Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Тема 1.
Философия, ее предмет и роль в обществе.
Урок 2. История философии
Вопрос 1. Донаучные формы философии:
Вопрос 2. Этапы развития философии.
Философия с античных времен стремилась к тому, чтобы дать человечеству теоретический идеал совершенного знания или практический идеал совершенного поведения.
В европейской философии можно выделить ряд этапов:
1) Античная философия. В 6-5 вв. до н.э. оформляется новый способ рациональности, который позже греки назовут «философией». Человечество всегда проявляло активное отношение к природе, проявляя любознательность и познавательность. Первоначальным способом познания мира является мифологический. Мифология, мифологическое сознание - первая познавательная форма мира. Мифы давали ответы абсолютно на все вопросы.
Постепенно миф теряет свое значение, появляется другая форма познаваемости. В греческой культуре по ряду причин оформляется другой тип рациональности, познаваемости мира. В античной философии выделяют ряд этапов:
1. Раннегреческая философия - ее представляли:
Ионийская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксиманд;
Элейская школа: Парменид, Зинон;
Гераклит Эффеский;
Пифагорский союз;
Демокрит Абдерский;
Анасагор и т.д.
Основной проблемой мыслителей был поиск понимания сущности мир.
2) Средневековая философия. Это принципиально новый тип культуры. Здесь утвердился особый тип религиозности. Религия утвердилась как основной мировоззренческий институт, а позже и экономическим и политическим институтом общества.
В этот период оформляется христианская догматика, оформляются основные постулаты христианства, меняется и проблематика. Основной проблемой становится - бытие бога. Соотношение веры и знания. О смысле и предназначении человека. Для обоснования христианских положений активно используется инструментарий философии.
В развитии философии (теологии - учение о боге) выделяют 2 этапа:
3) Новое время. Ряд этапов развития философии:
- 16-17 вв. - эпоха научных революций. Наметилось лидерство точного прикладного естествознания: математика, механика, гидравлика, оптика, комплекс инженерных наук. Эти науки отличались строгостью и обращением в практике: с опытом, с экспериментом. В этот период оформилось скептическое отношение к гуманитарным наукам, прежде всего к философии. Эта позиция в XX в. Получит название «сценитизма», слово от латинского происхождения «наука». Многие исследователи выражали недовольства философией, скромными результатами исследования. Оформляется позиция, что философия не наука.
Претензии сценитистов можно представить:
Позиция сценитистов подвергается критике и особо она никак не называется. Полемику надо начинать с выяснения, что такое наука? Наука - это не монолитное образование, а можно выделить ряд видов:
классические,
фундаментальные,
прикладные,
гуманитарные, - естественные.
В 17-18 вв. - эпоха просвещения, предпринимаются попытки «анау-чить» философию (придать ей другой вид, форму), меняется форма подачи анализа.
Роне де Карт - рационалист, выводит философские термины, аксиомы. Он считал, что исходной аксиомой философии является положение «я мыслю - значит я существую».
Б.Спиноза выводит этические термины.
Возникают идеи о преобразовании общества. Средства общественного переустройства предлагали разные:
- революционные (Ж.Ж.Руссо - якобинцы);
- умеренное либеральное уповает на просвещение - «просвещенная монархия».
Поэтому образование - это не только получение образования, но и переустройство социального мира.
Представители английского просвещения - Томас Гоббс, Д.Локк, Д.Юм, Д.Беркли.
Французское просвещение: Вольтер, Ш.Мотескьё, Ж.Милье, Ж.Руссо, Д.Дидро, А.Гильвеций, П.Гольбах...
Немецкое просвещение: И.Фихте, И.Кант, Ф.Шеллинг, Гегель, Л.Фейербах, А.Шопенгауэр, Карл Маркс, Ф.Энгельс, Ф.Нитше...
Русское просвещение: П.Я.Чаадаев, В.Соловьев, Н.Бердяёв, И.Киреевский, П.Флоренский, С.Л.Франк, М.М.Бахтин, Л.Н.Толстой...
Русская философия была предана забвению не случайно, она тесно связана с православием.
4) Новейшее время - Новая философия. Лидируют немцы: М.Хайдеггер, Э.Фромм; англ. К.Поппер; французы - Альбер Канью, Д.Ж.Дарида, П.Сартор.
Вопрос 3. Материализм и идеализм в истории философии.
В философии есть два мировоззренческих направления: материализм и идеализм. Они оформляются в античной философии и присутствуют в контексте современной философии. Они противоположные, но полемика между ними не закончена
Идеализм в философии имеет свой смысл. Всё в этом мире условно можно отнести к двум субстанциям, водоразделом этих субстанций является сам человек. Речь идет о материальной и духовной субстанции. Материальная субстанция это та, которая не зависит от человека, от его сознания - объективная субстанция; есть субъективная или духовная субстанция (мысли, чувства человека). В философии эти субстанции называют по разному.
Объективное Субъективное
Материальное Идеальное
Материя Сознание
Природа Духовная
Мир Человек
Суть проблемы заключается в том, какая из этих субстанция является первичной (активной, и порождающей), а какая вторичной (пассивной, порождаемой).
Постепенно оформляются два диаметрально разных подхода:
1. Материализм оформляется уже в античности. Выделяют ряд исторических форм: античный материализм, метафизический материализм (17 в. в Европе), диалектический материализм (К.Маркс, Ф.Энгельс).
Материализм свое название получает в средние века. С латинского переводится «материалис» - чувственный, вещественный. В настоящее время перевод ничего не объясняет. Это форма мировоззрения. Основные принципы которого можно представить:
- материальная субстанция существует до идеальной. Она самозарождается, самоусложняется и на определенном витке своего усложнения порождает идеальную субстанцию (сознание, носителем которого является человек). Материализм напрямую связан с атеизмом. Он не признает мировых духовных субстанций.
Представители материализма: Д.Беркли, Аристотель...
2. Идеализм свое название от греческого слова «Эйдес» - понятие ввел Платон. Слово имеет ряд переводов.: вид, форма, сущность, идея. Идея как смысловая модель вещи. Идеалисты полагают, что картина мира иная, чем её рисуют материалисты. Первичной субстанцией является идеальное, т.е. мировое духовное начало. У разных философов эта субстанция называется поразному: Платон - Эйдос; Гегель - абсолютная идея; Ф.Шелинг мировой разум; А.Шопенгауэр - мировая воля и т.д.
Мировая духовная субстанция обладает рядом свойств:
1) она существует до природы;
2) она существует независимо от материальной;
3) духовная субстанция активна и порождает материальную.
По Гегелю природа - это есть духовная форма (телесная) в развитии абсолютной идеи. Дух имеет принимать материальную форму.
Очень часто смешивают объективный идеализм с религией. Идеализм и религию не правомерно отождествлять. Они оперируют разными категориями. Религия адресуется к вере, объективные идеалисты к разуму.
Идеализм бывает 2 направлений:
Субъективный идеализм появляется позже, он представляет собой мировоззрение на эпоху возрождения, которая сделала оценку.
В начале 17 в. оформляется ряд наук: механика, физика, оптика, ряд биологических наук (человеческая психика). Оформляется принципиально новая мировоззренческая картина. Эту картину выразил Р.Декарт:
Мир. Д.С. >/ М <-> / чел. - субъективная цепь.