У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Формат печатного издания

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 1.2.2025

Билет №3.1.Формат печатного издания. Бумажный лист. Авторский лист. Издательский лист.

Формат издания — размер страницы издания, измеряемый либо в миллиметрах (ширина на длину) после обрезки (например: 128х200, 143х225, 218х165 и т.п.), либо долей бумажного листа избранного формата (например:60х90 1/8, 70х108 1/32, 84х108 1/64 и т.д.).

Типовые, закрепленные в стандарте, доли печатного листа — 1/8, 1/16, 1/32. Выбор формата издания зависит от функционального назначения, содержания, объема, читательской аудитории и регламентируется ГОСТ 5773-90. Издания книжные и журнальные. Форматы. (См. приложение № 5.)

В соответствии с этим стандартом для книг и журналов устанавливается 11 форматов, в том числе (в порядке возрастания размера бумажного листа): 60х84 в 1/16 и 1/32 доли; 60х90 в 1/8 и 1/16; 70х90 в 1/16 и 1/32; 75х90 в 1/32; 70х100 в 1/16 и 1/32; 84х108 в 1/16 и 1/32 доли листа. Для миниатюрных (сувенирных изданий) в соответствии с ГОСТ применяются: 1/64, 1/128, 1/256 и 1/512 доли листов размерами 60х84, 60х90, 70х90, 70х100, 70х108 и 84х108. Самый маленький размер страницы после обрезки для миниатюрных изданий составляет 21х27 мм.

Бумажный лист — единица расчета количества бумаги на издание. Основные характеристики бумажного листа — формат и вес одного квадратного метра. Формат бумажного листа — размер ширины и длины листа в сантиметрах.

Выпускаемые в России и утвержденные стандартами форматы  бумажных листов таковы: 60х70, 60х84, 60х90, 60х108, 70х84. 70х90, 70х100, 70х108, 75х90, 84х90, 84х100, 84х108 (см. ГОСТ 13278 Бумага для печати. Размеры). Номенклатура бумаги по весу 1 квадратного метра бумаги в граммах: 40, 50, 60, 63, 65, 70, 71, 80, 85, 90, 100, 110, 120, 140, 160, 180, 200, 240, 250.

Авторский лист — единица измерения авторского труда, измеряющая объем текста, рисунков и другого материала, созданного автором. Один авторский лист равен 40000 печатных знаков, включающих все буквы, знаки, символы, пробелы между словами. Если измеряется иллюстрационный материал, то подсчет ведется по площади, а именно: 1 авторский лист равен 3000 кв. см. Объем стихотворного текста ведется из расчета: 1 авторский лист = 700 строк.

Издательский лист — единица измерения объема издательской продукции после редакционно-издательской обработки, при ее выпуске в свет. Один издательский лист также равен 40000 печатных знаков, 700 строк стихотворного текста, 3000 кв. см. иллюстраций. Но в объем, измеряемый учетно-издательскими листами, включаются, кроме авторского текста, примечания, предисловие, вступительные и заключительные статьи, справочный аппарат издания, выходные сведения и т.п.

3.2.Тиражирование. Ручная печать. Типографская печать.

В современном понимании, тираж - это количество экземпляров какого-либо издания (предмета), имеющего одно наименование, тип и вид.

Наиболее распространено понятие тиражирования для периодических изданий полиграфической продукции, которые включают в себя газеты. журналы и прочею полиграфию, относящуюся к периодическим изданиям. Определение такого тиража формируется издательством, исходя из числа подписчиков, так же плюсуются экземпляры, распространяемые с помощью розничных продаж.

Тиражность полиграфичской продукции подразделяется на три основные категории по объему:

  1. Короткий тираж - количество экземпляров полиграфической продукции не превышает 1500;
  2. Средний тираж - количество экземпляров полиграфической продукции не превышает 10000;
  3. Длинный тираж - количество экземпляров более 10000.

В свою очередь, тиражи подразделяются на пробный, разовый, средний, общий, годовой и дополнительный (дополнительный тираж или допечатка тиража).

Пробный тираж - это единичный (или первоначальный) тираж полиграфической продукции, который несет на себе функцию выявления спроса на изготавливаемый продукт. Если спрос превышает количество выпущенной полиграфической продукции, то производится допечатка тиража, если выпущенная полиграфическая продукция не пользуется спросом, то она снимается с тиражирования, что значительно экономит затраты заказчика.

Разовый тираж - это тиражирование одного выпуска, номера периодического издания или тиражирование непериодической полиграфической продукции (буклет, брошюра, листовка, плакат и т.п.).

Средний тираж - эта величина рассчитывается путем получения частного при делении суммы тиражей всех изданий, которые подлежат рассмотрению, на их количество.

Общий тираж - эта величина рассчитывается путем получения суммы всех тиражей изданий, выпущенных одним или несколькими издательствами за выбранный (определенный) период времени.

Годовой тираж - схож по своему расчету с общим тиражом, с единственным условием, что расчет суммы производится за год.

Дополнительный тираж (допечатка тиража) - изготовление незапланированного тиража полиграфической продукции, в связи с высоким спросом на продукт, после сдачи основного тиража.

Типографская (или высокая) печать — это техника печатания текста или рисунков (иллюстраций), при которой оттиск получают с формы, имеющей выпуклые (особенно печатающие) и углубленные элементы. Понятно, что углубленные места остаются на оттиске пробелами. Типографская печать используется преимущественно для тиражирования газет и книг.

Изобретение высокой печати позволило перейти на промышленное высоко тиражное книгопечатание.

Ручная печать — инструмент для заверения подлинности документов, а также оттиск, полученный с помощью этого инструмента. Оттиск печати может быть выполнен на пластичном материале (сургуче, воске, пластилине) или выглядеть как фигурный рельеф на бумаге. Будучи установленной на кольце, печать называется перстнем-печаткой. Ниже описаны инструменты и способы создания отпечатка.

Если оттиск сделан как рельеф, с помощью сильного давления на бумагу, и имеет в местах касания печати уплотнения — это сухая печать. В прочих случаях используется жидкое или сжиженное вещество вроде чернил или воска, обычно цветом отличающееся от бумаги.

В юридических целях определение печати могут расширить, включив штампы и даже написание специальных слов.

Ручная печать.(Высокая печать)Высо́кая печа́ть в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше пробельных. Исторически этот способ, по-видимому, первым получил распространение в качестве технологии тиражирования изображений.

В полиграфической промышленности к технологиям высокой печати относятся типографская (высокая, книжная) печать и флексография. Разница заключается как в печатных формах, так и в процессе печати.

В изобразительном искусстве данная концепция реализована в линогравюре, гравюре на дереве (ксилография) и т. п.

На печатной форме высокой печати печатные элементы расположены выше пробельных. Краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов. При соприкосновении с бумагой, для полного перехода краски, необходимо давление. До изобретения печатных машин для этой цели использовали пресс. Для воспроизведения текста и штриховых изображений, состоящих из отдельных штрихов и линий, изготовить печатную форму даже на доске несложно, так как все печатные элементы находятся на одном уровне. На них легко нанести краску тампоном или валиком, положить бумагу и прижать ее для перехода краски.

Простота печатного процесса, легкость изготовления печатной формы надолго сделали высокий способ печати доминирующим. Четкие начертания букв, ровные штрихи и контуры оттисков высокой печати до сих пор трудно достижимы другими способами печати. Однако в высокой печати использовали долгое время тяжелые наборные металлические печатные формы из гартового сплава, содержащий вредный для здоровья и экологически опасный свинец.

Это, вместе с характерными недостатками высокой печати (низкая разрешающая способность, перетискивание на обратную сторону и пр) привело к резкому уменьшению доли высокой печати, особенно после появления офсетных форм на алюминиевой основе. В последние десятилетия этот способ утратил доминирующее положение в выпуске большинства видов издательской продукции, но до сих пор используется для печати однокрасочных газет, книг, а также в упаковке (например, печать самоклеящихся этикеток и гибкой упаковки).

3.3.Авантитул - (от аван... и титул) - начальная страница книги, предшествующая титульному листу. На авантитуле помещают название издательства, его марку, наименование серии, заглавие книги или иные сведения.

Автолитография - вид литографии, при котором изображение на камень наносит художник-автор, в отличие от репродукционной литографии, где оригинал воспроизводится на камне мастером-литографом или фотомеханическим устройством.

         

Билет №5.1.Что такое книга? Книжный блок. Внешнее убранство книги.

1.Появление книги на Руси связано с распространением славянского письма, созданного во 2-ой пол.9 в. Самая ранняя из сохранившихся русских датированных рукописных книг-Остромирово Ивангилие-1056-57 гг. Замечательный памятник-«Мстиславово Евангилие»- ок. 1117 г.-заключено в драгоценный оклад.На рубеже 14-15 вв. В Москве создаются «Евангелие Комки» и «Евангелие Хитрово», художественное убранство которого принадлежит мастерам круга Феофана Грека и Андрея Рублева.

С деятельностью мастера Феодосия Изографа связано использование в книги гравированной на металле орнаментики(«Евангелие Уварова»).

В сер. 16 в. в госуд. мастерской был создан многотомный летописный свод с большим количеством миниатюр.

В орнаментальном обрамлении русской рукописной книги последовательно сменяют друг друга старовизантийский , звериный, балканский, нововизантийский, старопечатный стили. Господствующим типом письма  был первоначально Устав, а с 14 в. Полуустав.

Печатная книга. Первым  способом множественно воспроизведения книги была ксилография-гравюра на дереве. Древнейшей печатной книгой считают текст, оттиснутый с 12 досок в период между 704 и 705 гг. Европейские ксилографические издания, появившиеся в 15в. Первоначально представляли собой лубочный лист-изображение, сопровождаемое текстом, а в дальнейшем-блог с запечатанными с одной стороны страницами-так называемая анапистографическая книга. В последствии лицевую и оборотную стороны печатали на 2-х отдельных листах, которые склеивали друг с другом- опистографическая книга.

Новая эра в истории книги открывалась с возникновением книгопечатания в Европе, которое относят к 40-м годам 15 в. И связывают с именем Гутенберга(Германия).Шедевром раннего книгопечатания является 42-х строчная библия. Гутенберг воспроизводил полиграфическим способом лишь текст.

Первый опыт типографского воспроизведения орнаментики был предпринят в 1457г.Шеффером на страницах Мануского Псалтыря. В той же книге впервые появились выходные сведения и типографская марка. В 1461 г. Пфистер в Бамберге выпускает книгу с гравированными на дереве иллюстрациями. В 70-80-х гг.15в. РатДольф(Венеция) вводит в книгу многокрасочную печать. Начинает печатать золотом, снабжает книгу прикладного характера чертежами и схемами.

Внимание типографов 15-16 в. было направлено на создание  экономичных, красивых, удобных для чтения текстовых шрифтов.

Первые печатные книги появились в 1465 в Италии.1468-В Чехословакии и Швеции.1469-В Нидерландах.1470-во Франции.1473-В Польше.

Напечатанные до 1 января 1501 г. книги называют-инкулабулами. С пер.пол. 16 в.-палеотипами. Первые печатные книги с применением кириловского шрифта были выпущены в Кракове Фиолем в 1491 году.

Книгопечатание в Москве началось в 50-е годы 16 в. Первая точно датированная печатная русская книга выпущена Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 г-«Апостол». В 1574 г .Иван Федоров в городе Львов издает-«Азбука и Апостол». Дальнейшее развитие печатной книги было связано с постоянным стремлением к увеличению объема информации, совершенствованием ее передачи, специализации книги по типам изданий: научной, учебной, художественной, справочной.

В книжном искусстве 18-19 в. Углубляется разделение профессий типографического и худож-го профиля. Открытие типографии(1798 г)и ксилографии(80-е 18 в.) облегчило процесс воспроизведение в книге авторского рисунка и позволило увеличить выпуск иллюстрированных изданий.

В сер.19 в.В полиграфии наблюдается бурный технический прогресс.  Открытие фотомеханического способа воспроизведения изображения книги обогатилось новыми возможностями для широкого привлечения черной и цветной графики.

Современное искусство книги отражает коммерческие интересы издателей. Книжная продукция делится на массовую, выпускаемую в ярких обложках с иллюстрациями и дорогие издания, в которых  нередко участвуют крупные художники.

Книжный блок соединяется с переплетной крышкой при помощи форзаца. Верхние и нижние края тетради скрепляет тесьма с утолщенным краем-каптал. На переплет иногда надевают суперобложку, которая предохраняет переплетную крышку и служит элементом предохранения книги.

Вначале книги помещают титульный лист, который может быть разворотным, занимая 2-ую и 3-ю страницы. Некоторые сведения могут быть помещены на авантитуле. Титульному листу иногда предшествует фронтиспис. Для смысловой организации текста используются различные способы-рубрикации. Отдельным разделам книги иногда предшествует-шмуцтитул, на котором напечатано название раздела. Первые спусковые полосы раздела выделяют средствами верстки или художественного убранства. Шрифтовые или не шрифтовые методы выделения позволяют выявить заголовки или отдельные части текста.

Фронтиспис, авантитул и титул относятся к титульным элементам. Фронтиспис-иллюстрация, помещаемая вначале издания перед титулом, образно выражающая его содержание.

Авантитул-начальная страница издания, предшествующая титулу и используемая для размещения отдельных элементов титула(марки и названия издательства) или эпиграфа, относящегося ко всему изданию.

Титул-страница издания, на которой размещаются основные библиографические данные, фамилия автора, название издания.

Подзаголовок-место издания, название издательства и год издания .На титуле также могут быть помещены названия жанра издания, фамилия редактора, переводчика, название и знак серии, номер выпуска. При применении титула, оформленного «шапкой» титульные элементы размещают в верхней части первой страницы, а текст издания начинается под «шапкой»

Шмуцтитул-добавочный титул. Помещается перед отдельными частями(главами) издания и содержат номер и название части(главы).

2.2.Титульный лист. Главный титул. Виды титульных страниц.

Ти́тульный лист, ти́тул (лат. titulus — «надпись, заглавие») — одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания. Иногда на титульный лист выносят дополнительные сведения: имена лиц, принимавших участие в издании (ответственный редактор, переводчик и т. д.), наименование учреждения, утвердившего книгу в качестве учебника, учебного пособия и т. д.

Помимо вступительной и эстетической функции, титульный лист решает практическую задачу: отличает книгу от прочих, служит источником для библиографического описания .

 История.Первые печатные книги не имели титульного листа. Название книги (довольно обширное, как правило) и имя автора сообщались на первой странице, но никак не отделялись от текста. Сведения о печатнике, месте и времени издания размещались в колофоне, в конце книги.

Уже в 1463 году Петер Шеффер, ученик Гутенберга, напечатал название книги папы Пия II «Bulla cruticiata» на отдельном листе. Эта страница считается первым печатным титульным листом .Петеру Шефферу приписывают и другие нововведения в книгопечатании: датировку, издательскую марку и др.

Титульный лист «Острожской Библии». Иван Федоров, 1580.

Другой вехой в истории титульного листа стал календарь Региомонтана, напечатанный Эрхардом Ратдольдтом в 1476 году. Первую страницу с названием, годом издания и именем автора украсила ксилографическая рамка с листьями и вазами. Такая «композиция с рамкой» оказала большое влияние на последующее книгопечатание и историю титульного листа.

Одним из первых титульный лист в кириллической книге использовал белорусский перавопечатник Франциск Скорина из Полоцка в своих изданиях Библии 1517—1519 гг.

В русской книге титульный лист появляется в 1580 году, когда Иван Федоров печатает в Остроге Новый Завет и Библию. Для титульного листа «Острожской Библии» он использовал ту же ксилографию с триумфальной аркой, которая обрамляла фронтиспис в «Московском Апостоле» 1564 года.

 Классификация.Перед разворотом, на котором расположен титул, может быть помещен авантитул, или выходной лист, на котором кратко дублируются некоторые титульные данные книги: наименование серии, название издательства, издательская марка .Заголовки крупных разделов книги, помещённые на отдельных страницах, называются шмуцтитулами, или вспомогательными титулами.

По структуре(Виды)

однополосный (одинарный) — занимает одну страницу книги. На одном развороте с одинарным титулом (на левой полосе) может помещаться фронтиспис;

двухполосные: разворотный — используется в многотомных и серийных изданиях; располагается на двух смежных страницах книжного разворота. На левой странице (контртитуле) размещаются сведения, относящиеся ко всему изданию или ко всей серии в целом, на правой странице (основном титуле) — относящиеся к данному тому или данной книге. Если титул данного типа используется в переводном издании, слева на развороте помещается титульный лист на языке подлинника, справа — на языке перевода;

распашной — занимает две смежные страницы книжного разворота, но, в отличие от разворотного, представляет собой в графическом отношении единую плоскость: текст и другие графические элементы на левой странице разворота не повторяются на правой.

 По композиции(Виды).

Хотя количество различных композиций титульного листа бесконечно и не подчиняется каким-то правилам, можно, с долей условности, выделить некоторые типы. Так, Б. В. Валуенко приводит три главные композиционные схемы построения однополосных симметричных титулов [7]:

1.Текст титульного листа равномерно и полностью заполняет плоскость наборной полосы, как в книгах XVI—XIX веков.

2.Текст титульного листа разделен на три группы; первая (имя автора) располагается по верхнему полю, вторая (заглавие книги) — по принципу золотого сечения, третья (место и год издания) — по нижнему полю.

3.Текст титульного листа разделен на две группы, расположенные по верхнему и нижнему полю полосы.

5. 3.Интерлинья́ж (происходит от фр. interligne; дословный перевод: «написанное между строк») — междустрочный пробел, расстояние между базовыми линиями соседних строк. При ручном наборе из металла складывается из высот (кегля) литеры и шпона (пробельного материала) и изменяется путём вставки пробельных материалов различных толщин.

Ин-октаво - (лат . in octavo - в восьмую долю листа), формат изданий, при котором размер страницы равен 1/8 бумажного листа. На одной стороне листа может быть отпечатано 8 страниц ин-октаво. Применяется преимущественно для иллюстрирования журналов, альбомов, детской литературы. ;

Билет №9.1.Книжный разворот - основной визуально-конструктивный элемент издания, Ком позиция пропорциональных соотношений элементов подачи текста.

РАЗВОРОТ — в искусстве книги — две смежные, левая и правая, страницы, оформляемые как целое.

Начальная полоса

Открывая книгу,читатель видит правую нечётную страницу книжного разворота.Поэтому на ней принято помещать начальную полосу.Таким же образом начинаются крупные разделы книги.Текст на начальной стороне распологается со спуском-спусковая полоса.Величина отпуска от 1/4 до 1/3  формата книжной полосы.Размер спуска связан со степенью компактности всего оформления книги.

Инициал-существенный элемент дизаина нач.полосы и сигнал о начале крупного раздела.

-Чисто шрифтоваые инициалы(наборные или рисованные)

-Орнаментальные

-Сюжетно-тематические

Инициал может быть:

*Полностью врезан в текст

*Включён в первую строку

*Возвышаться над первой строкой

*Целиком или частично вынесен на боковое поле

*Иногда инициал помещают в рамку.

Заставка-помещается вверху начальной полосы.Она может быть:

-Арнамнтальной

-Сюжетно-тематической

Линейка расположена вверху книги, она фиксирует её верхнюю линию и тем самым усиливает значение спуска.Сложные заставки используются чтобы вызвать ассоциации близкое к содержанию и передать нужный колорит.

Концевая полоса

С оформлением нач.полосы перекликается концева полоса,где заканчивается текст книги или её раздела.Желательно чтобы конц.полоса была не полностью занята текстом.Но не желательно если на полосе всего несколько строчек.Концевая полоса может быть закончена графической концовкой.

Концовка-как и заставка носит в себе какой-то арнаментальный символ.Концовка и заставка выполнены в одинаковом стиле.

маргиналии-это заголовки или рисунки на полях,как правило на наружных боковых.Их применяют редко,т.к они требуют значительного увеличения наружных боковых полей.

 Деление на 9  частей                                        Деление на 6 частей

Деление на 12 частей                                                      Средневековое деление

2.Иллюстрации в печатном издании. Функциональная роль, виды иллюстрационного материала, расположение в пространстве печатного издания.

9.2.Иллюстрации в печатном периодическом издании
Главное, на что в первую очередь обращают внимание читатели – это, безусловно, внешний вид издания.. Иллюстрации – один из элементов дизайна издания, они формируют его облик, внешнее «лицо». Иллюстрации должны обладать броскостью и эмоциональностью.

Иллюстрация – эффективный способ привлечения внимания читательской аудитории. Однако нужно помнить, что они должны дополнять текст, а не существовать сами по себе. Это касается как материалов, сопровождающихся фотографиями, так и каких-либо сообщений – реклам.

Главными видами иллюстративного материала являются:
фотография; чертёж; технический рисунок; схема; диаграмма; график; экранный снимок с ЭВМ (скриншот).

Вид иллюстрационной верстки определяется характером размещения в издании неполноформатных (не занимающих полную полосу) изображений. Различают четыре основных вида иллюстрационной верстки:

- открытая верстка - изображения по всему изданию размещаются вверху или внизу каждой полосы и соприкасаются с текстом одной стороной при заверстке вразрез или двумя сторонами при заверстке в оборку (а);

- закрытая верстка - изображения по всему изданию размещаются внутри текста полосы и соприкасаются с текстом двумя сторонами при заверстке вразрез или тремя сторонами при заверстке в оборку (б);

- глухая верстка - изображения в многоколонном наборе размещаются внутри текста и соприкасаются с ним всеми четырьмя сторонами (в);

- верстка изображений на полях - иллюстрации малого формата заверстываются вне текста (г).

Промежуточными видами верстки изображений можно считать верстку иллюстраций с выходом в поле - открытую (д) или закрытую (е). Для отдельных изданий верстают изображения с выходом в поле так, чтобы при обрезке издания с трех сторон срезалась некоторая часть рисунка, т. е. рисунок в готовой книге не должен иметь даже самого малого поля. Такой способ верстки называют версткой изображения "под обрез" (д).

3.Дать определения словам: «Паспарту», «Перфорация».

9.3.ПАСПАРТУ́— обрамление , окантовка рисунка, гравюры, акварели, репродукции. Паспарту делают из плотной бумаги или картона значительной ширины. В середине вырезается проем прямоугольной, круглой либо овальной формы.

Перфора́ция (англ.— пробиваю)— результат перфорирования, то есть изготовления значительного числа правильно расположенных отверстий правильной формы в листовом и ином материале.

Билет 10.1. Наборные и рисованные шрифты. Шрифтовая композиция.

Наборный шрифт - шрифт, все знаки которого твердо установлены и неизменны в процессе их использования - осуществления надписи. Наборная надпись может быть выполнена многими путями: скопирована при помощи фотографии или копировальной техники и расклеена (как делается очень часто), отштампована из разного материала. Она может быть выполнена даже вручную - вычерчена, нарисована, награвирована, хотя ручные способы исполнения не в природе наборного шрифта - они нерациональны. Во всех подобных случаях шрифт останется наборным: надпись будет набираться, составляться из заранее спроектированных элементов-знаков.

Наборный шрифт - это создание эталона, образца.

Работа над наборным шрифтом расчленена на два процесса, отделенных друг от друга: проектирование и компоновка надписи.

индивидуальность, универсальность и стандартность наборного шрифта - принципиальное качество наборного шрифта, как и вообще всякого набора и основа его могущества как замечательного достижения культуры.

Переходя к характеристике рисованного шрифта, следует иметь в виду, что в отличие от наборного он не представляет собой достаточно четкой категории. Он разнороден и технически, поскольку объединяет все виды шрифта, исполненного вручную - и рисованного, и гравированного, и рукописного и т.п.

Работа над рисованным шрифтом принципиально отличается от работы над наборным. Его целью является не алфавит как некое абстрактное единство, но конкретное произведение - надпись. Или, если быть точным, композиция, потому что надпись не может рассматриваться самостоятельно, вне заключающего ее живописного поля, а также вне орнаментальных и изобразительных элементов, с которыми она часто бывает сопряжена.

Целостность рисованного шрифта - это визуально, чувственно воспринимаемая, композиционная, фактурная, колористическая, пространственная и проч. целостность конкретной надписи, расположенной на плоскости.

Шрифтовая композиция

Ясность шрифта подразумевает быструю узнаваемость букв, оправданную простоту их графики.

Удобочитаемость — это общая оценка пригодности шрифта.

Оптимальность межбуквенных пробелов.

Чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов.

Пропорциональность отношения ширины буквы к ее высоте.

Это соотношение в различных шрифтах неодинаково: в среднем принято для узкого 1:2, для нормального — 4:5, для широкого — 1:1.

Размер шрифта, определяемый форматом плаката, а также расстоянием между объектом — носителем шрифта и зрителем.

Таким целым в шрифтовой работе и является общая композиция с верно найденным ритмическим строем, который во многом зависит от равномерной расстановки букв, равновесия оптических полей межбуквенных пробелов.

10.2.Переплет, обложка, суперобложка. Функциональное сходство и различия.

В бумажной обложке выпускаются издания, рассчитанные на короткий срок использования, для использования от случая к случаю, а так же небольшого объема. В обложке из более прочного материала выпускаются издания большого объема, предназначенного для длительного пользования.

Переплет прочнее обложки. Переплет или переплетная крышка имеют более сложную конструкцию чем обложка. Обычно крышка состоит из нескольких деталей: двух сторонок, корешка, наружного материала для оклейки сторонок (или всей крышки) и отстава (полоски плотной бумаги или тонкого картона, которая наклеивается на корешок книжки с обратной стороны). Отстав увеличивает плотность и упругость корешка.

Основные вопросы, связанные с информационно-рекламной функцией обложки и переплета:

Название фамилии автора книги и другие титульные данные, но из них для каждой конкретной книги приходиться выбирать наиболее важные, т.к. шрифт на переплете и обложке печатается достаточно крупным шрифтом. На обложках или переплетах, стороны которого оклеены бумагой, обычно помещают больше информации чем на переплетах, оклеенных тканью, потому что на бумаге четче пропечатывается мелкий шрифт. Шрифтовая надпись на переплете (обложке) несет прежде всего информационный характер. В композиции на обложке или на переплете часто входят изобразительные элементы: орнаментальные, тематические, эмблематические, сюжетные, которые раскрывают содержание книги. На задней стороне обложке так же  могут быть помещены изобразительные формы: аннотация, сведения об авторе. Разыскивая книгу на книжной полке мы видим корешок. На корешке переплета или обложки печатают название книги и  фамилию автора.

На многотомных изданиях на корешках указывают порядковый номер тома. В зависимости от толщины книги надписи на корешке могут быть помещены как вдоль, так и поперек. На корешке не редко помещают орнамент, небольшой рисунок или пиктограмму.   

Обложка типа 1.

Скрепляется с блоком способом крытья внакидку и чаще всего изготавливается из бумаги. При таком крытье его следует применять только для изданий не более 60 с., в котором все сфальцованные листы сложены в одну тетрадь. Обложка представляет собой согнутый пополам лист, который накидывается на эту тетрадь и скрепляется с ней проволочными скобами (возможно скрепление нитками).

Обложка типа 2.

Скрепляется с блоком способом обыкновенного крытья, приклеивается к нему только по корешку. Материал для обложки этого  типа такой же как для типа 1, за исключением бумаги с полимерным покрытием с двух сторон

Обложка типа 3.

Приклеивают не только к корешку книжного блока, но и способом крытья вроспуск. Для лучшего открывания обложки по линии приклейки обычно бигуют, образуя на ней рубчик.

Обложка типа 4.

Состоит из двух сторонок, которые соединены материалом для окантовки корешка книжного блока. Способ крытья – в роспуск.

Обложка типа 5.

Составная. Имеет картонные сторонки, которые соединены корешком из прочного переплетного материала. Сторонки оклеины бумагой или переплетным материалом с внутренней стороны крышки приклеен отстав из бумаги. Такая крышка применяется для учебников, справочной литературы.

Обложка типа 6.

Цельная, из одной детали.

Суперобложка — бумажная  обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку. На ней может размещаться аннотация к изданию, информация об авторе, реклама.

Обычно суперобложки изготавливают из бумаги, однако это не единственный материал (ткани и пр.)

12.3Плакат  — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных илиучебных целях.

Перл — мелкий типографский шрифт, кегль которог.

БИЛЕТ № 12.1.Функция корешка книги. Виды корешков. Методы размещения текста не корешке.

      Корешком книги называют место скрепления главных элементов книги, включающие в себя книжные листы (тетради), марлю, ляссе, каптал и пр.

      Функции корешка

  1.  художественного и графического оформления книги
  2.  придает прочность и устойчивость книге

      Виды корешков

      Книжные корешки по своей форме могут быть прямыми, кругленными или кашированными (грибообразными). Прямой корешок  характерен для блоков небольшого объема (не более 160 с. при шитье нитками). Все сшитые нитками блоки объемом более 160—200 с. должны иметь кругленный корешок. Корешки блоков объемом более 320 с. при шитье нитками подвергаются не только круглению, но и отгибке корешковых фальцев тетрадей, в результате чего корешок блока приобретает грибообразную форму. Отгибка корешковых фальцев улучшает условия раскрываемости книги. Грибообразный корешок придает книге большую устойчивость и долговечность

      Как правило, выбор формы корешка зависит от назначения печатного издания, а также от объема и способа скрепления книжного блока. Именно от профиля корешка будет зависеть практичность и прочность готовой книжной формы.

      Методы размещения текста

       На корешке печатается название книги и фамилия автора. В многотомных изданиях указывается № тома. В зависимости от толщины книги надписи на корешке могут быть помещены вдоль и поперек. В последнем случае надпись принято располагать снизу вверх. На корешке нередко помещают орнамент, небольшой рисунок.

      

    12.2. Книга как приспособление для чтения. Для кого издается книга. Особенности проектирования оформления в зависимости от читателя.

      Книга – важнейшая исторически сложившаяся и продолжающая развиваться форма закрепления информации, предназначенная для ее повторяющегося воспроизведения и передачи во времени и пространстве. Текст книги фиксируется на листовом материале посредством знаков, воспринимаемых зрением (искл. книги для слепых).

      Книги издаются для читателей

  1.  массовый читатель (практически все грамотные люди);
  2.  широкий читатель (группа многочисленная, но ограниченная по тем или иным признакам: по уровню образованности, возрастным интересам (юношество, пенсионеры), по половой принадлежности (женщины, мужчины);
  3.  узкий читатель (малочисленная группа, что связано с узостью темы книги или специальности, которой она посвящена).

      В соответствии с этими читательскими группами книги могут быть массовыми, популярными (адресованными широкому читателю) и узкогрупповыми.

      Также назначение книги определяется в зависимости от возраста читателя

  1.  взрослый читатель
  2.  юношество
  3.  дети старшего, среднего и младшего школьного возраста
  4.  дошкольники.

    

 Оформление в зависимости от читателя

      Массовые издания обращены к широкому кругу читателей. Для этих книг характерны скромное, лаконичное и не дорогостоящее оформление, полное отсутствие или небольшое количество иллюстраций, большой тираж книги, бумажная обложка, простота брошюровки.

      Юбилейные издания посвящаются какому-нибудь писателю, поэту или знаменательному событию или выдающейся личности. Эти издания имеют хороший переплёт, высокие сорта бумаги, сложную брошюровку книжных блоков, объединение нескольких способов печати и, конечно же, иллюстрации.

      Академические издания, их характерная черта - научно-исследовательская направленность, издания снабжены предисловиями, ссылками, аналитическими статьями. Все эти особенности академических книг выражать через иллюстрации нет необходимости.

      Иллюстрированные и подарочные издания – дорогие иллюстрированные  издания.

      

      

     12.3 ОФОРТ — разновидность и техника гравюры на металле, в которой углубления печатной формы создаются травлением поверхности металла кислотами.

      КАПИТЕЛЬ — часть ордера, венчание, верхний элемент колонны или пилястры.

Билет №13.1.  Графика как вид изобразительного искусства. Графические материалы.

Графика (греч. graphike, от grбpho - пишу, черчу, рисую) - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги. В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов. Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования, графику делят на: «печатную или тиражную графику» и «уникальную графику».

Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику.

Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)

Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)

Журнальная и газетная графика

Прикладная графика (плакат и пр.)

Компьютерная графика

Промышленная графика

и некоторые другие виды графики

Материалы: Карандаш графитный, Гуашь, Темпера, Тушь,  Акварель, Пастель, Уголь, Соус, Акриловые краски, Ластик, Мел, Сангина, Сепия, Аэрозоль.

13.2. Тиражирование.

Тиражирование – это изготовление определенного количества копий какой-либо продукции. В полиграфии под тиражированием понимается печать тиража на цифровом дубликаторе, называемом также ризографом. Полиграфия предоставляет огромное количество различных методов тиражирования, отличающихся качеством, стоимостью, сроками и возможным тиражом. 

Методы печати:

Цифровая печать. Возможна как черно-белая, так и полноцветная. Обычно применяется на небольших тиражах.  Бумага фактически любая, хорошие цифровые печатные машины берут фактурную дизайнерскую бумагу плотности 300 гр/м2. Печать на более плотных носителях осуществляется по согласованию.

Офсетная печать. Возможна любая цветность. Качество очень сильно зависит от машины и печатника. Возможна печать на газетной бумаге, картоне, конвертах и т.д. Глянцевые журналы изготавливают именно на офсете. Стоимость падает по мере роста тиража. Это не самый быстрый метод из-за особенностей технологии.

Ризография. Демократичный метод. Занимает переходную нишу между цифровой и офсетом. Стоимость оттиска достаточно низкая. Цветность - один или несколько цветов. Бумага от 65 до 200 гр/м2, мелованная, глянцевая и дизайнерская - не применимы из-за особенностей применяемой краски. Ризограф достаточно хорошо печатает различную графику, отлично справляется с текстом.

И др.

Бумага для печати.

В офсетной печати используются самые разные сорта бумаги, отличающиеся друг от друга по назначению, качеству, весу (наиболее часто употребляемая единица измерения - вес в граммах 1 кв. метра листа бумаги), и другим параметрам. Причем существующее разнообразие бумаг так велико, что обычно типография, специально этим вопросом не занимавшаяся, не представляет те возможности выбора материала, которые можно использовать для привлечения заказов.

Параметров, определяющих свойства бумаг очень много: механические, оптические, физические, химические и др. Одна группа параметров интересует в первую очередь заказчиков и дизайнеров - это плотность, белизна, прозрачность, фактура. Другие параметры больше волнуют печатников и технологов: механическая прочность, растяжение, усадка пир высыхании, коробление, электризуемость, характер мелования, пористость, пыльность, сорность.. Поэтому дизайнеру и технологу важно знать особенности каждого сорта бумаги и выбирать бумагу совместно, чтобы не попасть в проблемную ситуацию при исполнении заказа.

К основным техническим свойствам бумаги относятся проклейка бумаги, гладкость поверхности, равномерная толщина и вес.

Плотность бумаги

Определяет вес листа бумаги в граммах, имеющей площадь 1 м2. Основные типы бумаг, применяющиеся в офсетной полиграфии, имеют плотность от 60 до 300 г/м2. Газетная бумага имеет плотность от 45 до 60 г/ м2, лист обычной бумаги для ксерокса имеет плотность 80 г/м2, для изготовления визиток применяется бумага порядка200-250 г/м2,для листовок, буклетов - 100 - 170 г/м2, для плакатов и календарей - 135 - 200 г/м2

Белизна

Характеризует способность бумаги отражать свет. Количественно белизна выражается коэффициентом отражения, т.е. отношением интенсивности отраженного света к падающему. Белизна бумаг колеблется от 60% до 98%. Отпечатанное изображение воспринимается тем лучше, чем больше контраст между печатными элементами и фоном.

Прозрачность

Пропускание света через бумагу без рассеяния. Прозрачность в большинстве случаев является недостатком бумаги, т.к. делает видимым отпечаток на оборотной стороне листа.

Глянцевость (противоположная характеристика - матовость)

Любая бумага отражает падающий свет как диффузно (рассеянно), так и зеркально. Глянцевость характеризует долю зеркального отражения в общем количестве отраженного света. У глянцевых бумаг на фоне рассеянного отражения наблюдается его максимум в направлении угла отражения, равного углу падения, т.е. возникает блик. У матовых сортов такой блик отсутствует. Печать на глянцевых бумагах дает эффект большей насыщенности красок изображения и рекомендуется для воспроизведения цветных иллюстраций. С другой стороны, воспроизводить большое количество мелкого текста лучше на матовой бумаге, так как на глянцевой из-за высокого контраста и бликов будет быстрее утомляться зрение.

Печать на каждом виде бумаги (газетная, офсетная, мелованная матовая или мелованная глянцевая, невпитывающая) требует применения соответствующих специальных красок или по крайней мере адаптации свойств краски с помощью присадок. К сожалению, не существует универсальной краски для всех видов бумаг. Применение для разных бумаг одной и той же серии красок является частой причиной проблем в печати и возврата заказов.

Помимо свойств самой бумаги очень большую, часто недооцениваемую роль играет качество ее упаковки и соблюдение технологии при хранении и транспортировке. Если этим моментам уделено недостаточное внимание, в результате значительная доля дорогостоящей бумаги может оказаться непригодной для печати. 

Технические условия предусматривают 4 номера бумаги: №0, №1, №2 и №3

Номер бумаги характеризует ее прочность и белизну. На бумаге № 1 печатают собрания сочинений, наиболее значительные произведения общественно-политической, научной и художественной литературы, энциклопедии, многокрасочные издания для детей. На бумаге № 2 - значительную часть книжных изданий всех видов литературы, в том числе почти все учебники для начальной и средней школы. Бумага № 3 должна служить главным образом для изготовления брошюр небольшого объема, рассчитанных на непродолжительный срок пользования (ведомственные инструкции и т. п.).

Членение бумажного листа.

Бумажным листом называется лист печатной бумаги стандартного формата (чистый или запечатанный с одной или двух сторон). На каждом бумажном листе может располагаться определенное количество полос текста (страниц), которые будут определять долю бумажного листа. Число полос текста для каждого бумажного листа определяется форматом и характером издания. В соответствии с установленными стандартными форматами на одной стороне бумажного листа может быть различное число запечатанных полос: 8, 16, 32, 64. Каждая из полос называется долей листа. С увеличение количества долей бумажного листа формат издания уменьшается, с уменьшением долей – увеличивается. Чаще всего печатают на обеих сторонах бумажного листа любого стандартного формата.  В этом случае каждая доля листа содержит две страницы. Бумажный лист, отпечатанный в 1/8 листа содержит 16 страниц. В 1/16 долю – 32, в 1/32 – 64 страниц, в 1/64 – 128 страниц.

Формат издания.

Форматом издания называется размер страницы после обреза блока. Форматы регламентируются ГОСТ 5773-76 "Книги, брошюры, журналы. Форматы".

Формат издания выражается либо в миллиметрах (например, 220 х 290 мм, где первая цифра обозначает ширину, а вторая - высоту страницы), либо в формате бумажного листа и доле, которую страница издания составляет от этого листа (например, 60x90 1/8, где дробь показывает, какую часть листа составляет страница издания).

Для правильного выбора формата издания необходимо определить:

- оптимальную площадь страницы, позволяющую разместить текст и иллюстрации в удобочитаемом виде. Особое внимание при этом обращают на иллюстрации, таблицы и формулы;

-оптимальные пропорции издания (соотношение площади формата и толщины блока) исходя из его объема.

13.3.Книжный блок - это листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплетную крышку или обложку.

Графема – это типовая графическая форма буквы, всегда узнаваемая читателем, независимо от особенностей шрифта.

14.1. Печатный лист. Формат бумажного листа. Авторский, издательский лист.

Авторский лист

Авторский лист — единица измерения объема материала, созданного автором. Авторский лист равен 40 000 печатных знаков (включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и т. п.).

 

Авторский лист составляет основу специальной системы подсчета для определения объема подготовленных к изданию рукописей и опубликованных работ.

 

Как правило, один авторский лист — это 22-24 страницы текста, напечатанного через 2 интервала между строками на пишущей машинке или напечатанный 12 кеглем с помощью компьютерной техники.

 

От термина «авторский лист» следует отличать «печатный лист» и «учетно-издательский лист».

 

Печатный лист (п.л.) — это площадь поверхности одной стороны бумажного листа, которая воспринимает краску с печатной формы; то есть половина бумажного листа стандартного формата 60 х 90 см, который назван условным.

 

Чтобы вычислить объем книги, используют переводной коэффициент — отношение площади физического печатного листа к площади условного печатного листа 60 х 90 см:

при формате книги 60 х 84 см — коэффициент 0,93;

70 х 100 - 1,29;

70 х 90 - 1,17;

70 х 108 - 1,40;

75 х 90 - 1,26;

84 х 108 - 1,68.

Например:

объем книги формата 60х84 см — 5 п.л.;

5 х 0,93 = 4,65 приведенных печатных листа.

В одном и том же печатном листе может уместиться различный объем материала в зависимости от размеров шрифта, а следовательно, количества знаков в строке и количества строк на странице, размера полей и т.п.

Формат бумаги — стандартизованный размер бумажного листа. В разных странах в разное время были приняты в качестве стандартных различные форматы. В настоящее время доминируют две системы: международный стандарт (A4 и сопутствующие) и североамериканская.

14.2.Как образуется формат печатного издания. Книга как приспособление для чтения.

Форматом готового печатного издания является его окончательный размер по ширине и высоте. Форматы изданий многочисленны, и выбор того или иного формата зависит от многих факторов.

Во-первых, роль играет оборудование и его технические возможности – как для печати издания, так и для его послепечатной обработки.

Во-вторых, формат зависит от вида печатного издания, его привычных размеров и особенностей. По виду можно выделить такие печатные издания как газеты, журналы, книги, брошюры.

В-третьих, размер издания определяется стандартными форматами листов, которые используются для его изготовления

Так что же такое книга? Обычный человек, беря в руки книгу, даже не задумывается над этим. Для него книга — это чтение, знакомство с чем-то новым, приобретение знаний и т.д. Книга — это носитель и передатчик произведений письменности. И мало кто отчетливо сознает, что книга — художественно оформленное приспособление, благодаря которому человек может пользоваться этими произведениями письменности в самых разных целях.

Конечно, главное в книге — те сочинения, которые в ней напечатаны. Автор приносит в издательство свое произведение. Оно может быть написано от руки, или напечатано на машинке, или набрано на компьютере и сохранено на диске. Это называется АВТОРСКАЯ РУКОПИСЬ.

Но книга, как печатное произведение, должна пройти большой путь от сочиненного автором текста, до привычного нам понятия — книга. В книге сочинение автора предстает по сравнению с авторским оригиналом (рукописью) в преображенном виде. Авторская рукопись обрастает книжными элементами, делающими ее удобной в обращении.

До того, как рукопись станет книгой, пройдет еще много времени. С ней будут работать корректоры и иллюстраторы, если нужно, то специалисты составят различные указатели, напишут предисловие и заключение. Затем сделают макет будущей книги, в типографии наберут гранки и подготовят для печати. Напечатав листы, их сформируют в книжный блок и сделают переплет. Теперь перед нами готовая КНИГА — ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПЕЧАТИ.

14.3.БЕЛАЯ СТРОКА — немой заголовок в виде пробельной строки того же кегля, что и текст, который она разделяет.

Б. с. на стыке полос исчезает, и, чтобы избежать этого, текст после нее нередко начинают буквицей или словом, выделенным прописным шрифтом.

ТЕТРАДЬ-Сложенный (сфальцованный) в несколько раз, запечатанный или чистый лист бумаги

Билет 18.1. Структура и типология современной книги

Книжный блок соединяется с переплётной крышкой при помощи форзаца. Верхние и нижние края тетрадей скрепляет тесьма с утолщённым краем — каптал. На переплёт иногда надевают суперобложку, которая предохраняет переплётную крышку и служит элементом оформления В начале книги помещают титульный лист, который может быть разворотным, занимая 2-ю (контртитул) и 3-ю страницы. Некоторые сведения могут быть помещены на авантитуле, занимающем 1-ю страницу. Титульному листу иногда предшествует фронтиспис. Отдельным разделам иногда предшествует шмуцтитул, на котором напечатано название раздела. (Если книга разделена на них разделена) Первые (спусковые) полосы разделов выделяют средствами вёрстки или художественного убранства. Шрифтовые и нешрифтовые методы выделения позволяют выявить заголовки или отдельные части текста. Пользование Книга облегчают колонтитулы — заглавия отдельных разделов, помещаемые в верхней части полосы, и колонцифры — порядковые номера страниц (пагинация). Порядковые номера тетрадей (листов)— сигнатура и условное наименование, служащие для облегчения подбора листов в процессе изготовления книжного блока, проставляются на 1-й (а иногда и на 3-й) странице каждой тетради. Аппарат включает выходные сведения,

содержание (оглавление)

предисловие (послесловие)

прикнижную аннотацию

примечания

комментарии

указатели

внутрикнижные библиографические списки

приложения, сноски

Содержание (оглавление) и выходные сведения помещают в каждой книге, другие элементы аппарата — преимущественно в научных изданиях. Размер страницы называется форматом издания.

18.2. Членение бумажного листа. Фальцевание. Брошюровка. Конструкция книжного блока. Фальцовка листов в один-два сгиба.

Брошюровка (сшивать, скреплять, фран.) – обработка отпечатанных листов при изготовлении брошюр, журналов, книг.

Основные операции:

- разрезка и фальцовка листов,

- присоединение дополнительных элементов(иллюстраций, форзацев),

- комплектование тетрадей в блок и их скрепление,

Фальцовка (фальцевание) (от нем. Сгибать):

  1.  Способ соединение элементов(деталей) из листовых материалов, например листов кровельной стали посредством швов, получаемой от гибкой и совместным обжатием соединяемых краев.
  2.  Последовательное сгибание отпечатанных листов книги или журнала в один-четыре раза для образования тетради.

Фальцовка листов в один сгиб применяется при изготовлении приклейных форзацев, обложек для брошюр, скомплектованных вкладкой, четырехстраничных иллюстраций и дробных частей листа, содержащих две доли. Фальцовку листов в один сгиб можно выполнять как вручную, так и на малоформатных фальцевальных машинах.

Фальцовка листов в два сгиба применяется в основном для получения восьмистраничных тетрадей. Фальцовка в два сгиба может быть как перпендикулярной а, так и параллельной . При перпендикулярной фальцовке получается тетрадь, содержащая 8 с, а при параллельной фальцовке тетрадь может содержать либо 8, либо 6 с. (в зависимости от варианта фальцовки).

Двухсгибные тетради для комплектовки книжных и брошюрных блоков используются крайне редко, лишь когда печатают на плотной бумаге массой 1 м2 более 100 г, поскольку трехсгибная фальцовка в этом случае дает продукцию пониженного качества.

Основной дефект при фальцовке плотной бумаги — появление морщин, идущих по диагонали страницы от угла, образуемого головкой и корешком, так как наличие глухих петель в тетради препятствует свободному вытеснению воздуха между листами. Чем плотнее бумага, тем больше диагональных морщин появляется при фальцовке, что сильно снижает качество издания. Этого можно избежать, уменьшив число сгибов в тетради. Чаще всего двухсгибные восьмистраничные тетради используют в том случае, если объем издания не укладывается в целое число 16- или 32-стра-ничных тетрадей. Например, объем издания — 168 с, а основные тетради, из которых комплектуется блок, трехсгибные (16-страничные). Определяя общее число тетрадей в блоке, находим, Что 10 трехсгибных тетрадей составят 160 с, а 8 с. войдут в одну двухсгибную тетрадь.

Фальцевать листы в два сгиба можно вручную и на фальцевальных машинах различных типов.

18.3.Цицеро - типографский шрифт, кегль которого равен 12 пунктам (4,23333... мм). Этим кеглем (в 12 пунктов Дидо) в 1465 году Петером Шеффером было напечатано первое издание Цицерона (книга «Об обязанностях»). Применяют при печати книг для детей и заголовков.

Фолиант - обрезом (форматом) в сложенный попол



БИЛЕТ №21.1. ПЕРЕПЛЕТ КНИГ. ВИДЫ ПЕРЕПЛЕТОВ. КОНСТРУКТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ФОРЗАЦА.

Обложка – бумажное покрытие книжного блока.
Строение:  лист бумаги, охватывающий блок спереди, сзади и со стороны корешка.

  1.  Части обложки, прикрывающие блок спереди и сзади, - сторонки.
  2.  прикрывающая корешок – «корешок обложки».

Выпуск издания в обложке производственно гораздо проще и быстрее, чем в переплете. Прочность издания в обложке зависит от способа ее скрепления с книж. блоком.

  1.  В бумажной обложке выпускаются издания короткого срока пользования, небольшого объема.
  2.  В обложке из более прочных материалов выпускают издания большого объема для длительного пользования.

Переплет прочнее обложки, но прочность различных его типов зависит от материала и особенностей конструкции. Переплет или переплетная книжка имеют более сложную конструкцию, чем обложка.

Крышка состоит из:

  1.  2-х сторонок
  2.  корешка
  3.  наружного материала для оклейки сторонок или всей крышки
  4.  отстава – полоски плотной бумаги или картона, наклеенной на корешок крышки с обратной стороны (увеличивает прочность и упругость корешка)

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИНФОРМАЦИОННО-РЕКЛАМНОЙ ФУНКЦИЕЙ ОБЛОЖКИ И ПЕРЕПЛЕТА:

  1.  Название книги, ФИО автора и др. титульные данные, но из них для каждой книги приходится выбирать главные, т.к. текст на обложке/переплете печатается крупным шрифтом.
  2.  На обложке и переплете, стороны которых оклеены бумагой, обычно помещают больше информации, чем на переплетах, оклеенных тканью (на бумаге четче отпечатывается шрифт)

  1.  Шрифтовая надпись на переплете/обложке несет информационный характер. Важно, чтобы шрифт был четок, красив, а композиция (размер и размещение надписей, интерлиньяж, разбивка на строки) – логична и обоснованна.

  1.  Рисунок шрифта чаще не связан с содержанием книги, но путем сложных ассоциаций может быть связан с содержанием книги.

  1.  В композицию на обложке/переплете часто входят изобразительные элементы: орнаментальные, тематические, сюжетные, эмблематические, которые раскрывают содержание книги.

  1.  На задней стороне обложки также могут присутствовать изобразительные элементы, продолжающие оформление передней стороны или аннотация/об авторе

  1.  На КОРЕШКЕ печатают название и фамилию автора порядковый номер тома (в многотомных изданиях)В зависимости от толщины книги надписи на корешке могут быть помещены вдоль (читается снизу вверх) или поперек.На корешке нередко помещают орнамент, рисунок или пиктограмму.

ТИПЫ (ВИДЫ) ОБЛОЖЕК И ПЕРЕПЛЕТОВ:

ОБЛОЖКА ТИПА 1

  1.  Конструкция: скрепление с блоком способом крытья «внакидку» Обложка – согнутый пополам лист, накидывающийся на тетрадь и скрепленный с ней скобами или нитками
  2.  Материал: бумага
  3.  Применение: при таком крытье - для изданий не более 64-х страниц, в которых все сфальцованные листы сложены в 1 тетрадь (лист в лист)

ОБЛОЖКА ТИПА 2

  1.  Конструкция: Скрепление с блоком способом обыкновенного крытья (приклеивается по корешку).
  2.  Материал: как для типа 1, за искл. бумаги с полимерным покрытием с 2х сторон (покрытие на оборотной стороне мешало бы ее склеиванию с корешком блока.

ОБЛОЖКА ТИПА 3

  1.  Конструкция: Приклеивается не только к корешку, но частично на ширину несколько мм к корешковому полю на первой и последней страницах блока, т.е. крытье «в роспуск» - более прочное, но более трудоемкое. Для лучшего откытия обложку по линии приклейки обычно предварительно бегуют (сгибают), образуя рубчик. Крытье делает издание более прочным, чем при обыкновенном крытье.

ОБЛОЖКА ТИПА 4

  1.  Конструкция: Состоит из 2 сторонок, соединенных материалом для окантовки корешка книжного блока. Крытье «в роспуск». Гораздо прочнее предыдущих.
  2.  Применение:  для книг большого объема.

ПЕРЕПЛЕТНАЯ КРЫШКА 5

  1.  Конструкция: Составная, картонные сторонки соединяются корешком из прочной переплетной материи
  2.  Материал: сторонки оклеены бумагой или иным материалом, с внутренней стороны к корешку приклеен отстав из бумаги.
  3.  Применение: для учебных, справочных изданий. С оклейкой сторонок тканью – для длительного пользования.

ПЕРЕПЛЕТНАЯ КРЫШКА ТИПА 6

  1.  Конструкция: Цельная, из 1 детали
  2.  Материал: из картона, переплетного материала на бумажной/нетканой основе или пластиката.
  3.  Применение:  для изданий, использующихся в полевой обстановке: технических справочников, военных уставов.

ПЕРЕПЛЕТНАЯ КРЫШКА ТИПА 7

  1.  Конструкция: Цельнокрытая
  2.  Материал: картонные сторонки и бумажный отстав оклеены бумагой или переплетным материалом.
  3.  Применение: используется для книг по искусству для индивидуального пользования.

ПЕРЕПЛЕТНАЯ КРЫШКА ТИПА 8

  1.  Конструкция: Накладные картонные сторонки и накладной корешок из переплетного материала.
  2.  Материал: сторонки покрыты бумагой (переплетным материалом) с загибом с 4х сторон. Корешок покрыт материалом с загибом сверху и снизу. Отстав из картона.
  3.  Применение: прочны и используются для изданий в особом оформлении.

ПЕРЕПЛЕТНАЯ КРЫШКА ТИПА 9

  1.  Конструкция: Отличается от 8-и тем, что отсутствует отстав, Корешок приклеен к корешку блока , при этом окантовывая его.
  2.  Применение: Крышки из-за этого менее прочтны, применяются редко.

Переплетные крышки некоторых типов имеют варианты:

  1.  С кантом/без
  2.  Круглый/прямой корешок
  3.  Углы кругленные/прямые

ФОРЗАЦ

(нем. Vorsatz) — сложенный пополам лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Он представляет из себя односгибный лист бумаги или конструкцию из двух листов и соединяющей их полоски ткани.

Конструктивная функция форзаца — скреплять книжный блок с переплётной крышкой.

Он помещается между переплётной крышкой и блоком книги. Любая книга имеет 2 форзаца, каждый из которых приклеивается одной половинкой к внутренней стороне крышки переплёта, а другой к книжному блоку — как в начале книги, так и в конце. Форзац, приклеенный к задней сторонке, называется нахзац.

 Форзац рассматривается и как элемент художественного оформления издания. 

Форзац выполняют из белой или цветной бумаги, а также с отпечатанным на внутренних страницах рисунком, который может быть орнаментальным или тематическим в соответствии с оформлением книги.
В зависимости от вида художественного оформления
выделяются сюжетный (тематический) и декоративно-орнаментальный форзац.
В учёбных, научных и иных изданиях на форзацах печатают наиболее важные справочные материалы.

  1.  Незапечатанный форзац — белые листы бумаги форзаца, находящиеся вначале или конце книги.
    Такие листы могут рассматриваться в качестве элемента оформления как пауза между переплётом и титульным листом.
  2.  Запечатанный форзац — форзац, выполняющий в издании информационно-художественные функции.
    Он может быть фоновым (окрашенным), декоративно-орнаментальным, сюжетным, текстовым, иллюстративным. Такой форзац может выполнять справочные, рекламно-информационные функции.

2. ЕДИНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО И КОНСТРУКТОРСКО-ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ.

Прежде всего, хочется отметить, что слово "дизайн" имеет неоднозначную

трактовку. Основные переводы с английского включают: план, проект, чертеж,

узор, умысел, намерение. То есть дизайнер, с одной стороны, конструктор

(особенно в области промдизайна), с другой - оформитель, а если смотреть

глобально - человек, определяющий идеологию предмета, над которым он

работает .

Создание книги весьма трудоемкий и долгий процесс, с одной стороны - это технические процессы и знания, с другой же - большой плацдарм для творчества. Как показывает практика, в области книжного искусства можно выделить три основных типа творческой деятельности, каждый из которых имеет определенную цель.

  1.  1тип деятельности связан с разработкой книжной конструкции, с организацией ее элементов в систему, способную обеспечить читателю удобство пользования книгой. Деятельностью указанного типа занимаются специалисты издательского профиля, которых называют художественными редакторами (техническими редакторами).
  2.  2 тип деятельности преследует иную цель - внести в книгу изобразительно-графические или декоративные элементы, индивидуально отражающие содержание литературного произведения, вне зависимости от того, к какому виду литературы - научной, художественной, технической - оно относится. Задачи такого типа стоят перед художниками-оформителями, дизайнерами, их цель - создать внешний и внутренний дизайн книги.
  3.  3 тип деятельности связан с типографским исполнением книги, применительно к реальным полиграфическим материалам, оборудованию, технологии и т.д. Деятельностью этого типа занимается полиграфист-технолог.

Все три вида деятельности теснейшим образом связаны друг с другом, во-первых, общностью цели: создать книгу как единую композицию, во-вторых, постоянной координацией на всех стадиях книгоиздательского процесса.

Итак, результатом первых двух типов деятельности является создание проекта издания. Проект должен предусмотреть рациональную, логически четкую и образно-выразительную организацию книги.




1. Производственные мощности федеральной полиграфии
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Студент Лаптев С
3. ер и размещение сети с
4. Subjects were Romns Rhomioi Its predominnt lnguge ws Greek lthough some of its subjects spoke Ltin Coptic Syric rmenin nd other locl lnguges during its long 3301453 history
5. Там де спалюють книги в кінці спалюють і людей
6. воды. Пословская Катя ~ пять с минусом- по первому вопросу недостаточно аргументов надо было ближе к Мус
7. тема вищої освіти України Структура вищої освіти України розбудована відповідно до структури осв
8. 25 21 7 20 68 10 15
9. Реферат- «Культ певца» в советской культуре
10. На тему- Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века Студента гр