Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема знаний о строении мира о месте человека в мире и о связях между человеком и миром

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Ответы на дополнительные вопросы

  1.  Философия (с греч.  - любовь к мудрости: «фило» - любовь, «София» - мудрость). Термин был введен Пифагором в 6 в. до н.э.

Философия – это особый тип мировоззрения или система знаний о строении мира, о месте человека в мире и о связях между человеком и миром.

Предметом философии является мир в целом.

  1.  Основной вопрос философии – это вопрос о происхождении мира и его первопричине. Традиционно он формулируется так: «что первично – материя или дух?»

  1.  Субстанция (лат. Substantia – сущность; то, что лежит в основе) – сущность, основание, первопричина мира, источник движения в мире1.

По сути дела, основной вопрос философии – это вопрос о субстанции бытия или вопрос о том, что является субстанцией бытия – материя или дух?

Существует 3 варианта решения основного вопроса философии:

  1.  Материализм – философское учение, полагающее, что субстанцией бытия выступает материя. Первыми материалистами можно считать натурфилософов Милетской школы: Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон=беспредельное начало, существующее за границами мира), Анаксимен (воздух). К их идеям примыкает Гераклит из города Эфес. Он считал первопричиной огонь. – 6-5 вв. до н.э.

Первым стихийным материалистом считается Демокрит (атомы) – 5 в. до н.э.

  1.  Идеализм – философское учение, полагающее, что субстанцией бытия выступает мышление (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Кант) или идея (объективный идеализм – Платон (эйдосы=идеи), Гегель (Абсолютная идея).

  1.  Дуализм (лат. «дуо» - два) – философское учение, признающее существование двух равноправных субстанций.

Примером дуализма является учение Аристотеля (4 в. до н.э.), который признавал два начала – материю и форму. Сюда же можно отнести взгляды Декарта (17 в.), который выделял два начала: материю с атрибутом протяженности2, существующую по законам физического мира, и дух с атрибутом мышления, существующий по законам логики.

К дуализму относятся также:

- учение Эмпедокла (5 в. до н.э.), признававшего 2 начала: Любовь и Вражду;

- даосизм (инь – женское начало, ян – мужское начало);

- манихейство (добро и зло) – 3 в. н.э. и др.

7. Античность – это культура Древней Греции и Древнего Рима (6 в. до н.э. – 4 в.н.э.). Античность – это «колыбель» европейской философии. В Древней Греции существовало несколько школ:

- Милетская школа (город Милет): Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

- Пифагорейская школа (математик Пифагор учил, что в основе мироздания лежат числовые закономерности, и числа следует рассматривать как оптические символы, которые проецируясь на материю, порождают бесконечное многообразие природных форм. Благодаря числу возникает гармония, пропорция, музыка и т.д.;

- Элейская школа или школа элеатов (город Элея): Парменид, Зенон Элейский. Элеаты считали, что движение мыслить нельзя, ввели запрет противоречия в мышлении. Главные тезисы Парменида: 1. «Бытие есть, небытия нет». 2. «Бытие тождественно мышлению».

Зенон Элейский известен своими парадоксами («Ахилл и черепаха», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадион»), в которых путем логических рассуждений с использованием понятия бесконечности доказывал невозможность мыслить движение3.

- Академия Платона;

- Ликей Аристотеля;

- неоплатонизм (Плотин, Прокл,  Порфирий) – 3-6 вв.

Основная идея античности – идея космоцентризма (природоцентризма) и гармонии между человеком и природой.

  1.  Платон впервые разделил мир на мир явлений (внешний объективный мир) и мир идей(внутренний духовный мир человека).

  1.  Аристотель критиковал Платона за то, что тот отделил сущность от явления.
  2.  Формальная – замысел, проект вещи;
  3.  Материальная – то, из чего состоит вещь;
  4.  Целевая – то, зачем нужна вещь;
  5.  Движущая – энергетическая база формирования вещей.

  1.   Средневековье (в исторической науке датируется V-XV вв., в философии  накладывается на эпоху античности и датируется ~ II-XIII вв). Средневековье иногда называют «темным временем». Главная идея средневековья – идея христианства, где Бог понимается как Абсолютная Личность.

Выделяют 2 этапа средневековой философии: патристику и схоластику.

Патристика (II-VIII вв.) – учение отцов церкви: Ориген, Филон Александрийский, Климент Александрийский, Аврелий Августин (Аврелий Августин (354-430)- наиболее видный философ периода патристики, развивал идеи Платона в христианском ключе.

Схоластика (IX-XIII вв.) – [от лат. Schole – школа] – «школьная философия»  или интерпретация Библии: Ансельм Кентерберийский, Роджер Бэкон, Иоанн Росцеллин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский (Фома Аквинский (1226-1274) – средневековый философ, теолог, «учитель церкви». По поручению папы римского Урбана IV переработал дуалистические идеи Аристотеля в духе христианского вероучения.

11. Возрождение -  14-16 вв. (фр. Renaissance – восстановление античных традиций).

Главные идеи: антропоцентризм (человек – в центре мира) и гуманизм (уважительное отношение к людям, человеколюбие).

Представители: Данте Алигьери – «Божественная комедия»;

Николо Макиавелли – «Государь»;

Франческо Петрарка – первый гуманист Возрождения;

Мартин Лютер – основатель протестантизма;

Николай  Коперник – создатель гелиоцентрической4 картины мира.

12. Новое время – 17-18 вв., период создания первой научной картины мира. Представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

13. Естественное состояние человека,  по Гоббсу – «война всех против всех»

14. Естественное состояние человека, по Локку – «свобода, равенство и независимость». Локк выделил естественные права человека: право на жизнь, на свободу, на частную собственность.

15. Важнейшее достижение Фейербаха – представление об общественной сущности человека: мысли и идеи возникают в результате общения людей. Сущностью человека, по Фейербаху, является любовь.

16. История, по Марксу – результат совместной практической деятельности людей.

17. Практика – процесс труда в единстве с социально-историческими условиями его осуществления. Принцип практики заключается в том, что из нее можно объяснить любое социальное и духовное явление.

18. Идейный спор западников и славянофилов заключался в том, по какому историческому пути должна развивать Россия? Западники (Чаадаев, Белинский, Герцен) считали, что Россия – часть Европы и должна повторить путь развития европейских стран. Славянофилы (Хомяков, Самарин, братья Киреевские и др.) считали, что Россия – православная страна с уникальной историей и культурой и у России есть свой собственный путь развития.

19. Материя – это объективная реальность, данная человеку через ощущение. Атрибуты материи: движение, пространство, время, структурность, неисчерпаемость, отражение.

20. Движение – это способ существования материи. Формы движения материи выделил в 19 в Ф. Энгельс. Их 5:

механическая форма,

физическая,

химическая,

биологическая,

социальная.

21. Отражение – это воспроизведение свойств одного объекта в другом. Отражение в живой природе называется информационным. Оно связано с запоминанием и использованием живыми организмами следов предыдущих взаимодействий.

22. Сознание – это свойство человеческого мозга отражать действительность в идеальных образах.

23. Объективность – это независимость чего-либо от воли и сознания человека.

24. Истина – это соответствие знаний действительности. Основным критерием истины является практика.

25. Культура (лат. Culture – возделывание, уход) первоначально означала занятие земледелием. Сейчас культура понимается как совокупность результатов материальной и духовной деятельности человека.

 

1 В англоязычной эмпирической традиции (Локк, Гоббс и др.) понятие субстанции иногда отождествляется с понятием субстрата (то, из чего сделано). У рационалистов (Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс) субстанция имеет значение первопричины, причины самой себя (causa sui)  в смысле источника движения в мире.

2 Протяженность – телесность, пространственная определенность предмета, способность материальных предметов занимать место среди других предметов.

3 Вплоть до 18 в. в философии считалось, что мышление мыслить нельзя, так как движущийся предмет одновременно присутствует в некоторой точке пространства и отсутствует в ней, следовательно, он одновременно обладает двумя взаимоисключающими характеристиками. А подобное положение вещей запрещено требованиями формальной логики (запрет противоречия в мышлении). В 17 в. Ньютон открыл законы классической механики, ввел понятие скорости и перед философией открылись невиданные до того перспективы. В 18 в. французские материалисты Гольбах, Дидро, Ламетри, Вольтер и др. придали категории материи статус субстанции и ввели в оборот идею самодвижения материи.

4 Гелиоцентрическая модель мира Коперника утверждает, что в центре Солнечной системы находится Солнце (Гелиос). Она противостоит птолеемеевской геоцентрической модели, в которой в центре мира находится земля (Гея).

PAGE  4




1. Юлий Цезарь. Часть первая Спуск во тьму Хвала о музы вам Я зрел селенья звездны Бесстрашно нис.
2. Женский цистит
3. тема знаний- предмет круг проблем цели и задачи
4. тема уголовного права2
5. варианты контрольных работ
6. .Monologue Do you gree with the sttement- rdquo;Women py much ttention to their ppernce thn men dordquo;.
7. Державне регулювання страхової діяльності
8. О моркови
9. тема англ. Economic system совокупность всех экономических процессов совершающихся в обществе на основе сложив
10. класса Описание Автор и место проведения Стоимость руб
11. Вплив на атмосферу підприємств харчової промисловості та шляхи його зниження (на прикладі ВАТ Жашківський маслозавод)
12. Российский государственный профессиональнопедагогический университет Институт психологии Кафедра
13.  Both my brotherinlw work in bnk which is situted on the outskirt-outskirts of town
14. Герой и народ в поэме АТТвардовского Василий Теркин
15. Реферат на тему- Поняття План Поняття як форма мислення
16. Вопросы к экзамены по Истории отечественного государства и права
17. Ростовский государственный строительный университет Утверждено на заседании кафедры физики
18. прежнему облеченные тайной и скрытые от любопытных глаз как было и в те времена когда народ страны Кеми еще
19. Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики
20. на тему Анализ дебиторской задолжности- цель задачи информационная обеспеченность Выполнена сту