Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Архитектурное проектирование для группы специальностей по направлению Архитектура РостовнаДону

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

А.А. Шаталов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для самостоятельной работы при выполнении курсовой работы №5 по дисциплине «Архитектурное проектирование» для группы специальностей по направлению «Архитектура»

Ростов-на-Дону

2008

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для самостоятельной работы при выполнении курсовой работы №5 по дисциплине «Архитектурное проектирование» для группы специальностей по направлению «Архитектура»

Рекомендовано учебно-методическим советом ИАРХИ ЮФУ

На обложке: арх. Карло Фонтана, разрез собора Св. Марии дель Фьоре, Флоренция. Конструкция купола – арх. Ф. Брунеллески.

УДК 378+72

Шаталов А. А. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы при выполнении курсовой работы №5 по дисциплине «Архитектурное проектирование» для группы специальностей по направлению «Архитектура» – Ростов н/Д: Институт Архитектуры и Искусства Южного Федерального Университета, 2008. - 40 с., илл. в тексте

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса специальности 290100 «Архитектура» и содержат теоретические положения и графические материалы, необходимые для выполнения курсовой работы № 5 «Фасад или разрез архитектурного сооружения и его анализ». Сведения, содержащиеся в учебно-методическом пособии, могут быть полезны студентам других специальностей, изучающих основы теории и истории архитектуры и архитектурной  композиции, а также в процессе довузовского архитектурно-художественного образования.

Рецензенты:   

Зав. кафедрой архитектуры и градостроительства РГСУ, канд.арх., доктор философских наук, профессор Лазарев А.Г.

Доц. каф. АЖОЗ ИАРХИ ЮФУ, канд. арх. Горгорова Ю.В.

  •  ИАрхИ  ЮФУ, 2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………5

1. КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ……………………………………….......6

1.1. Поиск литературных материалов для

выполнения работы………………………………………...6

1.2. Подготовка исторической справки…………….7

1.3. Методы композиционного анализа………........7

1.4. Выявление симметрии или дисимметрии……..8

1.5. Силуэт сооружения. Массивность и пространственность………………………………………10

1.6. Выявление ритмических

и метрических рядов……………………………….11

1.7. Выявление геометрии формообразующих объемов и пространств………………………………………………..13

1.8. Пропорциональный анализ и поиск

отношений «золотого сечения»………………………….14

1.9. Анализ линейных мер, использованных при назначении размеров памятника архитектуры…………18

1.10. Графическое оформление работы………….25

2. ОТМЫВКА ФАСАДА  ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ…………………………………………29

Приложение 1. Литература для поиска

текстовых и графических материалов ………………34

Приложение 2. Краткий словарь терминов

русской архитектурной традиции………………………34

Рекомендуемая литература………………………39

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа № 5 «Фасад или разрез архитектурного сооружения и его анализ» состоит из 2 листов: листа 1 «Композиционный анализ архитектурного объекта» и листа 2 «Фасад или разрез памятника архитектуры» с выполнением его в технике отмывки.

Целями курсовой работы № 5 являются изучение закономерностей построения архитектурного объекта и совершенствование техники  тоновой графической передачи его особенностей в отмывке, получение знаний о  мировом и отечественном архитектурном наследии, развитие художественного видения и вкуса.

Задачами курсовой работы №5 являются:

- овладение методикой композиционного анализа архитектурного сооружения и архитектурной среды;

- изучение пропорционального строя архитектурного памятника, его тектонических особенностей и метроритмических закономерностей;  

- развитие графических навыков и знаний о разновидностях архитектурного чертежа, совершенствование техники отмывки и понимания ее возможностей в выявлении пластических особенностей объемно-пространственного решения.

1.  КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

1.1. Поиск литературных материалов для выполнения работы

Выбираемый для композиционного анализа архитектурный объект должен иметь признанную архитектурную и историческую ценность. Обычно студенту предлагается подобрать памятник архитектуры, являющийся частью национального архитектурного наследия. Как правило, это храм (более значимых и эстетически ценных построек в древности не создавалось). По согласованию с преподавателем может быть выбран и другой объект,  обладающий высоким архитектурным качеством и методически целесообразный. Для выполняемой работы необходимо наличие исторической информации о памятнике, его общий вид, и нескольких полноценных  чертежей (фасады,  план, разрезы, архитектурные детали). К сожалению, даже наиболее серьезные монографии редко могут обеспечить весь объем необходимой информации по одному объекту. Мы рекомендуем несколько изданий с наиболее полной информацией (см. приложение 1).

1.2. Подготовка исторической справки

После того, как объект для выполнения работы утвержден преподавателем, можно переходить к составлению исторической справки-аннотации. Она  должна в кратком виде (10-12 предложений) излагать основные исторические, географические и архитектурно-строительные сведения, относящиеся к анализируемому памятнику: его полное название, место строительства, год или век строительства, историю создания, включая посвящение памятника какому-либо историческому событию, композиционно-художественную характеристику сооружения и его природного или архитектурно-градостроительного контекста, условия восприятия. Текст исторической справки необходимо согласовать с преподавателем.

1.3. Методы композиционного анализа

Кроме исторической справки, на листе в графической форме должны быть представлены результаты композиционного анализа, выявляющие:

  •  симметрию или дисимметрию, свойственные памятнику;
  •  силуэт памятника;
  •  ритмические и (или) метрические ряды;
  •  «массивность» и «пространственность»;
  •  пропорциональные соотношения его частей, в том числе построения на основе «золотого сечения»;
  •  характеристики его «массивности» и «пространственности»;
  •  геометрические характеристики объемов и пространств;
  •  исторические линейные меры.

По согласованию с преподавателем может быть проведен анализ нюансных и контрастных отношений, определение доминанты и т.п. Для выполнения аналитических работ необходимо заготовить несколько (2-3) ксерокопий с чертежей, приводимых в источнике. Сначала эти работы  производятся начерно, карандашом, с выполнением необходимых аналитических построений поверх ксерокопированных изображений.

1.4. Выявление симметрии или дисимметрии

Относительно несложный вид анализа, заключающийся в выявлении осей зеркальной симметрии или центров ее поворотной разновидности (см. [12, 14]).. Он может быть выполнен для фасадов, планов или разрезов. В случае, когда объект симметричен «в массах» (своих основных частях) и не симметричен в некоторых  деталях, принято говорить о «дисимметрии». Фиксация этого типа анализа выполняется нанесением штрих-пунктирных линий, соответствующих осям зеркальной симметрии либо углам поворотной (рис. 1, а-в).

          Рис. 1.  

            а - симметрия разреза церкви Покрова на Нерли

            б - дисимметричное решение фасада Софийского собора  в Киеве. Фигурными скобками отмечены фрагменты, содержащие несимметричные детали

            в - пример поворотной симметрии

            г - фиксация силуэта. Церковь Покрова на Нерли

            д - массивность и пространственность. Условное изображение

1.5. Силуэт сооружения. Массивность и пространственность

Также несложные виды анализа, однако следует иметь в виду, что силуэт относится к числу наиболее важных характеристик восприятия. В этом случае

важно не столько обвести здание по контуру, сколько обратить внимание на особенности движения силуэтной линии, ее характерные точки, спады и подъемы. Графическая фиксация может быть выполнена путем заливки и (или)  нанесения утолщенной линии (рис.1, г).

Анализ массивность-пространственность предполагает выявление тех материальных и пространственных (окна, двери, проемы в звонницах и т. п.) элементов, которые можно увидеть на каком-либо из фасадов анализируемого сооружения. Условный пример этого вида анализа представлен на рис. 1, д.

1.6. Выявление ритмических и метрических рядов

Напомним, что метрическими называются ряды, образуемые повтором одинаковых элементов на одинаковом расстоянии, а ритмическими – ряды, в которых происходит закономерное изменение элементов и расстояний (подробнее см., например, [12]). По отношению к выполняемой работе это означает, что необходимо обнаружить некоторые членения наружной или внутренней структуры сооружения, расстояния между которыми меняются соответственно метрическому или ритмическому правилу. Подобные закономерности необходимо выявить не только на фасадах, но и на планах и разрезах сооружения. Результаты оформляются выносными и размерными линиями, но вместо фактических размеров используют малые буквы латинского алфавита, при необходимости снабженные числовыми индексами (рис. 2, а).

        Рис. 2.

           а - выявление метрических и ритмических свойств  

           на примере фасада и плана Софийского собора в Киеве

           б - схема формообразующих элементов внешнего объема

1.7. Выявление геометрии формообразующих объемов и пространств

Внешняя форма любого архитектурного сооружения с определенной степенью точности может быть представлена как совокупность геометрических тел. Этот вид анализа предполагает выявление подобных тел и их изображение в изометрической или перспективной проекции (см. рис.  2, б). Если в качестве объекта анализа был выбран храм восточной православной традиции, то, как правило, основной объем (четверик) может быть представлен в виде призмы, барабан – как цилиндр, глава – в виде полушария или его соединения с конусом, шатровое покрытие – как пирамида, апсиды – как полуцилиндры, а конхи – в виде четвертей шара. Аналогично выполняется этот вид анализа и в случае других сооружений. Иногда бывает так, что внутреннее пространство объекта по форме и размеру заметно отличается от его внешнего объема. В подобных случаях желательно выполнение этой разновидности анализа и для внутреннего пространства (см. [2, 3, 12]).

1.8. Пропорциональный анализ

и поиск отношений «золотого сечения»

Термин «пропорция» используют в нескольких смыслах:

а) числовое соотношение основных параметров формы (длины, ширины, высоты);

б) равенство отношений количественной меры (принцип   геометрического  подобия).

В случае (а) примером могут служить рекомендации  итальянского архитектора А. Палладио (XVI в.), которые определяли  отношение длины комнаты к ее ширине и высоте [5]. Пример случая (б) представлен на рис. 3, а – это пропорционирование фасада башни архитектора Л. Б. Альберти, выражающее собой основной принцип подобия: шесть портиков башни имеют квадратные пропорции, но размеры их убывают по высоте. Другим распространенным случаем реализации метода подобия является триангуляция – решение фасада на основе подобных треугольников (рис. 3, б).

«Золотое сечение» - наиболее интересная и часто встречающаяся разновидность пропорциональных отношений. Эта пропорция, известная как минимум еще пифагорейской геометрической школе, возникает в результате такого деления отрезка, при котором длина его

      

Рис. 3. Примеры пропорционирования фасадов зданий:

           а - на основе квадрата (башня, арх. Альберти)

           б - на основе треугольника (Софийский собор в Киеве)

          

меньшей части относится к длине большей так же, как длина большей части ко всей длине (см. рис. 4, а).

Если составить и решить соответствующее уравнение, то полученный результат будет равен 0.618… (исходная длина отрезка принимается за 1), при этом обратная дробь равна 1. 618…,  что связано с исходными условиями задачи о делении отрезка. В пропорциях сооружений нередко встречаются «золотые цепочки» - последовательности имеющих общие конечные точки размерных отрезков (см. рис. 4, б), в которых каждый предыдущий отрезок относится к последующему в пропорции золотого сечения. Поиск золотого сечения в исследуемом объекте можно вести с использованием графических построений (рис. 4, в), или при помощи замеров, выполненных в масштабе чертежа и калькулятора. Значения порядка 0.61 – 0.63 считаются достаточно точными для заключения о наличии золотого сечения. Некоторое упрощение в замерах может быть получено при учете свойств аддитивного ряда, носящего имя итальянского математика Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, ….  Нетрудно увидеть, что каждый последующий член ряда является суммой двух предыдущих. Замечательным свойством этого ряда является все большее приближение отношения двух его соседних членов к золотому сечению при увеличении их

Рис. 4. Золотое сечение:

            а - пропорция золотого сечения как результат задачи  деления отрезка

            б - "золотая цепочка"

            в - геометрический способ деления отрезка в отношении  золотого сечения

            г - схема трафарета для нахождения золотого сечения.

номеров в ряду, причем весьма точным оказывается уже значение 13:21,  равное 0.619… . Таким образом, для нахождения золотого сечения можно заготовить на кальке чертеж, подобный изображенному на рис. 4, г. В силу подобия треугольников, все отрезки,  параллельные АС,  разделены в отношении 13:21=0.619... Для обозначения длин отрезков, находящихся в отношении золотого сечения, принято использовать латинские буквы M и m («Мажор» и «минор», что означает «большой» и «малый»), а в случае цепочек – индексированную последовательность m1, m2, m3, m 4 ,m n.  Некоторые сведения, касающиеся взаимосвязи золотого сечения и традиционных линейных мер, приводятся в разделе 1.9.

1.9. Анализ линейных мер, использованных при назначении размеров памятника архитектуры

Понятие метрологии и развитие систем линейных мер. Этот тип анализа несколько сложнее предыдущих, он требует широких знаний и определенного опыта. В курсовой работе он будет выполняться по упрощенной схеме, однако даже в этом случае необходимо получить соответствующую информацию. Слово "метрология" происходит от греческих слов "метрон" (мера) и "логос" (наука), ее задачей является изучение различных, в том числе линейных мер в их историческом развитии. Как система знаний, метрология зародилась в глубокой древности.  Часто для назначения мер использовались размеры частей человеческого тела ("палец", "ладонь", "локоть", "стопа", "сажень" – см. рис. 5,а) - вспомним известное высказывание Витрувия: "Человек - мера всех вещей" (см. [7,10,13]). В результате торговых и других контактов между различными странами и народами некоторые меры и мерные системы распространялись очень широко. Например, многие системы измерений стран Средиземноморья сложились под влиянием вавилонской системы. К настоящему времени в мире получили наибольшее распространение две системы линейных мер: метрическая и футо-дюймовая.

Метрическая система, созданная во Франции в 1790 г., в своей основе имеет 1/40 000 000 часть длины парижского меридиана. С 1875 г.  эта система была принята и в России. К настоящему времени, в связи с возрастанием научно-технических  потребностей принято более точное определение  метра, основанное на достижениях современной оптики.

Футо-дюймовая система, имеет более традиционный характер (англ. foot означает "ступня") и распространена главным образом в англоязычных странах - Великобритании, США и других.  

Рис. 5.  Линейные меры и их применение в памятниках архитектуры:

           а - связь исторических мер с размерами человеческого (мерная сажень, пядь, локоть, фут - все в мм)

           б - использование косой сажени в церкви Покрова на Нерли

           в - отношение высоты пирамиды Хеопса в футах (481') к «невидимой» (мыслимой) отметке 777' равно 0.619..., что всего на 0.001 отличается от величины золотого сечения

Выполнение метрологического анализа. При выявлении исторических линейных мер, использованных в памятнике архитектуры, рекомендуется опираться на принцип целочисленности. Это означает, что исходной гипотезой будет использование целых чисел при назначении строителем основных размеров сооружения. Наиболее значимым параметром здания в силу ряда историко-культурных условий обычно является высота здания, именно с нее мы рекомендуем начинать процесс выявления использованных линейных мер. В большинстве случаев студентами анализируются памятники русского храмового зодчества. В связи с этим необходимо отметить, что в православии канонизирован ряд из 7 целых чисел (1, 2, 3, 5, 7, 9, 13), символизирующих основные понятия христианской религии. Во многих случаях можно обнаружить, что назначение основных размеров использует эти сакрализованные значения. В частности, высоты храмов XI-XII веков часто кратны 13 саженям (см. раздел 2.9.3),  причем высота барабана с куполом составляет 5 таких саженей (см. раздел 2.8. о золотом сечении и ряде Фибоначчи). После  обнаружения кратности желательно получить подтверждение найденной меры на каком-либо другом значимом фрагменте памятника (см. пример на рис. 5, б).  Необходимо иметь в виду, что из-за процесса просадок, неточностей обмеров и погрешностей в чертежах (не говоря уже о погрешностях, связанных с выполнением замеров на мелкомасштабном чертеже) точность разрабатываемой мерной гипотезы относительна. Поэтому результаты, в которых полученное расхождение составляет 0.25 определяемой меры,  уже можно считать достаточно хорошими.

Следующий раздел посвящен краткой характеристике русских линейных мер в их историческом развитии.

       Русские исторические линейные меры и их системы. Линейные меры Древнерусского государства (X - начало XII вв.). Исследование метрологии этого периода затруднено по причине полного отсутствия письменных источников, специально посвященных единицам измерений. Ведущими оказываются косвенные сведения, в том числе полученные при обмерах памятников архитектуры. Можно говорить о применении в это время системы, основанной на принципе кратности двум:

а) пядь размером в 19 см;

б) локоть 38 см  (2 пяди);

в)  "прямая" или "простая" сажень 152 см (4 локтя или 8 пядей). Более точно размер прямой сажени определяется в 152,76 см.

На основании обмеров архитектурных памятников исследователи также делают выводы о применении саженей размером в 176,4 см (позже названной "мерной" или "маховой"), 249,46 см ("великая"),  216 см  ("косая"). Эта сажень равна диагонали квадрата со стороной 152 см (т. е. прямая сажень). Из более крупных единиц известна "верста".

Линейные меры Руси в период феодальной раздробленности (XII - XV вв.). Известно, что в это время складываются 2 различные системы мер: Новгородско-Псковская и Московско-Владимирско-Черниговская. Обе они основывались на "принципе удвоения" и состояли из пяди (иногда называемой "ногой"), локтя (иногда называемого "стопой") и сажени, причем соотношение единиц сохраняется - 1 сажень=4 локтя=8 пядей. Новгородско-Псковская система имела в основе пядь, равную 22-23 см, соответственно локоть 44-46 см и сажень 176-184 см.  Московско-Владимирско-Черниговская имела в основе "малую" пядь размером в 19 см, локоть 38 см, сажень 152 см.

Русские линейные меры XVI-XVII вв. В конце XV в.  на Руси появляется новая, заимствованная в процессе торговли с Турцией, мера - аршин, вскоре ставшая одной из основных и вытеснившая локоть. Система мер длины,

сложившаяся к началу XVIII в. ,  приобретает следующий вид (версты не приводятся):

1 вершок = 4.5 см;

1 четверть = 4 вершкам = 18 см;

1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам = 72 см;

1 сажень=3 аршинам=12 четвертям=48 вершкам=216 см (бывшая "косая", теперь называемая "государевой", "казенной" и др.)

Система линейных мер в России в XVIII-XIX вв. Расширение торговых и других отношений с Западной Европой вызвало внедрение в российскую мерную практику фута (foot) и производных от него единиц - дюйма (inch), линии (line) и точки (point), c дальнейшей корректировкой национальных русских мер для достижения их кратности вновь введенным. Указом 1835 г. официальная система российских линейных мер закреплена в следуюшем виде:

1 точка = 0.254 мм;

1 линия = 10 точек = 2.54 мм;

1 дюйм ( 1" ) = 10 линиям = 2.54 см;

1 фут = 12" = 30.48 см

1 вершок = 4.44 см;

1 четверть = 4 вершка = 17.77 см;

1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам = 28";

1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 213.36 см.

XX-XXI вв. Официальной системой мер в России с последней четверти XIX в. (1875) и до наших дней является метрическая система.

Более подробную информацию, относящуюся к истории развития русских линейных и других мер читатель может  получить, в частности, в источнике [8]. Кроме исторической метрологии, там же можно обнаружить сведения о других прикладных исторических науках.

1.10. Графическое оформление работы

Эскизная проработка композиции листа. Когда все виды анализа выполнены начерно, выполняется эскиз компоновки листа  в масштабе не менее 1:5 по отношению к его размеру. Заглавная надпись выполняется высотою около 20 мм (4 мм в эскизе), а историческая справка и вспомогательные надписи - высотою не более 5 мм (в масштабе эскиза 1мм). По согласованию с преподавателем, один чертеж может содержать в себе несколько различных видов анализа, однако в этом случае студенту необходимо использовать графические приемы, не препятствующие их четкому восприятию (цвет, толщины, заливки линий и т.п.). Необходимо иметь в виду, что с учетом выносных, размерных и других линий чертежи будут занимать больше места, чем кажется (иногда - в 1.5-2 раза). Допускается выполнять чертежи в разных масштабах изображения (не более 2-3). Каждому масштабу должна соответствовать масштабная шкала в метрах, приводимая ниже одного из чертежей. Когда эскизная проработка расположения чертежей на листе согласована, можно переходить к чистовому оформлению листа.   

Чистовое выполнение листа. По согласованию с преподавателем работа выполняется на листе А2 или планшете 550х750 мм.  Лист может быть оформлен с использованием наклеенных на него подоснов-ксерокопий, либо вычерчиванием чертежей. Допускаются любые графические приемы, способствующие наилучшему представлению проанализированного объекта.  Историческая справка выполняется узким архитектурным шрифтом (допускается выполнение исторической разновидностью шрифта), высотою не более 5мм, сопровождается ксерокопией общего вида памятника. Заголовок рекомендуется выполнять шрифтом, соответствующим времени и месту строительства.   Два чертежей разного масштаба должны быть снабжены условной человеческой фигурой и масштабными шкалами в метрах. Толщины линий на планах и разрезах  должны соответствовать принятому в современной архитектурно-строительной графике способу изображения. Допускается дополнительная графическая обработка внутри контуров, соответствующих попавшим в сечение конструкциям.  Уровни земли на фасадах и разрезах выполняются линиями большей, чем обводка масс, толщиной. В правом нижнем углу лист подписывается узким архитектурным шрифтом h=5 мм: приводятся номера курсовой работы и листа, фамилия и инициалы студента, номер группы, фамилии преподавателей (см. рис. 6, 7).

Рис. 6. Пример выполнения листа 1 курсовой работы №5, вертикальная компоновка. Ст. ИАрхИ ЮФУ Лесняк А., гр. А-15, 2007. Рук.: доц. Шаталов А.А., доц  Ягуза И.А.

 

Рис. 7. Пример выполнения листа 1 курсовой работы №5, горизонтальная компоновка. Ст. ИАрхИ ЮФУ Попова О., гр. А-15,  2006. Рук.: доц. Шаталов А.А., доц Ягуза И. А.

                

2. ОТМЫВКА ФАСАДА  ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

Основная цель выполнения отмывки фасада – формирование умения моделировать  архитектурную форму светотеневыми средствами. Дополнительными задачами являются  дальнейшее развитие композиционных навыков при оформлении тоновых графических работ, совершенствование техники отмывки,  выработка способности к пониманию ее возможностей отмывки в выявлении пластических свойств объемно-пространственного решения, умения представлять себе светотеневые особенности геометрических тел и их сочетаний. Работа выполняется китайской тушью (в брикетах) или акварелью, в любом случае основными требованиями являются правильность передачи объемов в соответствии с законами начертательной геометрии, четкость границ пятен и прозрачность отмывки. На рис. 8-11 приводятся примеры учебных работ. По согласованию с преподавателем можно совмещать изображение фасада с аналитическими элементами (подобный пример, но для перспективы, приведен на рис. 10).

Рис. 8. Пример выполнения листа 2 курсовой работы №5, вертикальная компоновка.

Ст. ИАрхИ ЮФУ Брянцева Н., гр. А-11, 2008. Рук.: доц. Шаталов А.А.

Рис. 9. Пример выполнения листа 2 курсовой работы №5, вертикальная компоновка.

Ст. ИАрхИ ЮФУ Никоненко Н., гр. А-11, 2004. Рук. доц. Шаталов А.А., доц  Ягуза И.А.

Рис. 10. Пример совмещения отмывки преспективы здания с аналитическим чертежом.

Ст. ИАрхИ ЮФУ Чухряева М., гр. А-13, 2005. Рук. доц. Шаталов А.А., доц  Ягуза И.А.

Рис. 11. Пример выполнения листа 2 курсовой работы №5, горизонтальная  компоновка.

Ст. ИАрхИ ЮФУ Павленко И., гр. А-15, 2006. Рук. доц. Шаталов А.А., доц  Ягуза И.А.

Приложение 1

Литература для поиска текстовых и графических материалов

  1.  Брунов Н. И. И др. История русской архитектуры. Изд-е 2-е, испр. и дополн.- М.: Гос.изд-во литер. по строит. и архит., 1956. –614 с.
  2.  Всеобщая история архитектуры в 12 томах. - М.: Изд-во литературы по стр-ву, 1970. - Т. 3-6.
  3.  Ополовников А. В. Сокровища русского Севера. – М.: Стройиздат, 1989.- 367 с.: ил.
  4.  Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. – СПб.: Стройиздат, С.-Петербургское отд-ние, 1993. –288 с.: ил.
  5.  Халпахачьян О. Х. Санаин. Архитектурный ансамбль Армении X-XIII веков. – М.: Искусство, 1973.- 88 с.: 122 ил.

Приложение 2

Краткий словарь терминов русской архитектурной традиции

(см. также рис. 12)

Алтарь - восточная часть храма, отделенная от остального пространства алтарной преградой (иконостасом)

Амвон – выступающая часть солеи (см. далее)

Апсида (абсида) – выступ здания, полукруглый или многоугольный в плане, перекрытый конхой

Барабан – венчающая часть здания, цилиндрической или многогранной формы, несущая купол

Бровки – декор стены над окнами в виде выступающего валика

Глава – наружная часть купольного перекрытия, в форме шлема или луковицы

Гульбище – галерея, наружная терраса, охватывающая здание с нескольких сторон

Детинец – укрепленный центр древнерусского города

Рис. 12. Некоторые термины русской архитектурной традиции

Дынька – декоративное украшение столбов, колонок,  наличников

Закомара – полукруглое завершение верхней части стены, соответствующее форме перекрывающего свода

Звонница – сооружение с проемами в стене для подвешивания колоколов

Иконостас – алтарная преграда, заполненная несколькими рядами икон

Кокошник – декоративное завершение стены, часто с заостренным верхом

Конха – перекрытие в форме полукупола (см. также апсида)

Конек – верх кровли, образуемый ее скатами

Лопатка – вертикальный плоский выступ в стене, не имеющий базы и капители и разделяющий ее на прясла

Наличник – декоративное обрамление дверного или оконного проема

Неф (корабль) - пространство храма, отделенное рядами колонн

Паперть (притвор, нартекс) – входное помещение храма в виде закрытой галереи или портика

Плинфа – византийский и русский плоский квадратный кирпич

Подклет – нижний, обычно служебно-хозяйственный этаж здания

Полочка – облом в виде узкого гладкого прямоугольного выступа

Поребрик – кирпичный орнамент, образуемый установкой кирпича под углом к наружной поверхности стены

Портал – архитектурно обработанный вход в здание

Прясло – простенок между лопатками

Пята – верхний камень опоры, на которой покоится арка или свод

Солея – повышенная часть пола храма перед иконостасом

Фреска – живопись водными красками по сырой штукатурке

Хоры – верхняя часть галерей в интерьере храма

Шатер – покрытие в форме высокой 4-гранной или 8-гранной пирамиды

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве, т.1. - М., 1935. –392 с.
  2.  Араухо И. Архитектурная композиция/ Пер. с исп. М. Г. Бакланова, А. Михе. - М.: Высшая школа, 1982. -208 с., ил.
  3.  Архитектурный анализ: Учеб. пособие для студ. спец. 2901 - архитектура/ В. С. Антощенков; - Л.: Ленингр. инж.-строит. ин-т., 1991. -80 с.
  4.  Брунов Н. И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. –М., 1936. – 140 с.
  5.  Гурьев О. И. Композиции Андреа Палладио. Вопросы пропорциональности. –Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 120 с.
  6.  Зайцев К. Графика и архитектурное творчество. – М.: Стройиздат, 1979.
  7.  Кудряшов К.В. Архитектурная графика: Уч. пособие для вузов. М.: Стройиздат, 1990. – 312 с., ил.
  8.  Некрасов А. И. Теория архитектуры. - М.: Стройиздат, 1994.- 480 с.
  9.  Ле Корбюзье. Модулор. – М.: Стройиздат, 1976. –239 с.
  10.  Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио: Кн. для учащихся и студентов. - М.: Просвещение, 1994. -286 с: ил.
  11.  Партина   А.  С. Архитектурные термины: иллюстрированный словарь. - М.: Стройздат, 1994. –208 с.: ил.
  12.  Пилецкий А.А.  Симметрии и пространства древнерусской архитектуры//Архитектура СССР. – М., 1981.- №12.- С.43-45.
  13.  Справочник архитектора. Т. 1, первый полутом. Проектирование гражданских зданий. Общие сведения / Под ред. д-ра техн. наук, проф. Дюрнбаума Н. С. –М.: Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1949.
  14.  Степанов А. В., Мальгин В. И., Иванов Г.И. и др. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов. - М.: Стройиздат, 1993. - 256 с.
  15.  Шевелев И. Ш. Принцип пропорции. –М.: Стройиздат, 1986. –200  c.
  16.  Шаталов А.А. Методические указания по выполнению курсового задания «Композиционный анализ памятника архитектуры». Ростов-/Д: Рост.гос.акад. архит. и ис-в, 2002.-27 с.
  17.  Шубников А. В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. –М.: Наука, 1982.

Доцент

Шаталов Александр Анатольевич

Методические указания для самостоятельной работы при выполнении курсовой работы №5 по дисциплине «Архитектурное проектирование» для группы специальностей по направлению «Архитектура»

Редактор Л.Г. Ковалева

Корректор Ю.В. Яцевич

___________________________________________________

Подписано к печати 7.04. 2008. Формат 60x84 1/16. Бумага офс.

П. л. 2,3. Усл. п. л. 2,1. Уч.-изд. 1,8. Тираж 100 экз. 

Редакционно-издательский отдел института архитектуры и искусств ЮФУ, пр. Буденновский, 39.

Тип. ООО «АРКОЛ», пр. Буденновский, 19-а.




1. Аппарат государственной думы
2. Внутриличностный конфликт
3. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности организации
4. Тема
5. Лекция 2 ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Позитивистская социология О
6. 711 С Дорожка 1 призовая ледяная
7. Медленный темп. 2 В классическом танце ~ медленная часть обычно лирического характера
8. Hobby is specil interest or ctivity tht you do in your time off
9. Социальная защита населения и государственных служащих в Российской Федерации
10. Автономная нервная система
11. В связи со смертью польского короля Августа III первым на повестке стоял польский вопрос
12. Возникновение и развитие абсолютной монархии в России XVII вторая половина ХУШ в
13. Плотностьчел
14. І. П. Викладач ~ Дороженко Л.
15. История первобытного искусства
16. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата ветеринарних наук
17. Пищевая промышленность Северо-Западного экономического региона
18. а назва навчальної дис
19. Решение задач по высшей математике
20. Занимательные опыты по физике