Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Чернавский ПЦКД Чернавская сельская библиотека Б

Работа добавлена на сайт samzan.net:


      МУК

        «Чернавский ПЦКД»

                                     Чернавская сельская библиотека

Беседа-портрет

                   к 235-тилетинему юбилею поэтессы А. П. Буниной

  С картины известного художника-портретиста Варнека умными, грустными глазами  на выразительном лице, обрамленном вьющимися волосами,   взирает,  сидящая в непринужденной позе у стола с книгами  миловидная брюнетка средних лет в костюме пер. чет. XIX в.  Портрет этот с давних пор украшал зал Академии Наук, а  женщина, удостоившаяся такой чести - известная в свое время писательница и первая, составившая себе достаточно громкое имя, русская поэтесса  - Анна Петровна Бунина.

  А.П.Бунина появилась на литературной арене с первым значительным печатным  трудом поздно, когда ей было  30 лет, а умерла  рано, на 55 году жизни.    

А.Бунину, как поэтессу, знают теперь почти только по имени, как и вообще большую часть старых наших поэтов ее эпохи и ее типа: такова участь всего устаревшего - не перворазрядного, будь оно даже для своего времени замечательно и значительно. Но в данном случае на объективную оценку ее творчества в свое время повлияло и другое - господствовавший тогда отрицательный взгляд ее современников на женский вопрос, на права женщины, на ее труд, особенно в умственной сфере. На женщину-писательницу, как на явление аномальное, причуду своего рода, смотрели снисходительно и пренебрежительно, с несколько шутливым или насмешливым подходом. Клеймо иронии, часто облеченное в остроумную шутку какой-либо современной знаменитости или ей приписанное, прочно приставало к литературному имени и традиционно передавалось потомству из поколения в поколение. Не избежала этого и Бунина. Правда, имя "Русской Сафо", "Десятой Музы" и пр. было дано ей вовсе не в насмешку, а как лестная, шутливая похвала со стороны многочисленных и достаточно компетентных поклонников ее дарования. Одному из них (В.С.Раевскому) приписывается экспромт после первого с ней знакомства: "Я вижу Бунину, и Сафо наших дней я вижу в ней".  

  Но, конечно, все это острословие нисколько не может повлиять на объективную историко-литературную оценку творчества Буниной. Она своим образованием и развитием принадлежит еще Екатерининской эпохе: учителями ее и образцами в словесной науке, в языке и слоге были Державин, одописец В. П. Петров, Херасков со своими последователями, московский литературный круг конца 18 века.

  Жуковский и Батюшков были значительно моложе ее, и их поэзия не могла уже стать новой для нее школой. Поэтическое поприще Буниной началось лет за шесть до основания Царскосельского Лицея и вступления в него Пушкина, а кончилось

оно, когда имя последнего, как лицейского воспитанника, только еще стало появляться на литературном небосклоне. С 20-х годов, с началом блестящей поры

расцвета русской поэзии в творениях Пушкина и других, шедших по его стопам наших корифеев, Бунина не только уже сошла с литературной сцены, но, уже тяжелобольная исчезла со столичного горизонта.      Таким образом, ее творчество стоит на последней стадии замиравших уже тогда русских классицизма и сентиментализма, когда в литературу стала проникать новая стихия романтизма.   

  Достаточно было уже того, что Бунина принадлежала к кружку Шишкова и к знаменитой "Беседе любителей русского слова", в которой состояла почетным членом и где пользовалась большим уважением и симпатиями. Круг писателей старшего поколения, начиная с Державина, близко знакомых с ее дарованием,  уважали ее выдающуюся личность и  несомненные литературные способности, горячую любовь к русской словесности и поэзии.   

  Но и помимо своего замечательного пионерства как женщины в литературе и поэзии, А. П. Бунина, как незаурядная личность, как самоучка и всецело обязанная самой себе в своем образовании и духовном развитии, представляет интересное явление в культурной и умственной жизни начала прошлого века. Поэтому вспомнить о ней в годовщину ее рождения является некоторым историческим долгом со стороны тех, кто интересуется судьбами русской литературы, с одной стороны, и историей интеллектуальной роли женщины в культурном прогрессе нашего отечества, с другой. Главная цель  сегодняшней беседы -  восстановить сколько-нибудь по имеющийся данным ее привлекательный нравственный образ, обрисовав важнейшие моменты ее жизненного и литературного поприща, положение и роль ее в окружавшем ее литературном мире.

    Бунина пробовала свои силы в разных родах поэзии - и серьезной, и легкой, но главным из них была лирика, отчасти дидактическая, отчасти вдохновляемая повседневными индивидуальными переживаниями и мотивами. Она писала в журналах и потом отдельно издавала труды свои, писала и переводила в стихах и прозе, занималась не только поэзией, но и теорией поэзии. К сожалению, ни современная, ни позднейшая критика не удостаивала более серьезного и заслуженного внимания поэзию Буниной, хотя вообще отзывы были благосклонны.

   Разнообразие и плодовитость творчества Буниной - результат ее поэтической отзывчивости и экспансивности. Она отзывалась стихами на всякие случай и обстоятельства, отчего писала она свободно и безыскусственно, простым разговорным языком на интимные и житейские темы, передавая свои мысли стихами. Даже свое прошение императрице Марии Федоровне юная сирота-Бунина  неожиданно для себя написала стихами, что доставило ей 500 рублей пенсии.

   Источников для изучения биографии Буниной, к сожалению, очень мало. Известно, что ее сестра Марья Петровна была замужем за Николаем Петровичем Семеновым, участником Суворовских походов, отцом героя двенадцатого года, автора известных в свое время пародий и драматических пьес Петра Николаевича Семенова, который, в свою очередь, был отцом писателей и научных и государственных деятелей, Н. П. Семенова (юриста и переводчика Мицкевича) и славного географа П.П.Семенова-Тян-Шанского. Отец ее довольно многочисленной семьи Буниных (3 сына и 3 дочери), рязанский землевладелец, прапорщик Петр Максимович Бунин происходил из старинного и даровитого рода Буниных, имевшего несколько разветвлений: к одному из них принадлежал, как известно, отец поэта В. А. Жуковского,  Афанасий Иванович Бунин, а из другого, более близкого к семье поэтессы, происходит современный нам поэт Иван Алексеевич Бунин. Из того же рода Буниных вышли еще два известных русских художника-гравера.

  Родившись 7 января 1774 г, в родовом бунинском имении Урусово Ряжеского уезда Рязанской губернии, самой младшей дочерью, Анна рано осиротела: на 2-м году ее жизни умерла ее мать Анна Ивановна, урожденная Ладыгина; по строгому обычаю старины, дочери не могли воспитываться в доме отца-вдовца, а передавались кому-либо из семейных родных; таким образом, и Бунина с младенчества не знала ни крова, ни ласк родительских, так как, живя то у теток, то у замужних сестер, то у женатого брата, была почти разлучена с отцом, прожившим вдовцом еще около 25 лет. О своей детской доле она в цитированных выше автобиографических стихах к Шишкову рассказывает так:

"Всех раньше с сиротством спозналась, 
Всех хуже я считалась. 
Дурнушкою меня прозвали. 
Отец... от тяжкия печали 
Нас роздал всех родным. 
Сестрам моим большим 
Не жизнь была - приволье; 
А я, как будто на застолье 
В различных девяти домах, 
Различны принимая нравы, 
Не ведая забавы, 
Взросла в слезах, 
Ведома роком неминучим 
По терниям колючим. 
Наскучил мне и белый свет. 
Достигши совершенных лет,
Наследственну взяла от братьев долю, 
Чтоб жить в свою мне волю. 
Тут музы мне простерли руки! 
Душою полюбя науки, 
Лечу в Петров я град, 
Наместо молодцов и франтов, 
Зову к себе педантов. 
Но ах! науки здесь сребролюбивы, 
Мой бедный кошелек стал пуст. 
Я тотчас оскудела, 
Я с горем пополам те песни пела, 
Которые пришлись по вкусу вам. 
Вот исповедь моим грехам!"
 

   Подробнее об условиях и обстоятельствах детства Анны, а также ее учения, к сожалению, нет никакой достоверной информации. Известно только, что,  живя по большей части в деревне,  временами в Москве у родных, и много раз переходя из одних рук в другие, она ничего систематически не проходила и дома могла получить лишь самое первоначальное образование, или, вернее, грамотность, рядом с такими практическими искусствами, считавшимися тогда наиболее необходимыми для девушки, как шитье, вышивание, плетение кружев и т.п. О каком-либо серьезном воспитании не могло быть и речи. При больших способностях, живости ума, воображения и любознательности, которыми девочка была с избытком одарена, ей не трудно было одолеть быстро всю премудрость тогдашнего девического домашнего воспитания и учения в провинциальном помещичьем быту, а затем началось уже ее самообразование и саморазвитие, обусловленное страстной любовью к учению и умственной работе.

  Увлечение литературой и особенно поэзией началось, по-видимому, очень рано. Есть свидетельство, что уже 15-летней девочкой она пробовала слагать свои мысли в стихах. Имея случаи ездить с родными в Москву, Бунина знакомилась там с некоторыми представителями современной русской литературы, и эти знакомства еще усилили в ней склонность к литературной деятельности. Некоторое влияние в этом отношении можно отнести и на долю театра, который она имела возможность посещать. В 1802 г. Бунина отправилась в Петербург, где у нее был брат-моряк,

И. П. Бунин.   

     По приезде в столицу в 1802 году Бунина не теряла времени и не жалела своих ничтожных средств для самой разносторонней подготовки к литературной работе, чтобы наверстать потерянные для серьезного образования годы и пополнить существенные пробелы в своих познаниях в важнейших науках и всего более, конечно, в словесных. Она брала учителей по разным предметам, изучала иностранные языки - французский, немецкий и английский и их литературу, вообще усерднее всего словесные науки и русскую словесность и поэзию - прежде всего. Русской словесности ее учил член Российской Академии П. И. Соколов, известный уже тогда своими трудами по русской грамматике, а позже переводами классиков и библиографическими работами. Первым руководителем Буниной на поприще литературы был ее племянник, стихотворец Б. К. Бланк.

   Не менее трех лет (1803-1805) упорной, сосредоточенной работы Бунина употребила на ревностное учение и самообразование, но и в этот период, конечно, давала волю и своему поэтическому воображению и вдохновению, уделяя свободное время стихотворству, но преждевременно выступать на литературную арену, не уверившись в своих силах, она долго воздерживалась по отличавшей ее скромности и отсутствию самонадеянности, хотя естественное чувство авторского самолюбия и соревнования не могли не соблазнять ее.

Печататься, сначала анонимно,  она начала не ранее 1806 года и, прежде всего, по старый своим связям, в Москве - в тамошних журналах (особенно в "Московском Курьере", 1806 г., и в изданиях Шаликова, напр. "Аглае"). В Петербурге она впервые серьезно выступила в печати в 1808 г. сокращенным переводом с французского "Правил поэзии аббата Батте, с присовокуплением российского стопосложения - в пользу девиц", ставшим тогда очень популярной и полезной книгой-руководством. Одновременно стали появляться в петербургских журналах некоторые ее мелкие лирические произведения, а уже вскоре затем она собрала в отдельное издание под названием "Неопытная Муза" с инициалами А. Б. и виньеткой с подписью "Лира спасла меня от потопления", принятое очень благосклонно читателями. Второй томик "Неопытной Музы" вышел уже с ее полным именем, где напечатаны последующие, более зрелые вещи, и в том числе знаменитая поэма "Падение Фаэтона", баснословная повесть (сюжет из Овидия), читанная Крыловым в собрании "Беседы Любителей Русского Слова". Затем отдельно вышли ее прозаические очерки "Сельские вечера" и дидактическая поэма "О счастьи" в 4-х песнях. В эту пору поэтический дар Буниной получил уже общее признание и в печати и в обществе.   

   Обладая живым умом и общительностью, даром слова, женской грацией и привлекательной наружностью, Анна Петровна невольно снискала симпатии и уважение в тех кругах, где ее принимали по связям семейным и дружеским, и там, где ценили ее литературный талант и ее преданность своему призванию и русской словесности. Эразм Стогов писал: "Бунина была небольшого роста, немного продолговатое лицо, черные волосы, но лицо белое с прекрасным румянцем, очень живые, блестящие глаза, движения грациозны - была замечательно хорошенькою ... Говорила она прекрасно, почти всегда...»

    Очень вероятно, что Бунина была влюблена или неравнодушна к Дмитриеву (она вообще была натура увлекающаяся, даже страстная), но, несомненно, прежде всего, она была горячая почитательница его поэтического творчества и после его отставки послала ему однажды (анонимно) в дар вышитого на канве гения. На этот случай Дмитриев, наверно догадываясь от кого дар, написал известное шестистишие:

Нечаянный мне дар целую с нежным чувством! 

Лестнее сердцу он лаврового венца. 
Кто ж та, которая руки своей искусством 
Почтила... в старости счастливого певца? 
Не знаю, остаюсь среди недоумений...
Так будь же от меня ей имя: Добрый Гений.

     Их отношения в Петербург в 1810 г. подавали даже повод к слухам о возможности брачных уз между ними. О чувствах Буниной к Дмитриеву знал и Державин, который в письме к Дмитриеву писал: "С Анной Петровной мы иногда видимся и беседуем о Вас, и как она застенчива и скромна, то всякий раз при имени Вашем заикается и дрожит: это, я думаю, от того, что столь нежного и приятного стихотворца, как Вы, иначе невозможно вспомнить…»       Неизлечимая болезнь, лишила ее возможности продолжать деятельность.  С 1815 г. ее поэтическая работа замирает, и она лишь изредка поэтически откликается на те или иные затронувшие ее события и впечатления. Неизвестно в точности, когда впервые показались признаки начавшей развиваться опасной и разрушительной болезни рака (на груди) у Буниной, но можно думать, что Анна Петровна, если и замечала и подозревала ее (о чем, может быть, свидетельствует проявлявшееся в ее поэзии уже довольно рано грустно-меланхолическое и пессимистическое настроение, как бы предчувствие угрожавшего ей бедствия), все же не обращала на это обстоятельство должного внимания, не принимала никаких мер и, вероятно, скрывала его от близких. По-видимому, болезнь, получившая скоро явное и опасное развитие, была констатирована лишь в 1814 году, и тогда только, благодаря вмешательству друзей и самых высокопоставленных ее покровителей (самого Александра I-го), были предприняты и серьезное лечение, при самом внимательном уходе и заботах о больной, и наконец  заграничное путешествие для пользования у знаменитых врачей, но было уже поздно: никакие медицинские средства не могли остановить рокового болезненного процесса усиления страданий Анны  Петровны.     Разумеется, это должно было оказать подавляющее влияние и на психику больной, и на всю ее жизнь, и на творческую ее деятельность.

      По возвращении из заграницы Бунина провела в Петербурге еще несколько лет (до начала 1824 г.), в течение которых приготовила и выпустила в трех томиках "Собрание" своих стихотворений. Поэтическое творчество Буниной не возобновлялось уже в 20-х годах, по причине  не только ее болезни, но и ясного сознания того,  что русская поэзия и литература шагнули на ее глазах, в лице новых восходящих светил своих, так далеко вперед;  что для нее, шедшей по старым литературным традициям и приемам, время уже прошло, и остается сложить оружие перед победным шествием новой блестящей эпохи расцвета словесного искусства. Это сознание, вместе с усиливающейся болезнью и естественным предчувствием скорой роковой развязки, побудило ее искать покоя и приюта для углубления в свой внутренний мир для нравственного совершенствования - в другой более подходящей жизненной обстановке. В начале 1824 года она окончательно оставила столицу и переселилась к близким родным своим в Рязанскую губернию. Там она прожила еще около 5 лет - тяжелых по физическим страданиям, но,  по крайней мере скрашенных нравственно сердечно-теплым и нежным отношением к ней и уходом в доме своего двоюродного племянника Дмитрия Максимовича Бунина и его жены Елизаветы Петровны в с. Денисовке (Раненбургского уезда).

   Нравственный образ Буниной, ее душевный строй и характер в значительной мере раскрывается нам и в ее сочинениях, и в фактах ее биографии и литературного поприща.  Она отличалась живым, впечатлительным, пылким и деятельным  темпераментом, сильным характером,  женственным, общительным и приветливым нравом, горячим и привязчивым сердцем, твердостью в нравственных принципах, независимостью взглядов и строгостью к себе. Но как у каждого человека, так и у нее были, конечно, свои слабости, которые каждый лучше всего сам в себе сознает, а Бунина была из тех натур, которые особенно строго и глубоко себя анализируют, особенно живо чувствуют свои недостатки и не скрывают их. Так она исповедуется в предсмертном письме к своему благодетелю Д. М. Бунину.  

     "Тяжко и бурно было бытье мое. Первые годы были исполнены душевных, последние - телесных скорбей и недугов... Оставляю тебе мои записки. Они вовсе не приносят мне особенной чести: не хочу стяжать уважения, которого не достойна. Хочу предстать пред вами без всяких внешних украшений. Сии тайные записки откроют вам, почему поступки мои не всегда были сообразны между собою и один другому часто противоречили... Смело исповедаю, что при других обстоятельствах я была бы гораздо лучше, нежели какова ныне. В сердце моем... насаждено благое семя правоты и чести, которые чтила я не только от юности моей, но и от самого еще младенчества. Орудия, служившие ко вреду моему, могли бы, при лучшем воспитании, быть направлены к единому благу. Что вело меня к напастям и погибели? Чрезмерная нежность сердца, пылкие страсти, мечтательное воображение и постоянство в избранных путях. Меняться я не могла и, не взирая на чудесные переходы от одного рода жизни к другой, всегда в сущности оставалась одинаковою. Те же друзья, те же пристрастия, те же самые вкусы и то же влечение сердца.

     Сии свойства должны обратиться в достоинства человека, если он не получил превратного воспитания. К несчастью, мне, можно сказать, не дано никакого воспитания. Я была попущена ловить дурные и хорошие примеры без указателя, который означал бы место для одних - одесную, для других - ошую."... При несчастиях я стенала безотрадно; если в душе моей возгорался какой-либо пламень, я думала: "душа моя создана пламенною, охладить ее не в моей воле." Я знала твердо, что надлежит обуздывать себя там, где необузданность может повредить ближнему; никому не вредила и даже не желала зла. Сим я думала исполнить все свои обязанности... Между тем падала из бездны в бездну, ввергалась из напасти в напасть».

                                                                                                                      

                           Беседу подготовила и провела

по материалам статьи К.Я.Грот «Поэтесса А.П.Бунина» (К.Я. Грот, "Пушкинский Лицей", СПб, 1998, стр. 349 )  

зав. .библиотекой Агапова И.Н.




1. Методичні РЕКОМЕНДАЦІЇ до виконання курсових робіт по дисципліні «Макроекономіка»
2. Лабораторная работа 1 Представление множеств в ЭВМ
3. эжЮРИСТ N 6 февраль 2004 г
4. Красноярский государственный медицинский университет им
5. 20 року слідчий посада найменування органу ініціали п1
6. Общая характеристика металлов побочной подгруппы VI группы
7. Алессандро Вольта
8. Доклад. Электроискровое копирование принцип получения копии
9. ТЕМА- Гетерофункциональные соединения аминоспирты гидрокси и аминокислоты оксокислоты ЦЕЛЬ- Изучить ос
10. но- слизистая оболочка десен в области нижних резцов и клыков отечная гиперемированная кровоточит при дот
11. International Raw Materials Market
12. Статья 16 Особенности правового положения национальных парков 1
13. Статья- О переоформлении прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
14. ТЕМА ВЫПОЛНИЛ
15. Введение Судебная экспертиза является одним из институтов доказательственного права и имеет большое значе
16. на тему- Государственный кредит Преподаватель Работу выполнила Финансовокредитный
17. Тема- Використання графічних можливостей електронних таблиць
18. Устройство и принцип действия накопителей CD-ROM
19. Музеи и зрители Проблемы восприятия
20. а третьей группы из малообеспеченных семей; студентыучастники боевых действий; студенческие семьи г