Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

а- расположение сцен по регистрам разномасштабность фигур соц

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Билет 10

  1.  Традиции изображения человека в искусстве Египта и Месопотамии (сравнит.  анализ).

Египет:

рельефы, роспись

- типизация образа, преимущественное отсутствие портретных черт и признаков возраста (со временем индивидуальность проявляется; эпоха Тутмессидов, Эхнатон)

- передача изображения на плоскости: голова и ноги - в профиль, торс и плечи - в фас; иллюзия движения

- фигуры располагаются по принципу заполнения свободного поля поверхности

- общая фризообразность композиций (на примере плиты Нармера): расположение сцен по регистрам, разномасштабность фигур (соц. положение: царь / слуга / враг), пропорциональная соразмерность (золотое сечение), замкнутость композиционных построений

- изокефалия - композиционный принцип, согласно которому головы всех изображаемых фигур располагаются в одну линию на одной и той же высоте; сформировался в связи с традициями линейного развертывания композиции

- отступление от канона (композиция, поза, движение) позволялось в фигурах слуг и рабов; вельможи копируют канон изображения фараона, но трактуют его свободнее => портретное сходство, детали.

скульптура

- заупокойные статуи фараонов, вельмож, фигурки слуг (ушебти). Наделялись индивид. чертами умершего (в зависимости от статуса) - душа должна опознать свою новую оболочку. Часто наделены эмоциями, что дополняет образ и влияет на восприятие (писец Каи - сметлив, хитёр, готов повиноваться).

- хеб-седная статуя - монументальная праздничная скульптура фараона, сидящего / стоящего / идущего; обязательно портретное сходство. Хеб-сед - тридцатилетний юбилей царствования фараона, ритуальный праздник обновления его власти, придания ему новых сил. Статую хоронили в кенотафе ("пустая могила").

- с эпохи Тутмессидов (официальное / частное искусство) портретные черт и индивидуальные особенности проявляются гораздо чаще

Месопотамия:

- нет единого канона, мастера никогда не стремились к достижению сходства изображения с оригиналом, уделяя главное внимание выразительности поз, мимики и жестов.

- схематичные, обобщенные формы; укороченные пропорции (роль скульптур - постоянно умолять богов о благополучии); просительные жесты - адоранты; большие уши - мудрость, молитва будет услышана богом

- отсутствие религиозных требований воплощать конкретные черты человека; передавались характерные признаки народности: крупный нос, тонкие губы, мал. подбородок, шир. лоб

- различие северной и южной школ; север - стройные фигуры, вытянутые пропорции, удлиненная форма лиц; юг - приземистые, укороченные пропорции фигур, шарообразная форма голов (*статуя Курлиля - начальника житниц Урука)

2. Памятники Нововавилонского периода.

Вавилон:

- прямоугольник площадью 10 км^2, разделен Евфратом на две части.

- 5 рядов стен из сырца, 8 ворот (ворота Иштар открывали дорогу процессий, идущую через весь город к храму Мардука)

- на стенах - ступенчатые зубцы; изразцы с рельефами желтых драконов и диких быков

- стены перед воротами облицованы синими глазур. кирпичами; рельефы с изобр. шествия львов; использование рядов плоских и выпуклых изображений

- Ворота Иштар

рельеф льва на стене Вавилона

- зиккурат Этеменанки  

("Дом основания небес и земли"; арх. Арадаххешу) - семиярусный террасный зиккурат, высота - 90 м, основание - квадрат со стороной 250 м; лестница длиной 60 м. Наверху - святилище Мардука

Внутреннее ядро башни было выложено из кирпича-сырца. Облицовка башни достигала 15 м толщины и состояла из обожженного кирпича на битумном растворе. Возможно, в древние времена поверх облицовочного слоя башня была покрыта битумом.

В отличие от более ранних зиккуратов, ее расчлененные прямоугольными выступами (по 12 с каждой стороны) стены были строго вертикальны, или же имели незначительный наклон. С юго-востока на башню поднималась главная лестница зиккурата - длиной 60 м и шириной 9 м. С двух сторон от нее на первый ярус вели две лестницы такой же ширины, примыкавшие к юго-западному фасаду основания зиккурата.

На верху башни располагалось святилище высотой в 15 м, вероятнее всего, сложенное из обожженного кирпича, облицованное синими плитками. Святилище почиталось как место проживания бога Мардука и его супруги. В спальном покое размещалось мебель из золота - ложе, кресла, статуи. Возможно, в святилище так же находились притворы других богов, примыкавшие к крытому главному двору. Над святилищем, вероятно, была построена вышка высотой 6 м.

Предполагается, что именно с этой башней связана Библейская история о «вавилонском столпотворении»

- дворец Навуходоносора II.

Располагался рядом с "Воротами Иштар", между "дорогой процессий" и Евфратом. Состоял из двух комплексов - Северного (внешние укрепления) и Южного дворцов, имел 4 внутр. двора и большой тронный зал.


Билет 11.

1. Принципы храмового зодчества  Египта и Месопотамии (сравнит. анализ).

Египет:

Разновидности храмов:

- по расположению: скальные / равнинные / террасные храмы

- по назначению: праздничные / заупокойные / солнечные

Наиболее распространены террасные храмы (в скале находится только святилище, все остальные помещения - на откр. местности, на искусственном ступенчатом возвышении)

Праздничные храмы - посвящались богу, опред. празднику. Главный праздник - коронация фараона.

Заупокойные храмы. В основном были скальными (заупокойный храм Хатшепсут в Дэйр-эль-Бахри). В период Нового царства фараоны решают отделять свои гробницы от храмов (Тутмос I - первый решает построить отдельную усыпальницу в Долине Царей)

Солнечные храмы. Поклонение солнечному свету => пространство под открытым небом. Террасная 2-3этажная конструкция. В центре - обелиск с покрытой позолоченной медью верхушкой.

- материал: известняк, песчанник

- храмовые комплексы Среднего царства - несколько строений на террасе, соединенные крытым переходом с воротами в долине (символика восхождения к сакральному месту)

- чем выше сакральный статус помещения, тем оно меньше - ограниченный доступ. (зона для всех / внутренний двор / святилище)

- плоская крыша (как следствие - обилие колонн в залах, гипостиль, наличие крытых галерей по периметру зданий)

- стены покрывались иероглифами и изображениями

Ключевой аспект - господство храмовой архитектуры над гражданской (теократия). В Месопотамии - наоборот, дворец включает в себя храм.

Месопотамия:

Зиккурат в Уре, Белый Храм в Уруке

Разновидности: храм на платформе / зиккурат

- строительство велось на насыпных платформах

- лестницы-пандусы - аналогия с крытыми коридорами в египетских солнечных храмах

- полуколонны - пилястрообразные выступы

- зиккураты появляются к концу III тыс. до н.э. Террасы, пространство расположено вертикально, наверху - святилище

2. Памятники Микенского искусства.

- гробница Атрея (XVI - XIII)

Гробница Атрея (или гробница Агамемнона). Толос. Ступенчатая кладка, идущая от пола. Ложный свод - инженерно-техническое достижение микенской цивилизации; позволяет погашать боковой распор. Другое новшество - разгрузочный треугольник над входом - квази-опора для разгрузки входной балки. Инженерное решение изящно скрыто, представлено в виде "дизайна" - философия микен; позже будет перенята греками.

- Микенский Акрополь

Дворцовый комплекс с храмом и усыпальницами-толосами. Мощные стены фортификационных сооружений; выложены квадрами - огромными четырёхугольными камнями. Вход в акрополь - Львиные Врата

- Львиные Врата

Барельеф с двумя львицами, охраняющими вход на сакральную территорию. Символика - стражи, колонна как символ дома.

- Комплекс в Тиринфе

XIII. Мощные стены, циклопическая кладка. Внутри множество помещений, сводчатые галереи, мегарон из 3х частей: 2 пронаоса (коридор перед осн. помещением) и наос. По центру - очаг, мог быть посвящен Гере.

- фрески из Тиринфа

Сходство с критской традицией, однако более условна анатомия тела. Высокая детализация лиц, причесок, украшений. Общая манера ближе к графике.

- маска Агамемнона

сер. 2 тысячелетия до н.э.

Погребальная маска, найдена Шлиманом в погребальном круге "А", рядом со Львиными Вратами; ошибочно предположил, что открыл гробницу Агамемнона (отсюда название), но маска гораздо старше по времени.

Худ. принципы близки к месопотамской традиции => повторное открытие тех же худ. идей, связанное со схожими верованиями.

Поразительная анатомическая достоверность, детализация. При переносе гипсового слепка на золото были сделаны более условными глаза. Передан образ старого человека, его возраст (понятие возраста позже надолго уйдёт из греч. искусства, ведь старость есть разрушение гармонии)

Билет 12.

1. Памятники Критского искусства (без Кносского дворца).

- Кубки из селения Ваффио (XVI-XV)

Найдены в купольной гробнице в селении Вафио, близ Спарты. Вероятнее всего, были вывезены с Крита. Сцена обуздывания лошади.

Находки из Агиа Триада:

-ваза со жнецами

(1500-1450 г до н.э.) Процессия жнецов, возвращающихся с полей с урожаем. Рельефное изображение.

- саркофаг с "Трапезой Мертвых"

(1350 - 1300 г до н.э.) Ритуальная похоронная процессия, умерший, лабрисы, дары. Предп. для микенского принца в период оккупации Крита.

- ваза с боксерами

(1500-1450 г до н.э.) Стеатитовая ваза, рельеф - сцены борьбы и прыжков через быка (распространенные сюжеты), фризовая композиция. Фигуры реалистичны.

- кубок вождя

(1600-1450 г. до н.э.)

Рельеф с изображением вельможи или жреца (?), держащего длинный шест и молодого воина с обнаженным мечом.

Фест:

- фестский диск

(1700- 1600 г. до н.э.)

Диск из терракоты, две стороны (А и B) покрыты спиралевидными бороздами, внутри которых расположены иероглифические надписи; схожи с линейным письмом A.  Не расшифрован.


- вазы, пифосы, ритоны "Камарес"

Wiki: Название стилю дала местность в центральной части острова, где в гроте и были впервые обнаружены вазы в этом стиле.

Характерной особенностью Камареса является линейный орнамент, который наносился на матовую основу чёрного цвета белой, оранжевой или красной краской. В этом стиле расписывалась тонкостенная глиняная посуда в крито-минойский период.

Акротири (о. Санторини/Фера):

- флотилия кораблей

- Рыбак


- сборщицы шафрана

- боксирующие юноши


- голубые обезьяны

- женщина с папирусом




1. тема образовательного учреждения ~ это сложное саморегулируемое и самоуправляемое социопсхологопедагоги
2. соцпакета Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами Дополнительное ежемесячное материально
3. вложенной по отношению к предыдущей т
4. Политика США в урегулировании арабо-израильского конфликта в период с 19992001 гг
5. ТЕМА 7 АНАЛІЗ ЛІКВІДНОСТІ БАЛАНСУ Практичні завдання до теми 7 Завдання 7
6. Тема Статистика уровня жизни 1
7. тематический по возможности дедуктивный но в любом случае аргументированный и отнюдь не только наррат
8. Задание 1 Ниже приведено несколько списков городов России и стран СНГ
9. История ветеринарии Курского края
10. Православие в Республике Корея
11. 98 Формат 60х90-16 Папір офсетний
12. ЛЕКЦИЯ ДОКТОРА УОЛЛОКА УМЕРШИЕ ДОКТОРА НЕ ЛГУТ Текст переведен на русский язык и напечатан с фоногр
13. ЛЕКЦІЯ 12 ЗОВНІШНЬОЕКОНОМІЧНА ДІЯЛЬНІСТЬ ПІДПРИЄМСТВА ПЕРЕЛІК ПИТАНЬ- 1
14. Нелитературная лексика в прессе (на материале Воронежской печати)
15. творчество свойственно и неживой природе и живой до возникновения человека и человеку и обществу
16. Свойства метанола и его водных растворов
17. ТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18. Релейний захист блока лініятрансформатор
19. Теоретичні основи розвитку творчих здібностей учнів в позашкільний час
20. Социология массовых коммуникаций Блок 1