Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Крещенская быль
70 лет тому назад, ранним утром 20 января 1944 г. наши воины с боем ворвались на окраины Новгорода. К вечеру город был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков, закончился первый этап Новгородско-Лужской наступательной операции.
А началась она утром 14 января 110-минутной артподготовкой. Вообще-то наступление должно было начаться массированным налетом штурмовиков 14-ой воздушной армии на уже разведанные позиции противника, но, увы, погода преподнесла неожиданный и весьма неприятный сюрприз. Вместо традиционных для Руси Крещенских морозов, началась оттепель. Уже в ночь перед началом операции все небо заволокло густой низкой облачностью, кое-где посыпал снег, а утром над болотами, реками и озером Ильмень вдруг «нарисовался» сильнейший туман.
Если вы посмотрите оперативные сводки штаба Волховского фронта того времени, то в последних их строчках прочтете: «авиация фронта боевых действий не вела, ввиду неблагоприятных метеорологических условий». А далее про эти самые условия: плотная облачность, высотой 200-600 м., местами нижний край до 100 м., временами слабый снег, днем туманная дымка, видимость до 2 км, температура воздуха – 1 - -8 град. И так до 22 января.
Но колесо наступления закрутилось и пехота после артиллерийской «обработки» немецкого передка пошла в атаку. Танки в этой местности, испещренной подтаявшими болотами, речушками и озерками, тоже слабая подмога. Приложил наших солдат неприятельский шквал на снежок, а на нем все как на картиночке. Вот где снайперам и пулеметчикам раздолье, работай на похоронки.
Эх, ребятки «соколы»… Ну хоть кто-нибудь взлетите… Хоть на минуточку «проутюжьте» гадов, дайте голову поднять, метнуться к следующей кочке. Она ведь каждая, которая впереди, побольше кажется той, за которой сейчас голову припрятал. Да и всё же там, впереди, поближе или к концу или к победе.
* * *
Только на второй день кое-где взлетели самые опытные бомбёры и так, «на ощупь», побросали «подарочки» гансам. Эх, а если бы парочку илов, сколько бы ребят мимо «косой» прошмыгнули, глядишь и город быстрее бы взяли.
Сколько же просьб, истошных криков в телефонные трубки КП1 авиационных полков неслось в те дни. Сколько раз командиры пехотных взводов и рот устремляли свой взор к серым небесам с надеждой и мольбой к «небесной канцелярии»… Ну раздуйте хоть чуть-чуть эту «серость».
* * *
19-е, Крещение. Шел пятый день наступления. На маленьком аэродроме рядом с деревушкой Клёнино, летчики, сбившись группками, нервно курили и материли почем зря погоду. Уже который день пытались взлететь, а что толку. Ну, подойдешь к переднему краю, вынырнешь на 100 метрах, так ведь ещё надо рассмотреть, где свои, где цели… Если на бреющем, да с полной нагрузкой2, пока ты ёрзать будешь тебя как в тире приложат первой же «строчкой». Идти в атаку сразу, так там внизу обстановка меняется неизвестно как, не дай Бог по своим ударить. Да что там говорить, если в каждой эскадрилье по одному - два летчика, способных сесть в такую погоду.
Уже разнеслась весть о нескольких авариях при посадке, уже знали, что большинству из тех, кто взлетал, не удалось выйти на цели. Уже в соседнем полку кто-то погиб на взлете.
Это потом мы, потомки боевых пилотов, узнаем, что стать опытным летчиком-штурмовиком было ох как трудно. Это ещё дожить надо до опыта-то. Это потом военные историки-статисты подсчитали, что средний налет на одного летчика-штурмовика 14-ой воздушной армии 7-9 боевых вылетов (!). Когда тут опыт-то получить?!
* * *
После 9-ти чуть потянул ветерок, и командир полка собрал на КП командиров эскадрилий и опытных летчиков. Скорее всего, не мог он приказать взлетать в таких условиях, запрещено наставлениями по летной боевой службе. А вот попросить, и выбрать среди добровольцев, тех, кто с наибольшей вероятностью сможет выполнить боевую задачу – этого требовала обстановка. Какой уж там разговор был теперь неизвестно, но выбор пал вот на этого парня.
Летчик тут же выбрал себе ведомого. Тактика ведения боя требует, чтобы в штурмовке оборонительных объектов противника участвовало минимум два самолета, один должен работать по зенитным точкам, а второй уничтожать огневые позиции врага, помогая этим наземным частям.
Вот, наконец, натужно гудя, два ила нагруженных под завязку вырулили на взлётку. Взлетали, конечно, по очереди, сразу скрываясь в облаках, и только пробив их, встали в пару. Курс на северную окраину Новгорода. Там в поле, со стороны Ленинградского шоссе лежит на снегу наша пехота, а перед ней девять подковообразных дотов, в каждом из которых до роты и больше фрицев, с пушками, пулеметами и минометами. И не дают они, наверное, нашим ребятам головы поднять, и сколько уже гады душ положили...
Прошли подальше за линию фронта, первый заход сделали с немецкого тыла, осмотрели поле боя, увидели рубеж немецкой обороны, засекли по нему время будущей атаки и быстро назад в облака. Теперь на боевой, готовь «эрэсы»3…
Гансы догадались, не дураки, встретили на звук. Самолет ведомого тряхнуло левый элерон разлетелся в куски… Все, теперь самолет как блин, годится только картошку возить. «Командир элерон отбили, выхожу из атаки» - а где командир? Вынырнул за облака – нет. Отвернул в сторону, пробил облака снова – нет командира. Связь в то время, к сожалению, часто подводила.
Ближайший аэродром в Малых Вишерах, за рекой в поле сброс боекомплекта, теперь хромаем домой. Эх, черт, не получилось…
Командир, мог выйти из боя, так как, оставшись один, вызывал весь шквал зенитной артиллерии на себя. Учитывая, что на каждом из девяти дотов по два четырехствольных «Флаквирлинга»4, а их, для стопроцентного попадания по одной цели всего-то надо три, шансов остаться в живых, нет. А сколько там еще отдельных зениток понатыкано… Но он видел лежащих на снегу русских парней…А ещё наверное он вспомнил, что где-то вот также лежал и ждал помощи младший брат пехотинец, от которого давненько нет вестей. А может вспомнил набожных тетушек, веривших в божественные чудеса святых праздников – сегодня же Крещение… А скорее всего, просто, как говорят летчики, «закусил удила» и пошёл в драку.
Самолет нашли в 1953 году на левом берегу Волхова. Новгородские мальчишки, во время ночной рыбалки, разгребая бугорок, обнаружили много осколков слюды. Они поджигали их и бросали в воду, осколки какое-то время еще горели в воде, производя на ребят неизгладимое впечатление. Чтобы пополнить запасы осколков они стали копать бугорок дальше и отрыли кабину Ил-2 с останками летчика. Потом, утром, взрослые пригнали трактор, подцепили раму фюзеляжа и выдернули остатки боевой машины. Вдруг из боковой стенки воронки стал бить ключ, вода холодная, чистая.
В самолете нашли всего 12 снарядов, это значит, парень честно отработал во спасение пехотинцев и сделал 3-4 захода5. Как умудрился… При такой лавине зенитного огня и одну атаку провести практически невозможно.
Последний раз я был на этом месте в 1990 году, ключ все ещё бил. Рядом появились садоогороды и люди брали из него воду для полива. Местные бабульки говорили, что вот, мол, летчик в Крещение погиб, Бог то место ключом и пометил.
* * *
1. КП – командный пункт;
2. «…с полной нагрузкой» - полная нагрузка штурмовика Ил-2 (в зависимости от модификации):
- 400-600 кг.
- бомб; 8 реактивных снарядов (РС-82 или РС-132),
- 300 снарядов для 2-х пушек 23 мм. и 1500 патронов для 2-х пулеметов 7,62 мм.
При этом взлетный вес 6360 кг.
3. «эрэсы» - реактивные снаряды (использовались двух калибров РС-82 или РС-132);
4. «Флаквирлинги» - четырехствольные зенитные установки (калибра 37 и 20 мм), скорострельность в зависимости от модификации до 480 снарядов в минуту (в простонародье их почему-то до сих пор называют «Эрликонами»)
5. «…честно отработал во спасение пехотинцев и сделал 3-4 захода» - в зависимости от боевой задачи летчики делали несколько атак, применяя при каждой в качестве основного какой-то один вид вооружения. При штурмовке оборонительных линий, как правило, сначала использовали залп 2-х или 4-х реактивных снарядов, по которым в следующих атаках корректировали бомбометание и стрельбу.
Примечание: Эти события произошли в действительности. Их участники летчики 448-го штурмового Нарвского Краснознаменного авиационного полка (командир подполковник Баешко Антон Антонович) ведущий пары лейтенант Торгушин Николай Иванович, ведомый – младший лейтенант Дробышев Тимофей Андреевич (погиб 7 апреля 1944).