Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1 уровень
1) Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье. Первые государства на этой территории возникли в начале III тыс. до н.э. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер.
Около 2000 г. до н.э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего в себя большую часть Междуречья.
2) Общественный строй Древнего Шумера:
Господствующие слои населения: 1)правители Энси, т.е. («возглавляющий род», «закладывающий храм»); 2) Лугаль, т.е («большой человек», «хозяин», «господин»); 3) Жрецы; 4) родоплеменная знать.
Зависимые слои населения: 1) рабы храма; 2) рабы частных лиц.
Свободные слои населения: 1) родовые общинники; 2) частные землевладельцы.
Общественный строй Вавилонского царства:
Свободное население: 1) правитель, жрецы; 2) полноправные граждане Авилумы; 3) чиновники; 4) неполноправные граждане Мушкенумы; 5) купцы, ремесленники, поденьщики, врачи, архитекторы, корабельщики, воины.
Несвободное население: 1) царские; 2) храмовые; 3) частновладельческие.
3) Древнее Вавилонское царство представляло собой централизованное царство. В руках царя была сосредоточена: исполнительная, судебная и законодательная власть.
Были 3 священные города: Ниппур, Сиппар и Вавилон, которые имели льготные грамоты.
Высшими государственными сановниками были: визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военоначальник.
Наместники царя управляли большими государствами. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем. Царь был высшей судебной инстанцией.
4) В старовавилонском обществе до Хаммурапи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебного органа выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов.
Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные суды по-прежнему состояли из членов совета старейшин, но руководить ими стали рабианумы. Этим судам не были подсудны царские люди, они не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущества.
Царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляционной инстанцией, но имел право помилования в случае вынесения смертного приговора.
5) Усилению царской власти в шумерских городах-государствах способствовало наличие у их правителей определенной военной силы, которая первоначально состояла из лиц, зависимых от храма или от его правителя лично.
Превращению Саргона во властителя могучего государства в значительной мере способствовало постоянное войско, которое он создал из малоземельных землевладельцев-общинников.
При Хаммурапи происходит окончательный отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получает надел царской земли, обеспечивающий не только его, но и его семью.
Профессиональные воины выполняли полицейские функции в Вавилоне.
Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц.
6) Наиболее четкие социальные границы проводились в праве между рабовладельцами и рабами.
Право Месопотамии закрепляло широкую палитру форм личной зависимости. Например, зависимость раба от господина отличалась от зависимости незамужней дочери от отца, имевшего право продать ее в рабство, или сына от отца, который в Вавилоне, например, не только не мог продать сына в рабство, но и беспричинно лишить его наследства.
В Нововавилонском царстве нашли отражение специфические формы рабской зависимости, связанные с прогрессом товарно-денежных отношений. Раб в это время все чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, наделенного хозяйственной самостоятельностью.
В праве Вавилона выделялись две группы свободных. Первая авилумы («человек», «сын человека»), вторая мушкенумы, лица более низкого социального статуса.
7) В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства.
Такими действующими законодательными актами были древнейшие Законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тысячелетия до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы царства Эшнунны (начало II тысячелетия до н.э.), Среднеассирийские законы (середина II тысячелетия до н.э.) и самый значительный правовой документ Месопотамии Законы царя Хаммурапи (17021750 гг. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья.
8) Нет в источниках права и обоснованной системы изложения норм: нормы уголовного права чередуются с нормами процессуальными, регулирующими имущественные отношения и пр. Однако внутренняя логика изложения правового материала присутствует и здесь. В ЗХ, например, нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществляется путем ассоциаций.
Правовая мысль Месопотамии не, достигла такого уровня развития, при котором стало бы возможным закрепление в законодательстве общинных принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как формы вины, обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание, соучастие, покушение и пр. Но определенные упоминания об этих понятиях есть в ЗХ: например, понимание различий между умышленным и неумышленным преступлением (ЗХ, 206, 207), соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление и пр.
9) Основные группы населения в китайском обществе:
а) привилегированная правящая родовая аристократия, состоящая из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений; б) свободные крестьяне-общинники; в) бесправные рабы, которые находились в услужении у представителей знати.
10) Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами.
Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те на уезды, уезды на волости, а волости на общины низшие административно-территориальные единицы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов.
Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.
11) Судебное ведомство в империи Цинь было возглавлено Тинвэем Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
Судебное ведомство строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью.
Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация.
Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции.
12) Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта. Этому способствовала система «общественных полей», при которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с «общественных земель» в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды.
13) Ван первосвященник; Цзай - управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана; Шаньфу - (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений; Чжухоу удельные правители, которые возглавляли администрацию в уделах, они опирались на советников и помощников.
14) В Х в. до н.э. в Чжоу существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей.
Одним из первых писаных законов был Закон «О поземельном налоге», принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу.
Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», относящийся к 536 году до н.э.
На рубеже V-IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
Брачно-семейные отношения в древнекитайском обществе:
Семья носила патриархальный характер. Во главе большой семьи стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги. Глава семьи выступал в роли ее властителя, хозяина имущества.
Целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде сего мужского потомства.
Пределы брачного возраста: для мужчин от 16 до 30 лет, для женщин с 14 до 20 лет.
Муж мог иметь «второстепенных» жен и наложниц, число которых определялось в зависимости от социального положения мужчины.
Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны.
15) Общей чертой двух древнекитайских школ, т.е конфуцианства и легизма была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на «рациональных», «справедливых» началах, но понимаемых каждой школой по-разному. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом.
Этапы развития древнекитайского права:
На первом этапе главную роль играли этические нормы, определяющие отношение членов китайского общества к правителю.
Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану.
На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний.
В этот период и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством. Политика Легистов была очень жестокая.
Третий этап - этап слияния конфуцианства и легизма. Это способствовало тому, что нормы «ли» приобрели большую обязательность и формализм.
16) Реформы Солона:
Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («встряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которыми была наводнена Аттика. Кроме того, впредь запрещалась личная кабала, продажа несостоятельных должников в рабство за долги.
Была также проведена денежная реформа.
Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является демократическая, или цензовая, реформа. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.
Реформы Клисфена:
В 509 г. до н.э. Клисфен осуществил реформы, которые привели к окончательной ликвидации остатков родового строя.
Клисфен начал с введения нового административного деления Аттики, построенного на чисто территориальном принципе. Целью реформы было смешать население, разъединить роды и тем самым ослабить силу эвпатридов. В результате реформы Аттика была поделена на три территориальных округа: город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса.
Клисфеном был создан новый орган коллегия стратегов, в которую входили по одному представителю от каждой филы.
Политика Писистрата:
Правление Писистрата и его сыновей продолжалось с 560 по 527 г. до н.э.
В этот период сохранялся и упрочился политический строй, созданный Солоном. Писистрат предпринял ряд мер, направленных на облегчение положения крестьянства: им предоставлялись дешевые кредиты, были уменьшены некоторые налоги, введены разъездные судьи. Велось активное строительство общественных учреждений, развивался военный флот. Политика Писистратов была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, она стимулировала экономический и культурный прогресс и в целом положительно сказалась на развитии афинского общества.
17) Афинская демократия в У-1У вв. до н.э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.
Для своего времени афинская демократия имела самое передовое государственное устройство. Здесь все полноправные граждане имели возможность управлять страной, а государство заботилось о материальном благосостоянии своих граждан и создавало условия для развития культуры.
Рабовладельческий строй в Афинах сложился в наиболее развитой форме - в форме демократической республики.
Афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
18) Законодательный процесс Древних Афин начал формироваться с обычаев, за ними первый этап в развитии законодательства сыграли: реформы Солона; второй этап реформы Клисфена; третий этап политика Писистрата.
19) Высший судебный орган гелиэя. Помимо чисто судебных функций она выполняла функции в области законодательства.
20) Родовая знать создала особую группу эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников демиургов. Значительную часть населения составляли метеки выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).
21) Народное собрание (экклесия) являлось главным органом Государственного аппарата Афинской демократии. Полномочия Народного собрания были очень широки и охватывали все стороны жизни Афин.
Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял Народного собрания, а был его рабочим органом.
Коллегия стратегов. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки.
Основные функции коллегии стратегов - верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.
22) Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло значительной роли в политической жизни страны.
Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.
Эфоры занимали исключительное положение в государстве.
Герусия (совет старейшин) орган, сохранившийся от родоплеменной организации. Герусия предварительно обсуждала вопросы, которые должны были рассматриваться Народным собранием.
23) Для общественного строя Спарты характерны сохранение пережитков первобытно-общинного строя и военная организация общества. Заботой о сохранении солидарности среди небольшой части полноправных граждан Спарты, господствовавших над огромной массой порабощенного населения, объясняется стремление предотвратить образование резкой имущественной дифференциации среди «равных», как называли себя спартиаты.
Периэки были лично свободными, но не имели политических прав.
Илоты представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов.
24) Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это было крупной победой демоса, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии и приводило к частым злоупотреблениям, а запись действующих норм права позволила ограничить произвол в толковании юридических правил.
Драконт включил в законы ряд существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию.
В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В У1У вв. до н.э. законы становятся главным источником права.
25) Правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Среди вещных прав были известны владение и собственность, причем частная собственность считалась производной от государственной.
Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменном виде, хотя обязательной формы не существовало. Формализм не был присущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития.
Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.
Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.
26) Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Развод для мужчин был свободен, для женщин, занимавших в семье подчиненное положение, это было сложно. Родительская власть, первоначально очень широкая, ослабляется с течением времени.
27) Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства). Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.
Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. В области уголовного права Законы Драконта отличались особой жестокостью. Цель наказания заключалась в причинении страданий преступнику.
28) Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Среди вещных прав были известны владение и собственность, причем частная собственность считалась производной от государственной.
29) Базилевс, был вторым архонтом, исполнял жреческие функции.
Феты обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.
Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, т.е. это были аристократические учреждения.
Демиурги - группа ремесленников.
30) Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («встряхивание времени»).
31) С именем Солона.
32) Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.
Поскольку юридическое положение личности определилось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и не мусульман (зиммиев).
На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть.
Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был визирь.
Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии диваны.
Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками эмирами. Эмиры имели помощников наибов.
Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин старшин (шейхов).
Верховным судьей считался глава государства халиф.
33) Важнейшим источником шариата считается коран священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была «сунна» («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями, был кияс решение правовых дел по аналогии.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи.
Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов фирманы.
В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источников права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы кануны.
34) 3 периода:
Сеньориальная монархия (IX-XIII вв).
Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв).
Абсолютная монархия (XVI-XVIII вв).
35) Основные черты общественного строя:
В IXXIII вв. был завершен захват сеньорами крестьянских земель. Экспроприация крестьянских земель сопровождалась дальнейшим порабощением крестьян, превращением их в феодально-зависимых. Большинство крестьян стали сервами или вилланами. Феодальные повинности виллана не были связаны с его личной зависимостью. Виллан мог передать (продать) свою парцеллу другому лицу. Более тяжелым было положение сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина.
Государственный строй:
Королевство состояло из множества фьефов феодальных владений (герцогств, графств и т.д.)
Король был выборным. После смерти главы государства новый король выбирался его вассалами и высшими иерархами французской церкви.
Королевская курия, или Великий совет, была единственным общегосударственным органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел в большей части страны.
Управление на местах еще во многом повторяло систему управления времен франкской монархии.
Суд. Ему были присущи все характерные черты средневековой юстиции. Каждый свободный должен был судиться неудом равных». Подсудность каждого лица зависела от той ступени иерархии, на которой оно находилось.
36) Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, т.е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевский суд. В остальных сеньориях были введены так называемые «40 дней короля».Из Королевской курии была выделена особая судебная палата Парижский парламент - это учреждение, ставшее высшей апелляционной инстанцией в основном состояло из профессиональных юристов.
Финансовая реформа. В королевском домене в качестве главной расчетной единицы была введена королевская золотая монета. Вскоре благодаря своему высокому качеству она стала самой авторитетной монетой в стране и вытеснила местные деньги из обращения. Из Королевской курии выделилось еще одно учреждение Счетная палата (способствовать увеличению доходов короны).
37) Первые собрания сословного представительства штаты возникли в отдельных провинциях еще в XIII в. Это были периодически созывавшиеся собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов соответствующей провинции. Штаты рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждение единовременных денежных сборов «помощей».
В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях.
События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства.
Генеральные штаты созывались по усмотрению короля. Но поскольку введение новых налогов и единовременных сборов требовало предварительного согласия Генеральных штатов и, в частности, согласия «третьего сословия», короли вынуждены были обращаться к ним довольно часто.
Начиная с XV в. Генеральные штаты перестают созываться (в XVII в. были созваны один раз, в XVIII в. тоже один раз).
38) Завершилось юридическое оформление сословий. Все население страны делилось на три сословия: первое духовенство, второе дворянство, все остальные свободные составили третье сословие. Первые два считались привилегированными, что, прежде всего, освобождало их от налогов и повинностей, которые были возложены на третье сословие.
39) Изменения в социально-экономической структуре французского общества обусловили и трансформацию государства. К началу XVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. Абсолютизм характеризовался, прежде всего, тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточивалась в руках наследного главы государства короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы, включая дворян, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословно подчиняться.
В стране утвердилось своеобразное равновесие двух классов: дворянства, начавшего ослабевать, но еще крепко держащегося за свои привилегии и командные посты в государстве, и буржуазии, все более набирающей силу.
Используя в своей политике противоречия между этими двумя классами, королевская власть добилась значительной относительной самостоятельности.
40) Формирование государственного аппарата во Франции рассматриваемого периода характеризуется рядом особенностей. Во-первых, многие должности правительство продавало, что приносило немалый доход монархии, но имело и отрицательные последствия. Великое множество чиновников заполнило страну.
Во-вторых, в период политических кризисов XVI в., особенно во время религиозных войн, правительство с целью привлечения на свою сторону знати вынуждено было передать ее представителям некоторые важные посты в государственном аппарате: губернаторов, бальи, прево и некоторых других.
В итоге часть государственного аппарата, созданного в период сословно-представительной монархии, не соответствовала своему первоначальному назначению. Она оказалась в руках тех кругов, которые стремились возродить провинциальный сепаратизм, укрепить свою корпоративную автономию.
41) Вилланы крепостное крестьянство.
Серв - крестьянин, находившийся в личной наследственной зависимости от своего господина.
Королевский домен был разделен на почти равные административные единицы бальяжи.
42) Сенешал - глава южного округа, являлся представителем местной знати.
Коннетабль - командир конного рыцарского войска.
Парламент высший суд королевства.
Цензитарий - лично свободный крестьянин держатель наследственного земельного надела цензивы.
43) Основными источниками права в Англии были Кутюмы (обычаи) и королевское законодательство.
Существовали местные обычаи. Юг Франции страна писанного права, Север Франции обычное право. На юге действовало Римское право, признавалось значение обычного права. Во второй половине 15 и 16 века появились сборники Кутюмов, не имеющей общей обязательной силы. Ордонансы указы королей, действовали на всей территории королевства.
44) Право феодальной собственности, особенно земельной, определяло во многом характер всей правовой системы страны.
Феодальное земельное право признавало прежде всего специальный вид земельных прав, заслуживающих особой охраны, которые защищались реальными исками, то есть исками, в случае успеха которых утраченная вещь возвращалась ее владельцу. Эти иски носили абсолютный характер и могли быть представлены любому лицу.
Земельные права определялись двумя главными понятиями владение и держание.
Лицо, установившее на свою землю, недвижимость пожизненную собственность, не перестает быть собственником того же имущества.
Каким бы длительным не был срок аренды земли, средневековые юристы в течение столетий не признавали ее реальной собственностью
45)
46) Феодальное брачно-семейное право Англии в значительной мере определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Английская средневековая семья носила патриархальный характер. Правовой статус замужней женщины был крайне ограничен. Она не могла самостоятельно заключать договор, выступать в суде в защиту своих прав. Относительно большей дееспособностью пользовались замужние женщины в крестьянских, ремесленных и купеческих семьях, там, где действовали соответствующие нормы обычного права. Развод признавался англосаксонским обычным правом. Каноническое право, как известно, не допускало развода.
Наследственное право:
В феодальной Англии не было какой-либо единой системы наследования. Особый, медленно меняющийся порядок перехода по наследству реальной собственности отличался от наследования личной собственности. "Общее право" не знало завещательного распоряжения. Оно фактически было введено вместе с институтом доверительной собственности, который и стал со временем определять весь порядок получения наследства несовершеннолетними и по закону, и по завещанию, так как в любом случае требовалось назначение доверительного собственника для управления их имуществом.
47) Уголовное статутное право представляло собой среди его источников не что иное, как воспроизведение соответствующих норм "общего права". Сложность порождалась и тем, что преступления и гражданские правонарушения различались не столько по природе противоправных действий, сколько по характеру процесса их рассмотрения. Одно и то же деяние могло оказаться и гражданским, и уголовным правонарушением.
В средневековом уголовном праве сложилось деление всех преступлений, ставшее традиционным, на три группы: измена, фелония и мисдиминор. Другая классификация преступлений носила чисто процессуальный характер. Это преступления, которые преследовались по обвинительному акту и рассматривались в суде присяжных, и малозначительные правонарушения, которые рассматривались в суммарном порядке.
Судебный процесс:
В XIIXIII вв. процесс носил обвинительный характер, т.е. о движении дела заботились сами стороны. В XII в. еще существовал "суд божий" ордалии. Одним из действенных доказательств считалась присяга, нарушение которой влекло уголовное наказание. В дальнейшем состязательно-обвинительный процесс стал господствующим в судах "общего права" как по гражданским, так и по уголовным делам.
К расследованию дела непосредственно судьей прибегали в судах канцлера и в церковных судах.
Общее право" исходило по делам об измене и мисдиминорах из презумпции, что молчание признание вины. Церковные суды, рассматривающие семейные дела (вплоть до 1857 года), прибегали к услугам расследователей, которые изучали доказательства и устанавливали факты. Их заключения и являлись основой решения.
В судах "общего права" доказательства собирались самими сторонами.
2 уровень
48) б или в 55) в 62) в 69) а 76) а 83) б 90) б
49) б 56) б 63) а 70) а 77) в 84) в 91) б
50) б, в 57) б 64) б 71) а 78) б 85) в 92)
51) а, б 58) а 65) в 72) а 79) 86) 93)
52) 59) а 66) а 73) б 80) а, б 87) в 94) а
53) в 60) а 67) б 74) а 81) 88)
54) а, б 61) в 68) в 75) б 82) а 89) б
3 уровень
95) Древний мир оказал большое влияние на развитие цивилизации.
Первичное знание о мире, накопленное в течении многих столетий первобытно-родового общества, являлось совокупностью эмпирических сведений, верований, мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. С изобретением письменности и развитием материального производства темпы накопления знаний росли.
Уже в Древней Греции в V-VIIвв. до н.э. наряду с философскими концепциями мировоззрения стали формироваться такие науки, как астрономия, математика, география, медицина, история. Накапливались знания в практических сферах деятельности людей: ведение сельского хозяйства, изготовление предметов быта, искусство военных операций, врачевание и т.д.
101) Ислам является одной из универсальных мировых религий, религий откровения, которая выросла в 7 в. на традициях таких монотеистических религий, как христианство и иудаизм, восприняв многие основные их положения и догмы. Сам ислам ( мусульманская религия) признает сущность этих религий тождественной с собственной догматикой, однако считается, что христиане и евреи неверно поняли смысл откровения одного и того же бога. Только пророк Мухаммед пришел к истинным откровениям, исправляя ошибки своих предшественников.
Ислам стал законом, определяющим социальные структуры и мораль общества, обоснование которых находится в священном Коране.
Ислам это не просто религия, как это понимается в узком значении этого слова, это целостная цивилизация и культура, государство и право, мусульманская история, философия и искусство, обладающие своей неповторимостью, специфичностью, это образ жизни и мышления. Иначе говоря, ислам это религия, которая занимается жизнью человека как в этом, земном мире, так и в ином- загробном.
105) Мне наиболее симпатична правовая система Древнего Китая.
Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния двух противоборствующих философских учений, как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догмы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.
Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на «рациональных», «справедливых» началах, но понимаемых каждой школой по-разному. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом.
107) 1 период: каменный век (палеолит, мезолит, неолит); 2 период: медно-каменный век (энеолит); 3 период: бронзовый век; 4 период: железный век.
108) ИГП изучается для: 1) более широкой общей подготовки студента в вопросах гос-ва и права, выработке у него особого, юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права; 2) выработки научного суждения о процессах, происходящих в нашей собственной стране и во всем мире; 3) развития умения здраво и гуманно судить о людях, ставших по собственной воле или по воле случая объектом или субъектом государственно- правовой деятельности; 4) создания необходимых предпосылок для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, а также всех других юридических дисциплин, включая уголовное право и процесс.
109) Рассматривая древневосточные правовые кодификации, исследователь неоднократно сталкивается с декларациями, провозглашающими начала «справедливости», «правды», «нравственности» и т.д. Возникает воззрение, что законодательство покоится на собственных основах, на правилах «справедливости», «нравственности», «правды» или религии, что его источником является свободная воля законодателя. И когда к тому же появилась наука права, когда юристы, сравнивая между собой различные кодексы или системы права, обнаружили общее между ними, представление о праве, содержание которого дано в нем самом, о некоем естественном праве, данном самой природой, о некоей вневременной справедливости получило теоретическое обоснование.
110) Богословы трактуют религию так: это все то, что связывает человека с божественностью («святое письмо», культ и т.д.).Таким образом, богословская трактовка религии исходит из веры человека в существование Бога.
Религия это явление очень сложное и имеет социальный характер, то есть оно возникло в обществе целиком закономерно и существует вместе с ним; оно соединяет в себе элементы рационального ( например, моральные наставления) и иррационального ( например, фантастические образы надприродных существ- ангелов, чертов, и т.д.).
Религия это одна из наидревнейших форм общественного сознания- одна из форм отображения мира, но отображения своеобразного.