Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лабораторная работа № 1
Тема: Интегрированная среда Delphi. Разработка приложений в Delphi.
Цель работы: Изучение среды Delphi.
Используемые программные средства: Delphi.
1. Теоретические сведения
Delphi относится к системам визуального программирования, которые называются также системами RAD (Rapid Application Development) быстрая разработка приложений.
Для написания программ в Delphi используется разработанный фирмой Borland язык программирования Object Pascal, основные элементы которого приведены в Приложении А.
Запуск Delphi в среде Windows: Пуск Программы Borland Delphi Delphi .
Интегрированная среда разработки Delphi представляет собой многооконную систему. После загрузки интерфейс Delphi имеет 4 окна (рис. 1):
Рис. 1.
При запуске Delphi автоматически создается новый проект Project1. Название проекта приложения выводится в строке заголовка главного окна. Delphi является однодокументной средой (позволяет работать только с одним проектом приложения). В главном окне Delphi отображаются: главное меню, панели инструментов, палитра компонентов.
Главное меню содержит обширный набор команд для доступа к функциям Delphi и предназначено для управления процессом создания программы.
Панели инструментов содержат набор кнопок для вызова часто используемых команд главного меню.
Палитра компонентов содержит наборы компонентов, размещаемых в создаваемых формах. Компоненты являются структурными единицами и делятся на визуальные и невизуальные. Кроме того, все компоненты делятся на группы, каждая из которых в палитре компонентов располагается на отдельной вкладке, а сами компоненты представлены соответствующими пиктограммами. Настройка Палитры компонентов проводится через пункты Component Configure Palette главного меню.
Для каждого компонента при создании программы выполняются следующие операции:
выбор компонента в Палитре компонентов и размещение его на форме;
изменение свойств компонента.
Выбор компонента в Палитре компонентов выполняется щелчком мыши на нужном компоненте. Для выбора нескольких компонентов перед их выбором в Палитре компонентов нужно нажать и удерживать клавишу < Shift >.
Свойства компонента представляет собой атрибуты, определяющие способ отображения и функционирования компонентов при выполнении приложения. В Object Inspector приводятся названия всех свойств компонента, которые доступны на этапе разработки программы, и значения, которые они принимают. Свойства, доступные в Object Inspector , также можно изменять и при выполнении приложения.
Основные свойства компонентов приведены в Приложении В.
В окне Конструктора формы выполняется проектирование формы, для чего на форму помещаются необходимые компоненты. По умолчанию форма имеет имя Form1. Форма контейнер, в котором размещаются визуальные и невизуальные компоненты, при этом сама форма является компонентом типа TForm .
Некоторые свойства компонента Form приведены в табл. 1:
Таблица 1. Свойства компонента Form
BorderIcons |
определяет набор кнопок, которые имеются в полосе заголовка |
biSystemMenu |
кнопка системного меню |
biMinimize |
кнопка Свернуть |
biMaximize |
кнопка Развернуть |
biHelp |
кнопка справки |
BorderStyle |
определяет общий вид окна и операции с ним, которые разрешено выполнять пользователю |
bsDialog |
неизменяемое по размерам окно (окна диалогов) |
bsSingle |
окно, размер которого нельзя изменять, потянув курсором мыши край окна, но можно менять кнопками в полосе заголовка |
bsNone |
окно без полосы заголовка, не допускает изменения размера и перемещения по экрану |
bsSizeable |
обычный вид окна Windows |
bsToolWindow |
то же, что и bsSingle , но с полосой заголовка меньшего размера |
bsSizeToolWin |
то же, что и bsSizeable , но с полосой заголовка меньшего размера и отсутствием кнопок изменения размера |
Caption |
содержит строку для надписи заголовка |
FormStyle |
стиль формы |
Position |
положение окна приложения |
poDefault |
определяется Windows |
poDesigned |
определятся разработчиком |
poScreenCenter |
по центру экрана |
WindowState |
определяет вид, в котором окно первоначально предъявляется пользователю при выполнении приложения |
wsMaximized |
окно развернуто на весь экран |
wsMinimized |
окно свернуто |
wsNormal |
нормальный вид окна |
В окне Редактора кода содержится исходный текст разрабатываемой программы. Первоначально в нем имеется одна страница Unit1.pas кода для новой формы Form1.
Переключение между окнами Конструктора формы и Редактора кода выполняется с помощью функциональной клавиши F12 или нажатием кнопки на Панели инструментов.
Окно Object Inspector (Инспектора объектов) предназначено для задания и отображения свойств компонентов, расположенных на форме, на этапе разработки программы. Окно Object Inspector имеет две страницы (вкладки): Properties (свойства) для изменения свойств выбранных компонентов, и Events (события) для определения реакции компонента на то или иное событие. Окно Object Inspector можно отобразить/спрятать с помощью нажатия функциональной клавиши F11 .
Приложение (программа), создаваемое в среде Delphi , состоит из нескольких элементов (файлов), объединенных в проект:
название файлов |
расширения файлов |
файл проекта |
*.dpr |
файлы описания форм |
*.dfm |
файлы модулей форм |
*.pas |
файлы модулей (без формы) |
*.pas |
файл параметров проекта |
*.opt |
файл ресурсов |
*.res |
Кроме приведенных файлов, автоматически могут создаваться их резервные копии, отличительным признаком которых является наличие знака " ~" в расширении файла, например, *.~ dp резервная копия для dpr -файлов. Взаимосвязи между файлами проекта показаны на Рис. 2.
Рис. 2 . Взаимосвязи между файлами проекта
Файл проекта является основным и представляет собой собственно программу. Имя проекта совпадает с именем файла проекта, то же название имеют файлы ресурсов и параметров проекта. Файл проекта формируется Delphi автоматически.
Файл описания формы содержит характеристики формы и ее компонентов. Для каждой формы в составе проекта автоматически создаются файл описания формы (расширение dfm) и файл модуля (расширение pas). При конструировании формы с помощью Конструктора формы и Object Inspector изменения в файл описания вносятся автоматически.
Кроме модулей, входящих в состав форм, можно использовать модули, не связанные ни с какой формой. Они оформляются по обычным правилам Object Pascal и сохраняются в отдельных файлах. Для подключения модуля его имя указывается в разделе Uses того модуля или проекта, в котором он используется. В отдельных модулях целесообразно размещать процедуры, функции, переменные и т.д., общие для нескольких модулей проекта.
В файле ресурсов содержатся пиктограммы, растровые изображения и курсоры, которые являются ресурсами Windows.
Файл параметров проекта представляет собой текстовый файл, в котором располагаются параметры проекта и их значения.
Запуск проекта из среды Delphi осуществляется командами меню Run Run или нажатием функциональной клавиши F9 или нажатием кнопки на Палитре инструментов. При этом происходит компиляция проекта и создается готовый к выполнению файл с расширением exe .
Для создания нового проекта из среды Delphi надо выполнить команду главного меню File New Application.
Чтобы сохранить текущий проект, надо выполнить команду главного меню File Save all. Если до сохранения проекту не было присвоено имя, то в открывшемся диалоговом окне будет предложено сохранить файл с исходным текстом (по умолчанию Unit1.pas) (нажать кнопку Сохранить), а затем сохранить файл проекта (по умолчанию Project1.dpr) (нажать кнопку Сохранить).
В этом же каталоге после компиляции будет сохранено и само приложение (расширение файла exe). Имя файла приложения совпадает с именем файла проекта.
Для открытия проекта надо выполнить команду главного меню File Open Project , в диалоговом окне выбрать имя проекта и нажать кнопку Открыть.
Разработка приложений в Delphi . Понятие событий.
Разработка приложений в Delphi состоит из двух этапов:
создание интерфейса приложения
определение функциональности приложения.
Интерфейс приложения определяет способ взаимодействия пользователя и приложения, т.е. внешний вид формы при выполнении приложения и то, каким образом пользователь управляет приложением. Интерфейс создается путем размещения в форме компонентов.
Функциональность приложения определяется процедурами, которые выполняются при возникновении определенных событий.
Простейшее приложение представляет собой каркас (заготовку), обеспечивающее все необходимое для каждого приложения, и является равноправным приложением Windows .
Операционная система Windows работает по принципу обработки возникающих в ней событий: щелчок мыши на кнопке, выбор пункта меню, нажатие клавиши, изменение размеров окна и передает их выполняющейся программе. Обычно программа ожидает сообщений о событиях и реагирует на них. Сообщения обрабатываются программой не одновременно, а последовательно. Программа в среде Delphi составляется как описание алгоритмов, которые надо выполнить при возникновении какого-либо события для активного приложения (открытие формы, щелчок мыши на компоненте, нажатие клавиши на клавиатуре, и т.д.):
Обработчик событий для компонента выбирается в Object Inspector во вкладке Events или двойным щелчком левой кнопки мыши на этом компоненте.
С помощью Delphi можно создавать программы в стиле MS - DOS, так называемые консольные приложения. Запуск Delphi в режиме консольного приложения приведен в Приложении Г.
2. Порядок выполнения работы
Изучить структуру интегрированной среды Delphi, свойства основного компонента Form и выполнить контрольные примеры.
Контрольный пример 1.
Создать простейшее приложение Windows на основе компонента Form. Изучить основные свойства этого компонента.
Решение
1. Открыть новый проект Delphi: File New Application .
2. В Object Inspector изменить свойство Caption компонента Form1 с 'Form1' на ' Простейшее приложение '.
3. Запустить проект на компиляцию и выполнение с помощью клавиши F9 .
4. Закрыть приложение, нажав на значок .
5. C помощью Object Inspector для компонента Form1 изменить свойство Color, задавая ему различные значения, например clRed, clBlue и т.д.
6. Изменить свойства Height и Width компонента Form1 , задавая этим свойствам различные значения, например:
Height = 480, 350, 130;
Width = 120, 200, 400.
7. Задавая различные значения свойствам BorderIcons и BorderStyle , запустить проект на компиляцию и выполнение и проанализировать изменения во внешнем виде окна приложения, например:
BorderStyle = bsSizeable, bsSingle, bsDialog, bsToolWindow;
BorderIcons:
biSystemMenu = true, false;
biMinimize = = true, false;
biMaximize = true, false;
8. Аналогично, изменяя свойства FormStyle , Position и WindowState , запустить проект на выполнение и проанализировать изменения во внешнем виде окна приложения, например:
FormStyle = fsNormal, fsStayOnTop
Position = poDefault, poDesigned, poScreenCenter
WindowState = wsNormal, wsMaximized
Контрольный пример 2.
Составить программу для вычисления площади круга произвольного радиуса.
Решение
1. Открыть новый проект Delphi File New Application.
2. Поместить на форму четыре компонента: Label1, Label2, Edit1 и Button1 (см. рис. 3).
рис. 3.
При помещении компонентов на форму можно сразу же задавать их размеры. Для этого после выбора компонента в Палитре компонентов следует указать на форме прямоугольную область, которую займет компонент. Левый угол области определяется щелчком левой клавиши мыши, затем, не отпуская клавиши мыши, нужно переместить указатель мыши в правый нижний угол области.
3. В Object Inspector изменить свойство Caption компонента Form1 с 'Form1' на «Вычисление площади круга».
4. Изменить размеры формы. Для этого можно подвести курсор мыши к любому краю формы и, не отпуская левой клавиши мыши, изменить размеры формы. При этом автоматически будут изменяться свойства Height (Высота) и Width (Ширина), находящиеся в Инспекторе объектов. Положить указанные свойства равными соответственно 350 и 400 (пикселей).
Свойства Left и Top задают расстояние от левого верхнего угла монитора до левого верхнего угла формы соответственно. Установить их значения равными 300 и 200 (пикселей) соответственно. В результате форма будет находиться примерно на середине экрана.
5. Установить следующие свойства компонентов Label1 и Label2:
Label1 |
Label2 |
|
Height |
57 |
Любое число |
Width |
129 |
Любое число |
Left |
131 |
100 |
Top |
34 |
218 |
Как и для формы, эти значения можно установить, перемещая компоненты по форме и изменяя их размеры при помощи мыши, либо прибегнув к помощи Инспектора объектов. Кроме того, можно воспользоваться панелью инструментов Align (рис. 4)
Рис. 4.
Свойство Caption является главным для метки и содержит отображаемый ею текст. Для метки Label1 установить свойство Caption равным «Введите радиус круга и нажмите кнопку Счет». Для метки Label2 свойство Caption будет определяться на этапе выполнения программы.
Свойство AutoSize метки определяет, будет ли размер метки устанавливать автоматически, в зависимости от длины символьной строки, помещенной туда.
Свойство WordWrap(Перенос слов) разрешает, либо запрещает перенос слов, если строка не помещается в метку и свойство AutoSize равно False.
Свойство Aligment (Выравнивание) определяет, как будет выровнен текст внутри метки: по левому краю, по центру или по правому краю.
Label1 |
Label2 |
|
AutoSize |
False |
True |
WordWrap |
True |
False |
Aligment |
taCenter |
taLeftJustify |
Для того чтобы установить характеристики шрифта, выбрать свойство Font в Инспекторе объектов. Щелкнуть по кнопке с тремя точками, появившейся в правой колонке. На экране появится окно «Выбор шрифта» (рис. 5):
Рис. 5.
При помощи этого окна установить следующие характеристики шрифтов для меток Label1 и Label2:
Label1 |
Label2 |
|
Шрифт |
Times New Roman |
Arial |
Начертание |
Полужирный |
Курсив |
Размер |
10 |
11 |
6. Установить в Инспекторе объектов для компонентов Edit1 и Button1 следующие значения свойств Height, Width, Left и Top:
Edit1 |
Button1 |
|
Height |
21 |
25 |
Width |
193 |
75 |
Left |
31 |
285 |
Top |
146 |
146 |
Свойство Text является основным для компонента Edit1 и предназначено для ввода (или вывода) символьных строк. Задать в качестве значения этого свойства пустую строку .
Для компонента Button1 в качестве значения свойства Caption положить символьную строку «Счет».
7. Все использующиеся в программе компоненты обладают именами, задаваемыми в имеющемся у них свойстве Name (Имя). Имена компонентов генерируются автоматически интегрированной средой Delphi при создании компонента, например при размещении компонента на форме. Для образования имени компонента используется имя класса с отброшенной первой буквой Т. В конце имени добавляется цифра, указывающая под каким порядковым номером в своем классе появился на свет компонент.
8. Чтобы создать заготовку обработчика события OnClick, необходимо выполнить двойной щелчок мышью по кнопке Button1. В результате окно редактора кода станет активным и будет содержать заготовку обработчика события (рис. 6):
Рис. 6.
Добавить в заготовку код для вычисления площади круга:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var r,s:real;
begin
r:=StrToFloat(Edit1.Text);
s:=pi*sqr(r);
Label2.Caption:='Площадь круга равна' +
FloatToStrF(s,ffGeneral,7,2);
end;
9. Перед запуском программы ее необходимо сохранить. Для этого выполнить команду главного меню: File|Save All.
10. Сохранив проект, запустить его на выполнение. В случае отсутствия ошибок, на экране монитора появится окно программы (рис. 7):
Рис. 7.
3. Содержание отчета
1. Краткий обзор по теоретической части.
2. Ответы на контрольные вопросы.
4. Контрольные вопросы.
1. Для чего используется интегрированная среда Delphi?
2. Перечислить основные вкладки Палитры компонентов.
3. Для чего используется Object Inspector?
4. Что входит в состав проекта Delphi?
5. Как происходит выбор компонента из Палитры компонентов и его размещение на форме?