Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопросы и программа вступительного экзамена по «Философии» для всех специальностей.
Программа вступительных экзаменов по философии для аспирантов и соискателей всех специальностей.
История философии.
Философия, и ее роль в истории культуры. Возникновение философии в Древней Греции. Учения о природе первых натурфилософов: милетцев, Пифагора, Ксенофана и Гераклита. Характерные черты их воззрений в сравнении с мифологией. Учение Платона о бестелесных основаниях вещей (идеях) и разумной творческой силе космоса. Построение на этих основаниях учения о познании, человеке и государстве. Стремление Аристотеля создать обобщенно-категориальную концепцию бытия. Учение о четырех причинах. Учение о познавательных способностях души и проистекающих из них видах знания. Философия в средние века: патристика, схоластика. Христианский платонизм и неоплатонизм в творчестве Аврелия Августина, Ареопагита и Эригена. Христианский аристотелизм Фомы Аквинского.
Философия эпохи Возрождения. Понимание человека в философии П. д. Мирандолла. Социально-философская и политическая доктрина Н. Макиавелли.
Философия Нового времени. Проблема метода у Ф. Бэкона. Философские предпосылки рационализма Рене Декарта. «Радикальное сомнение» и его преодоление, проблема достоверного знания. «Я мыслю» как исходный принцип философии.
Пантеистическое учение Б. Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Спиноза о природе человека. Аффекты и разум. Проблема свободы воли. Рационалистическая метафизика Г. Лейбница. Проблема субстанции. Бог и субстанция как основание метафизики. Историческое значение «монадологии» Лейбница.
Особенности философии французского Просвещения. Учение о человеке и обществе в философии Ж.-Ж. Руссо.
Философия в Европе XVIII XIX вв. Критическая философия И. Канта. Источники знания, объем полезного применения знания и границы познания. Учение Гегеля. Диалектический метод как принцип разворачивания содержания познания. Понятие духа в философии Гегеля. Формы бытия духа.
Формулировка материалистической позиции в философии Фейербаха. Антропологический принцип. Сущность религии по Фейербаху. Возникновение философии марксизма: К. Маркс и Ф. Энгельс. Материалистической понимание истории.
Позитивизм О. Конта и Г. Спенсера. Стадии развития мышления и идеал позитивного знания.
Иррационализм и философия жизни. А. Шопенгауэр. Мир как Воля и представление. Воплощение Мировой Воли в человеке, способы преодоления ее власти, творческий иррационализм и аскетизм. Ф. Ницше. Противопоставление Воли и Разума. Учение о «сверхчеловеке». С. Кьеркегор: учение об эстетическом, этическом. Иррациональное понимание религии.
Философия в ХХ веке. Психоанализ З. Фрейда. Учение о бессознательном и его месте в психике человека. Философия неофрейдизма. К.Г. Юнг: учение об архетипах. Э. Фромм: социальный аспект понимания человека. Экзистенциализм. М. Хайдеггер: экзистенциальная аналитика. Ж.-П. Сартр: Бытие-в-себе и бытие-для-себя. Человек как проект, проблема свободы, выбора и ответственности. А. Камю. Проблема абсурдности мира. Бунтующий человек в современном мире.
Философия в России (XIXXX вв.). Философия всеединства» В.С. Соловьёва. Его философская эволюция. Синтез науки философии, религии. Антропология Соловьёва. Этика любви. Теория мирового процесса. Многообразие интерпретаций философии марксизма: Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Основные идеи религиозной философии П.А. Флоренского. Теодицея и антроподицея. Софиология. Советская философия 60-80-х гг. Творчество М.М. Бахтина и М.К. Мамардашвили.
Онтология
Бытие как Сверхсущее. Метафизика как учение о сверхчувственных началах. Диалектика бытия и небытия. Категория субстанции, ее основные интерпретации. Совпадение бытия и ничто как исходная точка саморазвертывания Абсолютной Идеи. Бытие как событие. Проблема единства мира. Монистические и плюралистические концепции бытия в современной философии. Категории части и целого: механицизм и органицизм, меризм и холизм. Понятия системы и структуры, основные типы систем. Категории единичного и общего: проблема статуса общих понятий. Проблема уникального. Диалектический закон перехода количественных изменений в качественные. Форма как принцип организации вещи. Диалектика формы и содержания.
Материя как первоначало, как вещественный субстрат и как потенциально сущее. Онтологический статус явлений сознания. Проблема идеального. Материализм и идеализм. Представления о материи и сознании в современной философии и науке: номологические и субстратные модели единства мира, энерго-информационная природа реальности.
Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени. Связь преставлений об абсолютном пространстве и времени с механистической картиной мира. Представления о пространстве и времени в неклассической и постнеклассической науке. Биологическое, социальное и духовно-экзистенциальное пространство и время. Эволюция представлений о движении. Самодвижение и самоорганизация.
Движение как атрибут бытия. Диалектика и метафизика. Понятие и основные модели развития. Диалектика эволюционных и революционных процессов. Роль эволюционных идей в современной науке. Концепция глобального эволюционизма. Проблема направленности развития. Понятия прогресса и регресса. Противоречивость прогресса.
Основные концепции детерминизма. Виды причинных связей. Нелинейные процессы и вероятностный детерминизм. Непричинные типы детерминизма. Индетерминизм и проблема соотношения необходимости и случайности. Диалектика возможности и действительности. Вероятность как мера возможности. Связь представлений о самоорганизации с понятием целевой причинности.
Социальное бытие как процесс; его непрерывность, прерывность, многомерность и рекурсивность. Люди и вещи. Различные сочетания человеческих и природных сил, их оформление и воспроизводство.
Деятельность людей как принцип объяснения социального бытия. Проблема воспроизводства и переноса человеческих качеств во времени и пространстве. Деятельностный характер социального бытия; деятельность как со-бытие людей, как их связь, отношение, коммуникация. Деятельность как самореализация людей; предметный и духовный аспекты человеческой самореализации.
Проблема структурирования социальной реальности. Социальное время и социальное пространство как формы организации и воспроизводства бытия людей. История общества и становление, воспроизводство и развитие социального времени и пространства. Становление социального индивида и формирование его пространственно-временных ориентаций.
Законы общества и законы природы. Фатализм, волюнтаризм, натурализм. Законы общества и вопрос о взаимосвязи деятельности людей, ее условий, средств и результатов. Человеческая деятельность и ее социальное отчуждение, возможность «двойственной» трактовки законов общества. Определение конкретно-исторического «поля действия» общественных законов. Переход от представления общества в форме объекта к представлению его в форме деятельности.
Различные подходы к периодизации и типизации социального процесса: идея исторических типов социальности, основанных на развитии индивидов; понятия общественной формации, его возможность и границы; социально-технологический подход; цивилизационный подход. Проблема социально-исторической определенности российского общества.
Философская антропология.
Человек как творец и творение культуры. Биосоциальная сущность человека. Телесность как феномен культуры. Жизнь и смерть. Смысл жизни. Коммуникативные структуры и пространства повседневности. Идентификация, проблема «Я» и проблема «Другого». Отчуждение и поиски духовного единства.
Мифологические представления о человеке в эпоху архаики. Забота о себе в античной философии. Человек и Бог: религиозная антропология. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Метафизика воли и воля к власти в «Философии жизни». Немецкая философская антропология. Понимание человека в философии экзистенциализма.
Этика.
Этика - наука о морали и нравственности как специфических способах гармонизации отношений социальных субъектов в целях сохранения общественного целого как необходимого условия их жизнедеятельности и обеспечения общественного и личного блага. Ценностная природа этического знания. Связь этики с практикой преобразования социальной действительности и человека. Структура этики. Изменение и обогащение структуры этики в процессе развития науки.
Мораль как специфический способ общественной регуляции поведения людей. Сущность морали. Функциональное своеобразие морали. Основные противоречия морали как источник её развития: сущее и должное, личное и общественное, должное и желаемое, общечеловеческое и классовое, альтруизм и эгоизм и т.д. Функции морали. Ценностный способ моральной регуляции. Моральная ценность, моральная оценка, ценностная ориентация. Моральные ценности и нравственная позиция личности. Воспитательное значение моральных ценностей. Моральное требование эталон должного в морали. Императивность морального требования. Элементарные правила, моральные нормы, принципы и идеалы элементы системы моральных требований.
Нравственность как универсальный духовно-практический способ освоения мира.
Эстетика.
Ценностный характер эстетического отношения. Субъективно-объективный, характер эстетической ценности. Генетическая связь эстетического и утилитарного. Неутилитарность эстетического отношения и самодовлеющий, самоценный, характер эстетической ценности. Чувственно-созерцательный её характер, неразрывная связь (слитность) с предметностью объекта-носителя. Эстетическая ценность как специфическое обобщение и выражение богатства предметных и функциональных свойств объекта, его целостности и индивидуальности.
Социо - культурная необходимость эстетического отношения человека к миру. Системность эстетического отношения, предметная, субъективная и деятельностная формы бытия эстетического. Эстетическая культура общества и личности. Роль традиций в историческом существовании эстетического, основные "механизмы" его развития.
Возраст искусства, его происхождение. Радикальные изменения искусства и художественности в ХХ веке. Искусство как информационно-коммуникативная деятельностная система "творчество произведение - восприятие". Художник творец и слуга искусства. Искусство как синтез всех основных типов человеческой деятельности, форма бытия духовно душевно - телесной целостности человека. Видовое многообразие искусства, основные способы его морфологической классификации. Социо - культурные функции искусства.
Гносеология. Философия науки и техники.
Язык как предмет философии, проблема онтологического и эпистемологического статуса языка. Семантика, синтаксис и прагматика как основные измерения в знаковых концепциях языка. Ведущие направления современной философии языка, их основные категории и методы: аналитическая, герменевтическая и (пост)структуралистская парадигмы.
Язык, мысль и мышление: различие проблемы зависимости мысли от языка от проблемы зависимости мышления от языка. Язык и речь в процессе мышления: речь и мысль, символическое значение языка и т.д. Реализм и релятивизм в современной философии языка. Проблема индивидуального языка.
Философские концепции знания; виды знания. Объективные и субъективные аспекты знания. Интерсубъективность и общезначимость знания. Признание истинности и значимости информации как необходимый субъективный аспект знания. Требование информативности: знание как разрешение некоторой неопределенности, некоторого реального сомнения. Лингвистический и логический анализ знания.
Проблема критерия истины как источник неклассических определений. Рациональный смысл различных концепций истины: целесообразность идеи соответствия в области эмпирического познания, идей согласованности и непротиворечивости в области математического и логического познания, идей целесообразности и полезности в области практического приложения знания. Взаимодополнительность различных концепций истины.
Проблема взаимоотношения знания и власти. Проблема онтологической зависимости познаваемого объекта от субъекта и получаемых знаний области социального познания. Проблема единых, общезначимых критериев научности, равно пригодных как для естественных, так и для гуманитарных и социальных наук.
Философия истории.
Гипотезы новой социальности. Марксова концепция всеобщего труда и ее современный смысл. Концепция информационного общества. Образование единого социального пространства и неравномерность развития регионов и стран. Глобальные проблемы человеческого сообщества, перспективы и препятствия их разрешения.
Онтологизация субъективности и распад реальности. Какая история заканчивается?
Реальность как проблема самоопределения общества. Деавтоматизация стандартов, «конструирование» взаимодействий, выработка образцов.
Основная литература:
Дополнительная литература: