Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЧАСТЬ III. ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Тема 7. Культура и цивилизация. Историческая типология культур.
Литература.
I. Теоретическая часть.
1. Понятие цивилизации. Споры и дискуссии вокруг этого понятия. Цивилизация и культура. Термин «цивилизация» как и «культура» несет чрезвычайно большую семантическую нагрузку, поэтому всегда требует уточнения. Однозначной трактовки этого понятия нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.
Впервые римляне термином «цивилизация» («цивилис») называли гражданский, городской уровень жизни, подчеркивающий их превосходство в бытовом и политическом отношении от примитивных, по их мнению, племен (варваров). В европейской культуре это понятие появилось в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал. Французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.
В начале XIX в. наметился переход от европоцентризма к признанию ценности всех вариантов человеческого развития. В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации, основу которой составляло представление о том, что у каждого народа своя цивилизация (Т.Жуффруа). Понятию цивилизации был придан локально исторический смысл. Ф. Гизо соединил его с идеей прогресса, заложив основы этно-исторической концепции цивилизации, предполагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой, есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. Марксизм предложил стадиальный подход - термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной стадии развития человечества как единого целого, следующий за дикостью и варварством, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований. В XIX в. были заложены основы еще одного - локально-исторического подхода к пониманию цивилизаций (во множественном числе), которые мыслятся как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования. Именно так считал Н. Я. Данилевский, называя их «самобытными цивилизациями» или «культурно-историческими типами».
Как уже говорилось, О. Шпенглер понимал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее «закат» или упадок. Цивилизация как ценность всех культур выступала в теории К. Ясперса. Для взглядов А. Тойнби, Сорокина характерен взгляд на цивилизацию как на определенную ступень в развитии культуры отдельных районов и регионов. В частности А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляют религия и четко выраженные параметры технологического развития. Н. А.Бердяев, С. Н. Булгаков отождествляют цивилизацию с высоким уровнем материальной деятельности человека, экономических отношений, в противовес культуре как духовной сущности человека. Известный социолог Л.Уайт рассматривает цивилизацию с точки зрения внутренней организованности, обусловленной тремя компонентами: техникой, социальной организацией, философией. Технике в данном случае придается первостепенное, определяющее значение.
Идея различения культуры и цивилизации имеет долгую традицию и используется до сих пор. В первые тезис об их противопоставлении был поставлен еще в начале XIX в. в рамках элитарной концепции культуры и критики технического развития, которое и понималось как цивилизация. Причем, интеллектуальная элита выступала в качестве генератора духовной культуры, противопоставляемая обществу как таковому, то есть широким социальным слоям, занятым в производстве. Еще один вариант различения культуры и цивилизации был предложен сторонниками эволюционного понимания развития истории. Цивилизация рассматривалась как совокупность культур регионального уровня, развивающихся в сторону своего усложнения. Самый распространенный взгляд на различение культуры и цивилизации понимает цивилизацию как создание материально-технической базы для развития культуры как духовного содержания человеческой жизни.
В современной отечественной литературе преобладает культурологический подход к определению понятия «цивилизация», при котором она выступает как синоним понятия «культура». В широком смысле под ним подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком только материальную культуру. Большинство исследователей согласно с Ф. Броделем, представителем французской исторической школы «Анналов», что цивилизация - это «пространство, культурная зона, совокупность культурных характеристик и феноменов». С. Хантингтон определяет цивилизацию как «культурную общность наивысшего ранга, предельный уровень культурной идентичности людей». Различные регионы, этнические группы, народы, религиозные общины - все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности; цивилизации различаются на самом высоком ее уровне, - следующую ступень «составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ». Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, - а также субъективной самоидентификацией людей, которая может меняться (в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации). Каждая из цивилизаций может включать в себя несколько наций-государств (как, например, западная, латиноамериканская, арабская цивилизации), а может - одно-единственное государство (как китайская). Цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны. Цивилизации динамичны, у них бывает подъем и упадок, они гибнут. Большая часть истории человечества - это история цивилизаций, а не государств.
И все же на сегодняшний момент понятие «цивилизация» еще не определилось окончательно, не смотря на то, что ни у кого не вызывает сомнения то, что цивилизации являются основным феноменом исторического развития в качестве «особого человечества на отдельной земле».
Мы будем определять цивилизацию как человеческое сообщество, обладающее особым внутренним механизмом саморазвития, а также
Ключевым в этом определении является понятие ментальности как способа восприятия действительности. Ментальность формирует социальное поведение общества, групп и индивидов. Российский исследователь А. Я. Гуревич определил понятие ментальности следующим образом: «Ментальность это наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя».
Мы можем с уверенностью утверждать, что человечество живет и развивается цивилизациями существовали цивилизации майя, древнекитайская, древнеегипетская, античная, средневековая европейская, новоевропейская и другие цивилизации. Однако некоторые исследователи полагают, что процесс образования цивилизаций в современном мире закончился, наступил, по образному выражению Ф. Фукиямы, «конец истории». По их мнению, многобразие путей развития существовало только до момента бурного развития современной западной цивилизации, которая становится общемировой. Вопрос о существавнии единой мировой цивилизации на сегодняшний момент может ставится только по отношению к общемировым проблемам, поскольку человечество все еще делится на сообщества, имеющие свой внутренний механизм жизнедеятельности и особое восприятие действительности. В современном мире мы имеем колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной и художественной культуры. Большинство современных исследователей согласны с тем, что целесообразно выделять 8 существующих сейчас «больших культур» или «цивилизаций» (они перечислены в соответствии с порядком их зарождения): китайская, японская, индуистская, исламская, западная, российская, латиноамериканская, африканская.
Итак, на протяжении истории человечества существовали и существуют различные цивилизации, мы можем называть их историческими культурами, обладающими неповторимым обликом и яркими характерными чертами. Как мы уже рассмотрели, имеется множество способов их систематизации.
2. Типы цивилизаций. В рамках цивилизационного подхода был предложен вариант различения культур по характеру их развития. Отечественный исследователь Л. Семеникова выделяет три типа развития природный, восточный и западный - по следующим характерным для них признакам:
1. Общность фундаментальных основ ментальности.
2. Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития.
3. Взаимопереплетение культур.
4. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
К природному типу развития относятся народы, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Для них характерно магическое восприятие действительности, язычество, табу на изменения, отсутствие развития. Это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории. Мы называем культуры, относящиеся к этому типу развития, архаическими или первобытными.
Восточный тип - это тип циклического развития, главные черты которого сформулированы на примерах стран Востока - Индии, Китая. Изменения в этих культурах происходят очень медленно, развитие идет циклами. Действительность воспринимается через призму веры. Главная цель жизни видится как служение сакральному, а не достижение конкретных целей. Для общественной системы характерны коллективизм, преобладание общественного над личным, община выступает как самодостаточная ячейка общества, государство имеет деспотический характер. По-другому эти культуры можно назвать традиционными. Время в них воспринимается как циклическое, возвращающееся к исходной точке. Арабо-исламскую, средневековую европейскую культуры относят в восточному типу развития, поскольку они хотя и имеют линейное представление о времени, но развитие в них происходит медленно, общество традиционно.
Западный тип тип прогрессивного развития. Античная культура была первой в истории культурой, развивавшейся быстро и линейно. Для культур этого типа развития характерно представление о времени как быстротекущем, когда прошлое не изменишь, и человек может и должен влиять на настоящее и готовить будущее. Восприятие мира рационально. В отличие от традиционных обществ, высшая ценность инновация. Цели деятельности человека носят прагматический характер. Развит индивидуализм, присутствует представление о приоритете личности над обществом и государством. Развивается рыночная экономика и частная собственность.
Напомним, что любая типология (как и любая классификация) культур - условность, технический прием, полезный как один из способов отбора по определенному принципу бесконечно богатого и многообразного материала различных источников, которые могут рассматриваться в качестве культурологических. Это означает, что представление о типе развития может использоваться наряду с другими типологиями культур. В частности, оно не противоречит современной исторической типологии. Следует иметь в виду, что употребляемые в исторической типологии названия типов культуры сложились в европейской исторической науке для обозначения больших исторических эпох, границы между которыми казались европейским исследователям объективно существующими в реальной истории. Такие обозначения, как первобытная архаическая эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время, были элементами исторического самосознания культуры Нового времени, для которого характерно стремление рассматривать другие культурные миры как своих предшественников, идущих по одному и тому же пути прогресса. С точки зрения современных культурологических подходов, названия рассматриваемых исторических типов культуры, - всего лишь привычные имена, помогающие определенным образом структурировать накопленные сведения по истории культуры, поскольку хронологический принцип построения типологии культур остается одним из самых распространенных и удобных.
Вопросы для самопроверки.
II. Обучающие задания и упражнения.
I. Работа с ключевыми понятиями, терминами и определениями.
1. Сформулируйте соотношение понятий:
2. Дайте определения понятиям:
Цивилизация, ментальность, типология.
II. Работа с культурологическим текстом.
1. Прочитайте и ответьте на вопросы.
А. Тойнби. Постижение истории.
Тезис о «единстве цивилизации» является ложной концепцией, весьма популярной среди современных западных историков, мышление которых находится под сильным влиянием социальной среды. Одна из причин, породивших это заблуждение, заключается в том, что современная западная цивилизация распространила свою экономическую систему по всему миру. За экономической унификацией, которая зиждется на западном основании, последовала и политическая унификация, имеющая то же основание и зашедшая почти столь же далеко. Несмотря на то, что политическая экспансия западного мира в наши дни не столь очевидна и наступательна, как экспансия экономическая, тем не менее, около 6070 государств современного мира, включая также существующие не западные государства, в настоящее время оказались членами единой мировой системы государств с единым международным правом.
Западные историки преувеличивают значимость этих явлений. Во-первых, они считают, что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, как они полагают, завершается и унификация и по другим направлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством, преувеличивая таким образом роль ситуации исторически сложившейся совсем недавно и не позволяющей пока говорить о создании единой Цивилизации, тем более отождествлять ее с западным обществом.
Западное общество провозглашается, тем не менее, цивилизацией уникальной, обладающей единством и неделимостью, цивилизацией, которая после длительного периода борьбы достигла наконец цели - мирового господства. А то обстоятельство, что ее экономическая система держит в своих сетях все человечество, представляется как «небесная свобода чад Божиих».
Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора. Подобный, взгляд на современный мир следует ограничить только экономическим и политическим аспектами социальной, жизни, но никак не распространять его на культуру, которая не только глубже первых двух слоев, но и фундаментальнее <…>
Историки попросту игнорируют этапы и главы истории других цивилизаций, если те не вписываются в их общую концепцию, опуская их как «полуварварские» или «разлагавшиеся» или относя их к Востоку, который фактически исключался из истории цивилизации. Наконец, они совершенно не учитывали наличия других цивилизаций. Православное христианство, например, либо считается частью западного христианства... либо изображается временным наростом на теле западного общества. Православное христианство, по этой версии, зародившись, служило оплотом западного общества в борьбе с Востоком. Исчерпав свои функции, нарост этот атрофировался и исчез, подобно тому, как у головастика отваливаются жабры и хвост на стадии превращения его в лягушку. Что же касается трех других цивилизаций исламской, индуистской и дальневосточной, они вообще отвергаются как «туземные» по отношению к западному обществу.
С помощью таких прокрустовых рамок тезис о «единстве цивилизации» сохраняется и по сей день.
Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.С.8182.
1.Сопоставьте различные точки зрения на соотношение цивилизации и культуры.
2. Прочитайте и сформулируйте тезисы против утверждения о существовании единой цивилизации и тезисы «за» ее существование.
3. Считаете ли вы, что будущее за единой человеческой цивилизацией?
2. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Лесли А. Уайт. Энергия и эволюция культуры.
<...> «культурой» называют определенный порядок или класс феноменов, а именно предметы и явления, связанные с проявлением особой ментальной способности, свойственной исключительно человеческому виду, способностью к символизации. Точнее, культура состоит из материальных предметов орудий труда, утвари, орнаментов, амулетов и т.д., действий, верований и отношений, которые функционируют в символическом контексте. <...>
Возможность передавать культуру небиологическими средствами является одним из ее наиболее существенных свойств. Все аспекты культуры материальный, социальный, идеологический легко передать другому индивиду, поколению, возрастной группе, другому народу при помощи социальных механизмов. Культуру можно назвать формой социальной наследственности. <...>. Элементы культуры действуют и взаимодействуют особым образом. Можно выделять принципы поведения некоторых групп культурных элементов или культурных систем в целом и формулировать законы культурных феноменов и систем.
<...> Культура это организованная, интегрированная система. Но внутри этой системы можно вычленить подсистемы, или аспекты. Для наших целей мы выделим три подсистемы культуры: технологическую, социальную и идеологическую. Технологическая система состоит из материальных, механических, физических и химических орудий труда вкупе с технологией их использования, позволяющей человеку как представителю животного мира вступать в контакт с окружающей средой. Сюда входят средства производства, средства существования, строительные материалы, средства ведения войны и обороны. Социальная система состоит из межличностных отношений, выраженных в коллективных или индивидуальных паттернах поведения. Внутри этой системы мы можем, в свою очередь, выделить общественную, экономическую, этическую, политическую, военную, религиозную системы, системы семьи, организации труда, отдыха и т.п. Идеологическая система состоит из идей, верований, знаний, выраженных посредством членораздельной речи или в иной символической форме. Мифология и теология, легенды, литература, философия, наука, народная мудрость и знания, восходящие к здравому смыслу, тоже входят в идеологическую систему.
Эти три категории составляют культурную систему как целое. Конечно, они взаимосвязаны; каждая влияет на другие и, в свою очередь, испытывает на себе их влияние. Но сила воздействия в разных направлениях неодинакова. Некоторые подсистемы играют в культурном процессе более важную роль, чем другие. <...>
Антология исследований культуры. Т. 1. СПБ., 1997. Интерпретации культуры. С. 439-441.
а) школа «Анналов»;
б) антропологическая школа;
в) проблемно-историческая школа;
г) цивилизационная школа.
2. Для культур природного типа развития характерны:
а) медленное развитие;
б) синкретизм;
в) плюралистичность;
г) быстрое развитие.
3. Впервые слово «цивилизация» встречается:
а) у Аристотеля;
б) у Августина блаженного;
в) в работе Мирабо «Друг людей»;
г) в работе О. Шпенглера «Закат Европы».
4. Л. Уайт считал, что уровень культуры определяется:
а) количеством энергозатрат общества;
б) утонченностью господствующей религии;
в) уровнем удовлетворения духовных потребностей людей;
г) уровнем удовлетворения базовых материальных потребностей общества.
5. Типология культуры, которая вычленяет определенные хронологические периоды по различным основаниям:
а) цивилизационная;
б) историческая;
в) хронологическая;
г) культурологическая.
6. Кто из основателей школы «Анналов» дал следующее определение: «Цивилизация это равнодействующая сил материальных и духовных, интеллектуальных и религиозных, воздействующих в данный отрезок времени в данной стране на сознание людей»:
а) Л. Февр;
б) В. Бартольд;
в) О. Конт;
г) Д. Дидро.
7. Б. К. Малиновский, создатель функциональной теории культуры, определял современную цивилизацию как:
а) равнодействующую сил материальных и духовных;
б) культуру, связанную с городами;
в) уровень развития общества, для которого характерны наличие развитой технологии, хозяйственной специализации;
г) систему общественных институтов, которые выполняют определенную функцию по удовлетворению потребностей людей.
8.Абсолютное преобладание государства над обществом это характерная черта:
а) природного типа развития цивилизаций;
б) восточного типа цивилизации;
в) античного типа;
г) западного типа.
9. Для западного типа развития характерно:
а) синкретичность культуры;
б) традиционализм;
в) новаторство как ценность;
г) цикличность развития.
10. Исследователь, связывающий понятие цивилизации с историей этносов:
а) Мечников Л. И.;
б) Малиновский Б. К.;
в) Бердяев Н. А.;
г) Гумилев Л. Н.
Ответы:
1 -а; 2- б; 3- в; 4-а; 5-б; 6-а; 7-г; 8-б; 9-в; 10-г.
IV. Практические упражнения, задачи.
III. Творческие задания.
2. Найдите и напишите небольшую рецензию на любую понравившуюся вам статью, затрагивающую проблемы цивилизационного развития.
IV. Контрольные задания и тесты.
1. Дайте короткие ответы на следующие вопросы.
Тест 1.
Тест 2.
2. Контрольный тест.
Ответы:
1. Римляне термином «цивилизация» («цивилис») называли:
а) совершенное общество без противоречий;
б) всеобщий общественный идеал;
в) уровень жизни, когда появляется частная собственность;
г) гражданский, городской уровень жизни.
2. Школа «Анналов»:
а) поставила проблему изучения ментальности;
б) сформировала «историю-повествование»;
в) отказалась от идеи локальных цивилизаций;
г) выступила против диктата разума над духовной свободой.
3. Исследователь, который характеризовал цивилизацию как единство трех (технологической, социальной и идеологической) подсистем:
а) П. Сорокин;
б) Л. Уайт;
в) Т.Жуффруа;
г) К. Ясперс.
4. На основании чего выделяются типы цивилизаций ( по Семенниковой):
а) характера развития;
б) хронологического принципа;
в) религиозного принципа;
г) особенностей материального развития.
5. К какому типу развития относят Средневековую европейскую культуру:
а) природному;
б) традиционному;
в) восточному;
г) западному.
6. Этно-историческую концепцию цивилизации, предполагающую, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой, есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом, сформулировал:
а) Т.Жуффруа;
б) Ф. Гизо;
в) Ф. Бродель;
г) С. Хантингтон.
7. Цивилизацию как «культурную общность наивысшего ранга, предельный уровень культурной идентичности людей» определял:
а) С. Хантингтон;
б) П. Сорокин;
в) Ф. Гизо;
г) к. Маркс.
8. Н. А.Бердяев, С. Н. Булгаков отождествляли цивилизацию:
а) с развитием духовной сущности человека;
б) с высоким уровнем материальной деятельности человека, экономических отношений;
в) с совокупностью достижений всех культур;
г) с прогрессом общечеловеческой культуры.
9. Какая цивилизация развивалась по западному пути развития:
а) Вавилонская;
б) Древнеегипетская;
в) Античная;
г) Средневековая европейская.
10. Цивилизация как ценность всех культур выступала в теории
а) Л. Моргана;
б) К. Ясперса;
в) П. Сорокина;
г) Л. Уайта.
1 - г; 2- а; 3- б; 4- а; 5-в; 6-б; 7-а; 8-б; 9-в; 10-б.