Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- Что такое философия

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 17.5.2024

Тема: Что такое философия.

Термин философия состоит из 2х слов philo «любовь» Sophia «мудрость» ввел Пифагор. До нас дошло его мнение: «Жизнь подобна игрищам, одни приходят на нее состязаться, другие торговать, самые счастливые – смотреть» и в жизни одни рождаются до славы и наживы между тем как философы – до одной только истины».

Древние греки имели ясное представление что такое мудрость и что такое знание. Знаменитый Платон полагал, что мудрыми являются только боги, а человек – это только любитель мудрости. Греки зафиксировали важный момент в понимании философии. Она есть стремление к истинному знанию. Платон под истиной понимал первоосновы первоначала бытия. Аристотель видел главное достоинство философии в том, что она никому, ничему не служит, она самодостаточна и выступает как самоцель. Также Аристотель считал, что раз человеку дана способность разумения, то глупо ей не воспользоваться. И также как физические нагрузки развивают телесность человека, философия развивает наш ум.

Сложность представления и философии как о чисто спекулятивном знании, оторванном от практики. Между тем, древние греки видели в философии практические моменты. Так софисты считали что философией доказать что угодно.

Эпикур полагал, что только философия может сделать человека счастливым, т.к. избавляет его от страхов, например, страха перед смертью. Смерти бояться глупо, поскольку человек с ней никогда не встречается. «Когда мы есть - смерти нет, когда мы умираем, нас уже нет».

Значение философии, как и любой другой духовной сферы человеческой деятельности исторически претерпевало изменение. Так в средние века, в период формирования христианской культуры, философия полностью переменялась богословно, и у них была 1 цель – постижение бытия бога. Ситуация меняется в новое время (16-17века), когда формируется наука современного типа и содержание человека современного типа. В это время:

  1.  На первый план выходит естественно знание и математика. Наука стремится и физико-геометрическому описанию мира».
  2.  Мир, человек, природа понимается как механизмы. 
  3.  Эталоном науки становится математика. Философия должна строиться по ее типу.
  4.  В дальнейшем философия понималась как основа, как базис науки. Немецкий философ Фиктер называл ее «наука учения». А для Гегеля кроме философии ничего не существовало.

В 20 веке дифференциация наук затронуло и философию. Философия стала отказываться от решения классических проблем. И в основном превратилась в философию языка, науки. Философия также как и наука направлена на рациональное постижение действительности, в отличие от религии, в основе которой бездоказательная, слепая вера. Как и наука, философия имеет свои понятия и категории, и формирует закономерности развития мироздания. Но в отличие от других наук, которых интересует какая-либо одна часть мира, философия интересуется миром как целым.

К тому же философия в отличие от науки содержит этический и эстетический компонент. Только философия может создать мировоззрение. Трудность философии заключается в том, что ее предмет весьма специфичен и необходим (его нельзя увидеть, пощупать, услышать). Философия имеет свои методы, причем они универсальны и присутствуют в любом теоретическим знанием.

Все многообразие методов философии можно снести к 2-м основным: диалектике и метафизике. Это не просто методы, но и учения.

1.Метафизика.

Само слово означает то, что следует за физикой, и появилось благодаря А.Разовскому в 1 веке н.э. в результате систематизации трудов Аристотеля. В классическом понимании философии, она есть метафизика. Но уже Гегель (19 век) сокрушается о том, что метафизическое понимание философии передано забвенно. Для метафизики характерно: статичность, однородность, догматизм. Сведение всего многообразия явлений и одному для всех, а также рассмотрение объектов самих по себе, ьез всяких взаимосвязей. Метафизика базируется на законах логики.

Логика – это наука о законах мышления. Это основа всех наук вообще. Отцом логики является Аристотель. Он формирует 3 основные ее законы:

1закон: тождества. Его формула А=А

2закон: запрета противоречий. (в отношении одной и той же вещи, мы не можем выписать 2 противоречивых суждения) А не равно В.

3закон: третье не дано. Или А или В.

Заблуждения метафизического мышления связано с излишним догматизмом, замкнутостью исследуемых объектов на самих себе.

2. Диалектика.

ДЗ: как я понимаю фразу Гераклита жизнь и смерть одно и то же?

Сократ под диалектикой понимал искусство спорта. Првым диалектиком считают Гераклида, который говорил о том, что каждая вещь в процессе своего развития первращается в свою противоположную. Мир- это борьба противоположностей. Кант (18в) видел в диалектике лишь логику видимости, считал,что она создает иллюзию. Подлинным диалектиком был, конечно же, Гегель. Он полагал вслед за Гераклитом, что противоречия - это сущность жизни. В марксистской философии на основании учениях Гегеля быи сформулированы законы диалектики: 

1) единство и борьба противоположностей
2) переход количества в качество ("Лысина")
3) закон отрицания отрицания (зерно - стебель - зерно)

Для диалектики характерно:

-динамизм
-изменчивость
-развитие
-релятивность

Если в метафизике существует возможность пасть в догматизм, то в диалектике существует воможность пасть релятивизм. В диалектике а всегда равно б, в отличии от метафизики. 

Функции философии:
-теоретикопознавательная
-прогностическая (понятие атомов было введено в философии за 2 тыс лет до использования в науке)
-социальная (передача социального опыта)
-аксиологическая (ценностная)
-гуманитарная

Тема: Философское осмысление познания.

Аристотель говорил о том, что все люди по своей природе стремятся к знаниям. Большинство мыслителей всех времен смысл жизни человека имели именно в познании. Знание было е только основой духовной жизни общества, но и материальной базой. В древней Греции мыслитель, философ,  был достаточно богатый человек. В современном обществе уровень развития всецело определяется знанием и образованием. Большинство развитых стран стремятся к всеобщем бесплатному образованию : Франция, Япония, Китай. Знаменитый экономист Адам Смит сравнивал хорошо образованного человека с дорогостоящей машиной. Философию интересует наиболее общие проблемы познания.  С древности ( Перрон) и до Канта был потавлен вопрос что я могу знать. Он включает в себя следующие моменты: существует ли объективное знание; каким способом человек достигает его; каковы границы познания.

Все начинается с позновательной способности человека.

1) наше чувство - это то что нам дано изначально (зрение, слух, осязание, обоняние). Уже древние греки выражали скептическое отношение к данным увственного опыта. Чувства нам врут, они всецело субъективны. Напимер Платон писал следующее: подул ветерок одному он кажется холодым, другому теплый, каков он на самом деле не знает никто.

2)  рациональная способность. Разум стремится познать мир через понятия. Современная философи говорит о том, что познания - это сложный процесс, в котором тесно переплетаются как чувства, так и разум. Эмперические факты постигаются теоретическим путем.

3) иногда выделяют интуицию как способ познания. Спиноза 16 век, Берцон, Лосский видели в интуиции единственно истинный способ достижение истины.

     В истории философии решение проблем ы познания связано со сменой трех парадигм.

 1 парадигма онтологическая. Эта парадигма формируется в античности и связана с поступировнии оперделенных представлений, о мире, из которых в последствии выводятся способы познания этого мира. Например: Платон говорил о существовании мира идей, как основы мира вещей и единственно возможный способ познания этих идей – при помощи разума.

2 парадигма гносеологическая. (Формир. с 17 века). Акцент делается на познании. Произведения (названия) мыслителей того времени говорят сами за себяПравила руководства ума», Рене Декарта, «Опыты о человеческом разумении» Локка и др.). В это время формируется 2 основных способа познания – эмпирический и рационалистический.

3 парадигма критическая. 18 век. Иммануил Кант. Он полагал, что нас интересует не само знание, а условия его возникновения. В основе знания, согласно Канту, лежат априорные (доопытные) формы.

Стандартная эпиотелогическая установка того, что некий субъект S знает предмет P включая три условия:

- условие истинности (адекватности);
- условие убежденности (приемлемости)
- условие обоснованности (доказательная база)

Таким образом, знания – это адекватное обоснованное убеждение. 

Понятие истинности философии.

Уже древние реки (Платон, Аристотель) обратили внимание на то, что единственное требование, которое человек предъявляет к знанию касается его достоверности или истинности. Существует несколько точек зрения о том, что такое истина:

1 концепция: Она связана с именем Аристотеля. Называется классической (корреспондентной) теорией истины. В основе лежит понятие соответствия. Аристотель говорил, что существование истинного, если оно соответствует реальному положению дел. На деле оказывается, что мы сравниваем не наше представление с предметом, а представления между собой. (К тому же описание Москвы составленное экономистом, будет отличаться от описаний философа, архитектора и т.д.) Эти сложности привели к тому, что истину стали понимать только как регулятивную идею, некий идеал, который недостижим, но к которому следует стремиться.

2 концепция: Когерентная. Она связана с тем, что суждение считается истинным, если оно согласуются с системой уже принятых афпоритетных знаний 2*2=4 истина, т.к. оно часть теоремы Пифагора.

3 концепция: Прагматическая. Девиз здесь «Практика, критерий, истина». Один из основоположников был Уильям Джеймс (американский психолог). Он говорил следующее: «Неважно существует бог или нет, важно то, что признание идеи бога благоприятно сказывается на общежитии человека». Но, как заметил философ, математик Бертрам Рассел (20век): «Признание практического интереса ключевым пониманием истины может привести к парадоксальным результатам». Наше современное мореплавание базируется на навигации Птолемея (геоцентризм) «Земля центр и неподвижна».

4 концепция: Консенсус. 

Само слово софист изначально означало человека, который достиг совершенства в какой-либо области. Но в истории софист вошли с запятнанной репутацией. Сейчас слово софизм является синонимом мнимой мудрости. Софистами были учителя красноречия, взимали за обучение плату. Они первые юристы. Классический пример софизма: софизм рогаты – то, что ты не терял, ты имеешь, если ты рога не терял, значит, они у тебя есть. Я человек, ты не я, значит ты не человек.

Также размышления были распространены в Древней Греции. Софистами считали даже Сократа, Платона, Аристотеля, хотя они были ярыми их критиками. Аристотель к софизмам относил Апории Зенона. Зенон доказывал, что движение, множественность и пустоту нельзя мыслить без противоречия. Самый быстрый человек Акипес никогда не догонит черепаху. Зенон впервые зафиксировал то, что разум, чувства дают нам разные представления о мире.

К парадоксам в отличии от софистов относятся более серьезно. Парадокс – это в широком смысле суждение, которое расходится с общепринятым мнением. В узком смысле парадокс это 2 противоположных утверждений. Для каждого из которых можно найти соответствующие аргументы. Наиболее резкая форма парадокса – антиполия – это рассуждения, указывающие эквивалентность 2х суждений, одно из которых есть отрицание другого. Ярким примером антиполии являются 4 антиполии Канта.

1.Тезис – мир имеет начало во времени  границы в пространстве. Антитезис – мир не имеет начала во времени и границ.

2. Тезис – в мире все состоит из простого. Анти – в мире нет ничего простого.

3.Тезис – в мире есть свобода. Анти – все подчинено необходимости, свободы нет.

4.Тезис – в мире или за его пределами есть Бог. Анти – Бога нет не в мире, не за его пределами.

Граница между софизмом и парадоксом может быть весьма прозрачной.

Например: самым древним, сложным парадоксом является парадокс «лжец». Его короткая форма «я лгу». Получается, что если я вру, то я говорю правду, а если я говорю правду, то я вру. Здесь речь идет о смещении 2х языков. Того языка, на котором говорит, и того языка, о котором говорим. Например, сравним 2 высказывания: 1)стекло прозрачное 2)верно, что стекло прозрачное.

Также знаменитым парадоксом является существование знающего незнания. Можно ли одновременно знать и не знать что-то?

Сократ говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». На самом деле в любой науке можно встретить присутствие знающего незнания. Например: в 20-е годы 20 века физик Дирак предсказал существование элементарной частицы позитрона и 20 лет спустя ее обнаружили. 

Большинство софизмов связано с тем, что границы многих понятий практически отсутствуют. Аристотель, например, говорил двусмысленности слова «знать».

Слова «большой», «маленький», «умный» могут носить двусмысленный характер.

Парадокс «Протагор и Евакел». Протагор был софист, Евакл ученик. Они заключили договор: Евакл должен был оплатить обучение после выигрыша в суде. Не менее знаменитый парадокс, который в 20 веке сформировался. Бертран Рассел. Он касается теории множеств. Форма высказывания называется «Парикмахер». Жители одной деревни решили, что им нужен парикмахер, который будет стричь только тех, кто не стрижётся сам. Парадокс возникает, если мы спрашиваем «а кто будет стричь самого парикмахера. Получается, что он может себя стричь, только если не может себя стричь. Парадокс возникает в результате неправильного соглашения. 

Все многообразие современных парадоксов обычно делят в зависимости от уровня познания:
-эмпирического
-теоретического.

В первом случае речь идет о том, что для разрешения парадокса не хватает фактического материала. С теоретическими парадоксами разобраться сложнее. 

  1.  Парадокс связан с 5-м постулатом Евклида. Однажды русский ученый математик Лобачевский сформировал 2 положения:
    1) то что 5-й постулат верен
    2) он не доказан, но если он не доказан, не значит, что он не верен.
    Следовательно, утверждения, которые противоположны 5-му постулату, тоже могут быть верны. Так возникла, неевклидова геометрия, в которой параллельные прямые пересекаются.
  2.  Парадокс (физика и биология) Закон термодинамики. Биология основывается на теории эволюции (теория Дарвина). Пригожин предложил следующее: физика действует для замкнутых систем, а биология действует для открытых органических систем.

Научное познание

Наука – особая сфера человеческой жизни, которая направлена на достижении знаний в разных областях. В современном мире наука еще и социальный институт. Этапы развития науки:
1. Доклассический (с зарождения в Древней Греции до 17 века). Наука здесь выступает как самоцель и человек воплощает в науке свое единство с природой и окружающим миром. Практический интерес к науке вторичен.
2. Классический (17- н19 века) В этот период происходит 2 революции Первая (17 век) – появление механистической картины мира. Математика становится эталоном науки. Вторая (18- начало 19 века) – происходит переход к дисциплинарной организованной науке. В науку вводится понятие «развитие». Появляется биология, геология, химия. В общем плане этот период характеризуется тем. Что человек отделяет себя от природы и испытывает к ней практический интерес.
3. Неоклассический (конец 19 века и до наших дней). Происходит становление релятивности в квантовой теории. Возникает концепция нестанционарной вселенной. Появляется генетика, кибернетика. В гуманитарном знании господствует теория систем. В общем плане в этот период происходит отказ от прямолинейного антологизма и подчеркивается относительность истинности теорий. В 20 веке появляется философия науки.

Концепция развития науки.

  1.  Кумулятивистская (позитивистская). Наука представляет собой простую арифметическую сумму знаний (Гербер, Спенсер, Макс).
  2.  Фальсификационистская. В этой теории развитие науки происходит путем уменьшения нашего незнания за счет исключения ложных суждений.
  3.  Эпистемолого-эволюционистская. Развитие науки происходит на основе теорий эволюции ка естественный отбор концепций, в соответствии с теорией эволюции в зависимости их соответствия стандартам наук.

Механизмы научной деятельности.

  •  Интернализм. Здесь главными движущими силами являются потребности самой науки.
  •  Экстернализм. Здесь наука зависит от социального экономического диктата.

В 20м веке появляются 2 принципа, которые характеризуют методы науки:
1)Верификация – проверка каких-либо теоретических поражений с помощью доказательств.
2) Фальсификация – выдвинул Борппер. Это способ опровержения научных утверждений по средствам эмпирической проверки.

Философское осмысление бытия.

Бытие – это предмет философии, который обеспечивает ее специфизм перед другими науками. Бытие нельзя исследовать как любой другой предмет науки. Это и вызывает сложности, которые приводят даже к отрицанию метафизического понимания философии.

Бытие это предельно общее понятие, через которое человек осуществляет свою связь с миром как целым.

Термин «бытие» был введен Парменидом. Он понимал бытие как единое, неподвижное, мислимое. Мартин Хайдеггер говорил, что поиск человеком бытия – это поиск своего дома, преодоление осиротелости и философия отражает желание человека повсюду быть как дома.

Философия ->бытие ->знание о бытии всегда неизменно.

Космология -> универсум (вселенная) -> знание о мире постоянно меняется (дополняется)

Основные понятия онтологии.
1.Бытие
2.Конечное сущее (любая вещь)
3.Сущность
4.Существование

1.Сущее всегда конечно. Сущность является принципом ограничения для сущего.
2. Быть и существовать – разные вещи.

Характеристики бытия:

  1.  Бытие исходная категория, которая выше всех различий и индивидуальностей.
  2.  Бытие беспредикатно. К нему ничего не присоединяется. Оно само есть субъект и само определяет каждую вещь.
  3.  Назначение бытия – указывать, что нечто имеет место, что оно существует.
  4.  Бытие – это проблеск смысла на фоне его полного отсутствия.

Выделяют 2 точки зрения на бытие:
- бытие открывает нам подлинный мир сущностей, и здесь одни мыслители отождествляют бытие с тем или иным видом сущего (огнем, водой и т.п.), а другие говорят о чистом бытие;
- мыслители полагают, что бытие это пустое понятие, которое, в лучшем случае, лишь полагает узнать структуру нашего разума. Среди них, один растворяет бытие в позитивном содержании наук, а другие выводят его в плоскость этико-антропологической проблематики.

Пространство и время.

В современной науке выделяют 2 концепции относительно пространственно-временных отношений.

  1.  Субстанциальная. Когда пространство и время понимаются как самостоятельные и независимые от материи субстанции. Ярким представителем был физик Исаак Ньютон, который говорил о существовании абсолютного пространства и абсолютного времени.
  2.  Реляционная. Пространства и время существуют как система отношений. Например, Иммануил кант, философ 18 века, понимал пространство и время как априорные формы нашей чувственности.

Свойства и характеристики пространства:
хар-ки:  протяженность
       трехмерность
       изотропность
       однородность

Временные хар-ки: длительность, необратимость, однородность.

Философское осмысление человеческой природы.

Что такое человек?

Платон: «Человек – это двуногое без перьев, с плоскими ногтями».

Паскаль: «Человек - мыслящий тростник».

Т. Моррис: «Человек – это голая обезьяна».

Иммануил Кант заявил, что человек особое существо.

А в 20-е годы 20 века возникла философская антропология. Это школа, которая представлена взглядами Шейлера, Плеснера, Гейлена. Они сделали вывод: Мир центрирован на человека и нации сводятся к антропологической проблематике.

В чем заключается уникальность человеческой природы?

1)рациональность, разумность (в 20м веке Зигмунд Фрейд выдвигает учение о бессознательном, т.е. нами управляют бессознательные силы);
2) речь;
3) труд;
4) творчество – способность создавать универсальные ценности, оно дарует нам бессмертие;
5) социальная организация (не некоторые виды живых существ тоже социальны).

Современные американские социо0биологи Рьюз, Уилсон, Мигли заявляют о том, что между животным и человеком разницы никакой нет. Даже такие качества как альтруизм, самопожертвование, сострадание можно найти и в мире.. Человек может спать разрушительной силой, от которой пострадает весь мир. Уникальность человека заключается в том, что бы осознать свою ответственность перед миром, чтобы его не погубить. Одна из важных проблем в антропологии это проблема происхождения человека. 2 концепции.

  1.  Креационизм (она господствовала до 19 века, когда были главы ветхого завета «Человек создан Богом»)
  2.  Эволюционизм (в середине 19 века выходят 2 работы Дарвина 1)Происхождение видов путем естественного отбора; 2)происхождение человека. В последней он применяет теорию трансформизма к человеку.) Эволюция имеет в себе 3 принципа: изменчивость, естественный отбор, борьба за существование. 

Еще до Дарвина задатки эволюционизма были у Эмпедокла, который первый пытался объяснить, что жизнь вышла из воды.

На сегодняшний момент выделяют 28 вариантов эволюционизма. Их можно свести к 2м основным направлениям:
- не финалистские теории;
- финалистские теории. 

1.Развитие жизни на Земле происходило случайным путем. Современный вариант - это систематическая теория или неодарвинизм, который соединяет теорию мутации и естественный отбор.

2.Финалистские. Развитие жизни на Земле происходило согласно какому-то плану. И он привел к появлению человека разумного.

С точки зрения науки происходило:
1) в начале появился homo habilis (человек умелый)
)
1.6 – 100 тыс. лет назад – человек прямоходящий
3) 40 тыс. лет назад – человек разумный.

Эрист Кассирер «Эссе о человеке» говорит о том, что присутствует 3 представления о человеке:

  1.  Религия. В ней человек это подобие Бога, но ограниченное. Любая религия говорит о том, что главное в человеке грех, страдания, спасение.
  2.  Согласно философии человек – это открытие миру существо, автономное, способное, наделенное разумом, волей, способное творить.
  3.  Наука. Человек как био существо, часть природы.

Антропный принцип.

В 1974 году Б.Картерен, который заметил, что естественная структура космических объектов функционирует на основании определенных физических констант. Их значимость настолько велика, что при любом малейшем отклонении могут произойти изменения в структуре космического целого так, что жизнь на Земле становится под вопросом, то есть биологическая структура всецело зависит от космической ситуации, сочетания природных констант.

Например: к числу главных констант относят скорость света, равновесие сил гравитации, заряд электрона, масса протона и т.д.

Картер сформулировал принцип в 2х вариантах: сильном и слабом.

Слабый вариант анти принципа – выражает только тот факт, что эксперимент известное сочетание физических констант. Составленное условие жизни и то, что мы можем это соблюдать.

Сильная формулировка имеет более философское значение. Человек, наблюдающий этот мир – конечная цель совокупности всех констант. Картер – «Мыслю, следовательно, таков мир».

Барроу и Тиллер (2 англ.) предложили «Терминальный принцип». Если вселенная запрограммирована на появление человека, то есть на разумную обработку информации, то она уже никогда не исчезнет. Ученые приходят к выводу о неком телеологическом проекте.

Постиндустриальное общество.

Общество бывает индустриальное, доиндустриальное, постиндустриальное. Главные теоремы нового общества это Белл, которые в 1973 году выпустил книгу «Грядущее постиндустриальное общество»». Кастельс, 20 лет спустя в 1996 году выпустил трехтомник «Информационная эпоха: экономика общества, культура».

Понятие информации.

Особенности информации:
- знание не является индивидуальной собственностью. Оно не поддается отчуждению;
- приобретение знаний это групповой процесс;
- информация имеет трудно-охраняемый характер, быстро распространяется и быстро устаревает.

Выделяют даже дату перехода к постиндустриализму – 1991 год. Когда впервые на защиту промышленного оборудования США потратило меньше, чем на закупку информации, технологий, а в Японии инвестиции в науку превысили инвестиции производства. По мнению Белла, только США и Европа претендуют на этот статус. А Кастельс говорит о Японии. Белл выделяет 11 признаков нового общества, 5 из которых тесно связаны с наукой. В общем плане новое общество характеризуетс 2-мя  основными чертами:

1)центральная роль теоретического знания
2)расширение сферы услуг по отношению к производящему хозяйству.

Произошел сдвиг в соотношении 3- секторов экономики:
первичный –сельское хозяйство
вторичный
 – строительство и обрабатывающие отрасли
третичный
 – услуги.

По мнению Белла, наука стала определять производство. Производство стало наукоемким, наука превращается в интеллектуальную технологию и производительную силу. Если доиндустриальное общество строилось на мускульной силе и сырье, индустриальное на энергии и машинах, то теперь в основе всего знания и информация. В постиндустриальном обществе, по мнению Белла, развивается новый класс технические специалии профессионалов, которые направлены на внедрение инноваций. Как результат сокращается доля неквалифицированного труда. Сами трудовые отношения значительно меняются. На первый план выходит молниеносный компонент. Отсюда, игра как основной компонент общественных отношений.

Кастинз: «информационное общество отличается тем, что в нем оптимизировано сочетание и использование факторов производства на основе знаний и информации». Главное в обществе это создание общего для всех коммуникационных сетей и технологических полей цифрового языка, на котором информация создается, хранится и передается. Общество функционирует за счет сетевой логики. И системный и сетевой характер организации общества делает его более гибким, податливым, способным объединяться с различными технологиями.

По мнению, Кастельса, нельзя сказать, что новое общество не является капиталистическим. В нем в полной мере сохранились труд, капитал, и в полной мере прибыль. Более того, это общество более капиталистическое, чем какое либо другое. В нем способ производства остался тем же, а способ развития поменялся, он стал информационным.

Социальные последствия перехода к постиндустриализму.

Первоначально взгляды на новое общество были оптимистичными, но постоянно оптимизм сменялся скепсисом и критикой, потому что обратили внимание, что в обществе усиливается безработица, бедность, неравенство, и само «социальное» терпит изменения не в лучшую сторону.

Немецкий социолог Бек (1986) публикует книгу «общество риска», в которой поднимает данную проблему. Он говорит, что разрушаются основы социальной жизни, разрушаются социальные связи, чем бытие богатства, тем больше рисков, что приводит к психосоциальным отклонениям.

Проблемы в средние века.

  1.  Соотношение разума и веры. Если Августин ставил веру выше разума, то в дальнейшем разум привалирует.
  2.  Проблема общих понятий (универсалией)
  3.  Существование в мире зла. Зло существует там, где нет добра, зло как небытие добра.

Аврелий Августин
Эригена
Абилер
Фома Аквинский
Ансель Пентерберийский
Уильям Оккам.

Эпоха возрождения (14,15,16вв) касается искусства.

Антропоцентризм

Фантеизм – слияние Божеств мира и земного. Появилось представление о бесконечности мира.
Николай Кузанский
Джордано Бруно,
 Беккон.

Новое время (16-17)
Появляется математическое миропонимание. Математика становится эталоном науки. Ньютон, Галлилей, Лейбенц, Декарт.

2 направления:
1)рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбенц. Общие – учение о субстанции, понятие субстанции ввел Аристотель. Субстанция – это то, что существует само по себе и представляет через себя. Декарт говорит о существовании духовной субстанции (мысли) и материальной. Его учение называется дуализм.

Спиноза говорит об одной субстанции. Его учение – ионизм.

Лейбенц учил о существовании множества субстанций. Его учение плюрализм и панпсихизм.

  2.Эмпирики. Они учат о том, что все знания приходят из опыта. Джонн-Локк – теория естественного права, Джордж Беккли – отрицал существование материи, для вещи быть значит быть в восприятии.

Немецкая классичесая философия. Основной принцип – тождества.

1.Эмануил Кант (18в). Его философия называется трансендектральной, поскольку она стремится раскрыть предпосылки. Рассудок направлен всегда на опыт, но человек имеет разум, который стремится выйти за границы опыта и познать Бога, мир как целое и т.д.

Но это невозможно. Понятие «веешь в себе» означает, что все, что существует по своей ути не достижимо, нам известны только явления, мы знаем только представление о вещи.

2.Фикте – 3 положения. Наука в учении.

3. Выдвинул принцип абсолютного тождества: вне меня та же природа, что и во мне, т.е. природа тоже духовна.

4.Гегель. Философия абсолют (диалектического характера). Его философию называют пантоизм. Логика для него самое главное.

Западная философия.

1,2 половина 19века – философия жизни. Артур Матингауре и Фридрих Ницще. В основе мира лежит иррациональная слепая сила.
2.Марксизм
3.Позитивизм и его стадии развития
4.Фекоменология Э.Гуссер
5.Экметеонизм –философия существования. Сарт, Ярсперс.
6.В 70-е годы структуализм, Клод Лети-Стросс
7.Постодернизм

Русская философия. Учение Зенкевский В.В.

10 персоналий выписать о мысл.

Характерные черты русской философии
1.Она религиозна
2.Она решает проблему бытия
3.Антропоцентриична
4.Историкофична.




1. и. Программмный ~ это следующий по расписанию
2. Болезни рыб
3. Матрицей размера называется прямоугольная таблица чисел вида Числа называются элементами матрицы.html
4.  201 ж Хаттама Ц~К т~райымы-т~
5. а я обязательно сообщу до начала первой недели обучения второго семестра
6. методы вычленения и исследования эмпирического объекта; 2 методы обработки и систематизации полученного э.html
7. е место после расходов на хлебобулочные мясные мучные и макаронные изделия соответственно 19 18 и 17
8. Таланты ГранПри России 3 Этап Нижний Новгород 21
9. зависимые и маршрутнонезависимые
10. Зашита авторского права в интернете.html
11. их дети. Ц а р и ц а И р и н а Ф е д о р о в н а во иночестве Александра сестра царя Бориса вдова царя Фе
12. по теме- ВВОДВЫВОД НА АССЕМБЛЕРЕ В DOS И LINUX
13. Взгляды Платона на воспитание
14. Охрана избирательных прав граждан в уголовном законодательстве России и зарубежных стран
15. тема філософських вчень які обстоюють обмеженість раціонального пізнання протиставляють йому інтуїцію ві
16. Реферат- Жизнь и творчество Данте Алигьери
17. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
18. Формировать у учащихся такие качества как долг ответственность честь достоинство личность
19. Государственный строй Руси периода Золотой Орды
20. Анализ и учет товарооборота торгового предприятия ООО Волгаконтракт