Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
31 Понятие «картина мира». Виды картин мира, философская картина мира.
Картина мира система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.
Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.
Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.
Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.
Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.
Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.
Научная картина мира (НКМ) целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии суть научного метода.
Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).
32 Бытие как центральная категория онтологии. Формы бытия и их взаимосвязь.
Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. Индивидов.
Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б.
Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
33 .Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия.
Одной из центральных проблем онтологии является проблема выделения среди возможных видов мирового бытия некоего субстрата конкретных видов бытия, что в философии связано с обоснованием категории «субстанция».
Проблема субстанции возникает тогда, когда человеческая мысль за всем многообразием вещей и событий мира стремится обнаружить неизменное и устойчивое единство, выявить такой глубинный вид бытия, который служит причиной появления всех других видов бытия, а сам не имеет иных причин существования, кроме самого себя.
Как уже отмечалось, проблема субстанции занимает особое место в философии Аристотеля. У него же впервые рассматриваются все три основных аспекта категории субстанции.
Исторически первой трактовкой субстанции является ее отождествление с субстратом, вещественным началом, из которого состоят все вещи. Таковы первые «физические» начала в милетской школе: вода, воздух, огонь. В последующей греческой традиции субстанция как восприемница идей и как начало, подлежащее оформлению, сопрягается с бескачественной материей. Такое понимание субстанции при отсутствии самого термина явно прочитывается уже у Платона (идея материи-кормилицы) и у Аристотеля (первая материя). Наиболее последовательно идея субстанции как материального субстрата в античной философии представлена в учениях Демокрита и Эпикура.
Вторая трактовка категории субстанции связана с ее интерпретацией как деятельного духовного первоначала, имеющего причину бытия в себе самом. Здесь субстанция это не пассивный объект воздействия и не субстрат, из которого состоят все вещи, а сознательное и волевое начало, субъект действия. Такое понимание можно обнаружить в трактовке души у Платона и Аристотеля, несмотря на известные их расхождения во взглядах. Впоследствии такое представление о субстанции станет весьма распространенным в средневековой схоластике и в монадологии Лейбница, встречается (в том или ином варианте) у Фихте и Шеллинга, В. С. Соловьева и Н. О. Лосского, во французском персонализме.
Наконец, можно выделить и третий, в значительной степени интегральный смысл рассматриваемой категории. Субстанция это порождающая неизменная основа всего конкретного множества своих модусов (состояний) и условие общения (взаимодействие) последних. Здесь субстанция оказывается в равной мере и субстратной, и деятельной; и объектно-претерпевающей, и субъектно-воздействующей. Она причина всех вещей и одновременно самой себя. Такое истолкование категории «субстанция» достояние преимущественно новоевропейских пантеистических систем, хотя его зачатки отчетливо просматриваются уже у Анаксимандра с его апейроном и отчасти в пневме стоиков. В наиболее последовательном варианте оно представлено в философии Б. Спинозы. «Под субстанцией, писал он, я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т. е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться».
Общим недостатком материалистического подхода, который ему не удавалось преодолеть, является затруднение при объяснении происхождения жизни и сознания из неживой и лишенной сознания материи. Правда, внимательное изучение того же диалектического материализма показывает, что в нем второе идеальное начало бытия зачастую все же признавалось. В. И. Ленин, как известно, постулировал в самом фундаменте материи наличие такого ее свойства, как отражение, схожего с человеческими ощущениями.
Среди идеалистических построений можно выделить так называемую объективно-идеалистическую трактовку в понимании первооснов бытия. Здесь деятельной и творящей субстанцией мироздания могут служить абсолютная идея (Гегель), мировой разум (Анаксагор, стоики), мировая душа (гностические онтологии), мировая воля (Шопенгауэр), бессознательное (Э. Гарт-ман) и т. д. В теистических версиях объективного идеализма началом и концом мира признается божественный абсолют.
Сторонникам объективно-идеалистических учений удается создать метафизические модели бытия, в которых все выводится из единого начала или системы начал. Ярким примером этого выступает гегелевское саморазвертывание абсолютной идеи, воплощающейся в тех или иных конкретных реальных проявлениях. Обычно это философские системы, охватывающие буквально все, что только может помыслить человеческий разум. Именно в этом заключается своеобразие данного философского подхода, позволяющего рассматривать действительность как часть рационально выстроенной системы.
34 Бытие. Материя и ее атрибуты.
Понятие "бытие" исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие это все то, что существует.
Объективная реальность это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.
Субъективная реальность это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
Основные формы бытия: материальная, идеальная, бытие человека, бытие социума.
Категория "материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: материя это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:
атомистическая модель (Демокрит);
эфирная модель (Декарт);
вещественная (Гольбах).
Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Действительно, материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение "чего-то" конкретного, а не движение вообще или "само по себе", движение "ничего".
Но движение это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно.
Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной.
Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.
Пространство это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними.
Время это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов. Время характеризуется тем, что оно одновременно, ассиметрично и необратимо. Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д.
Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное.
35 Проблема происхождения и сущности сознания в философии
Сознание это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.
Материи присуще свойство, сходное с созн отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отражение это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения отпечатки, следы...
Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.
Психика это способность ж существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.
Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Трудность решения проблемы сознания невозможность обнаружить псих явления с пом органов чувств.
Методы изучения сознания:
- объективный о наличие и содержании псих процессов судят по его поступкам, мимике,
- интроспекции (самоанализ, самонаблюдение)
Сознание изучают многие науки: Философия, кибернетика, логика, медицина и т.д. Ф. пытается обобщить все имеющиеся знания о сознании, дает целостное представление о нем.
Попытка решения проблемы сознания в истории фил. сопровождалась противопоставлением материализма идеализму, метафизики диалектике, естествознания религии.
1-ая попытка решить проблему сознания проявл. в анимизме (вера в душу).
2-ая гелозоизм приписывает психологические процессы всем телам природы.
3-я многие философы отождествляли психическое с его физиологической основой.
Идеалистическое направление в Ф поставило проблему активности сознания, но сознание выделялось из матер. мира и понималось как самостоятельная созидательная сущность (сознание творит мир).
Материалисты до Маркса недооценивали активную роль сознания.
Дуализм объясняет материю и сознание как самостоятельные сущности, независимые друг от друга.
Не допустимо, как отождествлять материю и сознание, так и противопоставлять их. Они находятся в сложном взаимодействии и диалектическом единстве. Основой такого взаимодействия явл. материя.
Сознание можно рассмотреть в четырех аспектах:
1) сознание, как продукт общественно исторического развития (исторический аспект).
2) сознание как функциональное св-во мозга (антологический аспект).
3) сознание, как идеальное отображение действительности (гносеологический аспект).
4) сознание как регулятор деятельности ч-ка. (праксиологический аспект).
Все эти аспекты анализа сознания рассматривают отношения материи и сознания.
Различают сознания: духовное, нравственное, теоретическое, религиозное, политическое, ...
36 Сознание в контексте теории отражения. Проблема идеального
СОЗНАНИЕ важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личностной) и общественной. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания. Признание первичности идеального ведет к превращению сознания в самостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период античности в философии Платона; в Средневековье в христианской философии (носителем высшего сознания является Бог), в немецкой классической философии во взглядах Гегеля. В материалистической философии сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним, как осознанное бытие, как отношение «Я» к «не-Я». Сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы. Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания, во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
37 Сознание и язык. Самосознание и личность.
Сознание это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.
Язык наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.
Язык и сознание происходят из глубокой древности.
Две основных функции языка:
служить средством общения;
служить орудием мышления.
Речь это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.
Язык это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.
Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.
Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.
Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.
Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.
Язык это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.
С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.
Сознание является отражением действительности, а язык ее обозначением и выражением в мысли.
Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических средств.
Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм.
Знак это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.
Знаковые системы это материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике.
В них входит вся сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чувственные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые побуждения.
Среди неязыковых знаков выделяются:
знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.);
знаки-признаки (озноб симптом болезни, туча предвестник приближения дождя и т. п.);
знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);
знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность).
самосознание и личность.
Направленность сознания на себя, выраженное в субстанциональном нахождении «Я» личности, есть самосознание. Самосознание (то, что мы зовем своим «я») - это атрибут личности, функция ее психики, позволяющая человеку ориентироваться в общественной, культурной среде. Но личность и сама - частица этой среды, феномен культуры. Направляя свое сознание на саму себя, стараясь разобраться в себе, личность обретает самосознание и определяет свое место в бытии. Однако личность есть нечто гораздо большее, чем ее самосознание, т.к. в отношениях с окружающим миром она образует свой индивидуальный мир, в центре которого находится Я, а на периферии различные социальные связи и общественно значимые предметы. В структуре самосознания личности условно можно выделить - «Я идеальное» и «Я реальное». Первое означает цель саморазвития и пределы личностного роста, заключенные в достижении желаемых качеств, положения в обществе, знаний и т.п. Второе складывается в противоречии мнений окружающих людей о личности и ее индивидуальных представлений о себе, их взвешенная оценка показательна для гармоничной личности.
В социально-гуманитарных науках до конца не выяснен вопрос о приоритетах социального и биологического в человеке. Эта проблема относится и к личности, сформированность которой одни усматривают от рождения, другие от стадии взросления. В психологии и педагогике считается, что личностью становится каждый человек в процессе социализации, в философии же нет единства мнения о том, всякий ли человек становится личностью, обладающей иерархией ценностей, высоким чувством ответственности, потребностью в самосовершенстве, представлениями о смысле жизни.
38 Индивидуальное и общественное сознание. Их структура и взаимосвязь.
Общественное сознание это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.
Индивидуальное сознание это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.
Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.
Таким образом,
общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания.
Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,
индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания.
Таким образом, диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.
Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т.д. Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:
39 Понятие и смысл диалектики. Структура диалектики, функциональное значение принципов, законов и категорий
Обычно считается, что диалектика это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. А вот изначально этим термином обозначалась способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство диалога, искусство вести диалог и достигать в нем истину (Сократ). Потом искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды (Платон). Аристотель отличал диалектику от аналитики как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. По Канту, диалектика - способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях. Позже, в материализме под диалектикой стали понимать теорию познания или даже только метод (т.н. «диалектический метод»), хотя понимать диалектику как метод, тем более, как (только) «тезис - антитезис - синтез», методологически и сущностно неправильно, другое дело, что проявления диалектики могут полагать элементы диалектических методов познания и постижения.
Диалектика как наука - сложная система, элементами которой явл. ее принципы, законы, категории, связанные между собой.
Принципы диалектики - это ее центральные понятия, основополагающие идеи, они составляют основу системы диалектики. Такими основными принципами являются принцип всеобщей связи и принцип развития.
Основные принципы диалектики: 1) Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Связь - это такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями в другом. Все в мире взаимосвязано между собой; Всеобщая мировая связь непрерывна и вечна. Каждому структурному уровню материи соответствуют свои органы связи. 2) Принцип развития: Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов. Предметы, кажущиеся неизменяемыми на¬ходятся в непрерывном изменении, возникают и уничтожаются. Из всех процессов складывается движение как атрибут материи.Под законами диалектики, обычно, подразумевают три основных закона?: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количества и качества, закон отрицания отрицания. Каждый из законов объясняет определенную сторону, определенный момент развития. Поэтому ни один из законов диалектики, взятый в отдельности, не может дать целостного представления о процессе развития. Лишь взятые в единстве, они выполняют эту свою функцию.
Глубокое понимание законов диалектики невозможно без анализа категорий диалектики, таких как, единичное особенное и общее, количество и качество, причина и следствие, содержание и форма, необходимость и случайность, сущность и явление и т.д. Категории - это понятия предельной общности. Они отражают наиболее общие свойства и связи, т.е. такие, которые присущи всем явлениям действительности и познания. Категории закрепляют в своем содержании результаты познания и преобразования этих общих свойств и связей, фиксируют переход познания с одних стадий развития на другие. Поэтому они имеют реальное "земное" происхождение и являются ступенями развития познания и преобразования действительности. В качестве элементов диалектики большинство ее категорий выступает не по одиночке, а парами: причина и следствие, сущность и явление и т.д. Такие категории называют соотносительными, парными. Поскольку в соотношении парных категорий фиксируются закономерные связи действительности, то парные соотносительные категории сами выступают в качестве не основных законов диалектики. Например, связь причины и следствия выступает в форме закона, а "случайность" есть форма проявления и дополнение необходимости. Следует подчеркнуть, что законы и категории очень тесно связаны: каждый закон есть определенная взаимосвязь категории; категории суть понятийная основа, форма выражения законов и принципов.
Итак, принципы, законы и категории диалектики являются звеньями единой логической стройной системы. Поскольку мир представляет собой универсальную подвижную взаимосвязь, постольку и теория, отражающая этот мир - диалектика, является системой взаимопереходящих друг в друга логических элементов.
40. Диалектика и синергетика.
В контексте современного развития философского и научного знания нельзя не затронуть вопрос о соотношении диалектики и синергетики. В настоящее время существует несколько направлений, в рамках которых исследуются сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, исследование фракталов, теория автопоэзиса, теория диссипативных структур, современная теория сложности, или так называемая теория самоорганизованной критичности.
Теория детерминированного хаоса занимается исследованием хаотического поведения немногих переменных или степеней свободы. Теория автопоэзиса первоначально занималась вопросом о том, как поддерживаются биологические структуры. Теория диссипативных структур занимается изучением физических, химических или биологических систем, причем целью исследования является спонтанное формирование структур за пределами термического равновесия. Теория сложности находится на самой начальной стадии своего развития и хотя дано определение некоторым мерам сложности, но они выражаются чаще всего абстрактными понятиями, которые не могут быть пока представлены эффективным образом. Так называемая самоорганизованная критичность это область, в которой речь идет о поведении систем, которые состоят из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем (модели песчаных куч, к примеру). Может сложиться мнение, что все эти исследования осуществля¬ются в рамках различных научных направлений. На самом деле все они нахо¬дятся в общем русле синергетики
Когда первоначально родоначальник этого научного направления Г. Хакен применил термин "синергетика", то он добавил следующее пояснение - "синергетика - учение о взаимодействии", обозначив этим понятием все вышеперечисленные направления.
Основные положения, раскрывающие сущность синергетики, по Г.Хакену.
1. "Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.
2. Эти системы называют нелинейными.
3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.
4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.
5. Системы могут быть нестабильными.
6. Происходят качественные изменения.
7. В этих системах наблюдаются эмерджентные новые качества.
8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры.
9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.
10. Во многих случаях возможна математизация".29
Если сравнить содержательные элементы диалектики и синергетики, то следует заметить, что это не противоположные научные теории, объясняющие сущность взаимодействия и развития. Их можно считать дополняющими друг друга, но "весовые категории" при этом взаимодополнении существенно разнятся. Диалектика как по времени своего существования и охвату проблем развития, так и по степени проникновения в сущность движения и развития мира превышает мировоззренческие и методологические возможности синергетики.