У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

а человечество пережило настоящий революционный переворот сутью которого стало освобождение культуры от р

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

8.Фиолософия эпохи возрождения

Эпоха возраждение или ренессанса получила своё названия из-за возрождения в это время главных принципов духовной культуры античности. В эпоху Возрождения (15 – 16 века) человечество пережило настоящий революционный переворот, сутью которого стало освобождение культуры от религиозного диктата. Образец возраждение нашло в Античности и пыталось ему подражать.

Характерной чертой философии возрождения явл. антропоцентризм. Человек становится главным предметом философии, вырабытыввается новый идеал личности. Гуманисты эпохи Возраждения утверждают единство человека и космоса. Однако вместо подчинения логосу, провозглашается безграничная свобода личности, которая не столько приспосабливается к миру, сколько преобразует его. Человек может понять законы природы и на основе этих знаний управлять ею. Бесконечные творческие возможности человека за счёт того что он выступает хозяином своей судьбы.

Другое направлении философии этого времени это неоплатонизм. С позиции идеализма пытались понять явления природы, космос, проблемы человека. основным идеологом этого течения был Николай Кузанский. Кузанский сближает Бога с природой, присваивая природе божественные атрибуты, бесконечность в пространстве. Для него земля не является центром мира. Он высказывает идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

Другим направлением философии эпохи возраждения явл. политическое. Оно связано с проблемами управления госсударством. Он утверждал что политика есть нечто основопологающее в жизни общества. Что от политических способностей зависят судьбы государства и народов.

10.Эмпиризм и рационализм

Эмпиризм – философское направление, которое абсолютизирует роль чувств в процессе познания мира.

Представители: Бэкон, Дж.Локк.

Например по Бекону Наука – не удовлетворение любопытства. Ученый подобно пчелке, которая собирает полезную информацию. «Знание – это сила. Это путь преобразования общества». В основе элетеризма – принцип индукции – от частного к общему. Нельзя давать сразу определения понятий. Прежде, чем дать общее определение теплоты, нужно изучить все методы нагревания.

   Рационализм - философское направление, которое абсолютизирует роль разума и логики в процессе познания мира.

Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц

Например Декарт выдвигает  сомнение о качестве главного методологического принципа. Мы должны подвергать сомнению показания наших чувств. Палка, опущенная в банку с водой, кажется сломанной . Чувствам нельзя доверять. Мы должны найти нечто такой, в чем нельзя сомневаться. Мы не можем сомневаться в нашей способности к сомнению. Я мыслю – существую. Декарт сторонник теории врожденных идей. Механизмом актуализации выступает интеллектуальная интуиция.

18.Истоки немецкой классической философии

Философия середины 18 – начала 19 веков (от Канта до Фейербаха)

Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

«Гегель и Фейербах – теоретические источники марксизма»

Энгельс

Истоки:

Экхарт (14 век) – сторонник отрицательного богословия (Богу нельзя приписывать никаких качеств)

Человек стремится слиться с богом так как искра божия: праведная жизнь, углубление в себя (в искорку), молитва.

Всё это вместе взятое позволит превратиться в человека – Бога. Процесс превращения человека в человека – бога равнозначен процессу превращения бога в человека. Экхарт прояснил вопрос о смысле жизни человека: продолжение функций бога на земле.

Я. Беше (16 век) – философ мистик.

Истечение из бога неких противоположных начал М. Лютер

Основоположник протестантизма (идея протестантской этики).

Лейбниц:  рационалист

Идея всеобщего метода наук

В основании вещей – мельчайшие духовные частицы – монады

Субъект познания – активный гносеологический, культурологический, психологический субъект (цели и планы познания)

Сторонник врождённых идей, но глубже Декарта, ибо в них содержится наследственный опыт человечества.

24. Бытие и материя

БЫТИЕ - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. ВИДЫ БЫТИЯ: бытие природы, социальное, индивидуальное, духовное.   Если предмета нет, то и бытия нет, и наоборот. Раньше существовала пространственная модель бытия, но Хайдеггер(ученый) заменил ее временной (3 временных модуса: прошлое, настоящее и будущее). Понятие бытие ввел Парменид. «бытие – есть, небытия – нет. Все, о чем мы можем говорить и мыслить обладает бытием». Нечто признается реально существующим исходя только из мыслей о нем. Бытие, по Пармениду,  является чем-то вечным, неизменным, единым и сферообразным. Знание о бытие мы получаем с помощью разума, т.к. чувства вводят нас в заблуждение. Бытие как таковое может быть подразделено на потенциальное (существование в возможности) и актуальное (существование в действительности)

МАТЕРИЯ. Мир, в котором мы живем и частью которого являемся – это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые отражаются в нашем сознании. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть сравнен с материей, но все многообразие предметов составляет материальную действительность.  Часто материя понималась, как нечто существующее наряду с вещами, а так же материя рассматривалась, как бесконечно развивающееся многообразие материального мира.  По Ожегову, материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. В древней философии материя отождествлялась с водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель же считал материю совокупностью четырех стихий. По мере развития философии и науки понятие материи постепенно становилось абстрактным. В 20в. было сделано много научных открытий, которые изменили представление о материи и ее свойствах (рентгеновские лучи, радиоактив-ность, открытие электрона, теория относительности). Произошло крушение старых представлений о материи. Новые открытия расширили понятие материя, была доказана ее вечность и неисчерпаемость. В основе современных научных представлениях о строении материи лежит идея о сложной системности. В структуре мегатерии выделяют 2 основных уровня: органическая и неорганическая материя. ЛЕНИНСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИИ «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них». Отсюда 2 признака:

- материя сущ.независимо от сознания

- материя копируется, фотографируется нашими ощущениями

Это определение отлич.от других, тк до этого были естеств.-научные, а это философское.  Философская категория- это наиболее общее понятие. Материя, по Ленину, это есть слово для обозначения опр. взглядов чел-ка на мир.  КОНЦЕПЦИИ МАТЕРИИ:

-атоместическая концепция материи

- аристотелевская концепция материи (у Аристотеля материя – это возможность существования любого материального объекта)

-субстратное понимание материи (субстрат- то, что лежит в основе чего-либо, каких-нибудь явлений)

26. Сознание и бессознательное.

Сознание - человеческая способность к воспроизведению действительности  в мышлении.  Бессознательное – некое «свое другое» сознания, т.е. неосознанное, подсознательное.      Многие действия мы делаем неосознанно: сновидения, обмолвки, оговорки, бред, галлюцинации. Наиболее распространенные концепции бессознательного были созданы в 20в. З.Фрейдом.  В теории психоанализа Фрейд рассматривает сознание как то уровень, на котором действует ЭГО, т.е. рациональная, принимающая решения часть нашего разума. Бессознательное явл. той частью разума, где содерж. информация, которую мы не осознаем. Однако мы можем изменить статус этой информации, вводя ее в круг осознанного.    СТРУКТРА СОЗНАНИЯ по Фрейду:  подсознание -> сознание -> сверхсознание. По Фрейду между сознат. и бессознат. сущ. конфликт. Бессознательное властвует над сознат., а разум «плетется на поводу у страстей». Бессознат Фрейд считал центр. компонентом, составл. суть человеч. психики, сознат. лишь то, что надстраивается над бессознательным. Сознательное – не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединятся или не присоедин. Цепочка: предмет->образ предмета->изменение состояния->мысль->слово     Сознание – это процесс, объединяющий в нашем мозгу слово и мысль. ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА: 

1этап. Работы(толкование сновидений; психология обыденной жизни). Результаты (либидо – секс.инстинкт -> сублимация; 3 уровня сознания: сознат., подсознат, бессознат). Новации( бессознательное- первично, сознат.- вторично)

2этап. Работы (по ту сторону принципов удовольствия; я и оно). Результаты (вместо либидо - «эрос и танатос» (инстинкты создания и разрушения). Оно - инстинкты, импульсы в нас. Мы живем на уровне удовольствия.  Я -сознат. в нас. Сверх-я выполняет роль внутреннего цензора)

25. Движение, пространство и время.

ДВИЖЕНИЕ – это всякое изменение. Движение в применении к материи – это изменение вообще.

2 ПОДХОДА К ДВИЖЕНИЮ:

1. движение вечно и не имеет конца

2. движение имеет начало и будет иметь конец.

Из 2ого подхода следует теория тепловой смерти вселенной. Базируется на 2ом законе термодинамики (во внутр. с/с механич.энергия переходит в тепловую, следов. Наступает равновесие тепловой энергии и происходит смерть вселенной {с/с} Чтобы решить проблему , надо признать что, с/с открыта, а не закрыта.)  

СВ-ВА ДВИЖЕНИЯ:

– относительность и абсолютность (неизменчивость) движения. Покой всегда относителен.

– прерывность и непрерывность движения

– устойчивость и изменчивость движения

Движение существует в виде 5 конкретных форм: механическое (в пространстве), физическое (тепловое), химическое (атомы), биологическое, социальное.    СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ:   микромир, макромир, мегамир.   Движение подразделяется и по видам.  Развитие - процесс движения, изменения целостных с/с во времени.   Черты: направленность, цикличность, иерархичность, противоречивость.  В свою очередь категория «развитие» концентрируется в таких категориях, как СТАНОВЛЕНИЕ, ПРОГРЕСС, РЕГРЕСС.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.    Пространство – это вместилище материальных тел. Время – это способ смены состояния объекта. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

- пространство отделено от материи, от времени

- пространство однородно во всех направлениях

Пространство связано с материей и понимается как способ сосуществования во вселенной.  Время связано с  материей (объект изменяется во времени, т.е. он стареет).    Различают психологическое (формы чувственного видения окружающего мира, например, наши знания) и концептуальное пространство и время (КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ:

- субстанциальная концепция{рассматривает время и пространство как особые самостоятельные сущности. Пространство сводилось к бесконечной пустоте}

- реляционная концепция {рассматрив.время и пространство как формы существования вещей}).

Пространство и время имеют общие св-ва: объективность, независимость от сознания человека, вечность, количественная и качественная бесконечность.  С возникновением общества возникли понятия СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО.   Соц.пространство = соц. объекы (метро, магазин); Физич.пространсво = по физич.параметрам (градусы южной широты). Соц.время = про прошлое (когда мой брат родился);  Физич.время = в 12 часов дня.

27. Категория «сознание» и ее место в философии

Сознание (соц.отражение) – высшая форма отражения действительности, свойственная развитому человеку. Это понятие тесно связано с информацией. Результатом процесса сознания явл. информация.  Труд - ключевой элемент в понимании возникновения и сущности сознания. Труд носит коллективный характер.  В ходе чувственно-предметной трудовой деятельности сознание отражает не только объективный мир, человек создает новые предметы, т.е. вторую природу. Но прежде чем приступить к созданию этой 2ой природы, нужно подготовить план.  Труд-это не только источник, причина возникнов. сознания, но и основа его развития.  Вне труда, вне общества, вне языка не может.сущ. ни человек, ни сознание. Мозг - не источник сознания, а его орган, тк сознание - это объективный образ субъективного мира. Обладает сознанием и мыслит не сам мозг, а человек с помощью мозга. Есть понятие «самосознание», т.е. осознание человеком своих действий, чувств, мыслей. В процессе самосознания человек становится личностью. «Познай самого себя» - Сократ, здесь призыв к изменению самого себя. (= меняйся!). Существует ОБЩЕСТВЕННОЕ  и ИНДИВИДУАЛЬНОЕ сознание.  Индивид.сознание - сознание отдельного человека.  Обществ.сознание - это духовная сторона соц.-историч. процесса.  ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ:

1. обыденное сознание(повседневная практика, бытовая сторона жизни)

2. обществ.психология (представления и чувства людей о их жизни, каких-то ситуациях)

3. обществ.идеология (отраж.обществ.бытия, теории, понятий, суждений)


28. Основные принципы и законы диалектики

Диалектика есть учение о развитии, всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений.  Сущ. объективная (это развитие реального мира; природы, общества) и субъективная диалектика (диалектика нашего сознания).  ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ (это те основные положения учения, признание которых делает человека диалектикам):

1. принцип развития (изучение объекта с самого развития и возможные пути развития объекта)

2. принцип всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности всех явлений (исследовать связи с окруж.средой)

3.принцип противоречивости

4. принцип системности (любой объект рассматривается как система)

5. принцип причины(надо искать причину)

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ: 

1. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ (вскрывает источник развития{каким явл.противоречие}. Противоположности - это предметы, которые одновременно неразрывно связаны, взаимоисключают  друг друга. Суть закона: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве.)

2. ЗАКОН ВЗАИМОПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВ. И КАЧЕСТВ. ИЗМЕНЕНИЙ (Вскрывает механизм развития - каким образом оно происходит. Суть закона: в результате количественных изменений объектов происходит крушение меры данного объекта ив результате скачка переход к новому качеству. Мера - это характеристика объекта, при котором при изменении кол-ва кач-во остается прежним.   Скачок - механизм перехода от одного кач-ва к другому)

3. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ (важнейшая категория закона - «отрицание». Данный закон описывает переход от старого к новому. Диалектичность заключается в том, что в новом надо заключать все старое, лучшее.  Категория «отрицание» понимается как внешнее отрицание (конец развитие предмета) - самоотрицание. В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль играет внутр. отрицание.

29. Категории диалектики

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. В современной диалектике к базовым категориям относят:

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Напр., понятие “русский” выступает как общее по отношению к каждому русскому человеку и как О. по отношению к понятию “славянин”.

Случайность– отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

33.Методы и формы научного познания

 1. Специфика научного познания. Научные знания предпо-лагают обьяснение фактов. Научное познание отвечает на вопрос не только КАК но и ПОЧЕМУ. Научное знание не терпит бездоказательности, то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.

 2 уровня научного познания. 1. Эмпиричский уровень познания. Основными методами эмпирического познания явл. наблюдение, эксперимент и описание.  В процессе наблюдения познания человек познёт общие св-ва обьекта, общие связи. В процессе эксперимента человек производит изменения в исследуемом обьекте, с целью выявления его общих свойств и связей. Эксперимент предпологает более активную роль человека чем наблюдение.   В результате наблюдения и эксперимента получаются данные, подлежащии затем описанию. Вот.

2. Теоретический уровень познания. Основные методы: дедукция, индукция, анология. Дедукция – вывод от общего к частному. Идукция – вывод от частного к общему. Анология – на основе сходства обьектов по одним признакам, пологать о сходстве по другим признакам.

Факт – достоверное положение дел в действительности.

Теория – система обобщённого знания о существующих закономерностях в действительности.

30. Развитие и прогресс

Развитие – это направленное движение, изменение; единство прогресса и регресса. Изменение характеризует любые явления действительности. Развитие выделяет такие изменения, которые связаны с обновлением с/с, с ее внутр. изменением и превращениемв нечто новое. Для характеристики того или иного процесса, как развития требуются большие периоды времени, позволяющие судить об изменениях. В процессе развития последовательно сменяется уровень организ. с/с.

Прогресс – это развитие объекта от низшего к высшему. Объект рассматривается как с/с. Понятие прогресса соотносится с понятием регресса. Прогресс связан с повышением уровня организации с/с.  Развитие объекта нельзя понимать как сугубо прогрессивное или регрессивное, тк эти два понятия сплетены воедино. Соотношение этих двух процессов определ. направленность развития. Маркс: «постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения»

Энгельс: «каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях».

Направленность: многонаправленность (реальные процессы развития природных и социальных явлений); однонаправленность (никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе)

Прогресс и регресс сложным образом переплетены, живое единство.

Диалектическая взаимосвязь прогресса и регресса обуславливает сложные, часто неожиданные, не поддающиеся однозначным оценкам результаты развития систем.

Расцвет нередко чреват деградацией, а упадок может оказаться периодом накопления каких то высших потенций.

31. Единство чувственного и рационального в познании

2 точки зрения в вопросе о роли чувств. и рац. в познании. СЕНСУАЛИЗМ (решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств) и РАЦИОНАЛИЗМ (для них истины не выводимы и берутся из мышления). Вообще любое знание есть единство 2ух противоположных моментов.     ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (осуществляется посредством органов чувств, которые явл.единственными вратами, через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире.  Осуществл. это на основе ощущения {отражение в сознании чел-ка отдельных свойств предметов и явлений. Зрительные, слховые, вкусовые}, восприятия {целостный образ предмета} и представления {обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимается в данный момент. Сюда относ.образы памяти и воображения. ОТСУТСТВУЕТ НЕПОСРЕДСТВ.СВЯЗЬ С РЕАЛЬНЫМ ОБЪЕКТОМ. Это обычно нечеткий образ предмета}. Для чувств. познания характерно отражение внешного мира в наглядной форме, наличие связи человека с реальной действительностью.)          РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (Наиболее полно выажено в мышлении. Мышление- осуществимый в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности. Мышление чел-ка не явл. чисто природным свойством. ДВА УРОВНЯ МЫШЛЕНИЯ – рассудок и разум. РАСУДОК {исходный уровень мышления, так называемый здравый смысл. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли. Главная фугкция рассудка – РАСЧЛЕНЕНИЕ И ИСЧИСЛЕНИЕ. Мышление в целом невозможно без рассудка.} РАЗУМ {высший уровень рац.познания. Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления причин изучаемых явлений.} Процесс ращвития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.)

В реальном познании рационализм и сенсуализм находятся в едином взаимодействии, в котором обнаружив. 2 типа деятельности:  практическая деятельность и теоретическая деятельность(один из видов умственного труда).  В этих 2ух видах деятельности виден контакт практической деятельности, мышления и органов чувств.

32. Истина и практика.

Результатом процесс познания является истина. Знание, соответствующее действительности называвется истиной. По своему содержанию истина обьективна, так как она не зависит от познающего её субъекта. По форме она субьективна, так как вне сознания её не существует. Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называется неполное, приближённое знание, которое достигается в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание которой не может быть изменено в процессе дальнейшего познания.

В филосовской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека даёт главные аргументы для филосовского спора с агностицизмом. Практика – это целенаправленная деятельность по преобразованию действительности.

34.Природа и общество

Природа – совокупность естественных условий существования человека и общества.

Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности. Диалектика взаимодействия природы и общества такова что по мере развития общества, его непосредственная зависимость от общества, уменьшается, а опосредственная увеличивается. Познавая законы природы, человек увеличивает власть над ней; вместе с тем общество, в ходе своего развития вступает в более широкий контакт с природой.

В античной философии человек и природа были неразделенными. Сейчас изучается взаимодействие природы на общество и общества на природу. Существует понятие ноосфера, кот. введено Вернадским и которое обозначает сферу взаимодействия природы и общества, где разум определяет развитие. Главная цель концепции ноосферы – определить принципы достижения гармоничных отношений между природой и обществом. Некоторый философы считают что именно природе принадлежит решающая роль в развитии общества. Такая позиция – географический детерминизм. Французские просветители 18 века. Сегодня человечество переживает величайший кризис из всех. что были в истории. Глобальные проблемы. Одной из первых глобальных проблем является именно экологический кризис и угрозы экологической катострофы.

Мальтузианство – доктрина динамики населения согласно которой рост населения регулируетсчя «естественными ограничителями», такими как голод, войны.

35. Глобальные проблемы современности.

Особенность современного этапа исторического развития –усиление процессов глобализации. Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человека процессов. К середине 20 – го века развитие человеческих цивилизаций стало сталкиваться с нарастающим кругом проблем поставивших под угрозу дальнейший прогресс и само существование человечества. Гловальный масштаб этих проблем определяется двумя главными обстоятельствами:

1) Разрушение локальных границ и вовлечение во всеобщее взаимодействие стран и народов с очень разными уровнями общественного развития

2) Противоречие между производственными и потребительскими возможностями человека и разрушительное его воздействие на природу.

Проблемы:

1. Угроза новой мировой войны с использованием оружия массового уничтожения.

2. всемирный экологический кризис

3. Проблема «Север-Юг» - проблема увеличивающегося разрыва между уровнем развития и богатством стран индустриального мира и отсталостью и бедностью стран остального мира.

4. Гуманитарный кризис – распространение наркомании. СПИДа, драугих заболеваний.

5. Проблема международного терроризма.

38. Единство и многообразие мировой истории. Смысел истории.

Формация – это ряд последовательных ступеней, сменяющих друг друга. Формационный подход подрузамевает стадиальность общественного развития. Это признавал Энгельс, но впервые понятие формации появилось в работах Маркса. Смена одной формации на другую происходит в результате конфликта производственных отношений.

Цивилизационная теория, противостоит стадиальному (формационному) подходу к общественному развитию. Эту теорию выдвинул Тоинби. Человечество развитивается не поступательно, а "по кругу". Каждый этнос (или цивилизация, или культура) проходит определенный цикл развития и угасает. Его место занимают более молодые цивилизации, проходящие те же циклы развития. Несмотря на то, что авторы цивилизационных концепций выделяют определенные стадии развития каждой цивилизации, человечество в целом фактически не может развиваться - ведь каждая цивилизация движется по кругу.

Теория локальных цивилизаций – Шпенглер. Локальные цивилизации – это сообщества людей, отличающихся неповторимым своеобразием духовной и материальной культуры, имеющие определённый исторический период существования и занимающие определённое географическое пр-во.  Локальные цивилизации были отдалены друг от друга, поэтому и назывались Локальными. Но несмотря на длительные периоды внутренний изоляции все локальные цивилизации вступили в соприкосновение друг с другом. И это вызывало конфликты и поэтому образовались Империи. Римская империя, монгольская империя и проч и проч

39. Проблема человека в философии

Философская антропология – это раздел философии, который занимается изучением человека, его природы и сущности.

Человек – понятие которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные)

Индивид – термин, обозначающий отдельного человека.

Личность – понятие обозначаюцее человека как представителя общества.

Индивидуальность – понятие выражающее неповторимое своеобразие человека.

Природа человека – биологический фактор, социальный фактор, духовный фактор.

В античной философии  - человек как часть космоса.

Христианство – человек – это дух и тело.

Аквинский – человек – промежуточное между ангелами и животными.

Средневековый образ – теоцентричен – человек верит в Бога.

Новое время – человек – это прежде всего его духовная сущность. Образ человека антропоцентричен.

По марксу человек мыслится как существо рациональное.

40. Личность и общество. Проблемы смысла жизни.

Личность – понятие обозначающее человека как представителя общества. Личность выражает сущность человека. Это субьект действительности, имеющий сознание, самосознание. мировоззрение, осмыслевающий свои социальные функции.

Общество – система отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаиможействии людей, общество это процесс взаимодействия людей, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Анализ общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человека. Личность может рассматриваться как продукт общества.

Роль личности в истории

1. Идея фатализма – все заранее предопределено и личность не может повлиять на историю

2. Волюнтаристы – те философы которые утверждают что сознание и воля людей, в первую очередь великих личностей, творят историю.

Личность – историческое явление. Т.е. конкретная эпоха порождает специфический социальный тип личности.

3 подхода к пониманию смысла жизни:

1. Субьективный идеализм – жизнь – средство реализации 2. обьективный (индия) – уход от мира

3. материалистический – преобразование мира. 

16. Декарт и Спиноза

ДЕКАРТ

1. создание аналитической геометрии

2.основной закон оптики

3. рефлекс

МЕТОДОЛОГИЯ И ГНЕСЕОЛОГИЯ ДЕКАРТА:

Основной методологический принцип Декарта - сомнение Мы должны сомневаться в познании наших чувств, ибо они нас обманывают. Палка, опущенная в банку с водой, кажется нам сломанной, но это не так. Декарт пытается найти такое основание нашего познания, в котором бы мы не сомневались. ЕДИНСТВЕННОЕ, В ЧЕМ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ СОМНЕВАТЬСЯ В СПОСОБНОСТИ К СОМНЕНИЮ (НАЛИЧИЕ САМОСОЗНАНИЯ). Основным преимуществом философии становится принцип «я мыслю => я существую» Декарт становится сторонником теории врожденных идей. Критерии истинности: ясность, очевидность, простота. Все остальные высказывания о мире мы выводим из этих идей путем гипотетико-дедуктивного метода(метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно) Декарт перенес  методологию геометрии на все сознание.

ОНТОЛОГИЯ ДЕКАРТА. В своей онтологии Декарт занимает позицию дуализма (есть философ.категория, которая абсолютизирует существование двух независимых друг от друга параллельных субстанций) 2 субстанции (1-протяженное, но не мыслящее = материя, 2-мыслящее, но не протяженное = сознание)  В рамках анализа протяженной субстанции Декарт вводит принцип детерминизма (причинности), вводит понятие закона природы. Дуализм Декарта породил в науке проблему психофизического параллелинизма. Суть проблемы в идеи, как у нас соединяются идеальное и материальное. Декарт вынужден был ввести в свою концепцию идею бога. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА:  формула ценности Декарта по Гегелю: философия по Гегелю должна быть эпохой схваченной жизни.Философия Декарта  схватила эпоху классицизма. Симметрия - главный смыл. Критерий истинности по Декарту - схватить дух эпохи.

СПИНОЗА. Голландский философ. Основной труд «этика» опубликован после смерти. Этика - это онтология, теория познания. По Спинозе, весь мир можно разбить на 3 уровня бытия:

1.субстанция - природа (Спиноза отождествляет ее с богом) это пантеизм. ПАНТЕИЗМ - это философское направление, которое абсолютизирует тождество природы от бога. Бог явл. причиной самоё себя, т.е. возникает природа самрокритичности. Пантизм близок к реализму у Спинозы.     2. атрибуты (то, без чего объект сущ.неможет. Это протяженность и мышление)

3. общие вещи и явления (человек,по Спинозе, - это всего лишь модус субстанций. Свобода – это осознанная необходимость. Чел-к не может быть авбсол. свободным. Бремя страстей человеческих мешает нам обрести свободу)

41. Сущность психологической теории З. Фрейда.
Ранее философы подчёркивали только значение разума и сознания в жизни человека и общества. Иррационалистический переворот в науке состоял в том, что А.Шопенгауэр обратил внимание учёных на роль бессознательного в поведении человека. К
бессознательному относятся инстинкты, интуиция, воля, чувства. По мнению Фрейда, сознание – это только верхушка айсберга, под которой скрывается бессознательное - огромная подводная часть айсберга, которая оказывает огромное влияние на поведение человека. Это было восстание против разума. Подсознание напоминает котёл, который вырабатывает много сексуальной и агрессивной энергии, она требует выхода, иначе котёл может взорваться и наступит болезнь в форме невроза. В процессе беспрепятственного выхода энергии человек освобождается от напряжённости и испытывает кратковременное состояние блаженства. Фрейд выделил два инстинкта – инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос. Инстинкт жизни включает в себя голод, жажду, секс. Либидо (от латинского «хотеть» или «желать») – это форма психической энергии. Инстинкты смерти могут быть направлены как вовнутрь в форме самоубийства, так и вовне в форме ненависти и агрессии. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть», то есть людям присуще стремление к смерти, этот аспект теории Фрейда является спорным. Фрейду пришлось лечить солдат в госпитале во время первой мировой войны. Этих солдат на войне приучили убивать, поэтому после службы они получили склонность к убийству или самоубийству. Личность включает три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Ид - это инстинктивное ядро личности. Ид требует удовлетворять инстинкты немедленно. Ид можно сравнить со слепым королём. Если человек не может беспрепятственно удовлетворить свои инстинкты, то ид начинает формировать психические образы желаемого объекта через сновидения, галлюцинации, непристойные анекдоты или оговорки в процессе речи. Все эти симптомы говорят о том, что котёл бессознательного у человека просто кипит. С другой стороны, «низкая температура» котла приводит к тому, что человек имеет слабые страсти и не сумеет ничего добиться в этой жизни. Эго включает рациональную часть личности. Задача эго – это составление реального плана действия в соответствии с ограничениями внешнего мира, чтобы удовлетворить требования ид с одной стороны, и обеспечить свою безопасность с другой стороны. Суперэго – это моральная сторона личности, которая приобретается в процессе социализации, т. е. обучения. Суперэго состоит из совести и идеалов, которые препятствуют немедленному удовлетворению инстинктов. Мораль и социальные нормы называют условия, время и место удовлетворения инстинктов. Ребёнок начинает различать «что такое хорошо и что такое плохо» в возрасте от 3 до 5 лет. Если желания человека противоречат нормам морали, то человек пытается подавить эти желания, забыть, вытеснить их в область бессознательного. В результате противоречия между инстинктами и требованиями морали возникает тревога. Чтобы от неё избавиться эго возводит защитные механизмы, которые представляют собой отрицание или искажение реальности. Например, смертельно больной человек начинает отрицать неминуемость смерти. Наказанный строгим отцом, сын пинает собачку. Неподготовленный к сдаче экзамена студент возлагает всю вину за неудовлетворительную отметку на профессора. Отвергнутый возлюбленный утешает себя тем, что его бывшая подружка совершенно непривлекательна. Взрослый человек начинает «ребячиться» с целью избавиться от проблем и вернуть счастливое детство. Главный способ избавиться от тревоги – это сублимация, то есть безопасный выход энергии по другим каналам. Человек может выплеснуть свою агрессию с помощью занятия силовыми видами спорта – боксом, борьбой или тяжёлой атлетикой, с помощью приобретения профессии солдата в горячей точке. Женщина с садистскими наклонностями может стать хирургом или автором первоклассных криминальных романов. Человек может отвести лишнюю энергию через такие каналы как занятие искусством, наукой или политикой. Нервный и страстный темперамент некоторых политиков, наподобие В.В.Жириновского и А.Гитлера, свидетельствует, что их «котёл» просто кипит. Если человек не умеет организовать сублимацию, то «котёл» может взорваться и наступает болезнь в форме невроза или истерии. Невроз проявляется в различных страхах, т. е. в фобиях.

11. Философия фанцузского просвещения

Эпоха просвещения – эпоха в развитии европейской культуры 18-1 четв.19вв. Эпоха носит интернациональный характер. Основные черты идеологического просвещения:

1. критика абсолютизма, сосл. деления общества, клерикализма (явл. культуры, связанное с вмешательством церкви в соц. и политич. жизнь общества. Клерикализму противоречит понятия секуляризации)

2. гл. идеал эпохи просвещения – идея прогресса и вера в нее.

3.вера в науку. Просвещение как гл.механизм развития науки.

4. трактовка чел-ка как равного самому себе сущ-ва (внеисторического).

Осн. фил. направлениями являлись деизм и материализм.

Деизм – фил. наука, которая абсолютизирует Бога как первоначало мира, в дальнейшем равивающ. по своим собственным правилам (Вольтер, Руссо)

Материализм – фил.наука, которая абсолютизирует первичность материи и вторичность сознания (Ламитри, Гольбах, Дидро, Гельвеций)

Просветители по соц-политич. воззрениям делились на консерваторов (Монтескье), радикалов (Руссо), умеренные (фр.материалисты)

12.Кант

Кант – представитель классической немецкой философии (последняя треть 18 века).

Докритический период (естественно-научные работы)

Критический

«Естественная теория – история неба» - образование солнечной системы из пылевой туманности.

Вывод: о закономерностях строения и материального единства мира.

«О приливном трении» - 3 вида измерений: периодичность приливов и отливов, скорость вращения земли, фазы луны по отношению к земле.

Философский вывод: Сами по себе эмпирические данные для познания недостаточны, мы должны их обрабатывать с помощью разума.

Критический – по названию 3 основных философских работ Канта:

«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений»

Критика - анализ возможностей.

Две крайности в теоретическом познании: догматизм, релятивизм.

Догматизм – философское направление, абсолютизирующее роль абсолютных истин в познании.

Релятивизм – абсолютизирует роль относительных истин в познании.

Кант пытался найти третий путь – выяснить истинные возможности нашего разума.

Вопросы Канта: Что мы можем знать, на что мы можем надеяться, во что мы можем верить, что такое человек.

Основной философский принцип – априоризм (до опыта). Наше познание мира начинаться должно с опыта. В опыте мы получаем с помощью чувств содержание нашего знания, которое мы должны встречать (синтезировать) готовыми (врождёнными, априорными) формами чувственности и рассудка. Этим Кант отличался от Декарта (по Декарту нам врожденно и содержится). Однако в чувственном опыте, мы можем познать объект только до определённого предела как явление. Что является источником наших ощущений? Кант вводит понятие вещь в себе – сущность вещи (умозрительное понятие, без него нам не построить целостную картину мира) «Вещь в себе» не познаваема, однако, на этом основании Канта причисляли к агностикам, но сам Кант себя агностиком не считал, он верит в науку, но не слепо.

Априорные формы чувственности по Канту: пространство, время.

Единство чувственного и рационального в познании. Это единство достигается с помощью априорных категорий нашего рассудка, которыми мы встречаем потоки ощущений.

4 группы категорий: качество, количество, отношения, модальности    

Учения об антиномиях чистого разума.

Антиномии – взаимоисключаемые, равнодоказуемые высказывания.

«Мир ограничен в пространстве и времени, поскольку любой материальный объект конечен» - «Мир бесконечен в пространстве и времени».

Учение об антиномиях – на уровне разума как высшая познавательная способность человека.

Социальная философия Канта.

Кант выступал как гуманист.

Человек должен всегда быть целью, но никогда средством. Этому должно быть подчинено всё.

«Этика Канта»: понятия легальности и моральности.

Легальность – действия на основе чувства долга (отношение врача, честность торговца)

Это ещё не мораль, так как мы не знаем истин моментов.

Моральность – априорность (доопытная форма сознания).

«Категорический императив» - нравственный закон – поступай так, чтобы принципы твоего поведения могли стать основой для всеобщего законодательства (поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе).

Парадокс садомазохизма.

Заслуга Канта: высоко поднимает планку моральных требований.

 

7. Номинализм и реализм. Особенности средневековой схоластики

Осн.направления философии-номинализм и реализм(их спор вокруг соотношения отдельного и общего). Реализм -это философское направление, которое абсолютизирует реальность общих понятий. Все же отдельное - это иллюзия наших чувств. Номинализм – это филос. направление, которое абсолютизирует реальность отдельных вещей  явлений. Все же общее есть только имя. Христианская церковь оценила крайние формы того и другого, как ересь,тк они противоречили основному христ.догмату (догмат троицы - бог един. Но он сущ.в 3ех ипостасиях, бог отец, бог сын, бог святой дух) Общее реально сущ в отдельном, отдельное же обретает реальность только в общем. Нельзя разрывать реальное и общее. Проблема рационализации веры.

Схоластика (с греч.»школьная ученость»). Форма сущ.схоластики - публичный диспут. Ничего нового о природе и обществе ученые-схоласты изобретать не должны были, тк все истинные высказывания и мире даны в слове божьем. Философы-схоласты должны были доказать, что выносимые на публичный диспут положения не противоречат священному писанию и учению отцов церкви. Если это им не удавалось, то их обвиняли в ереси. ЧТО УДАЛОСЬ:

- разработать теорию объединения понятий

- теорию доказательств

- гипотетико-дедуктивный метод

- учение о правилах вывода формальной логики

- создание учебника логики в 3ех томах

36. Философские основания построения теоретической модели общества.

Общество - обособлившаяся от материального мира часть, выделилась из природы. Специфика философского подхода заключается в том, что философия изучает не отдельные элементы общественной жизни, а изучает общества как целостную систему, стремится выделить общую логику всемирноисторического процесса. Общество - это сложная саморазвивающаяся система со своими внутренними закономерностями. Теоретическая модель общества - система тех исходных принципов, которыми руководствуются исследователи общества, чем бы они не занимались. Существует 3 подхода пониманию, объяснению и изучению общества : 1)натурализм(возникает в Новое Время в борьбе с теологией), 2)идеалистические модели(признается решающая роль общественного сознания по отношению к общественному бытию), 3)материалистические(решающую роль играют факторы не духовного, а материального порядка(производственные силы, производственные отношения). Исторические типы. Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и все

человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Он полагал, что историю делают люди, но вместе с тем в ней осуществляется некоторая объективная логика. Гегель выделял три исторических типа общества: восточный мир, античность, германский мир. К. Маркс: метод исследования общества как социального организма, развитие которого совершается закономерно, как и развитие природных органических систем. Развитие человечества представляет собою естественно-исторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества К. Марксу принадлежит заслуга открытия и разработки методологии исследования истории как закономерного процесса развития и перехода от одного типа общества к другому. Первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение исторического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций.

Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества,

взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с

присущими ему объективными законами.

37. Структура общественного сознания.

Общественное сознание является сложным образованием, включающим в себя разнообразные взаимодействия друг с другом, взаимосвязанные элементы.

В структуре общественного сознания выделяют следующие уровни:

- Обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей как эмпирическое отражение внешней стороны действительности. Теоретическое сознание – отражение её существенных связей и закономерностей, находит своё выражение в науке и других формах сознания.

- Общественная психология и идеология. Общественная психология – уровень общественного сознания, формирующийся в процессе повседневной практической деятельности, характеризующий психологический облик и выражающий интересы различных социальных групп. Идеология – сложное духовное образование, включающее в себя определённую теоретическую основу, вытекающие

из неё программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах – создаётся идеологами, социальными мыслителями,

политиками.

Существуют следующие формы общественного сознания:

1)     Политическая идеология

2)     Правосознание

3)     Мораль

4)     Религия

5)     Искусство

6)     Наука

7)     Философия.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного

освоения действительности. Они различаются по:

· Предмету отражения. Политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти, религиозное сознание принимает форму зависимости человека от неземных, сверхъестественных сил.

· Формам отражения. Наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, искусство – в форме художественных образов, религия – в форме церковных догматов, мораль – в форме нравственных чувств и норм, ценностей, идеалов.

· Особенностям своего развития. В науке осуществляется прогресс познания, в искусстве главным является понимание эстетических критериев.

· Выполняемым социальным функциям – практические различия. Наука имеет познавательную и практическую функции, искусство – познавательную, идеологическую (воспитательную) и эстетическую функции.

Все формы по выполняемым ими социальным функциям делятся на 2 вида:

· 1 вид – политическое сознание, право и мораль, которые связаны с регулированием человеческих отношений -–выступают как формы духовно-практического освоения социальной действительности.

· 2 вид – наука, искусство, философия, которые представляют собой формы духовного и духовно – практического освоения действительности.

· Промежуточное место занимает религия, так как предстаёт и как форма мировоззрения, и как регулятор общественных отношений.

Формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникают друг в друга и влияют друг на друга




1. Введение Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов
2. Науково-методична та науково-дослідна робота викладачів
3. Об образовании ориентируют его на свободное развитие человека на творческую инициативу самостоятельн
4.  Мои фантазии. Посвящается женщине научившей меня любить шепот струн на пальцах рук
5. Проектирование локальной вычислительной сети с применением структурированной кабельной системы
6. История биржи
7. Тема 6. Управління активами Теоретичні засади Оборотні активи оборотний капітал включають такі елементи
8. Реферат- Пищевые цепи моря
9. Тема- Система управління безпекою та захистом у надзвичайних ситуаціях НС в закладах освіти
10. колыбель Москвы
11. Моделирование газофазных процессов, протекающих при гетерогеннокаталитическом восстановлении оксидов азота
12. Теоретические основы планирования и финансирования расходов на здравоохранение 1
13. субъектной модели
14.  Психологически подготовьте пациента
15. готівка гроші поза банками М1 М0 А нестрокові рахунки депозити М2 М1 строкові невеликі рахунки М3 М2
16. Деятельность пресс-служб политический партий
17. СТАРОДАВНЯ ІСТОРІЯ УКРАЇНИ
18. тематичних наук Харків 2000 Дисертацією є рукопис
19. на тему- Операция при пупочной грыже у поросенка.
20. Бестужев Михаил Александрович