Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Философ |
Основные идеи |
Работы |
Изречения |
Направление И время |
Демокрит |
Считал что мир состоит из мельчайших неделимых частиц - атомов |
Атомизм. Натурфилософия |
||
Фалес Милетский |
Считал первоосновой всего сущего воду |
Милетская школа. Натурфилософия |
||
Анаксимандр |
Считал первоосновой всего сущего апейрон (материальное беспредельное) |
Милетская школа. Натурфилософия |
||
Анаксимен |
Считал первоосновой всего сущего воздух |
Милетская школа. Натурфилософия |
||
Эпикур |
Из всех удовольствий лучшие духовные. |
«Живи наслаждаясь» |
Эпикуризм |
|
Бэкон |
Исходным и определяющим видом познания является опыт. |
« Знание сила» |
Эмпиризм (основоположник) |
|
Спиноза |
Считал что в основе всего сущего лежит одна субстанция подобная Богу. |
Немецкая классическая философия |
Локк |
Все знания происходят из ощущений. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качеств |
«Опыте о человеческом разумении» |
Сенсонализм |
|
Дидро |
будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи |
«Мысли об объяснении природы» «Сон Д'Аламбера» «Философские принципы материи и движения» |
Ленин, Энгельс, Маркс |
Материалистические представления. Идея социолима. |
Разные |
«Пролетарии всех стран объединяйтесь» |
Материализм, Марксизм, Ленинизм |
Фохт |
Утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму. |
Вульгарный материализм |
Молешотт |
Вульгарный материализм |
|||
Декарт |
Исходным и определяющим видом познания является разум. |
« Я мыслю следовательно существую» |
Рационализм (основоположник) |
|
Лейбниц |
В основе всего множество частиц монад. |
«Теодицея» «Новая физическая гипотеза» |
Монадология |
|
Кант |
Вселенная возникла из облака. У природы ест начало и конец во времени |
«Всеобщая естественная история и теория неба» «Критика чисто го разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения» |
Кантианство |
Платон |
Считал что существуют 2 мира: мир идей и мир вещей. |
«Учение о государстве» |
Объективный идеализм |
|
Сократ |
Умение вести беседу (диалектика). Проблемы человека |
«Я знаю, что я ничего не знаю» |
Эпический рационализм |
|
Гераклит |
Основой всего сущего счыитал огонь |
Милетская школа. Натурфилософия |
||
Парменид |
Основой всего сущего считал бытие (Первооснова) |
Учение о бытии |
Зенон Эллейский |
Ученик Парменида продолжал его идеи. |
Его апории: «Стрела» , «Ахиллес и черепаха» |
Учение о бытии |
|
Зенон из Китиона, Сенека |
Надо стоически переносить судьбу. Ещё стоики : МаркАврелий , раб Эпиктет |
«Умного судьба ведёт, глупого тащит» |
Стоицизм |
Анаксагор |
Анаксагор понимал все существующее как хаос, материальную стихийную множественность. Основой всего материального ему представлялось количественное соотношение различных элементарных частиц |
«О природе» |
Античная философия |
|
Хайдеггер |
Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования |
«Бытие и время» |
«Что называется мышлением?» |
Экзистенциализм |
Ксенофан |
Выступил с критикой антропоморфизма и множества богов греческой народной |
|||
Беркли |
Нет единой материи |
«Трактате о принципах человеческого знания» |
Идеализм |
Юм |
Идеи идеальной сущности человека. Проблемы бытия и человека неразрешимы. |
«Трактат о человеческой природе» |
Позитивизм |
|
Мах |
Открыл и исследовал ударные волны. Считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению; мир «комплекс ощущений», задача науки их описание |
«Анализ ощущений» |
Эмпириокритицизм |
|
Гоббс |
Войны это развитие |
«Левиафан» |
«войны всех против всех» |
|
Аристотель |
Всё в мире обладает потенцией (форма материи). Логика у Аристотеля не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). |
«Органон» |
Силлогистика и дедукция |
Протагор |
Утверждал субъективную обусловленность знания |
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» |
Софист |
|
Аврелий Августин |
Августин Блаженный |
Развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против Пелагия |
«Исповедь» «О граде божием» |
Патристика. Философия истории. |
|
Диоген Лаэртский |
|
|||
Аксельм Кентерберийский, Фома Аквинский |
Считали что универсалии существуют в реальности |
Реализм |
Уильям Оккам, Пьер Абеляр, Жан Буридан |
Считали что универсалии существуют в сознании человека |
Номинализм |
||
Василий великий |
Выступал против арианства , изложил принципы христианской космологии. |
Патристика |
Тертуллиан |
Подчеркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией, Тертуллиан утверждал веру именно в силу ее несоизмеримости с разумом |
«К язычникам», «Апологетик», «О свидетельстве души» «О прескрипции», «О плоти Христа», «О воскресении плоти», «О душе», «Против Праксея», «Против Гермогена», «Против Маркиона» «О покаянии», «О терпении», «О молитве». |
Патристика |
|
Поппер |
Выдвинул принцип фальсифицируемости (опровержимости). Выступил с критикой марксизма и принципа историзма. В противовес иррационализму и релятивизму защищает рационализм. Свою философскую концепцию критический рационализм, теорию роста научного знания построил как антитезу неопозитивизму. |
Критический рационализм |
||
К.Гельвеций |
Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение свойства материи. В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. |
«Об уме» «О человеке» |
Философия эпохи просвещения |
|
Ж.-Ж. Руссо |
С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. |
«Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» «Об общественном договоре» |
Сентиментализм |
|
А.Тойнби |
||||
О.Шпенглер |
Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся ок. тысячелетия. |
«Закат Европы» |
Философия жизни |
Шопенгауэр |
Воля в качестве абсолютного начала |
«О четверояком корне достаточного основания» «Мир как воля и представления о нём» |
«Назад к Канту» |
Волюнтаризм |
К.Ясперс |
Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). |
«Философия» «Истоки и цель истории» «Великие философы» |
Экзистенциализм |
|
В.Розанов |
сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и «пошлого» Религиозно-экзистенциональное умонастроение сочетается с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Розанов видел первооснову жизни |
«Апокалипсис нашего времени» «Литературные изгнанники» «Уединённое» |
||
Сковорода |
Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования подвиг самопознания. |
Бюхнер |
понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности |
Социальный дарвинизм. Вульгарный материализм |
.
Ламетри |
первым во Франции изложил систему механистического материализма и сенсуализма. В сочинении «Человек-машина» (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. |
«Человек-машина» |
Сенсуализим |
|
Гольбах |
В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Опираясь на метафизическое представление о природе человека, сводил социальное к индивидуальному, придерживался теории общественного договора. |
«Карманное богословие» «Всеобщая мораль» «Естественная политика, или Беседы об истинных принципах управления» |
Утопический социализм |
|
Кондильяк |
Развил сенсуалистическую теорию познания: ощущения единственный источник знаний |
«Трактат об ощущениях» |
Ассоциативная психология |
|
Фихте |
У него центральное понятие «учения о науке» Фихте деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность мир объектов, «не-Я» отверг Канта |
«Опыт критики всяческого откровения» «О понятии наукоучения или так называемой философии» «Основу общего наукоучения» «Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности» |
Немецкая классическая философия |
Шеллер |
||||
Лиотар |
Рассматривает искусство,экономику и т.п. социальные науки |
«Феноменология» «Дискурсе, фигуре» «Либидинальной экономике» |
Постмодернизм |
|
Барт |
||||
Делез |
Его работы формально не нарушая жанра истории философии, нацелены на раскрытие тех возможностей философского мышления, которые связаны с противопоставлением эмпиризма трансцендентализму и спекулятивной философии. |
«Эмпиризм и субъективность» «Ницше и философия» «Представление Захер-Мазоха» |
Постструктурализм |
Деррида |
Поддерживает Гуссерля и Ницсше. Идея «национализма в философии» |
«Введение» «О грамматологии» «Письмо и различие» «Края философии» |
Постструктурализм |
|
Илларион |
«Слово о законе и благодати» «Молитва» «Исповедания веры» |
|||
Филофей |
«Москва - третий Рим » |
Хейзенга |
Основу культуры видел в игре как высшем проявлении человеческой сущности. |
«Осень средневековья» |
Философия средневековья и философия возрождения |
|
Кьеркегор |
Считал ,что нет никакого другого мира, помимо мира человеческой субъективности, бытие вменено человеку как его собственное бытие |
«О понятии иронии, с постоянной ссылкой на Сократа» «Понятие ужаса» |
«Виновен? Не виновен?» |
Экзистенциализм. Диалектическая теология |
Лакатос |
Исследовал процесс развития науки, разработал методологию научно-исследовательских программ. Критиковал неопозитивистскую концепцию науки. |
Кун |
Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определенного исторического периода. Дал критику неопозитивистского понимания науки. |
«Структура научных революций» |
||
Фейерабенд |
В концепции «эпистемологического анархизма» обосновывает плюрализм в методологии научного познания и тезис о несоизмеримости теорий |
«Против метода» |
Эпистемологический анархизм |
|
Камю |
Пытался показать проблемы зла в мире |
«Миф о Сизифе» «Бунтующий человек» |
Экзистенциализм |
|
Фрейд |
Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. |
«Толкование сновидений» «Психопатология обыденной жизни» «Я и Оно» «Лекции по введению в психоанализ » |
Психология |
Витгенштейн |
Анализ языка толкование языковых выражений и т.п. |
«Логико-философский трактат |
Аналитическая философия |
|
Гегель |
Мировой дух и диалектика |
«Феноменология духа» «Наука логики» |
Объективный идеализм |
|
Гуссерль |
Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода |
«Философия арифметики» «Логические исследования» |
Экзистенционализм. Феноменология. |
|
Шлик |
Утверждал, что законы природы формальные правила, определяемые синтаксисом языка описания; сформулировал принцип верифицируемости |
Логический позитивизм |
Лакан |
Последователь Фрейда и А.Кожевого |
Структурный психоанализ |
||
Гадамер |
Герменевтика |
|||
Юнг |
Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого видел источник общечеловеческой символики |
«Психология бессознательного» |
Аналитическая психология |
|
Зиммель |
Усматривал «трагедию творчества» в противоречии между творческой пульсацией жизни и ее объективизацией в застывших формах культуры. |
«Проблемы философии и истории» «Социология» «Философия денег» |
Философия жизни |
Сартр |
Создатель «феноменологической онтологии» в основе которой противостояние объективного и субъективного свободы и необходимости |
«Бытиё и ничто» «Критика диалектического разума» «Дороги свободы» |
Экзистенциализм |
|
Леви-Строс |
Создал теорию «Первобытного мышления» |
Структурализм |
||
Фуко |
Создатель концепции «Археология знаний» |
«Душевная болезнь и личность» «Сон и существование» |
Структурализм |
|
Тоффлер |
Фромм |
Психоанализ и социоадаптация |
«Бегство от свободы» «Психоанализ и религия» «революция надежды" |
Неофрейдизм |
|
Дильтей |
В центре философии должен стоять человек |
«Жизнь всегда есть человеческая жизнь» |
Философия жизни |
|
Деллез |
||||
Плотин ,Порфирий, Ямвлих, Прокл |
Единое душа материя. |
Неоплатонизм |
Левкипп |
Считал что мир состоит из мельчайших неделимых частиц - атомов |
Атомизм. Натурфилософия |
||
Ницше |
Продолжил Шеллинга и Шопенгауэра |
«Антихрист» «Воля к власти» |
||
Гартман |
Бессознательное духовное начало основа. Природа одушевлённая. |
«Философия бессознательного» |
Панпсихизм |
|
Соловьёв |
Учение о мировой душе |
«Смысл любви» |
Идеализм |
Пиррон |
Объективная истина недостижима |
«Во всём сомневайся» |
Скептицизм |