Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ХХ веков движущими силами цивилизационного процесса постепенно становятся революционизм национализм инду

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

ВВЕДЕНИЕ.

В начале XX века в России начался процесс оформления политических течений и движений. Этот период был очень значим для страны, где демократия практически отсутствовала. За сравнительно короткий срок в России возникло огромное количество партий. С конца XIX века до 1920 года их насчитывалось около 90. Чем же объяснить такую политическую активность? Что влияло на этот процесс? На рубеже XIX-ХХ веков движущими силами цивилизационного процесса постепенно становятся революционизм, национализм, индустриализм, проявление которых в России имело некоторые особенности. Меняется и само содержание понятия "цивилизация". Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, науки, искусства, философии. Историки периода реставрации во Франции, немецкие ученые их современники в XIX веке пользовались этим понятием уже сравнительно широко и издали целую серию трудов об истории цивилизации в странах Европы и Америки. К. Маркс связывал цивилизацию с товарным производством, с эксплуатацией человека человеком. Отечественные западники (Т. Грановский, П. Чаадаев и др.) отождествляли цивилизацию вообще с западной цивилизацией, признавая одновременно единство исторического процесса. Ленин считал, что подлинная цивилизация возникает с уничтожением эксплуататорских классов. Революционизм характеризует развитие государства и общества по пути цивилизации посредством социальных революций. При этом под социальной революцией понимается коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социально-культурной системы другой, более высокой и прогрессивной. Составной частью социальной революции является революция политическая, которая выражается в замене политической власти одних, старых социально-политических сил, властью сил новых. Что касается национализма, речь традиционно идет о политике и практике, идеологии и психологии в национальном вопросе, основанных на признании наций и этносов и их взаимоотношений важнейшим фактором общественного развития и приоритетного, привилегированного места, роли и интересов данного народа в социально-политической, экономической и культурной жизни всего человечества в ущерб интересам и запросам других народов. Одновременно с этим именно мировые войны ХХ столетия поставили на грань гибели мировую цивилизацию, стали тяжелым испытанием для человечества, его гуманистических ценностей, выработанных в течение всей предшествующей истории общества. Эти войны, несомненно, явились отражением коренных перемен, обусловленных революционизмом, национализмом и индустриализмом, одним из ужасных последствий процесса развития цивилизации в целом. На рубеже XIX-ХХ веков капитализм вступил в новую (монополистическую) стадию развития. В странах Запада образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала. Образованные им промышленно-финансовые группы заняли доминирующее положение в экономике западных стран. И именно их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика развитых капиталистических государств. В отличие от запада образование широкого спектра политических партий в России было не результатом демократического развития общества, а, наоборот, следствием полного отсутствия  демократии. Авторитарный режим выступал тормозом прогрессивного развития страны и практически все социальные группы и классы находились в оппозиции к нему, в результате   чего формировавшиеся политические партии были по своему характеру не только антиправительственными, но и нелегальными и подвергались преследованиям со стороны правительства. Для российского общества этого периода характерна чрезмерная социальная дифференциация. Каждый класс или социальная группа были неоднородны по своему составу и внутри них наличествовали многочисленные частные интересы (культурные, интеллектуальные, национальные, имущественные, религиозные и др.). Подобная широкая социальная дифференциация вызвала к жизни желание каждого социального слоя, группы или класса    иметь собственную политическую организацию. Это способствовало появлению не только многочисленных партий, но и широкого спектра от левых до правых внутри каждой из них. Следует выделить особую роль интеллигенции в образовании партий. Она формировалась в основном по идеологическому, а не по профессиональному или экономическому принципу. В условиях самодержавного строя она была отторгнута от реальной политической жизни. Это способствовало тому, что интеллигенция направила свои усилия на разработку самых радикальных проектов преобразования российского общества. Интеллигенция стояла у истоков создания практически всех политических партий. Политика национального угнетения, проводимая царским правительством, способствовало   росту политической активности народов национальных окраин и появлению широкого спектра национальных партий и националистических движений. Если на Западе первыми сформировались буржуазные партии, а затем социал-демократические, то в России первыми – народнические, затем социал-демократические и только потом (с 1905г.) – буржуазные. Исходя из перечисленных особенностей следует разделить партии в зависимости от их политических целей, средств и методов их достижения на социалистические, буржуазные и помещичье-монархические.

1. Распространение в России социалистических идей.

В 70-е - 80-е гг. XIX в. социалистическая идея получает распространение в форме так называемого народничества. Ключевые положения народнической доктрины были сформулированы родоначальниками теории «русского социализма» А. Герценом и Н. Чернышевским. Социализм, согласно народной концепции- это необходимая стадия общественного прогресса. Именно социализм реализует внутренне присущие человеку черты коллективизма и солидарности. Подобно марксистам, народники признавали:

1.исторически изменчивый характер экономических и социальных систем и их институтов;

2.деление обществ на справедливые и антагонистические;

3. возможность повлиять на развитие обществ, революционным путем уничтожая присущие   ему антагонизмы. Отличительной чертой народнического учения являлась убежденность в возможности для России «перепрыгнуть» капиталистическую стадию развития, избежав тех тягот и несчастий, которые она несет народу. Если марксизм только допускал такую возможность для отставших  от Западной Европы стран, то народники строили на ней всю свою деятельность. Опорой социализма в России должна была послужить крестьянская община. Периодическое уравнительное перераспределение земли, совместное владение и пользование лугами, пастбищами, лесами, крестьянское самоуправление, традиция взаимопомощи, формальное равенство всех членов общины-все эти черты рассматривались Герценом, Чернышевским и их последователями как элементы социалистических отношений. Черты социализма   усматривались ими и в такой характерной для русской народной экономики форме    организации трудовой деятельности как рабочая артель. Отдельное место в идеологии народничества занимало учение об особой миссии интеллигенции. Поскольку образованные классы развивают себя за счет труда классов необразованных, то именно интеллигенция призвана вернуть народу исторический долг, вывести его на дорогу социального прогресса и процветания. В народничестве существовали три течения, выступавшие за различные пути реализации народнической идеи: 1. Пропагандистское. Его идеолог П.Л. Лавров считал, что историю двигают отдельные  борющиеся личности, поэтому необходим союз борцов – партия. Народ же к революции не готов,    и подготовить его должна эта партия путем пропаганды социалистических идей в народе. 2. Бунтарское. М.А. Бакунин, один из виднейших идеологов анархизма, источником всех несправедливостей считал государство как таковое. Он предложил свою модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных «снизу вверх» свободных организаций: рабочие организации, общины, волости, области, народы. Главным стимулом революции он считал народную нищету. Поэтому крестьяне, по его убеждению, готовы    к революции, необходим только толчок.  3. Заговорщическое. П.Н. Ткачев полагал, что между народом и интеллигенцией существует огромная пропасть, поэтому поднять крестьянство на борьбу она не сможет. Но, с другой стороны, по  мнению Ткачева, и самодержавие не имеет никакой опоры в обществе. Группа  революционеров-заговорщиков может осуществить государственный переворот, захватить власть и провести «сверху» социалистические преобразования.

В народничестве имело место и такое явление, как «нечаевщина». С.Г. Нечаев создал тайную организацию «Народная расправа» в 1869 г., основанную на принципе полного подчинения ее членов руководству. В составленном Нечаевым «Катехизисе революционера» насилие рассматривалось как основной способ достижения  социализма. Сам же социализм представлялся Нечаеву обществом, в котором господствовал принцип: «Производить для общества как можно больше и потреблять как можно меньше».Принцип «нечаевщины» нашли свое отражение в деле     на студента И.И. Иванове, который отказался подчиняться Нечаеву и был убит. В 1874 г. разночинная молодежь, разделявшая идеалы народничества, осуществляет так называемый «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского   восстания. Особенностями «хождения» были: отсутствие единого руководя- щего центра, единой программы деятельности, единой идейной программы.

Социал-демократы.

Социал-демократия — социально-политическое движение и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы. До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии — как марксистов, так и последователей Лассаля. Таким образом, эта категория объединяла и   радикальных революционеров — Владимира Ильича Ленина и Розу   Люксембург, и умеренных эволюционистов — Карла Каутского или Эдуарда Бернштейна. Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского    социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность  в принципах свободы. Социал-демократия появилась в европейской политике после    Октябрьской революции 1917 года и Второй мировой войны. Если в начале века вхождение представителя французских социалистов Александра Мильерана в буржуазное правительство было рассмотрено как предательство («казус Мильерана»), то в годы «Великой депрессии» многие государства обратились за помощью к социал-демократическим партиям, которые с помощью государственного регулирования быстро справлялись с кризисной ситуацией. Примером тому является Швеция, где первое социалистическое правительство Ханссона смогло   стабилизировать ситуацию всего за два года, и после этого шведские избиратели в большинстве своём голосуют за Социал-демократическую партию Швеции практически на  всех выборах. В 2006 году социал- демократы в Швеции потеряли власть после выборов в риксдаг. Демократические социалистические партии активно участвовали и продолжают участвовать в правительствах Швеции, Финляндии, ФРГ и объединённой Германии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и    некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польше, Болгарии. Эти партии используют социалистическую идеологию, а в экономике выступают за создание «государства всеобщего благосостояния» на основе кейнсианской теории. Повышение пенсий и социальных выплат — именно их заслуга. Тенденции к социал-демократии намечались в политике ряда  стран социалистического лагеря (Югославии, Венгрии и Чехословакии). Однако эти выступления часто подавлялись силами Советской армии. В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства.

  •  Защиту прав человека.
  •  Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).
  •  Политический и идеологический плюрализм.
  •  Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизирован    ному свободному рынку.
  •  Ограниченное государственное регулирование экономики.
  •  Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.
  •  Принцип справедливой торговли.
  •  Равноправие и защиту всех форм собственности.
  •  Создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на        равных с частным.
  •  Национализацию стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеообрабатывающей промышленности и энергетике.
  •  Социальное партнерство между трудящимися и работодателями
  •  Сотрудничество с профсоюзами.
  •  Сокращение разрыва между богатыми и бедными.
  •  Поддержку неимущих слоев населения.
  •  Создание «государства всеобщего благосостояния».
  •  Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую:
    •  Ограничение рабочей недели (до 35-40 часов).
    •  Улучшение условий труда рабочих.
    •  Повышение минимальной зарплаты.
    •  Защиту от неоправданного увольнения.
    •  Борьбу с безработицей.
  •  Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую:
    •  Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все    население страны.
    •  Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.
    •  Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и  безработице.
    •  Государственную помощь для ухода за детьми.
  •  Средний или высокий уровень налогообложения, необходимый для финансирования государственных затрат.
  •  Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не       настолько радикальных, как проекты «Зелёных»).
  •  Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и        цивилизаций.
  •  Секуляризированную и открытую прогрессивную социальную политику.
  •  Внешнюю политику, соответствующую принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН.
  •  Демилитаризацию, сокращение военных арсеналов и неучастие в агрессивных       военных блоках.
  •  Защиту интересов трудящихся — рабочих, крестьян, фермеров, интеллигенции и   среднего класса.

Крах идеалов народничества приводит некоторых видных землевольцев в ряды марксистов. В 1883 г. в Женеве была создана первая марксистская группа "Освобождение труда". Ее организаторами были Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод и др. С сентября того же года группой начинает издаваться "Библиотека современного социализма". В ней печатались как работы основоположников марксизма, так и сочинения членов группы. В отличие от народников первые русские марксисты признавали, что Россия вслед за европейскими странами вступила на путь капитализма. Следовательно, основной движущей силой революции должен стать рабочий класс. Отодвигались и сроки социалистической революции. Плеханов указывал, что первоочередной задачей русских революционеров является формирование пролетарской партии, ближайшей целью которой должно стать уничтожение абсолютизма и введение политических свобод в стране. Цели деятельности партии были отражены в проекте программы русских социал-демократов.

Группа "Освобождение труда" действовала за границей. Но несмотря на это она оказала заметное влияние на русское освободительное движение, начав распространение марксизма в России. Эти идеи были подхвачены организаторами рабочих и студенческих кружков. Группы Д. Благоева, П.В. Точисского, М.И. Бруснева и другие занимались пропагандой марксистских идей в Петербурге, устанавливали связи с провинциальными кружками. Как правило, членами кружков были и рабочие.

Первые рабочие организации возникли еще в середине 
1870-х гг. в Одессе и Петербурге. Необходимость объединения была очевидна. С коллективными требованиями и фабрикантам, и правительству приходилось считаться. Одной из наиболее распространенных форм рабочих выступлений становится стачка. В 1870-х – середине 1890-х гг. стачки обычно имели экономический характер: администрации завода предъявлялись требования о повышении заработной платы, уменьшении рабочего дня, понижении штрафов и т.п. Наибольшее количество стачек отмечалось в текстильной промышленности. Текстильщиками было организовано крупнейшее выступление этого времени – Морозовская стачка (1885 г.).

Стачечная борьба рабочих приносила как частные, так и общие результаты. К первым мы относим изменение условий труда на отдельных заводах. К последним – появление рабочего законодательства. Законами устанавливались правила приема на работу, условия труда женщин и детей, регулировались размеры штрафов и продолжительность рабочего дня. Контроль за исполнением законов был возложен на специально созданную фабрично-заводскую инспекцию.

Одной из характерных черт стачечного движения рабочих была стихийность. Так, поводом для Морозовской стачки явилось требование фабриканта выйти на работу в праздничный день. В этих условиях успехи движения были во многом случайны. С другой стороны, правительство удовлетворяло лишь незначительную часть требований рабочих. Руководители рабочего движения связывали принципиальное решение рабочего вопроса с изменением политического строя страны. Достижение данной цели казалось возможным при условии

объединения разрозненных рабочих кружков с силами социал-демократии.  

Попыткой такого объединения  и являлось учреждение в 1895 г. в Петербурге "Союза борьбы за освобождение

рабочего класса". Руководителем его стал В.И. Ульянов (Ленин). Под руководством

"Союза" ряд стачек приобретают политический характер.

Деятельность "Союза борьбы" показала возможность реализации идеи организации революционной рабочей партии. В 1898 г. в Минске проходил первый съезд социал-демократических организаций России. На съезде присутствовало девять человек. Конечно, были представлены не все социал-демократические кружки страны. На съезде было объявлено о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В манифесте новой партии ставились задачи борьбы за демократические свободы. Впоследствии именно РСДРП(б) под руководством В.И. Ленина займет крайне левый фланг русского освободительного движения.

Практическая деятельность социал-демократов ставит себе, как известно, задачей руководить классовой борьбой пролетариата и организовать эту борьбу в ее обоих проявлениях: социалистическом (борьба против класса капиталистов, стремящаяся к разрушению классового строя и организации социалистического общества) и демократическом (борьба против абсолютизма, стремящаяся к завоеванию в России политической свободы и демократизации политического и общественного строя России). И действительно, с самого своего появления в качестве особого социально-революционного направления русские социал-демократы всегда с полной определенностью указывали на такую задачу своей деятельности, всегда подчеркивали двоякое проявление и содержание классовой борьбы пролетариата, всегда настаивали на неразрывной связи своих социалистических и демократических задач, — связи, наглядно выраженной в названии, принятом ими. Тем не  менее и до сих пор встречаются зачастую социалисты, которые имеют самые превратные представления о социал-демократах, обвиняя     их в игнорировании политической борьбы и т. п.  С тех пор, как социал-демократический “Союз борьбы за освобождение рабочего класса” в   СПБ. проявил свою деятельность среди петербургских рабочих, характер социал-демократической деятельности в этом отношении, казалось бы, должен быть вполне ясен. Социалистическая работа русских социал-демократов состоит в пропаганде учений научного социализма, в распространении среди рабочих правильного понятия о современном общественно-экономическом строе, его основаниях и его развитии, о различных классах русского общества, об их взаимоотношении, о борьбе этих классов между собой, о роли рабочего класса в этой борьбе, его отношении к падающим и развивающимся классам, к прошлому и будущему капитализма, об исторической задаче международной    социал-демократии и русского рабочего класса. В неразрывной связи с пропагандой стоит агитация среди рабочих, выдвигаясь, естественно, на первый план при современных политических условиях России и при уровне развития рабочих масс. Агитация среди рабочих состоит в том, что социал-демократы принимают участие во всех стихийных проявлениях борьбы рабочего класса, во всех столкновениях рабочих с капиталистами из-за рабочего дня, рабочей платы, условий труда и проч. и проч. Их задача — слить свою деятельность с практическими, бытовыми вопросами рабочей жизни, помогать рабочим разбираться в этих вопросах, обращать внимание рабочих на важнейшие злоупотребления, помогать им формулировать точнее и практичнее свои   требования к хозяевам, развивать в рабочих   сознание своей солидарности, сознание общих интересов и общего дела всех русских рабочих, как единого рабочего класса, составляющего часть всемирной армии пролетариата.   Организация кружков среди рабочих, устройство правильных и конспиративных сношений между ними и центральной группой социал-демократов, издание и распространение рабочей литературы, организация корреспонденции из всех центров рабочего движения, издание агитационных листков и прокламаций и распространение их, подготовление контингента опытных агитаторов, — таковы в общих чертах проявления социалистической деятельности русской социал-демократии.

Партия социалистов-революционеров (ПСР, социалисты-революционеры, эсеры) — крупнейшая мелкобуржуазная партия в России в 1901—22 годах. В ходе развития русского революционного движения партия эсеров проделала сложную эволюцию от мелкобуржуазного революционаризма к сотрудничеству с буржуазией после Февральской революции и фактическому союзу с буржуазно-помещичьей контрреволюцией после Октябрьской  революции.
В начале ХХ в. в России наряду с социал-демократией в активную политическую деятельность вступила и другая сила - социалисты-революционеры (эсеры), которые являлись главной партией крестьянской демократии. Она конституировалась в конце 1901 начале 1902 г. в результате слияния нескольких неонароднических организаций. Название партии "социалисты-революционеры" не было случайным. Оно происходило оттого, что эсеры ставили своей задачей преобразование общества на социалистических началах. "Партия социалистов-революционеров в России рассматривает себя как один из отрядов армии международного социализма и ведет свою деятельность в духе общих интересов ее борьбы, в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности", - говорилось в Программе эсеров, принятой в 1905 г. 
Становление партии социалистов-революционеров (ПСР) так же, как и РСДРП, было длительным и сложным процессом. Ее образование происходило на основе слияния ряда российских региональных и эмигрантских народнических организаций, сформировавшихся еще в 90-е годы ХIХ в. Эти партии, союзы, лиги были носителями разных тенденций в народничестве. Одни из них оставались верны народовольческим традициям террора. Другие возлагали надежды на создание массовой партии "революционного социализма" и смотрели на террор как лишь на дополнительное средство борьбы с самодержавием, а некоторые даже готовы были от него отказаться. Но вне зависимости от тактических взглядов их всех объединяло стремление к обновлению народнической идеологии в условиях новой исторической ситуации, когда капиталистические отношения утвердились в России.
В начале 90-х гг. идеи народников были пересмотрены, а народники-эмигранты объединились    в общественные союзы, ставшие базой партии эсеров: Союз русских социалистов-революционеров    (в Берне), Фонд вольной русской прессы (в Лондоне), кружок старых народовольцев (в Париже). В 1896 г . в Саратове возник конспиративный Союз социалистов-революционеров под руководством А. Аргунова. С 1897 г. деятельность Союза перемещается     в Москву, сама организация становится известна как Северный союз эсеров. Постепенно увеличивается численность Северного союза, создается информационный центр - газета «Революционная Россия». Ядром Южной  партии эсеров стали эсеровские группы Одессы, Харькова, Киева и др., которые летом 1900 г. в Харькове на съезде своих представителей провозгласили о создании политической партии. 
В 1901 г. после разгрома типографии и арестов участников Северного союза, спровоцированного известным провокатором Е. Азефом и шефом московских жандармов С. Зубатовым, в Берлине состоялась встреча лидеров эсеров. В результате они пришли к соглашению об объединении временного союза и Южной партии в единую Партию социалистов-революционеров (ПСР). Официальным органом партии эсеров стала газета «Революционная Россия». Состав    партии был преимущественно интеллигентским: адвокаты, инженеры, техники, врачи, агрономы, учителя. Осенью 1901 г. один из ее лидеров Г. Гершуни приступил     к созданию внутри партии особой террористической группы - Боевой организации ПСР (БО). После ареста Гершуни в 1903 г. ее возглавил Е. Азеф. Убийство министра  внутренних   дел Д. Сипягина стало ее первым делом. В мае 1904 г . в «Революционной России» был опубликован проект программы партии эсеров, разработанный идеологом и руководителем партии – В. Черновым. 
Программа вместе с Уставом была утверждена только на I съезде партии в декабре 1905 - январе 1906 г . в Финляндии. Программа партии эсеров имела много общего с взглядами революционных народников, но в отличие от них не отрицала капитализма и провозглашала конечной целью экспроприацию капиталистической собственности, реорганизацию производства    и всего общественного строя на социалистических началах. В аграрной сфере предполагалась социализация земли, т. е. изъятие ее из частной собственности и передача            в уравнительное пользование крестьянам. 
Политические и правовые вопросы будущего устройства России эсеры предполагали вынести   на обсуждение Учредительного собрания, которое даст народам империи свободу слова,   печати, совести, собраний, и прикосновенность личности, всеобщее избирательное право, положит начало организации народов в федерацию, обеспечив право самоопределения. Обсуждение основных документов привело к расколу партии на три течения: левое крыло (максималисты) требовали социализации не только земли, но и промышленности. Основное средство борьбы - террор. Правое крыло (энесы - народные социалисты) выступали за легализацию борьбы. Центр объединился на основе программы, принятой на I съезде.

На заключение

Таким образом, проблема коренного обновления всех сфер жизни (прежде всего, экономической) вновь встала перед Россией на рубеже веков. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями. Формирование государственно-монополистического капитализма происходило при участии иностранного капитала в условиях хронической нехватки денег в казне. Более того, мощный удар по государственным финансам нанес кризис 1900-1903 годов. Государственная казна фактически оказалась опустошенной. После русско-японской войны (1904-1905) и революции (1905-1907) государственный долг России превысил 4 миллиарда рублей. Правительство пыталось сократить дефицит государственного бюджета за счет увеличения налогового гнета, сокращения расходов на экономические, военные и культурные программы. Крупные иностранные займы на какое-то время поддержали финансовую систему, однако годовые платежи по ним накануне Первой мировой войны достигли 405 миллионов рублей. При этом внутренняя политика последнего российского императора Николая II (1894-1917) и его правительства строилась преимущественно на великодержавных принципах. Система высших органов управления была призвана укреплять и поддерживать самодержавие. Однако нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием капиталистических общественных отношений. Углублялись противоречия между помещичьим и крестьянским аграрным секторами экономики страны. Постреформенная община уже не могла сдерживать напряжение социальной дифференциации крестьянства. Крепнущая национальная буржуазия постепенно претендовала на большую роль в политической сфере общества, встречая определенное противодействие дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия - дворянство - теряла монополию на власть.

Оживление и дальнейшее развитие капиталистических общественных отношений, формирование многопрофильного национального рынка (товаров, сырья, рабочей силы и капитала) объективно требовали реформы политической и государственной системы. В политической сфере четко определились сторонники (С. Витте) и противники (В. Плеве) индустриальной модернизации и политических реформ.

Возможность лавирования правительства между различными политическими силами обеспечивал избирательный закон, учрежденный тем же манифестом от 3 июня 1907 года. Основанные на этом законе выборы в 3-ю Государственную Думу были уже не всеобщими, а сословными, неравными, непрямыми и многоступенчатыми, проходившими в обстановке тотального полицейского сыска и террора.3-я Государственная Дума работала с ноября 1907 по июнь 1912 года. В нее вошло: 32% "правых" депутатов; 33% октябристов, которые составили центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов и 6% от националистических партий образовали "левый" фланг. Именно в 3-й Государственной Думе, просуществовавшей 5 лет, сложился механизм так называемого парламентского октябристского "маятника".

В конце 1912 года состоялись выборы в 4-ю Государственную Думу. Ее партийный состав практически не изменился. В ней сохранились два большинства: право-октябристское и октябристко-кадетское. Однако общественное движение в стране значительно активизировалось. Оформилась новая либеральная Прогрессивная партия, которую возглавили представители монополистического капитала - А. Коновалов, П. Рябушинский, С. Третьяков и др. Декларируя программные цели своей партии, ее лидеры выступали за конституционно-монархический строй, расширение властных полномочий Государственной Думы и усиление ответственности министров перед ней. Прогрессисты занимали промежуточное положение между октябристами и кадетами, пытались добиться консолидации всех либералов. Появление в России парламента не смогло полностью снять напряжения во внутренней политике государства, центральное место в которой после революции 1905-1907 годов занимал аграрный вопрос. Настойчивая попытка его решения была предпринята П. Столыпиным, назначенным сначала министром внутренних дел (апрель 1906), а вскоре и председателем Совета министров. Знаменитая фраза Столыпина во многом характеризовала суть проводимой им политики: "Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!"




1. это наука о политической власти и управлении о закономерностях развития политических отношений и процессо
2. ДЕИ~СТВИЯ КВС И ЭКИПАЖА ПОСЛЕ АВАРИИ~НОИ~ ПОСАДКИ И ЭВАКУАЦИИ ИЗ ВС
3. Тема 5 Громадянське суспільство Громадянське суспільство спільнота рівноправних громадян яка не залеж
4. K.Р.1 М
5.  Период аграрной цивилизации характеризовался- сравнительно низким приростом населения б низким уров
6. Тема 9. ОНОВЛЕННЯ ТЕХНІКО~ТЕХНОЛОГІЧНОЇ БАЗИ ПІДПРИЄМСТВА І ПРОДУКЦІЇ 1
7. Задание 1 Значение бухгалтерской отчетности по выплате пенсий и пособий требования предъявленные к ней.
8. тройка семёрка туз
9. . Snitry rrngements r lbor efficiency.
10. Непобедимые операционники
11. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Львів 2003 Дисертацією є рук.
12. Исследовательские испытания- испытания проводимые для изучения определенных характеристик свойств об
13. Тема 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАСТЕРОВ Вопросы- 1
14. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Львів ~
15. Исторические этапы возникновения прокурорского надзора в государственном механизме [2] 2
16. Статья Приобщение детей к проектноисследовательской деятельности Экономическое и духовное развитие с
17. Человек года Ведущей стала неподражаемая Ксения Собчак что стало причиной настоящего аншлага- все места в
18. Трезвость и культура 10 за 1987г
19. ЧГПУ Филиал в г
20. Тема- Охрана труда и социальное страхование