Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

темам включающим человека что в соответствии с выводами современной логики по этому поводу является преп

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ПРИРОДА

1    Эволюция человеческих представлений о природе

Феномен природы можно отнести к так называемым «гуманистическим системам», включающим человека, что, в соответствии с выводами современной логики по этому поводу, является препятствием для применения высокого стандарта точности и строгости к определению понятий такого рода. В таких ситуациях неизбежным становится употребление сравнений, метафор, таких, например, как «Природа это дом Человечества», которые могут оказаться яснее и компактнее строго научно-логических определений.

Определения и формулировки относительно природы являются результатом эволюции человеческих представлений о ней. Решающую роль в конечном счете здесь сыграло развитие философских и естественнонаучных знаний о природе. Причем изменялось не только смысловое содержание одного и того же термина, но само понимание предмета. Так, понятие «physis» в философии античности воспроизводило два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета. В Новое время преобладающим смыслом понятия Природы становится ее понимание как объекта естествознания, т.е. естественное бытие природных явлений. В эту эпоху достигает своих вершин «философия  природы» натурфилософия, эталоном которой считалась фундаментальная наука.

Современное понятие природы содержит в снятом виде все первоначальные многозначные смыслы и оттенки. В зависимости от контекста, под природой понимается то все сущее, то естественная и искусственная среда обитания человека, то внутренняя сущность вещей. В связи с этим выделяется определение природы в широком и узком смысле. В значении всего мира в многообразии его форм (т.е. в широком смысле) понятие природы стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной.

 

2     Понятие Вселенной

Если взять за основу понимание Вселенной как земной и внеземной природы, а природы, соответственно, как естественной реальности, не зависимой от человека («Основы философии. Программа и методические указания». Н.Новгород, 1999, с.31), то можно из этого определить Вселенную также как земную и внеземную естественную реальность, не зависимую от человека. В широком смысле является предметом изучения всего естествознания, каждая отрасль которого изучает одну из сторон Вселенной. Вопрос о Вселенной в целом, что в наибольшей степени соответствует философскому рассмотрению ее, составляет предмет космологии.

Вселенная является сложным структурным единством космических систем разных порядков. Планеты с их спутниками включаются в систему более высокого порядка Солнечную систему. Более высокими структурными единицами Вселенной являются галактики, которые состоят из огромных скоплений звезд, пылевых и газовых туманностей. Число галактик, которые доступны наблюдению в настоящее время, достигает 1 млрд.

Рассматривая всю совокупность научных данных об известной нам части Вселенной, можно сделать несколько наиболее общих выводов о свойствах Вселенной в целом и ее происхождении.

Вселенная бесконечна в пространстве; она не имеет ни начала, ни конца ни в каком направлении.

Вселенная бесконечна во времени; она существовала и буджет существовать вечно, не имея ни начала, ни конца во времени. Наряду с этим есть и другие концепции, связанные с так называемой теорией «тепловой смерти Вселенной», в результате чего некоторые ученые приходят к выводу о «творении» Вселенной и, следовательно о существовании творческого начала. Такая концепция активно используется в официальной доктрине католической церкви. Но с точки зрения строго научного обоснования такое утверждение ошибочно, так как умозрительно распространяет расширение известной нам части Вселенной на всю Вселенную. Действительно, любой объект во Вселенной, любая упорядоченная звездная система имеют свой возраст, но в приложении ко Вселенной в целом понятие «возраста» теряет свой смысл.

Вопрос о конечности или бесконечности Вселенной это вопрос не только естествознания. Само по себе накопление эмпирического материала и его математическая обработка только в рамках той или иной отдельной науки еще не могут дать исчерпывающего и логически неуязвимого ответа на поставленный вопрос. Наиболее адекватным средством для решения поставленной задачи является философский анализ, опирающийся на достижения всего естествознания.

3      Природа как совокупный объект естествознания

В более узком смысле, как уже отмечалось, природа объект науки, а точнее совокупный объект естествознания, т.е. наук о природе. В этом смысле природа выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания и объяснения того или иного конкретного предмета изучения. Например, представления о пространстве и времени, движении, причинности.

Современное естествознание наследует традиции понимания природы, выработанные в новое аремя, но одновременно существенно обогащает их. Это выражается в представлениях о развитии природы и его специфических закономерностях, о различных формах движения материи и различных структурных уровнях организации природы, в расширении представлений о типах причинных связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; прогресс экологии привел к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы.

Традиционно деление природы на неживую и живую, которое фактически опирается на тезис о прохождении природы в своем развитии ряда ступеней. Указанное деление фиксирует две последовательные, а затем сосуществующие основные стадии. Таким образом, вопрос о происхождении неживой природы повторяет ранее уже затронутый вопрос о происхождении Вселенной. В добавление к сказанному, согласно последним данным современной науки, наша Вселенная появилась в огненной вспышке, в процессе Большого взрыва из «ничего» при сохранении закона сохранения энергии. Под термином «ничто» большинство исследователей понимают физический вакуум, который согласно новейшей концепции физического вакуума обладает особой творческой функцией изначальной способностью порождать из себя Вселенную. Характеристика физического вакуума как «ничто» выражает невозможность описать на понятийном языке релятивистского пространства-времени это физическое состояние материи. В свете новейших представлений о вакууме элементарные частицы, из которых состоят вещество и антивещество, являются возбужденными состояниями вакуума.

Наиболее известны следующие концепции происхождения жизни. Теологическая теория исходит из признания прежде всего на веру акта творения всего живого, включая человека. В силу указанной специфики аргументации даная теория должна быть поставлена в рамки теологии (богословия) и, следовательно, непосредственно не входит в предмет рассмотрения науки и философии.

Эволюционная теория утверждает, что на планетах могут создаваться условия для возникновения и эволюции более высокой, чем первоначальная, ступени развития материи органического мира, жизни. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, приспособляемостью к среде.

К научно обоснованным версиям происхождения жизни относится концепция космической природы жизни. Согласно данным космохимии и астрофизики, имеется определенная близость или даже тождественность космического и земного веществ. Основные составные элементы живого вещества представляют собой широко распространенные в Космосе химические элементы, причем водород, углерод, азот и кислород относятся к типичным биофильным элементам природы. Водород, например, образует связи, без которых невозможно функционирование белков, нуклеиновых кислот. Многие эмпирические данные и теоретические концепции современной науки указывают на космический характер жизни.

По мере развития органического мира возникает особая планетная оболочка биосфера, включающая живое вещество как организующий элемент и неживое, охваченное его влиянием, возрастающим в процессе эволюции. Учение о биосфере разработал В.И.Вернадский, согласно которому вещество биосферы разнородно по своему физикохимическому составу (7 типов). С самого своего возникновения земная биосфера представляла собой область земной коры , в которой энергия космических излучений трансформировалась в такие виды земной энергии как химическая, механическая, тепловая и.д.

4      Взаимосвязь природы и общества

Кроме указанных аспектов рассмотрения природы не менее употребительным (а возможно и более) является толкование природы как совокупности естественных условий существования человеческого общества.

Самый существенный скачок в развитии природы связан с возникновением и развитием общества, которое, в этом смысле, есть часть природы. Общество, формируясь на основе биосферы, приобретает ряд принципиально новых черт и потому оно есть особая часть природы, относительно противопоставленная всей остальной природе. Таким образом, термин «природа» приобретает более узкое значение, а именно значение природной среды на земном шаре, т.е. возникает понятие «географическая среда». Географическая среда это та часть природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, воды, почва и почвенный покров, растительный и животный мир), которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного бытия.

На разных этапах исторического развития отношение человека существенно менялось. Для первобытного человека, почти полностью растворенного в природе, характерно ее одухотворение. Природа в целом долгое время выступает как неизмеримо превосходящая человека сила и потому как идеал гармонии, нерукотворного совершенства. Например, через всю античную философию проходит трактовка природы как совершенства, как средоточия логоса. Античному мышлению свойственно обращаться к природе как к эталону организации, мерилу мудрости, а жизнь в согласии с природой и ее законами расценивается как самая благая и желанная. Существенно иное отношение к природе складывается с утверждением христианства, которое рассматривает ее как воплощение материального начала, как «низ», где все преходяще и изменчиво. Земному, природе резко противопоставляется вечное, абсолютное духовное начало бог, безусловно стоящий над природой. Возрождение вновь обращается к античным идеалам толкования всего естественного, природного как воплощения гармонии и совершенства.

Вместе с тем развитие науки и начало активного освоения природы на базе развития промышленности в Новое время существенно трансформировали первоначальную схему идеализированного и поэтизированного отношения к природе. Опытное естествознание выдвигает идею «испытания» природы. По отношению к познавательной и практической активности человека прирда начинает выступать как объект, как поприще деятельности, как косная и инертная сила, требующая покорения, установления над ней господства разума.

На промышленном этапе наступает качественный перелом во взаимоотношениях природы и общества, который связан с тем, что природные ресурсы перестают быть практически неисчерпаемыми. Общество переходит от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправленного хода природных процессов, т.е. производству благоприятных для человека природных условий. В то же время, в силу указанных обстоятельств, отношение общества с природой приобретают противоречивый характер, а проблемы возникающие при этом становятся глобальными. К концу 20 века искусственно созданная человеком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: так, уже известно, что масса всех искусственно созданных человеком предметов и живых организмов (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу.

Все настоятельней проявляется необходимость рассмотрения путей выхода из экологического кризиса и особенно тесно связанной с этим проблемы научно-технического прогресса и сохранения окружающей среды.

В 20 веке понятие о сфере взаимодействия природы и общества под различными наименованиями (техносфера, антропосфера, социосфера, ноосфера), получило развитие в различных отраслях знания.

Сущность взаимосвязи природы и общества была предметом исследования разных мыслителей в разное время. Согласно теории «географического детерминизма» Ш.Л.Монтескье, климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народов и характер общественного развития. Другой французский географ и социолог Ж-Ж.Э.Реклю также преувеличивал влияние внешней среды на человеческое общество, но при этом различал статическую (природные условия) и динамическую среду (общественные условия), подчеркивая, что последняя подавляет влияние первой. Особое значение приобрело понятие ноосферы, употребленное В.И.Вернадским. Его учение пронизано мыслью о том, что взаимотношения природы и общества все больше становятся проблемой, от которой зависит будущее человечества. Понятие ноосферы (от греч. разум) подчеркивает активную роль сознания, науки в процессе взаимодействия природы и общества. Ноосфера, рождаясь в рамках планеты, по своей сути не планетная, а космическая область.

Международным советом научных союзов создана программа «Глобальные изменения. Геосфера биосфера», которая ориентирована на установление широкого международного сотрудничества в выходе из глобального  экологического кризиса.

По мнению ряда мыслителей, ученых и теологов (Э.Фромм, А.Тойнби, У.Р.Джекобс, С.Х.Наср и др.), для преодоления глобального экологического кризиса необходимо обратиться к древневосточным культурам с их учениями о единстве человека и природы.

«Философия науки и техники»

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. – М.: Гардарика, 1996. – С.291-303 (400с.)

Глобальные научные революции: от классической к неклассической науке

В разв. науки можно выд. такие периоды, когда перобраз-сь все компон-ты ее осн. Смена научн. картин мира сопр. корен. изм нормативных структур исс-я, а также фф осн. науки. Эти периоды правомерно расм. как глоб. рев., кот. могут приводить к изм-ю типа научн. рац-ти.

4 таких революции:

1) XVII век – становление класс. естеств-я; доминанта механики в систем научн. знания данной эпохи;  объективность и предметность научн. знания достигается только тогда, когда из описания и объснения искл. все, что отн. к субъекту и процедурам его познават. деят-ти.. Эти процедуры принимаются как раз и навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Гл. внимание удел. поиску очевидных, наглядн., «вытекающих из опыта» онтолог. принципов, на базе кот. можно строить теории, объясн. и предсказ. опытные факты. Объяснение истолк. как поиск механич. причин и субстанций – носителей сил, кот. детерминируют наблюдаемые явления. В понимание обоснования вкл. идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики. Категориальная сетка (матрица), определяющая понимание и познание природы: св-ва целого полностью опр. состоянием и свойствами его частей; вещь представляется как отн. устойчивое тело, а процесс как перемещение тел в пространстве с течением времени, причинность трактуется в лапласовском смысле (возможность абсолютно достоверного познания на основе строгой предсказуемости или предопределенности событий – «демон Лапласа»).

2) конец XVII – первая пол. XIX века – переход к новому состоянию естеств-ния – дисциплинарно организованной науке. Мех. картина мира утрачивает статус общенаучной (биология, химия и др.). Вкл. в понимание нек. категорий идеи развития. Центральная проблема эпимтемологии – соотношение разнообразных методов наук, синтеза знаний и классификации наук.

3) кон. XIX – сер. XX века становление нового, неклассического естеств-я. Рев. перемены: физика (открытие делимости атома, становл. релятивистской и квантовой теории);  космология ( концепция нестационарной Вселенной); химия ( квантовая химия); биология ( становление генетики). Возникают кибернетика и теория систем. Изменяются идеалы и нормы: отказ от прямолинейного онтологизма и понимание относительной истинности теорий и картины природы. Корреляция между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством кот. осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, кот. в явном виде содержат ссылки на средства и операции познават. деят-ти. Квантово-релятивистская физика: экспликация при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия). Процессы интеграции картин реальностей вед. обл. еств-я и развитие общенаучной картины мира стали осуществляться на базе представлений о природе как сложной динамической системе. Открытие специфики законов микро- макро- и мегамира в физике и космологии, интенсивное исслед. механизмов наследственности в тесной связи с изучением надорганизменных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в кот. прослеж. иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства.

Формирование новых фф оснований науки: ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, кот. зависит от ист. разв. средств и методов позн. деят-ти.

Идея несводимости сост. целого к сумме сост. его частей. Важную роль при описании динамики системы нач. играть категории случайности, потенциально возможного и действительного. Возникает понятие «вероятностной причинности». Объект рассм. уже не как себе тождественная вещь, а как процесс, воспроизводящий нек. уст. сост. и изменчевый в ряде др. харак-к.

4) послед. треть XX – нач. XXI века рождение новой постнеклассической науки. Интенсивное примен. науч. зн. прктически во всех сферах соц. жизни, измен. самого хар-ра науч. деят-ти, связанное с революцией в средставх хранения и получения знаний ( компьютеризация науки, появл. сложных и дорогостоящих приборных комплексов, кот. обслуживают исс. коллективы и функционируют аналогично средствам пром производства и т.п.) меняет хар-р науч. деят-ти. Наряду с дисциплинарными исс-ми на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориетированные формы иссл. деят-ти. Организация таких исс-й во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом же процессе определения науч.-иссл. приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и соц.-пол. характера. Усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Например, идеи синергетики, вызывающие переворот в системе наших представлений о природе, возникали и разрабатывались в ходе многочисл. прикладных исс-й, выявивших эффекты фазовых переходов и образования диссипативных структур ( структуры в жидкостях, химические волны, лазерные пучки, неусточивости плазмы, явления выхлопа и флаттера).

Объектами совр. междисц. исс. чаще становятся уникальные системы, характеризующееся открытостью и саморазвитием. Исторически равивающиеся системы предст. собой более сложный тип объекта даже по сравн. с саморегул. системами. Ист. развив. система формирует с теч. времени все новые уровни своей организации, причем возник. каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформир., меняя связи и композицию их элементов. Формир. каждого такого уровня сопровождается прохождением системы через сост. неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случ. воздействия могут привести к появлению новых структур. Саморазвив. системы характеризуются синергетическими эффектами, принципиальной необратимостью процессов. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само чел. действие не является чем-то внешним, а как бы вкл. в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. Включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными «созвездиями возможностей». Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан.

«Человекоразмерные» комплексы – продные коплексы, в кот. вкл. человек.

ТЕХНИКА

(греч. и лат. techne   искусство, мастерство)

1) Определенная онтологическая данность (комплекс инструментов, орудий, машин; искусственная среда;

2) Воплощенное стремление человека к власти над природой;

3) Творчество, отражающее определенные цели человека;

4) Техническое творчество как самоцель;

5) Средство сохранения человеческого рода при переходе от естественно-органического к искусственному миру;

6)деятельность, связанная с особым способом преобразования природы;

7) Система ценностей и норм, регулирующая жизнь человека в цивилизованном мире

Основные концепции философии техники. Основной тезис аристотелевской концепции заключается в нейтральности техники по отношению к формам бытийствования человека в культуре, ее асоциальность. Это лишь небольшая область приложения творческой активности, связанная с созданием орудий труда. Позитивистская концепция утверждает преимущество научной (естественно-научной) рациональности над абстрактной (метафизической). Марксистская к. рассматривает рациональность как способность человека не только вырабатывать представления об идеальном (идеал, модель, теория), но и воплощать его в формах практической рациональности (действиях). Техника при этом выступает как нейтральный элемент в системе социальных отношений, но достаточно активный в преобразовании природы (научно-технический прогресс). Концепция кризиса культуры 1920 ст. пессимистически трактует технику. В работах Ясперса, Шпенглера техника предстает как один из ведущих факторов, способстовавших подчинению человека государственной машине, лишению его способности противостоять разрушительному воздействию технической цивилизации. Согласно антропологической концепции техника есть естественное продолжение органов человека, его способности мышления. Концепция технологического детерминизма исходит из признания техники как объективно реальности, обладающей высокой динамикой развития, собственными закономерностями, способными изменить не только социальные отношения, но и природу человека. Техника гуманна по своей природе. Человек же не компетентен, неадекватно интерпретирует ее фундаментальный смысл. Концепция русского космизма (Федоров, Циолковский, др.) формирует представление о космотехническом мире как перспективе человеческого бытия (активное освоение космоса).

 Духовная концепция (Соловьев, Бердяев) призывает человека овладеть собственным духом перед лицом техники, выработать в культуре новые ценности свободы, ответственности, организации. Онтологическая концепция (Хайдеггер) включает не только мировоззренческую функцию, но и критическую (поисковую), связанную с необходимостью переоценки механизмов формирования основных ценностных ориентаций европейского сознания.




1. Основные причины обуславливающие появление нарушений и дисбаланса в лесном хозяйстве и лесопользовании
2. тема защиты также может не работать
3. На тему- Креативный менеджмент
4. Особливий інтерес як об~єкт наукового студіювання викликають писемні джерела старокиївської доби
5. Тема- Історія становлення і загальні закони розвитку науки Допишіть дане твердження- Корінна зміна фу
6. американских отношениях возникла принципиально новая ситуация которая будет иметь долговременные последс
7. Пробник для проверки цифровых микросхем
8. Задание 1 Установите значение приведённых ниже омографов
9. Оценка теплого периода для определения оптимальных условий ведения сельского хозяйства на территории юга Западной Сибири
10. Линейной диспетчерской в сторону Машзавода Маршрут 3 На Балтийскую 619 636 644 652 709 718 726К; 735
11. реферата учебного предмета по которому он написан политическая психология и др
12. Тема ВКР
13.  При сдельной форме оплаты заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качес
14. М Поддєрьогіна Допущено Міністерством освіти України Київ 1998 ББК
15. Subjective emotions nd responses tht objects nd events rouse in the rtist.
16. Конкурс 12Учредители и Организатор Конкурса- магазин молодежных аксессуаров Street Wer 1
17. Конец века конец света была на устах у многих
18. Мореходная астрономия
19. і. Загальний товарознавчий аналіз дає повну оцінку лікарської сировини і має на меті встановити тотожніст
20. Реферат- LL(k) - Грамматики