Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
СОДЕРЖАНИЕ
I.ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ: ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ.
Уголовное право по законам Хаммурапи основывали свои требования на двух принципах:
1) наказывается то, что нарушает установленный традицией порядок;
2) наказывается том, что нанесло вред человеку или его подвластном. Согласно уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Преступление, совершенное рабом, расценивался законами как более тяжелый, чем такая же действие, совершенное свободным. Преступление, совершенное в отношении мушкенума, наказывался в меньшей степени, чем относительно общинников. Вместе образа человека "высшего по положению" имела следствием наказания и более тяжелое по форме, и к тому же позорное для того, кто обидел. Бывали случаи, когда за преступление отвечала вся община
Правовая мысль Месопотамии не достигла такого уровня развития, при котором было бы возможным закрепление в законодательстве общинных принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как форма вины, обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание, соучастие, покушение и др. . Однако определенные упоминания об этих понятиях есть в законах Хаммурапи: например, понимание разницы между умышленным и непреднамеренных преступлением, о чем свидетельствуют следующие параграфы (§ 206: "Если человек ударит человека в драке и нанесет ему рану, то этот человек должен поклясться:" Я ударил его неумышленно ", а также оплатить врача"; § 207: "Если и умрет от ее побоев, то он должен поклясться, а если пострадавший любой из людей, она должна отвесить 1 / 2 мины серебра").
Соучастие может проявляться в форме недоносительство, о чем свидетельствует § 109: "Если в доме корчемници сговариваются преступники и она не схватит этих преступников и не приведет во дворец, то эту корчемницю предстоит убить", либо сокрытие, о чем свидетельствует § 16: «Если человек скроет в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму и не выведет их на клич глашатая, то хозяина дома предстоит убить ". Что касается обстоятельств, отягчающих преступление, то нанесение в драке побоев, повлекших смерть свободного человека, наказывалось штрафом, сумма которого определялась в зависимости от того, кем был пострадавший: авилум или мушкенум. Эта норма была исключением из общего правила обычного права: убийство человека, умышленное или непреднамеренное, наказывается смертью преступника или его родственника. Непредумышленное нанесение раны в драке по законам Хаммурапи освобождало от наказания свободного человека.
С особой жестокостью - немедленным сожжением - каралась кража во время пожара, о чем свидетельствует § 25: "Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, который пришел погасить его, обратит свой взор на имущество хозяина дома и возьмет себе что-нибудь из имущества хозяина дома, то этого человека предстоит бросить в этот огонь ", соучастие женщины в убийстве своего мужа, о чем свидетельствует § 153:" Если жена позволит умертвить своего мужа из другого мужчины, то эту женщину принадлежит посадить на кол ". О коллективной общинной ответственность свидетельствует § 23: «Если грабитель не будет схвачен, то ограбленный человек должен клятвенно показать перед богом все, что исчезло у нее, община и рабианум, на земле и в рамках которой осуществлен грабеж, должны возместить ей то, что у нее пропало ". Об объективном отношении повинности, т.е. наказание без вины, свидетельствуют § 229: "Если строитель построит дом и выполнит свою работу некачественно, в результате чего этот дом рухнет и повлечет смерть его хозяина, то такого строителя предстоит убить" и § 230: "Если он вызовет смерть сына хозяина дома, то следует убить сына этого строителя".
Общая черта месопотамского законодательства - его жестокость, что было характерно для законов Хаммурапи, в которых около 30 преступлений карались смертной казнью, которая применялась и по принципу талиона не только в случае умысла преступника, но и по неосторожности.
Смертная казнь предусматривалась в форме сожжения, утопления, посадки на кол, применялись членовредительские наказания: отсечение руки, пальцев, отрезание ушей, языка, в том числе по принципу талиона, если потерпевший и преступник были равными по социальным положением. Эти наказания имели место наряду с другими: обращением в рабство, изгнанием из общины и семьи, штрафом (композицией), принудительным трудом, клеймением, битьем палками подобное.
Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен смертной казни. Заведомо непосильность таких штрафов, как, например, 30-кратная стоимость похищенного из дворца или храма вола, ладьи и др.., Приводила к неизбежной смерти преступника.
Размер штрафа (как и тяжесть членовредительские наказаний) зависел от социального положения преступника и потерпевшего.
Важное место в Законах Хаммурапи отведено преступлениям и наказаниям. Относительно общих понятий уголовного права они почти нераскрытые. Лишь кое-где принято во внимание намерение лица, совершившего преступление, обстоятельства, исключающие, смягчающие или усиливающие ответственность.
Все преступления, упоминаемые в сборнике, можно разделить на несколько групп:
1) преступления против личности (убийство, оскорбление, клевета);
2) преступление против собственности (повреждение или уничтожение имущества, кража, грабеж, разбой);
3) преступления против семьи (супружеская измена, блуд);
4) должностные преступления
5) преступления против правосудия (лжесвидетельство, подкуп).
II. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА В ЕВРОПЕ : РОЛЬ ГЛОССАРОВ И ПОСТГЛОССАРОВ.
Реципирование римского права в странах Европы проходит три стадии:
Рецепция римского права ускорялась вместе с ростом потребностей в правовом регулировании торговли, морских перевозок, развитием кредитования и новых форм собственности. Рецепция не исключала критики и сдержанности по мере реципирования римских институтов и норм: рецепция могла быть полной, частичной, периодической и т.п. В Чехии позднего средневековья римское право уподоблялось по силе действия железному обручу. В Англии, наименее затронутой римским влиянием, знатоки права и обычаев систематически прибегали к заимствованию из римского и канонического права. Во многих европейских школах XVI XVII вв. учили составлению юридических документов, и это являлось составной частью обучения риторике.
В позднем средневековье римское право стало конкурировать с национальным (Франция, Германия) и нередко менялось под воздействием этой конфронтации. В Германии реципированное римское право получило наименование "современное римское право".
В XII в. Фридрих Барбаросса, германский император, назвал римское право "всемирным правом". В XVI в. его называли "писаным разумом" и "юриспруденцией, висящей в воздухе". В XIX в. юрист Моддерман (1888 г.) назвал его "правом общим, высшим и научным".
Глоссаторы, или экзегеты (толкователи), творчество которых приходится на XIXII вв., были заняты объяснением смысла отдельных законов, логически-связным изложением целых учений о назначении тех или иных правовых институтов с опорой на знание и пользование источниками права . Римское право излагалось в целом, без увязки с расположением титулов и книг в Своде Юстиниана: здесь уже имел место элемент систематический с более самостоятельной и творческой формой все той же догматической обработки позитивного римского права.
Особую проблему для глоссаторов составило расхождение между нормой права и соображениями справедливости. В доглоссаторский период исходили из того, что несправедливая норма может быть отвергнута в процессе применения и заменена правилом, сообразующимся с требованием справедливости. Позднее Ирнерий, глава школы глоссаторов, и Болонская школа требовали отказа от "субъективных представлений о справедливости" и возлагали разрешение конфликта между нормой закона и справедливостью на усмотрение законодательной власти.
Болонская школа глоссаторов превратилась из городской в общую для всех народов, в Общую школу (так поначалу называли университеты). Начиналось это обучение с богословия и юриспруденции. В XI в. здесь возникло объединение учащихся, прибывших из разных мест для изучения юриспруденции.
Слушатели получили право на то, чтобы иски и обвинения против них разбирались местным епископом или тем преподавателем, у которого каждый из них занимался. У папы университет имел защиту от городских властей. Клирикам поступление в школу было облегчено папой. За счет церковной казны обеспечивались общежития для бедных студентов .
В университете присуждались различные ученые степени в зависимости от уровня освоения школьной науки. Ректор считался основным духовным наставником. Было присуждение ученых степеней. Производилось по образцу цеховых ремесленников только после предварительного испытания их познаний. Высшим было звание "доктор" - соответствовало званию "мастер" у ремесленников и давало право преподавать самостоятельно и в свою очередь брать в учение других. Кроме одобрения от товарищей требовалось еще одобрение от духовных властей.
С начала XIII в. папы предоставляют большим ученым возможность преподавать в других высших школах. Существовал даже обычай посещать несколько университетов в разных странах. Самыми самостоятельными были университеты в Кембридже и Оксфорде.
Постглоссаторы стали в XIIXIV вв. разработчиками всеохватывающего критическо-догматического подхода к праву в двух вариантах:
1) право выводилось из разума и сводилось затем к некой максиме наподобие древнеримского принципа "воздавай каждому свое, причитающееся ему по праву";
2)сводилось к писаному праву, действующему в суде или в управляющей деятельности государственных учреждений.
Задача юриста, согласно Раймонду Луллию (12341315 гг.), заключается в том, чтобы "позитивное право редуцировать к праву естественному и согласовать с ним". На практике свелось к выработке умения укреплять престиж и властный авторитет права писаного при помощи указания на его близость и согласованность с правом естественным. Приходилось "немало изощрить ум юриста и само профессиональное искусство толкования права" (А. Стоянов).
Некоторые постглоссаторы рассматривали естественное право как одну из "лучших частей римского права", имеющую универсальный характер и подходящую для всех времен и народов. Полной рецепции римского права нигде никогда не было и не могло быть по той причине, что и сам Свод Юстиниана не был ни полным, ни полностью адекватным собранием римских узаконений всех времен. Некоторые важнейшие положения римского права были восприняты в сильно искаженном или заново перетолкованном виде.
К началу XVI столетия схоластические приемы изучения римского права утрачивают общественные симпатии и возвышаются приемы гуманистического направления источники права начинают изучать в их связи с живой действительностью, а также с античной литературой, историей, искусством. В отличие от глоссаторов и постглоссаторов гуманисты рассматривали право с филологической и исторической сторон и вместо комментирования фрагмента за фрагментом приступали к систематическому изложению права.
Значение римского права в общественной жизни средневековой Европы можно резюмировать следующим образом. Во-первых, оно позволило раскрыть многие закономерности в эволюции права, которые не были выявлены в процессе изучения истории права отдельных стран, и, во-вторых, дало возможность понять многое и в самой социальной организации стран Западной Европы. Римское право стало фактором интеграции и гармонизации интересов различных средневековых корпораций (государственных, церковных, городских). Оно стало авторитетной системой особого рода мышления и формулирования ценностей духовного и практического назначения. Не менее существенна роль римской юридической конструкции, воспринимающей в качестве субъекта правоотношений абстрактного (внесословного) человека и давшей впоследствии возможность для конструирования неких исходных и "естественных" прав человека в делах и заботах общестроительных (конституционных).
III. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ГОРОДСКОЕ ПРАВО (АНГЛИЯ).
Нормандское завоевание резко форсировало процесс феодализации. Захватив Англию, Вильгельм произвел конфискацию владений местной знати. Старая английская знать была сметена. В собственность Вильгельма перешли более тысячи поместий и лесов. Во главе графств, на которые делилась Англия, были поставлены шерифы. Все крупные феодалы получили теперь свои земли непосредственно от короля и стали его вассалами, при этом земли раздавались отдельными участками, расположенными среди других владений. В организации управления на местах король сохранил некоторые учреждения англо-саксов; так он использовал старинные собрания сотен и графств для своих фискальных целей, для распределения налогов, для суда, для правительственных расследований. Наряду с феодальной системой военной службы король сохранил также и ополчение свободного крестьянства.Одной из важнейших опор Вильгельма Завоевателя была церковь. Он сменил все высшее духовенство в Англии и поставил на его место своих людей. Король дал церкви ряд привилегий.Говоря о государственном аппарате этого времени, курия помимо дел управления, являлась высшим судебным органом страны. Королевской курии принадлежала гражданская уголовная юрисдикция.
Военными делами ведали констэбли и маршал. При нем широкие полномочия получил Лондон в области самоуправления и беспошлинной торговли по всей стране. Но привилегии распространялись только на тех жителей, которые участвовали в уплате королю указанных в хартии платежей.
Городская власть в Англии была более развита, чем во Франции.
Единое английское "общее право" стало образовываться лишь начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды в своей деятельности руководствовались обычаями, судебной практикой и указаниями, содержавшимися в королевских "указах", которые ничего общего не имели с законодательными актами. Такой "указ" выдавался за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой.
К началу XIII в. "указы" были настолько многочисленны, что появился сборник "Реестр указов", явившийся как бы справочником по общему праву и дополнявшийся новыми "указами" канцлера. Королевские "указы" сыграли большую роль в образовании английского общего права, на основании его источником были решения королевских судов. "Общее право" это решения и приговоры королевский судов, закрепленные в судебных протоколах. Протоколы каждого суда назывались "свитки тяжеб". Основным принципом "общего права" было то, что решение вышестоящего суда, записанное в "свитке тяжеб. Этот принцип получил название судебного прецедента.
Но в XIV в. развитие "общего права" стало останавливаться, так как королевские судьи крайне неохотно шли на создание новых прецедентов. Начиная с XIV в., новой системы права "права справедливости", существовавшей одновременно с системой "общего права". Суд "справедливости" возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах. Наряду с "общим правом" все большее значение в качестве источника права начали приобретать законы. Законодательная деятельность английских королей выражалась в издании нормативных актов, носивших название "хартий", "статутов", "ассиз", "провизий". В середине XIV в. парламент стал органом законодательной власти, и его участие в принятии статутов стал обычной практикой.
В XV. палата общин стала подавать королю петиции, содержавшие готовый текст статутов, что еще более усилило законодательную власть парламента.
Английское "общее" право знало закон как средство обеспечения обязательства по договору займа. Но залог совершался чаще всего в виде временной передачи собственности на землю с условием ее возврата после уплаты долга. Королевские суды не склонны были признавать за должником бесспорного права на обратное получение земли по уплате долга. Только суд канцлера, появившийся в середине XIV в., стал защищать интересы должников, отдавшим свои земли кредиторам в качестве залога при договоре займа.
Особо следует сказать о так называемой доверительной собственности ("трэсте"), суть которого заключается в том, что одно лицо передает другому в собственность свое имущество например, (землю) с тем, чтобы получатель, сделавшись при этом формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или членов его семьи.
Судебные учреждения стали создаваться после нормандского завоевания; они постепенно выделялись из королевского совета.
Это будущий суд королевской скамьи, которую короли при разъездах по стране брали с собой. В Лондоне же оставался верховный судья с другим составом судей; это будущий суд общих тяжб. Во второй половине XII в. возникает новый институт так называемых разъездных судей, которые, будучи членами суда королевской скамьи, направлялись на места, в графства, для осуществления правосудия.
Высшим судом в Англии являлся парламент в лице палаты лордов, в которой рассматривались жалобы на решения судов "общего права" и суда канцлера. В отличие от прокуратуры в Англии сравнительно рано возник институт адвокатуры, которые подразделялись на две группы: барристеров, занимавшихся преимущественно выступлениями на суде, и атторнеев и солиситоров ходатаев по делам, занимавшихся подготовкой этих дел для судебного рассмотрения.
Серьезной реформой порядка судопроизводства явилось, как уже указывалось появление присяжных.
IV. МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ
Мусульманская юриспруденция, мусульманское право представлено пятью равноправными юридическими школами. Джа'фаритские правоведы, в отличие от ученых других мазхабов, для подкрепления своих доводов юридического характера ссылаются преимущественно на толкование Корана и Сунны, данное двенадцатью имамами. Что касается самого предмета права, то оно общемусульманское.
Система и организация судопроизводства всех пяти мазхабов в основном сходны. Их суды равно называются шариатскими, вершители судебных дел именуются кадиями (судьями). Чтобы различать, их называют кади ханифитского толка, кади ша-фиитского толка и т. д. Мусульманин-суннит, независимо от того к какому мазхабу он принадлежит, имеет право обратиться к судье любого из четырех мазхабов. Джа'фариты, как правило, обращаются к джа'фаритскому судье.
Следует, однако, отметить, что кадии пяти мазхабов не имеют единого судебника. Одна из отличительных черт джа'фаритского права непризнание кияса (аналогии) как источника мусульманского права. Характерная и отличительная черта джа'фаритского права заключается в том, что его политический аспект право на верховную власть основывается на авторитете по наследству, тогда как в суннизме право на верховную власть основывается на иджме. Поскольку джа'фариты признают непогрешимость двенадцати имамов, мнение авторитетных богословов (идж-ма) для них приемлемо лишь в том случае, если оно выражает волю имама. Четыре юридические школы суннизма создавались с начала VIII до середины IX вв. В источниках Ислама они именуются мазхаб ас-сунна (мазхабы Сунны), а последователей этих школ называют ахль ас-сунна ва-лъ-джама'а. Все юридические школы названы по именам их основателей: ханифитская (Абу Ханифа), маликитская (Малик ибн Анас), шафиитская (аш-Шафии), ханбалитская (Ахмад ибн Ханбал). Следует отметить, что особые мазхабы были созданы также правоведами Абдурахманом аль-Авзаи (88-157) и Суфьяном ас-Саври (97-161). Однако юридические школы последних не имели широкого распространения, и еще в раннем Средневековье их последователи присоединились к указанным четырем мазхабам.
Со временем различия между четырьмя мазхабами стали отодвигаться на задний план. Ведущим стал процесс унификации Шариата. В настоящее время лишь теологи-профессионалы могут достаточно точно изложить эти различия. Процесс слияния и взаимопроникновения различных толков привел к созданию унифицированного универсального права, так что мусульманин-суннит может обратиться к судье, придерживающемуся любой из четырех школ Сунны. И хотя формально различия между школами фикха признаются, фактически, на практике, они потеряли какое-либо значение.
V.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задача по Римскому праву: Решите спор по Законам XII Таблиц. Преследуя раненого им на охоте дикого кабана Фабиан Сцевола обнаружил, что его добычей завладел Устий Ливии. Последний утверждал, что отныне именно он является собственником раненого кабана. Ввиду сложившихся обстоятельств,кабан принадлежит Фабиан Сцевола, а Устий Ливии незаконно овладел им.
По Законам XII Таблиц
7. .(Павел,Fragm.Vatic.,50:ЗаконXIIтаблиц
Пусть [собственник] не трогает и не отнимает [принадлежащего ему] бревна или жердей, использованных [другим человеком] на постройку здания или для посадки виноградника.
8. (Ульпиан, I, I pr. D. XLV1I. 3: Закон XII
таблиц не позволял ни отнимать, ни требовать как свою собственность украденные бревна и жерди, употребленные на постройку или для посадки виноградника, но предоставлял при этом иск в двойном размере [стоимости этих материалов] против того, кто обвинялся в использовании их.)
таблица 8
12. Если совершавший в ночное время кражу убит [на месте], то пусть убийство [его] будет считаться правомерным.
Исходя из выше перечисленных статей , следует что Устий Ливии должен вернуть Фабиану Сцевола кабана (в двойном размере).