Об-во совокупность людей в рамках ими же производимой с-мы соц действий и их смысл. Общество возникает и существ при взаимод 2 факторов: деят-ть, обществ отнош.
Общ отнош придают обществу определ организацию и устойчивость.
Деят-ть вносит в общество динамизм и развитие.
Отличие об-ва от природы:
Соц законы законы не только материальной но и духовной реальности
43. Основные конц проих-ния общества. Эволюцион.и революц.формы развития общества.Движущие силы и факторы соц.развития.
Основн конц социогенеза:
Соц-этнич общность:
Соц.-демогр.:
Понятие "народонаселение" центральная категория в осмыслении демографической структуры общества. Народонаселение это непрерывно воспроизводящая себя общность людей. Как и географическая среда, оно является необходимым атрибутом существования и развития любого общества. Население предпосылка и субъект исторического процесса. От численности населения, плотности его расселения, темпов роста, половозрастной структуры, здоровья, миграционной подвижности зависит общественный прогресс.
соц- классовая:
Социальная структура общества возникла вместе с обществом. С возникновением классов структура общества приобретает социально-классовый характер. Классовая структура общества исчезнет с исчезновением классов, но социальная структура будет характерна и для бесклассового общества. Но пока существуют классы, социальная структура общества будет определяться прежде всего его классовыми отношениями. "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".
Основные сферы жизни общества:
Виды духовн деят : 1)Наука, 2)Идеология, 3)образование, 4)ис-во, 5)Религия
46. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории.
Движ. силы разв. общества существ., необходимые, длительно действ. причины, обеспечив. Формирование и прогресс об-ва. Движ. силы разв. общества делятся :
а) материально- экономич
б) соц-ный
в) политический
г) духовный
С другой точки зрения общ. ф-ры делятся на: субъективные и объективные.
К объективн. относятся: природн. усл. жизни, состояние материального пр-ва, существ. соц. структура об-ва, гос. строй.
Субъективн: сознание и духовный мир чела, его соц. опыт, уровень к-ры, волевые кач-ва.
Главной общеисторич. движ. силой явл. способ пр-ва материальной жизни.
Субъекты истор. пр-са все люди.
Развитие чел. об-ва сложный и многогранный пр-с. В ф-ии истории сложилось 2 концепции: 1) эволюционистская(единство истории чел-ва)
2)релятивистская (культурная самобытность локальных цивилизаций, Шпенглер, Данилевский, Сорокин).
Анализ хода истории показыв. что он имеет противоречив форму и единства и многообразия. Поэтому появл. конц-ия, которая пытается снять противоречия дух первых подходов
Античную конц-ию истории можно представить как круговое движение; Христианская к-ия истории преодолела античную к-ию; фил-ия Нового времени выработ. рац. объяснение хода ис-рии. Время и ход истории счит. линейными.
Конц-ия лин. разв. об-ва подверг. критике в 20в. Соврем. история, как и прошедшая воспринимается как рез-тат тв-ва людей, где возможен и прогресс и регресс, и различные расслоения и обединения, единство и многообразие.
47. Государство как социальный институт. Концепция правового государства. Политика и право. Политическое сознание и политические институты. Понятие политики и власти. Социально-философские концепции власти
Гос-во основн. институт полит. сис-мы об-ва, организующий, направл. и контрол. совм. деят-ть людей, об-венных групп, классов.
Отличия гос-ва от др. соц. институтов:
Гос-во возникло на опред. стадии разв. об-ва. Различают типы и формы гос-ва. Тип опред. тем в руках кого находится власть(рабовлад., феодальн., капит., социалист.)
По форме различ (монарх., республиканские)
Признаки прав. гос-ва:
концепции возникн. гос-ва:
Право сов-ть устанавливаемых и охран. гос-вом норм и правил, регулирующих отнош людей в об-ве.
Два подхода к пониманию права: либер-ый (разреш. все что не запрещ.); запретит-ый (запрещ. все что неразр.)
Полит. сознание особая форма общ. созн., посредством которой отраж. и регулир. полит. отнош. классами гос-ва. П. созн. неоднор.
Полит. институты: гос-во, полит. партии, обществ. организ. деят. которых носит полит хар-р. Сов-ть полит институтов образует полит. систему об-ва.
Полит. отнош возникли с появл. частной собств., классов, гос-ва.
Политика (греч. ис-во управлять страной) деят-ть, связанная с отношениями между классами, нациями и др. соц. группами, заключающаяся в завоевании, удерж. и использ. гос . власти.
Особенности политики:
Сущность любой политики полит. власть
Различают несколько видов власти: экономич., полит, семейную. Самая важная политич.
Концепции полит. власти:
48. Понятие техники, технологии и технической деятельности. Возникновение и этапы развития техники. Техника и её роль в истории цивилизации. Техницизм и антитехницизм в понимании роли техники в жизни человеческого общества. Идеология технократизма.
Чел всегда был связ. с техникой. Сразв техники разв. и сам чел..
Техника система созд. средств и оруд. произ-ва, а так же прием и операция, умение и ис-во осущ. трудов пр-са. Тех-ка рассматрив. как: 1) знание; 2) пр-с изобрет., проектир., изготовл.; 3) объект. В технике осваив.: вещ-во, энергия, инф-ка.
Техн-ия способ, мех-м осущ. любой деят., любого действия и поведения.
Технич. деят. деят-ть чела по созданию техн-их объектов и упрвлен. пр-сами их изготов.
Марксизм выдел. след этапы разв. техн.:
Сунягин, в зав-ти от типа труда, выдел.:
59-63
Л. Мэмфорд выделяет три технические эпохи. Первая (1000-1750 гг.) имеет в основе технологию "воды и дерева". Вторая (до середины XX в.) опирается на комплекс "угля и железа" Третья "неотехническая" (современная) использует комплекс "электричества и сплавов". Здесь в основу периодизации положен используемый в "технике основной вид энергии и то вещество, которое занимает главное место в создании технических устройств.
Чел всегда был связ. с техникой. Сразв техники разв. и сам чел.. Тех-ка служит не только для преобр. прир. среды но и для раскрытия сущностных сил чел-ка.
Тех-м с-ма взглядов, согл. кот-ой техника и тех-ия явл реш. факторами разв. чел-ва. Для тех-ма хар-но: абсолютиз. роли тех-ки в жизни об-ва; пренос на чел-во хар-к присущих машинам и механизмам; стреммение решить проблемы по образцу алгоритмов тех-ого знания.
Антитех-м с-ма взглядов, кот-ая рассм. тех-ую деят. как зло, кот-ое подчинило чела.
Технократизм (крайняя форма тех-ма) соц-фил. представления и конц. обосновыв необход. возрастания в об-ве роли технич интел-ии. Технократия 1) тех-ие спец-ты; 2) тип гос. ус-ва при котором власть наход. у технич спец-тов.
49. Современный уровень технического развития общества. Компьютеризация: возникновение, особенности, воздействие на современную культуру и цивилизацию. Информационное общество.
Первые ЭВМ созд. в 30-е г 20в.
1-е поколение на электромеханических реле;
2-е поколение на полупроводниковых транзисторах;
3-е поколение на больших интегральных схесах;
4-е поколение на сверхбольших интегральных схемах;
5-е поколение снова на полупроводниках, но уже способно решать интеллектуальные проблемы.
Предпосылки появления информационного общества:
-рационализация, организация человеческой деятельности в соответствии с целесообразностью;
-изоморфизм, параллелизм между различными науками;
-развитие техники;
-развитие социальных институтов, гарантирующих доступ пользователя к информации.
Влияние компьютеризации на общество:
-основным ресурсом становится информация;
-рационализация деятельности человеака;
-снижение индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов;
-изоляция и манипулирование людьми.
Значение использов. компов велико, но техника не составл конкуренции челу там, где он проявл. свои спос-ти.
Обво явл информац. если:
50. Современная цивилизация: противоречия и трудности развития. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
Но так как в настоящее время не существует никаких способов точного прогнозирования и оценки возможных последствий активного экологического производства, а биологическая и социальная экосистемы настолько сложные, динамичные и регулируются огромным количеством взаимосвязей и взаимодействий, что не поддаются моделированию даже с помощью супер-ЭВМ, то полное слияние естественной и искусственной среды остается и сегодня на грани фантастики. , Другие же предлагают исходить из следующих постулатов:
а) сохранения и поддержания существующего равновесия в окружающей среде; б) признания неизбежности научно-технического прогресса и появления новых технологий; в) приоритета ресурсосберегающих и безотходных производств, сохраняющих, а не разрушающих природу при создании новых технологий.
Транспортные и производственные перегрузки снижают производительность труда и продуктивность умственной работы.