Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

по теме Музыкальная живопись и живописная музыка запланирован в 3 четверти в разделе Музыка и изобразител

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Разработка урока музыки в 5 классе

«Музыкальная живопись и живописная музыка»

Урок подготовлен учителем музыки

Первой категории

Рафиковой Альмирой Юрьевной.

Иркутская область, г. Усолье-Сибирское МОУ «СОШ№6»

Урок  музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» запланирован в 3 четверти в разделе «Музыка и изобразительное искусство». Урок разработан по программе Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской «Музыка»

УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.

ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»

ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.

ЗАДАЧИ:

  1.  Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
  2.  Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
  3.  Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1.  Музыкальный центр;
  2.  Доска;
  3.  Фортепиано;

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА.

  1.  ОРГМОМЕНТ

  1.  РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»

  •  Распевание;
    •  Работа над первым куплетом;
    •  Отработка чистоты интонирования;
    •  Пение по фразам. Выразительность исполнения.
    •  Разучивание второго куплета;
    •  Работа над текстом.

  1.  БЕСЕДА ПО ТЕМЕ «ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

  1.  Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?( да, при помощи внутреннего видения)
  2.  Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?( да, музыка не требует перевода, она понятна всем т.к. мы слышим ее и представляем, при помощи внутреннего слуха)
  3.  Что роднит музыку с изобразительным искусством?( характер, внутреннее чутье)
  4.  Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?( это когда человек видит и слышит свою внутреннюю музыку, которая отражается в картине)

…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

4 СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.

Звучит произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».

           5.БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.

  •  Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
  •  Какие пейзажи возникают в  вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)
  •  Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия,  звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)
  •  Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?( утро, тихое- но тревожное, Родину. Которая просыпается…)

«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»

  •  Согласны ли мы с вами с этим утверждением?( да, это показана красота нашей Родины)
  •  Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?(да)

«Рассвет на Москве реке» - знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

          В ней есть душа, в ней есть свобода,

         В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Всмотритесь в картины известных художников (В.Д.Поленов «Московский дворик». К.Моне «Впечатление»):

  •  Какими словами можно передать настроение этих полотен?( гордость,спокойствие, красота)
  •  Какая из картин созвучна настроению  и характеру музыки М.П.Мусоргского?( обе эти картины отвечают настроению музыки)
  •  Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?( мелодия-рисунок)
  •  Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?( гордость за нашу Родину, любовь к своей стране)
  •  Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?( внутреннее чутье)
  •  Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу. Не великий художник, не исключительный поэт?»( если картины отвечают характеру музыки, ее внутреннему стилю- то они смогли»воссоздать природу» и в музыке и в живописи.)

6. ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра.  Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.

  •  А какая она по характеру средняя часть этого произведения?( умиротворенная)
  •  Как вы считаете, сколько частей в этом произведении?( три части)
  •  Подберите названия для каждого нового проведения темы: «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» - и впишите в рисунок, который лежит у каждого на парте.
  •  Каким знакомым вам, словом можно назвать центральную часть симфонической картины?( Смелость)
  •  Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского. В своем рисунке попытайтесь отразить особенности музыкальной формы. Обратите внимание на линии и колорит рисунка.

7. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.

Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.

8. ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ.

9. ИТОГИ УРОКА.




1. Парадоксы российской цивилизации
2.  методы и средства улучшения воздушной среды производственных помещений Методы-1
3. Тема 711 Познавательные психические процессы Семинар 8
4. Конституционный контроль1.html
5. Доклад- Права собственности
6. Тема- Процесор системна шина
7. Статья 927. Добровольное и обязательное страхование 1
8. 02 12.02 13
9. по теме ldquo;Wht Helps You to Enjoy yourselfrdquo; Преподаватель- Алхимова Валентина Никифоровна Techer- Who will strike the first blo
10. Реферат- Державотворення як визначальна складова сучасного та майбутнього у розвитку України
11. В Египте продолжалась острая политическая борьба сопровождавшаяся вытеснением старых военных элит ислами
12. 4Поляризация электродов Стандартные электродные потенциалы определяют термодинамическую возможность пр
13. на тему- Освидетельствование технического состояния конструкций здания
14. Гамма направляющая своего работника в служебную командировку за пределы РФ 01
15. введением новой системы оценивания в первом классе начинается согласование преподавателей начальной и осно
16. Сутність і зміст педагогічної етики
17. дифференциация ~ разделение общества по полу
18. а помещают в предварительно прокаленный и точно взвешенный фарфоровый кварцевый или платиновый тигель рав
19. 926803888 Данное учебное пособие составлено по материалам известных руководств по неврологии публикациям ве
20. Хронический интерстициальный нефри