Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

формирование представления о религии как важном факторе культурноисторического развития общества и мирово

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.5.2024

1 Предмет и задачи курса. Его значение в подготовке специалиста
Изучение истории происхождения и эволюции верований, как элемента общественного сознания.

Задачи курса:

-формирование представления о религии как важном факторе культурно-исторического развития общества и мировоззренческого становления личности;


-приобретение учащимися знаний, необходимых для ориентации в современном многоконфессиональном обществе, раскрытие особенностей культуры и образа жизни основных конфессиональных групп современности;


-выработка уважительного ценностного отношения к гуманистическим ценностям в современном обществе, к духовно-религиозному, историческому и культурному наследию русского и других народов;


-способствование формированию исторического сознания учащихся, интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции;


-формирование навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества.

2 Религия, как общественное явление. Элементы и структуры религии
Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента:
- религиозное сознание;
 
- религиозный культ;
- религиозные организации.
Религиозная идеология — это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.
Центральная часть религиозной идеологии — теология (от греч. теос — бог, логос — учение), или богословие. Она включает в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качества и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии.
Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость религии для человека.
Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. С помощью культа религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими.
Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как например в христианстве, исламе, буддизме.

3 Место функции и роль религии в обществе
Место и поле действий функций религии меняются в ходе развития общества. Это отражается в ряде понятий: “сакрализация”, “секуляризация”, “религиозный плюрализм” и др. Сакрализация (лат. sacer — священный) может быть охарактеризована как вовлечение в сферу религиозного санкционирования различных форм общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов.

Подобный процесс связан с ростом влияния религии на общественную систему в целом и отдельные ее подсистемы, расширением поля действия функций религии в обществе. Секуляризация (позднелат. secularis — мирской, светский) представляет собой освобождение и от влияния религии, выражается в сужении круга выполняемых ею функций; переходе ряда из них другим социальным институтам; отчуждении церковной собственности в пользу государства или иных учреждений; освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений; изъятии образования из ведения церкви; развитии светского искусства, морали и т. д. Религиозный плюрализм (лат. plurimus — множественный, многочисленный) означает поликонфессиональный характер религиозности этносов, социальны групп, подданных одного государства.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.
Во-первых, религия является мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших дале¬ких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея — «все мы — христиане»). В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам.

4 Возникновение религии. Первобытные формы религии. Их проявление в современных религиях
На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения:

религиозная: человек был создан Богом, общался с ним напрямую и никогда не прерывал этого общения, разве что менялись формы вследствие совершаемых человеком грехов (В иудаизме и христианстве — вкушение Адамом и Евой плода с древа познания добра и зла). После грехопадения общение с Богом напрямую не разрешено, вместо чего необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы (молитвы), использовать особые предметы. Регламентация на способы воссоединения с Богом находится в руках религиозных систем, провозглашающих своё право на посредничество между человеком и божеством.

промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии.

эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконецмонотеизм.

ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ.

Одна из них – магия (от греч. megeia – волшебство, чародейство, колдовство) – представляла собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, посредством которых стремились повлиять на стихийные силы и на деятельность людей. Широкое распространение имел фетишизм (от порт. fetico – колдовство) – вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и изготовленных человеком (различным камням, амулетам приписывалось свойство приносить удачу, отвращать от бедствий и пр.). Эта вещь – фетиш – как бы олицетворяла средоточие и средство проявления магической силы. Тотемизм (сев.-индейское «о тотеман» – его род) – вера в кровнородственные связи, существующие между родом (племенем) и определенным животным или растением, отличавшим роды друг от друга, помогавшим в охоте, войне. Анимизм (от лат. anima – дух, душа), или демонизм (от греч. daimon – божество, дух) – вера в души и духов, особые сверхъестественные существа, от которых зависит жизнь всего живого, существование всех предметов окружающего мира, деятельность людей. К первобытным формам религии можно также отнести культ предков, культ вождей, веру в приметы и т. д. Остатки этих форм сохранились фактически во всех религиях мира (обряды, поклонения), в традициях и в быту у народов всего мира.

5 язычество в России. Современное язычество
В настоящее время в России действует целый ряд языческих движений и общин, ставящих своей целью возрождение исконной русской веры. Несмотря на то, что общая численность их членов значительно меньше числа последователей различных христианских и иных религиозных движений, их ряды постоянно пополняются новыми членами - истинными русскими патриотами. Одной из характерных черт современной России является наличие известных различий между городским и сельским образом жизни. Эти различия, так или иначе, проявляются и в особенностях мировосприятия городских и сельских язычников. Особенно хорошо это заметно при сравнении программных принципов, исповедуемых языческими движениями и общинами, основанными в крупных городах, и принятых сельскими языческими объединениями.

Современные городские Язычники, как правило, больше внимания уделяют концепциям, философско-историческим разработкам, литературно-научной деятельности и т.п., в то время как сельские Язычники отдают предпочтение преимущественно практической стороне дела (обрядности, обустройству капищ, сопутствующей ремесленной деятельности и т.п.). И тот, и другой подход имеют свои преимущества, но, ни один из них не может претендовать на полноту религиозной практики.

6 Религии Древнего мира

Религия Древнего Египта

Древнеегипетская религия основывалась на двух жизненно важных понятиях: солнце и вода. Ежедневно солнце пробуждается к жизни и вновь умирает, поэтому бог Солнца воплощается в разных божествах: Ра-отец — вчерашнее солнце, Ра-сын — сегодняшнее, жук Хепера — утреннее, Атум — вечернее, Осирис — умершее. Не меньшим уважением пользовался бог Нила Хапи, податель влаги и урожая.

В египетском пантеоне существовало множество богов, к которым люди обращались со своими проблемами и просьбами. Боги помогали людям от рождения до смерти.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события. Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

Древние Германцы

Верховным богом скандинавов был Один. Чтобы овладеть абсолютным знанием, он пожертвовал своим глазом. Тор, бог грома и войны, славился физической силой. Тюр покровительствовал правосудию и победе. Ньёрд управлял ветами и морской стихией; его сын Фрейр и дочь Фрейя олицетворяли богатство и плодородие.

Примечательной чертой религии скандинавов была вера врагнарёк — последнюю битву, в которой богам и силам зла суждено победить друг друга. В результате возникнет новый мир, в котором будет жить уцелевшая пара людей. Поколение богов из окружения Одина уступит место молодым богам, в том числе Бальдру, светлому сыну Одина.



7 Национальные религии Китая:конфуцианство

Конфуцианство — религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н.э., основоположником которой был Конфуций (Кун-цзы).Конфуций противопоставил современной ему негативной ситуации авторитет древности, которая представлялась как "золотой век". В дальнейшем пиетет перед легендарной древностью, когда правители были мудры, чиновники бескорыстны и преданы, а народ жил в достатке, стал основой конфуцианства. Цзюнь-цзы — образ совершенного человека, созданный Конфуцием в противовес нравам, царившим во время его жизни. Главными добродетелями цзюнь-цзы являлись гуманность и чувство долга. Гуманность (жэнь) состояла из целого комплекса качеств, включавших скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Чувство долга (и) — необходимость поступать в соответствии с высшими принципами, а не гнаться за личной выгодой: "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде". Не менее важным понятием были верность и искренность (чжен), соблюдение церемоний и обрядов (ли). Социальный порядок, который, по мнению Конфуция, соответствовал идеалу — можно охарактеризовать цитатой "Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник — чиновником", т.е. каждый должен быть на своем месте и стремиться к тому, чтобы максимально правильно выполнять свои обязанности. Результатом распространения конфуцианства стал расцвет культа семьи и клана. Приоритет интересов семьи над интересами индивида был незыблем. Религиозная сторона конфуцианства связана с культом поклонения предкам. Каждая семья имела родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отчуждать которые было недопустимо.Одной из основных причин, приведших к распространению конфуцианства в Китае, являлось то, что конфуцианцы не только сконцентрировали управление государством и обществом, но и уделяли огромное внимание воспитанию и образованию. Двадцатый век положил конец безоговорочному авторитету конфуцианства в Китае. После революции конфуцианство отождествлялось с феодализмом и как таковое подвергалось уничтожающей критике. Важную роль в критике конфуцианства сыграли представители китайского анархизма.


8 Даосизм
В период Чуньцю и Чжанго возникло еще одно крупное этико-философское течение –даосизм, выражавшее материалистические идеи в древнекитайской идеологии. Концепции даосов изложены в основном даоском каноне «Даодэцзин». Основателем даосизма считается был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако история его личности вызывает сомнения.. Даоские мыслители Лаоцзы и Чжуанцзы выступали против каких-либо законов и правил, ограничивавших деятельность человека. Они считали, что конфуцианские правила и нормы морали, так же как и легистские законы, имеют целью насилие над человеческой личностью. Люди должны следовать законам, свойственным самой природе. Проповедуя отказ от достижений цивилизации с ее «фальшивыми» ценностями, идеологи даосизма воспевали чистый мир природы и агитировали человека следовать естественности первых людей.
К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао — это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала — инь и ян, достигая своего предела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным Чжан Даолином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления — недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

9Индуизм

Ареал возникновения и распространения индуизма - Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма санатана-дхарма, что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда).

Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу.Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько направлений. Прежде всего, он делится на два течения – шиваизм (шайвизм) и вишнуизм (вайшнавизм). Эти течения берут свои названия от имен индуистских богов – Шивы и Вишну. Оба направления являются по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии. В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях. В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.

Все направления индуизма объединяет несколько положений:
1. вера в богов и их почитание в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.
2. вера в переселение душ, то есть возможность души вселяться в тела всех видов живых существ - от насекомых до человека (сансара).
3. вера то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями (карма).

Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога). Предлагаемые шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако все они так или иначе включают два момента: 
1. почитание ведущего бога политеистического пантеона и сопутствующих ему божеств.
2. систему психических и физических упражнений для достижения безразличия к земной жизни.

Индуистские культы и методы преодоления сансары были подвергнуты критике другим религиозным направлением, также появившимся на территории Индии –буддизмом.


10 Нац.религия Японии:синтоизм

Древнейшая религия японцев – до объединения страны в первые века н.э. – отражала патриархальный родоплеменной строй, где выделялось воинственная племенная знать и зарождалось патриархальное рабство.  Эта религия состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей – ками.  Слово “ками” буквально означает наверху, верхний, начальник. Неясно, были ли это первоначально духи умерших, предков или духи земли, стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти представления. Места почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками. Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши – эмблемы божеств. Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддизму, называться ками-но-мити, дословно – “путь Каме”, то есть “путь местных богов”, или по-китайски, синто; последнее слово вошло и в европейские языки.

Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма.  Синтоистские жрецы постепенно организовались в замкнутую наследственную касту. В подражание буддистским храмам начали строиться и синтоистские храмы, хотя и более простые; синтоисты стали делать изображения богов. Буддисты ввели обряд кремации; в древности умерших в Японии зарывали в землю. Обе религии начали постепенно сближаться. Внутри буддистских храмов отводили уголки для синтоистских богов – ками; иногда этих ками даже просто отожествляли с буддистскими божествами. С другой стороны, и синтоистский пантеон пополнялся буддистскими божествами. В отличие от буддизма с его сложной и утонченной религиозно-философской догматикой, синтоизм до сих пор сохранил черты глубоко архаического культа.  

  Согласно синтоизму, человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных божеств и духов - ками. Ками — творение  других богов. Ками живут в природе и в материальных объектах. Ками могут либо помогать, либо вредить человеку. Ками — это боги Японии. Среди ками особое место занимает верховное божество - богиня Солнца Аматэрасу-о-ми-ками ("Великая богиня, сияющая на небе"), которая считается родоначальницей династии японских императоров. Душа умершего, при определённых обстоятельствах, тоже способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку божества или дощечку с его именем) и такой предмет - синтай - превращается в объект поклонения. Синтоистское богослужение состоит из 4 элементов - очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи). Этика синтоизма чрезвычайно проста. Главная моральная заповедь — безоговорочное повиновение императору. Несложность моральных предписаний сами синтоисты объясняют иногда тем, что японцы  — народ от природы нравственный и им не нужны религиозно-моральные заповеди и запреты.

Синтоистская религия вообще целиком обращена лицом  к земной жизни и потусторонним миром мало интересуется. Суть ее — религиозное освящение исторически сложившегося в Японии социально-политического строя.


11 Иудаизм: вероучение, священные книги, ритуалы

Иудаизм - религия, распространенная главным образом среди евреев. Возник на территории Палестины примерно три тысячи лет назад. Иудаизм как монотеистическая религия не появился сразу в завершенном виде. Иудаизм начинался с примитивных верований древних евреев, выражавшихся в почитании гор, луны, растений и животных. В середине II тысячелетия до н.э. евреи - кочевники вторглись в Палестину и позаимствовали у местных ханаанеев некоторые религиозные обряды. Благоговение перед силами природы переносится на ваалов, т.е. идолов - покровителей полей, оливковых рощ, а также на власть вождей и старейшин. В XI в. до н.э. происходит складывание рабовладельческого государства, и у евреев происходит процесс выделения из множества божеств одного - главного бога Яхве. После религиозной реформы, проведенной царем Иосией в 621 г. до н.э., жрецы и пророки, исповедующие монотеизм, обосновали догматику иудаизма, которая была зафиксирована в Ветхом завете. Основными догматами иудаизма является следующее: признание единого бога Яхве и "богоизбранности" еврейского народа, вера в небесного избавителя (мессию), долженствующего судить живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в землю обетованную; святость Ветхого завета и Талмуда, исполнение предписаний которых обеспечивает вечное блаженство в загробной жизни. Священные книги иудаизма: Ветхий завет и Талмуд. Ветхий завет (Танах) включает Тору (Учение), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Наиболее авторитетная часть Ветхого завета - Тора. Древнейшие тексты Ветхого завета относятся к XIII - XII вв. до н.э. Талмуд - основа всей практики и богословия в иудаизме - включает Мишну (толкование Торы) и Геммару (толкование Мишны), правовые (Галаха) и фольклорные (Аггада) толкования библейских текстов. В иудаизме большое место занимают молитвы, посты, обряд обрезания, многочисленные праздники, особенно пасха, судный день (иом - кипур), новый год  (рош - гашана), суббота и др. Иудаизм практически не имеет единой религиозной организации и духовной иерархии (государство Израиль - исключение). Иудаизм не имеет храмов. Их заменяют синагоги - молитвенные дома. Раввины - это не жрецы культа, а законоучители, являющиеся и судьями в иудаистских общинах. В иудаизме существует ряд направлений: кераимы и самаритяне. Кераимы строго придерживаются Ветхого завета, полностью отрицают Талмуд и раввинистические предания, а также некоторые догматы ортодоксального иудаизма - о приходе мессии, воскресении мертвых, посмертном воздаянии. Самаритяне признают только Тору и часть Небиим. Иудаизм в его ортодоксальной форме является господствующей религией государства Израиль, распространен среди еврейского населения, проживающего на всех континентах.

12 Буддизм: возникновение, основы догматики
Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (приблизительно с 623г. до н. э. по 543г. до н. э.), принявший эпитет Будда (на санскр. буквально — «пробудившийся») решил, что для освобождения от сансары индуистские культы и методы несовершенны. Свое религиозное мировоззрение он свел к четырем положениям:
1. мир полон страданий (дукха).
2. причина страданий есть результат моей плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному (самудая).
3. страдание можно прекратить (ниродха)
4. существует путь для прекращения страданий (марга)

В учении Будды отпала необходимость индуистской культовой практики, политеистическим божествам Индии был отведен более скромный статус. Адепт учения должен был направить свои усилия на достижение состояния угасания всех земных желаний (нирвана на санскр. «угасание, прекращение») собственными усилиями. Для этого предлагался восьмиричный путь правильного воззрения, решимости, речи, поведения, образа жизни, усилия, направления мысли и сосредоточения, через который надо достичь освобождение от всех привязанностей. В то же время Будда не отверг политеистическую картину мира по сути. Места божеств оказались незанятыми и стали постепенно заселяться существами достигшими нирваны (или отказавшимися войте в нее – бодхисаттвы) и многочисленными богами, «принявшими» буддизм. Так возник сложный буддийский пантеон, требующий жрецов и обрядов.

Буддизм, в противоположность христианству, проповедует абсолютное неприятие мира; его идеал - полное уничтожение мира и прежде всего уничтожение личного бытия, самоуничтожение. 
Усилия буддийского мудреца все время направлены не к обнаружению положительной основы фактов и явлений жизненного процесса, не к обретению истины, а к разоблачению отрицательных качеств бытия, к выяснению призрачности и обманчивости вещей, действий и явлений, составляющих содержание жизни. Всюду в этой сложной, полу-философской, полу-мистической работе пробивается непрерывное стремление не к величайшей реальности, не к абсолютному бытию, не к Богу, а к уменьшению интенсивности бытия, к слиянию саморазлагающегося и искусственно разлагаемого живущего существа с абсолютным небытием, с нирваной. Это не рост духа, составляющий цель христианской аскетики и мистики; это, выражаясь подлинными словами буддизма, "прекращение духа." 

13 Основные направления в буддизме,буддизм в России

В буддизме можно выделить два основных направления: Махаяна (великая колесница) и Тхеравада (Теравада — учение старейших). Отличительной чертой махаяны является стремление к освобождению всех без исключения живых существ. Она развивает культ бодхисаттв («тот, чья сущность — просветление») как существ, которые сознательно отказываются от нирваны с целью освобождения всех. Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев). Тибетский буддизм махаяны (ламаизм) развил мощную иерархическую структуру и сложную обрядовую практику, в которой главы иерархии объявлены живыми бодхисаттвами. Тхеравада - единственное сохранившееся из направлений раннего буддизма. В ней нет учения о Бодхисаттвах, ритуал более прост. Буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. В буддиской общине (сангха) принято деление на монахов и мирян. Последователи тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи.

На территории Российского государства буддизм существует с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.

С XVII века тибетский буддизм распространился и в Бурятии — сюда его принесли монгольские и тибетские ламы, только в 1712 году в поселения селенгинских бурят прибыло сто монгольских и пятьдесят тибетских лам

Ко времени установления границы России с Китаем по Кяхтинскому договору 1727 года буддизм играл заметную роль в жизни бурятского общества.

В 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан в Российской империи официально.

В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Это утверждение считается признанием буддизма одной из государственных религий России.

В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край (ныне — Республика Тыва), где были давние буддийские традиции.

В 30-е годы XX века в отношении буддизма правительством СССР были предприняты меры, направленные на его уничтожение. К началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного действующего дацана, большая часть духовенства была репрессирована.

Частичное возрождение буддизма началось в 1945 году, когда по просьбе верующих был построен и начал действовать Иволгинский дацан, а в 1946 году правительством СССР было принято «Положение о буддийском духовенстве в СССР».

Развитие буддизма с 1990 года

В Бурятии, Калмыкии, Туве, Санкт-Петербурге восстанавливаются уцелевшие буддийские храмы и открываются новые, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются тибетские учителя.

В России буддизм обретает также популярность среди русских и других народов.

В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада, несколько направлений Махаяны, в том числе японский дзэн, корейский сон и практически все школы тибетского буддизма.

Буддизм в Российской Федерации провозглашён одной из четырёх традиционных для России религий, наряду с православием, исламом суннитского толка и иудаизмом.


14 Исторические условия зарождения христианства. Суть учения, его революционность

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета (в иудаизме —ТаНаХ). Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иошуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов.

Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.

 Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

15 Библия-священная книга христиан

БИ́БЛИЯ, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, — сборник древнеевр. и раннехрист. свящ. письменности, собрание разноврем. и разножанровых произведений, как авторских, так и анонимных. Об этом свидетельствует само название: греч. Βιβλια (Библи́а, в позднем произношении — Вивли́а) значит просто "книги". В лат. яз. это слово получило форму ед. числа: Biblia (Би́блиа) — "Книга", т. е. как бы "Кн. книг", сумма всей мыслимой и немыслимой мудрости. Для верующих Б. — Слово Божие: заключенное в письменах Откровение, или весть, переданная Богом о Самом Себе и обладающая поэтому высшим вероучительным авторитетом. Б. делится на две очень неравные по объему части (приблизительно 5:1): "Ветхий Завет" ("евр. Библия") и "Новый Завет". Такое деление основано на отношении к главному объекту повествования — личности Мессии (Христа). Книги, написанные до Его пришествия, в к-рых оно только предчувствовалось и ожидалось, вошли в состав Ветхого (или Старого) Завета, а книги, созданные после Его пришествия, образовали Новый Завет. Для христиан единство Б. — не книжного порядка и определяется Тем, Кто есть ее средоточие. В Ветхом Завете — Мессия прообразуемый, в Новом — реально пришедший. "Оба Завета взирают на Него: Ветхий как на свое упование, Новый — как на образец, и оба свое средоточие" (Блез Паскаль). Поэтому в целом Б. — это Кн. о Христе (Мессии).

История создания библейского текста продолжалась б. тысячелетия (XII в. до н. э. — до рубежа 1—2 вв. н. э.): ветхозаветные книги записывались сначала на др.-евр. языке, а с 6 в. до н. э. также на языках арамейском и даже греческом (неканонические книги). Новый Завет — только на греческом (упоминаемый преданием арамейский текст Евангелия от Матфея не сохранился). История целенаправленного отбора, редактирования и окончательного формирования этих текстов в единую Книгу (их канонизация) завершилась лишь в 5 в. н. э.


16 Православие: возникновение, распространение, особенности вероучения, таинства, обряды, посты, праздники
Официальное разделение христианства на католицизм и православие произошло в 1054 г. Однако причины раскола зародились в христианских общинах еще раньше, когда Римская империя распалась на Восточную и Западную (395 г.). Уже в V в. между двумя религиозными центрами — в Риме и Константинополе — практически исчезла административная связь, углубились различия в догматике, обрядах, организации.
В XI в. епископ Рима, папа Римский, заявил, что ему принадлежит юридическая власть над всеми христианскими общинами в мире. Большинство церквей в восточных странах отвергли притязания папы. Они признавали всеобщую власть только за Вселенским собором, вели богослужения на национальных языках, а не на латыни, сохраняли традиции раннего христианства.
В современном мире к странам с большинством православного населения можно отнести: Белоруссию, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Россию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Северном Казахстане, и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, его исповедуют в Эстонии, Латвии, Киргизии и Албании.

Православие основывается на  идее, что истинны именно те знания, которые не претерпели изменений со времен Иисуса.Во время причащения  восточные христиане вкушают и тело Иисуса, и Его кровь (хлеб и вино). Не поддерживают «Филиокве». В православии нет догмата о чистилище. В православии целибата нет. Нет догмата о праведности девы Марии. В православии же осеняют себя трехперстным знамением. Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. Главным богослужением является литургия по восточному обряду. Развито почитание креста, икон. 

Таинства: Крещение, Миропомáзание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение"

Обряды: погребение, отпевание, освящение, молебны, службы

 Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста — «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Наиболее почитаемый общехристианский праздник Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники — 12 наиболее значительных праздников православия: Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы, Троица (пятидесятница), Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Воздвижение креста Господня и Рождество Христово.

17 Православие в России: принятие христианства, историческое значение

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды.

Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.

Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов.

Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д.Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. 

18 История взаимодействия РПЦ, государства и общества

19 Католицизм: возникновение, распространение, особенности вероучения

Католики верят, что церковь и папство были учреждены самим Иисусом Христом, что папа — законный преемник св. Петра и наместник Бога на Земле. 

Католицизм формировалась постепенно в результате ассимиляции элементов эллинистической и римской культуры. Это повлекло к многочисленным конфликтам внутри Церкви. С христианским приматом Рима не соглашалось много епископов Востока и восточноримських императоров, что впервые ярко проявился на Трулльському соборе (692). Расхождения стали углубляться во времена патриарха Фотия, который объявил еретическим формулировку "филиокве" и окончательно были развязаны Расколом христианской церкви 1054 года, который разделил христианскую церковь на два основных течения - католицизм и православие, а сам термин "католический" начал касаться лишь западной ветки христианства.

Католицизм является основной религией во многих европейских странах (ИталияФранцияИспанияПортугалияАвстрияБельгия,ЛитваПольшаЧехияВенгрияСловакияСловенияХорватияИрландияМальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в ГерманииНидерландах и Швейцарии — половину.

В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во ВьетнамеЮжной Корее иКитае.

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.)

В Африке проживают, по разным оценкам, от 110 до 175 миллионов католиков.

В Католической церкви существует семь таинств:крещение, брак, миропомазание, евхаристия, исповедь, елеосвящение, есвященство.

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:филиокве — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;учение о чистилище;учение об индульгенциях;широкое почитание Девы Марии; почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);

утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра; централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

20 Протестантизм: возникновение, течения, особенности вероучения

Протестантское движение в среде католиков, закончившееся Реформацией, возникло в XVI в. Призывы к переменам были связаны с обличением пороков католической церкви. Во время крестовых походов лились потоки крови неверных. Инквизиция замучила и сожгла тысячи еретиков. Продажа индульгенций (свидетельств о прощении грехов) наполнила сундуки церкви золотом. Все это вызывало недовольство верующих. Основателями Реформации стали Лютер и Кальвин. В ряде стран (Швеция, Норвегия) Реформация была узаконена монархами. В других государи хранили верность католицизму. Религиозные войны во Франции длились с 1562 г. до Нантского эдикта (1598), когда протестанты получили право исповедовать свою религию. Эдикт отменили в 1685 г. Только в 1787 г. протестанты были допущены в лоно церкви.
Протестанты ставили во главу угла личную веру, прямое общение человека с Богом, не верили в заступничество святых перед Богом, отказались от икон и почитания святых, считали Священное Писание единственной основой проповеди, вероучения и спасения и не признавали Священное Предание (с. 160) как источник Божественного откровения.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство,  цвинглианствокальвинизманабаптизмменнонитствоангликанство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские христианебаптистыадвентистыметодистыквакерыпятидесятникиАрмия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.

21 Возникновение ислама
В IV в. в Аравии наметился упадок в караванной торговле, так как торговые пути переместились на восток в Сасанид-ский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, длившееся веками. Кочевники, потерявшие доход от торгового промысла, стали переходить к оседлому образу жизни, заниматься земледелием, что, естественно, вызвало столкновение между племенами из-за земли, пригодной для возделывания. Остро встал вопрос об объединении, возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха. Среди арабоз возникла секта халифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и разчзрнулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях требовалось почитать только Аллаха и быть покорным его воле.Мухаммед был уроженцем Мекки из оседлого племени курейш. Почти достоверно установлено, чте жил он приблизительно в 570—632 гг. и. э. По преданию, Мухаммед получил от Аллаха через архангела Джебраила ряд «откровений», записанных в священной книге Коран и передал их людям.Мухаммед начал свою деятельность в Мекке. Проповеди Мухаммеда были встречены враждебно прежде всего предводителями его собственного племени. Торговая знать опасалась, что прекращение культа старо-арабских племенных богов подорвет значение Мекки. В 622 г. н. э. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки; это бегство (хиджра) считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). Мухаммед отправился пророчествовать в Медину, где ему удалось собрать много приверженцев. В земледельческом оазисе Медине пропаганда Мухаммеда нашла отклик: мединцы враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных крупных племен, а уже в 630 г, мекканские племена вынуждены были принять новую религию.  После присоединения к новому учению, Мекка приобретала еще больший вес и становилась национально-религиозным центром, а аристократия племени курейш даже возглавила мусульманское движение. Вскоре Мухаммед и его приверженцы объединили большую часть Аравии под знаменем новой религии. В момент смерти Мухаммеда (632 г.) новое вероучение было еще не оформлено, оно только приобретало свои очертания, но основные его положения, которые можно извлечь из Корана, были позже развиты мусульманскими богословами.

22 Догматика ислама. Культ(5 столпов)
Термин "ислам" означает "подчинение" (воле Бога), а того, кто подчиняется, называют "муслим", (отсюда – мусульманин). Религию ислама можно разделить на вероучение и наказы.Основное вероучение ислама:
Бог. Центральный догмат ислама состоит в том, что Бог – один. Сказав, что у Бога есть другие, равные ему личности, вы согрешите грехом ишрака, и такому человеку, за словами Корана, нет прощения.

Ангелы. Посредническое положение между богом Корана и человечеством занимает иерархия ангелов. Архангел Джабраил имеет самый высший ранг, все другие ангелы занимают более скромное положение. У каждого человека есть два ангела: один записывает хорошие дела, другой – плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джины. Мусульмане верят, что род джинов был создан из огня, что обычно они злые, и могут властвовать над людьми.

Божьи пророки. Соответсвенно учению Корана, каждому народу Бог послал пророка с вестью о том, что есть только один Бог. Большинство из них нам неизвестны, но многие были персонажами с Библии: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Давид, Соломон, Иона, Иоанн Креститель и Иисус. Каждому пророку было определено свое столетие, и только Мухаммед был пророком на все времена. Он считается "Печатью пророков".

Священные книги. Четырем самым большим пророкам были даны книги божественного происхождения. Среди них: Моисей, кому открыто книгу Таврат (Тора), Давиду дарован Забур (Псалмы), Иисус получил Инджил (Евангелие) и Мухаммед – Коран. С этих четырех книг, по мнению мусульман, только Коран сохранился в неискаженном виде.

Судный день. Бог Корана объявил, что придет день, когда все станут пред его судом. 

Столпы ислама сводятся к следующим пяти постулатам;

Шахада — соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммеда заключено в символе веры ислама: «ашхаду ал-ля иляха илля л-Лаху уа ашхаду анна Мухаммадан расулю л-Лах» («Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Посланник Аллаха»)

Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).

Закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята.

Саум (тюрк. ураза) — соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.

Хадж — совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.

23 Коран - священная книга мусульман
Коран («кара'а» в переводе с араб, «читать») — священная книга мусульман. Существует предположение, что Мухаммед не записывал свои '«откровения», некоторые из его поучений якобы за ним записывали его ученики. Разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разнос время, были собраны воедино без всякой систематизации и переписаны в одну книгу, причем не одобренные калифом записи не вошли в Коран и были сожжены. Так, при третьем преемнике Мухаммеда, халифе Османе, в 644—656 гг, был составлен и утвержден Коран. Книга эта была объявлена священной.

Коран разделен на 114 глаз (сур). Они расположены беспорядочно, по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Каждая сура имеет своей целью передать целое откровение и состоит из стихов, или, как их называют, аятов. Суры мекканские (ранние) и мединские (более поздние) размещены вперемешку. Часто к одной суре отдельные предложения и мысли не связаны не только между собой, но и с названием главы. Одно и то же повторяется в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами геенной в будущей жизни всем грешникам.

Мусульманин, по Корану, должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах, что земная жизнь дана человеку для приготовления себя к загробной жизни, которая дает испытания, предпосланные свыше; что каждый имеет божественное предопределение, предназначенное Аллахом; что праведники, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, а грешники — гореть в геенне. Мухаммед был посланником-пророком Аллаха, хотя до него на землю были посланы и другие пророки — библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их.

Аллах — высшее существо, обладающее человеческими моральными качествами, поэтому наиважнейшим догматическим и моральным предписанием в Коране является полная и безоговорочная покорность человека воле Аллаха. Он то гневается на людей, то прощает их; кого-то любит, кого-то ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к безнравственности и загробным мучениям. Тем не менее Аллах в Коране многократно именуется милостивым, прощающим и пр.

24 Направления в исламе.
Сунниты

Догматика суннизма, это догматика мажоритарной ветви ислама, «классического» ислама. Сунниты — приверженцы халифата — такой формы власти, которую
осуществляет выбираемый авторитетными мусульманами член общины, принадлежащий к племени пророка Мухаммада, к племени курейшитов. В качестве источников вероучения сунниты признаютКоран и все, принимаемые в качестве достоверных, хадисы Сунны. Сунниты считают праведными всех четырех халифов, правивших после Мухаммада: Абу Бакра,Омара, Османа и Али.

Шииты

Главное отличие шиитов от суннитов и хариджитов состоит в представлении об имаме как носителе «божественной субстанции». Согласно доктрине шиизма право на имамат не может принадлежать никому, кроме потомков Али и Фатимы — Алидов (поскольку только по этой линии есть потомки Мухаммада). Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере. Поскольку исторически шииты составляли меньшинство по сравнению с суннитами и периодически подвергались преследованиям, в рамках этого течения сложился принцип благоразумия,осмотрительности. Шиит в случае опасности может скрывать свое вероисповедание.

Хариджиты

Учение хариджитов о халифате (имамате) резко отличалось и от суннитского
и от шиитского. Хариджиты считали,
что имам-халиф, т. е. духовный и политический глава религиозной общины государства, должен быть выборным,причем право участвовать в выборах должны иметь все верующие, независимо от происхождения. Избранным напост имама-халифа может быть не только курейшит, как полагали сунниты, но всякий мусульманин, если он того достоин. Званию имама-халифа хариджиты не приписывали никакого сакрального значения. Для них он и не учитель веры, и не государь, он только уполномоченный общины «правоверных», военный вождь и защитник ее интересов. Община его выбирает, она
же вправе сместить, даже судить и казнить его, если он будет дурно управлять, если станет тираном или предаст интересы общины ради своих личных
интересов. Хариджиты признавали законными первых двух халифов — Абу Бакра и Омара, не признавали Османа. Хариджиты не признают учения о несотворенности Корана, отрицают подлинность XII суры Корана «Йусуф» Хариджиты считали, что мусульманин, впавший в состояние «великого греха», перестает быть «правоверным» и становится «неверным».

Ислам в России 

Мусульмане нашей страны - а их около 20 миллионов человек - являются составной частью этой великой исламской цивилизации.

Российская ветвь исламской цивилизации раскинулась на огромных просторах страны - от Северного Кавказа, Москвы и Поволжья до Урала, Сибири и Дальнего Востока. Она объединяет многие десятки народов, спаянных воедино духовно-нравственными ценностями ислама.

Ислам способствовал этнической консолидации многих российских народов - будь то татары, башкиры, чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанцы и многие другие. В сложнейших, часто весьма неблагоприятных условиях, он помог сохраниться им как особым этносам, сохранить богатства своей самобытной национальной культуры, традиции, уберечь от разрушения национальный характер. Все это произошло потому, что исламские духовно-нравственные ценности стали частью народного самосознания и национальной психологии мусульманских народов России. Именно благодаря верности народов своим корням, благодаря великой национально-охранительной роли, которую сыграл и играет ислам. Усилия царского самодержавия и коммунистического режима, направленные на подрыв этнокультурной самобытности мусульманских народов России не увенчались успехом.

Многие поколения российских мусульман способствовали формированию исламской цивилизации, ее сохранению и развитию, распространению ее достижений среди соседних народов - казахов, киргизов и других. Во многом благодаря усилиям российских мусульман эти народы испытали на себе цивилизаторскую роль ислама. Вместе с религиозными установками и обрядами к ним пришли духовно-нравственные ценности, зафиксированные в священном Коране и хадисах. Они обрели в свое время письменность на арабской графике. У них возникла достаточно развитая для своего времени система образования...

Аргументируя вывод о мусульманах России как составной части исламской цивилизации мы были бы не правы, если бы на этом поставили точку. Будучи частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Живя бок о бок с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий, взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в формирование ее социокультурного своеобразия.

25 Правовое регулирование взаимоотношений общества, государства и церкви-закон " О свободе совести и религиозных организациях"
Духовная жизнь современного российского общества существенно отличается от советских времен идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правовой защитой собственности, правом каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

В России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России и несут ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

26 Тоталитарные секты,их признаки и виды
Тоталита́рная се́кта — особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья граждан[1], существующая в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации

Классификация:

-к первой группе отнесены культы, не содержащие явных деструктивных положений в своем учении, замыкающиеся в себе и избегающие конструктивной внешней деятельности, проявляющие деструктивность в случае критических внешних или внутренних обстоятельств;

-вторая группа включает те новые религиозные организации, которые имеют деструктивные положения в своем учении, но по каким-либо причинам редко или совсем не применяют их в данное время (однако при изменении обстоятельств, например смене лидера, появлении новых толкований или экстремистских течений, изменении социально-политической обстановки эти организации способны осуществлять деструктивные действия);

-третья группа состоит из новых религиозных организаций, включивших деструктивные положения в свои учения, культовую практику и стремящихся их активно применять.

Признаки:

Критерии деструктивности секты:

вовлечение в секту, сопряженное с использованием методов манипуляции;

членство в секте, приводящее к появлению отчуждения индивида от окружающего мира и его прежних социальных связей;

осуществляемая внутри секты деятельность, связанная с применением насилия по отношению к последователям секты со стороны ее лидеров;

психический и физический прессинг, приводящий к нарушению стабильности на уровне индивида, семьи и общества.

Характеристики вероучения деструктивной секты:

-вероучительное оправдание применения контроля и манипуляции в отношении неофитов и адептов секты;

-религиозно трактуемое учение об авторитете лидера секты и его неограниченных властных полномочиях, распространяющихся в рамках жесткой иерархической системы с горизонтальной системой власти;

-наличие жесткой системы требований и предписаний, необходимых для достижения ожидаемого от членства в секте результата — духовного спасения, очищения, исцеления, обогащения и других целей;

-непостоянство критериев истины, возможность изменения основополагающих положений и догм вероучения в зависимости от внешних обстоятельств;

-синкретизм вероучения, основанный на религиозном откровении лидера секты;

-наличие тайных уровней посвящения в зависимости от статуса адепта в иерархической системе секты;

-вероучительное оправдание активной деятельности на благо организации;

вероучительное обоснование исключительности последователей секты и процесс формирования чувства элитарности среди ее последователей;

-вероучительное обоснование необходимости применения насилия по отношению к бывшим последователям и критикам секты;

-наличие в вероучении интенсивных апокалиптических ожиданий;

вероучительное обоснование претензий группы на мировое политическое господство.

27 Актуальные проблемы современных отношений гос-ва, общества, церкви в современной России.
Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.

Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян так или иначе осознают себя православными. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия - светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.

В последние годы появилось значительное количество работ в различных областях науки о проблемах, связанных с ролью религии в жизнедеятельности российского общества и государства, месте, роли и статусе церкви в современном обществе и государстве. Исследования охватывают широкий спектр вопросов, связанных с государственно-церковными отношениями в России. В то же время, до конца эта проблема остается неисследованной, и поэтому представляет особой интерес для изучения.

Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени.

Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви.

В разные исторические периоды Русская Православная Церковь как социум играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества. В настоящее время ее социальная активность - это объективный фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня Русская Православная Церковь, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны. При этом, поскольку Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является светским государством, последнее обстоятельство вызывает в обществе неоднозначные оценки.

Кроме того, государство урегулировало свои отношения с церковью на законодательном уровне - в нормах Конституции РФ, федеральных законах и т.п. Следует особо отметить, что в преамбуле Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; указывается, что в равной степени уважаются христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

28 Гос.- церковные отношения в современном мире
Борьба за осуществление права на свободу совести в нынешних условиях достаточно сложна и драматична, поскольку государство пытается подчинить своему влиянию как религиозные движения, так и общества свободомыслящих.
Свобода совести представляет собой своеобразную точку пересечения интересов церкви и государства. В условиях отделения церкви от государства последнее, закрепляя свободу совести и вероисповедания как юридический принцип, выражает тем самым свое отношение к статусу религиозных организаций. Для церкви свобода вероисповедания служит средством представительства своих интересов как религиозной организации в политико-правовой сфере социальной жизни.
В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В Конституции 1949 г. за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателями из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь, государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и др.
Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как социальный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.

29 Профессиональная этика и религиозный вопрос(Пиздить!!!Пиздить неистово!!)

В Англии, считающейся одной из самой цивилизованных, развитых и демократических стран Запада, руководствуясь принятой в 1988 году реформой закона об образовании со стороны государства наряду с христианством в просветительских учреждениях ведётся преподавание и других религий, имеющих в стране своих последователей. Наряду с изучением христианства, используется феноменальный метод по изучению иудаизма, Ислама и буддизма. По этому методу, при изучении религии не исследуется вопрос о том, какая из них правильная, а какая - нет. Чтобы понять этот метод образования, направленный на удовлетворение потребностей общества, где исповедуются различные религии, мы должны изучить историю религиозного образования в Англии.




1. Реферат на тему- Сім~я і здоров~я Одним із факторів які впливають на тривалість і повноцінність життя л
2. Как преодолеть вредные привычки
3. убогих и пьяных они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования
4. koobru Теренс Маккенна Пища Богов Copyright- Перевод с английского Р
5. Тема- Основные клинические синдромы возникающие при повреждении живота
6. 20 г по 20 г
7. Антропологический поворот в эллинской философии.
8. О приеме на работу женщин за и против
9. Контрольная работа- Понятие и виды жилищных отношений
10.  Общая характеристика организации [0
11. вариант. Lst weekend I..
12. моєму доброму навчителю i старшому друговi ЧАСТИНА ПЕРША I За татарським брод
13. Новая школа новые люди
14. Тема- Грунтовий режим
15.  Творчість Леонардо да Вінчі
16. модуль І ЛОГІКА І МЕТОДИКА ПРОВЕДЕННЯ НАУКОВИХ ДОСЛІДЖЕНЬ Семінар 1 План заняття І
17. реферату- Сутність соціалізації особистості та її основні етапиРозділ- Соціологія Сутність соціалізації о
18. чистом виде. При этом конкретные условия эксперимента не только задаются но и контролируются модернизи
19. Инвестиции
20. Філософська концепція людин