Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Творчество Пастернака.
(1890 1960)
Формирование творческой личности Б. Пастернака поэта, переводчика, прозаика происходило под влиянием живописи, музыки, философии. Сын художника Леонида Осиповича Пастернака и известной пианистки Розалии Кауфман, он с детских лет любил рисовать, профессионально занимался музыкой, мечтал о композиторской деятельности, написал три фортепьянных пьесы. В юности Б. Пастернак увлекался философией, в 1913 году окончил философское отделение историке филологического факультета Москов ского университета. И хотя ни живопись, ни музыка, ни философия не стали в конечном итоге предметом его про фессиональных занятий, они не ушли из его жизни, а, соединившись в новом качестве, определили своеобразие его поэтического стиля, особенности мировосприятия.
Первые стихи Б. Пастернака были опубликованы в 1913 году, но подлинную славу ему принес сборник "Сестра моя жизиь" (1922). Поэзия "раннего" Пастернака непростое чтение. Сложная ассоциативность мышления, музыкальность и метафоричность стиля рождают непривычные, причудливые образы. Поэтическая речь "раннего" Пастернака зачастую сбивчива, сумбурна. Она похожа на речь чем то потрясен ного, захлебывающегося от волнения человека. Его лирический герой как будто и не стремится непременно быть понятым, ему важнее выплеснуть переполняющие его чувства. В. одном из первых стихотворений Пастернака "Февраль" (1912), есть строчки, точно выражающие характер его ранней лирики: "И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд". Лирический порыв, предельная эмоцио нальная напряженность чувств вот, пожалуй, наиболее характерные черты, отличающие поэзию "раннего" Пастер нака. Его лирическому герою присуще родственное отношение с окружающим миром. Восходы и закаты, снегопады и грозы он переживает как важнейшие события собственной жизни. В свою очередь и сама природа живет в его стихах человеческой жизнью: совершает поступки, страдает и радуется, влюбляется, смотрит на поэта, объясняется от его
^08
имени. Показательны в этом отношении такие стихи, как "Последождя", "Плачущий сад", "Душистоюветкоймашучи..." и многие другие.
В 30 • 50-е годы стиль Пастернака меняется. Поэт сознательно стремится к кристальной ясности и простоте. Однако, по его собственному выражению, это "неслыханная простота", в которую впадают "как в ересь" ("Волны"). Она не предполагает общедоступности. Она неожиданна, антидогматична. В стихах Пастернака мир увиден как бы впервые, вне шаблонов и стереотипов. В результате при вычное предстает под необычным углом зрения, повседневное обнаруживает свою значительность. Так, в стихотво рении "Снег идет" в идущем за окном снеге поэту видится движение времени. А в стихотворении "Свадьба" обычная бытовая зарисовка ("Пересекши край двора, / Гости на гулянку / В дом невесты до утра / Перешли с тальянкой...") завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия:
Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других Как бы им в даренье.
Таким образом, простота стиля "позднего" Пастернака сочетается с глубиной философского содержания его произведений. Об этом свидетельствуют многие стихи из его поэтических сборников и циклов: "На ранних поездах" (1936 1944), "Стихотворения Юрия Живаго" (1946 1953), "Когда разгуляется" (1956 1959). Позднее творчество Б. Пастернака тесно связано с ранним. В его лирике 4050-х годов те же поэтические темы, что и в поэзии 1020-х: природа, любовь, искусство и призвание художника: в ней же понимание родственной связи человека с окружающим его миром природы, тот же восторг бытия. И все же некоторые свойственные Пастернаку особенности мировоспри ятия в его позднем творчестве проступают более отчетливо. Окружающий мир осознается поэтом прежде всего как мир Божий. Этим объясняется наличие религиозных мотивов, сюжетов и образов во многих его стихах: "Гамлет", "Август", "Рождественская звезда", "Рассвет", "Гефсиманс^ий сад", "В больнице" и др. С этим связано и то благоговение перед 14 н-7б 209
чудом жизни, ощущение сокровенной ценности всего жи вого, которое стольярко в его поздней лирике. Характерным примером тому может служить стихотворение "Когда разгуляется" (1956). В нем пейзажная зарисовка становится выражением философии жизни, размышлением о счастье существования, о чуде божественного присутствия в мире. "Простор земли" сравнивается поэтом с "внутренностью собора", а "зелень листьев" с "живописью в цветном стекле", с "церковной росписью оконниц". Человек часть прекрасного, овеянного тайной божьего мира, и сознание этого дает ему ощущение счастья:
Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою.
В этом стихотворении проявилось присущее поэтическому стилю Пастернака сочетание лирической проникновенности и живописной конкретности, пластичности. Поэт будто живописует словом картину, с первых же строк намечая ее композицию ("Большое озеро как блюдо, / За ним скоп ленье облаков..."). Цветовая и световая палитры Пастернака красочны и многоцветны. "Белая груда" облаков, напоминающая горные ледники; проглядывающая "меж туч" синева неба; "зелень листьев"; разлитый по земле солнечный свет все это призвано создать ощущение праздника природы и выразить счастье слияния с ней.
Религиозные мотивы пронизывают и многие произведения цикла "Стихотворения Юрия Живаго". Так, в "Рассвете" (1947) выражена идея значимости заветов Христа в жизни поэта. Она заключена уже в самом названии стихотворения. Вера в Бога позволяет человеку преодолеть мрак жизни и возродиться духовно ("Всю ночь читал я твой завет / И как от обморока ожил"). Наступивший в душе поэта рассвет пробуждает в нем любовь к людям, остроту ощущения своей слитности с миром: "Сомною люди без имен,/ Деревья, дети, домоседы, / Я ими всеми побежден / И только в том моя победа"'. Подобно тому, как образы и сюжеты Евангелия строятся на соединении чуда и повседневности, так и в евангельских темах произведений Б. Пастернака, в том числе и в стихотворении "Рассвет", прозаичность деталей лишь подчеркивает высоки и духовны и смысл происходящего.
210
Творческая и гражданская позиции поэта определены в стихотворении "Гамлет" (1946), открывающем цикл "Стихотворения Юрия Живаго". Оно было написано вскоре после того, как Б. Пастернак перевел одноименную драму Шекспира. Трактовка образа Гамлета приобретает у него автобиографический смысл. Лирический герой стихотворения чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего "сумрака ночи". В "Гамлете" выражена осознанная Пастернаком неизбежность его нравственного противостояния власти лжи и мрака. Но решение это дается непросто: "Я один, все тонет в фарисействе. / Жизнь прожить не поле перейти". Понимание Пастернаком призвания художника связано с христианской темой жертвы и самоотречения. Об этом свидетельствует включенная в текст стихотворения цитата из Евангелия ( "Моление о чаше"). Христос, зная о приближении крестных мук своих и испытывая от этого смертельную тоску, пришел в Гефсиманский сад и обратился кгосподусмольбою: "АвваОтче 1...), пронесичашусиюмимо меня, но не чего Я хочу, а чего Ты". Пастернак почти дословно цитирует эти строки в "Гамлете": "Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси". Его герой испытывает вполне понятное чувство страха перед жестокой судьбой и вместе с тем отчетливо сознает "неотвратимость конца пути". Цитата из Евангелия позволяет соотнести стихотворение "Гамлет" с "Гефсиманским садом", венчающим цикл. Они объединены общей темой долга и осуществления высокого предназна чения, неотвратимости крестного пути как залога бессмер тия. Долг поэта заключается в спасении мира искусством.
Видя предназначение поэта в служении высшему духов ному началу, сознавая, что за свои деяния он несет ответственность перед своей совестью и Богом, Пастернак в стихотворении "Ночь" (1956) называет поэта "вечности заложником", находящимся'^ времени в плену". Он сравнивает его со звездой, с летчиком, парящим в ночном небе и оберегающем сон планеты, "как будто небосвод относится к предмету его ночных забот". Подобно ему и художник не должен предаваться сну: "Не спи, не спи, работай, / Не прерывай труда, / Не спи, борись с дремотой, / Как летчик, как звезда". В "Ночи " можно наблюдать такую характерную
особенность поэтической манеры Пастернака, как широкое использование просторечных выражений и устойчивых словосочетаний, которые часто на равных правах соседствуют с высокими космическими понятиями: "Идет без проволочек и тает ночь..." ; "Блуждают, сбившись в кучу, небесные тела... " и т.п. Поэзия, в представлении Пастернака, эхо жизни, она "валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли". Поэтому в его стихах нет деления образов на ноэтичсски.е и непоэтические, так же, как нет жесткой грани между живой жизнью и произведением искусства.
В стихотворении "Во всем мне хочется дойти до самой сути..." (1956) выражены столь свойственные Пастернаку открытость миру, чувство слитности с ним. Только при этом условии поэт может познать тайну жизни, дойти "во всем {..,1 до самой сути", "до основания, до корней, до сердцевины". Только при этом условии и может состояться "живое чудо" рождения искусства:
Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок.
В стихотворении "Быть знаменитым некрасиво..." (1956) Пастернак определяет цель творчества как " самоотДачу, а не шумиху, не успех". Поэтомухудожнику"бытьзнаменитым некрасиво", ибо знаменитым может быть только само творчество. Поэт должен "так жить, чтобы в конце концов / Привлечь к себе любовь пространства, / Услышать будущего зов". Суета, шумный успех у толпы все это мнимые цен ности. Тот, ктосознает себя "вечности заложником", чувствует ответственность прежде всего перед будущим. Он откры ватель новых дорог. Окунаясь в неизвестность, художник творит новые миры. При этом ему важно сохранить себя как личность и " ни единой долькой / Не отступаться от лица, / Но быть живым, живым и только, / Живым и только до конца".
Самым сокровенным произведением Б. Пастернака, в которое он вложил свое понимание важнейших жизненных проблем, является "Доктор Живаго" (1956). К.А.Федин
"12
назвал этот роман "авгобиографией великого Пастсрака". Разумеется, эти слова не следует понимать буквально, в том смысле, что в "Докторе /Ки наго" нашли отражение конкретные факты из жизни писателя. Роман о докторе Живаго это духовная автобиография Б. Пастернака. В письме к О. М. Фрейденберг от 13 октября 1946 года писатель так определил замысел своего произведения: "Я хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетис, и в то же время (...] эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое 1...1. Атмосфера вещи мое христианство". Это "мое христианство" в коночном итоге определило не только "атмосферу вещи", но и составило суть, душу романа. Христианство понимается Пастернаком и его героями как апофеоз свободной личности: "кончилась власть количества (...]. Вожди и народы отошли в прошлое. Личность, проповедь свободы пришли им на смену". Поэтому раздумья о судьбах человеческих соотносятся в романс прежде всего с понятиями "личность" и "свобода". В "Докторе Живаго" дан широкий охват исторических событий от начала XX столетия до 40-х годов, если иметь в виду и события эпилога романа. В центре внимания автора революция, гражданская война и то, как они отразились в душах и судьбах людей.
Главный герой романа, врач и поэт Юрий Андреевич Живаго, вначале испытывает чувство восхищения революцией как "историческим чудом": она "ворвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох. Каждый ожил. переродился, у всех превращения, перевороты. Можно было бы сказать: с каждым случилось но две революции, одна своя, личная, а другая общая". Революция понимается Юрием Живаго не как явление политическое, социальное, а как природная, космическая стихия. Ему представляется, что "социализм это морс, в которое должны ручьями влиться все эти свои, отдельные революции, море жизни, море самобытности".
Для героя романа, а вместе сними для автора, история это живой организм, которому недопустимо навязывать свою волю. Главная же беда послереволюционной эпохи заключалась в попытке загнать живую жизнь в заранее заготовленную схему. "Историческое чудо" превращалось в
213
дьявольский эксперимент над людьми, в насилие, над лич -ностью. Живагонеможетпринятьпоэициютех "вершителей" судеб революции, которые свою задачу видели в "переделке жизни". "Когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние, восклицает он. Материалом, веществом жизнь никогда не бывает. Она сама [...) непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало {••.]". Жизненная позиция Юрия Живаго может показаться пассивной. Но именно в его нежелании принимать участие в кровавом деле выразился нравственный, достойный человека, истинно свободный жизненный выбор героя.
Своего рода антиподом Живаго в романе является АнтиповСтрельников, позиция которого по отношению к революции весьмаактивна. Сын железнодорожногорабочего, человек честный и благородный, он принимает решение "стать судьей между жизнью и коверкающими ее темными началами, выйти на ее защиту и отомстить за нее". Однако дорогу к прекрасному "завтра" он мостит жизнями и кровью людей, несогласных идти по начертанному им пути. Не зря в народе его прозвали Расстрельниковым. Вскоре Антипов и сам становится жертвой революции. Гонимый и преследуемый пришедшими ему на смену "поборниками справедливости", он вынужден будет покончитьжизньсамоубийством.
Единственным островком духовности, позволяющим человеку в мире политических страстей и насилия остаться человеком, становится любовь. "Доктор Живаго" может быть прочитан как роман о любви, ибо именно с ней связано представление о смысле жизни и ее бессмертии. Любовь воспринимается писателем и его героями как "высший вид живой энергии". "Человек в других людях и есть душа человека", а коль это так, то смерти нет и жизнь вечна.
Судьба подарила Юрию Живаго встречу с .двумя женщинами с Тоней Громеко и Ларой Антиповой, каждую из которых он любил по своему. Тоня была ему близким другом, женой, матерью его детей. С Ларой же связаны поэзия любви и одновременно ее трагедия, сознание обреченности ее на земле. Любовь к Ларе подняла Живаго на невиданную высоту человеческого духа. Но она же и погубила .его. Разлука с ней была для Юрия Андреевича
214
равносильна смерти. И хотя в последней части романа появляется еще и Марина, но Живаго уже не способен никого полюбить, ибо душа его растворилась в Ларе без остатка. Разлука с Ларой ведет героя к духовной смерти, а время, эпоха к смерти физической.
В 1929 году Юрий Андреевич умирает от сердечного приступа, не выдержав духоты трамвая, в котором он ехал на службу. Этотбеспрестанноломающийся, набитый озлобленными людьми трамвай воспринимается кяк метафорический образ общества, в котором живому человеку нечем дышать. И в этом смысле смерть героя в романе закономерна. Его представления о жизни и ее ценностях не соответствовали новой исторической эпохе, вступающей в свои права. Компромисса между новой властью и подобным типом личности быть не могло. И все же финал романа светел. Важнейшая в религиознофилософской концепции Пастернака идея бессмертия позволяет рассеять мрак смерти и сумрак жизни. Жизнь Юрия Живаго продолжилась в его стихах, ибо "искусство, как сказано в романе, всегда [...] занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь".
Судьба романа "Доктор Живаго" драматична. Современники восприняли его как пасквиль на революцию, как политическую исповедь автора, поэтому в публикации произ ведения Б. Пастернаку было отказано. Однако роман прив лек внимание зарубежных издателей, и уже в 195? году он был опубликован за границей, а через год Б. Пастернакубыла присуждена Нобелевская премия "за выдающиеся дости жения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы". Присуждение этой международной премии было расценено у нас как политическая акция и повлекло за собой настоящую травлю писателя, В результате Б. Пастернак вынужден был отказаться от заслуженной высокой награды. Переживания этих лет не прошли для него бесследно. Пастернак тяжело заболел, и 30 мая 1960 года его не стало. Однако до конца своих дней он сохранил веру в конечное торжество добра и справедливости. В созданном незадолго до смерти стихотворении "Нобелевская премия" (1959) он писал:
215
Но и так, почти у гроба Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
Время подтвердило правоту поэта. В 1988 году на родине Пастернака был, наконец, опубликован роман "Доктор Живаго", выдержавший с тех пор множество разных изданий. А в 1990 году сыну Бориса Леонидовича была вручена Нобелевская медаль отца.
Рекомендуемая литература
А ль фон с ов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990. 368 с.
Лихачев Д. С. Размышления над романом Б. А. Пастернака "Доктор Живаго" // Перечитывая заново: Лит. критич. статьи. Л., 1989. С. 135146.
Обсуждаем роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго": [Подборка материалов] // Вопросы литературы. 1988. N 9. Озеров Л. О Борисе Пастернаке. М„ 1990. 64 с. Па стер и а к Е. Жизнь художника: К 100-летию со дня рождения Б. Пастернака // Литература в школе. 1989. N 6. С. 319.