Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА ГЛАВА 18 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ Эстетические пока

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

РАЗДЕЛ VII

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ЭСТЕТИЧНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА

ГЛАВА 18

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ

Эстетические показатели спортивно-технического мастерства

Эстетическое начало присуще всем видам спорта как проявление совершенства физической природы человека, однако в таких видах спорта, как фигурное катание на коньках, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду и акробатика, прыжки на батуте, и в более молодых, таких, как фигурное катание на водных лыжах, синхронное плавание, фристайл, мера эстетичности максимальна уже в силу определенной направленности правил (табл. 28).

В этих видах оценка совершенства исполнения упражнений не ставится в зависимость от объективно измеряемых физических величин — метров, секунд, килограммов, а производится субъективно — судьями-арбитрами, оценивающими спортивные выступления визуально, не опираясь на показания измерительных приборов.

Повышение трудностей произвольных композиций в технико-эстетических видах спорта все чаще ставит судей-оцен- щиков в затруднительное положение. Все большее число спорт-

Таблица 28. Эстетические требования, регламентированные правилами состязаний в видах спорта со сложной координацией движений

п/п

Требования

Виды спорта

с/г

ф/к

х/г

акр.

п/в

бат.

1

Легко

+

+

+

+

2

Выразительно

+

+

+

+

3

В соответствии с музыкой

+

+

+

+

4

С хорошей осанкой

+

+

+

+

5

Четко

+

+

+

+

6

Уверенно

+

+

+

7

С большой амплитудой движения

+

+

+

8

Грациозно

+

+

9

Безукоризненно

+

+

10

С высоким полетом (в прыжках)

+

+

11

Виртуозно

+

12

Чисто

+

13

На большой скорости

+

+

14

Ритмично

+

+

15

Точно

+

16

Плавно

+

17

В соответствии с индивидуальными особенностями

+

18

Слаженно, синхронно

+

+

19

Мягко

+

20

Артистично

+

21

С высокой степенью владения телом

+

22

Элегантно

+

23

Непринужденно

+

24

Естественно

+

25

Изящно

+

26

Свободно

+

+ ;

Примечание, с/г — спортивная гимнастика; ф/к — фигурное катание х/г — художественная гимнастика; акр. — акробатика; п/в — прыжки воду; бат. — батут.

1S


сменов включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности и выполняют их технически совершенно. При такой ситуации лишь эстетическая сторона может служить тем трудноуловимым моментом, который дает возможность качественного различения выступления спортсменов. Однако проблема оценки качества и исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта недостаточно решена и освещена в научных исследованиях. В то же время в последние годы интенсивно развивается новое направление исследований, связанное с количественным описанием качества предметов или процессов, которое получило название «квалиметрия». Использование квалиметрических положений в оценке эстетичности исполнительского мастерства спортсменов позволяет по-новому осветить некоторые старые проблемы, выявить возникшие на стыках этих наук новые аспекты исследований.

Под исполнительским мастерством в технико-эстетических видах спорта понимается высокий уровень умений и достижений искусного выполнения соревновательных упражнений (композиций, комбинаций).

Принципом исполнительского мастерства является единство функции и формы, а эстетическим критерием — общественная и биологическая Т1елесооЬраз1Тостъ.

По существу исполнительское мастерство — умение показать физические, спортивно-технические возможности спортсмена и передать их в художественном оформлении при выполнении композиции в целом.

В понятие исполнительского мастерства входит спортивная подготовка на уровне кандидата в мастера, мастера спорта и мастера спорта международного класса. Таким образом, исполнительское мастерство, согласно имеющимся в спортивной классификации указанным градациям, имеет три уровня. Кроме того, в спортивной практике сформировалось устойчивое понятие — высшее исполнительское мастерство. К нему относят спортсменов наиболее высокого класса — чемпионов и призеров страны, Европы, мира, олимпийских игр.

Совершенствование исполнительского мастерства в практике спортивной тренировки осуществляется по двум направлениям. Во-первых, совершенствуется качество исполнения соревновательных упражнений в рамках ранее освоенных технических элементов без принципиального изменения композиционного и эстетического содержания. Во-вторых, создаются новые оригинальные элементы, соединения и каскады, основанные на использовании новых композиционных и биомеханических идей, на применении педагогических приемов обучения (тренажеры и т.п.).


Эстетический аспект обязывает изучать исполнительское мастерство с точки зрения модели эстетического отношения человека к действительности.

В ее основе лежит теоретическая концепция о ценностной природе эстетического в двигательных проявлениях спортсменов. Модель включает в себя четыре взаимно дополняющих друг друга компонента: структуру изучаемого явления, его ценность или соответствие назначению, красоту внешней формы, художественную выразительность, раскрывающую эстетически значимое содержание.

Определенные требования к эстетическим показателям соревновательных упражнений отражены в правилах соревнований многих видов спорта. Если соединить эти требования (см. табл. 28), то обнаружится различие подходов к их выбору. Для большей наглядности все сопоставимые показатели можно разделить на две группы: основные (общие для видов спорта со сложной координацией движений) и особо выделяемые. К основным относятся как спортивно-технические, так и показатели стиля исполнения. Причем различия в требованиях основных показателей сводятся, как правило, к их различным группировкам. Например, в перечне требований правил состязаний по спортивной гимнастике все показатели основной группы выступают в нерасчлененном виде, а такой показатель, как виртуозность исполнения упражнений, попадает в группу особых признаков. В требованиях правил фигуристов, напротив, группа основных разделяется на ряд составляющих, заполняя почти все строки таблицы.

Во всех случаях так и остается неясным, почему выделялось разное число требований: 3 в акробатике, 10 в спортивной и художественной гимнастике, 17 в фигурном катании.

По-видимому, ни один из представленных, в общем-то достаточно содержательных перечней, не может быть признан оптимальным без детального анализа его обоснований.

Из сказанного следует, что эстетические показатели спортивно-технического мастерства в группе видов спорта со сложной координацией движений, во-первых, должны быть выведены на основе анализа; во-вторых, простые перечни требований даже при сведёнии в отдельные группы не могут составить целостной системы, если не будет установлена их четкая внутренняя связь.

201

Все формулировки понятий эстетических показателей спор- тивно-технического мастерства могут быть объединены в четыре совокупности, связанные с проявлением таких сторон исполнения упражнений, как: состав элементов соединений; соподчиненность элементов и их целостность; динамичность исполнения; художественное оформление композиции.

8 —2785

Таблица 29. Эстетические показатели спортивно-технического

мастерства

Подгруппа показателей

Единичные показатели

Состав элементов соединений (каскадов)

Сложность - отражает степень объективных и субъективных (трудность) требований к психомоторным возможностям спортсмена. Оригинальность - характеризует демонстрацию спортсменом новых форм движений.

Ценность — представляет собой произведение показателей трудности и оригинальности

Соподчиненность элементов в целостности

Внутренняя логичность структуры фрагментов, частей и композиции в целом.

Равномерность распределения трудности элементов по всей композиции.

Рассредоточение в композиции главных, кульминационных («ударных»), элементов.

Формы соединения элементов (отсутствие трафаретных и тривиальных связок, стандартных соединений и композиционных стереотипов)

Динамичность

исполнения

композиций

Уплотнение соединений (каскадов), сведение к минимуму числа «разгоночных» движений. Формирование композиции соединений из нескольких элементов и каскадов.

Стремительное соотношение смены темпов выполнения элементов (каскадов). Организация ритмической структуры композиции (с учетом длительности отдельных фрагментов, нарастания или замедления темпа в соединениях).

Использование подскоков в качестве композиционных элементов

Художественное

оформление

композиций

Экспрессия движений — умение сочетать движения с музыкой и достигать эмоционального воздействия на зрителей и судей.

Соответствие композиции современной моде и стилю исполнения.

Артистизм — выполнение движений с «подтекстом» (внесение в них смысловых оттенков мимикой, жестами, элементами пантомимы). Применение художественных приемов (повторы, «игра мотивов»», контраст и нюанс, элементы неожиданности)

В табл. 29 для каждой из перечисленных выше характеристик подгрупп эстетических показателей дается перечень единичных эстетических показателей.

Оценка эстетических показателей проводится в два этапа:

  1. сравнительный анализ групповых и единичных показателей;
  2. их оценка.

За критерий эстетической оценки принимается ранжированный ряд спортсменов одинакового класса, составляемый на основе действующих требований ЕВСК и условных модельных (идеальных) характеристик, утвержденных спортивными федерациями и (или) отобранных специалистами.

Процесс оценки эстетических показателей включает выбор модельных характеристик, проведение сравнительного анализа оцениваемого спортсмена и определение численных значений эстетических показателей в баллах с использованием экспертных методов.

Можно отметить еще два принципа, которые могут служить исходными при анализе эстетических показателей спортивнотехнического мастерства в группе видов спорта со сложной координацией движений.

  1. Предполагается, что исполняемые упражнения (композиция), достаточно полно и всесторонне отвечающие комплексу предъявляемых к ним требований, регламентированных правилами соревнований, т.е. такие упражнения, все характеристики которых (кроме собственно эстетических) уже получили высокую оценку, имеют объективные предпосылки быть полноценными и в эстетическом плане. Напротив, технически несовершенные, с недостаточной безукоризненностью выполненные упражнения оказываются в конечном счете и эстетически неполноценными.
  2. Эстетическая ценность исполняемых упражнений должна рассматрйваться с двух сторон: с формально-эстетической и с содержательно-эстетической. Это означает, во-первых, что внешним носителем эстетических свойств является гармонизированная форма, которая уже сама по себе может заключать известное эстетическое содержание: организацию ритмической структуры, артистизм, экспрессию и пластику движений и т.д. Во-вторых, необходимо учитывать, что подобное выражение упражнений может оказаться «показным блеском» (вычурностью), а само исполнение упражнений (композиции), следовательно, эстетически ложным в своей основе. Лишь при соответствии гармонизированной структуры групповых и единичных показателей, соответствующих целевому назначению композиции, специфической для каждой дисциплины группы сложнокоординационных видов спорта, можно говорить о подлинной красоте, спортивно-техническом совершенстве.

198

198




1. либо социальным национальным или мировоззренческим группам в отличие от других фракций диссидентского дви.html
2. Безопасность жизнедеятельности 96
3. If we do wht we pln nd mintin profits it will be Houdinitype performnce
4. на поверхность тела или вполости органов
5. тематического характера
6. Заодно сегодня мы с вами будем говорить дружбе народов
7. Лабораторная работа 5
8. Федеральный институт развития образования качестве учебника для использования в учебном процессе обра
9. Реферат студента группы 112179 3 курса отделения дневного обучения специальность ~ Промышленное и гражда
10. Антикризисное управление Налоги и налогообложение Финансы и кредит Экономика II
11. - 3 м-с S- Три тела начавшие равномерное движение со скоростями значения которых указаны на рисунке про
12. Історія села Порик
13. Реферат Отчет состоит из 18 страниц 3 глав и одного приложения состоящего из договора и заявки
14. тема определяется Конституцией 1993 г
15. 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве
16. демографічним вибухом другої половини XX ст
17. Лесная сказка на 2011 ~ 2012 учебный год В настоящее время отмечается интенсивное развитие маркетингово
18. Вариант 7 Часть А Прочитайте предложения
19. Измерение сопротивления изоляции проводов электрических цепей
20. Лабораторная работа MS Word ’1 Содержание лабораторной работы [1] Практическая част.html