Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Введение Точность формообразования на гексаподах Схема гепсапода Модели инструментов

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 14.5.2024

Содержание

Введение

  1.  Точность формообразования на гексаподах
    1.  Схема гепсапода
    2.  Модели инструментов
    3.  Расчетная схема для измерения точности гексапода
  2.  Список литературы

Введение

В настоящее время конструктивные резервы повышения точности станков, в частности многоцелевых, в основном исчерпаны, поскольку, например перемещения рабочих органов осуществляется в них по направляющим с теоретически ограниченной точностью и жесткостью. Для дальнейшего повышения точности, как правило, используются новые УЧПУ с более высоким быстродействием и дискретностью. Что касается жесткости, то в станках обычной компоновки она ограничена вследствие наличия зазоров между подвижными узлами, возникающих в результате вибраций и многих других факторов.

Необходимость, преодоления указанных недостатков станков традиционного исполнения привела к разработке в ряде стран (России. США. Швейцарии, Японии) станков новой концепции, основанной на применении платформы Стюарта, использовавшейся в авиации для моделирования полетов. Эти станки были выполнены в основном как многоцелевые, хотя данная концепция позволяет реализовать на них функции шлифования, полирования и координатных измерений. К проектированию подобных станков впервые приступили в СССР в 1976 г. За рубежом аналогичные разработки начались примерно через 10 лет [фирма Giddings & Lewis (США) и Geodetic Technology International (Швейцария) - в 1988 г., фирма Ingersoll - в 1987 г.].

Отличительной особенностью таких станков, получивших за рубежом название «гексаподы», является сравнительная простота конструкции, высокие показатели скорости перемещения, ускорения и жесткости станка, простая система обратной связи. Для главного привода в таких станках применяют высокоскоростной мотор - шпиндель. Частота вращения которого бесступенчато регулируется встроенным высокочастотным асинхронным электродвигателем. Мотор - шпиндель установлен на подвижной пяти координатной платформе. Для осуществления движений подачи и установочных перемещений платформы используются шесть параллельно работающих телескопических штанг, каждая из которых имеет шариковый механизм ходовой винт - гайка, шаговый серво- электродвигатель и лазерную систему контроля перемещений.

Такой станок в целом значительно проще, легче и жестче станков классической компоновки. Телескопические штанги и рамная конструкция работают только на растяжение и сжатие, не испытывая изгиба, так как сила резания от шпинделя, расположенного на верхней платформе, передается вдоль штанг. Поэтому у станка типа «гексапод» жесткость в 5 раз, а рабочие скорости в 3-5 раз выше, чем у сравнимого с ним по характеристикам многоцелевого станка. Кроме того, поскольку штанги связывают подвижные и неподвижные части станка в единое целое, усилия распределяются по всей структуре равномерно, благодаря чему для станка не требуется массивное основание и дорогостоящий фундамент, что позволяет легко перемещать его при изменении планировки цеха.

Первый отечественный станок на базе МПК разработан в 1987 году Новосибирским электротехническим институтом (рисунок 1). Этот станок отличался внутренним расположением шпинделя, относительно замкнутого контура раздвижных телескопических штанг. На нем были проведены исследования реального объема рабочего пространства и жесткости станка, а также траектории и амплитудно-частотные характеристики подвижной платформы под действием переменной нагрузки.

Разработку станков такого класса активно ведет ЗАО «Лапик» (г. Саратов). В 1992 году выпущены координатно-измеригельные модули КИМ-500 и КИМ-1000, а в 1995 году многофункциональный технологический модуль ТМ-1000.

Рис. 1. Многофункциональный технологический модуль ТМ-1 ООО

Рис. 2. Обрабатывающий центр ГЕКСАМЕХ-1


  1.  Точность формообразования на гексаподах

Металлорежушие станки на основе механизмов параллельной структуры служат альтернативой многокоординатным многоцелевым станкам традиционной компоновки (с последовательным соединением узлов формообразующей системы). Наиболее распространены фрезерные и шлифовальные станки с шестью степенями свободы, реализованные на основе платформы Стюарта [1], — гексаподы. Основная область их применения — обработка поверхностей двойной кривизны.

Для оценки точности формообразования на гексаподах необходимо определить траекторию перемещения режущего инструмента (РИ) и смещение его режущей кромки под действием силы резания. При этом рассматривают перемещение режущей кромки вдоль образующей линии обрабатываемой поверхности [2]. Траекторию этого перемещения технолог назначает на основе личного опыта, что не обеспечивает выполнения основных условий формообразования, в частности отсутствия подрезания смежных участков обрабатываемой поверхности.

При анализе статических деформаций гексапода под действием различных сил оценивают перемещение точки, находящейся в центре подвижной платформы, а не режущей кромки РИ, что не дает возможности установить влияние этих деформаций на точность обработки. Таким образом, существующие методы оценки точности обработки не позволяют полностью использовать возможности гексаподов по этому показателю. В данной работе предложены методы решения указанных задач.

В гексаподе (рис. 1) неподвижное основание 1 соединено шестью раздвижными штангами 2 (с шарнирами 6 на концах) с подвижной платформой 5, на которой расположен шпиндельный узел 3 с закрепленным в нем РИ 4.

Переход из системы координат основания (СКО) в систему координат рабочей точки РИ (СКР), т. е. точки режущей кромки, контактирующей с обрабатываемой поверхностью, осуществляется путем последовательного преобразования систем координат.

Рис. 1. Схема гексапода: 1 — неподвижное основание; 2 — раздвижная штанга; 3 — шпиндельный узел; 4 — инструмент, 5 — подвижная платформа; 6 — шарниры.

Функция формообразования [3], определяющая преобразование СКО в СКР, для станка с параллельной кинематикой имеет вид:

                                                   r0=AпAиrи                                                             (1)

где r0 — радиус-вектор обрабатываемой поверхности;

Ап — матрица преобразования из СКО в систему координат платформы (СКП);

Аи — матрица преобразования из СКП в систему координат РИ (СКИ);

rи — радиус-вектор режущей кромки.

Переход из СКО в СКП традиционно осуществляется в виртуальных координатах, учитывающих взаимное положение и ориентацию основания и платформы:

                              Ап  = А1(х)А2(y3(z4(φ)А5(ψ)А6(θ)                                  (2)

где А1, А2, А3 — матрицы перемещений вдоль координатных осей х, у, z;

А4, А5, А6 — матрицы поворота вокруг этих осей; аргументами матриц являются виртуальные перемещения х, у, z и углы поворота φ, ψ, θ.

Матрица преобразования из СКП в СКИ имеет вид:

                                  Аи = А6ш3(-Hш),                                                          (3)

где θш — угол поворота шпинделя;

Hш — расстояние от центра подвижной платформы до зажимного устройства для РИ.

Подставляя выражения (2) и (3) в уравнение (1) получим:

          r01(х)А2(y3(z4(φ)А5(ψ)хА6(θ+ θш3(-Hш)rи.

Расстояния между шарнирами равны длинам штанг, которые являются физическими управляемыми координатами. При известных виртуальных координатах х, у, z, φ, ψ, θ, используя уравнение (2), можно найти координаты шарниров (известные в СКП) в СКО и соответственно длины штанг. Так, например, длина первой штанги:

          q1=[(x1пСКО - x1оСКО)2+(у1пСКО - у1оСКО)2+ (z1пСКО - z1оСКО)2]1/2,                    (4)

где x1пСКО, у1пСКО, z1пСКО — координаты шарнира первой штанги, расположенного на платформе, в СКО;

x1оСКО, у1оСКО, z1оСКО — координаты шарнира первой штанги, расположенного на основании, в СКО.

В свою очередь,

x1пСКО = cosψ cosθ x1оСКОcosψ sinθ у1оСКО + sinψ z1оСКО + x;                  (5)

у1пСКО = (sinφ sinψ cosθ + cosφ sinθ) x1оСКО + (-sinφ sinψ sinθ + cosφ cosθ) у1оСКО sinφ cosψ z1оСКО + y;

z1пСКО = (- cosφ sinψ cosθ + sinφ sinθ) x1оСКО + (cosφ sinψ sinθ + sinφ cosθ) у1оСКО +cosφ cosψ z1оСКО + z.                                                                                           

Длины остальных штанг находят по формулам, аналогичным выражению (4).

Используя различные виды РИ, можно выбрать рациональную схему обработки заданной поверхности. При анализе формообразующих возможностей гексапода ограничимся тремя видами РИ, охватывающими достаточно широкий спектр возможностей обработки различных поверхностей.

Модели рассматриваемых РИ приведены на рис. 2

Рис. 2. Модели инструментов: а) торцевая фреза, б) цилиндрическая фреза, в) фасонная полусферическая фреза, г) комбинированная модель инструмента (РТ – рабочая точка, остальные обозначения смотри в тексте).

Для торцовой фрезы (см. рис. 2, а) радиус-вектор режущей кромки

rи.т. = А6p3(-Hф2(Rp)e4,

где θp — угол, определяющий положение рабочей точки фрезы относительно оси Z в СКИ;

Hф — высота фрезы;

Rp — радиус рабочей точки;

e4 = (0, 0, 0, 1)т — радиус - вектор начала координат.

Для цилиндрической фрезы (см. рис. 2, б) радиус-вектор режущей кромки:

rи.ц. = А6p3(-Hр4(π/2)А3(-Rф)e4,

где Нр — высота рабочей точки фрезы;

Rф — радиус фрезы.

Для фасонной полусферической фрезы (см. рис. 2, в) радиус-вектор режущей кромки:

rи.п. = А6p4р3(- Rф)e4,

где φр — угол, определяющий положение рабочей точки фрезы относительно оси Х в СКИ.

Все три описанных РИ  можно представить с помощью одной комбинированной модели (см. рис. 2, г), в которой радиус-вектор режущей кромки:

                        rи = А6p) А3(-Hр) А2(Rp) А4р) А3(Rф)e4,                                  (6)

где Rp  — радиус рабочей точки торцовой фрезы;

Rф — радиус цилиндрической или фасонной фрезы.

Переход от одной модели к другой осуществляется путем присвоения ряду параметров конкретных значений и наложения следующих ограничений на переменные уравнения (6): 1) для торцовой фрезы 0 ≤  θp ≤  2π; φр =0; 0 ≤  Rp ≤  Rф; Hр = Hф; 2) для цилиндрической фрезы 0 ≤  θp ≤  2π; φр =0; Rp =  Rф; 0 ≤  Hр ≤  Hф; 3) для фасонной полусферической фрезы 0 ≤  θp ≤  2π; 0 ≤  φр  ≤  π/2; Hр =0; Rp =  Rф.

Комбинированная модель РИ позволяет создать единую модель формообразующей системы, учитывающую возможность применения РИ трех видов с последующим выбором конкретного вида РИ для обработки заданной поверхности.

Рассмотрим обработку номинальной (т. е. без учета микронеровностей) поверхности сложной формы любым из трех указанных выше РИ с наложением связи огибания [3]. При этом используется не вся поверхность РИ, а только некоторая точка режущей кромки. Выбором ее положения с учетом вращения РИ можно обеспечить заданную скорость резания.

Функция формообразования с использованием виртуальных координат и комбинированной модели РИ (6) имеет вид:

r0 = А1(х)А2(у)А3(z4(φ)А5(ψ)А6(θ + θш + θр) ×

                            × А3(-Нш - Hp)A2(Rp)A4p)A3(-Rф)e4                             (7)

Номинальная поверхность в параметрической форме в СКО имеет вид

r = r(u, v), где u и v — криволинейные координаты. Введем для произвольной точки номинальной поверхности подвижную систему координат (ПСК) с ортами осей X, Y, Z, равными соответственно I = τ1; j = τ2; k = v, где τ1, τ2 — единичные касательные к поверхности; v — единичная нормаль.

Уравнения единичных касательных и нормали в указанной произвольной точке имеют вид:

  

Уравнение номинальной поверхности в ПСК [в общем виде rПСК  = f(х, у, z, r0, u, v, е4); [в развернутой форме здесь не приведено] можно получить, совместив центры СКО и ПСК и совершив повороты вокруг координатных осей, обеспечивающие параллельность осей СКО осям ПСК.

Обработка заданной поверхности гексаподом обеспечивается при равенстве правых частей функции формообразования (7) и уравнения номинальной поверхности в ПСК, т. е. r0 = rПСК. Из полученного равенства можно определить значения виртуальных координат станка для обработки произвольной точки поверхности (соответствующие выражения ввиду громоздкости здесь не приведены).

Отметим, что суммарный угол θ0 = θ + θш + θр может принимать любое требуемое значение, поскольку составляющая θш определяет частоту вращения шпинделя, т. е. главное движение в процессе формообразования. После вычисления виртуальных координат с помощью зависимостей (5) можно найти законы изменения длины штанг при обработке заданной поверхности.

В качестве примера рассмотрим обработку поверхности, заданной параметрическими уравнениями х = 0,2v; у = 0,7u, z = -1,7 + 0,3u - 0,24u2, где u = 0÷1; v= 0÷1.

Виртуальные координаты станка, соответствующие обработке заданной поверхности, равны:

х = 0,2v- Rф(cosψsinθ0cosφp + sinψsinφp)- Rpcosψ sinθ0 - Hш sinψ;

у = 0,7u+ Rф(-sinφpsinφsinψ sinθ0 +sinφpcosφcosθ0) +

+ Rp(cosφsinψsinθ0 + sinφ cosθ0) - Hшcosφcosψ;

 ψ: = arcsin(sinφp);

 φ: =

Рассмотрим проход РИ с Rф = 0,05 м; Hш = 0,2 м при u = 0,5; v = 0÷1. Полученные при этом зависимости расчетной длины штанг от времени при обработке различными инструментами представлены на рис. 3

                                              

Рис. 3. Изменение длины q штанг 1- 6 во времени t при обработке торцовой фрезой (а), цилиндрической фрезой (б)

и фасонной полусферической фрезой (в)

При использовании различного вида фрез и шлифовальных кругов (т. е. РИ, у которых рабочая точка расположена на режущей кромке или на поверхности) один или два параметра, входящих в уравнения связей, могут изменяться в достаточно широких пределах. Это позволяет назначать конкретные значения таких параметров при решении различных задач, в том числе задач оптимизации.

В качестве одной из таких задач рассмотрим обеспечение статической точности при обработке сложных поверхностей, в процессе которой существенно изменяются положение и ориентация платформы в пространстве. При решении данной задачи следует учитывать погрешность, обусловленную деформацией штанг под действием силы резания.

В связи с этим проанализируем расчетную схему для определения статической жесткости гексапода (рис. 4).

Рис. 4. Расчетная схема для определения жесткости гексапода: 1 – неподвижное основание; 2 – раздвижная штанга; 3 – подвижная платформа;

4 – шарнир; ОСКО, ОСКП, ОСКИ и ОСКР – начала системы координат соответственно СКО, СКП, СКИ и СКР (остальные обозначения см. в тексте)

Силы, возникающие в штангах под действием силы резания [4], находим из уравнения Fq =JтFрез, где Fq — вектор сил в штангах; Fрез— вектор сил и моментов, возникающих в процессе резания; J— якобиан преобразования СКО в СКР.

Погрешность обработки можно определить, используя уравнение 

D = К с -1 Fq, где D вектор смещения инструмента под действием силы резания;

Кс = [J-l]тJ-l — матрица жесткости гексапода; Ks — квадратная матрица жесткости штанг, учитывающая деформации растяжения-сжатия.

Изменение dqi длины qi каждой (i-й) штанги под действием сил и моментов, возникающих в процессе резания, находим из уравнения dqi = Fqi/(ES), где Fqi — сила, возникающая в i-й штанге; Е — приведенный модуль упругости штанги (учитывающий наличие привода); S— приведенная площадь сечения штанги; i = 1,6.

Для обеспечения заданной статической точности обработки необходимо внести коррективы в расчетные значения длины штанг: qрабi = qрасчi - dqi, где qрабi и qрасчi – рабочая и расчетная длина штанги. При компенсации положения рабочей точки РИ необходимо учитывать также быстродействие приводов штанг.

При планировании траектории движения инструмента остаются свободными параметры θ, φp и θр, определяющие положение платформы относительно рабочей точки РИ. Диапазон возможных изменений свободных параметров в каждой точке этой поверхности ограничивается недопустимостью возникновения особого положения (в котором у несущей системы появляется дополнительная степень свободы) и размером рабочей области.

В отличие от работы [5] в данном случае рассматривается большее число свободных параметров. Как показали результаты компьютерного моделирования на программном комплексе «ГЕКСАПОД» [6], динамическая корректировка параметра θр с учетом направления силы резания в процессе обработки и рациональный выбор параметров φp и θ в позволяют значительно увеличить жесткость станка.

Для примера рассмотрим обработку поверхности, заданной параметрическими уравнениями: х = -100 + 200v; у = 200u - 100; z = 50u – 50u2 + 50u – 50u2, где u = 0÷1; v = 0÷1. Величина погрешности δ обработки без коррекции угла θр представлена на рис. 5, а, с коррекцией угла θр — на рис. 5, б. Соответствующая форма поверхности показана на рис. 6. Как видно, благодаря коррекции угла θр погрешность обработки снизилась в среднем в 2 раза.

Рис. 5. Изменение погрешности δ обработки поверхности во времени t без коррекции (а) и с коррекцией (б) угла θр

      

Рис. 6. Вид поверхности без коррекции (а) и с коррекцией (б)

Таким образом, в данной работе найдено решение двух основных задач формообразования поверхностей на гексаподах. Решение первой задачи сводится к определению такой траектории перемещения РИ, которая позволяет обеспечить обработку номинальной поверхности детали с учетом необходимых условий формообразования.

Для решения второй задачи — обеспечения точности формообразования при действии сил резания — рассмотрены два способа уменьшения смещений режущей кромки РИ при обработке: 1) коррекция длины штанг, компенсирующая смещение РИ; 2) изменение угловой ориентации платформы для повышения жесткости гексапода [3-6].

  1.  Список литературы

  1.  Металлорежущие станки: учебник. В 2 т. Т. 2 / В.В. Бушуев, А.В. Еремин, А.А. Какойло и др.; под ред.  В.В. Бушуева. Т. 2. — М.: Машиностроение, 2011. — 584с.;
  2.  Решетов Д. Н., Портман В. Т. Точность металлорежущих станков. — М.: Машиностроение, 1986. — 336 с.
  3.  Потапов П. В. Механизмы с параллельной кинематикой в машиностроении // Справочник. Инженерный журнал. Приложение. - 2005. - № 8 (101). - С. 1-24.
  4.  Вайнштейн И. В., Сироткин Р. О., Серков H. А. Станки для высокоскоростной обработки деталей и перспективы их развития в машиностроении // Авиационная промышленность. — 2006. - N9 3. - С. 49-55.
  5.  http://dspace.susu.ac.ru/handle/0001.74/1078
  6.  http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia Заходим на этот сайт, выбираем 2012 год и ищем в списке вот этот номер 2012_1_419_421.

13




1. Адаптация к обучению в школе
2. Курсовая работа- Расчёт параметров изгиба прямоугольных пластин судового корпуса
3. Тема- Прекраснепозитивна цінність людини Прекрасне категорія естетики яка виражає представлення про
4. тема общих социальных интересов убеждений норм поведения установок и ценностей которые являются правилам
5. Амур и Психея -- Русский фольклор.
6. Моделі управління запасами в прийнятті управлінського рішення
7.  Специальная часть
8. ТЮМЕНСКИЙ ТОРГОВО ~ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТЧЕТ ПО ПРОизводственной практикЕ МДК
9. Реферат- Южный Буг
10. тема юридических норм образуемых путем согласования воль в субъектах международного права и обеспечиваемы
11. а О церковной иерархии Письма к разным лицам Сочинения О Небесной иерархии ГЛАВА I Прес
12. Как вести переговоры с трудными людьми
13. задание Когда я работаю это выглядит так будто я все ставлю на карту
14. Внутренний и внешний аудит
15. Речевая картина и ее семантика в смысловом целом романа У Голдинга Повелитель мух.html
16. Анализ финансового состояния предприятия связи на примере Алданского улусного узла почтовой связи1
17. экономических показателей в различных отраслях экономики города
18. Проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста
19. Poland and Hungary are in Transition
20. ЛЕКЦИЯ 15 10. Двухатомная молекула 10