Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. МЕНТАЛИТЕТ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ
Такие феномены, как этничность, нация, национальный характер, язык, национальная идея, национальный дух стали одними из популярных тем общественных наук, число публикаций по которым все возрастает. Но ориентироваться в потоке литературы не просто, поскольку явления этничности, нации и т. д. затрагивают практически все стороны жизни как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Это касается не только политики, экономики или культуры, но и философии.
Речь идет о том, что даже в анализе и описании конкретных конфликтных ситуаций акцентирование того или иного аспекта в конфликте во многом определяется теоретической позицией исследователя. Разумеется, не менее значимую роль играют его гражданские установки. Поэтому сегодня так важно знание этих феноменов, знание основных теорий и подходов в интерпретации перечисленных выше терминов.
Одна из сложнейших проблем современнго мира проблема национально-этнических общностей. Поэтому целью нашей работы является анализ их взаимосвязей, выявление значимости национального менталитета, национального духа, национальной идеи в характере любого народа, создается впечатление, что национальные проблемы превращаются в наиболее болевую точку нашей жизни. В этих условиях пристальное внимание к специфике и особенностям национальных отношений, пожалуй, как никогда, актуально.
Ни один человек не бывает полностью похож на другого, даже близнецы, имея близкое сходство, не одинаковы абсолютно. Так и люди разных народов и наций, обладая некой внешней схожестью, в то же время отличаются друг от друга вкусами, характером, чувствами и мировосприятием. То, что люди разных наций имеют сходство, это закономерно, ибо они в целом из одного корня человеческого рода. Вместе с тем осязаемые различия присутствуют не только в людях разных народов, но и у представителей одной нации. Если взять в целом народы, они также различаются. Каждый имеет свой собственный менталитет. Если народы не имели бы такого различия и своеобразия, то в мире насчитывались бы не тысячи народов, а один планетарный народ мира.
Национальный менталитет каждого народа есть совокупность особых характерных черт, исходящих из интеллектуальной, умственной, психологической способностей наделенных историческими, геополитическими, климатическими, этнографическими, этническими и бытовыми условиями жизни людей данной общности.
Каждая нация характеризуется своим менталитетом. Он является индивидуальной чертой нации, отличающей ее от других этнических образований. Изучая тот или иной народ, мы постигаем его менталитет, являющийся как бы прообразом индивидуальности и самобытности этого этноса.
Специфический менталитет нации складывается в течение всей истории ее становления. Менталитет это не внешний признак того или иного народа. Например, крупный нос у кавказких народов, узкие глаза калмыков и якутов, русые волосы славян и т.д. не являются признаками национального менталитета, так как он не связан с внешними атрибутами, а выражается сущностью и глубоким содержанием самой нации. Возьмем, к примеру, американский народ. Эпоха реформации в Америке ослабила фатальную независимость индивидуума от общественных структур.
Национальный менталитет не приобретается однажды и навсегда. Он формируется веками и обладает сравнительно устойчивым и консервативным содержанием. Но он не лишен и способности
укрепляться, обогащаться и трансформироваться. В результате великих исторических перемен и новых воскрешений он может подвергаться качественным изменениям. Ибо менталитет это историческое приобретение нации в силу непосредственного воздействия географических, этнических, климатических, хозяйственных, социокультурных особенностей бытия. Менталитет нации по своему характеру не является однотипным положительного или отрицательного содержания. Он включает в себя все и позитивное, и негативное. Народ, убеждаясь в консервативности и несуразности отдельных элементов своего менталитета, может избавляться от них. Но это длительный исторический процесс, охватывающий большой отрезок времени.
Менталитет формируется не по желанию и потребности народа, наоборот, фиксирует фактическое состояние и уровень развития национального бытия. Он являет собой как бы полнокровную характеристику нации. Сохраняя свой менталитет, нация постоянно заботится о своей исторической перспективе. При этом, уважая национальную самобытность, она не может кичиться своим превосходством, унижая и игнорируя менталитет других. У соседей братских дружественных народов можно перенять всю культуру, технику, науку, хорошую идею, но невозможно заимствовать их менталитет. Ибо он сродни лишь тому народу, которому присущ. Менталитет не передается от одного народа другому. Каждый богат своим, принадлежащим лишь ему менталитетом1.
Менталитет народа проявляется через его представителей. Человек при общении с выходцами из другой нации сразу обнаруживает их характерные черты, т. е. менталитет народа.
Человек, чтобы обеспечить себе нормальную жизнь, постоянно находится в роли искателя или исследователя. Он всю жизнь в поиске и действии, хочет разгадать тайну жизни. Ф.Достоевский писал своему брату, что он занимается разгадкой этой тайны, ибо хочет быть человеком (см.: Собр. соч. - 1983. - Т. 28. - Кн. 1. - С. 67). Разгадка тайны человека означает познание менталитета народа. Без постижения сущности национального менталитета нельзя сполна понять любого индивида.
Менталитеты вырабатываются условиями жизни нации и историческими реалиями. Если обратиться к истокам этногенеза любого народа, можно выявить его ментальность, присущую лишь ему. У казахов, китайцев, чукчей и т.д. свой менталитет. Но место и значение любой нации в истории и современном мире не определяются ее менталитетом это не жребий, по которому обычно устанавливается очередность выхода на сцену или на ринг при выступлениях артистов и спортсменов, и это не паспорт элитарности и великости той или иной нации2.
Менталитет этноса совокупность особых черт и характеров, содержащих всю сложность духовного, экономического, этнического и исторического развития народа. Конечно, менталитет любой нации является ярким отражением ее национальной идентичности, признанием принадлежности всех людей, составляющих эту нацию, именно к этой этнической общности. По менталитету человека можно распознать его причастности к какому-либо народу.
Безграничная вера американца в себя определяет его национальный менталитет. Уверенность легко передается окружающим, энергичным и самоуверенным характером он заряжает других. В конечном результате все общество чувствует себя бодро и жизнерадостно.
Отсюда вытекает другой не менее важный вопрос: каково соотношение национального менталитета с национальным духом? Так что же такое национальный дух, что он вбирает в себя, какова его роль в жизни нации, как он соотносится с национальным менталитетом?
Сначала попытаемся дать его дефиницию. Национальный дух это качественное состояние национального самочувствия. Дух это не статичное состояние народного самосознания, он имеет подвижный характер: возвышается, снижается, а в какой-то период ослабляется. Чем объясняется неустойчивость национального духа, почему он не сохраняет однажды обретенную верхнюю степень накала?
Национальный дух органически связан с развитием самой нации. История, как известно, не протекает гладко, в одной плоскости. Она переживает самые разнообразные переломные моменты в своем развитии. И нация функционирует не в вакууме и не на другой планете, а на нашем земном шаре, населенном разными народами и странами. Жизнь любой нации проходит в тесном взаимодействии с этим разнообразным, загадочным миром. В нынешнем научно-техническом и информационном пространстве любой народ не может однозначно утверждать, что его самодостаточная жизнь обеспечивается лишь у себя дома, без непосредственного незримого вмешательства извне. Поэтому естествен зигзагообразный, извилистый путь развития всякого народа. Непредсказуемый, неустойчивый путь развития стал обычным явлением для любой нации. Он и предопределяет состояние самого национального духа народа.
Иначе говоря, национальный дух совокупный результат качественного состояния национальной реалии. Никогда не будет возвышен дух народа, который находится в постоянном унижении, зависимости и покорности. Национальный дух это не совокупность бойцовских качеств отдельных героев и народных витязей. Это высокое чувство связано с защитой Отечества, героической борьбой народа за судьбу страны, выпячиванием и доминированием ее судьбоносных интересов. Когда привлекательная общенациональная идея охватывает весь народ, тогда она и обретает феномен национального духа. Когда народ живет одной высокой идеей, он становится всесильным. А в экстремальных ситуациях национальный дух превращается в некую магическую волшебную силу.
Всем известно, что у нас в Казахстане на уровне государственной политики ставится задача воспитания благородного национального духа. Властными структурами принимаются меры, направленные на укрепление национального самосознания и упрочение национального духа граждан молодого независимого государства. Разделенная, расколотая нация не может обладать цельным здоровым духом. Дух народа возвышен лишь тогда, когда он представляет собой единую целостность.
Подъем национального духа люди понимают по-разному: одни считают, что для этого необходимо добиваться превосходства своей нации над другими или обособления от них, другие это понятие связывают с навязыванием своей воли чужим, чтобы удерживать их в покорности и унижении. Считают, что это позволит воспитывать превосходный национальный дух. Эти суждения носят ложный характер. Словом, оболванивают народ вредной идеей об исключительности и элитарности своего народа по сравнению с остальными. Некоторые даже увлекаются археологическими раскопками, чтобы доказать древность своего народа как признак его преимущества над другими. Подобные затеи бесполезны. Древность народа не главный критерий его величия и святости. Величие народа определяется не возрастом, а достигнутым уровнем его духовности, конкретным вкладом в человеческую цивилизацию.
Любой народ может восторгаться своей древней самобытной культурой, но уровень цивилизации определяется сегодняшним уровнем развития общества. Тот, кто ограничивается упованием и любованием древним багажом культуры, никогда не добьется новых вершин в развитии. Следовательно, любой народ, озабоченный своей судьбой и перспективой, призван постоянно заботиться о совершенствовании и обогащении своей духовности. Народ должен всесторонне развиваться и в экономическом, и в научном, и в духовном отношениях. Здесь нельзя игнорировать роль экономики. Любое общество без экономической мощи считается нищим, неполноценным во всех отношениях: по жизненному уровню и духовному потенциалу.
Как можно поднять дух народа? Для этого следует распознать саму его сущность. Народный дух это не таинственное явление, связанное с чудесами божества. Это историческое, общественное, духовное явление. Дух не передается автоматически из поколения в поколение. Он воспитывается, впитывается самим народом, хотя бы его абсолютным большинством, притом на конкретных положительных примерах. У кого здоровый дух, тот всегда силен, ему сопутствует удача. Кто духом слаб, тот всегда труслив, боязлив, нерешителен и несамостоятелен.
Дух народа это не состояние самочувствия определенной его части, обласканной властью. Народ понятие неделимое, целостное. Если отсекается определенная часть, это уже не общность, не народ. Он теряет не только свою целостность, но и священный возвышенный дух3.
Национальный дух немыслим, конечно, без экономической мощи страны. Дух народа не только поддерживается интеллектуальным потенциалом общества, но и экономической мощью государства. Дух возвышается тогда, когда обеспечивается самодостаточная жизнь народа, когда люди смотрят в свое будущее с верой и оптимизмом. Национальный дух унижается, еслинарод нищает, криминализирует, впадает в уныние и апатию. С таким униженным народом никто не считается, наоборот, его игнорируют, попирают его национальное чувство и достоинство.
Национальный дух органически вплетен в ткань государственной мощи и доблести, отсюда он питается жизненным соком.
Проблемы национального менталитета и национального духа пока слабо разработаны в казахстанской науке. О них лишь в последнее время стали громко заявлять историки, политики, философы, психологи, писатели и журналисты. Эта тема еще не стала объектом специального исследования. В статье мы коснулись лишь отдельных сторон важной проблемы. Сегодня национальный феномен, безусловно, требует новой трактовки в научном и практическом плане. Возьмем казахов. Вчера еще они полукочевой народ, внешне прост и скромен, открыт и обычен. О менталитете этого народа очень блистательно сказал Казыбек би один из трех знаменитых биев казахов XIX века: «Мы, казахи, скотоводы, говорил он, сирый народ, никому не угрожаем, на себя лишь уповаем мирный народ».
Каждая личность есть своеобразный единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности. Индивидуальное своеобразие личности не может быть выражено в общих понятиях. У каждого народа мы видим различные особенности национального характера и поведения.
Менталитет можно определить как сформированную под влиянием географических, геополитических и социальных факторов общность, как систему стереотипов поведения, чувственно-эмоциональных реакций и мышления, являющуюся выражением иерархически соподчиненных приоритетов и ценностей.
Ценности создаются и не изолируются от своего творца, они живут в нем: питаются его социальными духовными соками, становятся неизбежным атрибутом его общественно-исторической натуры, оказывая на него действенное влияние. Шаг за шагом совершенствуя свои национальные ценности, народ сам медленно, но неуклонно сообразуется с ними; приводит потребности своего духа в соответствие с их уровнем на данном этапе. Ни одно новое поколение не может обойтись без запасов культуры, знаний, традиций, этических норм и других ценностей.
Говоря об актуальности темы, нужно отметить, что сейчас, в условиях независимого Казахстана, формируются новые ценности. Это ценности транзитного периода: например, личная ответственность, стремление к успеху, предпринимательская активность. Так как произошло некоторое изменение ценностей, произошло и изменение менталитета казаха. Он уже не такой, каким был в условиях кочевой жизни.
Но в целом казах останется казахом, русский русским и т. д. Это значит, что менталитет существовать будет, хотя и в измененном виде. Менталитет нации это феномен, требующий комплексного исследования. Ему присущи целостность и синкретичность. С этой позиции менталитет можно охарактеризовать как интегральное образование, где сливаются интеллектуальные, ценностные, интуитивные, духовные постижения действительности. Эти вопросы в свое время не зря оказались в центре внимания Бердяева, Солженицина, Кагана, Абая, Шакарима, Байтурсынова и многих других мыслителей.
ОТЛИЧИЕ МЕНТАЛИТЕТА ОТ МЕНТАЛЬНОСТИ
В философской литературе делаются попытки развести понятия «менталитет» и «ментальность» «В отличие от менталитета под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета… В обычной жизни чаще всего приходится иметь дело с ментальностью, хотя для теоретического анализа важнее менталитет»[8. С. 31-32]. Менталитет это система ценностей, целей и убеждений, зависящая от этнических, социальных, культурных, географических, языковых и т.п. факторов, а ментальность проявление этих факторов в поведении человека или социальной группы.
Психологи, этнологи, социологи и другие специалисты рассматривают их во взаимосвязи с концепциями своих наук. Социологи рассматривают проявление менталитета как следствие процесса социализации усвоения норм поведения, традиций и обычаев. В связи с этим концепция менталитета совпадает во многом с основными положениями национальной идеи. Вместе с тем представители разных народов являются носителями своей особенной культурно-исторической традиции, обычаев. Социально-философское осмысление ментальных черт народа, погружение в глубины народного духа можно рассматривать и как иррациональное, мистическое постижение духовных основ, сущностных бессознательных черт общества в его историческом протяжении. Социологи Санкт-Петербургской школы поддерживают позицию Семенова В.Е., который определяет менталитет как «исторически сложившиеся групповое долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении»[165.С. 44]. При этом ученый считает, что у того или иного народа или страны имеется более чем один менталитет и поэтому вводит понятие полиментальности множественности менталитетов.
Проблемы менталитета рассматриваются в психологическом аспекте под влиянием идей Фрейда, Юнга, российских и грузинских психологов.