Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Шарх ученых к хадису рабыни "Где Аллах?"
Слова ученых ахли Сунна в шархе к этому хадису
Шарх хадиса рабыни «Где Аллах?»
Хвала Аллаху, Господу Миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, и его праведным сподвижникам, а затем:
Сказал Имам Ахли Сунна аль-Аузаи: “Если распространятся нововведения и обладающие знанием не станут это порицать, то из нововведения сделают Сунну”. См. “Шарфу асхабиль-хадис” 19.
И поистине, из страшных нововведений, распространяющихся в наши дни это обвинение тех, кто придерживается акыды сподвижников, и саляфов, и асхабуль хадис в вопросах Имен и Качеств Всевышнего Аллаха, порочение их в глазах людей, обвинение в ташбихе (уподоблении), таджсиме (придании Аллаху тела), куфре, заблуждении, и других порочных вещах.
Делают это дело люди, весьма подкованные в этом, учившиеся на книгах таких главарей заблуждения, как Кяусари, Саид Фуда, Гумари, Саккаф, и другие, да не будет им блага от Аллаха. А те в свою очередь взяли это от главарей ашаритов, подобный ар Рази, аль Газали, Абу Исхаку аль Исфараини и тд.
Сказал аль-Кушейри аль Ашари да воздаст ему Аллах по заслугам:
ولا يقال له : أين الله "
"И не говорится об Аллахе: "Где Он?"
Источник: "Ар-Рисаля аль-Кушейрия", 1-33
И поэтому со стороны ахли-Сунна уаль джамаа, необходим четкий, детальный, и проработанный ответ, понятный для простых мусульман, позволяющий раскрыть всю безосновательность и заблуждение идеологий данных людей.
И хотелось бы сказать простым братьям кто сомневается: дорогие братья, наши оппоненты так давят на данную тему, поскольку она у них самая сильная (но все равно слабая по сравнению с позициями ахли Сунна), и эта тема у них ворота для заманивания в свою секту. Они кричат о ташбихе ваххабитов, и когда человек в это верит, ему уже легче принять то главное, ради чего всё это организовано а это одобрение суфизма, со всей его ересью, включая истигасу у мертвых, рабиты, поклонение шейхам, и так далее.
И в рамках того, чтобы закрыть эти «ворота», мы, по Милости Аллаха и благодаря Его помощи, подготовили данную работу, являющуюся в какой-то мере опровержением на работу сайта «Даруль куфр» касательно данного хадиса.
Просим Аллаха, Свят Он и Велик, принять от нас, и наставить всех мусульман на то, что Он любит и Чем доволен.
Редакция сайта SunnaOnline.Com, 1431-1433
Хадис
Передал имам Муслим, от Муавии Ибн Хакама ас-Сулями, что он сказал:
قال : وكانت لي جارية ترعى غنما لي قبل أحد والجوانية . فاطلعت ذات يوم فإذا الذئب ] قد ذهب بشاة من غنمها . وأنا رجل من بني آدم . آسف كما يأسفون . لكني صككتها صكة . فأتيت رسول الله صلى الله عليه وسلم فعظم ذلك علي . قلت : يا رسول الله ! أفلا أعتقها ؟ قال " ائتني بها " فأتيته بها . فقال لها " أين الله ؟ " قالت : في السماء . قال " من أنا ؟ " قالت : أنت رسول الله . قال " أعتقها . فإنها مؤمنة " .
"И была у меня была служанка, которая пасла моих овец в стороне Ухуда и Аль-Джуванийи. И вот, однажды она взошла на возвышенность и увидела, как волк унес одну из ее овечек. Я же (считаю себя) печалящимся, (понимающим человека), сыном Адама, но все-таки, я ударил ее по лицу и пришел (с этим известием) к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он расценил это как весьма недобрый поступок, и я сказал ему: "О Посланник Аллаха, не отпустить ли мне ее?» Он сказал: "Приведи ее ко мне". Я привел ее к нему, и он спросил ее: "Где Аллах?" Она ответила: "На небесах". Он спросил: "Кто я?" Она ответила: "Ты - Посланник Аллаха". Он сказал: "Отпусти ее на свободу, ведь она верующая". См. «Сахих» Муслим, 537.
1. Тахридж хадиса
Передан данный хадис в многочисленных сборниках. Передал его Муслим, 537, имам Малик в «Аль-Муватта», 2-766, имам Аш-Шафии, см. «Ар-Рисаля», 75, имам Ахмад, 5-448, Абу Дауд, 1-260, Ибн Аби Шейба, 84, Ибн Хиббан, 165, Ад-Дарими, см. «Родд аля аль-джахмия», 39, Ибн Хузейма в «Ат-Таухид», 1-279, аль-Лялякаи, см. «Шарх усуль аль-иттикод», 3-392, аль-Бейхакы, см. «аль-Асма уа ас-сыфат», 532, и многие другие имамы и мухаддисы, через разные пути передачи.
2. Степень достоверности хадиса
Данный хадис является достоверным (сахих) по единогласному мнению всех мухаддисов и имамов, и никто никогда не говорил, что он является слабым, до тех пор, пока не появился Кяусари со своими учениками, и пытался этот хадис, пользуясь подтасовкой и обманом, и последовали за ним Гумари, Саккаф, и вся их компания, да не будет им блага от Аллаха.
И единственной причиной, по которой они отвергли данный хадис, является их ненависть к акыде ахли Сунна, и их беспомощность перед ясным доводом, который являет собой этот хадис, разрушая их нововведенческую акыду.
Среди тех, кто назвал этот хадис достоверным: Муслим, Ахмад Ибн Ханбаль, Ибн Хаджар аль-Аскалани, Абу Дауд, Ибн Хузейма, Ибн Абдуль Барр, Аль-Багави, Ибн Касир, Ибн Теймия, Ибн Кудама, Аз-Захаби, Ибн аль-Вазир аль-Йамани, Ахмад Шакир, Аш-Шанкыти, и многие другие имамы. И даже сказал хафиз аз Захаби, что этот хадис мутаватир! И нет ни одного имама, который сказал бы, что этот хадис является слабым или запутанным, поэтому мы даже не будем обращать внимания на шубухаты Саккафа и других, однако предупреждаем наших оппонентов, что если они осмелятся заявить о его слабости, то мы напишем отдельную работу о достоверности иснада этого хадиса, где выявим на свет всю их подтасовку, ложь и невежество, инша Аллах.
3. Выводы из хадиса и слова ученых в пояснении к нему
Данный хадис представляет собой ясное опровержение на акиду приверженцев нововведений ашаритов, матуридитов, мутазилитов, и других, в их слове о том, что нельзя в отношении Аллаха задавать вопрос: «Где?»
Более того, они утверждают, что такой вопрос является ташбихом (уподоблением Аллаха созданному), и неверием.
Однако, в этом хадисе ясное опровержение им на это, ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, задал такой вопрос.
Приведем слова ученых всех мазхабов об этом хадисе
1. Ханбалиты
1. Имам Ахмад Ибн Ханбаль
Сказал имам Ахмад обьясняя хадис:
فَهِيَ حِينَ تُقِرُّ بِذَلِكَ فَحُكْمُهَا حُكْمُ الْمُؤْمِنَةِ
"Когда она признала то что Аллах над небесами, ее хукм стал хукмом верущей"
Источник: "Ас-Сунна", 3/575
2. Имам Ибн Кутейба ад-Динури
Сказал имам Ибн Кутейба ад Динури:
وَالْأُمَمُ كُلُّهَا -عَرَبِيُّهَا وَعَجَمِيُّهَا- تَقُولُ: إِنَّ اللَّهَ تَعَالَى فِي السَّمَاءِ مَا تُرِكَتْ عَلَى فِطَرِهَا وَلَمْ تُنْقَلْ عَنْ ذَلِكَ بِالتَّعْلِيمِ.
وَفِي الْحَدِيثِ: "إِنَّ رَجُلًا أَتَى رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِأَمَةٍ أَعْجَمِيَّةٍ لِلْعِتْقِ، فَقَالَ لَهَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "أَيْنَ اللَّهُ تَعَالَى؟ ".
فَقَالَتْ: فِي السَّمَاءِ، قَالَ: "فَمَنْ أَنَا؟ " قَالَتْ: أَنْتَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. فَقَالَ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ: "هِيَ مُؤْمِنَةٌ وَأَمَرَهُ بِعِتْقِهَا"
"И все народы арабы, и не арабы говорят, что Всевышний Аллах над небесами, до тех пор, пока их оставляют на их естестве, и не отвращают от этого обучением. И пришло в хадисе, что человек пришёл к Посланнику Аллаха, мир ему, с рабыней неарабской, чтобы освободить её, и сказал ей Посланник Аллаха, мир ему: "Где Всевышний Аллаха?". И она ответила: "Над небесами". Он сказал: "А кто я?". Она ответила: "Ты Посланник Аллаха", мир ему. И сказал Посланник Аллаха: "Она верующая", и приказал отпустить её"
Источник: "Тауиль мухталяф аль-хадис", 1/395
3. Имам Ибн Манда
Сказал имам Ибн Манда:
ذكر ما يدل على أن المقر بالتوحيد إشارة إلى السماء بأن الله في السماء دون الأرض وأن محمدا رسول الله صلى الله عليه و سلم يسمى مؤمنا
"Раздел о том, что доказывает что признанающий таухид посредством указанияна небеса, со смыслом, что Аллах над небесами, а не на земле, и признающий что Мухаммад Посланник Алллаха зовётся верующим"
И привел там хадис рабыни
Источник: "Аль-Иман", 1-230
4. Коды Абу Яла
Сказал Коды Абу Я'ла аль-Ханбали в шархе хадиса:
ظاهر الخبر يقتضي جواز السؤال عنه، وجواز الإخبار عنه بأنه فِي السماء، لأن النبي، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ لها: " أين الله " فلولا أن السؤال عنه جائز لم يسأل وأجابته بأنه فِي السماء وأقرها عَلَى ذَلِكَ، فلولا أنه يجوز الإخبار عنه سُبْحَانَهُ بذلك لم يقرها عليه
"Очевидный смысл хадиса доказывает дозволенность спрашивать об Аллахе "Где?", и дозволенность отвечать: "Над небесами", поскольку Пророк, мир ему, сказал ей: "Где Аллах?", и если бы этот вопрос не был бы разрешенным, то он не спросил бы ее. И она ответила ему, что Он над небесами, и Пророк признал ее на этом, и не выразил порицания. И если бы нельзя было бы говорить о Нём, Свят Он и Велик, что Он над небесами, то Пророк не одобрил бы ее ответ, и выразил бы порицание"
Источник: "Ибталь ат-тауилят", 1-232
5. Коды Абу аль-Хасан Аз Загуни
Сказал Коды Абу аль-Хасан Аз Загуни аль Ханбали:
"Этот хадис достоверный, известный, передали его имамы в своих книгах со своими иснадами, и приняла его Умма принятием! И довод в нём, что спросил ее Пророк, мир ему: "Где Аллах?". И признал ее и не выразид порицание на ее ответ, что Он над небесами"
Источник: "Аль-Идох фи усуль ад-дин"
И сказал: "Раздел: "Описывание Аллаха Возвышенностью над Троном"
Описал Аллах сам себя возвышенностью над Троном, сказав: "Милостивый Возвышен над Троном", и это упомянуто в семи аятах Корана.
И это несет в себе следующие разделы:
1. Это то, что произнесено словесно, а это аль-истива (возвышенность) над Троном
2. То, что является смыслом словесно произнесенного, а это отличие Его, Свят Он и Велик, стороной Возвышенности (джихатуль улюв)
3. То, что утверждено по смыслу этого, а это разрешенность спрашивания об Аллахе вопросом "Где?", и этот вопрос доказывает утвержденность стороны.
А ашариты и мутазилиты утверждают, что слово аль-истива не опускается на внешний смысл!"
Источник: "Аль-идох фи усуль ад дин", 190-191
6. Имам Яхья Ибн Аммар аль Ханбали
Сказал имам Яхья Ибн Аммар аль-Ханбали:
و لا نقول كما قالت الجهمية انه مداخل للأمكنة و ممازج لكل شيء و لا نعلم أين هو ؟ بل نقولُ هو بذاته على العرش و علمه محيط بكل شيء
"И мы не говорим как сказали джахмиты, что Аллах входит в места, и перемешивается со всякой вещью, и мы не знаем где он. Однако мы говорим, что он своей Сущностью над Троном, а его знание охватывает всякую вещь"
Источник: "Аль-Арш", 1-260
7. Шейх уль Ислам аль Ансари
Сказал шейх уль Ислам Исмаил аль-Ансари:
وهؤلاء يقولون: ليس هو في مكان ولا يوصف بأين وقد قال المبلغ عن الله عز وجل لجارية معاوية بن الحكم t: "أين الله
"Эти (ашариты) говорят: "Аллах не в месте", и нельзя говорить о нём "Где?". В то время как доносящий от Аллаха Посланник сказал рабыне Муавии Ибн аль Хакама: "Где Аллах?"
Источник: "Баян тальбис аль джахмия", 1-271
Также имам аль-Ансари привел этот хадис в разделе который назвал: "Раздел: доказательство того, что Всевышний над небесами" см. "Аль-арбаун фи даляиль ат таухид", 1-53
8. Хафиз аль-Хасан Ибн Аттар аль-Хамзани (ум. 569 г.х.)
Спросили у хафиза аль Хамзани о том, что появились ханбалиты, которые не признают, что Аллах не находится в стороне возвышенности, и попросили опровергнуть это, и другие их отклонения. И он сказал в ответе:
الفصل في الإستواء
"Раздел о Возвышенности"
И привел 7 хадиса, в том числе хадис рабыни, и другие хадисы, где об Аллаха спрашивается с вопросом "Где?"
См. "Аль-Футья уа джавабуха фи зикри аль-итикод уа замми аль-ихтиляф", 75
9. Имам Муджаддид Абдуль Гани аль-Макдиси
Сказал имам Абдуль Гани аль-Макдиси, упомянув хадис рабыни:
وروى معاوية بن الحكم السلمي2 رضي الله عنه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال لجاريته: " أين الله؟ قالت: في السماء، قال: من أنا؟ قالت: أنت رسول الله. قال: اعتقها فإنها مؤمنة " . رواه مسلم [بن الحجاج] 1 وأبو داود، و [أبو عبد الرحمن] 2 النسائي ومن أجهل جهلاً، وأسخف عقلاً، وأضل سبيلاً ممن يقول إنه لا يجوز أن يقال: أين الله، بعد تصريح صاحب الشريعة بقوله [أين الله]
«Передал Муавия Ибн аль Хакам, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал рабыне Муавии: "Где Аллах?". Она сказала: "Над небесами", и спросил: "Кто я?". Она сказала: "ТЫ Посланник Аллаха". Он сказал: "Отпусти ее, на верующая". Передали его Муслим, Абу Дауд, и Абдур Рахман ан Насаи. И кто же может быть невежественнее, глупее, и заблужденнее того, кто говорит, что не разрешено говорить: «Где Аллах?», после того, как ясного высказывания владельца Шариата «Где Аллах?»
Источник: «Ас-сыфат», 75-76, имама Абдуль Гани аль Макдиси
10. Имам Абдуль Кадир аль-Джилани
Сказал шейх Абдул-Къадир Джилани в своей книге «аль-Гунья»:
Запрещено описывать Его тем, что он повсюду, напротив говорится, что Он в небесах на Троне, как он сказал: "Милостивый вознесен над Троном", и сказал: "К нему восходит прекрасное слово".
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постановил о Исламе рабыни ответившей на вопрос: Где Аллах? Указав на небеса"
И необходимо употребление слова Вознесении [Истива], без метафорического толкования, а именно так, что Он Вознесся Сущностью Своей над Троном, не в смысле сел или прикоснулся, как говорят муджасима и каррамия, и не в смысле возвышенность Его ранга, как сказали ашариты, и не в смысле овладения, как говорят мутазилиты, потому что Шариат не пришел с подобным, и не передано подобное ни от кого из Сахабов, Табиинов и праведных предшественников из Асxаб-уль-Хадис…Вознесение [Истива] является Его сущностным качеством, и оповестил Он нас об этом в семи аятах, в Книге Своей, а так же пришло это в Сунне, и это есть качество, обязательно присущее Ему, и подобающее Ему,
Источник: "Аль-Гунья", 1/154-155
11. Имам Ибн Кудама аль-Макдиси
Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси в аль-Мугни, разговаривая про то, как определяется верующий раб или нет, и привел хадисы рабыни, затем сказал:
فَحَكَمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِإِيمَانِهَا بِإِشَارَتِهَا إلَى السَّمَاءِ ، تُرِيدُ أَنَّ اللَّهَ سُبْحَانَهُ فِيهَا
"Так вынес же Посланник Аллаха хукм об ее Имане, посредством ее указания на небеса, и она хотела этим сказать, что Аллах, Свят Он и Велик, на небесах"
Сказал также имам Ибн Кудама в специальной книге "Исбат сыфатиль улюв", посвященной этому вопросу:
ذكر الاحاديث الصحيحه الصريحه في ان الله تعالى في السماء
"Раздел: упоминание достоверных ясных хадисов, указыающих что Всевышний Аллах над небесами"
И привел там хадис рабыни
См. "Исбат сыфат аль-улюв"
12. Шейх уль Ислам Ахмад Ибн Теймия
Шейх уль Ислам в десятках мест в своих книгах, перечисляя далили на то, что Всевышний Аллах в стороне возвышенности, упоминал в доказательства этот хадис.
13. Ибн аль-Каййим аль-Джаузия
Сказал Ибн аль Каййим в "Ан-Нуния":
اذكر شهادته لمن قال رب ... ي في السما بحقيقة الايمان
وشهادة العدل المعطل للذي ... قد قال ذا بحقيقة الكفران
واحكم بأيهما تشاء وأنني ... لأراك تقبل شاهد البطلان
ان كنت من أتباع جهم ص ... احب التعطيل والعدوان والبهتان
"Вспомни свидетельство Пророка, тому, кто сказал
"Мой Господь над небесами", об истинном Имане
И свидетельство джахмита-опустошителя, который
Сказал что это настоящий куфр
И выбери то из этих двух свидетельств, которое пожелаешь
И я не думаю, что ты выберешь свидетельство джахмита лжеца,
Кроме как если сам будешь последователем Джахма, опустошателя, враждебного клеветника"
См. "Ан-Нуния" с шархом аллямы аль-Хурраса, 1-277
14. Имам Ибн Хаззамин аль-Ханбали
Сказал шейх Ибн Хаззамин аль-Ханбали, комментируя хадис рабыни:
من لا يعرف وجهة معبوده وتكون الجارية راعية الغنم اعلم بالله منه فإنها قالت في السماء عرفته بأنه في السماء لما قال لها رسول الله صلى الله عليه وسلم يا جارية اين الله قالت في السماء واقرها على ذلك
"И тот, кто не знает сторону своего Господа, то рабыня пастушка овец более знающая чем он об Аллахе! Ведь истинно, она сказала "Он над небесами", и познала Его тем, что Он над небесами. И когда сказал ей Посланник Аллаха: "О рабыня, где Аллах?" Она ответила: "Над Небесами". И он признал ее на этом, и не выразил ей порицания"
Источник: "Ан-Насыха фи сыфат ар-робб", 29
2. Шафииты
1-2. Имам Мухаммад Ибн Идрис аш Шафии и имам Ас-Сабуни аш Шафии
Сказал имам Абу Усман ас-Сабуни аш Шафии
فحكم رسول الله صلى الله عليه وسلم بإسلامها وإيمانها لما أقرت بأن ربها في السماء، وعرفت ربها بصفة العلو والفوقية، وإنما احتج الشافعي رحمة الله عليه على المخالفين في قولهم بجواز إعتاق الرقبة الكافرة في الكفارة بهذاالخبر؛ لاعتقاده أن الله سبحانه فوق خلقه، وفوق سبع سماواته على عرشه، كما هو معتقد المسلمين من أهل السنة والجماعة سلفهم وخلفهم، إذ كان رحمه الله لا يروي خبراً صحيحاً ثم لا يقول به
"Вынес хукм Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о ее Исламе, и Имане, когда она признала что ее Господь над небесами, и познала своего Господа через качество Возвышенности.
И Аш-Шафии аргументировал этим сообщением против несогласных с ним, которые говорят о дозволенности освобождения рабыни кафирки для искупления, лишь по причине его вероубеждения о том, что Аллах Свят Он и Велик, сверху своих творений, и сверху семи небес, над своим Троном как убеждены все мусульмане из ахли Сунна уаль джамаа, их саляфы и поздние. Ведь аш Шафии не передавал достоверный хадис, кроме как говорил в соответствии с ним"
Источник: "Акыдату ас-саляф уа асхаб аль хадис", 110
3. Имам Аль Лялякаи аш Шафии
Сказал имам аль Лялякаи:
سياق ما روى في قوله تعالى الرحمن على العرش استوى وأن الله على عرشه فى السماء
"То, что передано о словах "Милостивый вознесен над Троном", и о том, что Всевышний Аллах над своим Троном, над небесами"
И передал этот хадис в этом разделе
См. "Шарх усуль аль-Итикод", 3-387
4. Имам муджаддид Исмаил ат Тейми аш Шафии
Сказал имам муджаддид Исмаил ат Тейми аш Шафии, опровергая джахмитов и ашаритов:
وَأخْبر عَن فِرْعَوْن أَنه قَالَ: {يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحًا لَعَلِّي أَبْلُغُ الأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَات فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لأَظُنُّهُ كَاذِبًا} فَكَانَ فِرْعَوْن قد فهم عَن مُوسَى أَنه يثبت إِلَهًا فَوق السَّمَاء حَتَّى رام بصرحه أَن يطلع إِلَيْهِ، وأتهم مُوسَى بِالْكَذِبِ فِي ذَلِكَ. والجهمية لَا تعلم أَن الله فَوْقه بِوُجُود ذَاته، فهم أعجز فهما من فِرْعَوْن. وَقد صَحَّ عَن النَّبِي - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم َ - أَنه سَأَلَ الْجَارِيَة الَّتِي أَرَادَ مَوْلَاهَا عتقهَا. أَيْن الله؟ قَالَت: فِي السَّمَاء، وأشارت برأسها. وَقَالَ: من أَنا؟ فَقَالَت: أَنْت رَسُول الله. فَقَالَ: اعتقها فَإِنَّهَا مُؤمنَة فَحكم النَّبِي - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم َ - بإيمانها حِين قَالَت: إِن الله فِي السَّمَاء وتحكم الْجَهْمِية بِكفْر من يَقُول ذَلِكَ.
"Рассказал Аллах о Фараоне, что он сказал: "О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом" (40:36). И Фараон понял от Мусы, что он утверждает о существовании Бога над небесами, и захотел с помощью башни взглянуть на Него, и обвинил Мусу во лжи в этом его утверждении. А джахмиты не знают, что Аллах над небесами своей Сущностью, поэтому они слабее в понимании, чем Фараон!
И спросил Пророк рабыню, которую ее хозяин хотел освободить на волю: "Где Аллах?", а она сказала: "Над небесами", и указала головой в сторону небес. И он сказал ей: "Кто я?". Она сказала: "Ты Посланник Аллаха". И он сказал: "Отпусти ее, ведь она верующая".
И вынес Посланник Аллаха хукм об ее Имане, когда она сказала, что Аллах над небесами. А джахмиты выносят хукм о куфре того, кто говорит это!"
Источник: "Аль-Худжжа фи баян аль-махаджжа", 2/118
5. Имам Ибн Тохир аль-Макдиси аш Шафии
Сказал имам Ибн Тохир аль-Макдиси:
ففي هذا الحديث دلالة أن من شرط الإيمان أن يعتقد الشخص بقلبه ويتلفظ بلسانه بأن الله عز وجل في السماء.
أخبرنا أبو بكر الشيرازي بقراءتي عليه غير مرة، أخبركم الحاكم أبو عبد الله الحافظ قال: سمعت محمد بن صالح بن هانئ يقول: سمعت محمد بن إسحاق بن خزيمة يقول: ((من لم يقر بأن الله عز وجل على عرشه قد استوى فوق سبع سماواته فهو كافر بربه، يستتاب فإن تاب وإلا ضربت عنقه وألقي على بعض المزابل حتى لا يتأذى المسلمون والمعاهدون بنتن ريح جيفته، وكان ماله فيئاً لا يرثه أحد من المسلمين، إذ المسلم لا يرث الكافر كما قال عليه السلام)) وإنما غلظ هذا التغليظ بشهادة النبي صلى الله عليه وسلم لها بالإيمان إذ اعتقدت أن الله عز وجل في السماء، فمن أنكر ذلك يكون مخالفاً لنص القرآن والسنة الصحيحة، ومن خالفهما خرج عن الإيمان
"В этом хадисе указание на то, что условием действительности Имана является убеждение человека в сердце, и его слова языком, о том, что Аллах, Свят Он и Велик, над небесами.
Рассказал нам Абу Бакр аш Ширази, я прочитал это ему не раз, что рассказал ему аль-Хаким Абу Абдуллах аль-Хафиз, сказав: "Я слышал Мухаммада Ибн Солиха Ибн Хани, как он сказал: "Я слышал, как Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма сказал: "Кто не признает, что Аллах, Свят Он и Велик, над Троном, вознесен над семью небесами тот кафир, требуется у него покаяние, и если он не кается, то отрубается его голова, и его труп кидается на свалку, чтобы он не доставлял неудобства мусульманам, и ахлю-зимма, запахом гнили своего трупа. А его имущество является трофеем, и не наследует от него никто из мусульман, ведь мусульманин не наследует от кафира, как сказал Пророк, мир ему".
И Ибн Хузейма был так суров лишь по причине свидетельства Посланника Аллаха об ее вере, когда она была убеждена, что Аллах над небесами.
И кто отрицает это тот противоречит тексту Корана, и достоверной Сунны, а кто противоречит им тот вышел из Имана"
Источник: "Аль-Худжжа аля тарик аль-махаджжа", 2/422
6. Имам Яхья Аль Имрани аш Шафии
Сказал имам аль-Имрани аш-Шафии:
فصل
قد ذكرنا في أول الكتاب أن عند أصحاب الحديث والسنة أن الله سبحانه بذاته بائن عن خلقه، على العرش استوى فوق السموات، غير مماس له، وعلمه محيط بالأشياء كلها
"Раздел: мы упомянули в начале книги о том, что у приверженцев хадиса и Сунны убеждение о том, что Аллах, Свят Он, своей сущностью отделен от Творений и вознесся над Троном свыше небес, не касаясь его, а Его Знание охватывает все вещи"
Затем начал упоминать акыды заблудших групп, противоречащих приверженцам Сунны и хадиса, и упомянул акыду карамитов, мутазилитов, а затем сказал:
وقالت الأشعرية: لا يجوز وصفه بأنه على العرش ولا في السماء5.
والدليل على ما قلناه قوله تعالى: {.. الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى}
"И сказали ашариты: "Нельзя описывать его тем, что Он над Троном, и что он над небесами". И довод на то, что мы сказали Слова Аллаха: "Милостивый вознесся над Троном"
Затем он упомянул около 25 далилей из Корана, Сунны и слов сподвижников на это, затем сказал:
" ولأن المسلمين مجمعون عند الدعاء على رفع أبصارهم وأكفهم إلى نحو السماء3 فدل على صحة ما قلناه.
"И также потому, что мусульмане единогласны на поднятии рук и взоров в сторону небес, и это доказало верность того, о чём мы говорим"
Затем начал опровергать доводы мутазилитов, затем сказал:
وأما الأشعرية فقالوا: إذا قلتم إنه على العرش أفضى إلى أنه يكون محدوداً أو أنه يفتقر إلى مكان وجهة تحيط به وتعالى الله عن ذلك والجواب: أنا وإن قلنا إنه على العرش كما أخبر بكتابه وأخبر به نبيه صلى الله عليه وسلم فلا نقول إنه محدود، ولا إنه يفتقر إلى مكان، ولا تحيط به جهة ولا مكان، بل كان ولا مكان ولا زمان ثم خلق المكان والزمان، واستوى على العرش بلا كيفية، ولم يخلق العرش لحاجة، بل كما حكي عن ذي النون المصري1 لما قيل له: ما أراد الله بخلق العرش؟ فقال: أراد الله أن لا تتيه قلوب العارفين ولم يخلقه لحاجته إليه، فإذا قيل للعبد المؤمن أين الله؟ قال: على العرش2، وقد صرح القاضي أبو بكر الباقلاني الأشعري 3 في التمهيد بالقول في هذه المسألة كما قال أصحاب الحديث وأما الغزالي فخالفهم في الاقتصاد وقال: "أما رفع الأيدي في الدعاء إلى السماء فلأنها قبلة الدعاء كما أن البيت قبلة الصلاة"5.
وهذا تمويه منه ومعاندة لما ورد به القرآن والسنة، وما عليه العلماء من الصحابة والتابعين وأما قوله: "إن السماء قبلة الدعاء"، فيقال له1: لو كان هذا كما قلت لم يصح الدعاء إلا لمن توجه بيديه إلى السماء كما لا تصح الصلاة إلا لمن توجه إلى الكعبة2،3.ثم قال: "ولما حكم النبي صلى الله عليه وسلم بإيمان الجارية لما أشارت إلى السماء فلأنه لا سبيل للأخرس إلى تفهم علو المرتبة إلا بإشارة إلى جهة العلو، وكان النبي صلى الله عليه وسلم يظن أنها من عبدة الأوثان فاستنطقت بمعبودها"4.
فعرّفت بالإشارة إلى السماء أن معبودها ليس من الأصنام5، وهذا غير صحيح لأن النبي صلى الله عليه وسلم قال لها: أين الله فأشارت إلى السماء، فأقرها النبي صلى الله عليه وسلم على ذلك، فلو كان لا يجوز أن يقال: إن الله في السماء لبين لها النبي صلى الله عليه وسلم، لأنه لا يجوز له الإقرار على الخطأ، لا سيما وكان ذلك بحضور جماعة من الناس، أو لو كان هذا لكونها عجمية لبين النبي صلى الله عليه وسلم ذلك لمن حضر مع أنه كان يمكنه صلى الله عليه وسلم أن يسأل من تعبد.
وكيف يصح هذا التأويل، وقد روى أبو داود في سننه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: "إن ما بين سماء إلى سماء مسيرة كذا حتى ذكر سبع سموات، وفوق ذلك بحر ما بين أعلاه وأسفله مثل ما بين سماء إلى سماء، وفوق ذلك ثمانية أوعال كواهلهم تحت العرش وأقدامهن تحت الأرض السابعة السفلى وفوق ذلك العرش والله سبحانه فوق ذلك "
"Что же касается ашаритов, то они сказали: "Если вы скажете, что Аллах над Троном, то это приведет к тому, что Он ограничен, и что Он нуждается в месте, и сторона охватывает Его, а Аллах пречист от этого"
То ответ будет следующим: что мы даже если и сказали что Он над Троном, как Он сам поведал об этом в своей Книге, и как рассказал об этом Его Пророк, мир ему, то мы не говорим, что Он ограничен, и что он нуждается в месте, и что Его охватывает сторона или место. Однако Он был, и не было ни места ни времени, затем Он создал место и время, и вознесся над Троном, без того чтобы мы спрашивали "Как это?", и он не создал Трон потому, что Он нуждается в нём, однако как передано от Зу Ннуна аль-Мисри, когда ему сказали: "Что хотел Аллах сотворением Трона?", он ответил: "Хотел Аллах чтобы не заблудились сердца знающих, и не создал его по причине своей нужды в Троне".
И поэтому, когда спрашивают у верующего раба "Где Аллах?" он говорит: "Над Троном". И ясно высказал слово приверженцев хадиса в этом вопросе ашарит аль-Коды Абу Бакр аль Бакыллани в книге "Ат-Тамхид".
Что же касается аль-Газали, то он противоречил приверженцам хадиса в своей книге "Аль-Иктисод" и сказал: "Что же касается поднятия рук в дуа к небесам, то это потому, что небеса это кыбла для дуа, подобно тому, как Кааба кыбла для молитвы". И это мошенничество с его стороны, и упрямтсво над истиной, и отвержение Корана и Сунны, и того, на чем ученые сподвижники и табиины!
Что же касается его слов: "Небеса это кыбла для дуа", то будет отвечено ему: если бы это было так, как ты говоришь, то не было бы достоверным дуа ни у кого, кроме того кто направил руки к небесам, также как недостоверна молитва кроме как у того, кто повернулся к Каабе.
Затем сказал аль-Газали: "И когда вынес Пророк мир ему, хукм об имане рабыни, после того как она указала на небеса, то это было лишь потому, что у немого нет возможности выразить величие степени Аллаха, кроме как указав на сторону возвышенности. И Пророк, мир ему, думал, что она идолопоклонница, и спросил ее о том, кому она поклоняется, и она дала понять указанием на возвышенность, что она поклоняется не идолу"
И эти слова неверные, поскольку Пророк мир ему сказал ей: "Где Аллах?", и она указала на небеса, и признал ее Пророк на этом. И если бы было не разрешенным говорить, что Аллах над небесами, то непременно разьяснил бы ей это Пророк, мир ему, ведь неразрешено ему одобрять чью то ошибку, и не разьяснять ее, особенно в этом случае, который произошел в присутствие большой группы людей. И даже если бы она была иностранкой, и не понимала арабского, то непременно разьяснил бы Пророк эту "ошибку" для тех, кто присутствовал. И также Пророк мог бы спросить ее "Кому ты поклоняешься?", (а он спросил Где Аллах).
И как же будет правильным такое толкование, в то время как передал Абу Дауд в своём "Сунане", что Пророк, мир ему, сказал: "Истинно, между небесами и небесами расстояние такое то и такое то", и так упомянул все семь небес, затем сказал: "И над этими небесами море, между верхним и нижним слоем которого расстояние подобное расстоянию между каждыми небесами. А над морем восемь ангелов, плечи которых под Троном, а их ноги под седьмой землей самой нижней, и над ними Трон, а Аллах, Свят Он над всем этим".
И пути передачи сообщений об этом известные, и эти сообщения не станут ложными от толкований тех кто их толкует, и отвержений тех кто их отвергает"
Источник: "Аль-интисор фи ар-родд аля аль-кадария уаль мутазиля аль ашрар", 2/607-626
7. Имам Аз Зинджани аш Шафии
Сказал имам аз-Зинджани:
وَقَدْ صَحَّ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ «أَنَّهُ سَأَلَ الْجَارِيَةَ الَّتِي أَرَادَ مَوْلَاهَا عِتْقَهَا أَيْنَ اللَّهُ؟ قَالَتْ: فِي السَّمَاءِ وَأَشَارَتْ بِرَأْسِهَا، وَقَالَ مَنْ أَنَا؟ قَالَتْ: أَنْتَ رَسُولُ اللَّهِ فَقَالَ: أَعْتِقْهَا فَإِنَّهَا مُؤْمِنَةٌ، فَحَكَمَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِإِيمَانِهَا حِينَ قَالَتْ: إِنَّ اللَّهَ فِي السَّمَاءِ،» وَقَالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ: {ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ} [الأعراف: 54] وَقَالَ تَعَالَى {يُدَبِّرُ الْأَمْرَ مِنَ السَّمَاءِ إِلَى الْأَرْضِ ثُمَّ يَعْرُجُ إِلَيْهِ} [السجدة: 5] وَذَكَرَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا بَيْنَ كُلِّ سَمَاءٍ إِلَى سَمَاءٍ وَمَا بَيْنَ السَّمَاءِ السَّابِعَةِ وَبَيْنَ الْعَرْشِ ثُمَّ قَالَ اللَّهُ فَوْقَ ذَلِكَ
"Достоверно от Посланника Аллаха, мир ему, что он спросил рабыню которую ее хозяин хотел отпустить: "Где Аллах?". И она сказала: "Над небесами", и указала головой. И он сказал: "А кто я?" И она сказала: "Ты Посланник Аллаха". И он сказал: "Отпусти ее, ведь она верующая". И вынес Посланник Аллаха, мир ему, хукм об её Имане, когда она сказала, что Аллах над небесами"
Источник: "Иджтима аль-джуюш аль-исламия", 2-198
8. Аз-Захаби аш Шафии
Сказал имам аз-Захаби:
ففي الخبر مسألتان إحداهما شرعية قول المسلم أين الله وثانيهما قول المسؤول في السماء فمن أنكر هاتين المسألتين فإنما ينكر على المصطفى صلى الله عليه و سلم
«В этом хадисе два пункта. Первое: законность слова муслима: «Где Аллах?» Второе: законность ответа спрашиваемого: «Над небесами».
И тот, кто порицает эти два пункта, тот лишь порицает Пророка, да благословит его Аллах и приветствует»
см. «Аль-Улюв», 1-28
Маликиты
1. Имам Ибн Абдуль Барр аль Малики
1. Сказал Ибн Абдуль Барр:
مَعَانِي هَذَا الْحَدِيثِ وَاضِحَةٌ يُسْتَغْنَى عَنِ الْكَلَامِ فِيهَا وَأَمَّا قَوْلُهُ أَيْنَ اللَّهُ فَقَالَتْ فِي السَّمَاءِ فَعَلَى هَذَا أَهْلُ الْحَقِّ لِقَوْلِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ
آمنتم مَنْ فِي السَّمَاءِ وَلِقَوْلِهِ إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَلِقَوْلِهِ تَعْرُجُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ إِلَيْهِ وَمِثْلُ هَذَا فِي الْقُرْآنِ كَثِيرٌ قَدْ أَتَيْنَا عَلَيْهِ فِي بَابِ ابْنِ شِهَابٍ فِي حَدِيثِ النُّزُولِ وَفِيهِ رَدٌّ عَلَى الْمُعْتَزِلَةِ وَبَيَانٌ لِتَأْوِيلِ قَوْلِ الله عز وجل الرحمان عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى وَلَمْ يَزَلِ الْمُسْلِمُونَ فِي كُلِّ زَمَانٍ إِذَا دَهَمَهُمْ أَمْرٌ وَكَرَبَهُمْ غَمٌّ يَرْفَعُونَ وُجُوهَهُمْ وَأَيْدِيَهُمْ إِلَى السَّمَاءِ رَغْبَةً إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ فِي الْكَفِّ عَنْهُمْ
"Смысл этого хадиса ясен настолько, что нет нужды говорить о нём! Что касается слов Посланника Аллаха "Где Аллах?", и ее ответа: "Над небесами", то на этом люди истины! И это опираясь на слова Аллаха: "К Нему поднимается прекрасное слово", и слово Аллаха: "Поднимается к Нему дух и ангелы", и подобных аятов в Коране очень много. И мы уже поговорили об этой теме в разделе хадисов Ибн Шихаба, говоря о хадисе спускания на ближнее небо в последнюю треть ночи. И в хадисе рабыни опровержение на мутазилитов, и разьяснение смысла слов Аллаха, Свят Он и Велик: "Милостивый вознесен над Троном". И не прекращали мусульмане во все времена, когда случалась у них какая то проблема, или постигло их бедствие поднимать свои лица и руки к небесам, стремясь к Аллаху, Свят Он и Велик, чтобы Он устранил от них эти бедствия"
Источник: "Ат-Тамхид", 22-80
2. Сказал также имам Ибн Абдуль Барр
وَأَمَّا قَوْلُهُ فِي هَذَا الْحَدِيثِ لِلْجَارِيَةِ أَيْنَ اللَّهُ فَعَلَى ذَلِكَ جَمَاعَةُ أَهْلِ السُّنَّةِ وَهُمْ أَهْلُ الْحَدِيثِ وَرُوَاتُهُ الْمُتَفَقِّهُونَ فِيهِ وَسَائِرُ نَقَلَتِهِ كُلُّهُمْ يَقُولُ مَا قَالَ اللَّهُ تَعَالَى فِي كِتَابِهِ (الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى) طه 5 وَأَنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ فِي السَّمَاءِ وَعِلْمَهُ فِي كُلِّ مَكَانٍ وَهُوَ ظَاهِرُ الْقُرْآنِ ..وَلَيْسَ فِي هَذَا الْحَدِيثِ مَعْنًى يُشْكِلُ غَيْرَ مَا وَصَفْنَا وَلَمْ يَزَلِ الْمُسْلِمُونَ إِذَا دَهَمَهُمْ أَمْرٌ يُقْلِقُهُمْ فَزِعُوا إِلَى رَبِّهِمْ فَرَفَعُوا أَيْدِيَهُمْ وَأَوْجُهَهُمْ نَحْوَ السَّمَاءِ يَدْعُونَهُ وَمُخَالِفُونَا يَنْسِبُونَا فِي ذَلِكَ إِلَى التَّشْبِيهِ وَاللَّهُ الْمُسْتَعَانُ وَمَنْ قَالَ بِمَا نَطَقَ بِهِ الْقُرْآنُ فَلَا عَيْبَ عَلَيْهِ عِنْدَ ذَوِي الْأَلْبَابِ
"Что же касается слов Пророка в данном хадисе, обращенных к рабыне: "Где Аллах?" то на этом все ахли-Сунна, а они люди хадиса, и его передатчики понимающие их, и все его передатчики все они говорят то, что сказал Всевышний Аллах в своей Книге: "Милостивый вознесен над Троном" то, что Аллах, Свят Он и Велик, над небесами, а его знание во всех местах, и это очевидный смысл Корана.. (затем перечислил уже приведенные выше аяты затем сказал)
И в этом хадисе нет больше чего-либо, что может вызвать затруднение, помимо этого. И не переставали мусульмане когда беспокоило их что то, обращаться к Их Господу, поднимая свои руки, и лица в сторону небес, и обращаясь к Нему с мольбой. И те кто нам противоречат, приписывают нас к ташбиху (уподоблению) за это наше слово, Аллаху аль-Мустаан! И тот, кто сказал о то, что сказал Коран, то не может быть ему порицания, у всех обладателей разума!"
Источник: "Аль-Истизкар", 7-337
2. Имам Ибн Аби Заманин аль-Малики
Сказал имам Ибн Аби Заманин аль-Малики в разделе о вере в Нисхождение Аллаха на ближнее небо, после того как привел хадис о нисхождении:
وَهَذَا اَلْحَدِيثُ بَيَّنَ أَنَّ اَللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ عَلَى عَرْشِهِ فِي اَلسَّمَاءِ دُونَ اَلْأَرْضِ، وَهُوَ أَيْضًا بَيِّنٌ فِي كِتَابِ اَللَّهِ، وَفِي غَيْرِ مَا حَدِيثٍ عَنْ رَسُولِ اَللَّهِ صَلَّى اَللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
"И этот хадис ясный в указании на то, что Аллах, Свят Он и Велик над Троном, над небесами, а не на земле. И это ясно также и в Книге Аллаха, и во множестве хадисов Посланника Аллаха, мир ему и Милость Аллаха"
Затем имам привел несколько аятов, указывающих на Возвышенность, а затем перейдя к доводам из Сунны, привел хадис рабыни.
Источник: "Усуль ас-Сунна", 1-114
3. Имам Ибн аль Мухиб аль Малики
Скахал имам Ибн аль-Мухиб аль-Малики, ученик младшего Малика, Ибн Аби Зейда аль Кайравани, в шархе слов имама Ибн Аби Зейда "И Аллах над своим славным Троном, своей Сущностью", перечисляя доводы, указывающие на верность этих слов:
«وَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ لِلْأَعْجَمِيَّةِ: أَيْنَ اللَّهُ؟ فَأَشَارَتْ إِلَى السَّمَاءِ»
"И сказал Посланник Аллаха, мир ему и милость Аллаха, рабыне неарабке: "Где Аллах?". И она указала на небеса"
Источник: "Иджтима аль-джуюш аль-исламия", 2-156
4. Имам Абу Косим аль Мукри аль Андалуси
Сказал имам Абу аль-Косим аль-Мукри аль-Андалуси, упомянув хадис о нисхождении на ближнее небо:
فِي هَذَا الْحَدِيثِ دَلِيلٌ عَلَى أَنَّهُ تَعَالَى فِي السَّمَاءِ عَلَى الْعَرْشِ فَوْقَ سَبْعِ سَمَاوَاتٍ مِنْ غَيْرِ مُمَاسَّةٍ وَلَا تَكْيِيفَ كَمَا قَالَ أَهْلُ الْعِلْمِ، وَدَلِيلُ قَوْلِهِمْ أَيْضًا مِنَ الْقُرْآنِ
"В этом хадисе довод на то, что Всевышний над небесами, над Троном, над семью небесами, без того чтобы касаться трона, и без того чтобы представлять "Как?" это, как сказали все люди знания. И довод на их слово из Корана.." затем перечислил ряд аятов, привёл асары от Малика про смысл аль-истива, затем сказал:
{الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى} أَيْ: عَلَا وَتَقُولُ الْعَرَبُ: اسْتَوَيْتُ فَوْقَ الدَّابَّةِ وَفَوْقَ الْبَيْتِ، وَكُلُّ مَا قَدَّمْتُ دَلِيلٌ وَاضِحٌ فِي إِبْطَالِ قَوْلِ مَنْ قَالَ بِالْمَجَازِ فِي الِاسْتِوَاءِ، وَأَنَّ اسْتَوَى بِمَعْنَى اسْتَوْلَى لِأَنَّ الِاسْتِيلَاءَ فِي اللُّغَةِ الْمُغَالَبَةُ وَأَنَّهُ لَا يُغَالِبُهُ أَحَدٌ وَمِنْ حَقِّ الْكَلَامِ أَنْ يُحْمَلَ عَلَى حَقِيقَتِهِ حَتَّى تَتَّفِقَ الْأُمَّةُ أَنَّهُ أُرِيدَ بِهِ الْمَجَازُ إِذْ لَا سَبِيلَ إِلَى اتِّبَاعِ مَا أُنْزِلَ إِلَيْنَا مِنْ رَبِّنَا سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى إِلَّا عَلَى ذَلِكَ وَإِنَّمَا يُوَجَّهُ كَلَامُ اللَّهِ تَعَالَى إِلَى الْأَشْهَرِ وَالْأَظْهَرِ مِنْ وُجُوهِهِ مَا لَمْ يَمْنَعْ مِنْ ذَلِكَ مَا يَجِبُ لَهُ التَّسْلِيمُ وَلَوْ سَاغَ ادِّعَاءُ الْمَجَازِ لِكُلِّ مُدَّعٍ مَا ثَبَتَ شَيْءٌ مِنَ الْعِبَادَاتِ وَجَلَّ اللَّهُ تَعَالَى عَنْ أَنْ يُخَاطِبَ إِلَّا بِمَا تَفْهَمُهُ لْعَرَبُ مِنْ مَعْهُودِ مُخَاطِبَاتِهَا مِمَّا يَصِحُّ مَعْنَاهُ عِنْدَ السَّامِعِينَ. وَالِاسْتِوَاءُ مَعْلُومٌ فِي اللُّغَةِ وَهُوَ الْعُلُوُّ وَالِارْتِفَاعُ وَالتَّمَكُّنُ فِي الشَّيْءِ. وَمِنَ الْحُجَّةِ أَيْضًا فِي أَنَّ اللَّهَ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَلَى الْعَرْشِ فَوْقَ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ أَنَّ الْمُوَحِّدِينَ أَجْمَعِينَ إِذَا كَرَبَهُمْ أَمْرٌ رَفَعُوا وُجُوهَهُمْ إِلَى السَّمَاءِ يَسْتَغِيثُونَ اللَّهَ رَبَّهُمْ «وَقَوْلُهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ لِلْأَمَةِ الَّتِي أَرَادَ مَوْلَاهَا عِتْقَهَا: أَيْنَ اللَّهُ؟ فَأَشَارَتْ إِلَى السَّمَاءِ ثُمَّ قَالَ لَهَا: مَنْ أَنَا؟ قَالَتْ: " أَنْتَ " رَسُولُ اللَّهِ قَالَ: أَعْتِقْهَا فَإِنَّهَا مُؤْمِنَةٌ» . فَاكْتَفَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ مِنْهَا بِرَفْعِ رَأْسِهَا إِلَى السَّمَاءِ. فَدَلَّ عَلَى مَا قَدَّمْنَاهُ أَنَّهُ عَلَى الْعَرْشِ، وَالْعَرْشُ فَوْقَ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ
"Милостивый истава над Троном" то есть, Возвышен. И говорят арабы: "Я возвысился (иставейту) над животным, и над домом". И все то, что предшествовало ясный далиль на уничтожение слова тех, кто говорит что аль-истива понимается на переносном смысле (аль-маджаз), и что его смысл "Иставля" (Овладел). И это потому, что овладение в арабском языке это завоевывание при сопротивлении, а Всевышнему Аллаху никто не сопротивляется. И обязательно по отношению к словам относить их к внешнему смыслу, до тех пор, пока не будет единогласна Умма на том, что подразумевается переносный. Ведь нет пути к следованию за тем, что нам ниспослано от нашего Господа, Свят Он и Велик, кроме как действуя по такому принципу. И направлятся слова Аллаха к внешнему смыслу до тех пор, пока не будет какой что-то запрещающее это, чему обязательно покориться. И если бы было разрешено каждому заявляющему о переносном смысле делать такие заявления, то не утвердилось бы ничего из поклонений. И пречист Аллах от того, чтобы обращаться к людям чем то кроме того, что понимают арабы из известного у них, из того, смысл чего достоверен у слушаюших. И аль-истива известно в языке, и это Возвышенность, Вознесенность, и расположение в чем то.
И доводом на то, что Аллах, Свят Он, и Велик над Троном, над семью небесами, является то, что все единобожники, когда случилась у них какое то несчастье, поднимают свои лица к небесам и взывают к Аллаху, Своему Господу о помощи.
И также доводдом является слово Посланника Аллаха рабыне, которую хотел отпустить ее хозяин: "Где Аллах?" И она указала на небеса. Затем он сказал ей: "Кто я?". И она сказала: "Ты Посланник Аллаха". И он сказал ему: "Отпусти ее, ведь она верующая".
И удовлетворился Посланник Аллаха мир ему, от нее подниманием ее головы к небесам. И это также доказывает то, что предшествовало что Аллах над Троном, а Трон над семью небесами"
Источник: "Иджтима уаль-джуюш аль-исламия", 2-159
4. Ученые ахлюль хадис
1-2. Табиин Сулейман ат Тейми и амир правоверных в хадисе имам аль-Бухари
Сказал имам аль Бухари в книге "Хольк афаль аль-ибад":
وَقَالَ ضَمْرَةُ بْنُ رَبِيعَةَ، عَنْ صَدَقَةَ: سَمِعْتُ سُلَيْمَانَ التَّيْمِيَّ يَقُولُ: لَوْ سُئِلْتُ أينَ اللَّهُ؟ لَقُلْتُ فِي السَّمَاءِ، فَإِنْ قَالَ فَأَيْنَ كَانَ عَرْشُهُ قَبْلَ السَّمَاءِ؟ لَقُلْتُ عَلَى الْمَاءِ، فَإِنْ قَالَ: فَأَيْنَ كَانَ عَرْشُهُ قَبْلَ الْمَاءِ؟ لَقُلْتُ: لَا أَعْلَمُ.
قَالَ أَبُو عَبْدِ اللهِ: وَذَلِكَ لِقَوْلِهِ تَعَالَى: {وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَاءَ} يَعْنِي: إِلَّا بِمَا بَيَّنَ.
Сказал Дамра Ибн Робиа, от Садка, сказал он: "Я слышал, как Сулейман Ат-Тейми (табиин) говорил: "Если меня спросят «Где Аллах?», Свят Он и Высочайш? То я скажу: «На небесах». Если меня спросят: «А где был Его Трон до создания небес?». То я скажу: «Над водой». А если спросят меня: «А где был Трон до создания воды?». Я отвечу: «Не знаю».
И сказал Абу Абдуллах (то есть я, аль-Бухари): «И это в соответствии со Словами Аллаха: „ Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает“ (2-255), то есть: кроме того, что разьяснил Аллах».
Источник: "Хольк афаль аль-ибад", 38
В этом асаре аль Бухари ясно подтверждает правоту слов имама ат Тейми, и дозволенность спрашивать об Аллахе "Где?"
3. Ибн Аби Шейба
Сказал имам Ибн Аби Шейба:
4- ما قالوا فِيما يطبع عليهِ المؤمِن مِن الخِلالِ.
"Раздел: что сказали (Пророк и саляфы) о тех качествах, к которым склонен верующий"
И привел хадис рабыни, см. "Аль-Мусаннаф", 3-977
4. Имам Усман Ибн Саид Дарими
1. Сказал имам Усман Ибн Саид ад Дарими:
حدثنا الحسن بن الصباح البزار حدثنا علي بن الحسن ابن شقيق عن ابن المبارك قال قيل له كيف نعرف ربنا قال بأنه فوق السماء السابعة على العرش بائن من خلقه قال أبو سعيد رحمه الله ومما يحقق قول ابن المبارك قول رسول الله للجارية أين الله يمتحن بذلك إيمانها فلما قالت في السماء قال رسول الله أعتقها فإنها مؤمنة والآثار في ذلك عن رسول الله كثيرة والحجج متظاهرة والحمد لله على ذلك
"Рассказал аль-Хасан Ибн ас-Саббах, от Али Ибн Хасана Ибн Шакыка, от Абдуллаха Ибн Мубарака, что ему было сказано: "Как мы познаём своего Господа?". Он ответил: "Тем, что Он над седьмыми небесами, над Троном, отделен от творений".
Скажу: и подтверждает слова Ибн Мубарака слово Посланника Аллаха рабыне: "Где Аллах?". Он экзаминировал этим ее Иман, и когда она сказала "Над небесами", то сказал Посланник Аллаха ее хозяину: "Отпусти ее, она верующая".
И сообщений об этом от Посланника Аллаха очень много, и доводы крайне ясны, и вся хвала Аллаху за это"
Источник: "Ар-родд аля аль-джахмия", 1/47-48
2. Сказал также имам Ад-Дарими, говоря о такфире джахмитов:
. ونكفرهم أيضا أنهم لا يدرون أين الله ، ولا يصفونه بأين ، والله قد وصف نفسه بأين ، فقال : ( الرحمن على العرش استوى (7) ) . ( وهو القاهر فوق عباده (8) ) . و ( إني متوفيك ورافعك إلي ومطهرك من الذين كفروا (9) ) . و ( يخافون ربهم من فوقهم (10) ) . ( أأمنتم من في السماء أن يخسف بكم الأرض (11) ) . ونحو هذا ، فهذا كله وصف بأين ، ووصفه رسول الله صلى الله عليه وسلم بأين ، فقال للأمة السوداء : « أين الله ؟ » فقالت : في السماء ، قال : « من أنا ؟ » قالت : أنت رسول الله قال : « أعتقها فإنها مؤمنة » ، والجهمية تكفر به ، وهذا أيضا من واضح كفرهم
"И мы выносим такфир им также, потому что они не знают где Аллах, и не описывают Его словом "Где?". А Аллах сам себя описал "Где?", сказав: "Милостивый Возвышен над Троном", и сказав: " Он Одолевающий и находится над Своими рабами", и сказав: " Вот сказал Аллах: «О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе", и сказав: "Они боятся их Господа, который над Ними", и сказав: " Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небом, не заставит землю поглотить вас?", и подобные аяты. И всё это описание "Где?".
И описал Его Посланник Аллаха, мир ему, словом "Где?", сказав чернокожей рабыне: "Где Аллах?". И она сказала: "Над небесами". Он сказал: "Кто я?" Она сказала: "Ты посланник Аллаха". Он сказал: "Отпусти ее, она верующая".
А джахмиты выносят такфир за это, и это также относится к их ясному куфру"
Источник: "Ар-Родд аля аль-джахмия", 1-203
5. Имам Ибн Маджа
Назвал имам Ибн Маджа раздел: "То, что отвергают джахмиты", и передал там хадис где Пророка спросили: "Где был наш Господь, до того как создал творения?".
См. "Ас-Сунан"
6. Имам Ибн Аби Асым
Сказал имам Ибн Аби Асым:
باب ما ذكر أن الله تعالى في سمائه دون أرضه
"Раздел: упоминание того, что Всевышний Аллах над небесами, а не на земле"
И привел этот хадис.
Источник: "Ас-сунна", 2-2
7. Сиддык Хасан Хан
Сказала алляма Сиддык Хасан Хан, комментируя слова ан Навави, что верующие увидят Аллаха без стороны:
هذا الذي قاله؛ سلك فيهِ مسلك المتكلِّمة.ومذهب أهلِ الحقِّ في ذلك وما ضاهاه: إمرارهُ على ظاهره من غير تأويلٍ ولا تعطيلٍ؛ وقدْ ثبت في الأحاديث الصحيحة قوله صلى الله عليه وسلم للجارية «أَيْنَ اللهُ؟»، وفي أخرى «الإشارة بالإصبع إلى السماء» والأخبار في ذلك كثيرة جدًّا. وكذلك آيات الكتاب العزيز تدلُّ عليه دلالةً واضحةً، وتفيدُ الفوق، والعلو، والاستواء على العرش، والكون في السماء
"Это то что он сказал, и он последовал в этом путём калямистов. А мазхаб людей истины в этом, и подобном этому проходить такие тексты на их внешнем смысле, не делая тауиль, и не опустошая их. И пришло в достоверных хадисах слово Пророка, мир ему, обращенное к рабыне: "Где Аллах?". А в других хадисах пришло указание пальцем на небеса. И сообщений об этом очень много, и также аятов в Великом Коране, доказывающих ясным указанием на Возвышенность, и Вознесенность над Троном, и на то, что Он над небесами"
Источник: "Ас-сирадж аль-ваххадж", 1-347
5. Ханафиты
1. Абу Ханифа
Сказал Абу Ханифа в книге приписываемой ему "Аль-Фикх аль-Абсат" (эта книга недостоверна от него, но мы приводим так как ханафиты, да наставит их Аллах, ее признают):
من قَالَ لَا اعرف رَبِّي فِي السَّمَاء اَوْ فِي الأَرْض فقد كفر وَكَذَا من قَالَ إِنَّه على الْعَرْش وَلَا ادري الْعَرْش أَفِي السَّمَاء اَوْ فِي الأَرْض وَالله تَعَالَى يدعى من اعلى لَا من أَسْفَل لَيْسَ من وصف الربوبية والألوهية فِي شَيْء وَعَلِيهِ مَا روى فِي الحَدِيث ان رجلا اتى إِلَى النَّبِي صلى الله عَلَيْهِ وَسلم بِأمة سَوْدَاء فَقَالَ وَجب عَليّ عتق رَقَبَة أفتجزىء هَذِه فَقَالَ لَهَا النَّبِي صلى الله عَلَيْهِ وَسلم أمؤمنة أَنْت فَقَالَت نعم فَقَالَ أَيْن الله فَأَشَارَتْ إِلَى السَّمَاء فَقَالَ اعتقها فَإِنَّهَا مُؤمنَة
"Кто скажет: "Я не знаю где мой Господь: на земле или над Небом, является кафиром. И также тот, кто скажет что Он над Троном, но я не знаю, где Трон на земле, или над небесами. И дуа к Всевышнему Аллаху направляется вверх, а не вниз, и низ не является качеством рубубии и улюхии. И соответствует этому то, что передано в хадисе, что человек пришёл к Пророку, мир ему, с чернокожей рабыней, и сказал: "Я должен освободить рабыню, годна ли эта для этого?". И сказал ей Пророк, мир ему: "Ты верующая?". Она сказала: "Да". Он сказал: "Где Аллах?". И она указала на небеса. И он сказал: "Отпусти ее, она верущая".
Источник: "Аль-фикх аль-абсат", 25
2. Имам Абу Наср ас-Сиджзи
Сказал имам Абу Наср:
وعند أهل الحق أن الله سبحانه مباين لخلقه بذاته فوق العرش بلا كيفية بحيث لا مكان وقد أثبت الذي في موطأ مالك بن أنس رحمه الله وفي غيره من كتب العلماء : أن النبي صلى الله عليه وسلم قال للجارية التي أراد عتقها من عليه رقبة مؤمنة ( أين الله ؟ قالت في السماء فقال : من أنا ؟ قالت : رسول الله . قال اعتقها فإنها مؤمنة .)…وعند الأشعري أن من اعتقد أن الله بذاته في السماء فهو كافر
"И у людей истины Аллах Свят Он, отделен от творений, и Своей Сущностью над Троном, без того, чтобы спрашивать "Как?", без места. И достоверно в "Муватте" Малика Ибн Анаса, да смилуется над ним Аллах, и в других книгах ученых, что Пророк мир ему, сказал рабыне, которую хотел освободить тот на ком это лежит: "Где Аллах?". И она ответила: "Над небесами". Он сказал: "Кто я?" Она сказала: "Ты Посланник Аллаха". Он сказал: "Отпусти ее, истинно она верующая". А у аль-Ашари тот кто убежден что Аллах Своей Сущностью над небесами, является кафиром!!!"
Источник: "Ар-Рисаля фи ар родд аля ман анкара аль харф уа ас саут", 22
3. Ибн Аби аль-Изз аль Ханафи
Сказал Ибн Аби аль-Изз касательно этого хадиса:
التصريح بلفظ"الأين"كقول أعلم الخلق به، وأنصحهم لأمته، وأفصحهم بيانا عن المعنى الصحيح، بلفظ لا يوهم باطلا بوجه:"أين الله"، في غير موضع. الخامس عشر: شهادته صلى الله عليه وسلم لمن قال إن ربه في السماء بالإيمان
"Ясное изьяснение об Аллахе словом "где?" это слово самого знающего о Нём из числа творений, и самого искреннего по отношению к своей Умме, и самого красноречиво разьясняющего верный смысл, словами, которые не внушают лжи ни с какой стороны "Где Аллах?", и сказал он так во многих местах. И засвидетельствовал он за того, кто сказал что его Господь над небесами, что он верущий"
Источник: "Шарх аль-акыда ат тахавия", 60
6. Ашариты
Что удивительно, даже некоторые ашариты пришли к истине в этом вопросе. Приведм их слова (перевод имамдаг).
Сказал основатель ашаритской секты, Абдуллах ибн Куляб, который тем не менее в данном вопросе занял правильную позицию: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, избранник Аллаха, избранный из всех творений, наилучший из созданий, наиболее знающий из них об Аллахе, дозволяет задавание вопроса «Где?», и мало того, объявляет верным ответ: «Над небесами», и это свидетельствует о вере ответившего. А вот Джахм ибн Сафван и его приспешники не позволяют вопрос: «Где?», но если бы это было ошибкой, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладает наибольшим правом, чтоб порицать подобное, и тогда сказал бы ей (рабыне), что: «Не следует так отвечать, а то тебе может представиться, что Аллах ограничен, и что он находится в определенном месте помио другого места, однако моим словом будет то, что Он повсюду, что противоположно твоим словам». Однако нет! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил это, зная, что в нем (что несет с собой вопрос и ответ) и что в этом Вера» см. «Макалят» со слов Ибн Кулляба, Ибн Фоурак
Сказал Абу Мухаммад Аль-Джувайни: «Затем я увидел, что когда Всевышний Аллах пожелал выделить Посланника, да благословит его Аллах приветствует, приближением к Себе, Он возносил его от неба к небу, до тех пор, пока он не приблизился на расстояние двух луков, или ближе. Также слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе, обращенные к невольнице: «Где Аллах?» Она ответила: «Над небесами»…Он не стал отвергать эти ее слова в присутствии его сподвижников, чтоб они не посчитали, что дело обстоит как-то иначе. Однако он подтвердил ее слова и сказал: «Отпусти ее, она верующая»» (Рисаляту ви исбати-ль-истива ва-ль-фавкийа)
7. Ответ на шубухат
Утверждают некоторые заблудшие ашариты, что небеса лишь кыбла для дуа, так ли это?
Сказал имам Яхья аль Имрани аш Шафии:
Что же касается аль-Газали, то он противоречил приверженцам хадиса в своей книге "Аль-Иктисод" и сказал: "Что же касается поднятия рук в дуа к небесам, то это потому, что небеса это кыбла для дуа, подобно тому, как Кааба кыбла для молитвы". И это мошенничество с его стороны, и упрямтсво над истиной, и отвержение Корана и Сунны, и того, на чем ученые сподвижники и табиины!
Что же касается его слов: "Небеса это кыбла для дуа", то будет отвечено ему: если бы это было так, как ты говоришь, то не было бы достоверным дуа ни у кого, кроме того кто направил руки к небесам, также как недостоверна молитва кроме как у того, кто повернулся к Каабе.
Затем сказал аль-Газали: "И когда вынес Пророк мир ему, хукм об имане рабыни, после того как она указала на небеса, то это было лишь потому, что у немого нет возможности выразить величие степени Аллаха, кроме как указав на сторону возвышенности. И Пророк, мир ему, думал, что она идолопоклонница, и спросил ее о том, кому она поклоняется, и она дала понять указанием на возвышенность, что она поклоняется не идолу"
И эти слова неверные, поскольку Пророк мир ему сказал ей: "Где Аллах?", и она указала на небеса, и признал ее Пророк на этом. И если бы было не разрешенным говорить, что Аллах над небесами, то непременно разьяснил бы ей это Пророк, мир ему, ведь неразрешено ему одобрять чью то ошибку, и не разьяснять ее, особенно в этом случае, который произошел в присутствие большой группы людей. И даже если бы она была иностранкой, и не понимала арабского, то непременно разьяснил бы Пророк эту "ошибку" для тех, кто присутствовал. И также Пророк мог бы спросить ее "Кому ты поклоняешься?", (а он спросил Где Аллах).
И как же будет правильным такое толкование, в то время как передал Абу Дауд в своём "Сунане", что Пророк, мир ему, сказал: "Истинно, между небесами и небесами расстояние такое то и такое то", и так упомянул все семь небес, затем сказал: "И над этими небесами море, между верхним и нижним слоем которого расстояние подобное расстоянию между каждыми небесами. А над морем восемь ангелов, плечи которых под Троном, а их ноги под седьмой землей самой нижней, и над ними Трон, а Аллах, Свят Он над всем этим".
И пути передачи сообщений об этом известные, и эти сообщения не станут ложными от толкований тех кто их толкует, и отвержений тех кто их отвергает"
Источник: "Аль-интисор фи ар-родд аля аль-кадария уаль мутазиля аль ашрар", 2/621-626
Также можно добавить, что утверждение кыблы останавливается на тексте, а обращаются к небесам во время дуа даже те люди, которые ничего не слышали об Исламе и Его Шариате, поскольку это из фитры (естества) человека понимание, что Аллах в стороне возвышенности.
И также можно добавить, что ни о чем подобном не говорил никто из саляфов, пока не пришёл аль Газали со своими нововведениями.
И в заключение - хвала Аллаху, Господу Миров!