Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

государственных интересов определяющих внешнюю политику любой страны ее стратегию на мировой арене- не под

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ: ЦЕЛИ, СРЕДСТВА И ПРИОРИТЕТЫ

Коренное/ сущностное содержание национально-государственных интересов, определяющих внешнюю политику любой страны, ее стратегию на мировой арене/ не подвержено конъюнктурным изменениям. Обеспечение безопасности, процветания, независимости и целостности - это те общие для всех задачи, которые каждая страна решает по-своему, исходя из своего геополитического положения, размеров территории и численности населения, военного и ресурсного потенциала, уровня экономического и социально-политического развития, т.е. всего того, что составляет ее мощь, сипу или слабость, а значит, определяет средства для достижения внешнеполитических цепей.

Фельдмин Дмитрии Михайлович -доктор

политических наук,

профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

Даже кардинальные изменения политического режима, перемены в формах и способах осуществления власти, в методах формирования и ротации политической элиты, а также в ее составе, в механизме выработки и осуществления политических решений далеко не всегда находят свое отражение в смене внешнеполитической стратегии, того внешнеполитического курса, который данное государство проводит на мировой арене.

На протяжении столетий организация политической жизни нашей страны, существовавших на ее территории государств (включая Московское царство, Российскую империю и Советский Союз), и также их внешнеполитический курс определялись такими непреходящими обстоятельствами, как обширная территория; сильная централизованная власть; стремящиеся к экспансии элиты; асимметричные отношения государства и подчинения между центром и периферией; разнородный этнический, культурный и конфессиональный состав населения; наличие общегосударственного политико-идеологического проекта, стоящего как бы над частными, групповыми интересами (подробнее об этом см.Российская константа в международной политике // Власть, 1994, № 6; Россия после холодной войны // Вестник МГУ, серия 18, 1998, №3).

Конечно, эта констатация результат обобщения, весьма далекого от "злобы дня", но тем не менее она не может не учитываться при обсуждении вопроса о выборе Россией внешнеполитической стратегии сегодня, равно как и на каждом из многих этапов и поворотов ее истории. Исходя из того, что основное содержание коренных национально-государственных интересов куда менее подвержено изменениям, чем их осознание в форме внешнеполитической концепции, доктрины или программы, можно, например, объяснить многие, казалось бы, поразительные совпадения во внешнеполитических взглядах сторонников И.В. Сталина и А.И. Деникина или в идеях Москвы - III Рима и Ш Интернационала и т.д. И что самое главное: мы получаем возможность способствовать выработке долговременных перспективных внешнеполитических целей России.

Конечно, групповые, клановые, профессиональные и любые другие частные интересы социальных групп, связанных, скажем, с ДПК, не могут не отличаться от интересов, формирующихся под влиянием, напри-

88

Власть

2'2000

мер, ВПК, но это различие, проявляясь 8 политике на мировой арене, не столь велико, как часто принято думать. Вполне отчетливо осязаемое в сфере бюджетной политики, в ресурсных или партийно-политических приоритетах, во внешнеполитической стратегии, оно отходит на второй план. В спорах сторонников приоритетного значения обеспечения военной безопасности со сторонниками первостепенного значения обеспечения продовольственной безопасности есть общий знаменатель: безопасность страны. Но вычислить его в ходе научной или даже межпартийной, парламентской дискуссии гораздо легче, чем выработать политический курс, обеспечивающий решение этой приоритетной для страны задачи.

Многие из трудностей, встающих сегодня перед разработчиками нашей политики, в том числе и внешней, и военной, и сельскохозяйственной и любой другой, вытекают из того, что у современной России нет привычного для нашего общества того общенационального политико-идеологического проекта, наличие и стремление к реализации которого так характерны едва ли не для всех периодов отечественной истории. Наличие этого проекта или в более общей скорме общенациональной государственной идеологии - способствует интегрированию, синтезу интересов отдельных социальных групп, множества частных интересов, установлению их соотношения и соподчинения во имя общей цели.

Неотъемлемой, органической частью этого "проекта-идеи" является внешнеполитическая концепция, доктрина, определяющая курс страны на мировой арене. В России. как неоднократно отмечалось, она традиционно имела весьма отчетливо обнаруживающуюся мессианскую составляющую, проявляющуюся, в частности, во внешнеполитической активности, направленной на поддержку "угнетаемых православных христиан", "братьев-славян", "братьев по классу" или "народов, борющихся за свое социальное и национальное освобождение". Утрата этой составляющей в конце XX века совпала со снижением внешнеполитической активности России, вызванной уменьшением наших возможностей экспортировать экономическое, военное и идеологическое влияние в различные районы Земного шара. Попытки искусственного привнесения в национальное сознание - буквально по конкурсу: кто быстрей и ловчей - новой (хоть какой) общенациональной государственной идеи, как и следовало ожидать, не увенчались успехом.

В итоге без теоретической, концептуально-политической основы "зависла" сама доктрина национальной безопасности, ее внешнеполитическая и военная составляющие. Разнообразные документы, призванные восполнить этот пробел, конечно же, производятся под разными названиями в разных вариантах и разных ведомствах. Но результат известен... С симпатией и сочувствием относясь к этим поискам и, более того, стремясь в меру сил внести свой вклад в их успешное завершение, представляется полезным спросить: а что, собственно, мы ищем? Созрел ли этот самый "проект-идея" в обществе? Можно ли словесно оформить, артикулировать то, чего на самом деле-то и нет в общественном сознании? А если можно, то будет ли эта идея выражать и объединять коренные, базовые потребности населения, государства, страны? Может ли она служить надежной основой, ясным ориентиром при проведении политического курса и, в частности, политического курса России на мировой арене?

Пытаясь ответить на эти и другие похожие вопросы, представляется правильным исходить из известной формулы, согласно которой "вначале было дело". "Дело" в данном случае - повседневный, будничный процесс представления, утверждения и реализации на международной арене тех коренных, относительно неизменных интересов России, которые не зависят от победы на выборах любой политической силы, кто бы ни олицетворял ее: политики, стремящиеся к власти, политики, находящиеся при власти, или политики, представляющие саму власть.

В свою очередь само это "дело" требует осознать основные приоритеты внешней политики России, уяснить содержание ее стратегии на мировой арене, соотнести ее главные цели с наличными и необходимыми средствами их достижения. Конечно, здесь это можно сделать лишь в самом общем виде, в целом, но тем не менее настолько конкретно, чтобы с этим было можно содержательно спорить или соглашаться.

Приоритетной, внешнеполитической целью Российской Федерации на мировой арене остается и в обозримой перспективе будет оставаться поддержание такого состояния глобальной системы международных отношений, которое бы минимизировало угрозу ядерной войны или во всяком случае ядерной войны с участием России.

Ведущиеся на протяжении едва ли не всей истории человечества поиски вожделенного вечного мира убеждают в том, что самый

2'2000

Власть

надежный мир - это мир с позиции силы. Реальности ядерного пятидесятилетия, споры о соотношении войны и политики в ядерную эпоху не отменяют того объективно проверяемого и успешно выдерживающего многочисленные проверки убеждения, что стратегия сдерживания доныне сохраняет спое значение в обеспечении мира. Это убеждение не колеблет и тот факт, что окончание холодной войны, крах биполярного мира и весь опыт XX R. свидетельствуют, что сам по себе никакой, в том числе и поддерживаемый на уровне паритета едва ли не с большей частью остального мира, военный потенциал не может обеспечить гарантии международной стабильности, жизнеспособности своих военно-политических союзов и даже сохранения собственной территориальной целостности.

Формирующийся сегодня мировой порядок не будет итогом реализации внешнеполитической стратегии США или любого другого из возможных претепдеитов на звание "полюс силы". В современных условиях падежный мир, устойчивый порядок на международной арене являются не столько результатом перемен в составе "полюсов силы" или конфигурации их взаимодействия, сколько производными от сочетания традиционных и новых общественных интересов. порожденных глубокими сдвигами во внутренних и международных отношениях на рубеже тысячелетий. Но, как и прежде, успех преобразований в обществе зависит от того, должны ли преобразователи "для успеха своего пачипания упрашивать или могут применить силу. В первом случае они обречены, во втором, то есть если они могут применить силу, им редко грозит неудача'".

Рассуждая таким образом, нельзя не признать, что военная сила и прежде всего ее ядерная компоиепта являются адекватным и эффективным средством реализации рассматриваемой стратегической внешнеполитической цели и, следовательно, обязаны пользоваться приоритетной общественной и ресурсной поддержкой. Учитывая стоимостные, исторические, военно-технические и прочие хорошо известные всем интересующимся обстоятельства, несмотря на все возможные изменения в вербальном оформлении и закреплении необходимого соответствия между поставленной целью и названными средствами, берусь утверждать: стратегическая установка на мир с позиции си-

Макиавслли Н. Государь. М., 1990. с. 3S.

лы, а не слабости будет на будущее определять политический курс России.

Решение задачи обеспечения мира без ядерной войны для России далеко не исчерпывает внешнеполитические потребности нашего общества. Будучи необходимым, оно совершенно недостаточно для обеспечения благоприятных международных условий его развития и подъема благосостояния. Сегодня мы не только в теории, но и в повседневной жизни каждого региона Российской Федерации, каждой семьи и едва ли не каждого человека видим, что выход из того удручающего состояния, в котором мы находимся, неразрывно связан с международной деятельностью нашего государства.

Опыт не только XX века, но и всей после-петровской России показал: преодоление самобытной второразрядности нашего общества вовсе не означает отказа от российской самобытности. В XXI веке автаркия, изолированно-национальное развитие за железным занавесом даже и в масштабах одной седьмой территории планеты не только неелательны (об этом можно при желании продолжать спорить), но и невозможны. И это столь же неизбежно следует из осознания включенности России в процесс естественно-исторического развития человечества, как понимание того, что россиянин (будь он хоть в немецком платье, хоть в американском джипе) в России может жить только как наш человек. Но "наш" - это не значит обреченный на second hand в ширпотребе или технике, полученных от зарубежных сострадатслей в качестве гуманитарной помощи или в обмен на первосортные газ, лес и нефть.

Вовлеченность России в глобальные процессы интернационализации хозяйственной и общественной жизни выражается отнюдь не в том, что мы уже давно являемся должниками не только развитых стран Запада. но и Болгарии, Венгрии, Южной Кореи. Н уж тем более не в том, что "первым русским" принадлежат лакомые кусочки собственности повсюду от Анталии до Ямайки. Куда (острее она проявляется в том, что ни мы в России, ни они "за бугром" нс согласны бесконечно мириться с неэффективным использованием 1 1 % мировой добычи нефти, 28% газа, 14% угля из тех соответственно 13,42 и 43% мировых прогнозных запасов, которыми владеет Россия. Нс является секретом, что все это в значительной части в лучшем случае тратится на производство иеконкурентоспособпой продукции по устаревшим технологиям, а в худшем идет в отходы, представляя растущую с каждым

Власть

2'2000

годом экологическую угрозу ire только для россиян, но и для всех наших ближних и дальних соседей.

Международная, в том число внешнеполитическая, деятельность Российского государства призвана соединить потребности общества в росте благосостояния с объективной заинтересованностью других стран и народов в эффективном совместном использовании богатств России. Вряд ли здесь надо еще раз объяснять, что "эффективное совместное использование" вовсе не тождественно групповой краже или обмену невосполнимых нефти и газа на такие продукты их переработки, как соски, колготки или зубные щетки, не производимые в отечестве па должном уровне. Речь идет о внешнеполитическом обеспечении развития международного экономического сотрудничества, привлечении иностранных инвестиций, прямом вовлечении зарубежных партнеров в развитие народно-хозяйственного комплекса. Как показывает высоко ценимый многими из нас опыт Китая, это вовсе не означает "распродажи Родины".

Конечно, решение рассматриваемой задачи в полном объеме - проблема не в меньей мере внутриполитическая, чем международная. Но оно невозможно без отказа от политики самоизоляции, от противоборства с теми, кто потенциально может участвовать (и на опыте прошлого уже убедился, что участвовать выгодно!) в развитии экономики в нашей стране. Подъем благосостояния на основе освоения всего спектра достижений научно-технического прогресса, развитие национальной ресурсной базы с использованием лучших, в том числе и зарубежных, технологий, открывающий благоприятную перспективу на будущее - цель несомненно стратегическая. Ее достижение невозможно лишь при опоре на собственные силы или силы одиозных внешнеполитических партнеров. Тем не менее сотрудничество с подобными режимами - важная часть внешнеполитической стратегии России. Помимо всего прочего, оно является средством, инструментом регулирования нашего взаимодействия с теми странами и государствами, сотрудничество с которыми может обеспечить весомый международный вклад в реализацию стратегической задачи: подъем благосостояния всего народа, а не работников нескольких военных или добывающих предприятий.

Хорошо жить в мире, хорошо быть богатым. но еще лучше мирно и богато жить в родной стране, по принятым в ней законам и обычаям. Задача обеспечения целостно-

сти и независимости своей страны сегодня, 10 лет спустя после распада Советского Союза, формулируется для абсолютного большинства граждан Российской Федерации как стратегическая цель: не допустить распада России! Но в фрустрированном национальном общественном сознании до сих пор не уложилось понимание того, от кого же независимой стала Россия и как ей переварить проглоченный в 1991 г. суверенитет. Да и зачем он нужен государству, выполняющему лишь функции либерального ночного сторожа?

Отнюдь не безмятежная обстановка в современном мире, события, угрожающие долговременным интересам России на мировой арене, показали, что для достижения внешнеполитических целей Российскому государству следует использовать все средства и меры, способствующие как сохранению, так и совершенствованию многообразных форм осуществления его суверенитета. Необходимой предпосылкой состоятельности Российской Федерации как субъекта международных отношений является укрепление суверенитета не путем безграничного расширения его объема, а через повышение действенности механизмов реализации государством его суверенных прав в сфере таможенной, иммиграционной, финансовой и всех других видов международной деятельности. Нашему государству предстоит научиться понимать свой суверенитет не как неотъемлемое право безнаказанно безобразничать, неразумно-хищнически хозяйничая на территориях и акваториях страны, по ведомственному произволу ограничивая права и унижая своих граждан, а как обязанность обеспечить верховенство законов России, отвечающих жизненным, базовым потребностям ее населения. При таком понимании суверенитета внешнеполитическая стратегия Российской Федерации может опираться на использование всех национальных богатств, ресурсов, средств и даже самой жизни россиян для его защиты.

Внешняя политика России разных лет дает примеры того, как отказ от логики диктата и патернализма не означал ни принятия логики капитулянтства, ни лакейского "чего изволите?". И сегодня Россия в состоянии обеспечить свои интересы на основе равноправного партнерства с другими странами, применяя весь арсенал средств внешнеполитического маневра и умело используя имеющиеся ресурсы влияния - не только ядерную мощь, но и свою культуру, запасы сырья, потенциал внутреннего рынка, немалые объемы задолженности, производственно-

2'2000_______Власть___________91

технологическую, экономическую взаимо-  ным и объективным показателем овладения зависимость большинства стран,       этим умением является обыденная, буднич-

Будущее России в формирующемся се-   ная, повседневная жизнь граждан России. годня мире связано с появлением и pea-  Не улучшение требует не конъюнктурных лизацией новых возможностей широкого  по самой своей сути попыток подладиться международного сотрудничества. Но это  под колебания генеральной линии, прово-отнюдь не беспроблемный мир, исключаю-  димой меняющимися начальниками, а спо-щий конкуренцию, столкновение интере-  собности, извлекая уроки из прошлого, с сов и межгосударственное противоборство,  учетом долговременных интересов решая Нам нужно учиться осознавать и отстаи-  проблемы настоящего, умно и политически вать свои реальные интересы, порождае-  грамотно строить будущее для себя и своих мые жизнью в этом мире. Наиболее надеж-  детей.




1. Курсовая работа- Внимание и деятельность
2. К вопросу о подсознании Карл Густав Юнг Значение сновидений Чело
3. Тема1 Организация производства на предприятиях ЦБП 4 часа Производство как основа функционирования экон
4. ru Все книги автора Эта же книга в других форматах Приятного чтения Алекс Экслер Записки нев
5. Варіант 1. 1.Поняття системи права
6. Лекция 14 Быстрые схемы дискретного преобразования Фурье
7. 10 неделя
8. Реферат Законадательные и подзаконые акты
9. Методика і практика вузівського викладання
10. Финансовая математик
11. Пошаговый план открытия интернетмагазина от практиков
12. багато іншого Всі можливості планшета можуть перечислити лише його розробники
13. Осевой компрессор.html
14. Біоіндикація повітряного забруднення за станом хвої сосни
15. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИММИГРАЦИИ В ПОЛИТИКЕ СТРАН ЕС
16. да если согласны или нет если не согласны
17. традиционная семья
18. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТОЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ Студент
19. Тема 3 Становлення і розвиток фінансової науки
20. Нюксенская СОШ пройдет заседание МО учителей русского языка и литературы