Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 1 Введение в римское право Понятие и всемирноисторическая значимость римского права Истори

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Лекция 1

Введение в римское право

  1.  Понятие и всемирно-историческая значимость римского права
  2.  Историческое развитие римского права. Памятники права
  3.  Структура и принципы римского права
  4.  Источники римского права

Слайд 1-2

  1.  Римское право, каким оно предстает в кодификации Юстиниана, есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, зодчество и ваяние, как навигационные достижения финикийцев и теологические усилия иудеев.

Римское право – единственный и единичный случай в мировой практике, когда оно, представляя собой право государства, которое уже давно ушло в небытие, изучается не в курсе истории государства и права, а имеет самостоятельную форму.

Слайд 3

В связи с этим римское право можно определить как уникальный культурно-правовой феномен человеческой цивилизации, в образе которого право как совокупность общеобязательных и установленных правил поведения обрело свою форму и сущность, свои качественные и количественные признаки.

Римское право – это правовая система, возникшая и существовавшая в Древнем Риме и Восточной Римской империи в период с VIII в. до н. э. по VI в. н. э.

Значение РП:

  1.  В римском праве закреплено понимание права как системы общеобязательных юридических норм, санкционированных людьми на благо себе, оно – институт защиты населения. 

До римлян уже существовали нормы права. Они имели большую или меньшую юридическую силу, но никому и в голову не приходило приписывать их авторство людям. Они могли рассчитывать максимум на то, чтобы дать собственное имя тому или иному памятнику права, выполняя роль посредника между богами и подданными: Законы Хам-мурапи, Ману, Тора Моисея и т. д.

Римляне взяли на себя смелость признаться в собственном авторстве создаваемых норм.

  1.  В римском праве впервые нашло отражение деление норм права на публичное и частное (jus publicum и jus privatum). 

Данное деление – краеугольный камень всей современной юриспруденции и, прежде всего, романо-германской правовой семьи, к которой относится и российское право. 

К публичному праву, по определению Ульпиана, принадлежат все те нормы, которые «относятся к положению римского государства» как целого; напротив, частное право имеет дело с тем, что касается «пользы отдельных лиц».

Таким образом, под публичным правом понимаются нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов. Сюда относятся система государственных органов, компетенция учреждений и должностных лиц, нормативные акты государства. Ульпиан указывал, что этот перечень не является исчерпывающим. Нормы публичного права имеют обязательную силу и не могут быть изменены. В современном праве такие нормы называют императивными.

Частное право – это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Частное право являлось областью, в которую вмешательство государства было ограниченным и которая предоставляла известный простор для частных лиц.

  1.  В нем сформировалось понимание того, что право не может возникать просто как сиюминутный порыв, даже если это остро необходимо окружающим. Право может возникнуть только при условии совершения определенными и уполномоченными на то людьми, органами конкретных и последовательных действий. Таким образом, в римском праве возникает механизм формирования и существования норм права, то есть то, что современные юристы определяют как учение об источниках (формах) права.
  2.  В римском праве впервые сформировалась юридическая терминология и понятийный аппарат, сформировалась сама наука о праве, возникли важнейшие правовые институты: право собственности, сервитуты, другие вещные права и т.д.
  3.  Римское право впервые в истории человечества выработало не только нормы, предписывающие что-либо индивиду и принуждающие его к их выполнению, оно выработало критерии для оценки поведения индивида, сформировав тем самым особую культуру отношений между людьми.
  4.  Римляне, следовательно, являются родоначальниками и творцами правосудия, правовой культуры.

Слайд 4

Интересно, что варвары, разграбившие и уничтожившие Рим, стершие с лица земли все культурные ценности, отбросив их за ненадобностью, тем не менее, восприняли римское право, приспособив его к своим потребностям.

Варвары дали толчок рецепции римского права восприятие, заимствование в средние и последующие века категорий, терминов и конструкций римского права большинством развитых стран, ставшей основой процесса формирования современного права.

Процесс этот начинается систематическим изучением римского правового наследия. В конце XI в. в Болонье возникает школа, возглавляемая Иернерием (который был судьей, преподавателем риторики и диалектики, преподавателем права). Активность его учеников и последователей привлекала в школу множество слушателей со всех уголков Европы, которые разносили по ней знания о римском праве.

Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права. При этом само преподавание было направлено на воспитание уважения к закону, позитивному праву.

В Италии римское право приобретает значение главного источника в конце XII в., во Франции с XIII в. оно распространяется на юг страны, на севере римское право применяется в качестве субсидиарного источника, в разрозненных германских государствах с XV в. (после падения суда шеффенов) именно римское право становится общим правом.

Слайд 5

2.  В развитии римского права можно выделить несколько периодов:

  1.  архаический (VIII-IV вв. до н. э);
  2.  предклассический (IV-I вв. до н. э.);
  3.  классический (I-III вв. н. э.);
  4.  постклассический:

а) доюстиниановский;

б) юстиниановский, или кодификационный (IV-VI вв. до н.)1.

В основе деления на периоды положено два критерия:

а) доминирующий источник права;

б) круг субъектов правового регулирования.

Слайд 6-7

  1.  В архаический период римское государство представляло небольшой город с прилегающими к нему поселками. Население делилось на две категории: коренное (квириты) и пришлое.

Пришлое население не обладало никакими юридическими правами. По-этому действующими нормами были охвачены отношения, субъектами которых являлись исключительно римские граждане – квириты. Отсюда и название права – квиритское право (ius quiritum).

Таким образом, квиритское право – это древнейшая и первая система римского права, его своеобразное ядро.

Его отличительными чертами являлись:

  •  строгий формализм: внимание обращалось на буквальное толкование существующей нормы, поэтому квиритское право еще известно как строгое право (ius stricti iuris);
  •  круг субъектов правового регулирования составляли отношения, возникающие исключительно между римскими гражданами – членами римской цивитас (общины), поэтому еще одно название данной системы права – цивильное право (ius civile);
  •  источники права – обычаи, законы.

Право этого периода сосредоточено в Законах XII таблиц (Leges duodecem libularum).

Законы XII таблиц – это основа и начало всего, римского права Высказывание Цицерона: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица XII таблиц обилием пользы превосходит все библиотеки всех философов».

В 451 г. до н.э. по решению Сената была создана комиссия из 10 человек, уполномоченных записать существовавшие обычаи (decemviri consulari imperio Inyibus scribundis).

Децемвирами были избраны Аппий Клавдий, Тит Генуций, Публий Сестий, Луций Ветурий, Гай Юлий, Авл Манлий, Публий Сульпиций, Публий Куриаций, Тит Ромилий, Спурий Постумий.

Децемвиры трудились над составлением законов и в ответ на ожидание народа выставив десять таблиц, они призвали людей прийти на собрание и прочитать законы, предлагаемые ради благоденствия Рима, собственного их благополучия и счастья их детей.

Они сказали, что уравняли в правах всех – и лучших и худших, но предусмотрели лишь то, что позволяли способности десяти человек, а ведь многие люди сообща могут сделать больше.

Пусть, мол, каждый сам обдумает каждую статью, потом вместе обсудят и, наконец, сведут воедино, чего в какой статье с избытком, а чего недостает. Тогда у римского народа будут законы, принятые с общего согласия, а не одобренные по приказу.

Когда в соответствии с замечаниями, высказанными по каждой главе, свод законов стал казаться вполне выправленным, законы десяти таблиц, которые и сегодня, несмотря на целую гору нагроможденных друг на друга законов, остаются истоком всего публичного и частного права, передали для голосования по центуриям.

В 449 г. до н.э. десять таблиц законов были дополнены еще двумя. Они были записаны на 12 медных таблицах и выставлены на Форуме. До нас Законы не дошли. Существующий текст – результат научной реконструкции на основе произведений различных авторов: Цицерон, Гай, Дионисий Галикарнасский и др.

Законы XII Таблиц – это, преимущественно, запись национальных римских обычаев, главным образом, в области имущественных и семейных отношений, в области правонарушений. О значимости этого сборника свидетельствует тот факт, что даже по истечении пятисот лет после принятия этого уложения, оно заучивалось школьниками наизусть.

Таблицы с первой по третью содержат правила ведения тяжбы («судоговорения») и исполнения судебного приговора. При этом поражает непомерная жестокость, с которой община предписывала обращаться с неисправным должником: «...В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину» (таблица III).

Таблица IV посвящена взаимоотношениям в семье. Бросается в глаза неравенство лиц: отец (муж) наделяется широкими правами по отношению к детям (жене); о правах последних не упоминается. Так, отец вправе продавать своего ребенка и только трехкратная продажа ведет к эмансипации – освобождению от власти отца, муж праве изгнать жену, отобрав у нее ключи от кладовых.

В таблице V содержатся различные положения, относящиеся к наследованию и опекунству (вследствие природного легкомыслия, женщины слишком доверчивы и потому не могут управлять своими делами, следовательно, должны состоять под опекой; «если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут агнаты или его сородичи»; «расточителю воспрещается управление принадлежащим ему имуществом»).

Таблица VI содержит правила, касающиеся способов приобретения права собственности на различное имущество (о договорах, об уступке собственности по приговору суда; о приобретательской давности и пр.); при этом, косвенным образом, приравнивается приобретение собственности на жену и на прочее движимое имущество.

В таблице VII помещены многие, совершенно казуистические правила о разграничении земельных участков и некоторые другие (о поземельных сервитутах, о переходе права собственности по договору купли-продажи).

Таблица VIII – это свод правил, касающихся правонарушений. Примечательно, что община не делает различия между правонарушениями (клевета, оскорбление, нанесение обиды) и серьезными преступлениями (поджог, кража, членовредительство), причем ростовщичество карается строже, чем явное воровство. Здесь обращает на себя внимание разнообразие санкций: и применение принципа талиона (око за око), и разнообразные штрафы, и присуждение к бесчестию, и самоуправство в виде убийства вора, застигнутого с поличным.

Таблица IX содержит положения о применении смертной казни. Таблица X – многочисленные ограничения, связанные с проведением ритуальных обрядов.

Таблица XI содержит запрет на браки между патрициями и плебеями (который Цицерон называет «самым бесчеловечным законом»).

Наконец, в таблице XII обнаруживаем разнообразные правила, связанные с судоговорением, с установлением ответственности за вред, причиненный подвластными или рабами.

К концу III в. до н.э. Рим превратился в сильнейшую средиземноморскую державу, были проведены, как результат борьбы патрициев и плебеев, внутренние реформы.

Это сразу же обнажило все недостатки действующего квиритского права: строгий формализм, ограниченный круг субъектов. Римляне достаточно быстро осознали пагубность сложившейся обстановки. И надо признать, что, устраняя недостатки действующего права, они поступили достаточно мудро.

Слайд 8

  1.  Процесс реформирования квиритского права и составил содержание предклассического периода в развитии римского права.

Римляне не стали ничего кардинально изменять. Суть всех преобразований свелась к учреждению двух новых магистратур: городского претора (367 г. до н.э.) и претора-иностранца (242 г. до н.э.).

Претор – это судебный чиновник, который предварительно разбирал споры, возникшие между гражданами. Следовательно, он был первым из всех должностных лиц, кто сталкивался со всеми недостатками, несовершенством действующего права и лучше других мог устранить их.

С этой целью преторам было даровано право издавать специальные распоряжения (ius edicendi), так называемые эдикты преторов, также обязательные в исполнении как и законы.

Посредством эдиктов преторы могли толковать действующие нормы, дополнять их. В результате преторские эдикты, наряду с законами, стали основным источниками права в данный период.

Слайд 9

Возникло еще две новых системы права:

  1.  Преторское право (ius honorum, praetorium) регулировало отношения между римскими гражданами по вопросам, которые не были отражены в квиритском праве. Следует особо подчеркнуть, что претор был максимально свободен в своем правотворчестве. Главное, чем он руководствовался – это справедлива или нет действующая норма. Именно исходя из характера ответа на этот вопрос, претор издавал свои распоряжения. Отсюда еще одно из названий преторского права – право доброй совести (ius bonae fidei).
  2.  Право народов (ius gentium) регулировало отношения, возникающие между: 
  •  римскими гражданами и иностранцами (перегринами);
  •  иностранцами (перегринами).

Слайд 10

  1.  Преобразования, осуществленные в данный период, заложили основы расцвета римского права, который пришелся на классический период:
  2.  Право достигает своего пика, именно в этот период возникают его основные институты и дефиниции.
  3.  Возникает наука о праве (iurisprudentia) и появляется целая плеяда блистательных юристов, труды которых стали фундаментом, отправной точкой для юристов последующих веков. В этот период основным источником права становятся так называемые толкования юристов (ius respondendi). 

Кроме того, впервые в истории юриспруденции возникает два направления (школы) – прокульянское и сабиньянское.

Прокульянская школа ведет свое начало от юриста и консула (37 г) Прокула, являвшегося учеником другого известного юриста Лабеона (45 г. до н.э.-ок. 10-21 г.).

Сабиньянская объединяла последователей юриста Сабина (I в.) и его учителя Капитона – противника и критика Лабеона.

  1.  Складывается система юридического образования и обучения, появляются труды учебного характера, не утратившие своей значимости и по сей день: «Институции» профессора Гая (Gaius), с именем которого связано много загадочного.

Слайд 11

Сведения о личности Гая (лат. Gaius) – одного из самых влиятельных римских юристов (130-180 гг.), жившего при императоре Адриане, чрезвычайно скупы.

Само имя Гай, которое могло быть как личным (praenomen), так и родовым именем (nomen) или прозвищем (cognomen), не позволяет более точно его идентифицировать. Этот факт дал простор разнообразнейшим спекуляциям по поводу загадки личности Гая.

Некоторые отрицали его существование вообще, приписывая его произведение Кассию Лонгину. Выдвигалась также неправдоподобная гипотеза, что имя Гай было именем сведущей в праве женщины. Попытка установить детали биографии Гая были тщетными.

Он преподавал римское право в Риме в школе сабианов (Атей Капитон). Император Валентиниан III признал мнения Гая наряду с суждениями юристов Папиниана, Ульпиана, Модестина и Павла источником римского права, которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений.

Гай сочинил всего около 15 книг, в том числе комментарий к Законам двенадцати таблиц (Libri VI ad legem duodecim tabularum), трактаты о преторском праве и «Институции» – учебник для изучающих право. Они в сжатом виде содержат непревзойденную характеристику важнейших институтов римского частного права. Данный труд является незаменимым при исследовании состояния и содержания римского права к IV веку.

Институции состоят из четырех книг, материал сгруппирован в соответствии с его утверждением, что «все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам».

Первая книга содержит нормы, положения, связанные с субъектами права. Вещным, наследственным и обязательственным правоотношениям посвящены вторая и третья книги. В четвертой книге содержится исковое производство и частный процесс.

Из 901 параграфа «Институций Юстиниана» почти половина были взяты из одноименного произведения Гая, которое к тому же стало образцом для общего плана работ по систематизации при Юстиниане.

Слайд 12

  1.  Постклассический период в развитии римского права связывают с упрощением права. Используется даже специальный термин «вульгарное право». Римское права IV-V вв. становится не столько вульгарным, сколько приобретает иное качество. В данный период впервые за всю историю человечества происходит кодификация права, в результате создания двух крупнейших памятников права: Кодекса Феодосия, Свода гражданского права.

Слайд 13

Кодекс Феодосия (Codex Theodosius) – это позднеантичный памятник права, составленный в правление Феодосия II Младшего (408-450) – императора Восточной Римской империи.

Работа по его созданию началась в 435 году с издания императорского закона, который предписывал «привести в порядок законы», начиная с Константина Великого и по 435 год. Была создана комиссия из 16 человек под руководством квестора дворцового ведомства Антиоха.

15 февраля 438 года Кодекс вступил в силу в Восточной Римской империи, а с 1 января 439 года стал действовать на территории всей империи.

Кодекс состоит из 16-ти книг (libri). Книга первая посвящена источникам права и компетенции отдельных должностных лиц: префекта претория (тит. 5), городского претора (тит. 6), магистра милитум (тит. 7), квестора (тит. 8), начальника служб (тит. 9), комита финансов (тит. 11), проконсулов и легатов (тит. 12), комита Востока (тит. 13), префекта Августала (тит. 14), ректоров (тит. 16). Книги со второй по шестую содержат нормы частного права; с шестой по пятнадцатую – нормы публичного права; книга шестнадцатая посвящена религиозным объединениям. Книги I, II, III, IV, V, IX дошли, к сожалению, только в отрывках.

Каждая книга подразделяется по содержанию на титулы (tituli), все титулы озаглавлены. Титулы включают в себя законы, содержание которых соответствует заглавию титула. Внутри титула законы располагаются в хронологическом порядке за небольшим исключением.

Слайд 14

Corpus iuris civilis – свод цивильного права (528-534). Состоит из четырех частей:

  1.  Первая часть – Codex lustinianus (Кодекс Юстиниана) вступила в силу 7 апреля 529 г., но спустя пять лет (16 ноября 534) появилась новая редакция (Сrepetitae praelectionis), в результате прежняя редакция утратила силу.

Содержит в себе около 4600 законов, начиная со II в., разделенных на 12 книг. С его появлением все законы, не вошедшие в Кодекс, утратили юридическую силу и, наоборот, все законы, помещенные в Кодексе, были обязательны в исполнении.

  1.  Digesta (Дигесты) – вторая часть, включает в себя выдержки и мнения римских юристов (38 юр., 275 соч.) по наиболее важным вопросам римского права.

Работа над ними была начата 15 декабря 530 г. с изданием императорской конституции «Deo auctore». Была образована комиссия из 15 виднейших юристов под руководством Трибониана (всего 16). 30 декабря 533 г с изданием конституции «Tanta» они вступили в силу.

Дигесты состоят из: 50 книг, 432 титулов, 9123 фрагментов, параграфов. Общепринятым является деление всех книг Дигест по содержанию на семь частей. Книги 1-4 – общая характеристика права (та prota), 5-11 – исковое производство (de iudiciis), 12-19 – обязательственное право (de rebus), 20-27 содержат различные институты: залоговое право, проценты, судебные доказательства, порядок заключение брака и в целом семейные отношения (umblicus), 28-36 – наследственное право (de testamentis), 37-44 – наследственное право (pars sexta), 45-50 различные институты права, а также военные преступления (pars septima).

Юстиниан строго запретил любые комментарии Дигест и написание трудов, носящих критический характер.

  1.  Institutiones (Институции) – учебное пособие для обучения юристов. Состоит из 4-х книг, поделенных на титулы и параграфы. Работа по их составлению была возложена на комиссию, занятую составлением Дигест. Работа над Институциями была закончена одновременно с составлением Дигест, поэтому Институции вступили силу в тот же день, что и Дигесты. Состоят из четырех книг, поделенных на титулы (титулы на параграфы). Группировка материала по книгам соответствует Институциям Гая.
  2.  Novellae (leges) lustiniani (новеллы Юстиниана) – 4-я часть. Свод законов, принятых после составления 3 предыдущих частей. Вмещали в себя законы с 535-556 гг.

3. Римское право следует рассматривать как целостную мировоззренческую систему, где право как набор общеобязательных норм, как один из способов регуляции поведения человека.

Процесс духовно-культурного самоопределения осуществлялся при помощи абстрактных морально-правовых понятий: справедливость, законность, добро, благо, зло и т.д. Смысл этим понятиям римляне придали предельно конкретный: справедливость – все то, что законно; законно – все то, что справедливо; благо – это следование предписаниям, велениям права; зло – все, что противоречит нормам права.

Само же право – ius – трактовалось как одно из основ мироздания. Его назначение – это упорядочение, регулирование жизни каждого члена государства. Создавая ius люди должны руководствоваться неписаными, вечными предписаниями, составляющими божественный Закон мироздания fas.

Таким образом, право, понимание его роли и значения стали основой мировоззренческой системы римлян, которую смело можно определить как правовую. Её сущностная черта состоит в наличии нерасторжимого единства между правом и справедливостью, с одной стороны, а с другой – между требованиями законов и требованиями морали.

Слайд 12

Такое нерасторжимое единство стало главной мировоззренческой установкой и жизненной доминантой римлян, определив сущностные черты и содержание римского права уже как нормативно-правовой системы:

  •  признано, что Законы 12 таблиц нерушимы, они основа всего права;
  •  любое принимаемое решение должно обращаться и соотноситься с традицией. Каждый новый закон – продолжение и развитие ранее созданных норм;
  •  ни один закон, ни один институт не могут быть отменены, действие всех существующих институтов носит бессрочный характер;
  •  любая правовая норма незыблема, она обязательна в выполнении всеми. Но жизнь всегда богаче. Она порождает ситуации, которые не всегда можно определить и справедливо оценить при помощи сухих норм. Поэтому «нет правила без исключения». Важно и незыблемо только одно: любое решение и поступок должны соответствовать справедливости, добрым нравам и совести (bonae fidei);
  •  римское право как нормативно-правовая система есть сугубо национальная (римская) система правовых норм, её главное назначение – создать условия для наилучшей жизнедеятельности римских граждан, защитить и оградить их от несправедливости. Поэтому учет, реализация и защита интересов и потребностей римских граждан, их объём и количество являются основной движущей силой в развитии всего римского права.

В этом плане римское право различало:

  1.  Состояние и интересы римлян в целом. Они составили предмет ведения римского публичного права (ius publicum): «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства».
  2.  Состояние и частные интересы каждого римлянина. Относящиеся к ним нормы составили содержание римского частного права (ius privatum). Частное право «относится к пользе отдельных лиц». Частное право регулировало гораздо больший круг правоотношений: гражданско-правовое и семейное состояния частных лиц, отношения, возникающие в процессе наследования, право собственности и обязательственное право, способы и формы судебной защиты лиц.

Главное отличие ius publicum от ius privatum состояло в том, что частное право было полностью институировано и функционировало в форме статусов или состояний: состояние свободы (status libertatis), гражданства (status civitatis), семейное состояние (status familiae). Поэтому в случае нарушения норм частного права возбудить иск о нарушенных правах мог только сам пострадавший, в то время как в публичном праве процесс возбуждался третьим лицом.

Публичное право системы статусов не имело, наоборот, в нем наблюдается индифферентное отношение к субъектам правоотношений, главное – это их (то есть субъектов) отношение к объектам публичного права, а к ним римляне относили: «святыни, служение жрецов, положение магистратов».

Нормы ius privatum и ius publicum содержались во всех трех системах римского права, то есть в квиритском (цивильном), преторском и праве народов.

В целом, все многообразие и сложность римского права можно представить в виде следующей схемы (схема 1).

IUS NATURALE

FAS

Слайд 13

4. В римском праве впервые зародилась и юридически оформилась мысль, связанная с тем, что для обретения нормой императивной силы следует тщательным образом соблюсти определенные процедуры и действия. Таким образом, возникло учение об источниках (формах) права – способах образования и обретения правилами поведения императивной силы и правовой формы.

Впервые термин «источник права» упоминает историк Тит Ливий: «Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частного права».

В Институциях содержится описание системы источников римского права в формально-юридическом значении этого термина: «Состоит же наше право или из права писаного или неписаного».

К неписаному праву (ius non scriptum) относятся обычаи. У римлян они назывались mores maiorum – обычаи предков. С течением времени к этому понятию добавлялись такие, как mos regionis – местное обычное право провинций, утверждались такие обозначения неписаного права, как consuetude (обычное право).

Обычай – это правило поведения, которое стихийно складывается в повседневной жизни людей. Обычай не излагается в письменной форме, он удерживается в народной памяти и устно передается от поколения к поколению. Только многократное повторение (в силу его авторитетности) делает обычай правилом поведения для многих людей. Таким образом, обычай – это норма, сила которой основана не на принуждении со стороны государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении в повседневной жизни.

Неопределенность обычного права была устранена принятием законов. Но при этом обычай, как форма права, не был всецело устранен.

Писаное право (ius scriptum) состояло:

а) законы;

б) эдикты;

в) постановления сената;

г) толкования юристов;

д) конституции императоров.

а) Закон (lex, leges) – решение, принятое народным собранием и поэтому обладающее высшей юридической силой.

  1.  Законодательной инициативой обладал только ограниченный круг лиц – высшие магистраты: консулы, преторы, цензоры.
  2.  Проект закона должен был быть написан на белой доске и выставлен на центральной площади г. Рима. С этого момента начинался процесс публичного обсуждения. Заключался он в том, что каждый гражданин, ознакомившийся с проектом закона, мог все свои замечания и пожелания сообщить автору закона. При этом не было никаких препятствий для того, чтобы связаться с автором закона; его дом не запирался и туда можно было попасть в любое время дня и ночи.
  3.  После окончания процесса обсуждения автор закона самостоятельно определял, какие из представленных предложений он внесет в проект закона.
  4.  Затем наступал следующий этап: проект закона выносился на голосование в народное собрание.

День голосования назывался авгурами, которые посредством ауспиций определяли наиболее благоприятный день для голосования.

Перед началом голосования должностное лицо зачитывало проект закона. Это делалось для того, чтобы присутствующие могли ознакомиться с поправками, внесенными в проект. Проект закона не мог обсуждаться присутствующими. Они могли только утвердить проект или его отвергнуть. Голосование в древний период было открытым, а в последующем оно становится тайным. Как правило, каждый участник голосования получал навощенную табличку на которой писал:

  •  utj rogas – «как просишь», что означало одобрение законопроекта;
  •  antiquo – «стою на старом», то есть против его принятия.

Если проект утверждался народным собранием, то должностное лицо его снова зачитывало.

Повторное ознакомление можно объяснить следующими соображениями:

а) предыдущее чтение – чтение проекта закона;

б) важен психологический момент: чтобы никто не мог утверждать, что он не знает закон. Отсюда тезис - незнание закона не освобождает от ответственности;

в) не освобождался от ответственности еще по тому, что добропорядочный гражданин всегда принимал участие в деятельности народного собрания, так как это было не только его право, но и обязанность. Отсюда не только высокая целесообразность, но и мотивированость данной презумпции, в отличие от современной ситуации, когда ежегодно издаются тысячи нормативных актов.

Утвержденный закон должен был «отлежаться» (vocatio legis) не менее одного месяца. Дело в том, что римляне достаточно быстро поняли, что законы не всегда выражают интересы всего народа. Зачастую народ становился предметом манипуляций и обмана со стороны определенных политиков. Но закон, раз принятый, ни при каких условиях, не подлежал отмене.

Поэтому суть vocatio legis – в возможности еще раз оценить и взвесить все плюсы и минусы нового закона уже в нормальной обстановке, лишенной политического накала. В случае, если оказывалось, что закон противоречит интересам римского народа, то он навсегда оставался на данной стадии.

Далее закон поступал в Сенат. Сенаторы должны были проверить, насколько верно была соблюдена процедура принятия закона от момента разработки проекта до его передачи в Сенат. Если процедура не была нарушена, то закон получал одобрение сенаторов (auctoritas patrum), поступал в государственный архив (aerarium populi romani) и вступал в силу.

Рассмотренная процедура – это эталон того, как следует подходить и относиться к созданию новых норм. Однако даже самими римлянами она не всегда соблюдалась, а начиная с эпохи гражданских войн (I в. до н.э.) вообще канула в Лету, возродившись уже в буржуазном праве.

Но значение рассмотренной процедуры огромно, как и сам подход римлян к действующим нормам: scire leges nоn hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem: знать законы – это не значит держаться за их слова, но понимать их силу и значение. Этот подход более чем актуален для современной цивилизации, когда зачастую за неодушевленной нормой должностные лица не хотят видеть все многообразие и трагизм судеб простых людей.

Любой закон имел следующую структуру:

  1.  Praescriptio – в этой часть закона указывалось:

а) кто является автором закона;

б) причины и обстоятельства, вызвавшие необходимость принятия закона;

в) вид народного собрания, утвердившего проект;

г) день, число.

  1.  Rogatio – содержание закона.
  2.  Sanctio – предусмотренные наказания в случае неисполнения закона. В зависимости от санкций различали следующие виды законов:
  •  законы совершенного вида (leges perfectae) объявляли ничтожность действия;
  •  законы менее совершенного вида (leges minus quam perfectae) – в качестве наказания предусматривался штраф, а само действие не объявлялось ничтожным;
  •  законы несовершенного вида (leges imperfectae) которые не предусматривали никаких наказаний;
  •  законы более чем совершенного вида (leges plus quam perfectae) – ничтожность действия, а также штраф.

Все же закон как источник права имел ряд недостатков: отставал от жизни; имел абстрактное содержание, то есть законодатель, формируя норму права, не мог предусмотреть все многообразие ситуаций.

В результате возникли пробелы в праве. Появилась необходимость в выявлении иного источника права, более гибкого, чем закон, с более простой процедурой принятия. Такими и стали эдикты магистратов.

б) Эдикты магистратов – распоряжения должностных лиц. Наибольшую юридическую силу имели распоряжения преторов.

Преторы – судебные чиновники, которые вершили правосудие и были наделены ius edicendi. Срок их полномочий – год. Поэтому распоряжения, которые они издавали были срочными, в отличие от законов, то есть имели юридическую силу только в течение года. В этом одновременно состояла и сила, и слабость названного источника права.

Положительная сторона заключалась в том, что, в отличие от законов, они были гораздо гибче и отражали непосредственные потребности населения.

Отрицательная – в том, что создавалась опасность, что после срока отправления полномочий отношения, возникшие на основе эдикта, могли утратить свою юридическую силу. Однако римлянам удалось решить данную проблему: каждый новый претор, вступая в должность, автоматически подтверждал все то, что было санкционировано его предшественниками, если это устраивало большинство населения.

Нормотворческая деятельность преторов продолжалась до II в. н.э. Во втором веке была создана специальная комиссия под руководством юриста Сальвия Юлиана, которому было поручено систематизировать все эдикты преторов и на основании их издать один. Такой эдикт появился в 131 г.

Он получил название Вечного эдикта (Постоянный эдикт, Edictum perpetuum). Изменения и дополнения могли быть внесены только посредством сенатус-консульта или императорской конституции. В случае возникновения пробелов и неясностей преторам и судьям разрешалось применять нормы эдикта по аналогии.

Эдикты писали на деревянных досках белого цвета и выставляли в публичном месте.

в) Senatus consultum решение Сената.

Первое время они не имели юридической силы и касались, в основном, вопросов нравственности, но в эпоху империи приобрели силу закона. Сенатус консульты сыграли большую роль в регулировании наследственного и имущественного права. Сам текст сдавался на хранение в храм Цереры, а впоследствии – в aerarium Saturni.

г) Ius respondendi – толкования юристов. Деятельность юристов называли юриспруденция от iuris prudens – сведущий в праве.

Суть ius respondendi состояла в том, что по распоряжению императора наиболее выдающимся, известным юристам разрешалось давать официальные консультации в случаях обращения к ним должностных лиц (давать свои решения по гражданским делам как бы от имени императора).

Ответ (responsa prudentium), который давал юрист, автоматически приобретал силу закона и становился обязательным в исполнении.

Следует особо подчеркнуть, что он приобретал такую же юридическую силу, как и распоряжения императоров. Поэтому ответ должен был применяться не только относительно конкретного события, вызвавшего необходимость обратиться за разъяснением к юристу, но и во всех других случаях, аналогичных этому и произошедших позже. Ответы юристов не были ограничены каким-либо временным интервалом.

Поэтому со временем возник целый массив норм. В результате появилась необходимость в их упорядочении. В 426 г. был издан так называемый закон о цитировании юристов, согласно которому:

  1.  Прекращалась выдача ius respondendi.
  2.  В случаях возникновения спорных вопросов можно было обращаться к мнению и трудам только пяти юристов. К ним относились:

Папиниан (?-212) – друг императора Септимия Севера (193-211), занимал должность префекта претория. Был казнен по приказу Каракаллы (211-217), отказавшись юридически обосновать убийство им собственного брата. Значение его деятельности огромно. Еще при жизни современников получил прозвище splendissimus – блистательнейший, а юристы весь 3-й год обучения изучали только его одно произведение, посвященное уголовному праву.

Павел (II-III вв.). Получил известность как адвокат, затем был помощником префекта претория у самого Папиниана. Автор более 80 сочинений.

Ульпиан (?-228) получил известность как помощник Папиниана. В последующем дослужился до префекта претория, являлся главным советником Александра Севера. Однако даже дружба с императором не спасла его от преторианских гвардейцев, убивших его на глазах самого императора. Наибольшую научную ценность представляют его комментарии к Вечному эдикту в 83 книгах.

Модестин – ученик Ульпиана, грек по происхождению. Его труды посвящены юридической практике. Занимал должность начальника ночной полицейской и противопожарной службы. Таким образом, являлся вторым по рангу офицером в Риме, который был наделен гражданской и уголовной юрисдикцией. Был одним из немногих юристов, получивших право jus respondendi – привилегию давать свои решения по гражданским делам как бы от имени императора.

Гай (117/138-180/192) – провинциальный профессор права. Автор самых известных Институций.

  1.  Кроме того, закон предписывал, что будут иметь юридическую силу еще труды тех юристов, мнения которых отражены в той или иной форме у названных пяти юристов. Таковыми были, прежде всего, Сцевола, Сабин, Юлиан и Марцеллин.
  2.  В законе особо оговаривались случаи, когда относительно какого-либо юридического казуса был бы ответ у нескольких юристов, при этом разный. Здесь предусматривалось несколько вариантов: следовать мнению большинства; если такового нет, то тому, которое у Папиниана, если его нет у Папиниана, то к мнению Павла.

д) Constitutiones princepum постановления императора, имеющие силу и форму закона. Они представляли из себя такие распоряжения, в отношении которых считается, что соблюдены все необходимые формальности и обстоятельства, которые свойственны процедуре принятия закона.

Объясняется это тем, что народным собранием был принят, с соблюдением всех формальностей, специальный закон, который придавал распоряжению императора силу закона.

Конституции как источник права обладают двумя особенностями:

  •  императоры в процессе нормотворчества не были связаны никакой формой, структурой и процедурой;
  •  конституции имели в какой-то степени произвольный характер и содержание – «princeps legibus solutus est – принцепс свободен от соблюдения законов».

Существовали четыре вида императорских конституций:

  1.  edicta – нормы общего действия;
  2.  decreta – судебные решения, обычно в ответ на апелляцию;
  3.  rescripta – решения отдельных казусов;
  4.  mandata – инструкции чиновникам.

Согласно закону от 315 г., единственной формой императорских конституций становились эдикты. Декреты, мандаты и рескрипты выводились из юридической практики. Распоряжения императоров стали называться: constitutio generalis, constitutio edictales.

Процесс их издания стал жестко централизованным и находился под руководством специального чиновника – дворцового квестора.

Все нормы права, принятые ранее, стали именоваться ius vetus.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1




1. Дионис-Либер, бог свободных
2. СПб Металл Профиль была выбрана функциональная структура компании т
3. Доклад- Проблемы продовольственной безопасности России
4. Est is vst plin. Mountins re not very high
5. тема практической подготовки будущих специалистов в вузе
6. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.
7. тема открытого образования Философия Части IIIIV Курс лекций п
8. Реферат- Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в училище
9. 52 70 83 Ззк 64 тр 100000 Прямолинейные будьте осторожны на поворотах С
10. Дослідити резонанс струмів при зміні частоти
11.  Основу легенди і повір~я становить вигадка і фантазія
12. Отзыв без помощи респондент должен самостоятельно ответить на поставленные задачи
13. 10 км ' на полюсах 1012 ' в средних широтах 1618 км ' на экваторе
14. Обстоятельства смягчающие наказание
15. Конечным продуктом взаимодействия фенола с бромной водой 1 2бромфенол 2 24дибромфенол 3 26дибромфен
16. Итальянский театр эпохи Возрождения
17. Лай нет тебе благословения в детях Боги пошлют тебе сына но ты погибнешь от руки его
18. А именно ~ хотел проверить может ли человек умереть от внутреннего кровотечения не повредив при этом ни о
19. или выделении целевого продукта из смеси веществ после химического Если А исходный продукт R и S соответ
20. психоаналитик супервизор и тренинговый аналитик Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерап