Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

8 Лекция 1 ФИЛОСОФИЯ

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 15.5.2024

Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ. ЕЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

Слово «философия» (от греч. philéō (фил.) – люблю и sophia – мудрость)  впервые введено в обиход Пифагором (VIV вв. до н.э.).

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди. В современном понимании философия включает в себя не всякие знания. Философия представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Это теоретическое осмысление действительности.

Теоретические знания содержат и специальные науки. Каждая специальная наука изучает отдельные формы движения материи и использует свой специфический язык, характер которого определяют специфические понятия. Например, физика использует такие понятия, как скорость, ускорение, масса, энергия; химия – валентность, реакция, окисление и т.д.

Что касается философии, то ее особенность заключается в том, что она изучает такие свойства, признаки, связи и отношения, которые имеют всеобщий характер, т.е. они присущи явлениям всех сфер действительности (неживой и живой природе, обществу, процессам мышления).

Все науки являются частными, а философия является единственной общей наукой, т.к. рассматривает мир в целом.

Философия дает частным наукам методологию, а частные науки дают философии материал для обобщений.

Философия использует свои специфические понятия, которые называются категориями.

Категория – это философское понятие, которое фиксирует существенное свойство, связь отношение, присущее явлениям всех сфер действительности.

Категории составляют основу языка философии и определяют специфику философского знания.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру; и круг философских проблем связан непосредственно с кардинальными вопросами человеческого бытия. А именно, что такое мир? Закономерен он или хаотичен? Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру? Познаваем ли мир?

Философия – это теоретическое мировоззрение.

Мировоззрение – это система взглядов на мир как целое, на человека и его отношение к миру.

Оно может быть обыденным или теоретическим. Обыденное мировоззрение представляет собой неупорядоченную, разрозненную, отрывочную систему взглядов, формирующихся на основе знаний, полученных в результате повседневной практической деятельности людей.

Теоретическое мировоззрение – это обобщенная, упорядоченная, логически построенная система взглядов, с целью объяснения сущности мира, человека и его отношения к миру.

Первая составная часть мировоззрения – это знания. Причем. Чем серьезнее знания, тем больше оснований для выработки наиболее адекватного мировоззрения.

Вторая составная частьценностный подход. Люди не бесстрастно относятся к действительности, фактам и явлениям. Они всегда их оценивают. Оценивают как правило с позиций добра и зла; с точки зрения прекрасного и не прекрасного. Эта оценка (любая) присутствует постоянно.

Третья составляющаяповеденческая. Человек не просто оценивает мир, а это сказывается на его поведении.

ИСТОЧНИК МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

В мировоззрении различным образом представлен эмоциональный и интеллектуальный опыт людей. Эмоциональная составляющая – это мироощущение, т.е. как он ощущает мир своими чувствами (тревога, радость, переживания, пессимизм, оптимизм и т.д.).

Миропонимание отражает интеллектуальный опыт людей. Это нечто рациональное, рассудочное. Это приходит либо из опыта или это он постигает в процессе обучения.

Миропонимание может быть:

  •  жизненно повседневным;
  •  теоретическим.

Очень важно миропонимание, основанное на здравом смысле, на жизненном опыте людей. Это миропонимание складывается стихийно. Поэтому оно неоднородно по своему содержанию. В нем могут быть глубокие мысли и грубейшие заблуждения.

Таким образом, определение философии как дисциплины будет следующим:

Философия – это система наиболее общих теоретических взглядов на мир (природу, общество, человека).

Предпосылки философии:

  1.  Мифология;
  2.  Религия.

Мифология – это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Мифы – это сказания различных народов о делах богов и людей.

Религия (от лат. благочестие) рассматривает мир в двух ипостасях:

  •  духовном (небесном);
  •  земном.

К мировым религиям относятся: Буддизм, Христианство, Ислам.

Функции философии сегодня:

  1.  Мировоззренческая (т.е. взгляд на мир в целом).
  2.  Методологическая (методология – это способ познавательной и практической деятельности. То есть философия дает всем частным наукам метод познания).
  3.  Аксиологическая (т.е. ценностная. Ни одна наука не в состоянии сама себя оценить с точки зрения важности и ценности. Для этого нужен ценностный взгляд).

ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Философия это не целостное единое учение и единые общие положения для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем.

Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои концепции. Различные философские учение конкурируют между собой. Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем.

  1.  Онтология – наука о бытии.
  2.  Гносеология – наука о границах и формах познания.
  3.  Логика – наука об общезначимых формах мышления.
  4.  Этика – наука о морали.
  5.  Эстетика – наука о чувственности / о прекрасном.
  6.  Аксиология – наука о ценностях.
  7.  Философская антропология – учение о человеке.

Своеобразие философских проблем состоит в том, что большинство из них никогда не закрываются и относятся к так называемым вечным проблемам человеческого познания.

К философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. Несмотря на все различия их подходов и историческом изменении характера самих проблем в их содержании и понимании сохраняется определенное смысловое единство и преемственность.

Философию можно определить как теоретическое мировоззрение, представляющее систему общих теоретических идей о мире, месте человека в этом мире, уяснение различных форм отношения человека к миру (природному и социальному).

Мировоззренческая проблематика «МИР-ЧЕЛОВЕК» на философском языке может быть сформулирована как соотношение материи и сознания / или бытия и мышления/. Поскольку это соотношение так или иначе подразумевается при рассмотрении любой философской проблемы, то в некоторых философских системах оно называется основным вопросом философии.

В качестве первичного, определяющего, берется или материя (бытие), или сознание (мышление).

Сторонники первого подхода называются материалистами, а само учение – материализмом; сторонники же второго подхода – идеалистами, а само учение – идеализмом.

Материализм – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание и мышление – свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. (Термин «материализм» употребляется с 17 века главным образом в смысле физических представлений о материи, а с начала 18 века в философском смысле для противопоставления идеализму).

Материализм в своем развитии прошел ряд этапов:

1. Материализм Древнего мира (или наивный материализм древних)

- учение Чарвака

- даосизм;

- Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

2. Материализм 15 – нач. 19 вв.

- Д. Бруно, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Локк, П. Гольбах, Д. Дидро, М. Ломоносов, Л. Фейербах.

3. Материализм революционных демократов:

- В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, М. Налбандян.

4. Марксистский материализм:

- К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.

Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно. Основные формы идеализма – объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувствительное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм).

Идеализм, несмотря на большую разнообразность, проявляется в двух основных формах: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм 

Понятие «объективный» означает «существовать независимо от сознания человека и человечества». Объективный идеализм признает основой мира, его творящим и определяющим началом, «Мировой разум» («Мировой дух», «абсолютная идея»), который существует как объект, независимо от сознания человека. Это духовная сила, стоящая над миром.

Одним из ранних представителей объективного идеализма является древнегреческий философ Платон (428/7 – 348/7 гг. до н.э.). Он считал, что основу мира составляет «мир идей». Идеи – это первообразы сущего. Идея выступает «образом» для вещей, общим понятием класса сходных вещей, их целевой причиной, в смысле стремления вещей к идее.

Материальный же мир – «мир вещей» есть иллюзорный мир, порождаемый на основе «мира идей». Платон использует три первоначала:

- идеи – первообразы сущего;

- материя;

- демиург (творец) – бог, который устанавливает мир соответственно идеям.

Классическим представителем объективного идеализма является немецкий философ Г. Гегель (1770 – 1831). В философской системе Гегеля основу мира, его первоначало составляет «абсолютная идея» - мировое мышление, существующее до природы. Абсолютная идея Гегеля нематериальна, вечна, существует независимо от человека вне пространства и времени, и только в процессе саморазвития идея из «ничто» воплощается в природный материальный мир; происходит «отчуждение» идеи.

В современной западноевропейской философии идеи объективного идеализма защищаются религиозной философией НЕОТОМИЗМА.

Неотомисты – последователи учения средневекового философа и теолога XIII столетия Фомы Аквинского. В учении Фомы Аквинского первопричиной всего является божественный разум, который содержит в себе идеальные образы всех вещей и явлений, по этим образам он творит материальный мир.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Понятие «субъективный» означает зависимый от субъекта, от его сознания. Субъективный идеализм определяющим началом в мире признает сознание субъекта, его разум, волю. Свойства мира определяются особенностями человеческого сознания. Предметы, которые мы видим, осязаем, обоняем, не существуют независимо от наших чувственных восприятий и выступают как комбинации наших ощущений, представлений.

По мнению представителей субъективного идеализма, единственное, в чем можно быть твердо убежденным – это в существовании человеческого сознания, сознания субъекта. Чтобы не дал человек, он не может выйти за пределы своих представлений, восприятий, идей. Поэтому говорить о существовании внешнего мира бессмысленно.

Классическим представителем субъективного идеализма является английский философ 18-го столетия, епископ Джордж Беркли (1685 – 1753).

Обращаясь к «непосредственным чувствам» человека, Д. Беркли полагал, что представления, ощущения не отражают объективной реальности, а сами составляют истинную реальность. В «Трактате о началах человеческого знания» Беркли писал:

«Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее - она реальна. Устрани ощущения мягкости, влажности, красноты, терпкости и ты уничтожишь вишню… Вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений или представлений…». Далее Беркли заключает: «Вещи… суть представления, а представления не могут существовать вне ума, их существование, поэтому состоит в том, что они воспринимаются».

 

Если субъективный идеализм проводится последовательно, то это приводит к такой крайней идеалистической концепции, которая называется солипсизмом (от лат. «солюс» - единственный).

Солипсизм – признание существования только одного «я».

Согласно Д. Беркли, быть, значит быть воспринимаемым; из этого следует, что существую я один, что нет ничего кроме моего единичного «я», весь мир рождается и умирает вместе со мной; открывая и закрывая глаза я создаю и уничтожаю космос.

Философы (например, Декарт, Спиноза), которые за основу мира принимают и материю и сознание называют ДУАЛИСТАМИ (дуа – двойственный).

ГНОСЕОЛОГИЯ

Еще одним из важнейших критериев различения философских систем является вопрос о познаваемости мира.

В решении вопроса о познаваемости мира и познавательных возможностях человеческого разума в философии можно выделить три основных направления:

- АГНОСТИЦИЗМ

- СКЕПТИЦИЗМ

- ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ

Агностики (от лат. «агнос» - незнание), считают, что мир принципиально непознаваем, а наши знания о внешнем мире являются иллюзорными.

Агностицизм проявляется в двух основных формах:

1. Юмизм, начало положил Дэвид Юм, английский философ 18 века. Его точка зрения: мы не только не можем уверенно сказать, что наши знания истинны, но мы не уверены даже в том, что существует объективный мир. То есть Юм сомневается не только в истинности наших знаний, но и в реальности объективного мира.

2. Кантинианство – это форма агностицизма выражена Иммануилом Кантом (немецкий философ 18 века). Кант признавал существование объективного мира, но полагал, что человек познает только явления, то есть то, как себя проявляют вещи, а сущность вещей мы не знаем, и знать не можем.

СКЕПТИКИ – те, которые утверждают, что мир хотя и познаваем, но человек ограничен в своем познании не совершенством своих органов чувств, познавательных средств и разума. Поэтому не все он может познать.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОПТИМИСТЫ – те, которые убеждены в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира.

Диалектика

1. Общее понятие диалектики и развития.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

категории;

принципы.

Главная проблема диалектики – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

1) единства и борьбы противоположностей;

2) переход количества в качество;

3) отрицания отрицания;

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

вечность неуничтожимость истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категории диалектики.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

сущность и явление;

форма и содержание;

причина и следствие;

единичное, особенное, всеобщее;

возможность и действительность;

необходимость и случайность.


ТЕСТ: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1. Современная философия может быть охарактеризована как…

1) наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

2) система философских, религиозных и научных идей

3) учение о сущности и ипостасях Бога

4) теоретическая система взглядов на мир

2. Найдите соответствующую пару

1) онтология  а) наука о морали

2) гносеология  б) наука о бытии

3) эстетика  в) наука о мышлении

4) этика  г) наука о чувственном и прекрасном

5) логика  д) наука о границах и формах познания

6) аксиология  е) наука о ценностях

3. Предметом философии является …

1) всеобщее в системе «мир-человек»  3) физическая реальность

2) положения Священного писания              4) доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции

4. Направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека.

1) деизм      3) материализм

2) субъективный идеализм    4) объективный идеализм

5. Сторонники ………… считают сознание воплощением мирового разума

1) объективного идеализма  3) плюрализма

2) субъективного идеализма  4) материализма

6. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного –

1) политеизм   2) деизм 3) дуализм       4) монизм

 

7. Функция философии, заключающаяся в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и других, получила название…

1) воспитательно-гуманитарной  3) методологической

2) аксиологической    4) социальной

8. Функция философии, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, – …

1) критическая   3) прогностическая

2) методологическая  4) мировоззренческая

9. Функция философии, заключающаяся в том, чтобы на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке, достижениях науки спрогнозировать тенденции развития человека, природы, общества, называется…

1) гносеологической  3) критической

2) мировоззренческой  4) прогностической

10. Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, тенденцией к созданию однозначной, статичной картины мира, называется …

1) реалистическим  3) диалектическим

2) метафизическим  4) прагматическим

11. К диалектическим законам Г. Гегеля НЕ принадлежит закон…

1) отрицания отрицания         3) перехода количественных изменений в качественные

2) единства и борьбы противоположностей        4) исключенного третьего                                      

12. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…

1) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

2) отражают саморазвитие абсолютного духа

3) имеют универсальный характер, то есть, присуще природе, обществу и сознанию

4) реализуются только в живой природе

13. Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть…

1) мораль 2) этика 3) право       4) религия

 

14. Международная общественная организация, созданная в 1968 году для анализа наиболее острых проблем современности, получила название «………. клуб».

1) Гейдельбергский  3) Венский

2) Римский   4) Парижский

15. Традиционное общество – это ………… общество

1) массовое   3) доиндустриальное

2) информационное  4) индустриальное

16. Человек есть существо …

1) биологическое       3) ноосферное

2) социальное        4) биосоциальное

17. Отдельно взятый человек как единичный представитель человеческого рода характеризуется понятием …

1) «личность»  3) «индивидуальность»

2) «индивид»  4) «субъект»

18. Понятие, означающее устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих человека как члена общества или общности …

1) «личность»  3) «индивидуальность»

2) «индивид»  4) «субъект»

19. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в таком философском направлении как …

1) субъективный идеализм  3) диалектический материализм

2) объективный идеализм  4) метафизический материализм

20. Способность человека делать объектом познания собственную мыслительную деятельность и своё сознание называется …

1) психикой       2) самосознанием    3)рефлексией       4) мышлением

21. «Цель оправдывает средства», – считают представители …

1) гедонизма      2) аскетизма        3) провиденциализма      4) прагматизма      

22. «Всё в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает …

1) нигилизм 2) фатализм 3) провиденциализм    4) волюнтаризм

23. «Жить – значит наслаждаться», – считают сторонники …

1) аскетизма 2) прагматизма      3) утилитаризма    4) гедонизма

24. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют ……… истиной

1) субъективной 2) объективной 3) научной           4) абсолютной

 

25. Конвенционализм понимает истину как …

1) непротиворечивое, самосогласованное знание

2) соглашение учёных по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории

3) соответствие знания объективной реальности

4) знание, полезное для человека

26. Обозначение течений в философии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму …

1) позитивизм   3) иррационализм

2) сциентизм    4) нигилизм

27. Как наивысшую культурную ценность рассматривал научное знание …

1) антисциентизм  3) иррационализм

2) сциентизм    4) нигилизм

28. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии …… периода

1) досократического  3) классического

2) эллинистического  4) позднего классического

29. (возможно наличие нескольких правильных ответов) Из перечисленных ниже признаков средневековую европейскую философию характеризовали …

1) религиозный догматизм  3) признание веры способом постижения истины

2) натурализм    4) опора на строгую науку

30. Для эпохи Возрождения характерен …

1) теоцентризм  3) природоцентризм

2) антропоцентризм  4) культуроцентризм

31*. (возможно наличие нескольких правильных ответов) В философии эпохи Возрождения человек понимается, прежде всего, как …

1) художник   3) раб Божий  

2) политическое существо 4) творец

32*. Сторонниками эмпиризма являются …

1) Б. Спиноза   3) Дж. Локк  5) Р. Декарт

2) Ф. Бэкон  4) Т. Гоббс  6) Г. Гегель

33. Представителями рационализма в философии XVII века были …

1) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц  3) Н. Коперник, Б. Телезио, Дж. Бруно

2) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк  4) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

34. Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной в (во) …

1) Франции  3) Германии

2) Италии  4) Англии

35. Утверждал, что сущность «вещей в себе» непознаваема –

1) И. Кант 2) Г. Гегель 3) Л. Фейербах        4) К. Маркс

36. Бог в философии Фейербаха рассматривается как …

1) наивысший разум природы   3) тот, кто создал мир, но не управляет им

2) отчужденная сущность человека     4) творец, которому принадлежит абсолютная власть над миром

37*. Философами (западниками), выступавшими за ликвидацию крепостничества и признававшими необходимость развития России по западно-европейскому пути, являлись .…

1) Т.Н. Грановский  3) Ю.Ф. Самарин  5) Г.В. Плеханов

2) А.С. Хомяков  4) П.Я. Чаадаев  6) А.И. Герцен

38*. Философами (славянофилами), трактовавшими русскую историю посредством обоснования православия как начала всей русской национальной жизни, являлись …

1) А.С. Хомяков  3) Ю.Ф. Самарин  5) Г.В. Плеханов

2) Т.Н. Грановский  4) П.Я. Чаадаев  6) А.И. Герцен




1. Атопічний дерматит алергічний риніт кропив~янка у дітей
2. Теории и концепции ноосферы
3. 1] а Корень христианской жизни в воплощенном домостроительстве [1
4. Бюджетная политика Российской Федерации
5. Боб Ресурс соликларни иктисодий мазмунм ва ахамияти
6. МОДУЛЬ I ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ГЕОДЕЗИИ7 Глава I
7. Мобильная связь и системы беспроводного доступа Группа- 439Д94РРТ; 445КД94РРТ Семестр VII Параметр
8. Спрос, предложение и цена
9. Физические нагрузки у юных спортсменов
10. Дипломная работа- Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте
11. Управление электроприводом грузоподъемного механизм
12. Международные стандарты оценки недвижимости
13. Тема 11 Архітектура комп~ютера класифікація мов програмування Лекція 1
14. тема Земля имеет постоянную массу и постоянную среднюю температуру
15. ТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОПРАВОВЫХ НАУК Совокупность явлений которые изучает наука представляет собой ее объ
16. Соловей и Роза является философской сказкой о любви и ее проявлениях
17. социализму XXI века
18. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук.4
19. темам отличным от геометрии Евклида в которых определено движение фигур причём с той же степенью свободы ч
20. Класс Инфузории (Infusori