Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Влияние художественного слова
на развитие речи детей
5 года жизни
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 3
2.ЧТО ТАКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО?……………………… 6
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ ……. 13
3.1 Теоретические основы развития речи дошкольников……………… 13
3.2 Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет жизни…………………………. 17
4. КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ………………………………………………………………………………. 22
4.1Роль художественного слова в трудах Флериной Е.А……………….. 22
4.2 Роль художественного слова в развитии речи детей 5 года жизни…. 23
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 29
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 30
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. По словам Запорожца А.В., эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы. Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство " чувствующего" и "мыслящего". В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования речи и ее взаимосвязь с воспитанием ребенка. Актуальность выбранной темы определяется тем, что задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать пассивную речь ребенка активной, т. е. дать ему возможность не только накапливать впечатления и образы, но также и в полном объеме обмениваться с другими участниками общения. Другими словами дать ребенку возможность в речевом общении являться и адресантом. Выбранная тема курсовой работы весьма актуальна в наше время, так как современное общество ежедневно сталкивается с проблемами обогащения речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Цель исследования: выявить влияние художественного слова на развитие речи детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: Развитие речи детей 5 года жизни Задачи: 1. Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. 2. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. 3. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др. Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич; Психолого-педагогические исследования особенностей речи раскрыты в работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского. Проблемы методики развития речи дошкольников и использования художественного слова в детском саду отражены в педагогическом наследии Е.А. Флериной, педагога, специалиста в области дошкольного воспитания, доктора педагогических наук, профессора.
2.ЧТО ТАКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО?
Художественное слово мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком. Искусство художественного слова основывается на мастерстве рассказчика, умеющего живо передать впечатления в прямом, непосредственном общении со слушателем. Для того чтобы овладеть мастерством рассказчика, надо страстно желать убедить слушателей в правильности своих мыслей, а для этого следует наиболее точно определить существо происходящих событий. Определение существа события отправная точка творческого метода работы над словом, будь то искусство актера или искусство чтеца. На занятиях по технике речи художественное слово выступает не только как средство воспитания речевой выразительности, оно приучает видеть, думать, оценивать, увлекаться идеей, темой, понимать сверхзадачу рассказа. Особое значение приобретает не создание произведения самостоятельного жанра, а овладение текстом, освоение содержания, достижение максимальной выразительности речи. Признавая общность творческого процесса в овладении разными видами искусства, в основе которых лежит слово, не стоит забывать о богатейшем литературном материале, позволяющем развить навыки речевого мастерства. Однако здесь важно методически грамотно выстроить процесс воспитания правильной речи. Применительно к актерской школе необходимо соблюдение единства методов развития актерского мастерства и сценической речи. В основу обучения искусству сценической речи положены методические разработки К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а также теоретические и практические работы советских физиологов, лингвистов, психологов, преподавателей сценической речи, театроведов. На занятиях по сценической речи воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи. К.С.Станиславский категорически отрицал декламационный метод, считал, что задача состоит не в создании специфически «чтецких» школ, а в развитии речевого мастерства, в овладении речевой техникой. Станиславский требовал, чтобы занятия художественным словом велись с позиций мастерства актера. Первое время К. С.Станиславский расценивал работу над художественным словом, в основном, с точки зрения развития внешней речевой техники - умения владеть голосом, дыханием, дикцией, овладения стихотворной речью и т.д. Но в дальнейшем, в своей последней студии, он решал вопрос иначе: он «подчеркивал общие основы словесного действия» в художественном слове и в спектакле. Считая основным средством актера действие, К. С. Станиславский не делал принципиального различия между действием-поступком, действием-словом, между мастером сцены и мастером слова: и тот и другой актеры, и тот и другой - актеры драмы. "Сущность словесного действия не меняется от изменения объекта "общения"; и в исполнении прозы надо не читать, а действовать. Не случайно поэтому "в своих поздних заметках о сценической речи Станиславский говорит о чтении как о действии. Какова роль художественного слова в нравственном воспитании детей дошкольного возраста? Художественное слово в воспитании играет важную роль. Сила образов художественной литературы состоит в том, что они обращены не только к нашему разуму, но и к чувствам. Мир литературы нас вдохновляет, вызывает подъем, открывает красоту окружающего нас мира. В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы. Художественное слово способствует усвоению детьми новых образов сезонных изменений в природе. Именно слово позволяет ребенку вступить в сферу познания взаимосвязей окружающего мира. Прежде всего, речь дает возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет ребенку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к окружающему миру, миру природы. Наступила весна, пробуждается природа, обращайте внимание детей на изменения, которые происходят в природе: тает снег, бегут ручьи, первый дождь, появление первой травки, появление насекомых. А если вы еще при наблюдениях с детьми будете использовать художественное слово, это надолго останется в памяти ребенка, и ему не захочется ловить и мучить насекомых. Наиболее полно научно-методические основы использования художественной литературы, как средства эстетического воспитания и речевого развития раскрыты в работах Е.А.Флериной. Она вела длительную исследовательскую работу в области художественного чтения и рассказывания, начав ее еще в 1924 году в Комиссии по детской книге при Наркомпросе, задачей которой было определение требований к содержанию и форме детской книги с учетом восприятия детьми литературных произведений. Уже в первых ее работах, посвященных этой проблеме, убедительно показывается значение живого слова в воспитании детей дошкольного возраста. Вслед за К.Д. Ушинским, Е.А. Флерина обращала внимание педагогов на значение литературы, устного народного творчества для знакомства ребенка со своим народом, его мыслями и чувствами, с талантливыми людьми (писателями и поэтами). Е.А. Флерина считала, что ребенок учится понимать их идеи и чувства в такой период своей жизни, когда столь обширное прямое общение ему недоступно. Художественное слово, указывает Е.А.Флерина, является средством общения и взаимопонимания, охватывая своим вниманием широчайший круг слушателей, читателей. "Силу и значение художественного слова для ребенка, для его развития и воспитания, для формирования его языка и мышления" она видит в возможности ребенка через художественную литературу общаться с писателями современниками и классиками, через народное творчество - с многомиллионным автором - народом, воспринимать и понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык. Дошкольный возраст - период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, знанием принятых в обществе норм, правил поведения и взаимоотношений, способностью к сочувствию, сорадости, содействию. Существуют различные образовательные программы по формированию нравственного отношения детей к миру и к себе на основе использования художественных текстов. Нравственные правила приобретают в художественных текстах живое содержание, которое перестраивает духовный мир ребенка. Воспитание художественным словом является формой познания действительности и способом развития духовно-нравственных качеств личности. Сегодня для нашего общества характерно снижение статуса чтения, что обусловлено глобализацией средств массовой информации. Результаты анкетирования, проведенного среди родителей воспитанников, свидетельствуют о том, что сегодня только в 8% семей регулярно читают детям, причем, чаще всего читают ребенку перед сном, то есть чтение просто убаюкивает, а не преследует никаких воспитательных целей. Таким образом, можно говорить об утрачивании традиций семейного чтения. А значит, использование нравственного потенциала художественных текстов в воспитательных целях, становится одной из важнейших задач в работе с детьми дошкольного возраста.
Нравственный потенциал произведения, конечно же, сам по себе не переходит во внутренний мир ребенка. От мастерства педагога зависит глубина проникновения ребенка в смысл художественного произведения, его степень переживания и осмысления нравственных проблем, способность извлечь нравственные категории. Для успешного решения задач нравственного воспитания маленьких читателей, а вернее сказать маленьких слушателей, художественными средствами, необходимо опираться на особенности восприятия художественных текстов детьми дошкольного возраста. Детское восприятие книги синкретично: текст, иллюстрации, полиграфическое оформление, иногда даже место чтения и «исполнитель» находятся в детском восприятии в тесном единстве. Первоначально ребенка интересует не столько смысл, сколько звук. Поэтому дети отдают предпочтение стихотворным хореически организованным текстам, так как «при использовании хорея межакцентный интервал составляет ровно один слог». Постепенно происходит и проникновение ребенка в смысл. Главная отличительная особенность художественного восприятия детей преобладание «практического» над «условным». Ребенок идентифицирует себя с героем, по какому- либо признаку (имя, деталь внешности, возраст, эмоциональное состояние). Он верит в реальность вымысла и переносит описанное в жизнь, а себя в сюжет текста, придумывает собственные детали и эпизоды. Он пытается практически воздействовать на художественное произведение. Так, ребенок двух лет может закрасить рот лисе, чтобы она не съела колобка, а в старшем дошкольном возрасте придумывает «безопасные повороты сюжета». Постепенно реальность и вымысел дифференцируются в детском сознании, но практический план доминирует над условным в течение всего дошкольного возраста. Чтобы ребенку уйти от наивного реализма, чтобы в его сознании появился второй план, нужен значительный опыт не только и не столько жизненный, сколько эстетический опыт восприятия художественных произведений. Этот опыт накапливается по мере увеличения количества воспринятых (услышанных, увиденных) художественных текстов, чем больше ребенку читают, тем богаче его внутренний мир. Так как, перечисленные особенности восприятия изменяются по мере взросления, то необходимо, помимо простого прослушивания детьми художественных текстов, в воспитательной работе использовать и развивать перечисленные выше качества восприятия, особенно феномен «содействия». Впервые этот термин ввел психолог А.В. Запорожец, считая содействие условием понимания текста. Ребенок должен пройти через эту ступень для того, чтобы глубже понять художественный текст. Осмысление ребенком прочитанного является условием формирования интереса к художественному чтению. Оно формируется на основе содействия через упражнения, в которых проявляется творческая активность детей. Упражнениями практического воздействия могут быть: -раскрашивание черно-белых иллюстраций к текстам;
- имитация процесса чтения в эгоцентрической речи это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
- воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
- сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного взрослым текста;
- работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна;
- рисование и лепка на основе прочитанных взрослым текстов;
- придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
- придумывание вопросов героям текста;
- проигрывание придуманного конца сказки. Если дети научатся преобразовывать содействие в сопереживание и сотворчество, веру в реальность вымысла в «правду возможного», а отождествление себя с персонажами в эмпатию, то в будущем можно надеяться на их духовный рост. Богатый нравственный потенциал содержится в следующих формах художественного слова потешки, сказки, лирические стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Педагог организует данный процесс, уделяя особое внимание отбору художественных текстов, методику чтения и проведения бесед после прочтения, чтобы помимо коррекционной задачи, состоящей в закреплении произносительных умений и навыков, формировать и развивать у детей нравственно-этические представления. При чтении и рассказывании художественных произведений используются такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире:
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов - этических оценок поступков героев;
3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, то есть замена их синонимическими конструкциями;
4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев положительного и отрицательного.
Практический опыт работы показывает, что наиболее эффективным является:
- чтение литературных произведений педагогом;
- заучивание детьми стихотворений;
- заучивание отрывка из текста;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
- ответы на вопросы педагога;
- дополнительные разъяснения педагога, разбор житейских ситуаций;
- загадывание загадок;
- работа с пословицами и поговорками;
-рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
-чтение литературных произведений родителями.
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ
3.1 Теоретические основы развития речи дошкольников
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности. После трех лет происходит интенсивное овладение сложными предложениями, соединенными союзами. Из общего числа усваиваемых до семи лет союзов 61% усваивается в период после трех лет. В этот период усваиваются следующие союзы и союзные слова: что, коли, куда, сколько, который, как, чтобы, в чем, хотя, ведь, все-таки, или, оттого что, зачем, почему, отчего. Усвоение этих союзов, обозначающих самые разнообразные зависимости, показывает интенсивное развитие связных форм речи. Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. К.И. Чуковский подчеркивает, что в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса. Происходит активный процесс усвоения родного языка. "Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию родным языком". А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты. Наиболее рельефно детские образования по аналогии, носящие по внешнему своему виду характер словотворчества, выражены при усвоении ребенком словообразовательных суффиксов. По данным А.Н. Гвоздева, до трех лет отмечается усвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после трех лет и растягивается на весь дошкольный возраст. Так, после трех лет усваиваются: суффикс для обозначения женского пола, суффиксы действующего лица, суффиксы отвлеченного действия, суффиксы для обозначения детенышей, суффикс для обозначения собирательности. Необходимо отметить, что усвоение суффиксов определенной категории происходит не сразу, а растягивается на довольно длительный период. Например, суффиксы действующего лица "-тель" (3 года 9 месяцев), "-арь", "-ун" (5 лет 5 лет 6 месяцев), "-ух", "-х", "- к", "-ач" (6 лет 6 лет 6 месяцев); или суффиксы для обозначения детенышей "-ат" (5 лет 5 лет 6 месяцев), "-енчик", "-ята" (5 лет 6 месяцев 6 лет), "-онак", "-енак" (6 лет 6 лет 6 месяцев). Важно не только то, что в дошкольном возрасте происходит овладение словообразованием посредством суффиксов, но и чрезвычайная легкость такого словообразования. Таким образом, самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого "языкового чутья", присущего ребенку дошкольного возраста. Факт словотворчества должен быть понят как проявление, как симптом овладения ребенком языковой действительностью. Основой, на которой строится усвоение языка, является ориентировка на звуковую форму слова. А.Н. Гвоздев отмечает появление на пятом году жизни ребенка первых попыток осмыслить значения слов и дать им этимологическое объяснение. Он указывает, что эти попытки производятся ребенком на основе сопоставления одних слов с другими созвучными словами. Это приводит к ошибочным сближениям. Например, слово "город" сближается со словом "горы". То есть, смысловое истолкование следует за звуковым сопоставлением. Достаточная осмысленность речи появляется только в процессе специального обучения. Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития речи дошкольников: 1. Звуковая культура речи. - Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. - Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним. - У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. - Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. - У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие). - Дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах. 2. Грамматический строй речи. - Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. - Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов. - Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс. - У детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. - В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 3. Лексическая сторона речи. - К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку. - Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов. 4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка). - Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. - Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п. - Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ инсценировку по набору игрушек.
3.2 Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет жизни.
В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.
Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.
Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь, простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.
В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.
Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.
В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. У ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка», а не лопатка).
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные члены («Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.
Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют надежные окончания («Мама «окны» моет»); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания ов, -ев на другие склонения (дом домов, ручка «ручков»); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.
В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершает (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов. Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц. У некоторых детей появляются звуи позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими : звук ш звуком с («суба» вместо шуба) и т.д.
К 5-6 годам примерно 3000 слов. Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит «намакаронился» (съел макароны), «не отсонился» (не выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно.
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие. Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому. У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с).
К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р.
Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
4. КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4.1 Роль художественного слова в трудах Флериной Е.А.
Е.А.Флериной справедливо подчеркивается роль художественного слова как источника обогащения детской речи новым словарем, новыми формами грамматического строя речи. Ею отмечается, что конкретность, эмоциональность и образность языка художественного произведения облегчают восприятие и понимание изменения слова в зависимости от его смыслового применения и сочетания с другими словами. Средствами художественного слова при правильно организованной работе, еще до школы, до усвоения грамматических правил, ребенок практически овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. На этом основании встает вопрос о роли воспитателя, который должен широко и правильно использовать художественную литературу, подбирая с большой тщательностью по степени усложнения ее словарного состава и грамматических форм языка. Эта необходимость объясняется Е.А. Флериной тем, что непонимание смыслового значения слов, оборотов речи вызовет ложные представления о содержании данного произведения, образах; что, в свою очередь, явится тормозом в развитии речи и мышления ребенка. Исходя из этого, можно заключить, что художественное слово является не только средством общения и взаимопонимания, но и находится во взаимодействии с развитием мышления детей. Искусство (литература) имеет двоякое значение для умственного развития ребенка. Во-первых, оно дает много знаний, а во-вторых, развивает умственные способности (восприятие, мышление, воображение и память). С этой точки зрения, неоценимо значение художественного произведения, которое заставляет видеть даже невидимое (словесный образ), развивает ассоциативное мышление, воображение, память. Эмоциональное отношение к герою, его поступкам - это результат не только чувств, но и оценок его личности. Так после прослушивания стихотворения, дети говорят о том, что дед Мазай добрый, хороший, потому что спас зайцев. Но только при условии правильного обучения творческие способности получают успешное развитие. Е.А.Флерина отмечает, что художественная литература является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяя детский коллектив. Художественное слово, поэзия способствуют развитию слуха, а театральные постановки - подвижности глаза. Но, говоря о значении художественного слова в развитии ребенка, Е.А.Флерина предостерегает от переоценки роли слова. За словом должны быть конкретные реальные образы. Слова и понятия, не связанные с реальным опытом, за которыми нет конкретного чувственного образа, представления, наносят вред развитию ребенка, отрывая мысль от конкретной реальности и слово от мысли. Вслед за Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским Е.А. Флерина считает, что все это ведет к пустой болтовне, вызывает спутанность и хаос представлений и тем самым препятствует успешному развитию мышления и речи в их единстве. Е.А. Флериной выделяются два условия, которых должен придерживаться педагог при выборе художественного произведения: 1) художественная литература должна оцениваться со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения; 2) при выборе художественного произведения должен стоять вопрос о доступности языка. Исходя из этого, большое внимание должно уделяться языку художественного произведения, так как только язык является изобразительным средством, раскрывающим произведение перед читателем, слушателем.
4.2 Роль художественного слова в развитии речи детей 5 года жизни
Художественная литература одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности. Дошкольник начинает видеть в знакомых предметах и явлениях новые, раннее не замечаемые им качества, воспринимает предметы и явления в их внутренней связи. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Главной задачей воспитателей, педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках. Народные песенки, потешки, пестушки прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии. Малые фольклорные формы богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Также фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи. Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком. В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей уделяется художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе развитие детского творчества. Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи. Наблюдение, проведенные среди детей пятого года жизни в одной из групп детского сада, показали, что воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь, слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели. Книга величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Маленький ребенок верит слову писателя. В своей работе с детьми воспитатель широко использует самые разнообразные жанры художественного слова сказки, рассказы, стихи, потешки , пословицы , поговорки. Перед воспитателем стоят следующие задачи:
Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развивала речевую деятельность и словотворчество детей. На занятиях использовала различные приемы: пояснение, вопросы, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование, мнемотехнику и т.д.
Все занятия проходили в игровой форме. При анализе литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. На основе развития поэтического слуха возникает взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством. В работе с детьми старалась обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения : «я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси лебеди» или «прочитаю рассказ Л. Толстого «Косточка»», но и останавливала внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения , эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха. После рассказывания, произведение обязательно анализируем его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь. При чтении стихотворений, выделяю ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей способность замечать красоту и богатство русского языка. Например, после чтения стихотворения С.Маршака «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу на прогулке, понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т.д. А затем, задав другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка?, Какой он ?» (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий. Развивая звуковую культуру речи детей, обращала внимание детей на четкость и отчетливость произношения звуков и слов, используя чистоговорки, потешки, считалки, загадки. Так, например, отгадывая загадку: Что за зверь такой лесной Встал, как столбик под сосной И стоит среди травы - Уши больше головы Кто это ? «заяц» , дети определяют в отгадке заданный звук. Особое внимание уделяю формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользовались словами с правильной грамматической формой. Почти на каждом занятии провожу творческие задания, выполняя лексические, грамматические, фонетические упражнения на подбор сравнений, синонимов и антонимов к данному слову . Рисунки и сочинения детей, помещаю в альбом детского творчества. Уже к концу года у детей появился повышенный интерес к книге. С интересом не отвлекаясь, слушали произведение, задавали вопросы по содержанию литературных произведений. Появилось желание придумать новую сказку, обменивались впечатлениями. Улучшилась связная речь, произношение звуков и слогов.
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения, сформировать нравственные представления и нравственный опыт, способствующий сообщению детям знаний о моральных качествах человека. В дошкольном детстве формируются такие качества как отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других, а также чувства стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого, которые побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать. Использование художественного слова и словесных методов способствует нравственному воспитанию дошкольников. Данная работа была ориентирована на обогащение речи детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художественного слова. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития речи дошкольников и влияние художественной литературы на развитие речи детей пятого года жизни. С помощью художественного слова можно решать многие задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития средних дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебник / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. М.: Академия, 1998.
2. Андрюшина, И.И. Вопросы обучения родному языку в трудах Е.А. Флериной [Текст] / И.И. Андрюшина // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Материалы международной научно-практической конференции 19-21 ноября 2002 года. Орел, 2002. С. 10-12
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов пед. инст-тов по спец. ”Дошкольная педагогика и психология” / А.М.Бородич. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.
4. Сохин,Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: книга для воспитателя детского сада /Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др. /под ред. О.С.Ушаковой. М.: Просвещение, 1993.
5. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Э.П. Короткова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1982.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова . М.: ”Азъ”, 1993.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / под ред. Ф.А.Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979.
8. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Тихеева. 4-е изд. М.: Просвещение, 1972.
9. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О.С.Тихеева. М.: изд. РАО, 1994.
9. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е.А.Флерина . М., 1961.
10. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б.Эльконин . М.: изд-во АПН РСФСР, 1958.
PAGE \* MERGEFORMAT 1